Откуда произошли туркмены. Факторы, способствовавшие экономическому развитию. Государственное устройство Туркмении

Московская область : 1448 (2010 г.)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург : 1287 (2010 г.)
  • Татарстан Татарстан : 968 (2010 г.)
  • Башкортостан Башкортостан : 783 (2010 г.)
  • Краснодарский край Краснодарский край : 667 (2010 г.)
  • Самарская область Самарская область : 634 (2010 г.)
  • Таджикистан Таджикистан : 15 171 (2010)
    Украина Украина : 3709 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 2685 (2009 г.)
    Казахстан Казахстан : 2234 (2009 г.)
    Кыргызстан Кыргызстан : 2037 (оценка 2012)
    Латвия Латвия : 46 (оценка 2010)

    Язык Религия Расовый тип

    Европеоиды,с небольшой примесью монголоидных элементов

    Происхождение


    Этногенез

    Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные, сако-массагетские и сармато-аланские племена степей , а также жители древних государств - Маргианы , Парфии и Хорезма . В середине 1-го тысячелетия в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в IX-XI веках - Огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в XV веке , когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков .

    Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века , обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).

    В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма , средней Амударьи и Северного Хорасана . Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI веков начало подвергаться тюркизации.

    Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в -XI веках , сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка .

    Генетика

    Генетические исследования полиморфизма митохондриальной ДНК (мтДНК) подтвердили, что туркмены характеризуются наличием местных иранских линий мтДНК, подобных восточноиранским популяциям, но у туркмен и восточноиранских популяций с частотой свыше 20 % наблюдалось высокое значение тюркского генетического компонента . Это скорее всего указывает на предковую комбинацию иранских групп и тюрок , которое было унаследовано современными туркменами, и которое, как представляется, соответствует историческим записям, которые указывают на то, что многочисленные иранские племена существовали в данном регионе ещё до миграции тюркских племен, которые, как полагают, смешались/слились с местным населением и передали свой язык и создали нечто в роде гибридной/смешанной тюрко-иранской культуры.

    Общество

    Племенное деление

    Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные туркменские племена - эрсары , йомуды ,языры, (алили , салыры , човдуры , гоклены и текинцы (теке).

    Расселение

    Туркмены в Иране

    Туркмены в Афганистане

    Туркмены в России

    Этнографические группы

    В туркменском этносе сложилось несколько этнографических групп :

    Антропология

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание антропологии туркмен:

    Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на отчасти монгольское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

    Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66 .

    См. также

    • Сирийские туркмены - народ в Сирии .
    • Туркоманы (туркманы или иракские туркмены) - народ в Ираке .
    • Турецкие туркмены (тур.) русск. - этническая группа в Турции .

    Галерея

    • Галерея изображений
    • Turkmenian singer-Zakopane 2006.jpg

      Туркменская девушка

      Independence Day Parade - Flickr - Kerri-Jo (215).jpg

      Туркмены в национальной одежде на параде Независимости

      Independence Day Parade - Flickr - Kerri-Jo (326).jpg

      Туркменские дети в национальной одежде на параде Независимости

      Туркмены в национальной одежде преподносят хлеб Президенту России

    Напишите отзыв о статье "Туркмены"

    Примечания

    |заголовок4 = Отношение к религии |список4 = Ислам Христианство

    Отрывок, характеризующий Туркмены

    Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
    – Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
    Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
    Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
    – Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
    Известие было передано.
    Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]
    Наполеон поехал дальше, мечтая о той Moscou, которая так занимала его воображение, a l"oiseau qu"on rendit aux champs qui l"on vu naitre [птица, возвращенная родным полям] поскакал на аванпосты, придумывая вперед все то, чего не было и что он будет рассказывать у своих. Того же, что действительно с ним было, он не хотел рассказывать именно потому, что это казалось ему недостойным рассказа. Он выехал к казакам, расспросил, где был полк, состоявший в отряде Платова, и к вечеру же нашел своего барина Николая Ростова, стоявшего в Янкове и только что севшего верхом, чтобы с Ильиным сделать прогулку по окрестным деревням. Он дал другую лошадь Лаврушке и взял его с собой.

    Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
    После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
    Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
    На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
    Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
    Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
    В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
    Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
    Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
    Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
    Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
    Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.
    Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами.
    Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает.
    Княжна пятнадцатого решилась ехать. Заботы приготовлений, отдача приказаний, за которыми все обращались к ней, целый день занимали ее. Ночь с четырнадцатого на пятнадцатое она провела, как обыкновенно, не раздеваясь, в соседней от той комнаты, в которой лежал князь. Несколько раз, просыпаясь, она слышала его кряхтенье, бормотанье, скрип кровати и шаги Тихона и доктора, ворочавших его. Несколько раз она прислушивалась у двери, и ей казалось, что он нынче бормотал громче обыкновенного и чаще ворочался. Она не могла спать и несколько раз подходила к двери, прислушиваясь, желая войти и не решаясь этого сделать. Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его.
    Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
    Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
    – Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
    Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
    Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
    Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
    – Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
    Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.
    – Пойдемте, – сказал доктор.
    Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились.
    Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его.
    Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона.
    – Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же…
    – Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место.
    – Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
    Он рукой двигал по ее волосам.
    – Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
    – Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
    Он пожал ее руку.
    – Не спала ты?
    – Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
    – Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
    «А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
    – Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.

    : 46 (оценка 2010)

    Вымер Археологическая культура

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Язык Религия Расовый тип

    Европеоиды,с небольшой примесью монголоидных элементов

    Входит в

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Родственные народы

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Этнические группы

    Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

    Происхождение

    Этногенез

    Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные, сако-массагетские и сармато-аланские племена степей , а также жители древних государств - Маргианы , Парфии и Хорезма . В середине 1-го тысячелетия в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в IX-XI веках - Огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в XV веке , когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков .

    Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века , обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).

    В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма , средней Амударьи и Северного Хорасана . Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI веков начало подвергаться тюркизации.

    Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в -XI веках , сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка .

    Генетика

    Генетические исследования полиморфизма митохондриальной ДНК (мтДНК) подтвердили, что туркмены характеризуются наличием местных иранских линий мтДНК, подобных восточноиранским популяциям, но у туркмен и восточноиранских популяций с частотой свыше 20 % наблюдалось высокое значение тюркского генетического компонента . Это скорее всего указывает на предковую комбинацию иранских групп и тюрок , которое было унаследовано современными туркменами, и которое, как представляется, соответствует историческим записям, которые указывают на то, что многочисленные иранские племена существовали в данном регионе ещё до миграции тюркских племен, которые, как полагают, смешались/слились с местным населением и передали свой язык и создали нечто в роде гибридной/смешанной тюрко-иранской культуры.

    Общество

    Племенное деление

    Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные туркменские племена - эрсары , йомуды ,языры, (алили , салыры , човдуры , гоклены и текинцы (теке).

    Расселение

    Туркмены в Иране

    Туркмены в Афганистане

    Туркмены в России

    Этнографические группы

    В туркменском этносе сложилось несколько этнографических групп :

    Антропология

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание антропологии туркмен:

    Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на отчасти монгольское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

    Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66 .

    См. также

    • Сирийские туркмены - народ в Сирии .
    • Туркоманы (туркманы или иракские туркмены) - народ в Ираке .
    • Турецкие туркмены (тур.) русск. - этническая группа в Турции .

    Галерея

    • Галерея изображений
    • Turkmenian singer-Zakopane 2006.jpg

      Туркменская девушка

      Independence Day Parade - Flickr - Kerri-Jo (215).jpg

      Туркмены в национальной одежде на параде Независимости

      Independence Day Parade - Flickr - Kerri-Jo (326).jpg

      Туркменские дети в национальной одежде на параде Независимости

      Туркмены в национальной одежде преподносят хлеб Президенту России

    Напишите отзыв о статье "Туркмены"

    Примечания

    |заголовок4 = Отношение к религии |список4 = Ислам Христианство

    Отрывок, характеризующий Туркмены

    Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

    * Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
    Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
    Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

    туркмены фото, туркмены как выглядят
    Türkmenler

    Численность и ареал

    Всего: 8 500 000
    Туркмения Туркмения: 4 248 000
    Иран Иран: 1 328 585
    Афганистан Афганистан: 932 000
    Узбекистан Узбекистан: 152 000
    Пакистан Пакистан: 60 000
    Россия Россия: 36 885 (2010)

      • Ставропольский край Ставропольский край: 15 000
      • Москва Москва: 2 946 (2010 г.)
      • Астраханская область Астраханская область: 2 286 (2010 г.)
      • Московская область Московская область: 1 448 (2010 г.)
      • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 1 287 (2010 г.)
      • Татарстан Татарстан: 968 (2010 г.)
      • Башкортостан Башкортостан: 783 (2010 г.)
      • Краснодарский край Краснодарский край: 667 (2010 г.)
      • Самарская область Самарская область: 634 (2010 г.)

    Таджикистан Таджикистан: 15 171 (2010)
    Украина Украина: 3 709 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия: 2 685 (2009 г.)
    Казахстан Казахстан: 2 234 (2009 г.)
    Кыргызстан Кыргызстан: 2 037 (оц. 2012)
    Латвия Латвия: 46 (оценка 2010)
    Турция Турция 500 000 (оценка 2013)

    Язык

    туркменский

    Религия

    мусульмане-сунниты

    Расовый тип

    Закаспийский тип большой европеоидной расы с примесью монголоидных элементов

    Происхождение

    иранское

    Запрос «Туркмен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с Средневековыми туркменами. Не следует путать с Иракскими туркменами. Не следует путать с Сирийскими туркменами. Туркмен-йомуд Туркмены (Фото С. М.Прокудин-Горский)

    Туркме́ны (туркм. Türkmenler) - тюркоязычный народ древнеогузского происхождения, составляющий основное население Туркменистана, а также традиционно проживающий в Афганистане и на северо-востоке Ирана. Говорят на туркменском языке огузской подгруппы тюркских языков. По религии традиционно мусульмане-сунниты. Общая численность - свыше 8 миллионов человек.

    • 1 Этногенез
    • 2 Генетика
    • 3 Общество
    • 4 Племенное деление
    • 5 Расселение
      • 5.1 Туркмены в Иране
      • 5.2 Туркмены в Афганистане
      • 5.3 Туркмены в России
    • 6 Этнографические группы
    • 7 Антропология
    • 8 См. также
    • 9 Галерея
    • 10 Примечания
    • 11 См. также
    • 12 Литература
    • 13 Ссылки

    Этногенез

    Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные ирано-язычные, сако-массагетские и сармато-аланские племена степей, а также жители древних государств - Маргианы, Парфии и Хорезма. середине 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9-11 вв.- Огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в 15 веке, когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков.

    Самоназвание туркмен впервые встречается в согдийских документах VIII века, обнаруженных на горе Муг (северный Таджикистан).

    В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI веков начало подвергаться тюркизации.

    Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI веках, сыграли важную роль в этногенезе туркмен. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка.

    Генетика

    Генетические исследования митохондриальной ДНК (мтДНК) полиморфизма длин рестрикционных фрагментов подтвердили, что туркмены характеризуются наличием местных иранских линий мтДНК, подобных восточноиранским популяциям, но у туркмен и восточноиранских популяций с частотой свыше 20 % наблюдалось высокое значение мужского европейского генетического компонента. Это скорее всего указывает на предковую комбинацию иранских групп и турок, которое было унаследовано современными туркменами, и которое, как представляется, соответствует историческим записям, которые указывают на то, что многочисленные иранские племена существовали в данном регионе ещё до миграции тюркских племен, которые, как полагают, смешались/слились с местным населением и передали свой язык и создали нечто в роде гибридной/смешанной тюрко-иранской культуры.

    Общество

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечал, что туркмены «по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам».

    Традиционное занятие - ковроделие, земледелие, кочевое скотоводство, кошмоваляние, шелкоткачество. Туркмены известны коневодством, особенно ахалтекинцами.

    Племенное деление

    Основная статья: Туркменские племена

    Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные трукменские племена - эрсары, йомуды, алили, салыры, човдуры, гоклены и, текинцы (теке) которые показали себя храбрыми войнами и искусными наездниками в российской и мировой истории

    Расселение

    Туркмены в Иране

    Основная статья: Туркмены в Иране

    Туркмены в Афганистане

    Основная статья: Туркмены в Афганистане

    Туркмены в России

    Основная статья: Туркмены в России

    По переписи 2002 года в России проживает 33 тысячи туркмен.

    Исторически несколько туркменских родов проживает на северо-востоке Ставропольского края (см. Трухмены ) и в Астраханской области (селения Атал, Фунтово-1,2), см. Туркмены Атала .

    Этнографические группы

    В туркменском этносе сложилось несколько этнографических групп:

    • алиэли
    • арабачи
    • астраханские туркмены
    • баяты
    • гоклены
    • ермели
    • йомуды
    • карадашлы (языры)
    • кыркыны
    • махтумы
    • мукры
    • мурчали
    • нохурли (нухур)
    • нуратинские туркмены
    • овляды:
      • ходжа
      • шихи (шейхи)
      • сейиды
      • магтымы
      • мюджевюры
    • огурджали
    • оламы
    • сакары
    • салоры (салыры)
    • сарыки
    • саяты
    • ставропольские туркмены (трухмены)
    • текинцы (теке)
    • хасари
    • хатаб
    • човдуры (чаудор)
    • эмрели
    • эрсари

    Антропология

    По антропологической классификации туркмены относятся к Тураноидной расе в составе большой Монголоидной расы; с примесью европеиодных элементов

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание антропологии туркмен:

    Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

    Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66.

    См. также

    • Сирийские туркмены - народ в Сирии.
    • Туркоманы (туркманы или иракские туркмены) - народ в Ираке.
    • Турецкие туркмены (тур.)русск. - этническая группа в Турции.
    • Туркмены Атала

    Галерея

    • Галерея изображений
    • Туркмен в национальной одежде на ахалтекинце

      Туркмен, погонщик верблюдов. Фото Прокудина-Горского сделано в 1904-1916 годах

      Туркменская свадьба

      Туркменская девушка

      Бабули из племени йомут

      Туркмены в национальной одежде на параде Независимости

      Туркменские дети в национальной одежде на параде Независимости

      Туркмены в национальной одежде преподносят хлеб Президенту России

      Туркменский аксакал

      Туркменский болельщик ФК "Рубин" в национальной одежде

    Примечания

    1. CIA World Factbook Turkmenistan
    2. CIA - The World Factbook
    3. CIA - The World Factbook
    4. Этнический атлас Узбекистана. Ташкент - 2002 г.
    5. http://www.unhcr.org/cgi-bin/texis/vtx/home/opendoc.pdf?tbl=SUBSITES&page=SUBSITES&id=434fdc702
    6. Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи аселения 2010 года
    7. Ставрополье составило рейтинг национальностей, живущих в регионе
    8. Том 3. Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Таджикистан
    9. &n_page=5 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины.
    10. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
    11. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
    12. National Statistical Committee of Kyrgyz Republic 2009.
    13. Распределение населения Латвии по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2010 (латыш.)
    14. На свой страх и риск. Как живут туркменские нелегалы в Турции
    15. 1 2 М. Б Дурдыев. Туркмены:. - "Харп", 1991. - С. 23.
    16. Алексеев, 2007, с. 187
    17. http://books.google.ru/books?id=93gkAAAAMAAJ&q=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B+%D1%81+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8C%D1%8E&dq=%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B+%D1%81+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8C%D1%8E&hl=ru&sa=X&ei=2gSPU8C8E67S4QSnr4D4CA&ved=0CDwQ6AEwBA
    18. Turkic Peoples
    19. Туркмены - БСЭ
    20. Туркмены (Туркменистан, Иран, Афганистан, Ирак, Турция, Узбекистан, Россия) - Etnolog.ru
    21. 1 Russian Journal of Genetics, Mitochondrial DNA Polymorphism in Populations of the Caspian Region and Southeastern Europe
    22. Российский этнографический музей. Глоссарий. Туркмены
    23. Сергей Демидов Туркменские овляды и пророк Мухаммед.
    24. В. П. Алексеев География человеческих рас // Избранное в 5 т. Т. 2. Антропогеография. - М.: «Наука», 2007. - С. 187. - ISBN 978-5-02-035544-6
    25. Народы Передней Азии, Языковые и антропологические итоги этногенеза народов Передней Азии Языковые и антропологические итоги этногенеза народов Передней Азии. - «Туркмены относятся к так называемому закаспийскому (по терминологии JI. В. Ошанина) типу индо-памирской группы и характеризуются длинноголовостью (долихокефалия); это европеоидный тип с незначительной примесью монголоидных элементов; есть достаточно данных утверждать, что этот антропологический тип сложился на месте и что туркмены являются потомками древних ираноязычных племен, впоследствии тюркизированных по языку, а в антропологическом отношении слегка монголизированных.» Проверено 24 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
    26. Туркмены. Брокгауз-Ефрон. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.

    См. также

    • Туркменский язык
    • Огузы
    • Юрюки - анатолийские туркмены

    Литература

    • Васильева Г. П. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке (конец XVIII - XX века):Очерки / Отв. ред. В. И. Бушков; Рецензенты: Р. Ш. Джарылгасинова, О. Б. Наумова; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2003. - 200 с. - 520 экз. - ISBN 5-02-008906-0. (в пер.)
    • Туркмены // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8.
    • Туркмены // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.

    Ссылки

    • Туркменская диаспора

    туркмены в америке, туркмены в сирии, туркмены в турции, туркмены внешность, туркмены как выглядят, туркмены турции, туркмены фото

    Туркмены Информацию О

    В 1995 году в Туркменистане была проведена по результатам которой в стране проживало 4483,3 тысячи человек. Данные переписи показали, что из общего количества жителей 2225,3 тысячи составляло мужское а 2258 тысяч — женское. Более подробная информация об этой удивительной стране приводится ниже.

    Численность жителей и плотность населения Туркменистана

    К концу последнего десятилетия XX столетия численность населения Туркменистана возросла до 5 миллионов человек. При этом концентрация жителей по территории республика существенно разнится. Средняя плотность населения Туркменистана составляла 10,2 человека на один километр квадратный.

    Преимущественная часть граждан республики сосредоточена в оазисах. В этих регионах плотность населения достигает двухсот человек на один километр квадратный. В то же время 80% территории Туркменистана не заселены вовсе. В частности, Оазисы на имеют узкую и вытянутую форму и располагаются вдоль течения рек и каналов. Поэтому расселение жителей приобретает точно такой же вид на карте с расширением в низовьях рек Мургаб и Хеджей.

    Тенденции к увеличению численности жителей Туркмении

    Оценивая динамику роста численности населения этой страны, следует обратить внимание на несколько любопытных деталей. Так, ещё с советских времён в период с 1960 по 1990 гг. наблюдалось перманентное увеличение численности жителей республики. За этот промежуток времени население Туркменистана выросло в 1,7 раза, а ежегодный прирост составлял от 130 до 150 тысяч человек, что приблизительно равнялось 2,9% от общего числа жителей. А что же сейчас? Туркменистан является лидером среди всех государств СНГ по приросту численности населения, который составляет 3,5% в год. Наиболее внушительные показатели демонстрирует сельская часть республики.

    Естественный прирост населения

    В то же время следует подчеркнуть, что за последний десяток лет заметно снизились темпы естественного прироста населения Туркменистана. Эта тенденция характерна не только для этой страны, но и для всех государств СНГ. В качестве примера можно привести несколько показательных цифр. Так, в 1991 году коэффициент естественного прироста равнялся 26,3%, что являлось третьим показателем среди стран бывшего СССР после Таджикистана и Узбекистана.

    А уже в 1999 году это значение снизилось до 13,1%. Таким образом, Туркменистан пропустил вперёд ещё и Киргизию. Основной причиной уменьшения естественного прироста являлось снижения численности новорождённых на 1 тысячу жителей. В 1991 году этот показатель составлял 33,6%, а в 1999 году — 18,5%. Смертность в Туркменистане в последние годы находится на уровне между 5,4% и 6,5%. Следует подчеркнуть, что такое положение дел обуславливает постоянное увеличение доли молодёжи среди всего населения Туркменистана.

    Современная демографическая ситуация в стране

    Средняя туркменская семья имеет в своём составе от трёх до пяти детей. Это еще не предел. В сельской местности зачастую можно встретить семьи с ещё большим количеством детей. Во времена существования СССР рождаемость стимулировалась самыми разнообразными способами. Тем не менее, сегодня стремительный рост количества жителей страны ставит перед руководством государства ряд типичных задач, главной из которых является борьба с безработицей и её последствиями. В то же время, по данным Национального института статистики и информации Туркменистана, эта проблема на данный момент не является насущной. Высокий прирост жителей в стране скажется на рассматривается в среднесрочной перспективе.

    Занятость населения в Туркменистане

    В контексте вышесказанного будет уместно привести статистические данные. На сегодняшний день показатель занятости населения Туркменистана составляет 1,6 - 1,9 миллиона человек. В последние годы он имеет тенденцию к постоянным колебаниям. Первое место по занятости занимает первичный сектор экономики. Так, в сельском и лесном хозяйстве трудится около 48% всех работающих жителей. В сфере услуг занято 34% населения Туркменистана, в промышленности — 12%.

    Не будет лишним сообщить о том, что по количеству граждан, занятых в строительстве, Туркменистан входит в тройку среди государств СНГ. В этом рейтинге выше находятся только Российская Федерация и республика Беларусь.

    Нельзя не отметить, что в Туркменистане малый и средний бизнес развит недостаточно хорошо, даже по меркам государств Для этого региона характерна высокая роль собственных подсобных хозяйств. Тем не менее, в Туркменистане на государственных предприятиях работают более 39% занятых жителей. Также следует отметить большой процент наёмных сотрудников. Таких около 80%.

    Туркмения входит в десятку крупнейших добытчиков природного газа в мире. Несмотря на это, ВВП на душу населения в Туркменистане составляет всего около 6622 доллара США. Это данные МВФ за 2016 год.

    Этнический состав жителей Туркмении

    Туркмены Туркменистана составляют примерно половину всех представителей этого народа, проживающих во всём мире. Их можно встретить и в других странах. К примеру, большая туркменская диаспора насчитывается в Иране — 1 миллион человек. Более 500 тысяч представителей этой национальности проживают в Афганистане, еще 300 тысяч человек обрели свой дом в Ираке. По данным переписи 1995 года, туркмены составляют 76,7% от численности всего населения Туркменистана.

    Теперь поговорим о других народностях, проживающих на территории этой страны. Среди крупных этнических групп необходимо выделить узбеков — 9,2% от общего числа жителей, русских — 6,7%, казахов — 2,2% и армян — 0,8%.

    В последние годы в Туркменистане имеет место тенденция оттока из страны русскоязычных жителей. Подобное явление наблюдается и в других государствах региона. Русскоязычные люди традиционно преобладают среди граждан, занятых в промышленном производстве, в том числе в газовой сфере. Это вынуждает правительство Туркменистана проводить политику, направленную на создание хороших условий для жизни и труда таких жителей страны.

    Следует подчеркнуть, что в этом государстве не распространён бытовой национализм. За все годы после распада СССР в Туркменистане не зафиксировано ни одного конфликта, основанного на межэтнической или межконфессиональной неприязни.

    Туркмены - народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского племени, по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам, еще более близкие с киргизами и в особенности с , от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад.

    Территория туркменов в настоящее время охватывает площадь, граничащую с юга р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с северо-запада берегом , затем Чинком почти до Аральского моря, а с северо-востока рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство.
    Численность тюрков, разбросанных по этой огромной, в 500 000 квадратных километров, площади, представляющей типичную среднеазиатскую пустыню с немногочисленными оазисами, равна 545 347 человек обоего пола, причем на русские владения приходится 261 597 человек, Хиву и Бухару - 203 750, и Персию - 80 000.

    Туркмены делятся на племена:

    • Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по реке Теджену. Наиболее многочисленное племя (200 тысяч человек), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш.
    • Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-туркмены, ныне живут в северо-западной части
    • Хивы.
    • Иомуты - на реке Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуостровах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни.
    • Гоклены по реке Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы.
    • Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые.
    • Салоры, или салыры, древнейшее из туркменских племен, упоминаемые арабами в 7 веке в области Амударьи, живут перемешано с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях.
    • Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы.

    Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркменского менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».

    Еще очень недавно туркмены преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, то есть разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда туркмены поголовно обратятся к оседлой жизни. «Скоро совсем исчезнет из языка туркменов слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых туркменов» (Яворский). Но пока при первой возможности всякий туркмен, более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства туркмены, особенно текке, вполне удовлетворительно.

    Наиболее трудящийся элемент в семье туркменов - женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги.
    Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация туркменов как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно.

    В действительности доминирующая черта характера туркменов - добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни туркмены более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда.

    Поражает большой процент холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250-1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой.

    Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства туркменских племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство.

    Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

    Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному , хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

    Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°.

    У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента рождаемости того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у , например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

    В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

    Национальный костюм

    Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

    Головной убор у мужчин - меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин - круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

    Национальная кухня

    В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены - трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

    По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от , но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления - кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

    Календарь туркменов - мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.