От чего умер дмитрий веневитинов. Дмитрий Владимирович Веневитинов. Дмитрий Веневитинов. Биография

Дмитрий Веневитинов (1805—1827)

Всего двадцать два года прожил Дмитрий Владимирович Веневитинов. Родился он в старинной дворянской семье в Москве. Как и многие молодые люди его времени, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве Веневити-нов проявил разносторонние способности: в четырнадцать лет читал в подлинниках греческих и римских авторов. Позднее он посещал вольнослушателем Московский университет, по окончании которого в 1824 г. был принят на службу в архив Министерства иностранных дел. Веневитинов слыл хорошим музыкантом, живописцем, оригинальным литературным кри-тиком, знатоком античной и новейшей философии, а также поэтом — «философским лириком».

Термин «философская лирика» не имеет устойчивого со-держания и взятый сам по себе, вне исторического контек-ста, в достаточной мере условен. В разные времена разные люди вкладывали в него неодинаковый смысл. Философ-ские в понимании одних стихи могли казаться другим далеко не философскими, и наоборот. И все-таки термин этот в плане историко-литературном имеет право на существова-ние. Во всяком случае для России 1820—1830-х гг. он был понятием живым и в большей степени определял содержа-ние поэтической жизни той эпохи.

Дело совсем не в том, что стихи тех или иных русских поэтов 1820 — 1830 гг. полностью и во всем объеме соответ-ствовали понятию «философская лирика». Но была в это время установка на «философскую лирику», и эта установка во многом определяла саму жизнь стиха и особенности его восприятия, что находило отражение в том, что именно писа-ли поэты и как, под каким углом зрения, прочитывались их произведения.

Опыты создания в начале XIX века философской поэзии связаны прежде всего с именами Веневитинова и поэтов его кружка. В 1823 г. группа молодых людей, выпускников Мос-ковского университета, служивших в Московском архиве Коллегии иностранных дел, образовала кружок любителей философии, так называемое «Общество любомудрия». Глав-ным образом это были поклонники немецкой идеалистичес-кой философии, в частности Шеллинга. Членами этого круж-ка, несомненным идеологом которого стал Д. Веневитинов, были также поэт В. Ф. Одоевский, собиратель народных пе-сен И. В. Киреевский, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков и др. Фор-мально «Общество любомудрия» просуществовало всего два года, но его распад в 1825 г. не прервал дружеские связи, не разрушил общие надежды и искания. В среде бывших любо-мудров остро стоял вопрос поэзии мысли — необходимости, объединения поэтического творчества и философского идеа-лизма. Философские проблемы рассматривались в тесной связи с поэтическими, задачи русской философии — в свя-зи с задачами русской поэзии.

Д. В. Веневитинов был одновременно и идеологом «Об-щества любомудрия», и практиком «философской» поэзии 1820-1830-х гг. Теоретическое обоснование необходимости философско-го направления в поэзии Веневитинов обосновал в статье «О состоянии просвещения в России»: «Первое чувство ни-когда не творит и не может творить, потому что оно всегда представляет согласие. Чувство только порождает мысль, ко-торая развивается в борьбе и тогда уже, снова обратившись в чувство, является в произведении. И потому истинные по-эты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, были философами и, так сказать, венцом просвещения». Для Веневитинова философия теснейшим образом связана с поэ-зией. В конечном счете у них одни и те же задачи. Природа и человек, познание человеком загадок и тайн природы, при-рода и ум в их соотношении, в их согласии — вот, по Вене-витинову, главный предмет философии. Но это «согласование природы с умом» и есть то, что наиболее доступно поэту. В поэзии и через поэзию происходит приобщение человека к первозданному, к природе, выражается и осознается первич-ная неразрывность человека и космоса.

Разумеется, не один Веневитинов проповедовал необхо-димость объединения поэзии и философии. К тому же стре-мились С. П. Шевырев, А. С. Хомяков, В. Ф. Одоевский, И. В. Киреевский и многие другие. Но Веневитинов был од-ним из первых, кто заговорил об этом и кто пытался вопло-тить идею в своей поэтической практике.

Жизнь и литературная деятельность Веневитинова были очень короткими, что, однако, не помешало уже современни-кам чрезвычайно высоко оценить значение Веневитинова. В «Литературных мечтаниях» Белинский писал о нем: «Один только Веневитинов мог согласить мысль с чувством, идею с формою, ибо, изо всех молодых поэтов Пушкинского пери-ода, он один обнимал природу не холодным умом, а пламен-ным сочувствием и, силою любви, мог проникать в ее святи-лище...». Интересно, что позднее (после Лермонтова), в 1845 г., Белинский скажет о Веневитинове осторожнее и в чем-то точнее: «Веневитинов умер во цвете лет, оставив книжечку стихов и книжечку прозы: в той и другой видны прекрас-ные надежды, какие подавал этот юноша на свое будущее, та и другая юношески прекрасны; но ничего определенного не представляет ни та, ни другая».

На первый взгляд стихи Веневитинова производят впе-чатление достаточно традиционных. И это первое впечатле-ние не так уж обманчиво. У Веневитинова мы встретим зна-комые жанры (элегии , послания), знакомые темы (любовь, поэзия, природа), привычную, устоявшуюся образность (жизнь — «море», «океан безбрежный», поэт — «любимец муз и вдохновенья»), привычную для поэтического словаря лексику («чело таинственной природы», «пылающие лани-ты», «хладный мрак могил»). Традиционна у него и стихо-вая форма: в его метрике абсолютно преобладают ямбы , при-том чаще всего четырехстопные ямбы , его композиции, как правило, свободные, из строфических композиций встреча-ются только сонеты. Все это совсем не ново, все это типично для русской поэзии пушкинского периода. И только в не-многих своих стихотворениях Веневитинов словно вырыва-ется из замкнутого круга поэтических условностей, преодо-левает инерцию готового стиля и поражает читателя свеже-стью и силой мысли и выражения. Но по этим немногим лучшим стихам Веневитинова только и следует судить. И судить не о том лишь, что в них есть, но и о том, что в них намечено. В оценке поэзии Веневитинова особенно необхо-дима проекция в будущее. Ведь перед нами только начало пути, по которому Веневитинову не суждено было пройти до конца.

Основной круг тем «зрелых» произведений Веневитинова связан с природой и человеком, бытием человека, и поэт — тот единственный среди людей, кому доступны тайны и че-ловека, и природы. Стихи Веневитинова о жизни, о человечес-ком существовании субъективны настолько, чтобы волновать нас, но в них всегда есть философская, обобщенная мысль. В них решение не столько личной, сколько общей загадки, их герой не Я, а Мы, не человек, а человечество:

Сначала жизнь пленяет нас;

В ней все тепло, все сердце греет

И, как заманчивый рассказ,

Наш ум причудливый лелеет.

Кой-что страшит издалека, —

Но в этом страхе наслажденье:

Он веселит воображенье,

Как о волшебном приключенье

Ночная повесть старика.

Но кончится обман игривой!

Мы привыкаем к чудесам —

Потом на все глядим лениво,

Потом и жизнь постыла нам:

Ее загадка и завязка

Уже длинна, стара, скучна,

Как пересказанная сказка

Усталому пред часом сна.

(«Жизнь», 1826)

Стихотворение производит впечатление очень искреннего, согретого подлинным чувством, но оно и концептуально, в нем заключена целая философия жизни. Отсюда его необычная стройность, завершенность, логическая выдержанность. Это поэзия мысли в самом точном значении этого слова.

Типичный представитель русского романтизма , Веневи-тинов рисует в своих произведениях образ художника, «сына богов», стремящегося постигнуть тайны мироздания, быть поборником добра и правды, предназначенного стать вож-дем всего человечества. В программной статье «О состоя-нии просвещения в России» Веневитинов писал: «Худож-ник одушевляет холст и мрамор для того только, чтобы осуществить свое чувство, чтоб убедиться в его силе; поэт искусственным образом переносит себя в борьбу с приро-дою, с судьбою, чтоб в сем противоречии испытать дух свой и гордо провозгласить торжество ума».

Декабрьские события 1825 г., а также страстная, но, увы, безответная любовь Веневитинова к княгине 3. Волконской подорвали жизненные силы душевно хрупкого поэта. Осе-нью 1826 г. он покинул Москву и переехал в Петербург, где в марте 1827 г. скоропостижно умер в возрасте неполных двадцати двух лет.

ВЕНЕВИТИНОВ, ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1805–1827), русский поэт, философ, критик. Родился 14 (26) сентября 1805 в Москве в знатной дворянской семье. Отец умер, когда Веневитинову было 9 лет. По материнской линии Веневитинов был дальним родственником А.С.Пушкина. Получил прекрасное домашнее образование, знал латинский и древнегреческий языки, изучал философию, русскую и западноевропейскую литературу, живопись, музыку.
В 1822 поступил вольнослушателем в Московский университет, где посещал занятия профессора М.Г.Павлова и под его влиянием увлекся философией Шеллинга. Окончив университет в 1824, Веневитинов поступил в московский архив министерства иностранных дел и стал членом «Общества любомудрия» во главе с В.Ф.Одоевским. «Любомудры» придавали большое значение философии, которая, как писал Веневитинов, должна заставить Россию «развить свои силы и образовать систему мышления».
Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашел выражение в понимании им смысла философского познания: «Философия есть истинная поэзия, а истинные поэты были всегда глубокими мыслителями, были философами». Веневитинов воспринял шеллинговско-романтическую идею универсальной органичности мира («абсолютного организма»). Задачи философии не ограничиваются, по Веневитинову, только пониманием существенных закономерностей реальности, но предполагают достижение глобальных космических и исторических целей: «Цель всякого познания, цель философии есть гармония между миром и человеком». Такого рода «гармонизация» достигается благодаря происходящему в истории процессу философского «самопознания», о котором мыслитель-романтик писал с огромным воодушевлением: «Самопознание – вот идея, одна только могущая одушевить вселенную; вот цель и венец человека». В романтическом ключе истолковывал Веневитинов суть художественного творчества, которое в своем историческом развитии проходит три стадии, связанные с особенностями исторических эпох: эпохе гармоничной юности человечества соответствует в искусстве стадия эпической поэзии (Гомер), эпоха «разлада» между человеком и миром находит отражение в лирической поэзии, а будущая вселенская гармония должна вызвать к жизни новые, «синтетические» (эпос и лирика) формы искусства.
В 1825 Веневитинов опубликовал свою первую статью Разбор статьи о «Евгении Онегине», о которой Пушкин написал: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное – или брань, или дичь». Веневитинов-критик считал необходимым «оценять словесность степенью философии времени».
После восстания декабристов 1825 Веневитинова подозревали в участии в заговоре, но обвинение не было доказано и, проведя некоторое время под арестом, он был отпущен. В 1827 он опубликовал свои первые стихи Любимый цвет и Три розы. Поэт переживал безответную любовь к З.Волконской, и это сказалось в элегически-разочарованном тоне его стихов. Вольнолюбивые мотивы также являлись важной составляющей поэзии Веневитинова (поэма Новгород, 1826, и др. стихи). В его поэзии чувствовалось влияние И.В.Гёте и Дж.Г.Байрона. В 1829 он перевел драматические поэмы Гете Земная участь художника и Апофеоз художника, а также несколько фрагментов из Фауста.
Как и другие бывшие любомудры, Веневитинов сотрудничал в журнале «Московский вестник», основанном в 1827. В 1826 переехал в Петербург и начал служить в министерстве иностранных дел. Одновременно работал над романом Владимир Паренский (отрывки опубл. 1829), который не успел завершить.
Умер Веневитинов в Петербурге 15 (27) мая 1827. Вскоре после его смерти было издано собрание его сочинений – Стихотворения (1829) и Проза (1830).

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в богатой дворянской семье. Родители его были просвещенными, хлебосольными людьми, жили широко. В их гостеприимном доме принимали известных писателей, поэтов, музыкантов. Воспитанием и образованием детей занималась мать (отец рано умер). Она сумела найти знающих гувернеров для сына - француз Дорер и грек Байло сумели внушить своему питомцу любовь и интерес к латыни и греческому. Веневитинов рано полюбил античную литературу и произведения Гомера и Софокла, Вергилия и Горация мог читать в подлиннике. Он великолепно владел французским и немецким (переводил Гете и Гофмана), проявлял необыкновенные способности к живописи, был отличным музыкантом.

С 1822 по 1824 гг. Веневитинов был вольнослушателем Московского университета, посещал лекции А.Ф. Мерзлякова, занимавшего в то время кафедру российского красноречия, стихотворства и языка. Не без влияния лекций М.Г. Павлова и И.И. Давыдова - профессоров-шеллингианцев - у Веневитинова и его товарищей по университету (С.П. Шевырева, братьев Хомяковых, Вл.Ф. Одоевского, братьев Киреевских) пробудился интерес к немецкой идеалистической философии. В 1822 г. в Москве возникает кружок во главе с известным литератором С.Е. Раичем, будущим издателем журнала «Новые аониды» (1823). Об участии Веневитинова в кружке Раича достоверных данных нет, хотя участниками этого литературного кружка были его близкие друзья - С. Шевырев и Вл. Одоевский. Но Веневитинов становится активным участником другого родственного кружка - близкого по направлению - общества любомудров (1823), куда вошли Одоевский, Кошелев, Ив. Киреевский. Господствовала тут немецкая философия, читали, переводили и обсуждали Канта, Фихте, Шеллинга. Но в оппозиционности любомудров не было ничего общего с революционностью декабристов.

Природа щедро одарила Веневитинова - знатное происхождение, красота, богатство, блестящие способности - все, казалось бы, предрекало счастливую судьбу и успешную карьеру.

В 1824 г., окончив университет и сдав экзамены, Веневитинов поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. Его сотоварищами по службе стали И. Киреевский, Ст. Шевырев, С. Соболевский. Работа их не особенно утруждала (являлись на службу два раза в неделю - в понедельник и четверг), все свое время посвящали философии и литературным беседам. Архив стал их своеобразным клубом, а они, сотрудники архива, с легкой руки С. Соболевского получили прозвище «архивны юноши», и под этим именем были увековечены в VII главе «Евгения Онегина». После разгрома восстания 14 декабря 1825 г. председатель общества любомудров кн. В. Одоевский торжественно сжег устав и протоколы общества. В том же 1825 г. Веневитинов пишет две статьи по поводу I главы «Евгения Онегина» - это его первое выступление в печати. Без сомнения, эти статьи и послужили поводом для знакомства Пушкина и Веневитинова. Осенью 1826 г. в доме Веневитиновых Пушкин читает «Бориса Годунова». Он высоко оценивал филологические способности Веневитинова и, по словам современников, так отозвался о критическом разборе Веневитиновым первой главы своего «романа в стихах»: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное или брань, или переслащенная дичь».

В октябре 1826 г. Веневитинов выезжает в Петербург, где собирается служить в азиатском департаменте коллегии иностранных дел. Но при въезде в город он был арестован, т.к. вместе с ним ехал француз Воше, только что вернувшийся из Сибири (куда он сопровождал кн. Е.И. Трубецкую, последовавшую в ссылку за своим мужем-декабристом). Веневитинов провел под арестом три дня, был допрошен, но за отсутствием доказательств отпущен. Эти 5 месяцев, что он провел в северной столице, особый период в его творческой биографии. Он много и плодотворно писал, задумал большой роман, мечтал о поездке в Персию (о поездке на восток мечтал и декабрист А. Одоевский!) на дипломатическую службу, но скоропостижная смерть оборвала все надежды - 15 марта 1827 г. Веневитинов скончался от последствий болезни легких.

На долгие годы в памяти потомков Веневитинов остался героем некой романтической легенды - редкий красавец, талантливый поэт-романтик с восторженной, но не разделенной любовью к кн. З.А. Волконской. И этот романтический ореол заслонил другого Веневитинова - глубокого мыслителя, талантливого критика, способного действовать «по-суворовски» в сфере изящной словесности.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

При жизни поэта было издано 9 его стихотворений, 3 критические статьи. Первое собрание сочинений вышло в 1829 г. (I том - стихотворения), второе полное собрание в 1862 г. Веневитинову удивительно повезло - он единственный из всех поэтов, кто был по-настоящему понят и оценен даже современниками по достоинству. «Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный день», - писал В.Г. Белинский в «Литературных мечтаниях».

Первые поэтические опыты Веневитинова относятся к 1821 г. Его привлекали разные жанровые формы - элегия, сонет, дружеское послание. Его восхищает Байрон с его поэтизацией героической личности («смелый ученик Байрона» - так назовет он себя), Оссиан, романтические поэмы Пушкина, тихая светлая грусть лирики Жуковского.

Как любой начинающий поэт, он испытывает воздействие корифеев отечественной поэзии, но подходит к их творчеству критически, учится на примерах прошлого и на собственных поэтических опытах, что-то принимает, но переосмысливает, разрабатывает новые поэтические идеи, ищет собственный путь. Можно говорить о зависимости, но о простом эпигонстве и речи нет даже в поэзии раннего Веневитинова. Уже первые его стихи поражают простотой выражения, смысловой ясностью, искренностью лирического переживания и стройностью композиции. Даже в его ранних стихах проскальзывают реалистические тенденции, в его стихах просвечивает действительно-идеальное, а не мечтательно-идеальное направление, «в них видно содержание, которое заключало в себе самодеятельную силу развития...»

1805 - 1827

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14(26).09.1805-15(27).03.1827) родился в г. Москве в Кривоколенном переулке, в дворянско-аристократической семье. Отец - Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814) - отставной гвардейский прапорщик Преображенского полка, умер, когда Дмитрию было всего 9 лет. Мать - Анна Николаевна, урожденная княжна Оболенская (1782-1841) - троюродная тетка Александра Сергеевича Пушкина. Дом, в котором родился Дмитрий, сохранился до сих пор. Он стоит недалеко от Мясницкой улицы, на первом повороте переулка. На нём есть мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме у Веневитиновых А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова».
Д. В. Веневитинов получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Непосредственное образование Дмитрия было доверено преподавателям Московского университета: учёному-материалисту, медику Иустину Егоровичу Дядьковскому; математику П. С. Щепкину; поэту, переводчику, литературному критику Алексею Федоровичу Мерзлякову; композитору, дирижёру, пианисту Иосифу Иосифовичу Гениште; художнику Лапершу. К 14 годам Дмитрий читал в подлиннике Вергилия, Горация, Гомера, Эсхила, переводил их на русский, в совершенстве владел французским, немецким, английским и изучал итальянский язык.
Первое из дошедших до наших дней стихотворение Веневитинова датировано 1821 г. Оно называется «К друзьям» и является ответом на «Послание Веневитиновым» А. С. Хомякова, адресованное Дмитрию и Алексею.
В 1822 г. шестнадцатилетний Дмитрий поступает в Московский университет вольнослушателем и посещает лекции сразу на всех 4-х отделениях: нравственно-политическом, словесном, физико-математическом и медицинском, получая поистине энциклопедические знания. В университете он сформировался как романтический поэт со свойственным ему стилем. Большое влияние на Д. В. Веневитинова в формировании его интереса к философии и глубокого её изучения оказал профессор М. Г. Павлов (уроженец г. Ельца, закончил Воронежскую духовную семинарию). Именно Павлов обратил Веневитинова к серьезному изучению классика немецкой философии - Шеллинга. Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашёл выражение в философском познании жизни.
В ноябре 1823 г. Д. В. Веневитинов окончил университет и поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.
В 1823 г. в Москве был организован Литературно-философский кружок «Общество любомудрия» (1823-1825). В кружок, помимо председателя В. Ф. Одоевского и секретаря Д. В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Члены кружка изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, а впоследствии сыграли заметную роль в разработке русской философской мысли и литературы. На собраниях общества Веневитинов читал отрывки из своей философской прозы: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Участники кружка печатались преимущественно в журнале «Вестник Европы» и альманахе «Мнемозина», а после роспуска общества большинство из них объединились вокруг созданного по совету А. С. Пушкина и по программе Д. В. Веневитинова журнала «Московский вестник», который выходил с начала 1827 г.
Столичная жизнь Веневитинова чередовалась с поездками в провинцию. У Веневитиновых были довольно многочисленные владения в Воронежском и Землянском уездах Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде». После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в Новоживотинное. Имением руководил управляющий, не сумевший справедливо и честно вести дела с крестьянами. В конце лета 1824 г. Дмитрий вместе с братом Алексеем вынуждены были поехать в своё воронежское имение Новоживотинное, чтобы уладить проблемы в делах управления. Путь в имение лежал через Воронеж, где братья остановились на два дня и встретились с родственниками и знакомыми. О своём пребывании в Воронеже Дмитрий писал матери, сообщая о визите к воронежскому губернатору Н. И. Кривцову. Николай Иванович был участником Бородинского сражения, родным братом декабриста Сергея Ивановича Кривцова, а также близким знакомым , Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского и . Веневитинов также нанёс визиты предводителю дворянства, прокурору и председателю гражданской палаты. У поэта была возможность увидеть Воронеж, погулять по его главной улице - Большой Дворянской. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи.
Поездка в воронежские владения многому научила поэта, помогла увидеть реальную жизнь крестьянской России. Восторг от красоты донской природы, привёл к размышлениям о причастности к нескончаемому чуду жизни и философскому восприятию бытия. По возвращению из Воронежской губернии у Веневитинова появятся философские новеллы и стихи о природе.
К 1825 г. окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта. К 1825 г. относится и первое выступление Веневитинова в печати как литературного критика. В журнале «Сын Отечества» был опубликован его «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Пушкину очень понравилась эта статья, а также отзывы Веневитинова о второй главе «Евгения Онегина» и отрывке из «Бориса Годунова».
Важным событием в жизни Д. В. Веневитинова стало знакомство его с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Веневитинов любил её сильной, без расчёта на взаимность, поэтической любовью, символом которой стал знаменитый перстень княгини, найденный в своё время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия Владимировича в Петербург. Веневитинов прикрепил перстень к часам, в виде брелока, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Этому событию в его жизни посвящено стихотворение « », которое вполне можно назвать пророческим. Поэтическое предсказание Веневитинова сбылось. В 1930 г. могила Веневитинова, в связи с закрытием кладбища при бывшем Симоновом монастыре, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был вынут и сейчас, как реликвия, хранится в Государственном литературном музее в Москве.
В ноябре 1826 г. Веневитинов уехал из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург Веневитинов был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов, среди которых он имел немало друзей. Арест оказал на поэта пагубное влияние: кроме тяжёлого нравственного впечатления, пребывание в сыром и холодном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. В дальнейшем он, при всей увлечённости новой службой в Азиатском департаменте, страдал от северного климата.
Петербургский период жизни Веневитинова наполнен напряжённой деятельностью и высоким творческим подъёмом. К этому времени о Веневитинове можно говорить уже как о сложившемся, зрелом поэте, способном не только находить оригинальные темы, но и оригинально выражать их, создавая свой неповторимый стиль философской лирики. Стихотворения, относящиеся к последнему году его жизни, отличаются совершенством формы и глубиной содержания, являясь вершиной его лирики. Это своеобразный цикл, состоящий из 6 стихотворений: « », « », «Поэт», «Жертвоприношение», «Утешение», «Послание к Рожалину». Блестящи и его переводы из «Эгмонта» и «Фауста» Гёте. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
В Петербурге Дмитрий начал писать роман в прозе «Владимир Паренский». К сожалению, произведение не было окончено, отрывки из романа были опубликованы в 1831 г., уже после смерти автора. Поэту не пришлось осуществить многих своих намерений…
В начале марта 1827 г. Веневитинов сильно простудился, болезнь остановить не удалось. Поэт умер 15 (27) марта 1827 г., не дожив до 22 лет.
Веневитинову посвящены стихи и .
Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание поэта, В. Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
В 1994 г. на окраине Коминтерновского района г. Воронежа есть Веневитиновская улица.

В 2005 г. воронежцы отметили 200-летие со дня рождения поэта. В честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории был открыт памятник поэту.

Фрагмент выставки в ВОУНБ имени И. С. Никитина

Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / под ред. Б. В. Смиренского; авт. вступ. ст. Д. Д. Благой. - М. ; Л. : ACADEMIA, 1934. - с.
. Веневитинов Д. В С глаголом неба на земле: Стихотворения. Поэмы и драмы в стихах. Проза. Статьи. Современники о Д. В. Веневитинове / сост.: Р. В. Андреева, Л. Ф. Попова; науч. ред., вступ. ст., коммент. Б. Т. Удодова. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2003. - 351, с., л. ил.
. Веневитинов Д. В. Спокойно дни мои цвели в долине жизни... : Стихотворения. Письма из деревни / Д. В. Веневитинов. - Москва: Белый город, 2013. - 175 с. : ил.

***
. Осокин В. Н. Перстень Веневитинова: этюды о художниках и писателях. - М. : Сов. Россия, 1969. - 123 с.
. Литературная критика 1800-1820-х годов / авт. вступ. ст., сост., примеч. и подгот. текста Л. Г. Фризмана. - М. : Худож. лит., 1980. - 343 с., л. ил.
. Чернышев М. А. «В душе неразгаданной думы тая...»: о жизни и творчестве Дм. Веневитинова. - Саратов: Заволжье, 1992. - 280 с.
. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж, 2007. - С. 116-120.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж, 2009. - С. 91.

http://www.azlib.ru/w/wenewitinow_d_w/