Анатомия шрифта. Анатомия буквы и ее элементы. С. Эволюция форм наборных шрифтов

CSS3-фильтры воспроизводят в браузере визуальные эффекты, похожие на фильтры Photoshop. Фильтры можно добавлять не только к изображениям, но и к любым непустым элементам.

Набор фильтров не ограничивается предустановленным в браузере. Вы также можете использовать фильтры SVG, загрузив их по ссылке вместе с элементом svg.

Изначально фильтры были созданы как часть спецификации SVG. Их задачей было применение эффектов, основанных на пиксельной сетке к векторной графике. С поддержкой SVG браузерами появилась возможность использовать эти эффекты непосредственно в браузерах.

Браузеры обрабатывают страницу попиксельно применяя заданные эффекты и отрисовывают результат поверх оригинала. Таким образом, применяя несколько фильтров можно достигать различных эффектов, они как бы накладываются друг на друга. Чем больше фильтров, тем больше времени требуется браузеру, чтобы отрисовать страницу.

Можно применять несколько фильтров одновременно. Классический способ применения таких эффектов — при наведении на элемент:hover .

Поддержка браузерами

IE: не поддерживает
Edge: 13.0 кроме url()
Firefox: 35.0
Chrome: 18.0 -webkit-
Safari: 9.1, 6.0 -webkit-
Opera: 40.0, 15.0 -webkit-
iOS Safari: 9.3, 6.1 -webkit-
Android Browser: 53.0, 4.4 -webkit-
Chrome for Android: 55.0, 47.0 -webkit-

filter
blur() Значение задается в единицах длины, например px , em . Применяет размытие по Гауссу к исходному изображению. Чем больше значение радиуса, тем больше размытие. Если значение радиуса не задано, по умолчанию берется 0 .
Синтаксис
filter: blur(3px);
brightness() Значение задается в % или в десятичных дробях. Изменяет яркость изображения. Чем больше значение, тем ярче изображение. Значение по умолчанию 1 .
Синтаксис
filter: brightness(50%);
filter: brightness(.5);
contrast() Значение задается в % или в десятичных дробях. Регулирует контрастность изображения, т.е. разницу между самыми темными и самыми светлыми участками изображения/фона. Значение по умолчанию 100% . Нулевое значение скроет исходное изображение под темно-серым фоном. Значения, увеличивающиеся от 0 до 100% или от 0 до 1 , будут постепенно открывать исходное изображение до оригинального отображения, а значения свыше будут увеличивать контраст между светлыми и темными участками.
Синтаксис
filter: contrast(20%);
filter: contrast(.2);
drop-shadow() Фильтр действует подобно свойствам box-shadow и text-shadow . Использует следующие значения: смещение по оси Х смещение по оси Y размытость растяжение цвет тени. Отличительная особенность фильтра заключается в том, что тень добавляется к элементам и его содержимому с учетом их прозрачности, т.е. если элемент содержит текст внутри, то фильтр добавит тень одновременно для текста и видимых границ блока. В отличие от других фильтров, для этого фильтра обязательно задание параметров (минимальное - величина смещения).
Синтаксис
filter: drop-shadow(2px 3px 5px black);
grayscale() Извлекает все цвета из картинки, делая на выходе черно-белое изображение. Значение задается в % или десятичных дробях. Чем больше значение, тем сильнее эффект.
Синтаксис
filter: grayscale(.5);
filter: grayscale(50%);
hue-rotate() Меняет цвета изображения в зависимости от заданного угла поворота в цветовом круге. Значение задается в градусах от 0deg до 360deg . 0deg - значение по умолчанию, означает отсутствие эффекта.
Синтаксис
filter: hue-rotate(180deg);
invert() Фильтр делает негатив изображения. Значение задается в % . 0% не применяет фильтр, 100% полностью преобразует цвета.
Синтаксис
filter: invert(100%);
opacity() Фильтр работает аналогично со свойством opacity , добавляя прозрачность элементу. Отличительная особенность - браузеры обеспечивают аппаратное ускорение для фильтра, что позволяет повысить производительность. Дополнительный бонус - фильтр можно одновременно сочетать с другими фильтрами, создавая при этом интересные эффекты. Значение задается только в % , 0% делает элемент полностью прозрачным, а 100% не оказывает никакого эффекта.
Синтаксис
filter: opacity(30%);
saturate() Управляет насыщенностью цветов, работая по принципу контрастного фильтра. Значение 0% убирает цветность, а 100% не оказывает никакого эффекта. Значения от 0% до 100% уменьшают насыщенность цвета, выше 100% - увеличивают насыщенность цвета. Значение может задаваться как в % , так и целым числом, 1 эквивалентно 100% .
Синтаксис
filter: saturate(300%);
sepia() Эффект, имитирующий старину и «ретро». Значение 0% не изменяет внешний вид элемента, а 100% полностью воспроизводит эффект сепии.
Синтаксис
filter: sepia(150%);
url() Функция принимает расположение внешнего XML-файла с svg-фильтром, или якорь к фильтру, находящемся в текущем документе.
Синтаксис
filter: url(#filterId); /* если фильтр находится в этом документе */
filter: url(filter.svg#filterId); /* если фильтр с id="filterId" находится в файле filter.svg*/
none Значение по умолчанию. Означает отсутствие эффекта.
initial Устанавливает это свойство в значение по умолчанию.
inherit Наследует значение свойства от родительского элемента.

SVG uses element to define filters. element uses an id attribute to uniquely identify it.Filters are defined within elements and then are referenced by graphics elements by their ids.

SVG provides a rich set of filters. Following is the list of the commonly used filters.

  • feBlend
  • feColorMatrix
  • feComponentTransfer
  • feComposite
  • feConvolveMatrix
  • feDiffuseLighting
  • feDisplacementMap
  • feFlood
  • feGaussianBlur
  • feImage
  • feMerge
  • feMorphology
  • feOffset - filter for drop shadows
  • feSpecularLighting
  • feTile
  • feTurbulence
  • feDistantLight
  • fePointLight
  • feSpotLight

Declaration

Following is the syntax declaration of element. We"ve shown main attributes only.

Attributes

Sr.No. Name & Description
1 filterUnits
2 primitiveUnits − units to define filter effect region. It specifies the coordinate system for the various length values within the filter and for the attributes defining the filter subregion. If filterUnits="userSpaceOnUse", values represent values in the current user coordinate system in place at the time when the "filter" element is used. If filterUnits="objectBoundingBox", values represent values in fractions or percentages of the bounding box on the referencing element in place at the time when the "filter" element is used. Default is userSpaceOnUse.
3 x − x-axis co-ordinate of the filter bounding box. Defeault is 0.
4 y − y-axis co-ordinate of the filter bounding box. Default is 0.
5 width − width of the filter bounding box. Default is 0.
6 height − height of the filter bounding box. Default is 0.
7 filterRes − numbers representing filter regions.
8 xlink:href − used to refer to another filter.

Example

testSVG.htm SVG Filter

Sample SVG Filter

Using Filters (Blur Effect):

    Two elements defined as filter1 and filter2.

    feGaussianBlur filter effect defines the blur effect with the amount of blur using stdDeviation.

    in="SourceGraphic" defines that the effect is applicable for the entire element.

    feOffset filter effect is used to create shadow effect. in="SourceAlpha" defines that the effect is applicable for the alpha part of RGBA graphics.

    elements linked the filters using filter attribute.

Output

Filter with Shadow effect

SVG Filter

Sample SVG Filter

Using Filters (Shadow Effect):

Output

Open textSVG.htm in Chrome web browser. You can use Chrome/Firefox/Opera to view SVG image directly without any plugin. Internet Explorer 9 and higher also supports SVG image rendering.

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.
Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквыО, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквыМ движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие.

ЗАСЕЧКИ

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.

Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквы О, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквы М движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие .

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).


Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Под конец приводим еще один рисунок в исполнении Евгения Дмитриева, иллюстрирующий анатомию шрифта в несколько другом ракурсе.

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появлявшихся в течение столетий в разных странах.

Примеры названий элементов шрифта приведены на рис 9.

Анатомия шрифта

      1. Влияние каллиграфии

Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом. Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано на рис. 10.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия изменяется от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress ). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта, о чем рассказывается далее в этой главе.

Формы букв унаследованы из каллиграфии (форма буквы «О», у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера, которое движется против часовой стрелки; нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию)

Таким образом, ширины штрихов (strokes ) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у таких знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как «М», «N» и «А», появляются штрихи разной толщины (рис. 11).

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв (в данном случае у буквы «М» движения пера вниз формирует широкие штрихи, а движение пера вниз - узкие)

      1. Засечки

Засечками (serifs ) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Словоserif неясной этимологии, но, возможно, оно восходит к древненемецкому слову, означающему «штрих». Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces ) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят названиеsans serif , объединяющее в одной фразе французское словоsans(«без») и тевтонский кореньserif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки.

Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility ), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повыситьудобочитаемость (readability ).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.