Смутное время: хронология событий. Развитие идеи национального объединения

По мнению большинства историков, Смутное время продлилось с 1598 по 1613 годы. Однако за это время успело произойти столько событий, что они ярко сказались на всём XVII веке, повлияли на характер передачи власти в доме Романовых в дальнейшем, отчасти предопределили политику Петра I. Обсуждаемый период довольно трудно изучать. Поэтому 10 класс может облегчить себе задачу и заполнить таблицу, куда внесёт все основные даты. Или же просто этапы, к тому же существует общепринятое деление этого отрезка времени.

Если сложно разобраться с такой задачей самостоятельно, можно поискать информацию в Сети: по запросу «таблица Смутного времени периоды» есть и уже готовые варианты, включая удачно визуализированные. Однако механическое заучивание дат слабо помогает. Когда за цифрой ничего не стоит, её довольно легко забыть. Поэтому стоит разобраться с характером происходивших событий.

Итак, началось всё с того, что правящая династия пресеклась, прямых наследников не осталось. При этом в стране царил страшный голод: три года подряд, с 1600 по 1603 включительно, урожаев практически не было. Даже летом наблюдались заморозки. Некоторые исследователи считают, что причиной такого катаклизма стало извержение вулкана в Перу, которое повлёкло за собой вулканическую зиму. По некоторым данным, от голода погибло до 500 тысяч человек.

Умирающие от нехватки еды люди потянулись в Москву. Они требовали от властей что-то предпринять. Борис Годунов, которого в 1598 году возвели на царство, приказал раздавать людям хлеб и деньги, за эту проблему, справедливости ради, он не нёс ответственности. Но многие люди считали, что Бог гневается на них, потому что на троне сидит «фальшивый» царь. Не стоит забывать о том, что тогда люди были в основной массе своей очень религиозными, причём это усиливалось в тяжёлые времена: в периоды массовых эпидемий, голода, войн. А одно часто влекло за собой другое.

К тому же правление Ивана Грозного привело к обострению массы социальных проблем. Бояре полагали, что им нужно больше власти. Вольные стрельцы привыкли ни в чём себе не отказывать. Ремесленники и земские люди в целом были ущемлены, сильно пострадало и крестьянство. Ошибка Бориса Годунова в том, что он старался ничего не менять, недостаточно вникал в происходящую ситуацию, особенно за пределами Москвы. Это создало благоприятную почву для появления Лжедмитрия I, объявившего себя выжившим младшим сыном Ивана Грозного.

Это автоматически означало, что Борис Годунов занимает трон незаконно. Что было очень важно в создавшейся ситуации, речь шла о том, что его правление противоречит желаниям Бога. В итоге когда Лжедмитрий направился вместе со своим войском в Россию, многие города сдавались ему без боя, люди переходили на его сторону по собственной инициативе, а Годунова в итоге предали. Он умер раньше, чем царя удалось захватить, в 1605 году, однако наследника Фёдора вместе с матерью убили. Лжедмитрия признали.

Но правление длилось недолго. Очень скоро Василий Шуйский, который одержал сначала военную победу, а потом и политическую, устроил заговор. Один раскрыли, но его помиловали в самый последний момент у плахи. А вот второй удался, в 1606 году Лжедмитрий I был убит в ходе восстания, поскольку сильно разозлил москвичей братанием с поляками, которых тогда воспринимали как врагов, переходом в католическую веру, а также желанием отдать русские земли Польше и Литве. Царём стал Василий Шуйский, практически сразу же столкнувшийся с Болотниковым, набиравшем армию. В 1606-1607 году с попеременным успехом шли сражения между Болотниковым и Шуйским, в которые вклинился ещё один самозванец – «царевич Пётр», выдававший себя за внука Ивана Грозного. Однако в итоге Шуйскому удалось переманить на свою сторону дворянство, благодаря чему он смог довольно жестоко расправиться с обоими.

Лжедмитрий II

Однако на этом история с Лжедмитриями не закончилась. Поскольку слухи о том, что «царевич» повторно самым удивительным образом спасся, не утихали, а Польша и Литва не оставили своих мыслей захватить Россию, то появление ещё одной армии во главе с Лжедмитрием II стало почти закономерностью. Впервые на исторической и политической сцене он объявился летом 1607 года и продолжал оставаться проблемой России до 1610. Основной лагерь находился в Тушино, при этом Лжедмитрий II контролировал Ярославль, Кострому, Владимир и ряд других городов. Верными царю продолжал стойко оставаться Нижний Новгород и Новгород (последний за это впоследствии подвёргся жестокому разорению).

И даже добровольное признание власти Лжедмитрия II не избавляло от интервентов, которые постоянно грабили, жгли, убивали и не собирались останавливаться. В итоге народ стал собирать ополчения, чтобы справиться с этой проблемой. Очень многие были недовольны тем, что Шуйский оказался не в состоянии защитить народ.

Впрочем, нельзя сказать, что тот ничего не предпринимал. Он обратился за военной помощью к Швеции, где в обмен на территории и содержание наёмников, попросил и получил военную помощь. Благодаря этому, а также во многом за счёт русского ополчения и верности многих воевод армию Лжедмитрия II удалось сильно потеснить, практически разбить к 1609 году. Однако ситуация осложнилась, когда в 1609 же году польский король объявил войну России, которая закончилась только в 1618 году.

Однако череда русских побед прервалась с гибелью Михаила Скопина-Шуйского. По мнению историков, талантливого полководца и дальнего родственника царя Василия Шуйского отравил последний со своим братом Дмитрием. Они оба завидовали его славе и опасались, что он отнимет у них власть. В итоге начались поражения, Москве стал угрожать захват с двух сторон. Недовольство Шуйским усилилось, и в результате переворота он лишился трона. Наступила Семибоярщина, которая длилась с 1610 года и по 1613 года, вплоть до избрания Михаила Романова. Впрочем, многие считают, что фактическая власть перешла несколько раньше в руки Минину и Пожарскому.

Урок истории в 10 классе (базовый уровень)

Иванова Юлия Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ лицей № 90 г. Краснодара

Тема: «Смутное время в России».

Цель:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России ; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по периоду смутного времени.

Оборудование: средства ИКТ, учебник, исторические документы, стихотворения.

Тип урока: ИКТ

Ход урока:

СТАДИЯ ВЫЗОВА - Сегодня мы с вами окунемся в далекое прошлое нашей страны. А вот о чем пойдет речь на нашем уроке, я бы хотела, чтобы, послушав меня, вы сказали сами.

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат.

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва! Михаил Кузьмин

Так о каких событиях пойдет речь? Анализ стихотворения, доказательства (запись темы урока в тетрадях, ЦЕЛЬ урока)

Какие понятия нам необходимо рассмотреть для того, чтобы разобраться в теме урока? (определить причины, сущность и итоги смутного времени).

Ученики называют цель урока.

ЗАДАНИЯ:

    Записать ассоциации со словом Смута (работа в тетрадях)

    Вспомните о том, что вам уже известно по данной теме и запишите это в виде ключевых слов, а затем обсудите написанное в паре. (Можно использовать прием Кластер)

Цель: актуализация собственного опыта.

Обсуждение и систематизация выполненной работы. Принимаются как «правильные» так и «неправильные» ответы. Это определит, что необходимо проверить, работая по теме урока.

I . Причины Смутного времени

В чем видит причины Смуты русский поэт начала XX века Михаил Кузьмин?

1. (Угличское дело - убийство царевича Дмитрия, династический кризис - оборвалась династия Рюриковичей)

Задание: На основании текста учебника и документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах Смутного времени. Внести записи в рабочие листы.

(работа в группах – 4 минуты)

1. «Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти, Борис Годунов, будучи, хорошим политиком, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные и богатые люди, окружавшие Бориса, были ему под стать»

С.М. Соловьев.

1 Причина:

Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти

Причина

Падение нравов в российском обществе (по мнению некоторых историков)

2. «Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярско-дружинная среда. Почва для Смуты возникла едва ли не в начале XVI в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть »

И.Е.Забелин

2 Причина

Борьба боярства за ограничение царской власти.

3. «Лето 1001г. Выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя»

С.Н.Бердышев

3 Причина

Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.

4. «Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»

С.Ф.Платонов

4 Причина

Стремление различных социальных групп улучшить свое положение.

Слово учителя

Итак, мы выяснили причины смуты, давайте назовем их еще раз.

II . Основные события Смутного времени.

А теперь нам необходимо определить основные события смуты.

Работа с таблицей.

Классу предлагается в течение 5 минут изучить и обсудить документы в группах, соотнести их с событиями смутного времени. В это время звучит музыкальный фрагмент из оперы Мусоргского «Борис Годунов», который помогает отразить атмосферу Смутного времени.

1. В глухие дни В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремился до царя.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля,

И в эти дни Дмитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух перенеся.

К.Д.Бальмонт

Задание: Какие события описываются в этом стихотворении?

(неурожай и массовый голод в России, нарастание социальной напряженности, появление Лжедмитрия 1)

(Учитель - Период Смуты тесно связан с именем Бориса Годунова. Он правил страной дольше других-7лет. Годунову удалось стать первым выборным царем. С первого дня восшествия на престол, личность этого человека привлекала внимание современников. До сих пор не единого мнения в оценке его деятельности.

У Пушкина читаем:

Вчерашний раб, татарин, зять Мамая,

Зять палача и сам в душе палач.

Возьмет венец и бармы Мономаха…

В.О. Ключевский пишет: Он (Борис Годунов) был, прежде всего, талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов. Главное его внимание было обращено на устройства внутреннего порядка в государстве. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича”

Лжедмитрий I:

Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру (В.О.Ключевский).

Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год.)

- В чем причины быстрого падения Лжедмитрия I ?

2. Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания – надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостью ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорблял их своими насмешками, упрекал их невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россиян должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образовываться и заслуживать имя людей.

Самозванец скоро охладил к себе любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и обхождении со знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святою водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским : желал во всем уподобляться ляху .

Н. М. Карамзин

Задание: В чем причины быстрого падения Лжедмитрия I ?

Уч. - Каким образом погибает Лжедмитрий 1? Кто становится новым царем?

    Из дневника неизвестного поляка о событиях в Москве 1606 года, прибывшего в Москву вместе с семьей Мнишков:

Май

Дня 24. В ту ночь собиралась «москва» на улицах, охваченная злобой, готовясь к нападению.

Дня 27. Предводителем злосчастного мятежа , для которого изменники уже давно объединились, был Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности.

Утром в субботу очень быстро взяли крепость. Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои, в которых сперва убили Басманова, обычно спавшего возле царя. Великое кровопролитие и вред неисчислимый из-за той подлой измены произошли. Тела (Басманова и Лжедмитрия) положили на столе. Лежали они там в течение трех дней на великое поругание, которое над ними с большой жестокостью чинили. Потом Басманова увезли, а то – другое тело, протащили, привязав к лошади, и сожгли дотла.

Н. М. Карамзин

Еще окровавленное тело Лжедмитрия I лежало на красной площади, а уже 19 мая 1606 года бояре и знатное духовенство под звон колоколов, звуки литавр и труб приветствовали нового российского царя – Василия Ивановича Шуйского. По настоянию самого Шуйского, он был избран, вернее, «выкрикнут» царем своими сторонниками перед собравшейся толпой бояр, духовенства и московского люда. Шуйский, как главный организатор заговора против Лжедмитрия, мог рассчитывать на русский престол, но все-таки его избрание было слишком поспешным. Вероятно, надо было собрать Земский собор из выборных людей всего государства, как было при избрании Годунова, но Василий Иванович не был уверен, что изберут именно его , Он спешил воспользоваться моментом. По всем городам были разосланы грамоты от имени бояр и Шуйского, в которых сообщалось о гибели самозванца Гришки Отрепьева и об избрании царем якобы по приговору всех людей Московского государства Шуйского.

Задание: О каких событиях идет речь в дневнике неизвестного поляка? Что источники сообщают об избрании В. Шуйского?

(Карамзин описывает гибель Л.1 и воцарение Василия Шуйского)

Учитель: При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. (Н.И.Костомаров).

Политика Шуйского не вызвала доверия у значительной части русского народа. Ширились народные волнения..

4 . Будто волна прокатилась живая,

Тысячи беглых к борьбе призывая:

«Нечего ждать!»

«Это правда твоя!»

«Эй, говори, ничего не тая!»

Будто корабль сквозь кипящие волны,

Князь пробирался, решимости полный,

Плетью хлеща голытьбу на скаку,

К этому страннику и смельчаку.

«Кто ты?» - воскликнул он, плеть поднимая.

И тишина наступила немая.

«Я? Я не князь! Не боярин! Не поп!

………….. - беглый холоп!»

-

Учитель: В 1607-1608 гг. появился Лжедмитрий II. Народ снова поверил. Основную часть войска составляли казаки. В июне 1608 г. подошли к Москве, разбили лагерь в с.Тушине. Поляки привезли Марину Мнишек на опознание, она поддалась на уговоры и опознала в нем своего мужа. В 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Где был убит.

В.Шуйский обратился за помощью к Шведскому королю, пообещав ему Корелу и участок Балтийского моря. В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут, а в 1611 г. шведы захватили Новгород.

Семибоярщина”:

Власть перешла в руки группы семи бояр. В августе 1610 г. они заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава и осенью впустили поляков в Москву.

Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Россияне, которые осознали, что их Родине угрожает опасность, поднялись на ее защиту. Таких людей называют «патриотами» (запись в тетради определения Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней).

(доска) Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота ни серебра!

Весь народ отозвался на эти слова.

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платьев вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, все, что несть могли,

На площадь Минину несли.

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал… Наталья Кончаловская «Наша древняя столица»

- О каком событии рассказала Н.Кончаловская?

Кто возглавил?

Учитель: Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, храброго смелого полководца, что бился в Москве в составе Первого ополчения. Зимой 1612г его войско собралось в Ярославле, где было создано Земское правительство, а 18 августа 1612г войско Минина и Пожарского подошло к Москве.

В конце октября 1612г. польские интервенты сложили оружие. Москва была освобождена.

1 ноября народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вступило в Кремль. В честь победы в Москве был устроен парад.

Весть об изгнании поляков из Москвы воодушевила россиян. По всей стране стали возникать народные ополчения. Те, которые ранее были заинтересованы в Смуте, стали переходить на сторону ополчений. Правительство «семибоярщины» было свергнуто. Но Смута породила и много проблем – Восстановление целостности государства (смоленские земли остались за Польшей; балтийское побережье – за Швецией) и выборы нового царя. С этой целью в Москве по инициативе Минина и Пожарского созвали Земский собор.

21 февраля 1613г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, племянника Федора Ивановича по женской линии. Так в России была установлена власть новой династии – Романовых

Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова,

Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель.

«-Куда ты ведешь нас, лях старый вскричал!

Туда, куда нужно - спаситель сказал.

Умри же - поляки герою вскричали,

И сабли, над ним свистя, засверкали.

Погибни, предатель, конец твой настал!

И твердый герой весь в язвах упал.

Снег чистый чистейшая кровь обагрила

Она для России спасла Михаила!!!»

Романовым было суждено править в России более 300 лет.

Учитель: - Благодаря героям, таким как Иван Сусанин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский наша страна едина.

Какой праздник отмечаем мы, посвященный данным событиям?(4 ноября- День Всенародного Единства)

УЧИТЕЛЬ А теперь, обобщив причины и события смуты, давайте попытаемся дать определение этому историческому событию.

Смутное время – это период в истории России, который характеризовался слабостью государственной власти, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского государства.

III . Итоги смуты:

    Экономическая разруха и обнищание народа.

    Ухудшение м\н положения государства и потеря ряда территорий.

    Воцарение новой династии Романовых (1613-1917)

    Временное усиление сословно-представительных органов - Боярской Думы и Земского собора.

IV . - Ребята, скажите, какие события конца XX века можно назвать смутным временем?

Почему можно провести параллель между эпохой смутного времени и событиями 90-х годов XX века .

V . Микромодуль мышления на основе нового знания.

Задание: написать синквейн, в котором ключевым словом будет главное понятие урока «смута».

Примерный вариант синквейна:

Смута

Опасная, губительная

Разорять, ликвидировать, терять

Нравственное и моральное разложение общества

Конфликт

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

Создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

Воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Пугачёва Саратовской обл.»

Тема урока: «Смутное время»

Работа учителя истории

МОУ СОШ №13

Коняевой Натальи Анатольевны

Пугачёв – 2010

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

Создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

Воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.

Ход урока.

Все задания сегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы, справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник? (Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)

Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как выдумаете почему? (в этот период решалась судьба России)

Задание №1 поможет подтвердить вашу версию:

Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.

Задание №2: существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятия?

(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция ). А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?(да её удалось избежать.)

Проблема: Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?

Как вы понимаете понятие национальная катастрофа?(утрата национальной независимости) Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения данного подтверждения обратимся к историческому документу.

Задание №3 : по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостию?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? (люди перестали ценить не только жизни, но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.)

Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?

1. Слабость власти

2. Гражданская война (в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын).

3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)

Обобщить всё сказанное можно словами известного историка.

Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… .Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»

Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы. Таблица « Причины Смуты.»(каждый из вас запишет только одну)

Задание №5: Исходя из, определившихся причин определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.

Начало Окончание

1584г. 1612г.

1591г. Подчеркните правильный 1613г.

1598г. вариант 1617г. или1618г.

Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).

Задание №6 Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей

Имя_______________

1.Дата правления

1598-1605

1605-1606

1606-1610

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

бояре

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

4 .* Предложи свой

Вопрос

Какой вклад внёс в развитие страны?

Был ли родовит и знатен?

Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.

Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?

Задание №8: Пользуясь учебником, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?

Работа с документом на стр. 256 – первый вариант

Работа с текстом §31 на стр. 258 – второй вариант (из «Нового летописца»)

Задание №9 : Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует Отрывок из к/Ф «1612г».

Обратите на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.(прочитать)

Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?

Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

- * Найдите в фильме несоответствие исторической действительности?

Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

Проверка ответов.

Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа (в ополчении были и башкирские и татарские народы) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:

Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?

Не войском, нет, не польскою помогой

А мнением: да! Мнением народным.

Ребята, а почему сейчас тема народного единства , приобретает важное значение?

(потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

Рост национального самосознания. Упадок хозяйства.

Новая династия. Потеря территории.

Укрепление царской власти. Убыль населения

Сохранения единства страны.

Усиление роли Земских соборов

Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.

Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в искусстве».

Рабочий лист ученика(цы) _______________________ Самооценка

Тема урока :

Полностью (2 балла)

Частично (1 балл)

Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

______________________________________________________________

Задание №2: Назовите синонимы Смуты.

Задание №3 : прочитайте текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы.

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?»

Можете ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы?

____________________________________________________________

№4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину)

Задание№5 Хронологические рамки Смутного времени

Начало Завершение

1584г. 1612г.

1591г. подчеркните верный вариант 1613г. 1598г. 1617г. и 1618г.

Задание№6: заполните сравнительную таблицу « Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя_________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя_________

1. Дата правления

2. На какие слои

Общества

Опирался

3. Почему не

Удалось

Укрепить власть

4*. Предложи свой

Вопрос

Задание№7: чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?__________________________________

Пользуясь текстом учебника, ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в спасении страны?

Работа с текстом учебника на стр.256 – 1вариант (из « Нового летописца»).

Работа с документом на стр.258 – 2 вариант.

Задание№8. Вопросы к отрывку из кинофильма «1612г.»

1) Какие требования бояре предъявляли претендентам на престол?

2) Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

3) *Есть ли в фильме несоответствие исторической

Действительности?

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание№9 : запишите наиболее важный итог Смутного времени.

_____________________________________________________

Количество набранных баллов

17 – 20 баллов – оценка «5»

14 – 16 баллов – оценка «4»

8 – 13 баллов – оценка «3»

Спасибо за работу на уроке!

Предварительный просмотр:


В период Смутного времени на шатком российском престоле побывало несколько человек. Все они не принадлежали к царской династии и не пользовались популярностью в народе. За короткий срок царствования эти правители только усугубили положение в стране.

Общая характеристика Смутного времени

Смутное время в России выразилось в следующих негативных явлениях:

  • династический кризис;
  • экономический кризис;
  • массовые крестьянские восстания;
  • иностранная интервенция.

Всеобъемлющий кризис привел к тому, что верховная власть в стране могла быть легко захвачена. После смерти Федора Иоанновича прервалось многовековое правление Рюриковичей.

Рис. 1. Парсуна.

Правители Смутного времени

Для учеников 7 класса наглядное представление о политической ситуации в России конца XVI-начала XVII вв. дает следующая таблица.

Таблица “Правители Смутного времени”

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Правители

Годы царствования

Мероприятия

Обстановка в стране

Борис Годунов – влиятельный боярин, фактически правивший страной уже после смерти Ивана Грозного.

Русско-шведская война (1590-1593 гг.). Заключение перемирия с Речью Посполитой. Продолжение закрепостительной политики Ивана Грозного.

Восстание Хлопка (1603-1604 гг.). Поход Лжедмитрия I на Москву.

Лжедмитрий I. По одной версии – беглый монах Григорий Отрепьев, по другой – настоящий царевич Дмитрий Иоаннович.

Нарастание недовольства против симпатий Лжедмитрия I к католикам. Заговор и убийство Лжедмитрия I.

Василий Шуйский – знатный боярин. После смерти Федора Иоанновича считался главным кандидатом на престол.

Разгром Болотникова. Борьба с Лжедмитрием II.

Восстание И. Болотникова (1606-1607 гг.). Альтернативное правительство Лжедмитрия II в Тушинском лагере. Начало польской интервенции. Свержение Шуйского.

“Семибоярщина” – переходное правительство из семи бояр во главе с Ф. И. Мстиславским.

Пропуск польских войск в Москву. Переговоры об избрании русским царем королевича Владислава.

Польская и шведская интервенция. Формирование всенародного ополчения.

Рис. 2. Битва войска Болотникова с царской армией. Э. Лисснер.

В Тушинском лагере были образованы собственные приказы, Боярская дума и даже выбран патриарх Филарет.

Развитие идеи национального объединения

Пресечение царской династии положило начало процессу общенационального объединения. Каждый из правителей Смутного времени считался “незаконным”. Усиление народного недовольство прошло несколько стадий:

  • крестьянские восстания, поддержка Лжедмитрия I;
  • разочарование и убийство Лжедмитрия I из-за его связи с поляками;
  • новый виток восстаний против Василия Шуйского;
  • формирование всенародного ополчения перед угрозой утраты национальной независимости.

Рис. 3. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. К. Маковский.

После смерти Ивана Грозного страна погрузилась в настоящий хаос. Наследник престола Федор Иванович не способен был вести политические дела в стране, а цесаревича Дмитрия убили еще в младенческом возрасте.

Именно этот период принято называть Смутным временем. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся любыми способами заполучить власть. И лишь с приходом к власти Романовых в 1613 году Смута начала утихать.

Какие же восстания произошли в это время, и можно ли выделить их ключевые моменты?

Период восстания

Основные действующие лица

Результаты восстания

1598-1605 года

Борис Годунов

После смерти Федора Ивановича династия Рюриковичей пресеклась, и вокруг наследования престола развернулась настоящая война. С 1598 года в стране начались долгие дни неурожая, продолжающиеся вплоть до 1601 года. На этот период приходятся первые антифеодальные выступления холопов. Поскольку Борис Годунов не был истинным наследником престола, его право на трон всячески оспаривалось, а появление Лжедмитрия I стало причиной к свержению Годунова.

1605-1606 года

Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Василий Шуйский

Народ хотел верить в то, что царская династия не пресеклась, и поэтому, когда Григорий Отрепьев начал убеждать всех, что он истинный наследник престола, народ с удовольствием в это поверил. После свадьбы с Мариной Мнишек, в столице начали бесчинствовать поляки, после чего власть Лжедмитрия I стала ослабевать.

Во главе с Василием Шуйским бояре подняли новое восстание и свергли самозванца.

Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Марина Мнишек

После свержения Лжедмитрия I, власть захватил Василий Шуский. После серии невнятных реформ, народ начал роптать, в результате чего возродилась вера и в то, что царевич Дмитрий жив. В 1607 году появился Лжедмитрий II, который пытался насадить свою власть вплоть до 1610 года. Попутно права на престол предъявляла и вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек.

1606-1607 года

Иван Болотников, Василий Шуйский.

Недовольные жители страны поднялись на восстание против правления Василия Шуйского. Во главе восстания встал Иван Болотников, но несмотря на успехи на первых порах, войско Болотникова в итоге было разбито. Василий Шуйский сохранил право управления страной вплоть до 1610 года

1610-1613 года

Ф.Мстиславский, А.Голицын, А. Трубецкой, И. Воротынский

После того, как Шуйский потерпел несколько серьезных поражений от поляков в русско-польской войне, его свергли, а у власти оказалось Семибоярщина. 7 представителей боярских родов попытались установить свою власть, присягая польскому королю Владиславу. Народу не понравилась перспектива прислужничества полякам, поэтому многие крестьяне стали переходить в войско Джедмитрия II. Попутно происходили ополчения, после чего власть Семибоярщины была свергнута.

Январь-июнь 1611 - Первое ополчение

сентябрь-октябрь - Второе ополчение.

К. Минин, Д.Пожарский, Михаил Федорович Романов

Сначала ополчение вспыхнуло в Рязани, но там его смогли довольно быстро подавить. После волна недовольства перешла в Нижний Новгород, где во главе ополчения встали Минин и Пожарский. Их ополчение было более успешным, и интервентам даже удалось захватить столицу. Однако уже в октябре 1613 года интервентов выбили из Москвы, а после Земского собора 1613 года на Руси установилась власть Романовых.

В результате нескольких десятилетий Смутного времени, положение в стране было хуже некуда. Внутренние восстания ослабили государство, сделав Древнюю Русь лакомым кусочком для иностранных захватчиков. Установление власти нового монаршего рода было неизбежным, и после длительных дебатов, у власти оказались Романовы.

Впереди страну ожидало 300 лет под властью Романовых, технический прогресс и эпоха Просвещения. Все это было бы невозможно, если бы Смуту во время не подавили, а споры за престол продолжились бы.