Искусство иллюстрирования. Что такое иллюстрация к произведению. Иллюстрации Игоря Морски или сюрреализм по-польски

Рисунок иллюстрация, рисунка иллюстрации … Орфографический словарь-справочник

рисунок-иллюстрация - рису/нок иллюстра/ция, рису/нка иллюстра/ции, м … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Изображение, арабеска, виньетка, гравюра, заставка, иллюстрация, карикатура, политипаж, чертеж, фигура. Ср … Словарь синонимов

1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… … Художественная энциклопедия

См. пример … Словарь синонимов

Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация визуализация, такая как рисунок, фотогра … Википедия

- [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… … Толковый словарь Ушакова

иллюстрация - и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел.. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать … Исторический словарь галлицизмов русского языка

иллюстрация - ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Книга маркизы. Сборник поэзии и прозы. В 2-х книгах , . "Книга маркизы" является антологией французской эротической прозы и поэзии XVIII в., среди авторов текстов были Вольтер, Казанова и многие другие. Составитель и иллюстратор Константин…
  • Иллюстрированный травник. 350 видов лекарственных растений , Гензель Вольфганг. Более 1500 цветных фото. - Комментарий, иллюстрация и рисунок к каждому виду. - Рецепты из лекарственных растений: целебные чаи, настои, отвары, мази. Наш обширный справочник научит вас…
  • Линия - это точка, которая пошла погулять. Творческий блокнот для рисования и вдохновения , Джо Фернихо. О книге Это непохожий на другие творческий блокнот для рисования, на создание которого вдохновила цитата Пауля Клее. В нем читателям предлагается мыслить нестандартно, создавая свои рисунки.…
Иллюстрация (лат. illustratio - представление в наглядном виде) – рисунок, фото либо другое изображение на странице с печатным текстом, украшающее, служащее в качестве дополнения или поясняющее его.

Классификация иллюстрации

Изображения, используемые для оформления книг, можно разделить на типы по нескольким признакам:

По способу выполнения мастером. Картинки, представленные в тексте, могут быть оригинальными или заимствованными. К первой разновидности можно отнести авторский рисунок, графику, эксклюзивную фотографию, схему и т.д.;
по внешнему виду. Применяются черно-белые и цветные картинки;
по методу нанесения на бумагу. Для выполнения иллюстраций могут быть применены приемы либо высокой, либо глубокой печати;
по смыслу. В этом плане различают художественный рисунок, декоративный и документальный;
по месторасположению на странице. Картинки могут быть выполнены на обложке, на страницах, в начале глав, частей и т.д.

История возникновения

Прообразом иллюстрации можно считать картинки на тему фольклорных произведений – былин, сказаний, мифологических сюжетов. Но поскольку картинки эти самостоятельны, иллюстрацией их назвать еще сложно. Настоящие же изображения, которые можно классифицировать данным образом, появились только в XV веке. В 1461 г. в книгах печатника А. Пастера начали выполняться сначала рисунки ручной работы, а потом и печатные тиражные – гравюры. В то время использовались рисунки, напечатанные с помощью ксилографии (печати на дереве).

Дело в том, что таким способом можно печатать одновременно и буквы, и картинки. Очень редко иллюстрации выполнялись и металлическими штампами. При этом лист приходилось прогонять через станок два раза – первый раз для нанесения текста, второй – для печати изображений. Художники, авторы гравюр в это время считаются соавторами произведений. Со временем появляется несколько разновидностей иллюстраций, используемых для дополнения книг (заставка, фронтиспис, полосная иллюстрация, рисунки на полях, оборонная). Подобное многообразие позволяло иллюстрировать книги любого содержания.

В XVIII веке огромнейшей популярностью начинает пользоваться так называемая виньетка – завершенное изображение небольшого объема, зачастую носящее тематический характер. Обычно подобного рода иллюстрации располагали на обложке, титульном листе или на последнем.

В XIX веке с появлением фотографии иллюстрации начинают выполнять с использованием фотохимических способов. В это время изобретаются такие методы, как:
цинкография – оттиск изображения (штрихового рисунка) с цинковой доски;
многоцветная печать. Таким образом создавались цветные иллюстрации;
автотипия. Так называют рисунок полутонами.

В это время образность иллюстрации сменяется максимальной реалистичностью. Она приобретает такое же значение, которое она имеет и сейчас – то есть точно привязывается с текстом.

Художники-иллюстраторы XX века

В двадцатом веке искусство иллюстрации достигает своего наивысшего расцвета. Появляются новые технологии и стили. Особое значение придается поясняющим рисункам в детской книге. Психология ребенка такова, что чем нагляднее визуально будет представлена информация, тем лучше она будет усвоена.

Одним из самых известных художников-иллюстраторов XX века, занимавшимся именно детской литературой, а в частности, сказкой, был Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Сегодня этого художника считают создателем совершенно нового типа украшенной иллюстрациями книги. Именно И. Билибин первым придумал издавать сказку в форме тонкой тетради, иллюстрированной красочными крупными рисунками. Художник при этом создавал не только наглядные иллюстрации, но и брал на себя ответственность, выражаясь современным языком, за общий дизайн книги. В период с 1901-1903 гг. этим мастером было создано огромное количество иллюстраций. Его работы украшали страницы книг с такими сказками, как «Сказка о золотом петушке», «Марья Моревна», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Царевна-лягушка» и др.

Немало оригинальных иллюстраций было придумано и воплощено в жизнь и известным русским художником В. Васнецовым (1848–1926). Этот живописец одним из первых пришел к запечатлению образов былин в рисунке. Большое значение русскому народному творчеству придавал и Ю. А. Васнецов (1900-1973). Именно им были проиллюстрированы, вышедшие в середине века сказки «Теремок», «Конек-горбунок», «Три медведя» и многие другие.

Из зарубежных авторов самый заметный след в искусстве выполнения иллюстраций оставил Эрнест Шепард (1879–1976). Именно им была оформлена книга Алана Милна «Винни Пух». Образцом для создания медвежонка стала игрушка его собственного сынишки Ворчун. В наше время, несмотря на большой скачок в плане развития техники и появление средств массовой информации совершенно нового типа, книга по прежнему остается одним из основных и самых популярных источников познания. И пока есть интерес к информации, представленной в печатном виде, будет популярной и графическая иллюстрация.

Иллюстрация Иллюстрация

(от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). Развитие искусства иллюстрации в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами иллюстрации как таковой остаются изобразительные интерпретации текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации С. Боттичелли к "Божественной комедии" Данте, О Домье к "Дон-Кихоту" М. Сервантеса, В. А. Серова к басням И. А. Крылова). Иллюстрация, входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрация становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае в VI-VII вв., получая особое распространение с XII в. В конце XVI в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в начале XVII в., а её расцвет приходится на XVIII - начало XIX вв.: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрациях всё бесконечное многообразие живого мира. Европейская ксилографическая иллюстрация, зародившаяся в XV в. и первоначально тесно связанная с миниатюрой, становится важным средством распространения религиозно- дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV - начала XVI вв.). В XVI в. в искусстве иллюстрации растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, Г. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В XVI-XVII вв. возникают первые русские, украинские и белорусские ксилографические иллюстрации. С конца XVI в. в иллюстрациях преобладает техника гравирования на меди; иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. XVII в.- период бурного расцвета научной иллюстрации. Среди мастеров иллюстрации XVII в. - А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоте в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В XVIII в. связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Великобритании, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной иллюстрации создают в начале XIX в. Т. Бьюик в Великобритании и Дж. Одюбон в США. На рубеже XVIII-XIX вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства - торцовая гравюра на дереве ("политипаж") и литография; для XIX в. характерны как законченная иллюстрация - композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остросатирической злободневностью отмечены иллюстрации мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиль во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Великобритании, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) иллюстрации проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведений, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации до добродушного, фольклорного юмора. Выдающимися иллюстраторами произведений литературы были Г. Доре (Франция), А. фон Менцель (Германия), X. К. Браун (псевдоним Физ) и Дж. Крукшанк (Великобритания), Ф. П. Толстой, Г. Г. Гагарин и А. А. Агин (Россия). В конце XIX в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстрации, породив многообразие её техник, но в то же время станковый характер многих иллюстраций приводил к частой утрате единства иллюстрации и книги в целом. К достижению синтетического единства иллюстрации с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе "модерна" и национально-романтических течений: О. Бёрдсли (Великобритания), Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину (Россия). Проблемы декоративной связи иллюстрации и книги, эмоциональной выразительности иллюстрации решали в России мастера "Мира искусства": А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их иллюстрации стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства иллюстрации конца XIX-XX вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа (Франция), М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского (Россия), П. Хогарта (Великобритания). Большое значение в XX в. имеет интерпретация художником литературного текста; иллюстрация часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, Х. Эрни а Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии, Р. Кента в США).

Советская книжная иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 20-е гг. для советской иллюстрации - период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства иллюстрации и книги (Л. М. Лисицкий). С 20-х гг. развивается и многокрасочная иллюстрация детской книги. Для иллюстрации 30-х - начала 50-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х - начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян. Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия) и др.

Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).

Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному "Апостолу". Гравюра на дереве. Москва. 1564.


Титульный лист "Библии". Ксилография Х. Лютцельбургера по рисунку Х. Хольбейна Младшего. 1528 - 1532.



А. А. Агин. "Возвращение от прокурора". Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847. Ксилография Е. Е. Бернадского.


А. Матисс. Иллюстрация к "Стихам" С. Малларме. Офорт. 1932.



В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы "Фамарь". Ксилография. 1924.


Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Уголь, черная акварель. 1935 - 1936.

Литература: Ю. Н. Тынянов, Иллюстрации, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929; К. С. Кузьминский, Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв., М., 1937; А. Д. Чегодаев, Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Н. А. Дмитриева, Изображение и слово, (М., 1962); А. А. Сидоров, История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; А. Д. Гончаров, Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-9, М., 1960-79; В. В. Пахомов, Книжное искусство, кн. 1-2, М., 1961-62; О. И. Подобедова, О природе книжной иллюстрации, М., 1973; В. Н. Ляхов, Искусство книги: иллюстрация, книга, графика, М., 1978; Первая всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог, М., 1980; Bland D., A history of book Illustration, Cleveland-N. Y., 1958; Lewis J. N. C., The twentieth century book, L, 1967; Brenni V. J., Book illustration and decoration: a guide to research, L., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

иллюстра́ция

(от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунок, фотография, репродукция, карта, схема и т. п.). В более узком смысле – разновидность графики ; искусство оформления книги. Перед художником-иллюстратором стоит задача дополнить и обогатить изобразительными средствами содержание книги, показать то, что «нельзя выразить словами», с помощью линейного ритма , экспрессии штриха, соотношения пятен цвета. Некоторые художники избирают для иллюстрирования ключевые моменты повествования, другие создают эмоциональный «аккомпанемент» книги. Иллюстраторы не стремятся передать иллюзию объёмов и глубинное пространство, а, напротив, всеми средствами подчёркивают связь графического изображения с плоскостью листа, с начертанием шрифта. Книжная иллюстрация должна быть одновременно зримым образом и орнаментальным знаком.




Самые ранние из дошедших до нас иллюстраций были в папирусах Древнего Египта («Книга мёртвых» , ок. 1400 г. до н. э.). Миниатюрами украшали позднеантичные и средневековые манускрипты. Иллюстрации в рукописных книгах первоначально представляли собой лишь орнаменты, обрамляющие текст. Затем появились инициалы – богато украшенные заглавные буквы и миниатюры с изображением Христа, Богоматери, святых («Остромирово Евангелие», 1056–1057 г.). В 15 в. в Западной Европе иллюстрации выполнялись в технике гравюры на дереве (ксилографии ), они вырезались на одной доске с текстом и печатались вместе с ним; после изобретения книгопечатания (1450) вырезались отдельно и помещались вместе с наборным шрифтом. Их отличает простота и обобщённость контуров, ритмически перекликающихся с рисунком шрифта (А. Дюрер , X. Хольбейн Младший в Германии, Лука Лейденский в Нидерландах, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии и др.). Со второй пол. 16 в., когда появилась гравюра на металле, книжная иллюстрация стремилась к передаче пластического объёма фигур и предметов. В 17 в. графические работы выполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особую популярность искусство иллюстрации приобрело в 18 в., когда распространилась резцовая гравюра на металле. Под стиль иллюстраций подбирался шрифт, эффектные декоративные виньетки и концовки (Ю. Гравло, Ш. Эйзен, Ж. М. Моро Младший и др.). Особой цельностью отличались издания, где автор был одновременно и иллюстратором (английский поэт и художник У. Блейк). В нач. 19 в. иллюстрация переживает новый подъём в связи с изобретением торцовой гравюры (Г. Доре). Для графических работ английских мастеров рубежа 19–20 вв. У. Морриса и О. Бёрдсли характерны утончённые приёмы стилизации, умение передать «дух» книги. Замечательными мастерами оформления книги были русские художники из объединения «Мир искусства» , которые считали своей задачей не иллюстрировать текст, а создать «единый книжный организм» (иллюстрации А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, М. В. Добужинского к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, И. Я. Билибина к русским народным сказкам и др.), а также В. А. Фаворский (иллюстрации к «Слову о полку Игореве» и др.).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Иллюстрация" в других словарях:

    Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация визуализация, такая как рисунок, фотогра … Википедия

    1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… … Толковый словарь Ушакова

    См. пример … Словарь синонимов

    Иллюстрация - Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… … Большой Энциклопедический словарь

    иллюстрация - и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять. 1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел.. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    иллюстрация - ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    иллюстрация - Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… … Справочник технического переводчика

На прошлом уроке вы начали изучать тему «Искусство иллюстрации. Слово и изображение». Что нового вы узнали? Что такое буквица? Какие буквицы бывают? (шрифтовая, декорированная, одноцветная, красочная) Какие художники-иконописцы рисовали буквицы? (Андрей Рублёв, Феофан Грек)

Сегодня мы продолжим говорить о книгах и иллюстрациях, узнаем, какими бывают иллюстрации, обсудим рисунки известных художников-иллюстраторов, а также вы сами попробуете себя в роли художника-иллюстратора.

Книга - это и искусство слова, и искусство изображения, верный друг и помощник. А главным художественным средством при оформлении книги является иллюстрация.

- Можете ли вы сформулировать определение слова "иллюстрация"?

- Иллюстрация (от лат. Illustratio - освещение, наглядное изображение) - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения.

Запишите это определение в тетрадь.

- Как вы думаете, зачем нужны иллюстрации в книгах?

Иллюстрация – это графическое отображение слова. Иллюстрация помогает пояснить смысл текста, сделать его многограннее и объемнее. В дело вступают образы, и человек получает более полную информацию об объекте. Иллюстрациями к книгам являются рисунки, фотографии, диаграммы, схемы и другие графические изображения. Они помогают читателю визуализировать текстовую информацию, лучше понять смысл книги или конкретного отрывка текста, полнее представить героев произведения. Конечно, иллюстрации бывают не только в книгах, но и в журналах, газетах, рекламках и других полиграфических изданиях. В некоторых книгах, например, комиксах, детских, сувенирных художественных выпусках иллюстраций больше, чем текста.

- Как вы думаете, почему?

Иллюстрация дает возможность творчески мыслить читателю и понять без слов, что художник хотел передать данным изображением.

- Все ли иллюстрации одинаковые?

- В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

    иллюстрация на обложке

    фронтиспис

    заставка

    полосная иллюстрация

    иллюстрация на развороте

    рисунки на полях

    концовка

Запишите виды иллюстраций в тетрадь.

Рассмотрим эти виды иллюстраций подробнее.

- Иллюстрация на обложке - расположена соответственно на обложке книги, чаще всего отражает суть произведения, показывает главного героя и его атрибуты. Обратите внимание, что присутствует еще на обложке - автор и название книги или произведения.

- Фронтиспис - рисунок, какое-нибудь изображение на развороте титульного листа книги или вверху страницы перед началом текста.

- Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги и означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.

- Иллюстрации полосные , на развороте , рисунки на полях - располагаются внутри текста.

Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

- Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

- Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете?

Самым известным русским художником-иллюстратором является Иван Яковлевич Билибин . Всем известны его волшебные иллюстрации к русским народным сказкам. Источником сюжетов для художника были национальный эпос, былины, сказки. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству «голосом крови».

Вопросы к иллюстрациям:

- Что вы можете сказать об этих иллюстрациях?

- Какое настроение они передают?

- К какому произведению они выполнены?

- Передают ли они характер героев?

- Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «Азбука в картинках» - первая книга В. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг.

- Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был одним из лучшим художников анималистов. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Существует и много иллюстраторов - наших современников, чьи рисунки заслуживают внимания. Например...

- Антон Яковлевич Ломаев - русский художник-иллюстратор. Родился 13 марта 1971 г. Окончил Академический институт им. И. Е. Репина в 1998 году.

В этой книге представлено то, что, по моему опыту, является основой и фундаментом иллюстрации. Насколько мне известно, до меня никто не предпринимал попыток систематизировать и изложить эти основы. Поэтому я решил собрать все столь необходимые познания, черпая их из собственного опыта работы на поприще создания иллюстраций. Я постараюсь ясно изложить основные принципы, которые относятся скорее к рисунку в целом, чем к рисованию конкретных фигур или других объектов. Я предполагаю, что мои читатели уже умеют неплохо рисовать и имеют некоторую подготовку в этой области. Поэтому данная книга не может служить пособием для ранних опытов начинающего и не будет полезна тем, для кого рисование лишь хобби. Она предназначена для тех читателей, которые собираются стать художниками и готовы приложить все усилия и все усердие, которых требует эта профессия. Достигнуть успеха в искусстве нелегко; для этого недостаточно просто чиркать карандашиком в свободное время. Никакой дар или талант, даже огромный, не избавляет от необходимости знать азы, усердно практиковаться и усердно трудиться. Я не утверждаю, что любой человек может рисовать или писать красками. Я утверждаю вот что: любой, кто умеет рисовать или писать красками, сможет усовершенствовать свое умение, если приобретет дополнительные знания. Эндрю Лумис

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Искусство иллюстрации" Лумис Эндрю бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.