Одушевленное или неодушевленное. Что такое имена существительные одушевленные и неодушевленные: правило и примеры. Категория одушевленности и неодушевленности существительных

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ А А 1 О Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О (центр симметрии), если О – середина отрезка АА1 . Точка О считается симметричной самой себе.

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Точки А и А1 называются симметричными относительно прямой (ось симметрии), если прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна этому отрезку. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе. Лист, снежинка, бабочка – примеры осевой симметрии. А 1 А а

СИММЕТРИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Точки А и А 1 называются симметричными относительно плоскости (плоскость симметрии), если эта плоскость проходит через середину отрезка АА 1 и перпендикулярна этому отрезку. Каждая точка плоскости считается симметричной самой себе. А А 1

Точка (прямая, плоскость) называется центром (осью, плоскостью) симметрии фигуры, если каждая точка фигуры симметрична относительно нее некоторой точке той же фигуры. Если фигура имеет центр (ось, плоскость) симметрии, то говорят, что она обладает центральной (осевой, зеркальной) симметрией. А 1 А О А 1 А О

С симметрией мы часто встречаемся в природе, архитектуре, технике, быту. Так, многие здания симметричны относительно плоскости, например главное здание Московского государственного университета, некоторые виды деталей имеют ось симметрии. Почти все кристаллы, встречающиеся в природе, имеют центр, ось или плоскость симметрии. В геометрии центр, оси и плоскости симметрии многогранника называются элементами симметрии этого многогранника.

ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОГРАННИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...

На протяжении веков симметрия остается предметом, который очаровывает философов, астрономов, математиков, художников, архитекторов и физиков. Древние греки были совершенно одержимы ею – и даже сегодня мы, как правило, сталкиваемся с симметрией во всем от расположения мебели до стрижки волос.

Просто имейте в виду: как только вы осознаете это, вы, вероятно, испытаете непреодолимое желание искать симметрию во всем, что видите.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Программа для скачивания музыки ВКонтакте : Новая версия программы «Лови в контакте» предоставляет возможность легко и быстро скачивать музыку и видео, размещенные пользователями, со страниц самой известной социальной сети vkontakte.ru.

1. Брокколи романеско

Возможно увидев брокколи романеско в магазине, вы подумали, что это ещё один образец генномодифицированного продукта. Но на самом деле это ещё один пример фрактальной симметрии природы. Каждое соцветие брокколи имеет рисунок логарифмической спирали. Романеско внешне похожа на брокколи, а по вкусу и консистенции – на цветную капусту. Она богата каротиноидами, а также витаминами С и К, что делает её не только красивой, но и здоровой пищей.

На протяжении тысяч лет люди удивлялись идеальной гексагональной форме сот и спрашивали себя, как пчелы могут инстинктивно создать форму, которую люди могут воспроизвести только с помощью циркуля и линейки. Как и почему пчелы имеют страстное желание создавать шестиугольники? Математики считают, что это идеальная форма, которая позволяет им хранить максимально возможное количество меда, используя минимальное количество воска. В любом случае, все это продукт природы, и это чертовски впечатляет.

3. Подсолнухи

Подсолнухи могут похвастаться радиальной симметрией и интересным типом симметрии, известной как последовательность Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. (каждое число определяется суммой двух предыдущих чисел). Если бы мы не спешили и подсчитали количество семян в подсолнухе, то мы бы обнаружили, что количество спиралей растет по принципам последовательности Фибоначчи. В природе есть очень много растений (в том числе и брокколи романеско), лепестки, семена и листья которых отвечают этой последовательности, поэтому так трудно найти клевер с четырьмя листочками.

Но почему подсолнечник и другие растения соблюдают математические правила? Как и шестиугольники в улье, все это – вопрос эффективности.

4. Раковина Наутилуса

Помимо растений, некоторые животные, например Наутилус, отвечают последовательности Фибоначчи. Раковина Наутилуса закручивается в «спираль Фибоначчи». Раковина пытается поддерживать одну и ту же пропорциональную форму, что позволяет ей сохранять её на протяжении всей жизни (в отличие от людей, которые меняют пропорции на протяжении жизни). Не все Наутилусы имеют раковину, выстроенную по правилам Фибоначчи, но все они отвечают логарифмической спирали.

Прежде, чем вы позавидуете моллюскам-математикам, вспомните, что они не делают этого специально, просто такая форма наиболее рациональна для них.

5. Животные

Большинство животных имеют двустороннюю симметрию, что означает, что они могут быть разделены на две одинаковых половинки. Даже люди обладают двусторонней симметрией, и некоторые ученые полагают, что симметрия человека является наиболее важным фактором, который влияет на восприятие нашей красоты. Другими словами, если у вас однобокое лицо, то остается надеяться, что это компенсируется другими хорошими качествами.

Некоторые доходят до полной симметрии в стремлении привлечь партнера, например павлин. Дарвин был положительно раздражен этой птицей, и написал в письме, что «Вид перьев в хвосте павлина, всякий раз, когда я смотрю на него, делает меня больным!» Дарвину, хвост казался обременительным и не имеющим эволюционного смысла, так как он не соответствовал его теории «выживания наиболее приспособленных». Он был в ярости, пока не придумал теорию полового отбора, которая утверждает, что животные развивают определенные функции, чтобы увеличить свои шансы на спаривание. Поэтому павлины имеют различные приспособления для привлечения партнерши.

Есть около 5000 типов пауков, и все они создают почти идеальное круговое полотно с радиальными поддерживающими нитями почти на равном расстоянии и спиральной тканью для ловли добычи. Ученые не уверены, почему пауки так любят геометрию, так как испытания показали, что круглое полотно не заманит еду лучше, чем полотно неправильной формы. Ученые предполагают, что радиальная симметрия равномерно распределяет силу удара, когда жертва попадает в сети, в результате чего получается меньше разрывов.


Дайте паре обманщиков доску, косилки и спасительную темноту, и вы увидите, что люди тоже создают симметричные формы. Из-за того, что круги на полях отличаются сложностью дизайна и невероятной симметрией, даже после того, как создатели кругов признались и продемонстрировали свое мастерство, многие люди до сих пор верят, что это сделали космические пришельцы.

По мере усложнения кругов все больше проясняется их искусственное происхождение. Нелогично предполагать, что пришельцы будут делать свои сообщения все более трудными, когда мы не смогли расшифровать даже первые из них.

Независимо от того, как они появились, круги на полях приятно рассматривать, главным образом потому, что их геометрия впечатляет.


Даже такие крошечные образования, как снежинки, регулируются законами симметрии, так как большинство снежинок имеет шестигранную симметрию. Это происходит в частности из-за того, как молекулы воды выстраиваются, когда затвердевают (кристаллизуются). Молекулы воды приобретают твердое состояние, образуя слабые водородные связи, они выравниваются в упорядоченном расположении, которое уравновешивает силы притяжения и отталкивания, формируя гексагональную форму снежинки. Но при этом каждая снежинка симметрична, но ни одна снежинка не похожа на другую. Это происходит потому, что падая с неба, каждая снежинка испытывает уникальные атмосферные условия, которые заставляют её кристаллы располагаться определенным образом.

9. Галактика Млечный Путь

Как мы уже видели, симметрия и математические модели существуют почти везде, но разве эти законы природы ограничиваются нашей планетой? Очевидно, нет. Недавно открыли новую секцию на краю Галактики Млечного Пути, и астрономы считают, что галактика представляет собой почти идеальное зеркальное отражение себя.

10. Симметрия Солнца-Луны

Если учесть, что Солнце имеет диаметр 1,4 млн. км, а Луна – 3474 км, кажется почти невозможным то, что Луна может блокировать солнечный свет и обеспечивать нам около пяти солнечных затмений каждые два года. Как это получается? Так совпало, что наряду с тем, что ширина Солнца примерно в 400 раз больше, чем Луна, Солнце также в 400 раз дальше. Симметрия обеспечивает то, что Солнце и Луна получаются одного размера, если смотреть с Земли, и поэтому Луна может закрыть Солнце. Конечно, расстояние от Земли до Солнца может увеличиваться, поэтому иногда мы видим кольцевые и неполные затмения. Но каждые один-два года происходит точное выравнивание, и мы становимся свидетелями захватывающих событий, известных как полное солнечное затмение. Астрономы не знают, как часто встречается такая симметрия среди других планет, но они думают, что это довольно редкое явление. Тем не менее, мы не должны предполагать, что мы особенные, так как все это дело случая. Например, каждый год Луна отдаляется примерно на 4 см от Земли, это означает, что миллиарды лет назад каждое солнечное затмение было бы полным затмением. Если и дальше все пойдет так, то полные затмения, в конце концов, исчезнут, и это будет сопровождаться исчезновением кольцевых затмений. Получается, что мы просто находимся в нужном месте в нужное время, чтобы увидеть это явление.

Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Цели и задачи:

1. Перспективная цель: обучение культуре речи, культуре умственного труда; развитие творческих способностей учащихся.

2. Непосредственная цель: совершенствование орфографических навыков учащихся; повторение и закрепление знаний учащихся о категории рода, числа и падежа имени существительного; углубление и применение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Форма проведения урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Ход урока.

I . Организация урока.

Весна – это такое время года,

Когда детишкам хочется гулять,

Скакать, играть, не глядя на погоду,

Но предстоит нам тему изучать.

Ребята, я прошу вас об одном:

Настроиться серьёзно на урок,

Работать сердцем, памятью, душой,

Не ждать, когда же прозвенит звонок.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

II . Словарно-орфографическая работа (основана на ЗОС).

На экране: П латка

Ш лаш

Ш тёр

На что похож вход в палатку? (На букву А.)

Давайте прочитаем слова. Что общего в лексическом значении словарных слов? (Палатка, шалаш, шатёр.)

Что общего в написании? (Буква А.)

Запишем слова, выделив в них букву А, поставим ударение, выделим окончания.

Что называется окончанием?

Составим словосочетания с этими словами и запишем, ещё раз подчеркнув букву А. (Низкая палатка, шалаш из веток, голубой шатёр небес.) Как такой приём называется в литературе, когда мы используем слово в переносном значении? (Метафорой.)

К какой части речи относятся словарные слова? (К именам существительным.)

Что такое существительное? (Даётся определение.)

Существительное - самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам всё понятно:

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыхание

Сонного ручья…

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)

III . Повторение категории рода, числа, падежа имени существительного.

Народная пословица гласит: «Повторение – мать учения». Повторим «Имя существительное».

На экране демонстрируется таблица «Р., Ч., П.».

Что, ребята, напоминают вам эти буквы? (Род, число, падеж.)

Моя загадка о существительных,

Об их обычаях удивительных.

И пусть хоть кто-нибудь догадается,

Как большинство из них изменяется!

(По числам и падежам.)

1. Род существительных.

а) - Начнём с первой буквы. Какого рода бывают существительные? (Мужского, женского и среднего.)

Вспомним:

Род мужской, конечно, мой :

Мой сад, мой брат, стол тоже мой .

Женский род, помню я,

То, про что скажу – моя :

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя .

Средний родоно , моё :

Моё окно, село моё .

б) Игра.

А теперь поиграем! Словами разного рода иногда можно назвать почти одинаковые предметы, во всяком случае – похожие. Вот так: ограда забор . Такие слова в русском языке называются… (синонимами).

Светильник - … (лампа)

электричка - … (поезд)

автомобиль - … (машина)

здание - …(дом).

в) Вывод: род – постоянный признак существительного. Постоянство – прекрасное качество. На род существительного всегда можно положиться, он не изменит и не изменится.

2. Число существительных.

Но зато число – это такая непостоянная вещь, поэтому существительные изменяются по числам. Давайте их назовём. (Единственное и множественное.)

А сейчас, ребята, мы будем с вами меняться не разными словами, а формами слова. Что нужно сделать, чтобы получились разные формы слова? (Менять окончания.)

Новое окончание – новая форма. Да, окончание – очень трудолюбивая морфема. Сейчас она поможет нам поиграть.

а) Игра.

Записываем, выделяя окончания и расставляя ударение:

торт – торты,

договор – договоры,

инженер – инженеры,

директор – директора,

шофёр – шофёры,

доктор – доктора.

б) Вывод: имена существительные изменяются по числам.

3. Падежи. Склонение существительных.

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Давайте назовём их вместе с вопросами! (Ребята хором называют.)

Имена существительные открыто проявляют свои интересы и наклонности: они изменяются по падежам или …(склоняются). Да, верно, склоняются перед законами русского языка. А как они это делают, вспомним на примере существительного весна :

В рощах птичье пение,

А в классе тишина,

Проходим мы склонение,

Склоняется весна .

Склоняем вслух весна , весны

А за окном ручьи слышны,

За партой не сидится мне,

А тут весна , весны , весне

Вместе:

Весна , весны , весне , весну ,

Весною , о весне ...

Гуляет зайчик по окну,

Как солнце по стене.

Вывод: число и падеж – это непостоянные признаки имени существительного.

IV . Объяснение нового материала.

Мы говорили, что имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? К каким существительным следует задавать вопрос КТО?, а к каким – ЧТО? (К одушевлённым – КТО?, к неодушевлённым – ЧТО?)

Вот вы, ребята, помогли мне сформулировать тему сегодняшнего урока «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Запишем её в тетрадях на пропущенных в начале урока строчках.

1. Работа по учебнику.

Рассмотрим рисунок на странице 24 (26) учебника.

Перечислите живые существа и вещи, изображённые на рисунке. Какие из названных вами существительных отвечают на вопрос КТО?, какие – на вопрос – ЧТО? (Ответы детей.)

2. Физкультминутка.

Прослушивается фрагмент песни «Куклы» в исполнении группы «Иванушки».

3. Создание проблемной ситуации.

Всегда ли одушевлённость-неодушевлённость имён существительных можно определить по вопросам КТО? ЧТО? Какое слово чаще других мы слышали в песне? (Кукла.)

Как, по-вашему, кукла – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? А слово семья ?

4. Наблюдения по таблице.

Имена существительные

одушевлённые

неодушевлённые

множественное число

И. п. кто? братья

Р. п. кого? братьев

В. п. кого? братьев

И. п. что? книги

Р. п. чего? книг

В. п. что? книги

В. п. = Р. п.

В. п. = И. п.

Вывод из наблюдений: у имён существительных одушевлённых во множественном числе В. п. совпадает по форме с Р. п. (В. п. = Р. п.), у неодушевлённых – с И. п. (В. П. = И. п.).

Запишем:

Одушевлённые: В. п. (мн. ч.) = Р. п. (мн. ч.)

Неодушевлённые: В. п. (мн. ч.) = И. п. (мн. ч.)

Пользуясь таблицей, определим одушевлённость-неодушевлённость имён существительных, по которым единого мнения в классе не было:

кукла – одушевлённое,

семья – неодушевлённое.

Вывод: нередко бывает, что имена существительные, обозначающие живые существа, грамматически не выступают как одушевлённые и наоборот.

5. Дополнительные сведения.

К одушевлённым существительным относят названия шахматных фигур, фантастических существ.

Какие вы знаете шахматные фигуры? (Король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.) И все они одушевлённые.

Каких фантастических существ мы встречаем в известных вам строках поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»?

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

(Леший, Русалка.)

К одушевлённым или неодушевлённым они относятся? (К одушевлённым.)

V. Закрепление.

1. Решите, к одушевлённым или неодушевлённым следует отнести существительные: народ , птенец , отряд , ферзь , домовой , мертвец .

2. Игра «Корректор».

Запишем в исправленном виде:

1) Девочка уложила куклы спать.

2) Я поймал три карася.

3) А курица в это время ела Вовины червяки.

3. Работа с предложением.

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой.

Найдите грамматическую основу предложения. (К существительному умывальник задаём вопрос КТО? – Кто выбегает и качает головой? ) Записываем.

А вы, ребята, узнали, из какого произведения умывальник? (К. Чуковского «Мойдодыр».)

Вывод: в произведениях художественной литературы (особенно часто в баснях и сказках) предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, радуются, плачут и т. п.

Как называется такой приём в литературе? (Олицетворением.)

4. Элементы занимательности.

Как превратить неодушевлённые существительные белки , стрелки в одушевлённые, не изменяя в них ни одной буквы? (Переставить ударение.)

Это один из видов омонимии. Такие слова называются омографами.

VI. Обобщение.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Работа по развитию речи. Коллективное сочинение-миниатюра «Весна».

Несколько раз на уроке мы вспоминали какое время года? (Весну.)

Давайте напишем коллективное сочинение-миниатюру «Весна», используя в нём имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Картина О. К. Саврасова «Грачи прилетели» подскажет нам образы.

В первое предложение включим словосочетание из словарной работы голубой шатёр небес .

Образец сочинения-миниатюры:

Как красив весной голубой шатёр небес! Всё ярче светит солнце, всё теплее его лучи. Забурлила в реках вода, шумной стаей прилетели грачи. Всё веселее звучат голоса птиц. Пробуждаются от зимней спячки звери в лесу. Вся природа радуется приходу весны.

Зачитаем сочинение.

VII. Итоги урока.

VIII. Рефлексия.

Анализ урока

Тема моего урока, который я провела в 5 классе, «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». Эта тема относится к разделу «Морфология». При выборе темы я не отступала от программного материала: ребята только начали изучать «Имя существительное».

При планировании своего урока я опиралась на знания учащихся о понятиях «род», «число», «падеж», «одушевлённость-неодушевлённость» имён существительных, полученных в начальной школе.

Планируя урок, я поставила следующие цели: 1) перспективную цель: обучение культуре речи, культуре умственного труда; развитие творческих способностей учащихся; 2) непосредственную цель: совершенствование орфографических навыков учащихся; повторение и закрепление знаний учащихся о категории рода, числа и падежа имени существительного; углубление и применение знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Словарную работу считаю неотъемлемой частью каждого урока, так как ежеурочные упражнения в правильном написании слов формируют грамотность учащихся. В этой работе я опиралась на зрительно-опорный сигнал – считаю, что это способствует быстрому и лёгкому запоминанию. Здесь же имеет место работа по развитию речи учащихся (составление словосочетаний).

Ввела в урок упражнения на повторение ранее изученного материала по теме «Имя существительное» (род, число, падеж), помогло мне связать с темой урока. Причём материал естественно и логично давался на повышенном уровне сложности.

Прежде чем перейти к объяснению нового материала, провела психологическую подготовку учащихся к восприятию нового.

Проведена коллективная и самостоятельная работа учеников при освоении нового материала. Имеет место работа с учебником. Была создана проблемная ситуация, самими ребятами делались выводы.

При закреплении данной темы включила разные формы работы: определение одушевлённости-неодушевлённости имён существительных, где возникли различные мнения, возникла проблемная ситуация; игровые элементы, игра в слова, деловая игра «Корректор», работу с предложением, занимательность.

Применение игровой технологии, как известно, повышает эффективность урока, вызывает интерес к предмету у детей. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - говорил В. А. Сухомлинский.

В ходе урока использовала компьютерную технологию, в частности - презентацию, созданную самостоятельно, она хороша для анонсирования новой темы. Презентация содержит таблицу, иллюстрации, текстовый материал. Эстетичность и красочность презентации привлекают внимание, повышают интерес учащихся к знаниям, делают процесс обучения более лёгким и праздничным.

При закреплении материала упражнения даны в порядке возрастания сложности – дидактический принцип от простого к сложному. Считаю, что дидактический материал соответствует уровню знаний учащихся.

При объяснении нового материала и при закреплении достигнута обратная активная связь школьников. Я старалась задействовать каждого ученика.

Уверена, что на каждом уроке русского языка должны применяться упражнения по развитию речи учащихся. Поэтому я включила коллективное сочинение-миниатюру как обобщение по теме урока с использованием картины О. К. Саврасова «Грачи прилетели», которая помогла ребятам представить образы.

Уделила место работе по воспитанию навыков культуры речи, считаю это естественной частью каждого урока. Культура речи предполагает прежде всего её правильность, соответствие нормам русского литературного языка. Свою речь стараюсь строить так, чтобы она отличалась убедительностью, разнообразием, точностью, выразительностью, особой обучающей силой, а главное – доброжелательностью: «Вы помогли мне сформулировать тему сегодняшнего урока; «Сегодня на уроке будет работать не только наша память, но и душа, сердце» и т. д.

Я считаю, что такое общение с классом стимулирует творческую деятельность учеников, повышает интерес к урокам русского языка. Применённая мной технология личностно-ориентированого обучения помогла мне решить приоритетные задачи – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. Ведь главная идея нового подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию и основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества.

Урок, согласно моей педагогической концепции, построен с применением современных педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного образования, игровая технология, компьютерных технологий.

Отклонений от замысла урока не было. Уверена, что мне удалось решить на необходимом уровне задачи урока, достигнуть поставленных целей и избежать перегрузки учащихся.

Знаю, что урок с применением современных педагогических технологий был достаточно эффективным.

Имена существительные делятся на две большие группы: одушевленные и неодушевленные. В названиях этих сообществ имен существительных и кроется главное различие между словами, входящими в них. Познакомимся с основными моментами , связанными с этой темой (категориями, правилами, примерами).

Вконтакте

Одушевленные и неодушевленные предметы

Одушевленные предметы – это часть живой природы, то что живет, дышит, передвигается, растет, размножается и развивается и т.д. А неодушевленные – это объекты неживой природы, то есть антоним к предыдущему понятию.

Что такое одушевленные имена существительные и неодушевленные? Для того чтобы обозначить предметы, наделенные жизнью , используются имена существительные первого типа.

Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают те объекты, которые обладают ее признаками (дышат, питаются, размножаются, двигаются и т.д.). Например: ученик, Петя, мама, котенок и т.д.

Для обозначения предметов, которые принадлежат ко второй категории, то есть к тем, которые не обладают признаками жизни, используются неодушевленные имена существительные. Например: стол, диван, дорога, камень, кофта и т.д.

Обратите внимание! Имена существительные одушевленные отвечают на вопрос «кто?», а принадлежащие к категории неодушевленности – на вопрос «что?».

Категория одушевленности и неодушевленности существительных

Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст .

А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.

А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.

Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы . Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.

Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.

Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.

Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».

  • одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов );
  • неодушевленные.

Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.

Виды имен существительных, изучаем русский язык

Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке

Проверка слова:

Письмовник

Грамматика

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

1. Что такое одушевленность существительных?

«Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.)

2. Как выражается одушевленность?

«Во-первых, одушевленность-неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и родительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число;

2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания множественного числа винительного падежа и именительного падежа, а для существительных мужского рода это распространяется и на единственное число.

Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в винительном падеже различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников , но нов-ые столы ».

(Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006.)

3. Когда возникают колебания и варианты?

«Все колебания между грамматической одушевленностью и неодушевленностью (обнаруживающиеся в вариативном образовании винительного падежа) объясняются именно неоднозначностью в оценке объекта как живого или неживого.

Часть таких случаев относится к тем объектам, принадлежность которых к животным или растениям может показаться неочевидной: амебы, бактерии, бациллы, вибрионы, вирусы, инфузории, микробы и др. (изучать микробов и микробы ).

Второй типичный случай – название тех живых существ, которые мы склонны воспринимать в первую очередь как пищу: кальмары, креветки, мидии, омары, трепанги, устрицы и др. (поглощать устриц и устрицы ).

Еще один ясный случай – названия неживых предметов, имитирующих живые существа: змей (бумажный), кукла, марионетка, робот, сфинкс и др. (делать кукол и куклы )».

(Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., исп. М., 2008.)

О дарах моря следует сказать отдельно. Такие слова, как кальмары, крабы, креветки, мидии, омары, устрицы, согласно большинству справочников, могут употребляться как неодушевленные и одушевленные существительные, если речь идет о пище, но только как одушевленные, если речь идет о живых существах. Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка слова кальмар, краб, мидия, омар даны как одушевленные во всех значениях (рекомендации этого словаря мы воспроизводим ниже в ответах «Справочного бюро»).

Названия рыбных консервов шпроты, бычки, кильки, сардины (во мн. ч.) употребляются как неодушевленные существительные: открыть шпроты , съесть кильки , любить сардины .

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

Анчоус

Как правильно: приготовить анчоус или приготовить анчоуса?

Ответ: Существительное анчоус в значении "пища" неодушевленное. Правильно: приготовить анчоус, засолить анчоусы. Однако о живом существе верно говорить: поймать анчоуса, разводить анчоусов.

Дочка

Будет ли правильной фраза наряду с Газпром решил поддержать своих дочек , если слово дочка употреблено в значении "дочернее предприятие"?

Ответ: Слово дочки в значении "дочерние предприятия" используется как неодушевленное существительное: Газпром решил поддержать свои дочки .

Зайчик

Как правильно: поймать солнечный зайчик или солнечного зайчика?

Ответ: Оба варианта верны. «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово зайчик в значении "световое пятно" может употребляться и как одушевленное, и как

Зародыш

Является ли одушевленным слово зародыш ?

Ответ: Зародыш – неодушевленное существительное.

Змей

В школе было задание составить предложение из слов. Ребенок составил: Мальчик купил воздушного змея . Учительница исправила на Мальчик купил воздушный змей . Кто прав?

Ответ: Согласно словарям, слово змей во всех значениях Дети запустили воздушного змея.

Кальмар

Как правильно: варить кальмары или варить кальмаров?

Ответ: Кальмар – варить кальмаров.

Козел

Как правильно: забить козла или козел (об игре в домино), перепрыгнуть через козла или через козел ?

Ответ : Существительное козел может использоваться как одушевленное и как неодушевленное, в зависимости от значения. В знач. "животное", а также "карточная игра или игра в домино" это одушевленное существительное: кормить козла, забивать козла, играть в козла . В значении "спортивный снаряд" возможны варианты: перепрыгнуть через козел и перепрыгнуть через козла. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Краб

Как правильно: экспортировать крабов или крабы?

Ответ: Краб – существительное одушевленное. Правильно: экспортировать крабов.

Креветка

Как правильно: ел креветки или ел креветок?

Ответ: Существительное креветка является одушевленным, если речь идет о живой креветке (в аквариуме увидел крохотных коричневых креветок ). Если же речь идет о креветке как пище, возможны варианты: слово креветка в этом случае может склоняться и как одушевленное существительное (с удовольствием ел крохотных коричневых креветок ), и как неодушевленное существительное (с удовольствие ел крохотные коричневые креветки ).

Кукла

Как правильно: люблю куклы или люблю кукол?

Ответ: кукла в значении "игрушка" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. А вот кукла в значении "человек" (куклой можно назвать бездушного и пустого человека, а также человека, слепо действующего по воле другого) – только одушевленное.

Лицо

Как сказать: приглашаем заинтересованные лица или заинтересованных лиц?

Ответ: Слово лицо в значении "человек" – одушевленное существительное. Правильно: приглашаем всех заинтересованных лиц. Н. А. Еськова пишет: Существительное лицо в значении "человек" ведет себя как одушевленное, но в сочетании действующее лицо испытвает колебания между одушевленностью и неодушевленностью (ср. персонаж ).

Лосось

Как правильно: добывают лосося или добывают лосось?

Ответ: Лосось - одушевленное существительное. Правильно: добывают лосося.

Максим

Как правильно о пулемете: ленты вставлены в «максима» или в «максим»?

Ответ: Слво «максим» в значении "пулемет" склоняется как неодушевленное существительное. Это означает, что форма винительного падежа будет совпадать с формой падежа именительного. Поэтому верно: ленты вставлены в «максим» .

Мидия

Кого я ем: мидии или мидий ?

Ответ: Мидия – одушевленное существительное; ем мидий . См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

Микроб

Как сказать: изучаю микробы или изучаю микробов?

Ответ: Слово микроб может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. Оба варианта верны.

Москвич

Как правильно, если речь об автомобилях: покушение на «москвичей» или покушение на «москвичи» ?

Ответ: Москвич в значении "автомобиль" – неодушевленное существительное: покушение на «москвичи».

Объект

Как правильно: или рассматривать патогенных биологических объектов ?

Ответ: Слово объект не является одушевленным. Правильно: рассматривать патогенные биологические объекты .

Оскар

Как правильно: фильм получил «Оскар» или фильм получил «Оскара»?

Как написать в сочинении: ввести комический персонаж или ввести комического персонажа?

Ответ: Возможны варианты. Вот что пишет Н. А. Еськова о слове персонаж: Слово персонаж одновременно называет человека и выражает некое литературоведческое понятие. Колебание изображает персонажа, персонажей и изображает персонаж, персонажи связано, очевидно, с тем, что именно пишущему (или говорящему) хочется подчеркнуть (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008).

Петрушка

Как написать: изготавливать петрушки или петрушек (о куклах)?

Ответ: Существительное петрушка употребляется как одушевленное в значении "кукла; театральный персонаж" (правильно: изготавливать петрушек ). В значениях "кукольный театр; нелепое дело" и "растение" петрушка – неодушевленное существительное.

Полицейский

Как правильно: проехать через лежачий полицейский или через лежачего полицейского (о дорожном препятствии)?

Ответ: Возможны оба варианта (ср.: козел как название спортивного снаряда также может употребляться как одушевленное и неодушевленное).

Привидение

Как лучше написать: верить в привидений или верить в привидения?

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка привидение может быть одушевленным и неодушевленным.

Прототип

Как правильно: создал прототипы или создал прототипов?

Ответ: Прототип – неодушевленное существительное в знач. «первоначальный образец, прообраз чего-л.»: вижу прототип нового оружия. В знач. «лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа» прототип может употребляться как одушевленное существительное.

Робот

Как правильно: или использовать роботы для сварки кузова?

Ответ : Слово робот – одушевленное существительное. Правильно: использовать роботов для сварки кузова .

Снеговик

Как правильно: ребята вылепили снеговик или ребята вылепили снеговика?

Ответ: Снеговик – одушевленное существительное. Правильно: ребята вылепили снеговика.

Субъект

Как быть с субъектом? Вижу подозрительный субъект или вижу подозрительного субъекта?

Ответ: «Грамматический словарь русского языка» А. А. Зализняка указывает, что слово субъект (в философии, в праве) может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное. При употреблении в других значениях: субъект (в логике, в грамматике) – только неодушевленное, субъект (личность, человек) – только одушевленное.

Существо

Ответ: Согласно «Грамматическому словарю русского языка» А. А. Зализняка, слово существо в значении "нечто живое" может употребляться и как одушевленное, и как неодушевленное существительное.

Талант

Как склоняется слово талант ? Как одушевленное или как недушевленное существительное?

Ответ: Талант – неодушевленное существительное (в т. ч. о человеке). Правильно: Он приехал, чтобы поддержать народные таланты.

Туз

Как правильно: вытащить туз или вытащить туза (в карточной игре)?

Ответ: Слово туз – одушевленное существительное в значениях "игральная карта" и "важное лицо". Правильно: вытащить туза, превратиться в финансового туза .

Тунец

Как правильно: нарезать тунец или нарезать тунца?

Ответ: Тунец – одушевленное существительное, правильно: нарезать тунца .

Улитка

Улитка – это одушевленное существительное?

Ответ: Да, даже в том случае, когда речь идет об улитках, употребляемых в пищу. Правильно: ем улиток .

Устрица

Как ведут себя устрицы ? Как одушевленные существительные или как неодушевленные?

Ответ: Существительное устрица является одушевленным, если речь идет о живой устрице (разводить устриц ). Если же речь идет об устрице как пище, возможны варианты: купить устрицы и купить устриц .

Эмбрион

Как правильно: вынашивает эмбрион или эмбриона?

Ответ: Эмбрион – неодушевленное существительное. Правильно: вынашивает эмбрион.

Использованная литература:

    Бельчиков Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка. 2-е изд., М., 2012.

    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.

    Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 5-е изд., испр. М., 2008.

    Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.

    Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.