Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Выжить в начальной школе. Как. Ученик в конфликте с одноклассником

Всем читателям блога привет! Хотела поговорить на тему школьных будней и вообще, как выжить в школе. Какими были для вас или являются сейчас школьные дни? Один день может быть сложным и мрачным, второй наполнен радостными событиями, на третий день вы были замечены в конфликтной ситуации, а в конце недели контрольная – волнение и паника! Припоминаете? Сложно справиться с трудностями не только ученикам, но и их родителям, а также учителям.

Как выжить в школе девочкам

Я помню свои насыщенные школьные будни. Для девочек это отдельный волнительный период: первая любовь, первые ссоры, первая крепкая дружба, становление личности. Столько всего нужно пройти и как с этим справиться? Сейчас расскажу о том, какие сложности могут подстерегать девочек в школе и как с ними справиться:

  • Плохие оценки. Это особенно болезненно воспринимается «девочками-примерами» для всех. Стоит понять, что плохие оценки не являются залогом неудачного будущего. Если вы получаете «2» или «3» разово, то не стоит расстраиваться. Нужно взять себя в руки и проработать учебный материал.
    Лайфхак: подойдите к преподавателю и попросите дать вам второй шанс. Педагоги обычно положительно реагируют на проявление подобной инициативы. Вы лучше подготовитесь и сможете исправить оценку.
  • Первые месячные. Обычно «приходит» к девочкам раньше и к 14 годам у всех представительниц женского пола начинаются «женские дни». Во время месячных девушки становятся более плаксивыми, могут проявлять агрессию, делать необдуманные поступки.
    Лайфхак: больше времени отдыхайте после учебного дня. Избегайте занятий физической культурой. А с плохим настроением поможет справиться разговор с подругой, книга, просмотр любимого сериала или смешных видео на ютуб.
  • Остаться без друзей. Чаще всего в новой школе изгоями становятся девочки. И причиной обычно является внешний вид: полнота, обильные прыщи на лице, неопрятность в одежде.
    Лайфхак: девочка обязана с детства следить за собой. Если наблюдается склонность к ожирению, то стоит посетить детского эндокринолога и выявить причины. Если все лицо покрыто прыщами, то сегодня на прилавках можно найти хорошее средство для маскировки или избавления от акне.

Как выжить в школе мальчикам

Выживание мальчиков обычно связано с несколько другими причинами, нежели у девочек:

  • Участие в конфликтах среди учеников. Мальчики многие ссоры пытаются решить «кулаками». Таким образом, они считают, что отстаивают свое место и мнение, повышают авторитет среди учеников. Однако, это ошибочное мнение. Да, возможно таких ребят боятся, но уважения они не заслужат. Решать конфликты и недопонимания нужно только мирным путем.
    Лайфхак: если вас пытаются привлечь к драке, игнорируйте. А лучше всего обзаведитесь друзьями и единомышленниками. Компанию редко трогают, а у вас появятся совместные интересы и времени на участие в конфликтах не будет. Повышайте свой авторитет среди одноклассников с помощью высокого уровня успеваемости или достижений в спортивных секциях.
  • Низкий уровень успеваемости. Плохие оценки чаще всего получают мальчики. Я считаю, что главная причина – это неусидчивость и стремление все и везде успеть. Мальчишки много времени проводят во дворе, за компьютерными играми или в спортивных секциях.
    Не всем дано обучению на том же уровне, что и другим ученикам. Поэтому, если какой-то предмет никак не получается «подтянуть», либо попросите помощи у преподавателя, либо объединитесь с успешным учеником.
  • Излишняя застенчивость. Такое свойство характера мешает мальчику проявить свои лучшие качества. Ребенок считает себя непривлекательным, скучным и неспособным хорошо учиться и ответить на вопрос учителя. При таком раскладе мальчик может стать . Бороться с этим можно с помощью поддержки родителей. Необходимо поощрять стремления ребенка и проявление инициативы, отдать в кружки, где малыш сможет показать свою индивидуальность (например, в музыкальной школе).

Как выжить учителю в школе

«Выживать» в младшей или в старшей школе приходится не только ученикам, но и педагогам. Сложнее всего выстроить правильную линию поведения в классе и стать для школьников авторитетом. Учитель может столкнуться с одной из следующих проблем:

  • Насмешки. Часто класс сплачивается и может подтрунивать над молодым учителем. Легче всего выявить «заводилу» в классе и вызвать его родителей. Нельзя позволять ученикам грубо шутить над взрослым человеком. Это спровоцирует в дальнейшем неправильную модель поведения в цепочке «Ребенок – Взрослый».
  • Негатив от родительского комитета из-за предложения сбора денежных средств. Не секрет, что практически каждое родительское собрание заканчивается подсчетом требуемой суммы на подарки, поездки, походы в театр или новые шторы. Многие родители, не имея лишних денег, срывают негатив на учителе. Стоит каждый раз обосновывать покупку и просить несогласных выдвинуть новое предложение, а не просто отвергать все подряд.
  • Не выделяйте «любимчиков» или «нелюбимчиков». Профессиональная этика не позволяет выделять учеников из-за собственных субъективных предпочтений.
  • Что сделать учителю, чтобы выжить в школе? Развивать в себе такие качества, как самоконтроль, адекватность и терпимость. Работа с детьми – это непросто.

Информация для родителей о выживании ребенка в школе

  • Поддерживайте ребенка во всех начинаниях. Так вы можете открыть в нем новые таланты и повысить самооценку.
  • Если вы заметили на ребенке синяки и ссадины, появляющиеся с заметной периодичностью, стоит посетить школьное учреждение и пообщаться с классным руководителем. Возможно ваш ребенок является объектом травли.
  • Разговаривайте с детьми как можно чаще. Объясняйте, что конфликты решаемы с помощью слов, а не кулаков. Говорите на тему полового воспитания, предупреждайте о возможных проблемах в случае того или иного действия.
  • Разрешайте своему ребенку приводить домой школьных друзей. Так вы будете точно знать «близкий круг» своего малыша и то, чем они занимаются в свободное время.
  • Водите ребенка по кружкам. Таким образом, можно подчеркивать и развивать таланты малыша. Соответственно высоки шансы, что он будет душой детской компании, успешным и счастливым ребенком.
  • Если ребенок постоянно приходит из школы раздраженным, выясните причины такого поведения. Обычно все кроется в конфликтных ситуациях с одноклассниками или учителями. Возможно даже придется сменить школу или класс, либо отвести ребенка к детскому психологу.

От себя лично хочу пожелать вашим детям не выживать в школе, а наслаждаться этим прекрасным временем. Развивайте свои таланты и заводите друзей. Ведь крепкая школьная дружба часто остается навсегда.

Рассмотрим вопрос: «Как выжить в школе

Есть три состояния конфликтной ситуации в школе:

  1. Ученик в конфликте с учителем
  2. Ученик в конфликте со старшеклассником

Хуже когда ученик имеет характер, который кидает его во все три состояния. Тогда это очень серьезная личностная проблема, и надо ее срочно решать.

А также есть две ситуации конфликтных состояний:

  1. Ученик новичок в школе
  2. Ученик давно в коллективе

Давайте для начала разберемся почему появляются конфликты. В основном конфликты появляются там, где пересекаются интересы.

И еще одно правило – то какой ты есть на самом деле, и то каким тебя видят окружающие – разные вещи. Люди относятся к тебе не потому какой ты есть, а потому какими они тебя видят . То есть, важнейшую роль в отношениях имеет впечатление, которое ты производишь. Об этом более подробно будет в других статьях, но теперь мы сконцентрируемся на наших конкретных примерах.

А теперь по порядку:

Конфликт с учителем

То, что написано ниже, может быть неинтересно, но полезно.

В чем выражается твое недовольство по отношению к учителю:

  • Относится к тебе с предубеждением
  • Он занижает тебе оценки
  • У тебя с ним недопонимания

Относится с предубеждением.

Учитель такой же человек, как и другие, и вероятно может иметь свои слабости. Конечно, как педагог, он не должен делить учеников по каким-либо признакам. Будь это национальные различия, религиозные, или социальные.

Тут нужна помощь родителей, которые после каждой такой ситуации, должны поговорить с ним, и понять в чем действительно причина. Может тебе только кажется, что он к тебе придирается. Родители разберутся. Они знают как решать вопросы как лично, так и выше по иерархии.

Что делать? Попроси родителей решить этот вопрос.

Ты не входишь в число его любимчиков

В данном случае, получается, что ты завидуешь тем, кто у него в любимчиках. А как ты относишься к самим любимчикам? Хотел бы, чтобы и к тебе так относились?

Я не хочу защищать учителей, но хочу помочь тебе рассуждать шире.

Постарайся поставить себя на его место. Как бы ты себя чувствовал, когда ученики не хотят учиться, шумят во время уроков, показывают свое неуважение к нему? Может надо что-то изменить в себе, а не в учителе?

И разве наличие у учителя любимчиков это проблема? Страдает ли твоя учеба от этого? Мешает тебе это делать домашние задания? А ведь по большому счету, именно дома ты и можешь накапливать нужные знания. В школе лишь объясняется непонятное и проверяется усвоение материала. Роль учителя дать тебе нужные объяснения, и проверить твою подготовленность с правом оценивания на собственное усмотрение.

Что делать? Изменить свое отношение к ситуации.

Он занижает тебе оценки

Если ты считаешь, что учитель необоснованно занижает тебе оценки, то наберись мужества и терпения, и наедине спроси его спокойным тоном, по-взрослому, по каким критериям он оценивает знания. Тут главное держать эмоции в узде. И самое главное, больше ничего не говори, а только внимательно слушай. В конце поблагодари за предоставленные объяснения. Фишка в том, что если даже он не исправит тебе оценку, ты произведешь на него впечатление, и в будущем, он будет ставить тебе такие оценки, которые перекроют нынешнюю.

У тебя с учителем недопонимание

Вероятно, что учитель не правильно понимает твои действия. В подростковом возрасте, все стараются как-то самоутвердится, и поэтому делают много действий привлекающих к себе внимание. Однако, много взрослых уже забыли о том, что и они в свое время самоутверждались, и расценивают действие подростков, как отсутствие должного воспитания. Если у взрослого уже сложилось негативное мнение о тебе, то он, все что ты делаешь, видит только с плохой стороны. Твои шутки он воспринимает как оскорбления, твою любознательность – как попытку поймать его на чем-то, чего он не знает, и тем самым подорвать его авторитет. То есть, он видит в твоих вопросах, что ты видишь его некомпетентным, и стараешься доказать это всему классу.

Что делать? Старайся избегать ненужных споров, веди себя дружелюбно.

Это не значит что нужно заискивать, но и не веди себя так, как будто учитель тебе чем-то обязан. Держи «среднюю» дистанцию.

Ученик в конфликте с одноклассником

http://youtu.be/HB9zRyXMZEU

Вариант 1 Как выжить новичку

Если тебе предстоит интегрироваться в новый коллектив, и ты еще не знаешь как тебя примут, постарайся не настраиваться на худшее. Часто мы притягиваем проблемы из-за того, что сами считаем их реальными. В разных классах разная атмосфера, и может быть все даже будут рады твоему приходу. Или по крайней мере равнодушными.

Если же в классе «блатная» атмосфера, то тут надо действовать согласно ситуации.

Давай проанализируем процесс прихода новичка в класс.

В классе существует определенная система отношений. Есть свои лидеры. Все привыкли к этой системе, и как бы их устраивает как есть.

Приход нового человека, подразумевает, что он тоже займет определенное место в существующей иерархии.

Лидеры в таких ситуациях заинтересованы в сохранении своих позиций. Поэтому они могут «наехать» чтобы ты сразу понял кто есть кто.

Подхалимы могу «наехать» чтобы завоевать уважение лидеров.

Шушера может «наехать» чтобы как-то подняться.

То есть, у всех есть интересы, и они хотят их реализовать за твой счет.

Что делать?

Первые секунды визуального контакта, человек пытается определить какое у собеседника отношение к нему. Друг он или враг. Инстинктивно, человек воспринимает других за врагов, поэтому и в целях самозащиты, пытается показать окружающим, что он не сдастся за просто так. Даже пытается произвести впечатление, которое не соответствует действительности. То же делает и собеседник. В итоге напряженная ситуация.

Нужно ломать этот шаблон поведения.

Представим, что на вас «наехали». Это называется «взять на понт». Создают конфликтную ситуацию, с целью проверить твою реакцию. Делается это осторожно, чтобы, в случае надобности можно было отступить, мол, пошутили. Тут главное не поддаться на провокацию. Пока не бьют, уже хорошо.

Не реагируй агрессивно, но и не падай лицом в грязь. Постарайся иметь дружественный настрой. Дай понять, что ты не враг. Мол, « ребята, я тут случайно оказался, в ваши дела не лезу, сижу тут в сторонке, никого не трогаю.»

Есть такое выражение, как натянутые отношения, или напряженные отношения. Это напоминает удочку при вытаскивании крупной рыбы. Все на пределе. Леска в натяжке, удилище дугой… Слишком сильный рывок, и что-то поломается. Скорее всего леска порвется.

Вот так и в отношениях, нужно держать это напряжение под контролем. Нужно не рвать общение, ведь это твои будущие одноклассники, и ты нуждаешься в их уважении. Иначе будешь изгоем. Хотя в некоторых случаях это тоже выход. Время играет в твою пользу. Дай им свыкнуться с мыслью, что ты новый член их команды. В рыбалке это делается так, держат рыбу в напряжении, чтобы устала. Тут нужна выдержка. И главное, нужно показать кто ты на самом деле. Не твой папа или брат, или дядя и.т.д., а что из себя представляешь ты! Только тогда тебя будут уважать.

Если дело доходит до избиений, то ты обязательно поговори с родителями. Пусть этот вопрос решается как они хотят, ведь они действительно хотят тебе добра. В любом государстве предусмотрены меры по пресечению таких выходок. Или школа тебе создает условия для учебы, или тогда надо искать другие пути решения.

Вариант 2. Конфликт со старшеклассником

Все это относится и в случае когда к тебе придираются старшеклассники. Поверь, это для тебя они «дяди», а они на самом деле еще сопляки.

Спроси себя:»Почему он выбрал именно меня. Что во мне есть такое, что ему не нравится, или привлекает внимание?»

Что делать? Используй советы которые даны выше. Постарайся изменить их отношение к себе, если можешь. Если нет, то ищи помощи у взрослых.

Сейчас развелось много подонков, с которыми разговаривать бесполезно.

Вариант 3. Как выжить в своем классе

как выжить в школе

Ну, а если твои конфликты старые, то просто подойди к обидчику, наедине, попроси его объяснить тебе, что ты делаешь не так, что он против тебя имеет, и как тебе поступать, чтобы не вызывать у других антипатий. Мол, я понимаю, что я не 100 евро, чтобы всем нравится, но все же, что по-твоему во мне такого, что я притягиваю проблемы?

Старайся развивать свою личность. Ведь есть ребята, которые могут прижиться в любом коллективе, и при этом пользоваться популярностью.

А вот что говорят сами ученики про тех, кто имеет конфликты

Их постоянно оскорбляют и обижают! Или их просто не любят учителя и у них не с кем не ладятся отношения.
К сожалению, это не редкость и в нашей школе! Очень многие не могут нормально общаться с учителями или с другими детьми.
Кажется, что к ним так и будут плохо относиться!

Совет № 1: ВСЕГДА ДЕЛАЙ ДОМАШКУ!

Совет №2:

  • Выспаться!
  • Быть самим собой, а не одним «из толпы»! Это главное чтобы выжить в школе! Быть человеком!
  • Побольше участвуй на олимпиадах, конкурсах и т.п. поднимешь себя и своих одноклассников.
  • лучше всегда говорить правду.
  • (не знаю, поможет ли, но все же), Нужно показать свой характер
  • Избегайте быть подхалимом или подпевалой. Таких не любят ни учителя ни дети.
  • К учителям лучше относиться по-человечески (даже, по-дружески), ведь они тоже люди!

Или вот еще высказывания некоторых учеников:

«Ни в коем случае не становиться ботаником, отличником да, но вечно услуживать и льститься к учителям, вечно что то учить не вызывает уважение у других…!»
«Главное, это оставаться самим собой. Не нужно подстраиваться под других. Ты учишься для себя и только для себя. Учителям всё равно делаешь ты Д.З. не делаешь. Главное, чтобы был на уроках. Короче, в школе мой девиз: «Всегда оставайся самим собой.»

«Главное учить столько сколько на экзаменах понадобится!
Но не более! Любить учителя можно, дарить хорошие подарки можно….но подлизываться нет!»

«Быть самим собой, быть человеком. Даже если ты последний двоечник, но если ты человек, то любой учитель будет тебя любить.
Не подлизываться к учителям! Если они этого не замечают, то обязательно заметят товарищи. Это выглядит низко. Не упадите в их глазах!
Быть с классом одни целым. НИКОГДА НЕ ПАЛИТЬ! И НЕ СДАВАТЬ! И НЕ СТУЧАТЬ! Даже если этот человек тебе противен! Из-под тишка бьют только крысы! И отговорка, что так делают все — унизительна!»

«Про отношения между учениками…
Тут многое зависит от того, как Вы себя поставите.
Блин, то ли мне просто повезло в свое время, то ли сейчас действительно школы какие-то другие, но первый раз слышу, чтобы ученик 11 класса лупил шестиклассников (тем более девушек) просто так…
Или там есть за что лупить, или этого юношу в Кащенко сдавать пора. Немотивированная агрессия, как последствие психологических детских травм (деревянных игрушек, привинченных к полу и т. д.), к сожалению, не редкость. А лечится просто: метод «выйдем, поговорим» или уринотерапия (это уж если совсем безнадежный)!»
Теперь, когда мы узнали несколько советов, может таких случаев будет поменьше? Конечно, остаётся только надеется на лучшее!

Из книги Ирины Млодик «Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога»

Школа готовит нас к жизни в мире,
которого не существует.

Альбер Камю

Школа – это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Школа – это сеть отношений, в которые вовлечены все мы ежедневно и ежечасно. И это система, организованная и живущая по своим законам, формирующая и изменяющая каждого, кто является ее частью. В конце концов, школа – это процесс, и не только процесс образования и становления…

Мне всего шесть лет, и все домашние собираются на семейный совет. Главный вопрос на повестке дня: хочу ли я пойти в школу этой осенью. Первая учительница моей сестры набирает новый класс. Очень удачно: можно отправиться в ту же школу к знакомому педагогу. Меня спрашивают, хочу ли я этого. Я не знаю, хочу или нет, потому что вообще не знаю, что такое школа. Я представляю себе большие комнаты, как у нас в детском садике, заполненные детьми-учениками и строгую учительницу, которая следит за тем, как мы себя ведем. Картинка не очень отличается от того, что происходило в саду, но от родителей и сестры я знаю, что школа – это большая ответственность. Поскольку я боюсь в своей шестилетней жизни всего нового, и на самом деле меня пугает эта ответственность, то в школу идти я скорее боюсь. Мне хочется зацепиться за мамины слова: «она же еще маленькая и так часто болеет», но я знаю, что папа будет недоволен. Он, похоже, все давно решил. Мне ничего не остается, кроме как согласиться.

Меня приводят к той самой учительнице на какие-то экзамены или тесты. И, несмотря на то, что к своим шести годам я умею читать, писать и знаю таблицу умножения, меня просто парализует от тревоги и ответственности. Учительница строга, отбор в школу серьезен, я не должна подвести папу. В те времена – это лучшая школа в городе, «английская», с самым высоким процентом поступления в ВУЗы. Несмотря на охвативший меня ужас, я все же выполняю задания, и меня принимают. Я не помню, обрадовал ли меня сей факт или нет, помню только чувство огромного облегчения от того, что собеседования и тесты заканчиваются.

Воспоминания о начальной школе обрывочны: только отдельные эпизоды и ощущения. Из-за маленького роста я сижу на первой парте, прямо напротив учительского стола. Основное чувство на протяжении долгих трех лет – страх, переходящий в ужас, когда учительница повышает голос (а делала она это регулярно), полный ступор, когда она, рассердившись, бьет указкой или кулаком по своему (слава Богу!) столу, бьет так, что подпрыгивает даже моя парта. И еще: я до сих пор отчетливо помню состояние жуткой паники, когда надо было выходить к доске. Я стою перед классом и отвечаю совсем тихо, потому что ужас заполнил каждую клетку моего маленького существа. Меня прерывает ее разъяренное: «ГРОМЧЕ!». Я впадаю в столбняк и могу выдавить из себя лишь мучительный шепот. Ее очередное: «ГРОМЧЕ!» ввергает меня в состояние полного паралича, и я вообще уже не могу ничего сказать. Под язвительные комментарии моей мучительницы и смех одноклассников я отправляюсь на свое место и хочу только одного: стать невидимкой, чтобы никто меня не замечал, не заставлял говорить громко и с выражением, не унижал и не стучал по моей парте. Но мне предстоит пережить еще три года постоянного сверхчеловеческого напряжения, от которого я спасаюсь лишь тем, что непрерывно болею.

Моя первая учительница была замечательной женщиной, носила звание «почетный учитель». Она отдала школе всю свою жизнь. Она учила нас, как умела, как считала нужным и правильным. Все в нашем классе выучились читать, писать, вычитать и делить, и, наверное, многие ей за это благодарны. Но теперь, уже будучи взрослой, я совершенно убеждена, что могла научиться этому и не заработав невроз, последствия которого придется расхлебывать всю оставшуюся жизнь. Я уверена, что учить детей хорошо и «правильно» можно не только манипулируя их чувствами, внушая страх, подавляя в них личность, целиком подчиняя себе и своим целям. Я знаю, что дети значительно эффективнее учатся в атмосфере уважения, поддержки и принятия. Они легко, без всякого страха, следуют за учителем, когда им интересно, и когда они понимают, для чего нужны все эти знания, которые взрослые почему-то считают важными априори.

Вот послание, которое я вынесла из своей школьной жизни:
«Будь послушной, усердной, старайся, много работай! То, что сказали взрослые люди до тебя, значительно правильнее всего того, что можешь сказать ты. Есть непреложные истины, которые тебе следует знать, не оспаривая и не подвергая их сомнению. Будь прилежной, исполнительной, следуй установленным правилам, слушай старших и усердно учись! Только тогда ты избежишь недовольства представителей взрослого мира, и возможно даже получишь поощрение».

Что интересно, оно усвоилось значительно прочнее, чем многие знания, вбивавшиеся в мою голову с немалым напором. Знания забылись, послание всегда со мной. Да, оно до сих пор помогает мне быть усердной и много работать, но делает ли это меня счастливой? Кроме того, только мои психотерапевты знают, какие сверхчеловеческие усилия мне пришлось приложить, чтобы позволить себе иметь право на собственное мнение, чтобы научиться видеть мир не только таким, каким он уже описан в книгах, чтобы когда-нибудь разрешить себе звучать.

«Время было такое», – скажут некоторые. Кого еще должны были готовить школы в эпоху социализма, тем более в период застоя? Конечно, исполнителей: послушных, усердных, внушаемых, способных без сомнений и колебаний разделять и поддерживать нужные стране идеи. Те немногочисленные творцы и люди, которые видели не только то, что позволено партией, объявлялись либо диссидентами, либо маргиналами, либо сумасшедшими. Смотреть на мир не через призму коммунистических идей было явно неадаптивным поведением и каралось, как минимум, постепенным выдавливанием из сообщества, как максимум, психиатрическим лечением. По иронии сложившихся обстоятельств в нашей стране лечили чаще всего тех, кто был наиболее здоров.

Как все начиналось

Школьные учителя обладают властью,
о которой премьер-министры
могут только мечтать.

У. Черчилль

В большевистской России все начиналось, как всегда, с весьма светлой идеи: сделать все население нашей необъятной Родины грамотным, для чего в 1919 году был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». По этому декрету «все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию». Хорошую и весьма гуманистическую идею, как и многие другие, столь же светлые идеи, большевизм исковеркает позже, использовав их в своих политических целях.

Реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом «О единой трудовой школе» основывалась на вполне прогрессивных и здравых мыслях:
- демократичность (бесплатность, общедоступность, светскость);
- преемственность (творческая интерпретация весьма прогрессивных педагогических идей зарубежной и отечественной педагогики);
- гуманистические подходы к свободному развитию личности;
- целостность.

Но времена экспериментов и педагогических новаций в молодой республике быстро заканчиваются. Большевики, стоящие у руля огромного государства, понимают, что школа – это не просто элемент образовательной системы. Это главный государственный институт, «создающий» гражданина и воспроизводящий общество, так называемый «консервативный «генетический аппарат» культуры» (С. Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. Том I). И школа становится главным идеологическом учреждением, в котором, исходя из тоталитарной идеологии, вводится единообразие программ (вовсе не для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень образования). В советской школе унифицируются формы обучения, напрочь забываются светлые идеи декрета «Об учете индивидуальных особенностей детей», поскольку всем детям России предстоит стать общей народной единицей – «советским гражданином». Вскоре также забываются идеи о самоуправлении учащихся, школой чуть позже будут напрямую управлять Партия и Комсомол.

Таким образом, к началу тридцатых годов, назревшее противоречие между концепцией трудовой школы (в которой были заложены такие ценности, как ориентация на развитие личности ребенка, установка на его творческую деятельность, стремление гармонизировать запросы общества и интересы отдельно взятого человека) и задачами тоталитарного государства, полностью разрешается в пользу государства. Большевистское правление берет школу под жесткий централизованный контроль, отныне регламентируя все учебно-воспитательные процессы.

Школа миллионными тиражами начинает выпускать «советского гражданина», укомплектованного не только общими знаниями, но и соответствующей идеологической начинкой, сформированного с жестко определенными задатками, взглядами на мир, психологией. Все, кто «не подходили» под заданные советским государством стандарты, окончательно истребляются во времена сталинизма.

Каковы же были качества того самого «советского гражданина»?«Преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка… забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива», – из доклада Н.С. Хрущева на Внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза. И это уже оттепель! А если вспомнить историю, пробежаться по книгам и фильмам той эпохи, и очистив сознание от пропагандистской шелухи, посмотреть на советского человека глазами психолога, очевидно, что он должен был:
- быть максимально приспособленным для идеологических и политических манипуляций;
- не иметь своего мнения, отличающегося от мнения партии и правительства;
- не задавать провокационных вопросов и вообще не задаваться вопросами;
- всегда быть довольным тем, что есть, и никогда не хотеть большего;
- много работать исключительно из рабочего энтузиазма, а не ради личной наживы;
- быть идейно выдержанным, а значит, не подвергать сомнению ценности социалистического строя;
- быть творческим в жестко заданных рамках;
- всегда ставить коллективные цели выше своих собственных;
- не выделяться ни личностно, ни профессионально (можно выделяться только по партийной линии, то есть выделяться в своем послушании).

Все эти качества, присущи авторитарной психологии, согласно которой один человек (некий авторитет) определяет, что хорошо для всех, он же изобретает и утверждает законы и нормы поведения. И если основные мотивы этого авторитета - получение и удержание собственной власти, то все законы и нормы будут создаваться и поддерживаться только ради этого, а не для прогресса или здоровья общества. Более того, авторитету выгодно постоянно внушать людям, что сами они не способны создавать и поддерживать моральные нормы и ценности, то есть, говоря проще, отличать добро от зла. Одними из самых больших грехов авторитарной психологии являются неповиновение и неуверенность в праве авторитета на управление всеми, на установление норм, сомнение в том, что эти нормы – самые лучшие.

По законам авторитарной этики и психологии росло и крепло молодое советское государство, усиливая собственную власть за счет запугивания жителей сначала внешним (гражданская война), а потом и внутренним врагом (сталинизм). Страх, стыд и вина – вот те таинственные кнопки в душах каждого, на которые так активно нажимали большевики вплоть до самого застоя. Эти кнопки безотказно работали и включали все нужные манипулятивные схемы по удержанию власти в огромной стране.

Конечно, практически любое общеобразовательное учреждение в советской России тех времен было слепком с государства. Школа не могла остаться хоть сколь-нибудь гуманистической, как изначально задумывал ее Луначарский. Собственные законы и нормы, которые была бы способна создать и которым могла бы следовать конкретная школа, психологическая независимость и раскрытие своего потенциала всеми участниками обучающего процесса, их забота о благополучии отдельно взятого человека, а не всего социалистического общества в целом, – все это не только не подходило для авторитарного государства, но и было чрезвычайно опасным. И гуманистическая этика на долгие годы покинула просторы Советского Союза.

В школе воцарился авторитаризм. Все, от директора школы до первоклассника, стали объектом, вещью государства. Вещь считается хорошей, если она соответствует требованиям того, кто ее использует. «Хорошими» назывались лишь те школы, директора, учителя и ученики, которые соответствовали идеологическим требованиям государства, те, кто был управляем, послушен, чьи сердца и головы разделяли социалистические ценности, и никогда, ни при каких обстоятельствах, не ставили их под сомнение. «Плохие» быстро переставали существовать.

В этом смысле слова Камю о том, что «школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», взятые мною в качестве эпиграфа к этой главе, сочли бы в те времена неверными. Наша школа идеально готовила своих учеников для жизни в реально существующем социалистическом лагере. Она выпускала практически идеальную модель гражданина, приучая его быть послушным, исполнительным, трудоголичным. Во всяком случае, из меня, не бунтаря по натуре, получился практически идеальный советский человек. Чем я, вероятно, могла бы гордиться в прежние времена. Сейчас же мне приходится тратить немало времени и сил на то, чтобы произвести ревизию в «наследстве», оставленном мне школой и государством, и избавиться от того, что теперь мне не позволяет жить счастливо и свободно, сохранить то, что было полезным и подходящим, и разобраться в том, как отделить хорошее от плохого.

Школа переходной эпохи

Школа – это заведение,
где детей учат нужному и ненужному вперемешку,
всячески мешая им отличать одно от другого.

Виктор Кротов

К концу ХХ века социалистическое государство неожиданно (для нас, простых советских граждан) дало трещину и в считанные месяцы расползлось по швам. Вместе с социалистическими ценностями пошатнулись нравственные устои и идеологические основания. Исчезла с лица российской земли прежняя коммунистическая партия, долгие годы указывавшая, как нам жить.

К тому времени я уже окончила институт, у меня была семья и собственный ребенок. Но я помню растерянность и тревогу, охватившие меня, когда я услышала о роспуске компартии. Разум твердо знал, что это должно было произойти. В глубине души мой «взрослый» гордился тем, что на его глазах, наконец, творится История, и чувствовал свою колоссальную ответственность за это. Но маленькая девочка-ученица хорошей английской школы испытывала настоящий ужас перед грядущим, в котором теперь не существовало никаких твердых ориентиров, никаких однозначно заданных ценностей, никаких твердых оснований.

Наступивший хаос и «разгул» только укреплял этот глубоко спрятанный страх. Страна несколько весьма бурных лет походила на огромную компанию подростков, первый раз собравшихся на даче без родителей. Страна хотела попробовать все, что ей так долго запрещалось: иные мнения, иные партии, частную собственность, индивидуальную деятельность, рыночную экономику, свободу слова и творчества, и многое-многое другое, отнюдь не всегда здоровое и прогрессивное. Теперь каждый должен был самостоятельно решать вопросы добра и зла. На первых порах это казалось более сложным и непривычным, чем поступать исходя из чьих-то прежних и якобы априори «правильных» представлений.

Законы авторитарной этики переставали работать, а правила и нормы новой этики еще не сложились. Неудивительно, что очень скоро многие стали мечтать о возвращении «сильной власти», не в силах перестроить собственную психологию, психологию подчиненности, которая при всех ее издержках, так хорошо создавала иллюзию защищенности и безответственности.

Каково же было школе в эти сложные времена? Не имеющая себе равных консервативность системы образования давала ей возможность оставаться стабильной и по-прежнему учить и воспитывать детей, несмотря на затянувшуюся штормовую политическую «погоду» в стране. В этом, на мой взгляд, большая заслуга школы того периода. Из-под ее ног выбили почву, отменив пионерскую организацию и комсомол. Школа вынуждена была находить собственные нравственные основания и ориентиры, на которые опирались бы учителя, и которые транслировались бы детям. Именно в тот момент, когда заданность сверху сменилась необходимостью личного нравственного и профессионального выбора, школа стала более «персональной». Личность директора и учителя стала основополагающей и атмосферосоздающей.

Каждая конкретная школа постепенно, и чем дальше, тем все больше, становилась отражением личности ее директора и педагогического коллектива. Вносить серьезные изменения в сам учебный процесс отваживались только учителя-новаторы, исчислявшиеся десятками на многомиллионную Россию, так что сам обучающий процесс практически оставался неизменным, но вот подход к детям, мировоззренческий и нравственный контекст теперь во многом задавались нюансами педагогических взглядов на тот или иной предмет.

Вскоре был издан Закон об образовании, объявивший о «свободе и плюрализме в образовании», закрепивший «демократический, государственно-общественный характер управления образованием», разрешивший частные школы и закрепивший на бумаге различные принципы нового образования, в том числе гуманистические: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Школьная система, наконец, получила узаконенную свободу. Свободу «от…» или свободу «для..»?

Школа настоящего

Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы.
Роберт Ингерсолл

Школа настоящего, окончательно расставшись с социалистической идеологией прошлого, однако не спешит расставаться с прежней авторитарной психологией и этикой. Ученик, как и много лет назад – объект обучения. Учитель – субъект. Субъект обучает объект. Тот, кто знает, рассказывает тому, кто не знает. Учитель требует, ученик исполняет требования, по-прежнему, желательно, беспрекословно и, не задавая лишних вопросов. Один – главный и всегда вверху, «над». Другой – подчиненный и всегда внизу, «под». Так было во все времена. Неужели может быть как-то иначе?

Школа настоящего является, по-моему, оплотом консерватизма до сей поры. И я употребляю это слово вовсе не в негативном аспекте (мол, прогрессивное – все однозначно хорошее, а консервативное – однозначно плохое и устаревшее). В консерватизме есть, безусловно, свои плюсы. Например, то, что в консервативных системах перемены происходят медленно и проходят неоднократную проверку, прежде чем претворятся в жизнь. Для психики ребенка это важно, поскольку детям необходима внешняя стабильность.. Консерватизм позволяет сохранять традиции и устои, некоторые из которых оказываются значимыми во все времена, а в более прогрессивных системах оказываются выброшенными на задворки. Кроме того, консерватизм проще и безопаснее. Это система, где все известно, все предсказуемо, все неоднократно проверено, все однозначно, одномерно… и бесперспективно.

Современная школа вполне благосклонно приняла свободу «от..», и отбросила от себя идеологическую чешую, слегка горюя, но все же смирившись с потерей таких дисциплинообразующих структур как пионерская и комсомольская организации. Но вот свободой «для…» пользоваться, на мой взгляд, не научилась за весьма редкими исключениями. Складывается весьма удручающий парадокс. Общество продолжает динамично изменяться, хоть и не так бурно, как в переходный период, но все же со значительным градиентом. А школа во многом остается прежней. И вот теперь Камю становится правым в том, что современная «школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Скорее даже так: школа выпускает детей, плохо приспособленных к тому миру, где им предстоит жить.

Посмотрим, какие требования предъявляет общество к взрослому человеку, стремящемуся иметь жилье, стабильный доход, статус, признание и прочие атрибуты благополучия. Он должен:
- иметь независимую позицию;
- уметь принимать собственные решения и нести за них ответственность;
- обладать качествами лидера;
- быть в курсе всего нового, что появляется в информационном поле;
- самому быть законодателем нового, первооткрывателем в своем бизнесе или профессии;
- быть максимально креативным как в собственной профессии, так и в жизни;
- быть упорным и настойчивым в достижении собственных целей;
- иметь значительную устойчивость к стрессам и способность быстро восстанавливаться после полученного негативного опыта;
- быть уверенным в себе, осознавать собственные таланты и способности и умело реализовывать их в своей жизни.

То есть, если в трех словах: быть активным, плодотворным, независимым. Это качества противоположные тому, что задает авторитарная педагогика: быть пассивным, исполнительным (реализовывать чужие идеи, а не генерировать собственные), зависимым-подчиненным. Получается, что школы, где субъект-объектные отношения являются главными, где авторитарная педагогика по прежнему процветает, выпускают детей, максимально неприспособленных к тому, чтобы стать успешными взрослыми настоящего времени. Вот вам и обратная сторона стабильности, безопасности и сопротивления переменам. Как точно сказал Н.А. Бердяев: «Истинный консерватизм есть борьба вечности со временем». Причем вечность при консерватизме всегда побеждает.

Разные типы современных школ

Притом, что школа по-прежнему остается весьма «персональной», то есть наделенной чертами и характеристиками ее педагогического состава, появляется некоторое своеобразие, формирующееся исходя из того, кто становится главным в школе и оказывает наибольшее влияние на все процессы. С этой точки зрения школы делятся на несколько типов.

Родительско-центрированная школа

Как мне надоело вызывать в школу твоих родителей! Уж лучше бы ты сиротой родился.
Высказывание одного учителя

Это школа, где родитель является фигурой, задающей, определяющей и контролирующей все процессы в школе. Такой тип школ характерен, в основном, для частного, платного образования. На том основании, что родитель вносит определенную сумму за обучение, он решает (а школа потворствует ему в этом решении), что является хозяином ситуации и процесса. Отчетливо понимая, что деньги дают определенную власть, он спешит ею воспользоваться, часто совершенно не разбираясь ни в методологии учебного процесса, ни в общих принципах обучения, ни в преподавательской специфике отдельно взятых предметов.

Школа, будучи зависимой от родительских «вложений», соглашается на подобный контроль и вмешательство, которые, в большинстве случаев, наносят вред как отдельно взятому ребенку, так и всей обучающей системе в целом. Педагогический коллектив парализует даже любой намек на родительское недовольство, а тем более возможность открытого конфликта, способного привести к прекращению договора с данным родителем или к еще более неприятным последствиям.

В результате школа становится не местом получения образования детьми, а местом реализации родительских амбиций и тревог. Школа «для родителей», пытаясь максимально следовать их требованиям, упускает из виду свою основную образовательную задачу. При этом удовлетворить потребности собственных заказчиков она, как правило, также оказывается не в силах. Родителей много и их запросы по отношению к школе могут быть не просто разными, а противоположными.

Родительское собрание в классе моего сына. Много вопросов, которые требуют немедленного решения. Один из них – дисциплина. Мне, как родителю, совершенно не понятно, почему возникает такая проблема. Я знаю своего сына: ему нужно внимание учителя по отношению к нему лично, он в состоянии эффективно учиться только при одном условии: если ему интересно, если все его существо захвачено решением какой-то важной и увлекательной задачи. Я не успеваю высказать свою точку зрения, как вступают матери других детей, и мне становится страшно:
– Вы должны заставить детей учиться. Ведь это их работа. Нам тоже не очень хотелось ходить в школу, но мы же ходили. Вы просто не можете их заставить.
– Я считаю, что дисциплина – это вообще самое важное. И она должна быть максимально строгой. Мы же воспитываем будущих солдат!
– А мне кажется, что дети совсем распустились, потому что в школе нет никакого нравственного воспитания. Если бы дети уважали старших, то не было бы и никаких проблем с дисциплиной.

Мне страшно оттого, что я не хочу растить солдата, не хочу, чтобы он ходил в школу из чувства долга, не хочу, чтобы на него давили, навязывали свое мнение, приказывали, не хочу, чтобы его «строили» и требовали от него уважения. Я хочу, чтобы он уважал по собственной воле, приучился сам себя контролировать и хочу, чтобы в школу ему идти хотелось. Но я боюсь, что школа примет позицию большинства родителей, а в этом случае нам снова придется искать новое место.

Родительско-центрированная школа просто обречена на постоянное недовольство родителей. И как бы не хотелось педагогам сгладить острые углы, конфликты и претензии неизбежны. Для одного родителя важны – дисциплина и послушание, для другого – уровень получаемых ребенком знаний, для третьего – хорошие оценки, для меня, например, самым важным всегда было обучение с удовольствием при сохранении и развитии личности моего сына. Наши требования настолько разные, что удовлетворить их все в отдельно взятом классе или школе нереально.

Родитель, хоть и фигура весьма ограниченной компетентности, в такой школе решает вопросы, в каком классе учиться его чаду, на какие предметы делать упор, как оценивать учителям его знания и т.д.

Поскольку, родитель является взрослым представителем ребенка, он, конечно, вправе излагать собственное видение ситуации по поводу обучения детей, но в других типах школ у него всего лишь «совещательный голос», а в школах такого типа – «решающий».

Психологические проблемы, часто возникающие в родительско-центрированной школе:
- неуважение детей к тому, кто их учит, и как следствие, проблемы с дисциплиной (поскольку родитель неосознанно транслирует эту позицию своему ребенку, «командуя» учителем и школой, относясь к ним как к личной прислуге);
- пассивность и развивающийся психологический инфантилизм детей, не несущих ответственности за собственный процесс обучения (родительская трансляция – «во всем виновата школа», и «я схожу в школу и все решу за тебя»);
- постоянный стресс, испытываемый учителями от необходимости приспосабливаться к требованиям родителей, и неизбежный перенос его на детей;
- потребительская позиция детей по отношению к жизни (трансляция потребительской позиции родителей по отношению к школе);
- пониженная мотивация к обучению у детей (из-за невозможности учителей выработать рабочие и здоровые отношения с учениками).

Таким образом, родительско-центрированная школа выпускает пассивных, склонных к инфантильности детей, малоспособных выживать в конкурирующем поле без помощи родителей, укрепляет родительскую иллюзию о необходимости и возможности тотального контроля над ребенком, укореняет в учительском составе неуверенность в себе, позицию подчиненности и неуважение к собственным педагогическим основаниям и взглядам.

Учебно-центрированная школа

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.
А. Эйнштейн

Это школа, где всем заправляет учебный процесс. Подобная система характерна, главным образом, для специализированных учебных заведений так называемого «старого» типа: языковых, математических и иной направленности. Здесь ребенок с его реальными способностями, личностными характеристиками, психологическими особенностями и взглядами на мир никого не интересует, особенно, если он не прилежен в обучении.

Зачастую такие школы, уделяя много времени и сил именно обучению, в результате не дают детям необходимых знаний. Потому что знания – это то, что ребенком усвоилось, то чем он может оперировать, а не то, что он может просто воспроизводить. Подобные школы, как правило, работают по принципу авторитарной психологии. Учитель транслирует, ученик воспроизводит. Учитель априори всегда знает лучше. Школьник должен заучить методы, законы, принципы, параграфы, ответить их без запинки и не задумываться, как можно по-другому ответить на вопрос, решить задачу, найти закономерности.

Умение ученика воспроизводить заученное оценивается по пятибальной шкале. Недаром, отметка в таких школах воспринимается часто как истина в последней инстанции, как однозначный показатель уровня знаний. Хотя совершенно понятно, что это всего лишь субъективное представление учителя о способностях ученика отвечать на запросы данной обучающей программы. Еще печальнее, на мой взгляд, что такая субъективная данность как оценка часто обобщается и распространяется на личность ребенка в целом: «он – плохой ученик», «он никуда не годится», «из него ничего не получится» и т.д. Хотя его «тройки» по математике говорят всего лишь о затруднениях в восприятии этого раздела программы, которые могут быть вызваны не только и не столько «ленью» самого ученика, сколько его наследственными способностями, особенностями развития, персональным когнитивным стилем, особенностью темперамента, отношениями с учителем, психологическим состоянием в определенный период времени, и, в конце концов, неспособностью учителя объяснить материал.

Но поскольку отношения в школе основаны на авторитарной психологии, у ученика практически нет шансов не принимать плохие оценки всерьез, поскольку из них складывается его образ успешного или неуспешного члена общества в целом. И ребенок либо рискует стать «неудачником» и «плохим» для родителей и школы, либо вынужден учиться, выжимая максимум из своего потенциала.

Школы, центрированные на учебном процессе, как правило, тесно связаны с какими-то престижными высшими учебными заведениями, и их цель – подготовить детей к поступлению в соответствующие ВУЗы. Цель, согласитесь, благая. Но средства:
- высокие и не всегда оправданные психологические и интеллектуальные нагрузки;
- необходимость поглощать огромные объемы информации, далеко не всегда переходящие в реальные знания;
- высокий и постоянный уровень стресса;
- страх получения плохих оценок;
- нагнетание учителями тревоги перед ответственными мероприятиями (экзаменами, контрольными, открытыми уроками);
- поддержание мотивации избегания (плохих отметок и замечаний) в ущерб мотивации стремления (получение новых, интересных знаний);
- жесткая дисциплина на основе безусловного и необсуждаемого подчинения;
- формирование усердности, переходящей в трудоголизм.

Еще много лет спустя после того, как я закончила школу, мне снится, как я сдаю экзамены. Меня прошибает пот от мысли, что я ничего не знаю, ничего не смогу ответить и неизбежно окажусь перед лицом полного провала. Мой страх настолько велик, что его можно сравнить только с ужасом смерти. Только во снах, где мне грезится, что вот-вот умру, я испытываю похожее чувство.

Сколько себя помню, я училась. Начиная с 6 лет, каждый мой вечер, за исключением праздников, каникул, и некоторых выходных был занят уроками. Только некоторые из них: литературу и английский язык, я делала, можно сказать, с удовольствием. По литературе была такая чудесная форма работы, как сочинения, которые я писала всегда с неизменным увлечением, но, к моему удивлению, получала стабильное «четыре» за содержание. И только списав одно из домашних сочинений с критических статей получила «пять». Тогда я поняла, что мое мнение о персонажах и понимание смысла произведения на самом деле никого не интересует, и что списывать с того, кто уже когда-то умно и грамотно все изложил – явно более адаптивное и эффективное поведение.

Когда я была ученицей, в моей английской школе был явный уклон в сторону технических наук, по сему физику или химию как специальность выбирали подавляющее число учеников. Стала студенткой физико-химического факультета одного из столичных ВУЗов и я. Химик-технолог из меня получился неплохой, только ненадолго. Кризис в стране и в моей жизни, к счастью, вывел меня к совсем другим – гуманитарным берегам.

Все, что дала мне школа, это: замечательный шанс учиться в столичном институте, удивительные исполнительские способности, редкостное прилежание и послушание, полную неспособность расслабиться, если дела не сделаны, веру в непререкаемые авторитеты, избыточное старание в любом, иногда не стоящем того, деле, сильную зависимость от оценок других людей и невозможность иметь собственное мнение и собственную позицию.

Несомненно, у меня была некая предрасположенность к тому, чтобы стать такой Ведь наша школа не выпускала клонов с одинаковыми характеристиками, но ее десятилетнее влияние на мою детскую психику было совершенно очевидным. И с этим влиянием мне пришлось непросто уже в институте, где требовались навыки самоорганизации, где приходилось решать массу нестандартных задач, где материал невозможно было просто выучить, его надо было понять и уметь им оперировать. Меня отчасти спасало только невероятное усердие.

В жизни после института моя зависимость от чужих оценок убивала даже возможность каких-то новых начинаний, отсутствие собственного мнения и позиции мешало не только в отношениях, но и в работе, исполнительность не давала возможности творить, а неспособность расслабиться делала меня тревожной, напряженной и болезненной. Только занятия психологией (на протяжении десяти с лишним лет!) помогли мне оставить в прошлом то, что мешало мне жить еще с детства.

Учебно-центрированные школы до сих пор очень популярны среди родителей, особенно в провинции. И мне как психологу и родителю понятны причины такой популярности. Школа, благодаря своим жестким требованиям к обучению, значительно уменьшает родительскую тревогу, поскольку дает определенные гарантии конкурентоспособности ребенка в абитуриентской гонке и повышает шансы поступления в ВУЗ. Причем поступление в хороший институт многими родителями по-прежнему воспринимается как окончательная точка приложения всех усилий. Хотя настоящее образование, как правило, в ВУЗе только начинается, и приходит пора проявиться накопленным за годы обучения в школе навыкам, как образовательным, так и психологическим. И в этот период дети из учебно-центрированных школ нередко оказываются не на высоте. Им мешают определенные психологические особенности:
- перфекционизм (стремление выполнить даже простое задание совершенно, непрерывно внося улучшения, затрачивая на это много времени и усилий);
- тревожность (как конструирование негативного будущего, постоянное ожидание провала, особенно перед экзаменами);
- привычка к конвергентному мышлению (ориентирование на поиск единственного и «правильного» решения поставленной задачи);
- интроективность (способность «заглатывать» получаемый материал, не анализируя его и не перерабатывая в реальные знания);
- привычка в процессе обучения опираться в основном на кратковременную память, мало задействуя остальные психические функции: восприятие, логику, воображение;
- сильная зависимость от любой внешней оценки;
- трудности с формированием собственной позиции по разным вопросам и собственного взгляда на вещи.

Что помогает им учиться более-менее стабильно? Дисциплинированность и усердие. У вузовских педагогов с авторитарным подходом к обучению такие ученики могут показывать неплохие результаты, поскольку находятся в привычных для них отношениях. Но в целом, они либо отдаются радостям студенческой жизни, которая после школы им кажется лишенной ответственности и внешнего контроля, с трудом вырабатывая самоконтроль, либо снова прилагают большие усилия, чтобы приспособиться к новой учебной ситуации.

После окончания институтов бывшие ученики, как правило, прекрасно справляются с задачами, требующими усердия и исполнительности, но редко становятся лидерами, руководителями, создателями собственного бизнеса, новаторами, творцами. Конечно, многое определяется не только влиянием школы, но и личностью отдельно взятого ребенка, однако десять-одиннадцать лет активного психологического воздействия значимых для него взрослых не могут не оставить следа.

Личностно-центрированная школа

Человека формирует все великое. Иоганн Гете

Это школа, в которой личность человека: учителя, директора, ученика, – и есть тот самый фокус внимания. Именно личностью задаются и поддерживаются все процессы обучения, кроме того, именно личность – жизнетворящая и творческая сила во всей школьной жизни. К сожалению, в России пока таких школ немного, хотя есть некоторая надежда, что число их будет постепенно расти.

В настоящее время – это, по большей части, авторские школы, то есть те, в которых директор является, безусловно, яркой и харизматичной фигурой, со специфическими педагогическими взглядами, с авторскими наработками в построении образовательной системы в рамках вверенной ему школы. Соответственно этому директор формирует педколлектив, транслируя и поддерживая во всей школе ценности собственного подхода к обучению и детям. В большинстве случаев, это гуманистические ценности, такие как: здоровое социальное и личностное развитие детей, формирование критичности их мышления, становление собственного образа, а не навязывание чужого, обучение на основе сотрудничества, открытость, честность и возможность самоактуализации и самоопределения.

Иными словами, сам являясь яркой личностью, директор формирует и поддерживает образовательную среду, в которой каждый в школе может проявлять и развивать собственную личность. Такая школа, на мой взгляд, наконец, становится тем, чем и должна быть: местом, где ребенок занимается образованием, в исконном понимании этого слова (образование – «становление собственного образа»).

В данном случае школа уходит от своего парадоксального назначения, которое особенно было развито при социализме. Вспомните, когда не уборщицы существовали для людей, а люди – для уборщиц («не ходите здесь, я уже вымыла!»), а также больницы для медперсонала, рестораны для швейцаров, магазины для продавцов и так далее. Тогда все структуры как будто создавались для удобства тех, кто там работает, а не для тех, кому они, собственно, и были предназначены. Старая авторитарная школа была типичной школой для учителей, где все в ней строилось исходя из интересов кого угодно: директора, учителя, государства, но только не из интересов детей, в ней обучающихся. Ребенок должен был соответствовать определенным ожиданиям, чтобы выдавать нужные показатели, и слушаться, чтобы не создавать никому неудобств.Он занимался, не становлением собственного образа, а впитыванием учительского представления о нем самом, не формировал собственные ценности и взгляды, а волей-неволей перенимал ценности и взгляды своего учителя, присовокупляя их к родительским. И при этом совершенно терял представление о том, кто он такой. А потом получал бесконечные нарекания: за подражание старшим товарищам (не всегда нравившимся родителям), разным кумирам, западным взглядам (не одобряемым комсомольской организацией). Хотя все, чему его учили – слепо подражать.

В школе, где личность ребенка имеет значение (причем не в ущерб личности учителя) нет твердой дисциплины, послушания и тишины, потому что невозможно строго придерживаться одних правил для всех. Потому что здесь важны не все, здесь важен каждый. Здесь индивидуальность является ценностью, а вопрос: «Ты что, особенный?» не считается «наездом».

Повышенное внимание к личности ребенка совершенно не означает, что сам процесс обучения вторичен или неважен, конечно, нет. Это означает, что в школе готовы персонально подходить и к обучению тоже, учитывая характерологические, когнитивные, психологические особенности учащихся и выстраивая программу исходя из этих характеристик.

Естественно, что преподавание в такой школе предъявляет к учителям особые требования:
- иметь зрелую и хорошо осознающую себя личность;
- иметь независимую позицию и одновременно с этим – способность выстраивать с учениками равные отношения;
- иметь искренний интерес, как к детям, так и к преподаваемому предмету;
- быть гибкими в педагогических подходах;
- обладать прекрасными коммуникативными навыками и развитой эмпатией;
- уметь чувствовать собственные психологические границы, не позволяя нарушать их детям, но и не нарушать границы своих учеников;
- быть людьми, увлеченными жизнью и собственной профессией.

Безусловно, найти таких учителей значительно сложнее, чем учителей, уставших от всего, реализующих свой непроработанный комплекс власти, преподающих скорее от безвыходности, чем из профессионального интереса. Но в личностно-центрированных школах происходит своеобразный естественный отбор: принимаются и остаются только те, кто отвечает запросам такой специфической образовательной среды. Перед самой школой как системой стоит также непростая задача: совместить учебный план со стилем обучения каждого конкретного учащегося. Тем не менее, эти усилия часто бывают оправданы, потому что результаты такого обучения, как правило, удовлетворяют и детей, и родителей, и последующие системы высшего образования.

Личностно-центрированные школы отличаются самой атмосферой, которая говорит о том, что дети здесь не только учатся, они тут живут. В школе происходит много важных для них событий: роли в интересных спектаклях, победы в сложных конкурсах, преодоления в трудных походах. Здесь их ждут, ими интересуются, за них переживают, их поддерживают, развивают их способности, выявляют таланты, помогают справиться с тем, что сложно. И, как ни странно, в таких школах нет полного попустительства и хаоса. Этому способствует уникальное сочетание структуры (уроки, перемены, подготовка) и свободы (разнообразные по своей форме уроки и многочисленные виды внеурочной деятельности). К тому же в любой подобной школе существуют правила или устав, за нарушение которых последуют определенные санкции.

И все же, несмотря на массу неоспоримых для меня (как для родителя, так и для психолога) достоинств, такие школы имеют свои недостатки:
- трудности в подборе соответствующих кадров;
- процент поступления выпускников в ВУЗы может быть меньше, чем в учебно-центрированных школах при условии, если у родителей нет дополнительных финансовых возможностей;
- родители постоянно вынуждены иметь дело не с воспитанным, послушным и дисциплинированным ребенком, а с человеком, имеющим собственную жизненную позицию, которая подчас может отличаться от родительской;
- такие школы выпускают свободомыслящих и творческих детей с независимыми взглядами, способных жить и работать только в демократическом государстве.

Как можно заметить, недостатки эти будут существовать до тех пор, пока гуманистические, а не авторитарные ценности, престанут восприниматься обществом как некое исключение. Пока людей (учителей, директоров, родителей, детей), желающих и способных опираться на собственные взгляды и ценности, независимых и активных, не станет достаточно, чтобы считать это нормой.

Родители, чья психика сформирована по законам авторитарной психологии, часто испытывают значительные затруднения оттого, что их ребенок учится в подобной школе, поскольку им самим непонятно, как можно построить обучающий процесс без строгой дисциплины и принуждения. «Мы в свое время в школе «пахали», учились с утра до вечера, и выросли же, теперь ничем не хуже других («даже лучше» – подразумевается)!» – это их основной аргумент. Часто родители неосознанно завидуют ребенку, который может выучиться, радуясь и не напрягаясь. Как правило, такие родители, в результате, либо вообще не выбирают подобные школы, либо достаточно быстро переводят детей в учебно-центрированные школы, которые им ближе по духу, ценностям и подходу.

Дети, окончившие личностно-центрированные школы, на первый взгляд практически ничем не отличаются от других детей, но все-таки имеют ряд особенностей. Они:
- не являются «университетской корзиной», куда сложена самая разнообразная информация, но они способны организовывать свой познавательный и мыслительный процесс, а также сбор нужной информации;
- неплохо осознают собственные психологические и когнитивные особенности;
- привыкли к равному отношению и плохо переносят авторитарные структуры;
- им неведом страх наказания, они руководствуются мотивацией собственных достижений;
- коммуникабельны и легко выстраивают нужные им отношения;
- иногда страдают от негуманистичности окружающего мира, но способны создавать или принимать участие в организациях, разделяющих их ценности и взгляды;
- уверены в себе, способны защищать собственные психологические границы и также уважительно относятся к границам других людей;
- находят образование интересным и важным делом.

Мне, как психологу, конечно, хочется, чтобы не только школа, все образование в России стало личностно-ориентированным. Понимаю, насколько утопична пока моя идея. Такая школа невыгодна государству, пожалуй, для него она даже опасна. Люди должны быть зависимы от авторитетов и внушаемы, иначе ими трудно управлять. Понятно также, что некоторым всегда будет нравиться, как проще.

Начните заниматься спортом. Физические упражнения - отличное хобби, которое поможет улучшить настроение и вернет чувство собственного достоинства, а также положительно повлияет на ваше самочувствие. Если вы не хотите вступать в спортивную команду, попробуйте просто заняться бегом, катанием на велосипеде или плаванием. К тому же, можно купить абонемент в спортзал и заниматься силовыми упражнениями или заниматься на кардио-тренажерах.

  • Если вы хотите заниматься с приятелем, пригласите кого-нибудь из родных поиграть с вами в теннис или футбол. Можно просто взять собаку и отправиться на прогулку.
  • Присоединение к спортивной команде, возможно, покажется вам пугающим делом. Но это может быть отличной возможностью познакомиться с новыми людьми.
  • Исследуйте свой город. Необязательно собирать целую компанию друзей, чтобы просто выбраться из дома и получить удовольствие от прогулки. Если в вашем городе есть музей, в котором вы никогда не были, или вы невероятно сильно хотите куда-то сходить - вперед, устройте себе день отдыха! Можно выбрать день и сходить в кино, отправиться по магазинам или прогуляться по парку.

    • Если хотите, подумайте о том, чтобы на время сменить обстановку: сядьте на автобус или поезд и отправляйтесь на один день в другой город.
  • Научитесь чему-нибудь новому. Будьте постоянно заняты, начните учиться тому, что всегда хотели научиться делать. Подумайте о том, чтобы начать изучать иностранный язык, заняться кулинарией или записаться на какой-нибудь другой онлайн-курс по интересующей вас теме. Когда вы добьетесь успеха в этом деле, вы сразу же почувствуете себя лучше, и ваши навыки в будущем могут вам пригодиться.

    Как выжить в социальной среде

      Будьте вежливы и сосредоточены. Вам не обязательно заводить хороших друзей, но нужно оставаться в хороших отношениях со своими сверстниками и учителями. В повседневной жизни старайтесь вести себя хорошо и относитесь к окружающим так же, как хотите, чтобы они относились к вам.

      • Когда вы хорошо относитесь к другим людям, они ничего не будут иметь против вас, и в будущем вам будет легче найти друзей, если захотите.
    1. Вступите в клуб или группу по интересам. В средней школе и институте есть множество возможностей принять участие в разных интересных мероприятиях. Найдите информацию, какие программы предлагаются в вашей школе или институте. Вступление в клуб или группу по интересам может быть отличным способом оставаться на связи с другими людьми, не становясь при этом с ними близкими друзьями.

      • Например, можно было бы вступить в научный клуб, в группу по обсуждению книг или просто в спортивную команду.
      • К тому же, можно зарегистрироваться на разных сайтах и там найти людей, с которыми у вас есть общие интересы.
    2. Проводите время с домашним животным. Животные могут составить отличную компанию, особенно собаки. Некоторые даже считают, что из животных друзья лучше, чем из людей. Если у вас еще нет домашнего питомца, попросите родителей завести кого-нибудь.

      • Подумайте о том, чтобы взять щенка или котенка из приюта. Этим животным часто бывает сложно найти хороший дом, но они могут стать очень преданными питомцами и друзьями.
      • К тому же собака поможет начать общение с кем-то, когда вы с ней гуляете. Например, если кто-то сделал вашей собаке комплимент, это может быть отличной возможностью завязать разговор. Можно просто сказать: «О, спасибо! А у вас есть собака?»
      • Если у вас есть собака или кошка, можно также начать разговор с соседями или новыми знакомыми. Например, если вы знаете, что у кого-то из ваших знакомых есть питомец, можно сказать: «О, я тоже только что завел кошку/собаку. Я ее так люблю!» Затем можно показать фотографию своего питомца и поговорить с этим знакомым о его питомце.
    3. Устройтесь на работу или станьте волонтером . Найдите вакансии и разные сайты, на которых набирают добровольцев на интересующую вас должность. Работа и волонтерство - хорошие способы начать общение с другими людьми и постоянно его поддерживать.

      • Начните с малого. Даже простая работа в McDonald"s или Starbucks поможет накопить немного денег на будущее.
      • Станьте добровольцем по работе, которая вам нравится - это поможет вам почувствовать себя лучше, а полученный опыт даст преимущество, когда вы будете искать настоящую работу, а также когда вам нужно будет пройти практику в институте.
    4. Развивайте свои социальные навыки. Если вы не слишком часто проводите время с друзьями, вряд ли можно сказать, что у вас хорошо развиты навыки общения. Найдите возможность попрактиковаться в этом деле, познакомьтесь с разными людьми, научитесь поддерживать с ними разговор, пусть они почувствуют себя комфортно рядом с вами.

    Как защитить своего ребенка, и что нужно об этом знать, сайт выяснили у специалистов.

    ПО ТЕМЕ

    Принято выделять несколько видов буллинга. Самый жестокий и заметный – физический. Это драки, нанесение увечий причинение физического вреда. Бывает еще поведенческий, вербальная агрессия и кибербуллинг. С последними двумя все понятно, а поведенческий буллинг выражается в игнорировании, бойкоте, сплетнях, шантаже, вымогательстве, кражах. Шокирующие события последних месяцев продемонстрировали, что большая часть людей просто не представляет, что делать в подобных случаях. Причем речь не только детях, попавших в тяжелую ситуацию, родителях пострадавших учеников, но, зачастую, и о школьных педагогах. Подготовленные специалисты утверждают, что на первых порах буллинг достаточно легко может пресечь школьный учитель. Проблема в том, что отсутствие подготовки и высокий интеллектуальный уровень манипулятора часто мешают им заметить начало травли.

    "Тема буллинга в последнее время вышла на лидирующие позиции, и это страшно удручает. Эту проблему, которая, в общем, существовала всегда, очень подогревают различные медиа. Любая подобная ситуация мгновенно вызывает эпидемию подражателей. Дело в том, что некоторые дети анализируют внимание СМИ к такого рода ситуациям, как успех. И, в погоне за славой, не разбирают дороги", – говорит психолог, мать пятерых детей, автор множества книг Лариса Суркова.

    Психологи подчеркивают, что конфликты в социуме, школе, классе – это нормально. Умение договариваться, разрешать споры и существовать в обществе тренируется. Это не врожденные качества, поэтому наличие споров и ссор – своего рода школа жизни.

    "В прошлом, когда подобное явление называлось травлей, поиском козла отпущения и прочими эпитетами, общество никогда, или почти никогда не вмешивалось в подобные конфликты, предоставляя школьникам и учителям решать эти проблемы самостоятельно. Сегодня эти проблемы сами по себе не решаются. Причин много, среди которых равнодушные, или гиперзаботливые родители, заваленные бумажной работой учителя, отсутствие возможности цивилизованно заявлять о своих лидерских позициях", – добавляет Суркова.

    Действительно, у современных учителей не так много времени, чтобы уделять его жизни класса. Отчеты, бумаги, электронные журналы, методическая работа, подготовка детей к тестам не дают возможности посвятить время созданию настоящего дружного коллектива. "Что касается реализации лидерских амбиций, я приведу в пример пионерскую организацию. Внутри этой системы была возможность брать на себя ответственность, становиться руководителем маленьких проектов (сбор мусора, помощь отстающим). Были инструменты, куда и как конструктивно реализовать свой потенциал. Я не призываю к возрождению пионерии, но это огромное упущение современной школы, что внутри нет никакой системы, позволяющей ученикам развивать свои лидерские качества, быть частью команды и уметь эту команду создавать", – считает эксперт.

    Как коллектив выбирает жертву

    Этот вопрос волнует многих родителей. И ответ родителям не понравится. Потому что любой человек может стать жертвой агрессии. Любое противопоставление "свой-чужой" может послужить толчком для травли. Ваш ребенок новенький, ваш ребенок не так одет, ваш ребенок слишком творческий, ваш ребенок превосходит одноклассников интеллектуально и демонстрирует это, ваш ребенок не считает нужным прикрывать учеников перед учителями, и еще длинный список. В конце концов, может быть выбрана совершенно случайная жертва.

    "Все начинается в семье. Детей, которые потенциально могут быть подвержены нападкам, видно даже чисто физически. У них опущены плечи, они смотрят в пол, у них неуверенные движения. Достаточно часто с такими детьми не считается их собственная семья. Им приказывают, их мнения не спрашивают, им говорят что-то вроде "не твое дело", "мал еще", "с тобой не посоветовались!", "кто тебя спрашивать будет", – рассказывает Лариса Суркова. – Окончательно закрепляет процесс подавления личности манера "включать" гиперопеку и гиперлюбовь для такого ребенка в моменты его слабости и болезни. Ребенок делает логичный вывод: меня любят только тогда, когда мне плохо. И, сознательно или нет, стремится к этому состоянию".

    Любому родителю не менее страшно оказаться в ситуации, когда вдруг выяснится, что именно ваш ребенок – школьный агрессор. По словам психолога травлей, как правило, занимается целая группа детей. И это вовсе не плохие негодные хулиганы, а вполне себе успешные нормальные дети. Просто они ведомы, ведь быть частью коллектива, вписаться в него – важная жизненная задача. А за ними стоит манипулятор, серый кардинал. Он даже может быть любимчиком класса, учителей. Обычно у манипулятора высокие интеллектуальные способности. В его семье, как правило, поощряется агрессия: "защити себя", "дай в лоб", "мир опасен". Вероятнее всего, ему не хватает родительской любви и смертельно скучно в школе. Так что он развлекает себя интригами. И мы возвращаемся к мысли о том, что свои лидерские качества ребенок должен где-то реализовывать.

    Самое печальное, что взрослые замечают – проблема есть, и уже в самой острой стадии развития конфликта. Но последствия для его участников катастрофические. Это травма, которая останется на всю жизнь. Заниженная самооценка, фобии, неуверенность в себе. Ситуация будет тем хуже, чем дольше длился процесс. Опасные последствия ожидают не только жертву, но и агрессора. Если зачинщик не получал наказания, большой вопрос, где и когда он остановится. Чем закончатся его эксперименты? Если он сумеет себя перенаправить, то ему вряд ли удастся избежать острого чувства вины, которое он пронесет сквозь всю свою жизнь. И, поверьте, это не редкое явление.

    Что же делать родителю

    Прежде всего, начните думать о своих детях, замечать их! Вспомните, о чем вы обычно разговариваете? О том, как дела в школе? Какие оценки он получил? Вы, действительно, по-настоящему, считаете, что это самое важное? Говорите об эмоциях, чувствах, переживаниях, интересах – словом, о том, что ребенка действительно волнует. "Находясь в контакте со своим ребенком, вы легко заметите, что он стал печальным, тревожным, задумчивым, проводит много времени в одиночестве, огрызается, злиться, орет, стал агрессивен, или, совсем плохой вариант – ранит себя. Все это симптомы проблем", – предупреждает Суркова.

    Обязательно будьте в контакте со школьным учителем. Обнаружив, что ребенок агрессивен, спросите, как он ведет себя в классе. Если классный руководитель таких проблем не видит, значит что-то происходит. Возможно, в школе он "держит лицо", а всю свою боль выливает дома. В случае, если у вас есть подозрения о травле, всегда выясняйте у ребенка: когда это началось? Сколько участников в этой ситуации? Попытайтесь установить детали происходящего.

    Первым делом обращайтесь к классному руководителю и школьному психологу. Если ситуация не разрешается, идите к директору школы, просите собирать родителей задействованных учеников. Бывает, что родители участвующих в травле учеников ведут себя неконструктивно, агрессивно. В этом случае не тяните, обращайтесь в детскую комнату милиции. Конечно, лучше всего решать эту ситуацию на уровне класса. Но, если выбора нет, инспектор по делам несовершеннолетних может оказать реальную помощь. Обычно они рассказывают о юридических последствиях, и детям этого хватает. Ведь, как правило, в буллинге принимают участие вполне интеллектуальные дети.

    Что может сделать школа

    Чтобы печальные новости о буллинге и его последствиях перестали существовать иногда бывает достаточно познакомить детей друг с другом.Очень часто дети, которые учатся вместе долгие годы, ничего не знают о своих одноклассниках. Родители и школа должны помочь им в этом вопросе. Хороши будут совместные походы, праздники, подготовка и участие в различных проектах, где каждый ребенок раскроет свои способности и сможет стать особенным.

    Неотвратимо ли наказание

    Как пояснила сайт адвокат, специалист в международном частном праве Екатерина Духина, одно из основных препятствий для осуществления наказания таких детей – это их возраст. "В основном наше законодательство и уголовная ответственность по такого рода деяниям наступает с 16 лет. Или с 14, если это статьи не совсем тяжкого характера. Однако эмоциональное давление, которое сопровождает каждый из случаев буллинга, никогда не попадает под такую категорию. То есть привлечь к ответственности ребенка, которые терроризирует одноклассников, учеников младших классов, практически невозможно", – говорит она.

    Таким положением вещей с успехом пользуются дети-агрессоры. Какими инструментами все-таки можно воспользоваться? Действующие статьи уголовного кодекса говорят о возможности применения санкции за хищение чужого имущества, например. Если ребенок отберет у другого телефон, то с 14 лет он будет нести ответственность. Есть наказание за вымогательство, но пресекательный возраст тот же – 14 лет. Если говорить об угрозах, или распространении о вашем ребенке лживых слухов, то такого рода дискриминационные действия нужно будет доказывать в суде. Можно попытаться привлечь ответственного за это по статье о клевете. Кстати, и администрация школы в таком случае в зоне риска: она не проследила за противоправными действиями учеников-агрессоров. Родители и опекуны зачинщиков тоже могут быть наказаны.

    "Если вы не можете найти поддержку в разрешении подобного рода ситуаций у администрации школы, безусловно надо жаловаться в вышестоящие инстанции: в департамент образования, в министерство образования, прокуратуру. Но будьте готовы, что везде и всюду вам придется доказывать свою правоту. Нужно будет представлять факты, свидетелей. Рассказывать о бездействии директора, учителей. То есть это всегда участие в конфликте с учебным заведением", – предупреждает Духина. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, то соответствующие санкции можно будет применить и к директору. В некоторых случаях может наступать и уголовная ответственность. То же самое касается ситуации, когда кто-то пытается что-то отобрать у вашего ребенка силой, или его сверстники у него что-то вымогают. Необходимо обязательно извещать о таких фактах администрацию школы.

    Когда речь идет о вербальном буллинге, наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом и положениями соответствующих статей кодекса административных правонарушений. Если последствия правонарушений не привели к утрате здоровья и жизни, уголовная ответственность в таких случаях не наступает. Что касается физического буллинга, то надо знать: единовременное избиение ребенка квалифицируется как побои. А если избиения происходят систематически, его квалифицируют как истязание.

    "В таких случаях обязательно идите в травмпункт и фиксируйте побои. Затем пишите заявление в органы внутренних дел для привлечения ответственности соответствующих лиц. За причинение такого вреда здоровью от одноклассников, старшеклассников на территории школы, к ответственности могут быть привлечены и директор, и учитель, – поясняет адвокат Духина. – Напомню, буллинг, или травля – проблема очень сложная. И юридически, отдельно в качестве статьи в нашем кодексе она не существует. Наказать агрессора достаточно сложно. Сами дети не будут рассказывать, боясь прослыть ябедой. Родители часто не воспринимают ситуацию настолько серьезно, насколько серьезно нужно это делать. Оскорбления, нанесения побоев, угрозы. Статьи есть, но нужно быть внимательным, собирать факты, и вовремя принимать соответствующие меры".