По какой формуле определяют силу тяжести. Что такое сила тяжести и каково ее значение для жизни на земле. Схематичное обозначение действующих на тело сил

Более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся».

Япония после второй мировой войны.

Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла большой урон от бомбардировок в годы войны, от послевоенного развала экономики. Ее территория была оккупирована американскими войсками. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг.

Инфляция достигла 1500%. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития.
Согласно конституции 1947г. Япония была монархией , но император был лишен реальной власти, оставшись символом единства нации. Был создан двухпалатный парламент , избиравшийся на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Земельная реформа - подорвана система помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьянство стало собственником 80% арендуемой им земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право на заключение коллективных договоров, ввели восьмичасовой рабочий день. Т.о., Япония переходила на путь буржуазно-демократического развития.
8 сентября 1951 г. - мирный договор: полномочия американской администрации прекратились, вся полнота власти перешла к гражданскому правительству. В то же время на территории Японии, согласно «договору безопасности», остались американские войска, базы военно-воздушных и военно-морских сил США.

К 1951 г. Япония по объему промышленного производства достигла довоенного уровня развития, к 1960 г. превзошла его примерно в 5 раз, к 1975 г. - в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста производства ВНП в 1950-1970-е гг. составляли 11%, в отдельные годы достигая 20% . К 1988 г. по производству ВНП на душу населения Япония обогнала США. По удельному весу в мировом промышленном производстве она заняла второе место в мире, уступая лишь США. В мировом хозяйстве Япония стала лидером по производству промышленных роботов, бытовой электроники, автомобилей, танкеров.

Причины японского «экономического чуда».

1. Конституция запрещала Японии иметь вооруженные силы, расходы на военные цели - самые низкие в мире (1% ВВП).
2. В годы войны в Корее 1950-1953 гг., во Вьетнаме в 1960-1970-е гг. Япония - основная база снабжения вооруженных сил США. Она получила огромные доходы от выполнения военных заказов Америки .
3. Хорошо продуманная эк-кая политика, были использованы те преимущества, которыми располагала Япония, уменьшено влияние неблагоприятных факторов.
Так, по основным видам потребляемого сырья и энергоносителей Япония на 98% зависит от их закупок за рубежом. Это определило необходимость очень жесткого контроля государства над внешней торговлей. Исключался ввоз любой продукции, которая могла быть произведена на территории Японии. Например, несмотря на то что закупать рис дешевле на внешних рынках, чем выращивать его в Японии, правительство предпочитало поддерживать своих фермеров, но не прибегать к ввозу продовольствия.
Помимо сырья закупались передовые технологии, что длительное время позволяло экономить на дорогостоящих собственных технологических разработках. Приоритетными считались те отрасли, которые производили экспортную продукцию. Национальные традиции Японии стали фактором, значительно облегчившим ее превращение в одну из самых развитых стран мира.
Трудовые отношения в японских корпорациях носят такой же характер, как в малых семейных фирмах стран Запада, где работники не разделяют свои личные интересы и интересы корпорации. Наемным работникам гарантируется занятость на весь период трудовой деятельности. Зарплата им выплачивается даже в случае остановки производства, за счет корпорации обеспечивается повышение квалификации.

С течением времени уровень жизни и размер средней оплаты японских трудящихся достигли уровня большинства развитых стран. По уровню детской смертности, средней продолжительности жизни Япония – одна из самых благополучных стран мира.
Важным источником экономических успехов оказалась политическая стабильность послевоенной Японии. Несмотря на существование оппозиционных партий, на политической арене более сорока лет преобладала одна политическая партия - Либерально-демократическая (ЛДП).

Во внешней политике Япония исходила из того, что она - союзник США.

В разных странах (и даже регионах) модернизация шла своими путями, однако можно выделить ее главные, общие направления. Модернизация требует мобилизации всех имеющихся внутренних резервов и широкого использования внешних источников.

Для страны (региона) важно определить свое место в мировой экономике и международном разделении труда, выявить свои экспортные ресурсы (экспортную базу). Требуется ответить на главный вопрос: «Что можно продать, чтобы обеспечить свою модернизацию?» Если стране нечего предложить для мирового рынка и все экономические ниши заняты, то обеспечить модернизацию может более дешевая или более качественная продукция, а еще лучше - и то и другое. Когда это невозможно, остается рассчитывать только на внешние источники, т. е. на «международную благотворительность», которая не даст населению хотя бы умереть с голода.

Масштабы содействия мирового сообщества могут быть различными, в зависимости от внутренних возможностей и от компетенции государственной администрации. Все факторы модернизации можно разделить на внутренние и внешние (Деление на внутренние и внешние факторы модернизации условно. В реальной жизни они тесно переплетены).

Внутренние ресурсы Африки весьма ограничены. Природные условия на большей части материка без огромных инвестиций и сложных природоохранных мероприятий уже ничего не могут дать. Какими-то уникальными и разнообразными минеральными ресурсами большинство стран Африки (за исключением ЮАР) не располагают. На долю Африки приходится по разным оценкам 2/3-3/4 мировых запасов платины, алмазов, золота, около 1/2 - марганца, хрома, фосфоритов. Почти все месторождения находятся на территории ЮАР. Выгоды географического положения могли использовать лишь средиземноморские страны, располагающиеся ближе к Европе. Этот благоприятный фактор используют Тунис и Марокко посредством развития легкой промышленности, субтропического земледелия, иностранного туризма, нацеленных именно на соседнюю Европу. Трудовой потенциал Африки значителен по количеству, в возрастном отношении очень молод, но в основной своей массе не имеет даже элементарной квалификации. Он не является серьезным фактором модернизации. Внутриполитическая обстановка в большинстве африканских стран нестабильна, нет и «общественного согласия», т. е. понимания в обществе необходимости модернизации. Государственные структуры слабы, отсутствует необходимое количество современных специалистов. Можно сказать, что Африка практически не имеет внутренних резервов для модернизации и может рассчитывать лишь на внешний источник.

Объективно африканские страны были заинтересованы в модернизации, но внутренне они к ней не были готовы.

Раньше сильно преувеличивалась роль африканских ресурсов. Однако без африканского сырья Запад мог бы вполне (или почти) обойтись. Да и самым важным стратегическим сырьем располагает практически только ЮАР. Неквалифицированные трудовые ресурсы Африки в эпоху НТР имеют серьезных конкурентов на мировом рынке рабочей силы (в первую очередь из стран Азии). Получается такая ситуация, при которой сам регион не может, а Запад в целом экономически не заинтересован в африканской модернизации. Но модернизация началась! В 60-70-х гг. она проводилась довольно активно. Ее началу способствовал целый ряд факторов.

Большинство африканских стран стали суверенными, появились популярные идеи развития национальной экономики. Одновременно на мировой арене шла борьба за сферы влияния между двумя сверхдержавами - США и СССР. У некоторых африканских лидеров появилась возможность использовать эти противоречия. Сохранялись у западных стран и чисто экономические интересы в Африке: получение дешевого минерального сырья, сельскохозяйственной продукции, ценных пород древесины.

Главная сложность состояла в невозможности механического переноса методов хозяйствования, техники и технологии в совершенно иную природную и социальную среду. По мнению некоторых ученых, модернизация в Африке сопровождалась «болезненной прививкой европейской (западной) культуры».

Особенно важно то, что модернизация была направлена на ключевые сектора материального производства - аграрный и промышленный (в первую очередь добывающей промышленности). Развитие экспортного аграрного производства и бурный рост городов, которые были объявлены «полюсами роста», привело к резкому оттоку сельского населения и неконтролируемой гипертрофированной урбанизации. Были нарушены традиционные социальные структуры, а новые не успели сформироваться. По существу, провалились две 10-летние программы ООН по развитию Африки. Модернизация оказалась разрушительной, в результате положение региона даже ухудшилось. Резко выросла внешняя задолженность, углубились экологические проблемы, усилилась зависимость Африки от импорта продовольствия для быстро растущего населения. Для решения африканских проблем предлагаются самые разные варианты: от необходимости взять Африку на «полное иждивение» развитых стран, которые не дадут огромному региону «взорваться» и похоронить вместе с собой и весь «цивилизованный» Запад, до стремления доказать необходимость бросить Африку на произвол судьбы. В цивилизованном мировом сообществе конца XX в. должна быть разработана серьезная концепция социально-экономического развития Африки, которая включала бы реализацию как внутренних, так и внешних предпосылок при их гибком сочетании.

Трудности в модернизации развивающихся стран. В 1950-1970-е гг. развивающиеся государства, которые обладали ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали прибыль от их экспорта в индустриальные страны. С переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции. Это привело к повышению цен на готовую продукцию.

Другим источником трудностей развития стал рост численности населения стран Азии и Африки, что создавало массу проблем. Миллионы молодых людей вступали в трудовую, жизнь не имея образования и квалификации. В городах развивающихся стран безработица достигает 50%.

Рост численности населения стал источником неразрешимых трудностей. Падение уровня жизни, безработица вели к обострению социальных межэтнических, межконфессиональных проблем. Внутренняя нестабильность отталкивала зарубежных инвесторов и затрудняла привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации. Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970-1980-е гг. развивались по пути социалистической ориентации - Анголе, Эфиопии, Мозамбике и др.

  • 1. В 1990-е гг. была свернута, а затем прекратилась поддержка режимов этих стран со стороны России.
  • 2. Финансовые центры Запада с подозрительностью относились к бывшим союзникам СССР, воздерживались от вложений капитала в их развитие.
  • 3. Вбольшинствестран социалистической ориентации произошла смена политических режимов, которая сопровождалась гражданской войной, столкновениями с соседними государствами. Это усугубляло экономические проблемы, тормозило процессы модернизации.

В группе государств Азии - Китае. Северной Корее и Вьетнаме - командно-административная социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям. Черты их развития во многом были сходными. Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы, сократилась численность вооруженных сил, приоритетом оказалось производство потребительских товаров. Привлекался иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны, предприятия получили хозяйственную самостоятельность и др. При этом компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Эти меры сделали Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Такого же типа преобразования осуществлялись во Вьетнаме.

Опыт новых индустриальных стран. Для государств Азии имел опыт ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга.

Сингапур и Гонконг. В этих государствах существовали развитие портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Благодаря притоку зарубежных капиталов и наличию дешевой рабочей силы в них создана современная промышленность, выпускалась высоко технологичная продукция, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань находились в особых условиях. Когда они были колониями Японии, здесь была создана система обслуживания тылов своих войск - зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950-1953), в Южной Корее и на Тайване были развернуты контингенты войск США. Не вмешиваясь в политическую жизнь, они играли роль гарантов внутренней стабильности.

Для Южной Кореи ещё в 1960-е гг. были характерны самая большая продолжительность рабочей недели, (54 час.), запрет на деятельность профсоюзов и на забастовки. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило провести в 1993 г. свободные президентские выборы.

1.

Выбор ориентации и моделей развития. После перемен, происшедших в мире в связи с окончанием Второй мировой войны и распадом колониальной системы, большинство государств Азии и Африки оказались на новом рубеже своей истории.

Им предстояло решать, каким путем идти дальше, как вырваться из отсталости и бедности, догнать передовые страны. При этом приходилось учитывать как собственные ресурсы, часто весьма ограниченные, так и возможности налаживания взаимодействия с другими странами.

Капитализм или социализм? Мир развитых государств с конца 40-х гг. XX в. был расколот на «западный» и «восточный» («капиталистический» и «социалистический») блоки. Странам «третьего мира», как их тогда называли, предлагались соответственно «капиталистическая» и «социалистическая» ориентация. Сегодня очевидна условность этих определений. Но в те годы две названные общественные системы рассматривались как полярные варианты развития, особо подчеркивалось их идеологическое и политическое противостояние. Выбор освободившихся стран тоже часто являлся прежде всего политической ориентацией на одну или другую группу государств, политика в этих случаях шла впереди экономики. При этом внутренние противоречия и борьба политических сил осложнялись внешними влияниями, а нередко и прямым вмешательством извне. О трудностях выбора ориентации и путей дальнейшего развития ярко свидетельствовала история стран Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце и сразу после завершения Второй мировой войны. Размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, сотрудничество их с разными внешними силами привели к расколу Вьетнама и Кореи на государства с разным общественным строем, отторжению от Китая Тайваня, где Чан Кайши также установил особый режим.

Большинство молодых государств, где индустриальный уклад оказался относительно развитым, пошло по пути модернизации, некогда пройденному странами Запада. При этом проявились такие особенности их экономической политики, как создание значительного государственного сектора и государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ. Сотрудничество с бывшими метрополиями в качестве «младших партнеров» открыло перед этими странами возможности более динамичного развития, но одновременно породило немало проблем (внешний долг, аграрно-сырьевая, монокультурная специализация экономики, перемещение в эти страны экологически вредных производств из развитых стран и др.).

Плакат с изображением лидера Иранской революции 1979 г. аятоллы R Хомейни

«Некапиталистическая» («социалистическая») ориентация принималась небольшим числом освободившихся стран (в 1960-е гг. их было около 30, к концу 1980-х гг.- около 10). Чаще всего это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществленной представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения экономических и социальных проблем. В государствах, избравших «социалистическую ориентацию» в 1960-е гг. (Алжир, Сирия и др.), был принят курс на постепенные преобразования общедемократического характера. Правившие партии и лидеры стояли на революционно-демократических позициях, далеких от марксизма. Режимы, вставшие на этот путь в 1970-е гг. (в Анголе, Афганистане, Эфиопии), заявляли о приверженности «идеям научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности данные страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, значительную роль играли общинно-племенные отношения, были сильны этнические, племенные, религиозные противоречия. Все это создавало труднопреодолимый разрыв между принимавшимися лозунгами и действительностью.

Среди стран Азии и Африки оказалось также немало таких, которые выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а свой собственный, «третий», «четвертый» и т. д. путь. Один из примеров подобного выбора продемонстрировал Иран, в котором после антимонархической революции 1979 г. утвердилось исламское государство. В нем сочетались элементы современного демократического общества - республиканский строй, конституция, властные полномочия президента и меджлиса (парламента) - и высшая власть духовных лидеров, приоритет исламских ценностей и норм во всех сферах. Другой путь был избран в Ливии. В сентябре 1969 г. в результате выступления организации молодых офицеров во главе с М. Каддафи была свергнута монархия и провозглашена республика. В 1977 г. объявлено об установлении «режима народной власти», принято новое название страны - Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия («джамахир» в переводе с арабского - народные массы). Пост главы государства занял «лидер революции 1 сентября» М. Каддафи. Власть в стране осуществляет «весь народ» через народные собрания и комитеты (партии, парламент и другие формы представительства признаны излишними).

Эволюция или скачок? В первые годы существования независимой Индии Дж. Неру писал: «Должны ли мы следовать английским, французским или американским путем? Разве мы располагаем временем в 100-150 лет, чтобы достичь нашей цели? Это совершенно неприемлемо. В таком случае мы просто погибнем». Очевидно, вопросы о том, как, за счет чего преодолеть отсталость, добиться динамичного развития, ставили перед собой лидеры многих освободившихся стран.

В попытках решения названных вопросов можно увидеть два подхода. Один из них опирался на идею поступательного эволюционного развития, в ходе которого новое включается в органическое взаимодействие с традиционным, преобразует то, что уже существует, в соответствии с духом времени, но без разрушения сложившихся ранее основ. Это путь постепенного реформирования. Роль движущей силы и регулятора подобного процесса, как правило, отводилась государству. Такой вариант развития был принят в Индии.

Другой подход предусматривал рывок, скачок в развитии. Он воплотился в разных вариантах - в «большом скачке» конца 50-х гг. в Китае, «прыжке тигров» или «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 70-80-е гг., экономическом подъеме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств и др. При этом существенно различались источники «скачка» (внеэкономические меры, капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешевой рабочей силы и др.), его механизмы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.) и результаты. Но само явление «скачка» часто встречается в истории стран Азии и Африки второй половины XX в. 2.

Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия: достижения и проблемы модернизации.

Япония. На протяжении полувека эта страна прошла путь от сильнейшего военного поражения к положению лидера в своем регионе и мире. Историки считают, что главную роль в этом сыграла проявившаяся в Японии еще с конца XIX в. способность к модернизации, в которой быстрое динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений. Послевоенное «экономическое чудо» в Японии отличали такие черты, как высокие темпы роста промышленного производства, широкое применение научных открытий и новейших технологий (этому способствовала практика приобретения патентов на изобретения по всему миру), расширение внешнеэкономических связей. В трудные послевоенные годы в стране был выдвинут лозунг «Экспорт прежде всего!», и японские товары стали проникать на мировые рынки. Доля страны в экспорте западного мира возросла за 1950-1979 гг. с 1,3 до 8,5%. В 70-е гг. японские монополии значительно расширили экспорт капитала.

Научно-техническим и экономическим достижениям Японии способствовала последовательная политика поддержки среднего и высшего образования. В конце 80-х гг. 93% японских детей получили полное среднее 12-летнее образование, более трети из них продолжили обучение в университетах и колледжах.

В политической сфере воплощением традиционных устоев японского общества является сохраняющаяся по сей день монархическая форма государства. Император выступает как «символ государства и единства нации», но не занимается управлением страной. В послевоенные годы в Японии сложилась система многопартийной парламентской демократии. В течение почти сорока лет у власти бессменно находилась либерально-демократическая партия (по политическому кредо это партия консервативного толка). Оппозицию слева ей составляли Социалистическая партия и другие партии социалистического типа, Коммунистическая партия. Позже в ряды оппозиции вошла также партия Комэйто, связанная с буддистскими организациями. В кризисные 70-е гг. позиции ЛДП ослаблялись, она несколько раз утрачивала большинство в парламенте. В 1994 г. впервые за послевоенные годы правительство возглавил социалист Т. Мураяма. Наступило время коалиционных правительств.

Внешняя политика Японии в послевоенные десятилетия определялась решениями о демилитаризации страны. В 47-й статье японской конституции были записаны «три неядерных принципа»: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Вместо армии разрешалось создать «силы самообороны». Однако в 70-80-е гг. военные расходы страны начали возрастать, японские войска стали принимать участие в международных учениях и маневрах. Наряду с экономическим возрос и военный потенциал Японии. В отношениях с СССР, а затем с Россией сложную проблему представляет вопрос о «северных территориях» - нескольких островах Южнокурильской гряды, которые, по мнению японской стороны, были незаконно отторгнуты Советским Союзом после Второй мировой войны.

Китай. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. В первой половине 50-х гг. Коммунистическая партия Китая приняла курс на построение социализма по советскому образцу. Чтобы быстрее поднять огромную страну из разрухи и бедности, устанавливались жесткие темпы коллективизации и индустриализации. Однако китайские руководители недолго следовали путем «старшего брата». Вскоре после XX съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун прервал контакты с советским партийным и государственным руководством. В мае 1958 г. был провозглашен курс «трех красных знамен» («новая генеральная линия», «большой скачок» и «народные коммуны»). Перед промышленностью ставились завышенные задачи. «Народным коммунам», в которых обобществлялось все, вплоть до домашней утвари, предписывалось перейти на самообеспечение - производить продовольствие, орудия труда, выплавлять сталь и т. д. Через год стало ясно, что «скачок» провалился.

Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу: в 1966 г. была провозглашена «великая пролетарская культурная революция». Одним из ее девизов было «Открыть огонь по штабам!». Начались чистки руководящих, партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Роль ударной силы в репрессивных акциях отводилась студенческой и рабочей молодежи. «Культурная революция» нанесла тяжелейшие удары по культуре, зато пресекла всякие проявления инакомыслия и недовольства режимом и существовавшим экономическим положением.

После смерти Мао Цзэдуна (в 1976 г.) перед новым руководством встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Решающую роль в переходе к новой политике сыграл один из старейших деятелей китайской компартии Дэн Сяопин. С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» началось проведение экономических и социальных реформ. На селе вводился дворовый подряд (с правом аренды земли сроком на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наемную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Наряду с государственной собственностью узаконивались акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика «открытых дверей» во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.

Мао Цзэдун провозглашает образование Китайской Народной Республики. Плакат

Реформы принесли как положительные результаты, так и проблемы. В первой половине 80-х гг. произошел значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2%). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой». Сохранение прежней политической системы вызывало критическое отношение со стороны некоторых общественных сил. Весной 1989 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь произошли студенческие выступления с требованиями демократических перемен. Против демонстрантов были направлены войска. Многие были убиты и ранены. События вызвали большой международный отклик. Но внутри страны их следствием стала лишь отставка отдельных партийных руководителей. На очередном съезде КПК в 1992 г. была подтверждена задача укреплять «демократическую диктатуру народа» и руководящую роль партии.

В 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. продолжалось бурное развитие китайской экономики, невиданных размеров достигли зарубежные инвестиции в нее. По ряду промышленных показателей страна вышла на первое место в мире. Зримым символом успехов Китая стал запуск в 2004 г. пилотируемого корабля в космос. Считается, что, если подобные темпы роста сохранятся, КНР в XXI в.

Может опередить все другие страны мира, включая США, по уровню своего экономического развития.

Особым образом сложилась судьба Вьетнама и Кореи, где нормальное развитие было затруднено из-за раскола стран на государства с разными общественными системами и из-за военных конфликтов. Вьетнам, разделенный после войны с французскими колониалистами (1946- 1954) по 17-й параллели, получил лишь небольшую мирную передышку. В 1965 г. в противостояние Севера и Юга непосредственно вмешались США, направив во Вьетнам свои войска. СССР, Китай и ряд других стран оказывали военную и материальную помощь Северному Вьетнаму. Вьетнамская война закончилась в 1975 г. поражением проамериканского режима и войск США. В 1976 г. произошло объединение страны, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам. Социально-экономическая система Юга начала перестраиваться по образцу Севера. Но трудности послевоенного восстановления, изменение международной обстановки остро поставили вопрос о курсе страны в целом. В 80-е гг. во Вьетнаме начались экономические преобразования, сходные с теми, которые до этого развернулись в Китае. К началу XXI в. на этом пути были достигнуты впечатляющие результаты.

В Корее, которую с севера освобождали от японских оккупантов советские войска, а на юге заняли американские части, в зонах, разграниченных по 38-й параллели, возникли Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. Развернувшаяся в 1950-1953 гг. война между ними, в которой участвовали и внешние силы, не дала перевеса ни одной из сторон. Каждое из государств продолжало идти своим путем. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика, в Южной - рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства (впрочем, здесь значительную роль играло государственное регулирование экономики). Различия в политическом строе, внешне казавшиеся очень значительными, не исключали элементов сходства. В обоих государствах власть приняла авторитарный характер. В КНДР установилась единоличная власть «вождя» - президента страны и генерального секретаря Трудовой партии Кореи Ким Ир Сена, перешедшая после его с мер- ти к его сыну Ким Чен Иру. В Южной Корее в течение нескольких десятилетий существовал военный режим, опиравшийся на однопартийную систему и жестоко расправлявшийся с любым проявлением оппозиции. Лишь в 1993 г. президентом стал гражданский политик, до этого один из руководителей оппозиции Ким Ен Сам.

Южная Корея наряду с Тайванем, Гонконгом, Сингапуром вошла в группу новых индустриальных стран, совершивших в 70-е гг. рывок в экономическом развитии (в связи с этим их называли «азиатскими тиграми», «азиатскими драконами»). Путь этих стран во многом напоминал сделанное ранее в Японии: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путем изучения мировых новинок, приобретения лицензий, усовершенствования технологий на производстве; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции и др. В 80-е гг. подобным путем пошли еще несколько государств этого региона - Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.

Индия. Становление и развитие независимой Индии тесно связано с политической династией Неру - Ганди. Дж. Неру был первым и бессменным в течение 17 лет (до его смерти в 1964 г.) главой правительства Индии, его дочь И. Ганди и внук Р. Ганди возглавляли правительство страны в 1960-1980-е гг. Опорой их политики являлась массовая и влиятельная партия Индийский нацио-

Дж. Неру (слева) и М. Ганди

нальный конгресс, находившаяся у власти в течение почти всего периода с начала провозглашения независимости страны (с перерывами в 1977-1979 гг. и 1989-1991 гг.).

Основные мероприятия «курса Неру»: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, а земля передавалась малоземельным крестьянам; создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало ее участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая дело отца, стремилась усилить экономические позиции государства: в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения, модернизацию производства.

В 80-е гг. в Индии стали активизироваться националистические и сепаратистские движения. Столкновения между индусами и мусульманами, борьба сикхов за автономию, а затем за отделение от Индии, выступления тамильских сепаратистов на юге страны привели к многочисленным жертвам. От рук террористов погибли И. Ганди (1984) и Р. Ганди (1991).

В конце XX - начале XXI в. монополия ИНК на власть была нарушена. По итогам парламентских выборов происходила смена правительств, возглавляемых то лидерами ИНК, то представителями право-националистических партий. Однако при всех правительствах продолжалось успешное экономическое развитие страны. Особенно важны успехи индийцев в области информационных технологий. 3.

Афганский эксперимент. События 70-90-х гг. в Афганистане показали, насколько трудным и тернистым может быть путь трансформации. В этой экономически отсталой стране с сохранявшимися родоплеменными отношениями руководители Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., провозгласили задачу установления «диктатуры пролетариата» и в последующие пять лет «перехода к социализму». Этот курс получил поддержку советских руководителей, так как хорошо вписывался в господствовавшую тогда концепцию «социалистической ориентации».

Соперничество группировок в НДПА привело в конце 1979 г. к политическому перевороту. В декабре 1979 г. в столицу Афганистана Кабул были введены советские воинские части. Партийное и государственное руководство возглавил Б. Кармаль. Курс на «строительство социализма» продолжался при помощи Советского государства. Однако проводившиеся новой властью радикальные преобразования (аграрная реформа, утверждение светских начал во всех сферах жизни и т. д.) встретили сначала скрытое, а затем прямое сопротивление разных слоев населения. Многие встали на сторону антиправительственной исламской оппозиции, вступили в отряды моджахедов («борцов за веру»). Развернувшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для национального примирения, отказалось от социалистической ориентации. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключен ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане (в них участвовали Афганистан, Пакистан, СССР и США). В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана.

Несмотря на соглашения, попытки добиться примирения не удались. В 1992 г. вооруженные отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада (коалиции исламских партий). В стране были восстановлены исламские порядки. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам, - Г. Хекматиаром (представитель многочисленной этнической группы пуштунов, он также возглавлял Исламскую партию Афганистана), А. Ш. Масудом (таджик по национальности), Р. Дустумом (представитель узбекского населения севера страны) и др.

В 1994 г. в борьбу включилось Движение талибов, бывших студентов духовных училищ, прошедших подготовку в военных лагерях оппозиции в Пакистане. В сентябре 1996 г. талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны. Вслед за расправой с политическими противниками они потребовали от населения строгого соблюдения законов шариата. За отступление от предписанных правил полагалось наказание по средневековым исламским законам. Вторжение войск антитерро- ристической коалиции во главе с США в Афганистан в 2002 г. позволило противникам талибов изгнать их из Ка-

була и других городов страны. Однако созданное под эгидой оккупационных сил центральное правительство не контролирует большинство районов страны, где власть фактически принадлежит командирам вооруженных формирований. Продолжается и вооруженное сопротивление оккупантам.

Опыт Афганистана, оплаченный ценой сотен тысяч жизней, показал, насколько сильным может быть сопротивление традиционного общества утопическим программам его перестройки. 4.

Страны арабского мира. Волна освободительных революций прошла в арабских странах в 50-60-е гг. В одних случаях это было освобождение от монархических режимов, как, например, в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г. Значительную роль в названных революциях, имевших характер переворота, играли патриотически настроенные армейские офицеры. В других случаях революции увенчивали многолетнюю освободительную борьбу. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения и завершилась провозглашением в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики.

Общими итогами этих событий стало установление в большинстве арабских стран парламентских республик, проведение демократических социально-экономических преобразований - аграрных реформ, национализации части промышленности и др., ограничение позиций иностранного капитала. Многообразие, а иногда и разно- направленность интересов отдельных социальных групп - национальной буржуазии и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян - делали политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. При этом к внутренним разногласиям часто прибавлялись внешние влияния, стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе. Неудивительно, что за относительно короткий по историческим меркам период времени (30-40 лет) во многих из рассматриваемых стран по 2-3 раза произошла смена политических режимов и курсов.

Так было, например, в Египте, где пребывание у власти трех президентов - Г. А. Насера (1953-1970), А. Са- дата (1970-1981) и М. X. Мубарака (с 1981 г.) - сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. В первые годы президентства Насера были национализированы банки, крупная промышленность, транспорт, создан государственный сектор в экономике, проведена аграрная реформа. В начале 60-х гг.

начался переход к общему планированию экономики, были расширены политические права населения, устанавливалось равноправие женщин. В этот период обсуждалась «социалистическая перспектива» развития Египта (по представлениям Насера, этот «социализм» должен был носить «национальный характер», отличаться от коммунизма, следовать принципам и нормам ислама). Были распущены существовавшие политические партии и создан Арабский социалистический союз - особая организация, сочетавшая черты партии и широкого общественного движения, объединявшего представителей разных социальных слоев. С середины 60-х гг. расширилось экономическое сотрудничество с СССР, наиболее важным результатом которого стало строительство под руководством советских специалистов уникальной Асуанской ГЭС.

Возглавивший страну после смерти Насера А. Садат совершенно изменил курс, проводил политику свертывания государственного сектора, поощрения частного предпринимательства, «открытых дверей» для иностранного капитала. За 1974-1984 гг. доля частного сектора в промышленном производстве выросла с 10 до 23%. Помещикам возвращалась часть отнятых у них ранее земель. Арабский социалистический союз был распущен, восстанавливалась многопартийная система, хотя реальная власть закрепилась за одной партией. Во внешней политике произошло сближение с США. Подписание Садатом кэмп- дэвидских соглашений с Израилем (1979) привело к изоляции Египта в арабском мире.

Политика М. X. Мубарака отличалась взвешенностью, сбалансированностью. Укрепление позиций национальной экономики сочеталось с поощрением иностранных инвестиций (в первую очередь в производственную сферу). Стремясь к внутренней стабильности, президент ужесточил контроль за деятельностью оппозиции, особенно экстремистских мусульманских организаций. Гибкий внешнеполитический курс Египта в 80-90-е гг. позволил ему вернуть место признанного лидера в арабском мире и международный авторитет. 5.

Ближневосточный конфликт. Один из самых длительных в истории XX в. конфликтов, связанных с движением народов за национальное самоопределение, начался вскоре после раздела освободившейся от английского управления Палестины на территории, предназначенные для арабского и еврейского государств (решение об этом принято Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 г.). Вслед за провозглашением еврейского государства Израиль (в мае 1948 г.) палестинские арабы при поддержке ряда арабских стран объявили ему войну, которую вскоре проиграли. Израиль захватил часть территории, предназначавшейся для палестинского арабского государства. Около 900 тыс. арабов были вынуждены покинуть свою землю и перебраться в другие арабские страны. За первым столкновением последовала растянувшаяся на треть века серия войн между Израилем и арабскими странами. В начале 80-х гг. под контролем Израиля оказалась территория в 7,5 раз большая, чем предусматривалось в 1947 г. На захваченных землях стали основываться еврейские поселения. В 1987 г. там вспыхнула интифада - восстание палестинцев. В 1988 г. Национальный совет Палестины объявил о создании арабского государства Палестина. Трудность ситуации заключалась в том, что каждая из сторон обосновывала свои притязания «историческим правом», тем, что когда-то ей принадлежала вся территория Палестины.

Деколонизация

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации , связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки» , когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя — Португалии — рухнула в 1975 г.

Конликты и кризисы

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.


Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.

Итоги первых преобразований

В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. — 74%, и 64% в 1990 г., Китае — 83% и 72% , Эфиопии — 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.

Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. — 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.

В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода.

Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10—15 раз уступают странам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения. Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд. человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к концу века менее 300 долл. на душу населения в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей) и имеет тенденцию к сокращению.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг.

Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.

Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами-»донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят прежде всего из соображений экономической выгоды. Однако экономические обстоятельства для многих развивающихся стран складываются неблагоприятно. В 1950— 1970-е гг. те из них, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные дивиденды от их экспорта в индустриальные страны. Рост цен на нефть, отчасти и на сырье, после последней арабо-израильской войны 1973 г., казалось, гарантировал странам-производителям нефти длительный период процветания. Во многих из них начали осуществляться широкомасштабные проекты строительства новых, современных городов, освоения новых земель (пустынь, тропических лесов), создания оснащенных современной техникой вооруженных сил. На реализацию этих проектов банки развитых стран охотно предоставляли кредиты.

Тем временем модернизация в развитых странах, на стадии информационного общества перешедших на выпуск более дорогой, наукоемкой продукции, внедривших энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, осуществивших освоение месторождений нефти в Северном море, привела к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Сокращение доходов от их экспорта вызвало в нефтедобывающих странах кризис задолженности, связанной с необходимостью расплачиваться за полученные ранее кредиты при сократившихся доходах. На выплату долгов стало уходить до трети их национального дохода. Например, в такой богатой нефтью стране, как Саудовская Аравия, производство национального дохода на душу населения с 1962 по 1980 г. возросло с 4 тыс. до 10 тыс. долларов. К началу 1990-х гг. оно упало до уровня 1968 г., составив около 5 тыс. долларов. В еще худшем положении оказались те страны, в том числе и богатые ресурсами, которые были вовлечены в военные конфликты. Так, Ирак и Кувейт по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Достижения медицины на протяжении XX века обеспечили более чем удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Общая же численность населения Земли стала расти очень высокими темпами. В начале века она составляла 1,7 млрд. человек, в конце — более чем утроилась, приблизившись к 6,0 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В странах индустриального «Севера» средняя продолжительность жизни увеличивалась постепенно, на протяжении почти полутора веков. Одновременно сокращалась рождаемость, сейчас в большинстве европейских семей нормальным считается иметь одного-двух детей. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычного высокого уровня рождаемости (6—8 детей в семье).

Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия — социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Ограниченность внутренних ресурсов для модернизации в большинстве стран «Юга» определяет необходимость жесткой регламентации их использования, в том числе и за счет экономии на социальных расходах. Это ограничивает возможности создания массовой социальной базы модернизационной политики, вызывает повышенную напряженность в социальных отношениях. Она, в свою очередь, ведет к политической нестабильности, частой смене режимов, систематическом вмешательстве силовых структур, особенно армии, в политическую жизнь, что, естественно, не обеспечивает решения социально-экономических проблем.

Важность привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа, которые выступают важным фактором модернизации, определяют готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в социальной политике, в ее обосновании. В свое время режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, вынуждены были провозглашать социалистическую ориентацию, использовать марксистскую риторику для обоснования своей политики. Режимы, получающие помощь от развитых демократических государств, стремились демонстрировать свою приверженность соблюдению прав человека, в том числе и в сфере социальных отношений. Между тем попытки следовать как социалистическим, так и демократическим рецептам, сложившимся в условиях, очень далеких от тех, которые существуют в большинстве стран «Юга», как правило, не улучшали, а ухудшали социально-экономическую ситуацию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните, когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости.

2. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.

3. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран «Юга», их положение в современном мире.