Тест по истории (10 класс) на тему: тест по истории. Что из названного относится к результатам нэпа

Итоговый тест с ответами по истории России (базовый уровень) 10 класс

Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита;
4) Иван III.
А6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества
2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей
4) отмена крепостного права
А7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет
2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат
4) Святейший Синод
А9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г.
2) 1645 г.
3) 1646 г.
4) 1647 г.

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович
2) Александр Павлович
3) Константин Павлович
4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество;
2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество;
4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет;
2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет;
4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое
2) погост
3) отходничество
4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича
2) Семена Дежнева
3) Степана Разина
4) Витуса Беринга

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I;
2) Николай I;
3) Александр II;
4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины;
2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном;
4) дать сражение при Бородине.
Часть 2
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва
В2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение
2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов
4) Учреждение министерств
В4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.
В5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь:
«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»
В6. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».
В7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
1) Иван Третий
2) Дмитрий Донской
3) Дмитрий Пожарский
4) Юрий Долгорукий

Вариант 2
А1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве
2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха
4) “Слово о законе и благодати
А2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян
2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству
4) землевладение воевод
А3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников
2) Емельян Пугачёв
3) Кондратий Булавин
4) Степан Разин
А5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов
2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах»
4) происходит присоединение к России средней Азии
А6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов
2) Александр Меньшиков
3) Козьма Минин
4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича
2) Алексея Михайловича
3) Петра I
4) Екатерины II

А9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III
2) 1547-Иван IV
3) 1721-Петр I
4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I
2) Павел I
3) Александр I
4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти - царю, сила мнения - народу!»
2) «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской;
2) Юрий Долгорукий;
3) Даниил Александрович;
4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената;
2) создание навигацкой школы;
3) отмена местничества;
4) реформа алфавита.
А19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества
2) кормления
3) земщины
4) рекрутчины

А20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.;
2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.;
4) Первой мировой войны.

Часть 2
В1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената;
2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга;
4) Полтавская битва.
В2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия
б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III
г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу
2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу
4) Петру Федоровичу

В4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь:
«Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!…Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»
В6. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»
В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь:
«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878 гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война1853-1856 гг., В7- полюдье.

Вариант №2

Часть 1

А1. Какое из названных событий произошло в XI в.?

А2. В честь взятие Казани в XVI в. был возведен

А3. Как называли в конце XV – начале XVI в. сторонников учения, порицавшего церковь за стремление к материальному богатству и роскоши?

А4. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?

А5. Какое из названных событий произошло раньше других?

А6. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил

А7. Как называлась административно-территориальная единица, введенная реформами Петра I?

А8. Что из названного относится к политике Екатерины II?

А9. Что из названного относится к причинам городских восстаний середины XVII в.?

А12. Кто из названных общественных деятелей был западником?

А14. Что из названного относится к идеологии славянофилов?

А15. В результате Тарутинского маневра русской армии удалось

А16. Какие из названных организаций относятся к тайным обществам декабристов?

Укажите верный ответ.

А17. Прочтите отрывок из книги историка и укажите императора,

о котором идет речь.

«Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая – в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым».

А18. Какое из названных событий произошло раньше других?

А19. Первый общерусский Судебник был принят в княжение

А20. Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?

2) огнищанин

А21. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады?

А22. Какой из названных документов был принят в первой четверти XVIIIв.?

А23. «Наказ» для Уложенной комиссии гг. был написан

1) Екатериной II

2) Н. Паниным

3) А. Безбородко

4) Н. Новиковым

А24. Как назывался глава учрежденного реформами Петра I Сенат?

А25. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?

А26. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

А27. Прочтите отрывок из документа и укажите дату его принятия.

А28. Какое из названных событий произошло позднее других?

А29. Кто из названных общественных деятелей был автором «Конституции», программы Северного общества декабристов?

А30. К правлению какого монарха относится термин «рескрипт Назимову»?

А31. Что из названного относится к особенностям промышленного переворота в России?

А32. В результате Бородинского сражения

Д) Положение о крестьянах, вышедших из зависимости

В10. Прочтите отрывок из письма художника (XIX в.) и напишите название войны, итоги которой привели его к содержащимся в тексте выводам.

«Был прекрасный день, когда мы подходили к Адрианополю. Перед самым городом показалась толпа двигавшегося нам навстречу народа, одушевление которого росло по мере нашего приближения; передовые не выдержали – бросились к нам бегом!»

В11. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Екатерины II:

1) основание Московского университета

2) крестьянская война под предводительством

3) присоединение Крыма к России

4) учреждение Академии художеств

5) участие России в Семилетней войне

6) принятие Жалованной грамоты дворянству

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 С3. Ответы предполагают использование

информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода .

Из «Манифеста», написанного.

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления.

Учреждение временного правления до установления постоянного, выбранного представителями сословий…

Равенство всех сословий перед Законом…

Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин – все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу… Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах…

Отмена подушных податей и недоимок по оным…

Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

С1. Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», дату (число, месяц, год), место этого события и не менее двух фамилий соратников.

С2. Используя текст источника, укажите, какие проблемы (не менее трех) и каким образом пытались решить соратники.

С3. Чем закончилось событие, в связи с которым написал «Манифест»? Назовите не менее трех последствий этого события для дальнейшего хода истории России .

Задания С4 С7 предусматривают разные виды деятельности . Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса .

С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

С5. Ряд историков считают, что внутренняя политика Екатерины II была последовательно крепостнической.

Какую другую точку зрения по вопросу о характере политики Екатерины II вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. В середине XVII в. под руководством патриарха Никона были проведены реформы в Русской православной церкви.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

С7. Сравните цели и содержание внутренней политики Александра I в начальный период царствования и в период после Отечественной войны 1812г.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

Вариант №2

ЧАСТЬ 1

№ задания

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В9 ставится 2 балла,

за правильный неполный (при верном установлении трех соответствий) – 1 балл.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В8, В10, В11 ставится 1 балл.

Ответ

ВАБГ

БВДА

Шувалов

БВДА

Крымская ИЛИ Восточная

АГВБ

ВАГБ

Анна Иоанновна ИЛИ Анна Ивановна

ВБДА

Русско-турецкая (гг.)

ЧАСТЬ 3

За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов;

за задания С4 – С7 ставится от 0 до 4 баллов.

С2. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) три проблемы

2) образ решения проблем

С3. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) итог события

2) три последствия

С4. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) три изменения

2) три положения

Указания к оцениванию

Верно названы 6 элементов ответа

С5. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) другая точка зрения

2) сделан выбор предпочтительной оценки

3) три аргумента

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно названы 2 элемента ответа

С6. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) два предложения

2) три последствия

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 4 элемента ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно названы 2 элемента ответа

С7. Элементы ответа, которые должны быть указаны:

1) две общие характеристики

2) три различия

Указания к оцениванию

Верно названы 5 элементов ответа

Верно названы 4 элемента ответа

Верно названы 3 элемента ответа

Верно назван 1 элемент ответа

Демонстрационный вариант, 27 вопросов.

(Ответы в конце теста)

А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?

1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.

А2. Князь Иван Данилович Калита вошел в историю как

А3. Как назывались исторические хроники, существовавшие в России в XI–XVII вв.?

1) былины
2) жития
3) летописи
4) сказания

А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?

1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах

А5. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите имя князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

1) Иван Третий
2) Дмитрий Донской
3) Дмитрий Пожарский
4) Юрий Долгорукий

А6. Что из названного относится к XIX в.?

1) упразднение патриаршества
2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей
4) отмена крепостного права

А7. «Мы были дети 1812 года» - так говорили о себе

А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет
2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат
4) Святейший Синод

А9. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур
2) появлению первых общероссийских ярмарок
3) уменьшению численности городского населения
4) формированию фабричных центров

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.

«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».

1) Павел Петрович
2) Александр Павлович
3) Константин Павлович
4) Николай Павлович

А11. Какое из названных событий произошло в России в период с февраля по октябрь 1917 г.?

1) созыв Учредительного собрания
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) провозглашение республики
4) заключение Брестского мира

А12 . Какие из названных лиц были представителями русской культуры «серебряного века»?

1) А.А.Блок, А.А.Ахматова
2) И.С.Тургенев, А.П.Чехов
3) Ф.И.Тютчев, А.А.Фет
4) В.Г.Перов, И.И.Шишкин

А13. Как называлась проводимая Советским государством в годы гражданской войны (1918–1921 гг.) социально-экономическая политика?

1) НЭП
2) «военный коммунизм»
3) коллективизация
4) индустриализация

А14. Что из названного относится к последствиям Февральской революции 1917 г.?

1) установление двоевластия
2) переход власти к Государственной Думе
3) переход власти к Петроградскому совету
4) установление власти большевиков

А15. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.
«23 августа 1943 года... завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны... Пятьдесят дней продолжалась величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими войсками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых... Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими тотальными мерами. Попытка Гитлера вырвать стратегическую инициативу из рук советского командования кончилась полным провалом, и с тех пор до конца войны немецкие войска вынуждены были вести только оборонительные сражения».

1) Висло-Одерская операция
2) освобождение Белоруссии
3) битва на Курской дуге
4) Сталинградская битва

А16. В 1936 г., 1977 г., 1993 г.

1) происходила смена политического курса
2) имело место преодоление внешнеполитических кризисов
3) принимались новые Конституции
4) заключались важнейшие международные договоры

А17. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических ракет?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау
2) С.П. Королев, В.Н. Челомей
3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов
4) А.С. Яковлев, А.Н.Туполев

А18. Во второй половине 80-х гг. во внешней политике СССР утвердилась доктрина

1) мирного сосуществования стран с различным общественно-политическим строем
2) разрядки международной напряженности
3) ядерного сдерживания
4) приоритета общечеловеческих ценностей

А19. Какая из названных мер относится к радикальной экономической реформе 1992 г.?

1) принятие курса на ускорение социально-экономического развития
2) освобождение цен от государственного контроля
3) создание советов народного хозяйства
4) выдача кредитов государственным предприятиям

А20. Что является одной из важных внешнеполитических задач РФ в начале XXI в.?

1) усиление интеграционных процессов в СНГ
2) вхождение в «большую семерку» ведущих стран мира
3) вступление в НАТО
4) вывод войск из стран Восточной и Центральной Европы

Задания В1-В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва

В2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

В3. Какие два из перечисленных ниже имен связаны с Отечественной войной 1812 г.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) М.Скобелев
2) П.Нахимов
3) П.Багратион
4) Д.Давыдов
5) А.Горчаков

В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.
«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью – значилось в нем – устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений.» Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».

В5. Что из названного относилось к новой экономической политике, проводимой в СССР в 1920-х гг.? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) введение натурального налога
2) запрещение свободы торговли
3) продразверстка в деревне
4) передача в частные руки мелких и средних предприятий
5) создание колхозов

В6. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.
«Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано, было прожито и сделано ради этой минуты... Быть первым в космосе - можно ли мечтать о большем?

В7. Установите соответствие между событиями XX в. и годами, в которые происходили эти события. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1- С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. Прочтите отрывок из книги современных историков и выполните задания C1, C2, СЗ, С4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.


«Вполне определенно начиналось формирование образа нового противника (взамен нацизма, поверженного и признавшего свое поражение). В марте этот процесс получил мощный импульс. Сначала образ былой жестокости на пропагандистском уровне продемонстрировал Черчилль в Фултоне, а затем Сталин в ответах иностранным корреспондентам. Первый говорил о железном занавесе, контроле Москвы, о политическом режиме в СССР и ряде других стран, где не соблюдаются принципы демократии. Второй, не стесняясь в выражениях, приравнивал недавнего союзника к поджигателям войны, говорил, что он призывает к нападению на СССР».

С1. Когда (в какие годы) происходили описанные события?

С2. Какие посты занимали названные в отрывке государственные деятели?

С3. Почему началось «формирование образа врага» в странах, участвовавших в совместной борьбе против нацизма? Назовите не менее двух причин.

С4. Какое название получил период международных отношений, начало которому было положено в описанное время?

Выполните задания С5-С6, относящиеся к истории внешней политики России второй половины XVIII века.

С5. Назовите не менее трех итогов внешней политики России во второй половине XVIII в.

С6. Приведите не менее двух примеров военных побед России в этот период времени.

Ответы.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

передвижники

№ задания

Ответ

Во второй половине 40-х гг. XX в.

− И.В.Сталин – руководитель советского правительства и Коммунистической партии Советского Союза;
− У.Черчилль – лидер консервативной партии Великобритании; в годы Второй мировой войны - глава правительства Великобритании

Могут быть названы следующие причины «формирования образа врага» в СССР и странах Запада:
− рост симпатий в мире по отношению к СССР, как к стране-победительнице; внесшей наибольший вклад в разгром нацизма
− недовольство руководства стран Запада усилением роли СССР в международных отношениях;
− обеспокоенность СССР ядерной монополией США;
− расхождение интересов бывших союзников по антигитлеровской.

«холодная война»

Могут быть названы следующие итоги:
− получение Россией выхода к Черному морю;
− вхождение в состав России Северного Причерноморья;
− вхождение в состав России Крыма;
− вхождение в состав России Правобережной Украины, Белоруссии.

Могут быть приведены следующие примеры военных триумфов России:
− Чесменский морской бой;
− взятие крепости Очаков;
− сражение на реке Рымник;
− падение крепости Измаил.

Итоговый тест по истории России

Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А 2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А 3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А 4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А 5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита; 4) Иван III.
А 6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества 2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей 4) отмена крепостного права.
А 7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А 8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат 4) Святейший Синод
А 9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович 3) Константин Павлович 4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество; 2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество; 4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет; 2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет; 4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое 2) погост 3) отходничество 4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича 2) Семена Дежнева 3) Степана Разина 4) Витуса Беринга

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины; 2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном; 4) дать сражение при Бородине.
В 1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва
В 2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств
В 4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.
В 5. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Вариант 2
А 1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати
А 2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян 2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству 4) землевладение воевод
А 3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А 4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв 3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин
А 5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов 2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах» 4) происходит присоединение к России средней Азии
А 6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов 2) Александр Меньшиков 3) Козьма Минин 4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А 8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича 2) Алексея Михайловича 3) Петра I 4) Екатерины II

А 9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III 2) 1547-Иван IV 3) 1721-Петр I 4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти - царю, сила мнения - народу!»
2) «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской; 2) Юрий Долгорукий; 3) Даниил Александрович; 4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената; 2) создание навигацкой школы;

3) отмена местничества; 4) реформа алфавита.
А 19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества 2) кормления 3) земщины 4) рекрутчины

А 20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.; 2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; 4) Первой мировой войны.
В 1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената; 2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга; 4) Полтавская битва.
В 2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В 3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу

В 4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.