Планирование фгос русскому языку 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. УМК Т.А. Ладыженской.

Русский язык. 5 класс. 170 часов.

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

план

факт

    ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 +1)

Язык и человек.

Читаем учебник.

Слушаем на уроке.

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога).

Общение устное и письменное.

Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми.

Р. Р. Стили речи.

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

    ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3)

    1. Фонетика (1 час)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе.

    1. Орфограмма. Орфография (8+2рр)

Орфограмма.

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание.

Буквы и, у, а после шипящих.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.

10.

Разделительные ъ и ь.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

11.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).

12.

Контрольный диктант №1 по теме: «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

Выполнение контрольной работы.

13.

Р. Р. Что мы знаем о тексте.

Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

14.

Р.Р. Обучающее изложение по Г. А. Скребицкому

Умение излагать текст художественного стиля.

Коммуникативные УУД

    1. Морфология (8+1рр)

15.

Части речи.

Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение.

16.

Глагол.

Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму.

17.

Тся и –ться в глаголах.

Активизация правил написания - тся и –ться в глаголах, выполнение упражнений, руководствуясь правилом.

18.

Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста

Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта. Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос.

19.

Личные окончания глаголов.

Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами.

20.

Имя существительное.

Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных»

21.

Имя прилагательное.

Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ, работа с репродукцией картины.

22.

Местоимение.

Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.

23.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме:

«Части речи».

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

    СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 + 7ч)

    1. Синтаксис. Пунктуация (4 + 4рр)

24.

Синтаксис и пунктуация.

Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение.

25.

Словосочетание.

Разбор словосочетаний.

Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.

26.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.

Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений.

27.

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева (подготовка).

28.

РР. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.

Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения.

29.

Восклицательные предложения.

Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах.

30.

Р. Р. Сочинение на свободную тему. План.

Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.

31.

Р. Р. Сочинение на свободную тему.

Написание сочинения.

    1. Члены предложения (8 часов)

32.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.

33.

Сказуемое.

Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.

34.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними.

35.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

36.

Второстепенные члены предложения.

Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения.

37.

Дополнение.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений.

38.

Определение.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями.

39.

Обстоятельство.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами.

    1. Пунктуация простого и сложного предложений (11+3рр)

40.

Предложения с однородными членами.

Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами.

41.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант.

42.

Предложения с обращениями

Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.

43.

Р. Р. Письмо.

Работа с жанром письма. Написание письма товарищу.

44.

Синтаксический разбор простого предложения.

Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам.

47.

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки» (подготовка)

Написание сочинения.

48.

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

Написание сочинения.

49.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения.

50.

Прямая речь.

Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем.

51.

Диалог.

Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине).

52.

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела.

53.

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация».

Выполнение работы над ошибками.

    ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3)

54.

Фонетика.

Гласные звуки.

Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».

55.

Согласные звуки.

Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.

56.

Изменение звуков в потоке речи.

Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

57.

Согласные твердые и мягкие.

Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.

58.

Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения.

59.

Согласные звонкие и глухие.

Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация.

60.

Графика. Алфавит.

Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста.

61.

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения.

62.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте.

63.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

64.

Орфоэпия.

Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок.

65.

Фонетический разбор слова.

Фонетический разбор.

66.

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

67.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

68.

Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).

Написание сочинения.

    ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 + 2ч.)

69.

Слово и его лексическое значение.

Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания

70.

Однозначные и многозначные слова.

Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему.

71.

Прямое и переносное значение слов.

Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.

72.

Омонимы.

Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.

73.

Синонимы.

Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.

74.

Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Написание сочинения.

75.

Антонимы.

Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.

76.

Р. Р. Контрольное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».

Написание изложения.

    МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4ч)

    1. Морфемика (10+ 3рр)

77.

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Морфемный анализ слов.

78.

Изменение и образование слов.

Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов.

79.

Окончание.

Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.

80.

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

Написание сочинения.

81.

Основа слова.

Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания.

82.

Корень слова.

Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.

83.

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

Написание сочинения.

84.

Суффикс.

Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

85.

Приставка.

Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.

86.

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.

Написание изложения.

87.

Чередование звуков. Беглые гласные.

Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.

88.

Варианты морфем.

Работа с однокоренными словами.

89.

Морфемный разбор слова.

Устный и письменный морфемный разбор.

    1. Орфография и культура речи (8+1рр)

90.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.

91.

Буквы З и С на конце приставок.

92.

Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

93.

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

94.

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

95.

Буквы И – Ы после Ц.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

96.

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

97.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием.

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.

98.

Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).

Написание сочинения.

    МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

    1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 4ч)

      1. Имя существительное как часть речи (8+2рр)

99.

Имя существительное как часть речи.

Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине.

100.

Р. Р. Доказательства в рассуждении.

Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение.

101

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений.

102.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Контрольный словарный диктант.

Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение.

103.

Род имен существительных.

Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.

104.

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.

105.

Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).

Написание изложения.

106.

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение.

107.

Три склонения имен существительных.

Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»

      1. Правописание имён существительных (9+2рр)

108.

Падежи имен существительных.

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже

109.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.

110.

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.

Написание изложения.

111.

Множественное число имен существительных.

Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста.

112.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных во множественном числе.

Усвоение правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

113.

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Усвоение правила написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

114.

Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Применение изученного правила при выполнении упражнений.

115.

Морфологический разбор имени существительного.

1

Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.

116.

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

117.

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1

Составление устного описания картины. отзыва.

118.

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

119.

Комплексный анализ текста.

1

Выполнение работы над ошибками.

7.2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (10 +4ч.)

120.

Имя прилагательное как часть речи.

1

Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

121.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных.

122.

Гласные в падежных окончаниях прилагательных.

1

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений

123.

Р. Р. Описание животного.

1

Написание изложения.

124.

Полные имена прилагательные.

1

Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине.

125.

Полные и краткие имена прилагательные.

1

126.

Р. Р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение») (подготовка).

1

Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.

127.

Р. Р. Контрольное сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

1

Написание сочинения.

128.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

129.

Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)

1

Написание изложения.

130.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

131.

Комплексный анализ текста по теме «Имя прилагательное».

1

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

132.

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.

133.

Комплексный анализ текста.

1

7.3. ГЛАГОЛ (24 +6ч.)

7.3.1 . Глагол как часть речи (5+1рр)

134.

Глагол как часть речи.

1

Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.

135.

Не с глаголами.

1

136.

Р. Р. Рассказ.

1

Создание устного рассказа по иллюстрациям

137.

Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.

1

138.

Неопределённая форма глагола и личные формы глагола.

1

Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.

139.

Правописание -ться и –тся в глаголах.

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

7.3.2. Виды глагола (4+1рр)

140.

Виды глагола. Глаголы несовершенного вида.

1

Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).

141.

Виды глагола. Глаголы совершенного вида.

1

Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями.

142.

Буквы е – и в корнях с чередованием.

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

143.

Правописание корней с чередующимися гласными.

1

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

144.

Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

1

Самостоятельное составление устного рассказа о себе.

7.3.3. Время глагола (5часов)

145.

Время глагола.

1

Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов.

146.

Прошедшее время глагола.

1

Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.

147.

Образование глаголов прошедшего времени.

1

Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания.

148.

Настоящее время глагола.

1

Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.

149.

Будущее время глаголов.

1

Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт».

7.3.4. Спряжение глагола (10+4рр)

150.

Спряжение глаголов.

1

151.

Глаголы 11 спряжения.

1

Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

152.

Глаголы 1 спряжения.

1

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

153.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

154.

Морфологический разбор глагола.

1

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

155.

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица.

1

Написание изложения.

156.

Р. Р. Сжатое изложение по рассказу А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт».

1

Написание изложения.

157.

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

1

158.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

1

Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

159.

Употребление времен.

1

Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа.

160.

Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1

Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).

161.

Повторение изученного по теме «Глагол».

1

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

162.

Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Выполнение работы над ошибками.

163.

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).

1

Написание сочинения.

    ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 + 2ч.)

164.

Разделы науки о языке.

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану.

165.

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору (подготовка)

1

Написание сочинения.

166.

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

1

Написание сочинения.

167.

Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. Составление и анализ обобщающей таблицы.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

168.

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1

169.

Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием

1

Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

170.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

В пособии представлено развернутое тематическое планирование по русскому языку для 5 класса, составленное в соответствии с Примерной учебной программой основного общего образования, разработанное на основе программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. В рабочих программах каждой возрастной группы определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение учащимися знаний и соответствующих умений и навыков, обозначены виды деятельности учащихся, спроектированы задачи, спрогнозированы результат и формы контроля, продумано информационно-методическое обеспечение, домашнее задание. Пособие значительно облегчит учителям русского языка создание календарно-тематических планов и рабочих программ, обеспечит взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Задачи организации учебной деятельности.
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

2. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

3. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по русскому языку на начало учебного года.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 5 класс, Тематическое планирование по Баранову М.Т., Ладыженской Т.А., 5 часов - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Календарно­тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
Русский язык: 5­9 кл. : программа для общеобразоват. организаций / сост. Симонова
И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Филиппская Е.М., Плыс Л.Н.,
Тупикина Е.В. – 3­е изд., доп. и испр. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк:
Истоки, 2017. – 158 с.

урока
Дата
проведени
я
Тема урока
Д.З.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема 1 (3ч.) Введение.
Роль родного языка в жизни человека и общества. Понятие о
речи.
Урок развития речи № 1. Ситуация общения: тема, адресат,
место, цель. Составление и разыгрывание диалогов
этикетного характера по данной ситуации общения.
Контрольная работа 1. Входной диктант.
Тема 2. Повторение изученного в младшей школе
2.1 (13 ч.) Фонетика. Графика. Орфоэпия
Анализ ошибок, допущенных во входном диктанте.
Гласные и согласные звуки
Слог и ударение
Произношение гласных звуков
Произношение согласных звуков
Алфавит и его использование.
Звуки и буквы
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, я, ю
Урок текстоведения 1. Понятие о тексте.
Урок текстоведения 2. Тема текста
Фонетический разбор слова.
Урок текстоведения 3. Основная мысль текста (работа по
материалу учебника, анализ текстов, написание сочинения­
миниатюры) (стр. 53)
Контрольная работа 2. Тестовые задания (1)
Тема 2.2 (15ч.) Морфемика. Лексикология
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога.
Чередование гласных в морфемах (корень: КАС, КОС, ЛАГ,
ЛОЖ, РАСТ, РАЩ, РОС, ЗАР, ЗОР, ГАР, ГОР, КЛАН, КЛОН)
Чередование гласных в морфемах (приставки ПРЕ­, ПРИ­;
суффиксы: буквы О­ Ё после шипящих в корне, Ы –И после Ц)
Чередование согласных в морфемах (буквы З­, С­ на конце
приставок, в корне)
Урок текстоведения № 4 .
Типы речи. Повествование
Урок развития речи № 2. Виды речевой деятельности. Устное
сочинение по картине.
Урок текстоведения № 5. Основные нормы построения
текста. Порядок расположения предложений в тексте. План
текста (простой и сложный)
Образование форм слова. Морфемный анализ слова.
Урок текстоведения № 6. Абзац как часть текста
Слово как единица языка и речи.
Лексическое значение слова. Способы объяснения лексического
значения слова
Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и
видовые понятия
Урок текстоведения 7. Типы речи. Описание (предмета),
отбор языковых средств в зависимости от темы, цели,
адресата высказывания. (стр. 137)
Урок развития речи № 3 Подробное устное изложение
художественного текста повествовательного характера.
Контрольная работа 4. Тестовые задания(2)
Тема 2.3 (7 ч.) Орфография
Разделы русской орфографии.
Правописание корней (правописание безударных гласных в
корнях слов)
Правописание корней (правописание согласных в корнях слов)
Правописание окончаний (правописание безударных окончаний
е и –и в именах существительных)
Правописание окончаний (правописание безударных личных
окончаний глаголов)
Урок развития речи № 4. Качества хорошей речи. Недочёты,
разрушающие свойства хорошей речи: повтор слов,
неуместное употребление слов и речевых оборотов,
однообразие в построении предложений (практически).
Редактирование небольших ученических текстов.
Контрольная работа 5. Тестовые задания(3)
Тема 2.3 (9 ч.) Орфография
Урок развития речи № 5. Подробный пересказ художественного
текста повествовательного характера (о случае из жизни).

40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Правописание слов с Ь и Ъ (употребления Ь для обозначения
мягкости согласных; написание Ь после шипящих)
Правописание слов с Ь и Ъ (правописание –тся и –ться в
глаголах)
Правописание слов с Ь и Ъ (разделительные Ь и Ъ)
Урок текстоведения 8 Типы текстов. Рассуждение
Сочетание букв жи­ши, ча­ща, чу­щу, чк, чн, нщ, рщ, щн, нч
Слитные, дефисные и раздельные написание слов. Правописание
НЕ с глаголами
Урок развития речи № 6 Обучающее устное выборочное
изложение текста с описанием предмета (животного) (стр. 90­
91)
Контрольная работа 6. Диктант с грамматическим заданием.
Тема 2.4(6ч.) Морфология. Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте. Части речи в русском языке.
Самостоятельные, служебные части речи.
Урок развития речи № 7. Сжатое изложение текста с
описанием предмета
Изменяемые и неизменяемые слова. Типичные суффиксы и
окончания разных частей речи.
Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое
окончание и его значение.
Культура речи. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых
средств. Употребление в речи этикетных слов.
Культура речи. Употребление в речи этикетных слов.
Контрольная работа 7. Изложение «Первый снег» (упр.375)
Тема3. Систематический курс русского языка.
Тема3.1 (11 ч.) Синтаксис и пунктуация. Анализ ошибок,
допущеных в контрольном сочинении. Словосочетание как
единица синтаксиса.
Разбор словосочетания.
Предложение как единица синтаксиса, интонация предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее
Главные члены предложения. Сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Второстепенные члены предложения. Дополнение

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Определение
Обстоятельство
Контрольная работа 8. Тестовые задания(4)
Тема3.1 (13 ч.) Синтаксис и пунктуация.
Виды предложений по количеству грамматических основ.
Простые и сложные предложения
Предложение с однородными членами предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Предложения с обращениями
Предложения с обращениями, с вводными словами, со
сравнительными оборотами
Синтаксический разбор простого предложения.
Сложное предложение (союзные и бессоюзные предложения).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения.
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях
с прямой речью
Диалог.
Основные разделы пунктуации (знаки препинания в конце
предложения, знаки препинания внутри простого предложения,
знаки препинания между частями сложного предложения, знаки
препинания в предложениях с прямой речью)
Контрольная работа 9. Диктант.
Тема3.2 (16 ч.) Словообразование. Анализ контрольной работы.
Основные способы образования слов в русском языке.
Правописание корней с чередованием а//о.
Правописание корней с чередованием
Буквы о, ё после шипящих в корнях слов
Словообразование имен существительных.
Словообразование имён прилагательных.
Урок развития речи № 8. Подробное изложение

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
элементами описания животного
Словообразование глаголов.
Урок развития речи № 9. Устное сочинение­описание
предмета или животного по картине
Правописание приставок
Образование слова и его морфемное строение.
Морфемный разбор слова.
Словообразовательный разбор слова.
Урок текстоведения 9. Разговорный стиль речи
Контрольная работа 10. Тестовые задания(1)
Тема3.3 (12 ч.) Лексикология и фразеология
Слова однозначные и многозначные.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Написание букв ы и и после ц.
Лексика ограниченного употребления.
Устаревшие слова
Фразеология.
Работа с толковым словарём
Урок развития речи № 10. Подробное изложение
художественного текста повествовательного характера с
элементами рассуждения.
Контрольная работа 11. Тестовые задания (2)
Тема3.4 (10 ч.) Имя существительное
Общее значение имён существительных и особенности их
употребления в речи.

108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
Правописание суффиксов ­чик­, ­щик­.
Правописание суффиксов ­ек­, ­ик­.
Морфологические признаки имён существительных.


Собственные и нарицательные имена существительные
Написание собственных имён существительных
Постоянные морфологические признаки имени существительного
(одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).
Урок развития речи № 11.
Подробное изложение художественного текста
повествовательного характера с элементами описания
животного
Контрольная работа 12. Диктант
Тема3.4 (13 ч.) Имя существительное
Анализ контрольного диктанта.
Постоянные морфологические признаки имени существительного
(род имён существительных).
Существительные, имеющие форму только единственного или
только множественного числа.
Множественное число имён существительных
Постоянные морфологические признаки имени существительного
(склонение имён существительных).
Склонение имён существительных
Изменение имён существительных по падежам
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
существительными.
Безударные окончания –е, –и в именах существительных.
Синтаксическая роль имени существительного (имя
существительное как член предложения).
Морфологический разбор имени существительного
Культура речи. Правильное употребление имён
существительных (орфоэпические, грамматические, лексические
нормы)
Урок развития речи № 12.
Устное сочинение­описание предмета или животного по
картине

130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
Контрольная работа 13. Тестовые задания (3)
Тема3.5 (8 ч.) Имя прилагательное Общее значение имён
прилагательных и их употребление в речи.

Морфологические признаки имён прилагательных.
Урок развития речи № 13.
Сочинение­описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская
лазурь»
Качественные имена прилагательные.

Относительные имена прилагательные.
Урок развития речи № 14. Письмо и адрес
Притяжательные имена прилагательные.
Контрольная работа 14. Тестовые задания (4)
Тема3.5 (12 ч.) Имя прилагательное
Морфологические признаки имён прилагательных (степени
сравнения имён прилагательных).
Степени сравнения имён прилагательных.
Формы степеней сравнения имён прилагательных и правильное
использование их в речи
Морфологические признаки имён прилагательных (полные и
краткие имена прилагательные).
Морфологические признаки имён прилагательных (склонение
имён прилагательных).
Склонение имён прилагательных
Правописание безударных окончаний имён прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Имя прилагательное как член предложения.
Морфологический разбор имени прилагательного
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

Контрольная работа 15. Сочинение
Тема3.6 (10 ч.) Глагол
Общее значение глаголов и особенности их употребления в речи.
Инфинитив.

153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
Постоянные морфологические признаки глагола (вид глагола)
Постоянные морфологические признаки глагола (переходные и
непереходные глаголы)
Урок развития речи № 15. Сочинение­рассуждение на тему,
связанную с жизненным опытом обучающихся.

Постоянные морфологические признаки глагола (возвратные и
невозвратные глаголы).
Возвратные и невозвратные глаголы.
Правописание корней с чередованием е//и.

Контрольная работа 16. Диктант с грамматическим
заданием.
Тема3.6 (15 ч.) Глагол
Анализ контрольного диктанта
Непостоянные морфологические признаки глаголов. Изменение
глаголов по наклонениям.
Сослагательное наклонение.
Повелительное наклонение.
Урок развития речи № 16. Выборочное изложение
Изъявительное наклонение.
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Изменение глаголов прошедшего времени по числам
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и
числам – спряжение.
Спряжение глаголов.
Безличные глаголы.
Глагол как член предложения.
Культура речи. Правильное употребление глаголов
(орфоэпические, грамматические, лексические нормы).
Контрольная работа 17. Тестовые задания (5)
Повторение изученного в 5 классе