Пример операционализации понятия в социологии. Контрольная работа операционализация понятий в социологическом исследовании. Обоснование выборочной совокупности

Интерпретация понятий – это истолкование, уточнение смысла понятий. Понятия науки эксплицируются (проявляются) с помощью определений (дефиниций). Чтобы понятия науки могли быть средством дальнейшего познания и решения практических задач, требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в воспроизведении схемы процесса познания, приведшего к данной формулировке интерпретируемого понятия. С формальной точки зрения, интерпретация понятий выступает как понижение уровня их общности путем сведения к понятиям меньшей общности через термины, модели, образы и иные доступные данной науке средства. Предел понижения общности интерпретируемого понятия задается целью интерпретации и инструментальными возможностями науки.

Например, если проводится исследование досуга студентов, то нам следует определить, кого мы в данном случае понимаем под термином «студент» – речь идет о студентах всех форм обучения? Или только о студентах дневного отделения? Также нам нужно определить, что такое досуг: это культурно структурированные способы времяпрепровождения (тогда речь идет о том, куда студенты любят ходить чаще – в клубы, спортзалы или кинотеатры), или же все свободное время студента – тогда исследование будет посвящено тому, как студенты его структурируют, сколько у них этого времени, насколько они удовлетворены тем, как они проводят досуг, как они хотели бы его проводить в идеале и т.д.

Даже самые распространенные слова могут пониматься нами неправильно, поэтому при процедуре интерпретации понятий следует всегда пользоваться словарями. Оптимальный вариант – ознакомиться со статьями, посвященными понятию, из нескольких словарей, и составить из них свое определение. Этого определения нужно будет придерживаться при составлении анкеты или построении интервью и задавать вопросы таким образом, чтобы суть ответа вела именно к этому понятию. Например, в разобранном выше случае обязательно должно быть указано, что опрашиваются только студенты дневного отделения вузов (если вы решили исследовать именно их досуг).



Операционализация понятий может осуществляться разными способами:

1. сведение понятия (переменной) к операциональным определениям. Переменная «возраст» может быть определена через вопрос «Сколько вам полных лет?» Переменная «уровень образования» может быть определена через вопрос «Какие учебные заведения вы окончили»?

2. наблюдения и операции понимаются как симптомы латентного свойства, признаки его наличия, но не как оно само – то есть остается дистанция. Мы указываем, что считаем доходы человека через его расходы: сколько вы тратите на еду, одежду и т.д. Продуктивность ученого может измеряться количеством публикаций, но не сводима к ней. Может быть, он вписывает свою фамилию во все работы своих аспирантов.

3. понятие определяется через совокупность признаков, взаимосвязанных переменных. Например, организованность мы определяем через: аккуратность, пунктуальность, целеустремленность, автономность, т.е. самоопределяемость поведения, успешность в выполнении дел.

Интерпретация в социологии имеет теоретический, эмпирический и операциональный характер.

Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в определение операционализируемого понятия. Теоретическая интерпретация достигает своей цели лишь при условии формулировки понятийных индикаторов, т.е. понятий, которые не только эксплицируют общее понятие, но и позволяют разрабатывать методику замера. Реконструкция пути получения понятий возможна лишь в главных, определяющих чертах.

Эмпирическая интерпретация – выведение наблюдаемых признаков, репрезентирующих содержание понятий-интерпретантов (понятийных индикаторов). Например, если одним из понятийных индикаторов общественно-политической активности рабочих является отношение к профсоюзным собраниям, то эмпирическими индикаторами самого отношения к собраниям будут: а) посещаемость собраний, б) количество выступлений на них, в) конструктивность предложений, г) критичность выступлений, д) участие в реализации решений собрания.

Операциональная интерпретация – совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл. В этом случае он может использовать и операциональную интерпретацию понятий. Например, IQ – это то, что измеряется с помощью тестов IQ. Уровень социальной удовлетворенности можно определить через соответствующий вопросник.

Все три этапа научной интерпретации понятий применяются в единстве, их использование обеспечивает правильное построение методики социологического исследования.

Формирование выборки

Один из фундаментальных вопросов при проведении социологического исследования звучит так: «Можно ли распространить сведения, полученные в процессе обследования, на объекты, находящиеся за нами нашего конкретного опыта?» Ответ однозначен: можно.

Любое единичное наблюдение распространяется на более широкую сферу наблюдений, и проблема репрезентации заключается в том, чтобы установить степень соответствия между параметрами обследо­ванной совокупности и «реальными» характеристиками объекта. Выборочная процедура предназначена как раз для того, чтобы рекон­струировать реальный объект исследования и генеральную совокуп­ность из отдельных моментных наблюдений.

Генеральная совокупность (популяция) – совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы. Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые подлежат изучению. Состав генеральной совокупности зависит от целей исследования. Иногда генеральная совокупность – это все население определённого региона (например, когда изучается отношение потенциальных избирателей к кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объект исследования.

Выборка (выборочная совокупность) – часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с целью получения информации о всей генеральной совокупности.

Число объектов, составляющих выборочную совокупность, называется объемом выборки.

Методы математической статистики позволяют оценить случайную ошибку изучаемых признаков выборки определенного объема. Она находится в пределах 3%.

Кроме объема выборки, существенную роль играет способ формирования выборки.

Репрезентативность – соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

В основании выборочной процедуры всегда лежит «если бы» - предположение о том, что экстраполяция наблюдений существенно не изменит полученный результат. Поэтому генеральную совокупность можно определить как «объективную возможность» выборочной совокупности.

У нас есть возможность провести разграничение объекта исследования и генеральной совокупности: объект - не просто совокупность единиц, а понятие, в соответствии с которым осуществляется идентификация и отбор единиц исследования.

Несомненно, концептуальному объекту должна соответствовать вполне реальная генеральная совокупность. Для этого необходимо предусмотреть еще один объект исследования - проектируемый объект.

Проектируемый объект - это совокупность доступных исследователю единиц. Задача состоит в том, чтобы установить группы, являющиеся недоступными либо труднодоступными для сбора данных.

Реальный объект - та совокупность, которая сформировалась на стадии полевого исследования с учетом ограничений в доступности первичной социологической информации. Помимо заключенных, военнослужащих и больных, меньшую вероятность попасть в выборку имеют жители удаленных от транспортных коммуникаций сел, особенно если обследование производится осенью; оленеводы, монахи и т.д.

Существуют достаточно эффективные способы контроля за­полнения вопросников и приемы ремонта выборки, в частности «взвешивание» основных типологических групп респондентов: группы тех, кого не хватает, увеличиваются, а избыточные группы уменьшаются.

В социологии при обследованиях взрослого населения чаще всего используют данные переписей населения, текущего статистического учета, предшествующих опросов на том же объекте. В качестве контрольных параметров обычно применяются социально-демографические признаки. Это можно сделать по завер­шении анализа данных. Исключение составляют предвыборные оп­росы и опросы, предшествующие переписям населения и референду­мам - исследователи стремятся предсказать их результаты и, тем самым, подтвердить репрезентативность своих данных.

Например, институт Дж. Гэллапа, систематически проводящий обследования общественного мнения по национальной выборке объ­емом 1500 человек, контролирует репрезентативность по имеющимся в национальных цензах данным о распределении населения по полу возрасту, образованию, доходу, профессии, расовой принадлежности (белый - цветной), месту проживания, величине населенного пункта.

В исследованиях, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения, надежность выборочных данных также оце­нивается посредством «апостериорного» контроля. В анкету монито­ринга экономических и социальных перемен включены признаки (вопросы), по которым имеется информация в Государственном комитете по статистике Российской Федерации. Такими признаками являются пол, возраст, образование, тип поселения, семейное положение, сфера занятости, должностной статус респондента. Четыре показателя - пол, возраст, образование и место жительства респондента используются для выделения контро­лируемых групп при определении весов опрошенных - они должны соответствовать аналогичным группам в генеральной совокупности.

Показатели семейного положения, сферы занятости и долж­ностного статуса в определении весов не участвуют и служат для дополнительного контроля выборки.

Максимальное отклонение показателей выборочной совокупности от соответствующих значений государственной статистики составляет 3,1 процентных пункта. Предполагается, что в этих пределах варьирует и ошибка выборки по изучаемому параметру, значение которого в генеральной совокупности неизвестно.

Если выборка выходит за приемлемые рамки по известным перемен­ным, она непригодна и по изучаемой переменной. И все-таки важно сознавать, что одна и та же совокупность единиц описывается многообразными характеристиками, каждой из которых присуща своя степень вариации. Иначе говоря, по одним характеристикам генераль­ная совокупность «хорошо перемешана» и является однородной, по другим-дифференцированной.

Не существует выборки на все случаи социоло­гической жизни. Лучшая выборка - не обязательно большая. Даже очень маленькая выборка может быть вполне представительной. Глав­ное, чтобы она была хорошо перемешана в генеральной совокупности.

Ошибки выборки

1. Случайные: случайная ошибка - это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала критерии доступа к единицам исследования должны быть независимы от изучаемых переменных. Огромные массивы опрашивать не нужно. Для примера сравним данные двух нижеследующих таблиц, взятых из реального опроса, проведенного компанией Дж. Гэллапа:

Результаты опроса жителей США в 1920-х годах о том, как они относятся к запрету спиртного:

Размер выборки Одобряют Не одобряют Нет мнения
12 494

Мы видим, что самое большое расхождение между данными по двенадцатитысячной выборке и другим выборкам меньшего объема составляет два процентных пункта (по признаку несогласия с запретом спиртного). Отсюда следует, что в обследовании отношения американ­цев к запрету спиртного выборка может состоять из 442, равно как и из 12 494 человек, а результаты будут практически одинаковыми.

В практике массовых опросов относительная несущественность количества обследованных для получения точных результатов демонстрировалась неоднократно.

В 1942 г. в Принстонском университете было проведено исследование предпочтений избирателей: выборка составляла 200 человек:

2. Систематические ошибки . Это неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений, которые приводят к «утере» проектируемого объекта исследования. В отличие от случайных, систематические ошибки распределяются во­круг средней неравномерно, при возрастании объема выборки не уменьшаются. Число опрошенных здесь уже не имеет значения, потому что фактическая генеральная совокупность - та, что соответст­вует выборке, уже «уехала» от проектируемой, а исследователь продол­жает надеяться на репрезентативность. Систематические ошибки в отличие от случайных не поддаются предварительному контролю.

Второй тип систематической ошибки связан с иллюзией по­стоянства. Социологические переменные субъективного плана - мнения, оценки, установки, намерения - меняются столь же быстро, сколь хаотично, иногда под влиянием непредвиденных обстоятельств.

Установим три группы социологических переменных: а) пе­ременные, не обнаруживающие динамики; б) переменные с про­гнозируемой динамикой; в) переменные с непрогнозируемой ди­намикой. В первом случае временным смещением объекта при проектировании выборки можно пренебречь, во втором случае ре­зультаты наблюдений должны экстраполироваться на проектируемый объект с некоторым упреждением - примерно так, как производится стрельба по движущейся цели. Существуют циклы электоральных предпочтений – месяцы и недели.

Третий тип систематических ошибок -недостаточный учет ано­мальных и труднодоступных единиц исследования. Речь идет о тех, кто в силу обстоятельств имеет меньшую вероятность попасть в выборку. Если первый тип систематической ошибки связан с давлением доступных единиц, в данном случае причину ошибки можно обозна­чить как ненавязчивость малодоступных единиц. Их мало, и социолог уже на стадии проектирования генеральной совокупности должен решить, стоит ли пренебрегать малочисленными группами лиц, лишенных свободы, не имеющих определенного места жительства, работающих в отрыве от дома и т. п. Если учет малодоступных единиц не имеет существенного значения для исследования (в большинстве случаев бывает именно так), следует указать, что они исключены из выборочной совокупности. К малодоступным единицам относятся также больные, в частности, находящиеся в стационарах, очень нелегко получить возможность обследовать личный состав Вооружен­ных Сил.

Четвертый тип систематических ошибок – недостаточный учет отсутствующих в месте сбора данных, как правило, по месту проживания,

Пятый тип систематических ошибок - отказы от ответа, которые в зависимости от темы опроса могут составлять довольно значительный процент запланированных интервью. Особенно часто отказы от ответа наблюдаются в крупных городах. Проблема заклю­чается в том, что в отличие от отсутствующих дома отказывающиеся отвечать, по данным исследований, существенно отличаются от сотрудничающих с интервьюером. В частности, имеющие высокое образование и информированные респонденты склонны говорить «не знаю» в противоположность малограмотным и самоуверенным, у которых есть ответ на любой вопрос.

Причины отказа от ответов:

Первая причина связана с содержанием вопросов, недо­статочной осведомленностью респондента в предмете обсуждения либо нежеланием говорить на определенные темы.

Вторая причина - нежелание отвечать в силу недоброжелательной установки по отношению к интервьюеру либо такого рода опросам вообще.

Третья причина - внешние обстоятельства, препятствующие контакту, несмотря на информированность респондента и желание сотрудничать. Общая величина систематической ошибки, как показал Н.Н. Чурилов, составляет 3,03%.

Виды выборки

Виды выборки выделяют в зависимости от способа формирования выборок. Существует три таких способа: сплошной, случайный и неслучайный.

1. Случайный способ. Этим способом можно создать вероятностную, систематическую, районированную и гнездовую выборку.

1.1. вероятностная : нумерация единиц, если это возможно, и отбор среди них с помощью генератора случайных чисел.

1.2. стратифицированная (районирование) – разделение на более или менее однородные части и затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Проблема заключается в обеспечении однородности выделяемых классов на основе существенных для исследователя критериев. Для решения такой задачи необходимо располагать данными о структуре генеральной совокупности и, в частности, о распределении признака районирования. Выделенные «районы» должны существенно отличаться друг от друга, но им должна быть присуща внутренняя однородность. Например, курсы или факультеты института.

1.3. Кластерная (гнездовая). Социологические гнезда - это населенные пункты, районы, предприятия, бригады, учебные группы. Реализовать такую выборку намного легче, чем вероятностную либо районированную. Единицы исследования здесь размещены компактно.

1.4. Механическая. Систематический отбор является упрощенным вариантом случай­ного отбора. В основу выборки здесь положены не вероятностные процедуры, а алфавитные списки, картотеки, схемы, которые, как предполагается, не зависят от изучаемого признака и обеспечивают равновероятность попадания в выборку всех единиц генеральной совокупности.

2. Неслучайные методы отбора дают «стихийную» выборку, квотную выборку и выборку методом «основного массива».

2.1. Квотный отбор основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Интервьюер получает задание опросить некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии. Удельный вес квоты в выборочной сово­купности должен соответствовать ее удельному весу в генеральной совокупности. Обычно квотная выборка используется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и применения вероятностных процедур. Например, в штате Нью-Йорк проживает 10% населения США. Следовательно, 10% интервью должны быть проведены в Нью-Йорке. Если объем национальной выборки 10 000 человек, то на Нью-Йорк приходится 1000 интервью. Далее. Нью-Йорк Сити включает 40% населения штата. Следовательно, 400 интервью будут проведены в Нью-Йорк Сити. Поскольку третья часть жителей Нью-Йорк Сити живет в Бруклине, 133 интервью будут проведены в этом районе.

Кроме территориальных признаков, для определения квоты выбираются социальный статус, возраст, пол, иногда раса. Распределение этих признаков в генеральной совокуп­ности известно и нетрудно обеспечить ее идентичность структуре выборки. Но при соблюдении квот остается много возможностей для систематических ошибок. В частности, интервьюер, разыскивая рес­пондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе предпочтет беседовать с более привлекательными и коммуникабель­ными людьми. Т.е. при вероятностной выборке инициатива интервьюера меньше портит выборку.

2.2. Метод стихийного отбора внешне похож на случайный. Ис­следователь здесь имеет дело с максимально доступными для него единицами наблюдения и исходит по преимуществу только из критерия принадлежности респондента к проектируемой генеральной совокупности. Чаще всего в данном случае допускаются неконтроли­руемые систематические ошибки. Особенно это относится к уличным опросам, когда фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. Обследования, проводимые с помощью публикуемых в газетах вопросников, строго говоря, относятся к воображаемому объекту. Оценить репрезентативность выборочных средних при сти­хийном отборе практически невозможно.

2.3. Метод основного массива – метод основного массива, преимущество которого состоит в том, что выборочная совокупность составляет значительную долю генеральной и перекрывает возможное смещение. Например, при обследовании коллектива предприятия вполне достаточно опросить «большинство» работников.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные пункты программы социологического исследования.

2. Дайте определение понятия «предмет исследования».

3. Как можно определить объект и предмет исследования, если оно посвящено тому, как абитуриенты выбирают вуз для поступления?

4. Каким требованиям должна отвечать гипотеза социологического исследования?

5. В чем заключается процедура интерпретации и операционализация понятий?

6. Как связано понятие «гипотеза» и понятие «переменная»?

7. Перечислите и охарактеризуйте основные виды гипотез.

8. Что такое генеральная совокупность? Какова будет генеральная совокупность для исследования, посвященного предпочтениям петербургских покупателей в сфере кормов для кошек?

9. Назовите три основные причины отказа респондентов от ответа.

10. Назовите и охарактеризуйте два любых способа формирования выборки исследования.

Литература:

1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие \ М, КДУ, 2009. – 296 с.

2. Ежов С.П., Халлисте О.В. Введение в социологию: учебное пособие. СПб, изд-во СПбГТИ, 2015. – 247 с.

3. Ильясов Ф. Н. Шкалы и специфика социологического измерения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. №1. С. 3-16. Электронный документ. Код доступа:

4. Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». – М., «Высшее образование и наука», 2009. – 272 с.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., «Омега-Л», 2007. – 567 с.

Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логический и операциональный анализ основных понятий, который принято называть процедурой интерпретации. В социологии выделяют три вида интерпретации: теоретическую, эмпирическую и операциональную.

Смысл теоретической интерпретации заключается в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального, изучения.

Определением только центрального понятия теоретическая интерпретация не заканчивается, поскольку сущность проблемы и предмета исследования отражает, как правило, несколько понятий. Одни из них более общие, абстрактные, другие менее общие, входят в состав основных понятий.

Сам процесс теоретической интерпретации распадается на несколько этапов, включающих в себя: 1) выделение базовых понятий, отражающих предмет исследования; 2) вычленение понятий меньшей степени общности, установление их связи с базовыми; 3) формирование единой и целостной непротиворечивой системы понятий, отражающей существо предмета исследования.

Теоретическая интерпретация будет полноценной в том случае, если отвечает целому ряду условий. Определения данных понятий не должны противоречив понятийному аппарату отраслевой социологам, в рамках которой и проводится исследование.

Очень важно обеспечить комплексность интерпретации, которая достигается установлением жестких логических связей между понятиями и формированием их целостной системы. Для этого необходима точность, лаконичность, непротиворечивость определений.

Эмпирическая интерпретация предполагает переход от теоретического понятия к процедурам его измерения на конкретном объекте. Это означает, что для каждого понятия нужно подобрать эмпирические показатели (индикаторы), позволяющие его количественно измерить.

Показатели и индикаторы соотносятся как общее и частное: индикаторы конкретизируют показатели и позволяют непосредственно осуществлять процедуру измерения. Иногда по содержанию и функциям показатели и индикаторы совпадают.

Общепризнанными в социологии считаются две тактики использования показателей. Первая -- тактика выбора множественности показателей, которая гарантирует: 1) полноту анализа объекта исследования, его многосторонность, целостность; 2) получение переизбытка информации и возможность ее дополнительного контроля; 3) повышение надежности получаемой информации.

Вторая тактика предусматривает выбор нескольких сильных показателей. Она устраняет избыточность информации, повышает экономичность исследования, снижая материальные, временные и трудовые затраты. Условием успешности ее применения служит точность подбора показателей, отражающих сущностные характеристики объекта исследования. Обе тактики подбора показателей гарантируют качество полученной с их помощью информации. Информация не может считаться надежной, если показатели и индикаторы подбираются стихийно, без четко обозначенной проблемы исследования и предварительной теоретической интерпретации понятий.

Операциональная интерпретация представляет собой технику исследования. Она предполагает:

1) выбор или построение наиболее подходящей шкалы измерения для разработанных социологом индикаторов;

2) выбор оптимальных методов сбора первичной социологической информации, которые позволят провести процедуру измерения;

3) подбор техники преобразования и анализа информации. Индикаторы могут служить измерительным инструментом только тогда, когда определенным способом организованы. Этим способом организации индикаторов являются шкалы. В социологических исследованиях используются разные шкалы. Мы приведем пример двух их типов -- неупорядоченных и упорядоченных. Например, изучается отношение студентов к феномену любви. Это отношение можно измерить с помощью шкал разного типа. Неупорядоченная шкала, «заложенная» в анкету и представленная виде одного из ее вопросов, выглядит следующим образом.

Чем для вас является любовь? Любовь -- это... (можно отметить несколько вариантов ответов):

1) основа духовного роста, самореализации личности;

2) пустое слово, придуманное романтиками;

3) отношение между полами, секс;

4) сила, способная гармонизировать человеческие отношения;

5) необходимое условие для создания семьи;

6) великая сила, правящая миром;

7) стимул любых видов человеческой деятельности;

8) основа человеческого единства.

В данной неупорядоченной шкале все восемь пунктов равнозначны, ни один из них не является более «сильным» или весомым. Они подобраны по определенному классификационному критерию: половина высказываний характеризуют любовь как цель, другая половина -- как средство. В вопросе анкеты пункты шкалы перемешаны между собой, при желании можно определить, какой группе высказываний соответствует тот или иной вариант ответа.

А теперь приведем пример упорядоченной шкалы, «заложенной» в другой анкетный вопрос:

1. Очень значимым.

2. Скорее значимым, чем нет.

3. Ни да, ни нет.

4. Скорее не значимым.

5. Совершенно не значимым.

Упорядоченная шкала представляет собой набор высказываний, упорядоченных по силе от позитивного («Очень значимым») к негативному («Совершенно не значимым») отношению к любви.

Операциональная интерпретация представляет собой решение технических вопросов выбора таких способов измерения (типов шкал), которые будут оптимальными для изучаемого объекта и для реализации целей и задач исследования. Интервальная шкала (один из вариантов упорядоченной), которая применяется чаще для измерения количественных признаков, таких, как возраст, доход и др., и задает определенные интервалы, в рамках которого колеблется признак (например, возраст студентов может быть измерен в интервалах: до 18 лет; 18--20 лет; 21-23 года; 24 и более).

Применение разных способов построения шкал дает возможность учесть психологические особенности респондентов (утомляемость, снижение внимания от монотонности и отсутствия разнообразия в построении инструмента и т.д.).

Операциональная интерпретация предполагает также решение вопросов, связанных с обработкой и анализом полученных данных. (В приведенном нами примере самым простым способом обработки является расчет абсолютных значений и процентов по каждому пункту шкалы (пример талица)).

Студенты о значимости для них чувства любви

Задавая более сложную систему обработки данных, можно совместить два типа шкал. Тогда уровень значимости такого явления, как любовь, для личности респондента будет количественно измеряться уже по каждому отдельному варианту ответа (табл.).

Любовь -- это...

Не согласен Согласен

Основа духовного роста, самореализации личности

Пустое слово, придуманное романтиками

Отношение между полами, секс

Сила, способная гармонизировать человеческие отношения

Необходимое условие для создания семьи

Великая сила, правящая миром

Стимул человеческой деятельности

Основа человеческого единства

К процедурам операциональной интерпретации относится и выбор методов анализа информации, в частности методы статистического анализа (корреляционный, факторный, кластерный и др.). Они обязательно сопровождаются логическим анализом, содержательной интерпретацией получаемых данных.

Кроме решения вопросов выбора (построения) шкал, техники их оформления, подбора процедур обработки и анализа данных, операциональная интерпретация предполагает и поиск методов сбора информации, оптимальных для сформированного набора индикаторов.

Рассматривая три типа интерпретации в единстве, необходимо отметить, что они представляют собой три уровня социологического исследования -- методологии, методики и техники. Если теоретическая интерпретация -- это уровень методологии, выстраиваемой с помощью анализа теоретических понятий, объединения их в единую, целостную концепцию, то эмпирическая интерпретация -- это методика, поскольку она показывает путь перехода от теоретических понятий к практике их изменения с помощью показателей и индикаторов; наконец, операциональная интерпретация -- это техника исследования, представляющая совокупность технических процедур сбора и анализа информации.

Контрольные вопросы:

1. Процедуры интерпретации и операционализации как средства перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования.

2. Виды и уровни интерпретации. Логические и операциональный анализ понятий исследования.

3. Индикатор и индекс. Критерии отбор» индикаторов при проектировании инструментария исследования

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методологическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.

Операционализация понятий не тождественна операциональному определению. Последнее - логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации, предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т.д., т. е. то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования.

Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связью исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы), - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями.

О том, что понятие операционализировано (а не просто определено, хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т.п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный метод, инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подвергалось операционализации.

При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.

А.В. Кабыща

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 309-310.

Литература:

Цыба В.Т. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социол. иссл-я. 1984. № 2; Батыгин Г.С. Обоснование науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Кабыща А.В. Некоторые методол. вопр. операционализации понятий в соц-и // Вопр. философии. 1987. № 2; Lazarsfeld P.F. Concept Formation and Measurement in Behavioral Science: Some Historical Observatiom // Consepts, Theory and Esplanation in Behavioral Sciences. N.Y., 1966.

Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.

Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.

Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.

Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего необходимость инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не могут быть эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия необходимо определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.

В социологическом исследовании операционализации подлежат все основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического деления понятий. Однако, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое деление понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.

В специальной литературе обычно указывается три основных вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения основных функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.



Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.

Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Таким образом, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и так же, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они могут быть дополнены целевыми видами операционализации. Например, может быть использована функциональная операционализация , нацеленная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.

Полная операционализация понятия помимо процедуры деления понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.

При проведении социологических исследований с необходимостью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию основных понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.

Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определенной теории, определенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. Поэтому две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.

Существует множество видов интерпретации понятий.

Теоретическая интерпретация понятий включает определение понятия, определение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также деление понятия.

Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление основных эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.

И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».

Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), т.е. реинтерпретацию. Если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.

На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.

Операционализация понятий - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов (см. Измерение; Индикатор социальный; Интерпретация основных понятий). Операционализация – позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные.
Процедура:
1. Перевод исходного понятия в показатели.
2. Перевод показателей в переменные.
3. Перевод переменных в индикаторы.
4. Определение методов сбора искомых данных.
Эмпирический индикатор позволяет:
- установить как и в какой форме надо подойти к сбору данных;
- правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;
- определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).
Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятий ным аппаратом и методическим инструментарием исследования.

ПОНЯТИЕ – ПОКАЗАТЕЛЬ – ИНДИКАТОР – ИСТОЧНИК – ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ"

Показатели Переменные Индикаторы
I. Отношение к труду
Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде
Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность
Инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок
2. Отношение к собственности Субъективное восприятие
Реальное совладение Мое, наше, чужое
3. Отношение к производству
Субъективное восприятие как источник благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Понимание, оценки, установки, события
4. Отношение между работниками
Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Обобщение, сопереживание, симпатии, общие ценностные ориента¬ции, интересы, типы поведения.
5. Отношение к управлению Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления Мнения о способностях руководителей, соучастии.

Операционализация понятий не тождественна операциональному определению , которое, прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации - как предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является логической процедурой определения. Это - разработка новых средств фиксации данных - индексов, шкал, анкет и т. д., то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это - действительно поиск социальных индикаторов, а не их использование.
Процедура операционализации понятий состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так. при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятий в индикаторы, точнее в «индикаторные понятия» (используются как операциональные, так и неоперациональ¬ные определения, например, описательное); перевод индикаторов в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индекса на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс группо¬вой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов, сделанных в группе, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый индикатор - взаимные выборы и средство регистрации - простой подсчет.
Операционализация понятий является обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели, которая состоит из понятий, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы) - фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из переменных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходным понятием.
О том, что понятие операционализировано (а не просто определено хотя бы и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т. д.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный методический инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) социального объекта. В процессе операционализации понятий осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т. е. той моделью, которая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для исследования или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методики и техники) будет не пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подверглось операционализации.
При исследовании операционализации понятий возможны различные подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.