Биография екатерины романовны дашковой. Личная трагедия и последние годы жизни Дашковой

Человек! Это – великолепно! Это звучит... гордо!

М. Горький «На дне»

Т ы слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан. - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
К. Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

Что мы знаем о гордыне?

Это чувство, признаваемое низменным многими религиозными и философскими концепциями, имеет огромное количество проявлений в повседневной жизни. То, что для современного человека является нормой поведения, а часто и поощряется обществом, с давних времён являлось поводом работы над собой.

Самые древние собрания мудростей, дошедшие до наших дней, веды, содержат сорок признаков гордыни, и многие из них, с лёгкостью, может обнаружить в составе своей личности, практически каждый человек.


Удивительно, но в приведённых ниже признаках, мы не найдём предубеждённого отношения в современном мире: одни возносятся как добродетели, иные проповедуются в качестве гендерных признаков поведения, но, к сожалению, мало какие могут считаться лишним грузом, от которого стоит избавиться:

  • Я всегда прав.
  • Покровительственное отношение к другим и отношение свысока.
  • Чувство собственной важности.
  • Унижение себя и других.
  • Мысли о том, что ты лучше других.
  • Хвастовство.
  • Умение поставить соперника в невыгодное положение.
  • Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя.
  • Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало.
  • Выставление напоказ достатка, одежды и прочего.
  • Непозволение другим помогать себе и работать с другими.
  • Брать на себя непосильную работу.
  • Работа без меры.
  • Привлечение к себе внимания.
  • Обидчивость.
  • Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах.
  • Излишняя чувствительность или бесчувственность.
  • Чрезмерная занятость своей персоной.
  • Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие.
  • Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это.
  • Ощущение своей никчёмности.
  • Непрощение себя и других.
  • Сотворение кумира из себя и из других.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим.
  • Неблагодарность.
  • Игнорирование малых людей.
  • Невнимательность (при изучении шастр).
  • Наличие раздражительного тона.
  • Повышение голоса в злобе и досаде.
  • Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры.
  • Недостаток самоуважения.
  • Безрассудство и безумство.
  • Нечестность по отношению к себе и другим
  • Неспособность пойти на компромисс.
  • Желание всегда оставить последнее слово за собой.
  • Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию.
  • Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу.
  • Мысли о необходимости решать чужие проблемы.
  • Предубеждённость к людям по внешнему виду.
  • Чрезмерное уважение к себе.
  • Сарказм, юмор, стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим.

Гордыня в практике йоги имеет свои проявления. Часто, добившись каких-либо духовных переживаний или сиддхи, человек раздувается от спеси и гордости. Он слишком много о себе думает, выделяет себя среди других, относится к окружающим с презрением, не может нормально общаться. Если некто наделён такими моральными добродетелями, как дух служения, готовность к самопожертвованию или брахмачарья, такой ученик может заявлять: «Я уже двенадцать лет соблюдаю брахмачарью, кто может быть чище меня? Четыре года я питался листьями и корешками, десять лет я бескорыстно работал в ашраме. Такого служения не демонстрировал никто, кроме меня».


Миряне чванливо гордятся своими богатствами, а садху и ученики - моральными добродетелями. Есть мнение, что гордыня - серьёзная преграда на пути, состояние, связанное с блокировкой вишуддха-чакры. Если не пытаться преодолеть гордыню, и оставить её себе как награду за труды, то вишудха будет являться тем пределом, до которого энергия практикующего сможет подняться по сушумне. В свою очередь, гармонизация всех чакр даст возможность практикующему концентрировать свою энергию в области верхних центров, что позволит сделать практики самопознания эффективнее.

Почему же стоит стремиться избавится от гордыни?

Гордыня, чувство собственной важности, является источником пагубных мыслей и эмоций. Когда человек ставит себя выше или ниже кого-либо, он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить словом, мыслью или поступком. Чувство собственной важности порождает подсознательную агрессию по отношению к миру. Чувство гордости означает, что человек ставит себя выше Вселенной и Бога. Он не желает принимать ситуации, не соответствующие его ожиданиям, своё понимание мира считает самым верным, стремится подчинить себе окружающий мир. Несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти, жалости.

Гордыня - это, прежде всего, результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни. Вся энергия человека, преисполненного гордыни, уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Это так же нелепо, как если бы клетка начала бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.

Гордыня, как и любое другое поведение человека, имеет свое позитивное намерение: это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир. Каждый человек хочет чувствовать, что живёт в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл, что его внутренний мир имеет право на существование. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это значит желать уничтожение миров других людей, их уникальности. Ведь если один лучше и выше, то другие хуже и ниже. Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны. Не желая принять мир другого человека, мы делаем свой собственный мир бедным и убогим.

Как же освободиться от гордыни?

Любить и принимать мир таким, каков он есть, не осуждая, не сравнивая и не обвиняя никого и себя в том числе. Следует научиться принимать любую ситуацию в своей жизни без претензий и обид, и благодарить жизнь за события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались. Известная поговорка: «Все что делается- к лучшему», наиболее полно раскрывает всю суть происходящего в жизни. Позитивные стороны в любой ситуации иногда очевидны, а иногда скрыты от нашего сознания, и понимание урока приходит позже.


Но иногда бывает так, что самостоятельно человек не может преодолеть это ограничение внутреннего мира. И в такой момент, очень важно уметь услышать «старших товарищей». Тех, кто уже преодолел подобные омрачения ума и двигается дальше на Пути самопознания.

Но самый действенный метод обуздания своей гордыни - это, конечно же, служение . Служение в полном смысле этого слова. Служение, не только своим близким и знакомым, а служение обществу, служение Миру. Попробуйте каждый день делать что-то не только для себя, но и для окружающих. И вы увидите, как Мир вокруг Вас сразу начнёт меняться.

Не даром мудрецы прошлого заповедали нам: «Измени себя - изменится Мир вокруг».

И всё же, гордость, особенно вначале пути, является мощным стимулом продвижения вперёд и серьёзным помощником в борьбе с препятствиями. Гордость от собственных заслуг в асанах и пранаямах, позволит практику не останавливаться на достигнутом, и продвигаться в их освоении. Гордость от усмирения плоти в еде и удовольствиях, не даст сорваться при первом мимолётном желании. И даже гордость от моральных добродетелей, будет являться двигателем в начале пути практика.

Проще воспринимать гордыню как ступень личной, внутренней эволюции человека, помогающей ему в начале и отмирающей, за ненадобностью в ходе развития.

Каждый человек живет в своем мире и создает свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и индивидуальность любого существа. Представим человеческий организм. В нем триллионы разных клеток и вместе их объединяет жизнь, стремление к целому, служение единому. На этом уровне все клетки равны между собой, нет клеток лучше или хуже.

Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой, но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма всё, что ей необходимо. Каждое живое существо, предмет - это частица Вселенной. Здесь все равны, всё в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому: к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. Каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития, все мы идём в одном направлении, но каждый своей дорогой. Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мире, но не за счёт возвышения над другими, потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счёт осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.


Дашкова Екатерина Романовна (1744- 1810), княгиня, российский общественный и политический деятель.

Родилась 28 марта 1744 г. в Петербурге. Дочь графа Р. И. Воронцова. Получила хорошее образование в доме дяди, государственного канцлера М. И. Воронцова. В 1758 г. вышла замуж за гвардейского офицера князя М. И. Дашкова и к 1761 г. родила двоих детей.

По переезде в Петербург близко сошлась с женой наследника престола - будущей императрицей Екатериной II. Приняла непосредственное участие в подготовке и осуществлении государственного переворота 28 июня 1762 г., приведшего Екатерину на трон. Однако вопреки ожиданиям Дашкова не обрела значительного влияния при дворе. После смерти мужа она вообще уехала из Петербурга.

В 1769-1771 и 1776-1782 гг. совершила два заграничных путешествия, побывав в Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Голландии, Италии и Шотландии. Во время поездок Дашкова приобрела славу одной из образованнейших женщин своей эпохи, встречалась с известными философами и государственными деятелями Европы (Ж. Ж. Руссо, Вольтером, Д. Дидро, Кауницем, Фридрихом 1Г).

В 1783-1796 гг. Дашкова являлась директором Петербургской академии наук и художеств и одновременно первым президентом Российской академии для изучения русского языка. При её участии были подготовлены издания собрания сочинений М. В. Ломоносова и шеститомного толкового словаря русского языка, основаны журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения», вновь открылись общедоступные курсы по естественным и гуманитарным наукам.

В 1796 г. в связи с приходом к власти императора Павла I Дашкову отстранили от всех должностей и сослали в имение Коротово Новгородской губернии. И хотя в 1801 г. ей разрешили вернуться в столицу, к активной деятельности она больше не приступала.

Литературное наследие Дашковой включает публицистические статьи, пьесы, стихи, несколько переводов. Наибольшей известностью пользуются её мемуарные «Записки», содержащие интересную информацию о российской истории XVIII в., ценность которой снижается из-за некоторой пристрастности автора.

Дашкова Екатерина Романовна (17 (28) марта 1743 г., по другим сведениям 1744 г., Санкт-Петербург - 4 (16) января 1810 г., Москва), урождённая Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова.
Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II , участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления).
Одна из заметных личностей Российского Просвещения. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II («Mon Histoire, Mémoires de la princesse Dachkoff» изданы на французском в Париже (1804-1805 гг.); «Мемуары княгини Дашковой», изданы в 1840 г. в Лондоне).
Екатерина Воронцова была третьей дочерью графа Романа Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа.
Её дядя Михаил Илларионович и брат Александр служили в качестве государственных советников, брат Семён был известный англофил.
Мать - Марфа Ивановна, урождённая Сурмина.
Воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, воспитание её ограничивалось обучением новым языкам, танцам и рисованию. Только благодаря охоте к чтению Екатерина сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Поездки за границу и знакомство со знаменитыми писателями много способствовали её дальнейшему образованию и развитию.
Она хорошо разбиралась в математике, которую изучала в Московском университете. Её любимыми писателями были Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций.
Екатерина демонстрировала с ранних лет мужские качества и мужской характер, что сделало её карьеру столь уникальной.
В шестнадцать (в некотрых источниках – в пятнадцать) лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристократа, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву.
С ранних лет Екатерину постоянно занимали вопросы политики. Ещё в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. До некоторой степени Екатерине это и удалось.

Ещё будучи молодой девушкой, она была связана со Двором и стала одной из ведущих личностей движения, поддержавшего Екатерину Алексеевну при восхождении на престол.
Знакомство с великой княжной Екатериной Алексеевной (1758 г.) и личное к ней расположение сделало Дашкову преданнейшей её сторонницей. Их связывали также и литературные интересы.
Окончательное сближение с Екатериной произошло в конце 1761 г. по вступлении на престол Петра III. Участвовала в перевороте против Петра III, несмотря на то, что её сестра Елизавета была его фавориткой и могла стать его новой женой.
Задумав государственный переворот, и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими Григория Григорьевича Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая - среди сановников и аристократии. Благодаря Екатерине Дашковой были привлечены на сторону императрицы граф Н. И. Панин, граф К. Г. Разумовский, И. И. Бецкой, Барятинский, А. И. Глебов, Г. Н. Теплов и др.
В офицерском мундире, в лихо надвинутой треуголке, похожая на пятнадцатилетнего юношу - такой была Дашкова в самый незабываемый день её жизни - 28 июня 1762 года. Свершилось то, о чём мечтали подруги, шептались, беспрестанно оглядываясь на двери, в зловещей тишине царских покоев. Теперь они на конях, Пётр III отрешён от престола, а за ними - многотысячное войско, готовое в огонь и в воду. Рассказывали, будто Дашкова в этот день несколько раз выхватывала шпагу.
Ситуация складывалась непросто, и Екатерина Дашкова отчаянно рисковала, чтобы спасти подругу, чтобы подарить России сильную и разумную власть. Рисковала своими детьми, своим обожаемым мужем, который во время дворцового переворота находился далеко от Петербурга.

Когда переворот совершился, другие лица, против ожиданий Екатерины Дашковой, заняли первенствующее место при дворе и в делах государственных; вместе с тем охладели и отношения императрицы Екатерины II к Екатерине Дашковой.
Некоторое время спустя после смерти своего мужа, бригадира князя Михаила Ивановича Дашкова (1764 г.), Екатерина Дашкова провела время в подмосковной деревне. До последнего вздоха княгиня считала смерть Михаила катастрофой своей жизни, а ведь ей было всего двадцать два года (!).
Пятнадцать дней после получения известия о кончине мужа Дашкова находилась в состоянии комы. И лишь дети возвратили её к реальности.
Михаил поставил семью на грань полного разорения. Чтобы заплатить многочисленные долги покойного мужа, Екатерине Дашковой следовало продать землю, но ради будущего своих детей она отправилась в деревню и экономила на всём, живя в крайней бедности.
«Если бы мне сказали до моего замужества, что я, воспитанная в роскоши и расточительности, сумею в течение нескольких лет… лишать себя всего и носить самую скромную одежду, я бы этому не поверила».
Спартанское существование принесло свои плоды лишь спустя пять лет. Дети подросли, и собранную сумму денег Дашкова решила употребить на заграничное путешествие с целью воспитания и образования сына Павла и дочери Анастасии. Эта молодая ещё женщина, знатная, весьма примечательная, пренебрегла всем личным ради интересов собственных детей.
В 27 лет она выглядела на сорок, для неё, пылкой, увлекающейся, страстной больше не существовало мужчин. Дашкова теперь методично изучала системы образования разных стран. Безусловно, что самой передовой школой Европы того времени являлась английская, но и она не совсем удовлетворяла требовательную Екатерину Дашкову.
С Екатериной II у Дашковой после событий 1763 года сложились не очень сердечные отношения, хотя она оставалась весьма преданной императрице. Однако ей часто не нравились фавориты Екатерины Великой, и нередко она сердилась насчёт даров и внимания, которое им уделялось. Прямолинейные манеры Дашковой, её неприкрытое презрение к дворцовым фаворитам и чувство недооценки её заслуг создали отчуждение между ней и Екатериной II, из-за чего Дашкова испросила позволение уехать за границу. Позволение было дано и спустя короткое время она уехала, оставаясь однако преданной соратницей и подругой Екатерины Великой.
Согласно некоторым сведениям, настоящей причиной отъезда Дашковой был отказ императрицы Екатерины назначить её полковником императорской гвардии.
В декабре 1769 года ей разрешено было заграничное путешествие. Дашкова в течение 3 лет посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию. Во время длительной и обстоятельной поездки по Европе она была принята с большим уважением при иностранных дворах. Её литературная и научная репутация обеспечила ей доступ к обществу учёных и философов в столицах Европы. В Париже она заложила крепкую дружбу с Дидро и Вольтером.
1775-1782 гг. Екатерина Дашкова снова провела за границей ради воспитания своего единственного сына, окончившего курс в Эдинбургском университете. Она снова посетила Париж, Швейцарию и Германию, а также Италию. В Англии познакомилась с Робертсоном и Адамом Смитом. Когда она пребывала в Эдинбурге, она доверила обучение своего сына историку Уильяму Робертсону.
В 1782г. Дашкова вернулась в российскую столицу и её отношения с императрицей Екатериной II вновь улучшились. Екатерине II очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Екатерины Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.


1770 гг.
Художник П.С. Дрождин.
Новосибирская картинная галерея

Императрица, указом от 24 января 1783 года, назначила Екатерину Дашкову на пост директора Императорской Академии наук и художеств при президентстве графа К.Г. Разумовского. Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла академией наук.
По её предложению была также открыта Российская Академия (21 октября 1783 г.), имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым президентом.
Никогда ни до, ни после женщина не занимала такой высокий государственный пост. Свободомыслящая Европа и та не удержалась от изумления.
Джованни Казанова писал в «Мемуарах»: «Кажется, Россия есть страна, где отношения обоих полов поставлены совершенно навыворот: женщины тут стоят во главе правления, председательствуют в учёных учреждениях, заведывают государственной администрацией и высшею политикой.
Здешней стране недостаёт одной только вещи, а этим татарским красоткам - одного лишь преимущества, именно: чтобы они командовали войсками».
Зимним утром 1783 года Дашкова упросила знаменитого математика Леонарда Эйлера представить её уважаемым учёным мужам.
Придирчивая академическая публика с первых минут увидела в Екатерине Дашковой справедливого и мудрого директора: заметив, что на место рядом с ней пытается пробраться бездарный учёный, властным жестом остановила проныру, обратившись к старцу Эйлеру: «Сядьте, где вам угодно. Какое бы место вы ни избрали, оно станет первым с той минуты, как вы его займёте».
Императрица Екатерина II не ошиблась в своём выборе. Дашкова буквально возродила Российскую Академию из пепла…
Екатерина Дашкова сразу отказалась от соблазна руководить наукой, а предпочла хозяйственную, издательскую и научно – просветительскую деятельности, преуспев одновременно во всех трех. Почти за 12 лет своего президентства Екатерина Романовна Дашкова восстановила академическое хозяйство и начать ей пришлось буквально с заготовки дров, чтобы покончить с безобразной практикой, когда учёные мужи от холода кутались на заседаниях в тяжёлые шубы.
Дашкова построила новое здание Академии, и, хотя, по свидетельствам современников, она попортила много крови архитектору Кваренги своим придирчивым характером, в памяти потомков княгиня осталась заботливой попечительницей науки и просвещения. Она восстановила деятельность типографии и с огромным трудом «выбивала» деньги на организацию научных экспедиций…
По назначении директором Академии наук, Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции (ежегодно, в течение 4 летних месяцев), имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей.
Екатерина Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50, и воспитанников академии художеств – с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге: несколько молодых людей отправлены были для завершения образования в Геттинген.
Учреждение так называемого «переводческого департамента» (взамен «собрания переводчиков» или «российского собрания») имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. В это-то именно время и появился целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков.
По почину Екатерины Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 гг. (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины II, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина.
Самой Дашковой принадлежит надпись в стихах к портрету Екатерины II и сатирическое «Послание к слову: так».
Другое, более серьёзное, издание «Новые ежемесячные сочинения» начато было с 1786 г. и продолжалось до 1796 г. При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petropolitanae» (с 1783 г.).
По мысли Екатерины Дашковой издавался сборник при академии: «Российский Театр».
Главным научным предприятием российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества).
29 ноября 1783 года на заседании Российской Академии Наук Екатерина Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё».
Сбережение многих академических денежных сумм, умелое экономическое управление академией – в этом несомненная заслуга Екатерины Дашковой. Лучшей оценкой её может служить то, что в 1801 г., по вступлении на престол императора Александра I, члены российской академии единогласно решили пригласить Екатерину Дашкову снова занять председательское кресло в академии (Дашкова отказалась от этого предложения).

Дашкова, Екатерина Романовна. Гравюра пунктиром
Г.И. Скородумова.
1777 год.

Кроме названных литературных трудов, Екатерина Дашкова писала стихи на русском и французском языках (большею частью в письмах к императрице Екатерине II), перевела «Опыт о эпическ. стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763 г., и отд., СПб., 1781 г.), переводила с англ. (в «Опытах трудов вольного российского собрания», 1774 г.), произнесла несколько академических речей (написанных под сильным влиянием речей Ломоносова).
Некоторые её статьи напечатаны в «Друге Просвещения» 1804 – 1806 гг. и в «Новых ежемесячных сочинениях».
Екатерине Дашковой принадлежит также комедия «Тоисиоков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию императрицы Екатерины II для эрмитажного театра (1786 г.), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» (продолжение драмы Коцебу: «Бедность и благородство души»).
В Тоисиокове (человеке, желающем «и то и сио») видать Л. А. Нарышкина, с которым Дашкова вообще не ладила, а в противопоставляемой ему по характеру героине Решимовой - автора комедии.
Важным историческим документом являются мемуары Дашковой, изданные сначала на английском языке г-жей Вильмот в 1840 г., с дополнениями и изменениями. Французский текст мемуаров, принадлежащий несомненно Дашковой, появился позже («Mon histoire», в «Архиве кн. Воронцова», кн. XXI).

Сообщая очень много ценных и интересных сведений о перевороте 1762 г., о собственной жизни за границей, придворных интригах и т. д., княгиня Дашкова не отличается беспристрастием и объективностью. Восхваляя императрицу Екатерину, она почти не даёт никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в «Записках» и как бы обвинение императрицы в неблагодарности.
Но далеко не оправдывается фактами и подчёркиваемое бескорыстие автора мемуаров…
Новое неудовольствие императрицы Екатерины II Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795 г.). Трагедия эта была изъята из обращения.
В том же 1795 г. Дашкова выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 г., тотчас по восшествии на престол, император Павел I отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей, и приказал жить в новгородском её имении.
Только при содействии императрицы Марии Фёдоровны (вдовы императора Павла I) Дашковой разрешено было поселиться в Калужской губернии, а потом и в Москве, где она жила не принимая более участия в литературных и политических делах.

От брака с М.И.Дашковым имела дочь и двух сыновей:
– Анастасия (1760-1831 гг.), получила блестящее домашнее воспитание, в 1776 году вышла замуж за Андрея Евдокимовича Щербинина. Супруги подолгу жили врозь, часто ругались и периодически расходились. Анастасия Михайловна была скандалисткой, беспорядочно тратила деньги, делала долги. В 1807 году Екатерина Романовна Дашкова лишила дочь наследства и запретила впускать к себе даже для последнего прощания.

– Михаил (1761-1762 гг.)
– Павел (1763-1807 гг.), впоследствии - московский губернский предводитель дворянства; завещал свое имущество графу Ивану Илларионовичу Воронцову, которому император Александр I разрешил именоваться Воронцовым-Дашковым. Был женат с 14 января 1788 года на неродовитой и нетитулованной дочере купца Анне Семёновне Алферовой (1768-1809гг.). Супружество Павла Михайловича не было счастливым, и супруги недолго жили вместе. Видимо, справедливо замечание современника, писателя-мемуариста Ф. Ф. Вигеля о том, что князь Дашков «долго не задумался, взял да и женился, не быв даже серьезно влюблен». Екатерина Романовна не желала признавать семью сына и свою невестку увидела впервые только после смерти сына в 1807 году, спустя 19 лет после их свадьбы.
Княгиня еще ранее, в ожидании кончины, сделала распоряжения, которые и тут указывали на ее деловитость. Она привела в порядок свой естественный кабинет, собранный большей частью во время путешествий по Европе, и подарила его Московскому университету. На память о себе она отправила многим лицам разные вещи - несколько редкостей императору и двум императрицам, от которых получила дружеские письма.
В ожидании смерти она составила и свое духовное завещание, в котором предусмотрела много практических вопросов. Так, в письме к душеприказчикам она просила на погребение пригласить только двух священников с духовником. «Дать им по усмотрению, но не более 200 руб. всем, а тело погребсти в Троицком».

Указанным в духовной девкам, служившим при ней, княгиня давала отпускные «вечно на волю» и с награждением годовым жалованьем.
Дочь свою Щербинину она лишила наследства, назначив ей лишь ежегодные, довольно скромные денежные выдачи. «А как по запальчивости нрава дочери моей Настасьи Михайловны Щербининой, - откровенно объяснялось в завещании, - изъявлявшей противу меня не только непочтение, но и позволявшей себе наносить мне в течение нескольких месяцев огорчения и досады, - то я от всего движимого и недвижимого имения моего ее отрешаю!»
В декабре Дашкова, уже больная и слабая, переехала в Москву.
Дашкова скончалась 4 января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком в Калужской губернии.
Менялись времена, монархи, нравы. Последней просьбой, обращённой к новому царю Александру, стала воля умирающей: дочери к гробу её не подпускать. В полном одиночестве, в бедности и запустении, брошенная всеми, среди крыс, ставших единственными собеседницами, закончила свою жизнь некогда известная всей Европе образованнейшая женщина своего времени. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны…
22 октября 1999г. по инициативе МГИ им. Е.Р. Дашковой надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом.
Просветительская деятельность Дашковой была высоко оценена современниками. В посвященном ей биографическом очерке А.И.Герцен писал: «Дашковою русская женская личность, разбуженная петровским разгромом, выходит из своего затворничества, заявляет свою способность и требует участия в деле государственном, в науке, в преобразовании России…» (Собр. соч., т. 12, 1957, с. 361-362).
Во всяком случае, образ княгини отмечен печатью несомненного ума и жаждой более возвышенных наслаждений, которая является обыкновенно уделом только избранных натур…
Трубы исторической славы возвещали о ней, как об «учёном муже и президенте двух российских академий». И если кто либо в самом приятном сне не мог грезить о большем возвышении, если кому то приходилось карабкаться к вершинам земной славы, обдирая ногти до крови от напряжения, то Екатерина Дашкова, по иронии случая, больше всего желала для себя обычной женской судьбы: мужа, детей, семейного очага, где царствует любовь, только любовь…

Родилась в Санкт-Петербурге. Дочь графа Романа Илларионовича Воронцова и Марфы Ивановны, урожденной Сурминой. Крестница императрицы Елизаветы Петровны и Петра Федоровича. До четырех лет находилась в имении бабушки. Воспитывалась в доме своего дяди, канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Получила прекрасное образование.

Необычайно способная и умная Дашкова стала одной из первых ученых женщин России. Играла значительную роль в дворцовом перевороте 1762 г., будучи сторонницей Екатерины II. После воцарения Екатерины II с семьей жила во дворце. Во время коронации была пожалована в статс-дамы. Наделенная от природы редкими способностями, честолюбивая, она желала во всем быть первой и считала, что императрица обязана ей престолом. Не получив должного вознаграждения и признания своих заслуг, Дашкова отдалилась от двора.

С 1762 по 1764 гг. потеряла двух близких людей, мужа и сына Михаила. Тяжело переживая потерю, жила уединенно, не участвуя в общественной жизни. В 1769 г. вместе с детьми уехала за границу, где прожила в общей сложности почти десять лет. Путешествовала по Германии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Польше, Голландии, Швейцарии, Италии, Австрии, Пруссии. За границей встречалась с Вольтером, Дидро, Смитом, которые лестно отзывались о ней. Дидро говорил о княгине: «Она серьезна по характеру, обыкновенно не высказывает того, что думает, но если говорит, то просто и с истинным убеждением... душа ее потрясена несчастьем. Ее убеждения основательны и кругозор обширен. Она смела и горда. Она проникнута отвращением к деспотизму и к тому, что более или менее походит на тиранию. Она хорошо знает русских государственных людей и откровенно высказывает свое мнение о них, хваля их достоинства и в то же время резко отзываясь о недостатках. Она так же решительна в своей ненависти, как и в дружбе, у нее есть проницательность, хладнокровие, верные суждения».

Дашкова была принята в члены многих ученых обществ: была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук.

По возвращении в Россию в 1783 г. получила должность директора Петербургской Академии наук, став единственной в мире женщиной на этом посту. Она учредила особую Российскую Академию для изучения «российского слова». Основала два научно-литературных издания: «Собеседник любителей российского слова…» и «Новые ежемесячные сочинения», где печатались Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин и др. Автор многих литературных трудов. Особый интерес представляют ее мемуары.

При воцарении Павла I, Дашкова была отстранена от всех должностей. Ее сослали в деревню, где она прожила до самой смерти императора.

С 1759 г. была замужем за офицером Преображенского полка князем Михаилом (Кондратом) Ивановичем Дашковым. Имела сыновей Павла и Михаила (рано умершего); и дочь Анастасию, замужем за Андреем Евдокимовичем Щербининым.

Екатерина Романовна увлекалась музыкой, прекрасно пела. Незадолго до смерти передала в дар Московскому университету свой «естественный кабинет», собранный во время путешествий.

Похоронена княгиня в церкви села Троицкого Московской губернии.