Какие бывают субличности. Субличность алкоголика-пьет спиртное. Внутренний голос - голос наших родителей. Наглядное представление субличностей Родители и их взаимодействия между собой

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями - это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой - как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,. сделаю..., Я люблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание , сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?"" Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже" Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "Я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности - это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств" . Субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность - разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, "Сама знаю", "Я тебе сказал"" и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше "Я" выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем - можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием "если бы я увидел:"". Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: "Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: "Я не могу увидеть..."" уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность "оживает".

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности , чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.

Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.

Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?

Рационализация

Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать просто потому, что задевают застарелые раны.

Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

Уверенность в себе

По мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.

Здесь, на сайт я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.

Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.

Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.

В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.

В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.

Вчера, после поста о внутренних детях, народ некоторый возмутился: « Кто все эти люди внутри меня и почему их так много. И вообще, чем дальше, тем их больше. Тут периодически о личностной целостности речь идет, так не выходит ли, если мы там вычленяем субличности у себя, что мы себя дробим на кусочки. Не противоречит ли это идее целостности?» Отвечу: «Нет, не противоречит».

Согласна, что термин «субличности» звучит несколько смущающе. То есть выглядит это так, что внутри тебя живет какой-то странный муравейник из черт знает кого. Все эти персонажи что-то хотят и что-то делают и, сразу возникает вопрос: «А я-то тут где?» Вот, говорим о «внутреннем ребенке». Он там чего-то хочет и как-то себя чувствует и будто этот ребенок вовсе некий демон, который живет внутри своей собственной жизнью.

Это отчасти так и не так. На самом деле все эти субличности - нейрональные сети, которые работают в привычном режиме. Режим этот сложился в какой-то период жизни и является в принципе самодостаточным, если он построен верно и все его части получают достаточно энергии (химической и электрической и т.п.) для того чтобы существовало некое физиологическое равновесие. Если там, в этой схеме непорядок, то она будет работать неверно, давать сбои и требовать извне вмешаться и сделать что-то, что ее сбалансирует.

Сколько внутри нас таких схем? Сказать невозможно. Предположительно, каждый наш навык и даже новый инсайт является новой схемой. Какие-то схемы и сети в определенный момент завершают свое формирование и остаются в одном состоянии до конца жизни, некоторые продолжают формироваться. Вероятно, что окончание формирования одной схемы совпадает с ситуацией, когда из конкретного обретенного навыка уже больше ничего не выжмешь. Например, навык есть за столом. Либо нет ресурсов и возможностей закончить строительство схемы. Опять, к примеру, можно было бы дальше развивать эмпатию, но нет никого вокруг, кто бы мог помогать это делать.

Но не стоит забывать, что даже завершенным схемам все так же нужна энергия. Они должны функционировать.Схемы складываются как кирпичники в более сложные системы, а те в свою очередь в личность в целом. И если где-то на более низшем уровне будет сбой, то вся система будет работать плохо и всю личность может перекосить.

Возможно «перекосить личность» опять же звучит сурово. На самом деле вся прелесть всей человеческой личности заключается в том, что от перекашивания она может довольно умело защищаться, за счет развития других частей системы. Если что-то не так, то другие части будут работать больше, брать на себя какие-то функции с разной степенью успеха.

Теперь почему собственно «субличности» приложены к всем этим нейрональным путям? Дело в том, что пути и сети эти очень сложные и мы точно не можем их не то чтобы описать, но и даже понять полностью. Мы о них знаем по внешним проявлениям. Это как будто мы слышим, как работает машина под корпусом. Что-то жужжит, что-то стучит, что-то рокочет. Для того чтобы увидеть как это работает, нужен ключ доступа к механизму. Но что такое для психики код доступа? Это не набор инструментов для трепанации черепа и даже не электронный микроском или позитронно-эмиссионный томограф. Это некий язык, на котором говорят наши схемы.
Учитывая, что информация для их образования поступала извне, то и обратиться к ним можно при помощи той же самой информации, которая для их строительства когда-то использовалась. Да, то самое «аудио-визуально-кинестетическое» в разных сочетаниях и разной сложности. И если Вы с ними разговариваете на правильном языке, то они вам ответят. В том числе и дадут знать о том, что у них дисбаланс и что-то им надо.

Как они нам ответят? Ну, так же как мы их и спросим. Мы им вводим внешнюю информацию, она кодируется в мозге и передается в нужные отделы. Те нам отвечают, и информация раскодируется в том виде, в котором был составлен запрос. (в принципе человек сам для себя довольно дружественный интерфейс, но он не застрахован от сбоев).

Как составить правильный запрос и понять ответ? Вот тут нам помогает метафора с «субличностями». Нам легче представить параметры той самой внутренней схемы в виде метафорического условного человека с тем или иным набором качеств. Так мы ему делаем запрос на нужном языке.

С ответом метафора тоже очень сильно помогает. Дело в том, что мы очень плохо сами себя видим со стороны. Считается, что мы осознаем только 5% своей личности. Нужна очень сложная абстракция, чтобы видеть себя как другую личность и беспристрастно за собой наблюдать. А это основа эффективной работы с психикой. Но вот когда мы представляем, что беседуем с некой «субличностью», то нам легче держать дистанцию и видеть все с позиции наблюдателя. Работа идет гораздо эффективней.
Таким образом никакого дробления психики не происходит. Методика работы с субличностями просто позволяет видеть отдельные схемы- компоненты самого себя и общаться с ними. И чем больше в этом случае вы в себе распознаете таких схем, тем легче найти маленькие сбои в общей системе. Например, в свое время были выделены Персона и Тень. Это 2 лагеря схем, которые описывают предъявляемые и скрываемые субличности. Прекрасно знать и говорить о Тени, потому что она, окаянная, источник всяких неприятностей. Но вот работать с ней сложно, потому что на самом деле, это очень большой коллектив субличностей со сложной судьбой и характером. Кто-то из них совсем отвержены, кто-то подавляемы, а у кого-то другие нюансы существования. Они могут хотеть многого и даже порой противоположенного. Поэтому удовлетворить ее одним махом практически невозможно.

Можно выделить «ребенка» из группы подавляемых субличностей в Тени (у большинства он к сожалению именно там). Но и с ним работать тяжело, потому что это детский сад от 0 до подросткового возраста. У детей тоже разные потребности, в их коллективе разные лидеры и взаимодействуют они по разному.

И самое главное, что из всего множества этих субличностей подавляющее большинство нормально работает. Они в балансе и мы о них не знаем, потому что им ничего не надо. Погоду портят единицы. С ними и работают чаще всего во время психотерапии.
Таким образом, говоря с субличностями вы, фактически, модифицируете работу своего мозга, исправляете проблемы функционирования. Да, звучит пафосно, но все что вы в принципе делаете в жизни, находит свое отражение в работе мозга. Что-то активируется, что-то затухает. Вы можете так же произвольно через ключ доступа вмешаться в привычную стереотипную работу отдельных систем и изменить ее. Это не просто, потому что процесс более сложен, чем гаечным ключом подкрутить ослабшие винтики, но возможно.

И не только методика «субличностей» такая волшебная. Фактически любое психотерапевтическое воздействие имеет такой принцип работы. Просто используются другие метафоры и другие ключи доступа.

Как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue ) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли . В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека - те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой, ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели «Диалога с голосами» выделяют три уровня:

  • уровень наблюдения, или осознания;
  • уровень субличностей;
  • уровень Эго , - золотая середина, которая лежит между «первичными Я» и «отстранёнными Я» человека.

Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.

По теории Сидры и Хэла Стоун , «первичные Я», возникшие в процессе созревания психики человека, служат для защиты «внутреннего ребёнка» от уязвимости и беззащитности и позволяют достигать поставленных в жизни целей.

Напишите отзыв о статье "Субличность"

Литература

  • Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственные «Я»: Руководство по Диалогу голосов / Хэл Стоун, Сидра Уинкельман. - М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2003. - 304 с. - ISBN 5-699-04499-X (Эксмо). - ISBN 5-8142-0113-4 (Домино).
  • Руффлер М. Игры внутри нас. Психодинамические структуры личности / Маргарет Руффлер; пер. с англ. Т. Чхеидзе. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 1998. - 208 с. - ISBN 5-89939-001-8 .

Отрывок, характеризующий Субличность

– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.

Субличность – это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода — психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.

Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике , ведет существование со своими ценностями, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и . Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики — это , и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

— распознавание частей личности, осознание их;

— принятие;

— координация, трансформация субличности;

— интеграция;

— синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога — это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е.Берна, — все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Как же возникают субличности человека?

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как , боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, . В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты. Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека. Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, нездоровая тяга к материальным благам, .

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха – во власти «изгнанников». И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».