Как мы учимся дома…. Учимся дома: социальная сеть домашнего образования. Что такое домашнее обучение

Система нашего образования в данный момент является для меня очень актуальной и болезненной темой, так как в следующем году мой ребенок должен идти в школу. Но с проблемами мы начинаем сталкиваться уже сейчас. Я так понимаю, что некоторые преподаватели в детском саду решили основательно подготовить родителей к школе в психологическом плане.

Я просто не понимаю, как эти люди собрались учить моего ребенка и что они могут ему дать?! С воспитательницей нам очень повезло. Но везение состоит в том, что свой выбор дошкольного учреждения мы сделали основываясь на том, какой у ребенка будет воспитатель, а не на красоте помещения и крутости игрушек. К вопросу первого учителя мы подойдем еще более серьезно. Хотя мысли о домашнем образовании стали все чаще посещать мою и так уже замороченную всеми этими «праздниками-фестивалями-надо-чтобы-у-ребенка-была-белая-рубашка-и-черные-штаны-как-у-всех» голову. Я не хочу, чтоб роботы сделали из моего ребенка очередного робота, который в состоянии работать и мыслить исключительно по инструкции. Наша система образования неповоротлива и я не уверена, что то, чему будут учить моего ребенка в школе, будет актуально через 11 лет. Так что если вас интересует все, что касается обучения детей вне школы, вам будет интересно узнать несколько советов от людей, которые уже прошли через этот опыт.

Что такое домашнее обучение?

Он, как и я и многие мои знакомы, считает, что на данный момент система образования не в состоянии дать детям то, что им действительно необходимо. В школе готовят роботов, которые не в состоянии обучаться самостоятельно и для того, чтоб усвоить новый материал, им нужен учитель. Школа — это сплошные правила и запреты. Для детей это скорее каторга и во время уроков и подготовки домашнего задания они, скорее, не живут, а отбывают срок. После чего идут гулять и заниматься другими делами, то есть жить.

Дома же обучение для детей — это веселье. И оно длится не определенный отрезок времени, а происходит постоянно. Каждая новая прочитанная книга, нарисованная картина или беседа с интересным человеком. Дети учатся не по строгим правилам — это ведь не каторга. Для них такое обучение и есть сама жизнь, в процессе которой они постоянно узнают что-то новое и интересное, а жизнь — это самая большая и интересная в мире школа с удивительными преподавателями и мастерскими.

Если в школе занимаются по четким инструкциям и специально подобранным учебникам, то дома вы можете использовать любой источник информации.

В школе ученики учатся четко следовать инструкциям, а дома вы можете научить ребенка думать своей головой.

В школе все учатся в одном темпе и под одной программе. Дома же ребенок учиться в том темпе, который помогает лучше всего усваивать информацию. Все дети разные. Восприятия и запоминание различной информации тоже разное, поэтому нельзя всех уравнять и если ты не успеваешь, значит недостаточно сильно стараешься. Дома нет отстающих и двоечников. В домашнем обучении не существует неудачников.

Положительные стороны домашнего образования

  • Это то, как учатся предприниматели. В школе учат следовать инструкциям и подготавливают хороших наемных работников. Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. Домашнее обучение готовит предпринимателей, а не роботов.
  • Это гораздо естественней. Если взять всю историю человечества, то школьное образование еще очень и очень юно. До этого люди не ходили в школы и при этом все равно появлялись гении, такие как Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенджамин Франклин.
  • Это дает чувство свободы. Школьная структура хороша для тех, кто любит, чтобы решения за них принимал кто-то другой. Но если вы хотите принимать собственные решения и узнавать вещи по мере необходимости, вам нужно будет больше свободы, чем может дать школа.
  • Мы учимся вместе с детьми. Школа делает так, что родители постепенно полностью удаляются из процесса обучения. Во время домашнего обучения родители постоянно рядом, они помогают, подсказывают и направляют. Кроме того, что вы сами узнаете много нового и интересного, ваши дети научаться взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы в будущем с их помощью находить ответы на свои вопросы.
  • Это гораздо веселее. Как я уже писала, школа — это обучение в строго ограниченный период времени. Это нужно и очень часто вместо того, чтобы слушать учителя, дети смотрят на часы в ожидании окончания этой каторги. Домашнее обучения не является чем-то принудительным. Оно неотъемлемо от жизни и не ограничено по времени.

Как учиться дома

Так как обучение дома — это занятия без правил, сложно построить единую систему. Поэтому поначалу будет немного страшно. Страшно не из-за то, что ребенку будет сложно, а из-за того, что вы можете не справиться. Поэтому Лео написал несколько общих советов, которые подскажут вам правильный путь.

  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Годам к шести уже понятно, что ему особенно нравится, а что дается с трудом. Старший сын Лео хочет поступать в колледж, поэтому записался на специальные подготовительные курсы в интернете. Он уже определился с тем, что ему нравится, и направил все свои усилия на совершенствование в этих предметах. Все зависит от наклонностей вашего ребенка. Это могут быть точные науки или страсть к литературе или языкам. А может быть у вас растет будущий гениальный скрипач или художник. Направляйте их и поддерживайте, и тогда к моменту поступления в университет он уже четко будет знать, чем хочет заниматься. И вряд ли провалит экзамены.
  • Сила вопросов. Все дети обожают задавать вопросы. И это очень хорошо, потому что вопрос является прекрасной возможностью узнать что-то новое. Ищите ответы вместе с ними в книгах, в сети или спрашивайте у специалистов в этой области, если среди ваших знакомых такие имеются.
  • Ваши знакомые — невероятный источник знаний. Кто лучше всего расскажет о том, как работает двигатель автомобиля — учитель в школе, или автомеханик? То же самое касается и всего остального. Не бойтесь задавать вопросы вместе со своим ребенком. Многим это будет очень приятно и они с удовольствием поделятся знаниями о своем любимом деле.
  • Играйте в игры. Играйте во все виды игр и не сосредотачивайтесь на том, чему именно может научить эта игра. Главное, что детям будет весело и они узнают, что жизнь может быть игрой, и будут учиться в этой игре.
  • Не забывайте о научных проектах. Это может быть сбор макета или опыт с растениями. Это может быть все, что угодно, и все, что касается науки. А еще это может быть очень весело.
  • Потакайте интересам ребенка. Если вы видите, что ваш ребенок очень заинтересовался какой-либо наукой, помогайте ему узнать об этой области как можно больше интересного.
  • Отдых от школьной системы и перенастройка. Если ваш ребенок уже проучился какое-то время в школе, ему нужно будет немного времени для того, чтобы отойти от системы и начать свое обучения без рамок. Это может быть как неделя или две, так и несколько месяцев. Не переживайте, вы сможете быстро наверстать упущенное время.

  • Подсовывайте интересные журналы и книги. Это будет хорошим стимулом для обучения чему-то новому. Откуда у ребенка может появиться интерес, например, к дайвингу, если он никогда не читал о нем или не смотрел завораживающие ролики про подводный мир?
  • Найдите свой путь. Самое главное в домашнем обучение — это выяснить, что подходит именно вашему ребенку. Пробуйте разные вещи. Играйте. Мастерите. Гуляйте и встречайтесь с новыми людьми, которые могут рассказать много интересного. Вам всегда должно быть весело и интересно. Не должно быть никакого принуждения. Как только ребенок почувствует, что его заставляют что-то делать, интерес моментально исчезнет.
  • Будьте терпеливы. Вы не увидите быстрые результаты, но ваше ребенок меняется, пусть и медленно. Вам может показаться, что он ленится и не хочет учиться и тут же появится соблазн заставить ребенка сделать что-то, что касается учебы. Но так вы все испортите. Просто позвольте им играть в то, во что они хотят. Со временем они научаться сами регулировать свои игры и обучение.
  • Доверяйте. Очень важно доверять своим детям и вначале это может быть очень сложно — верить в то, что они вполне в состоянии учиться самостоятельно. Если их что-то заинтересовало, они обязательно это выучат.
  • Если честно, то оглядываясь на свою учебу в школе я не понимаю, зачем было пичкать меня всем этим, если в итоге пригодилось меньше половины? Эрудированность? Мне кажется, что это скорее бесполезная трата времени. Ну вот скажите, зачем мне знать все про отряд членистоногих, если только я не собираюсь стать биологом или зоологом?! Да, нужно знать, откуда появляются яблоки на деревьях, но зачем же так подробно? Сколько времени и сил было потрачено на то, что никогда в жизни не пригодится? Зачем тащить весь этот багаж, который забил довольно ценный ресурс — память — почти доверху? Лучше путешествовать с целью и знаниями, которые помогут ее достичь как можно быстрее. А если мне нужно будет сделать что-то еще и я не буду знать, как, тогда я просто найду необходимую информацию и научусь.

    Это будет очень сложно, но если вы не опустите руки, будете доверять своим детям и сами не будете лениться, у вас обязательно все получится. Это очень спорный и сложный вопрос — нужна ли детям школа. Я думаю, что найдется огромное количество людей, которые встанут на защиту школьной системы. Но мы в состоянии сделать правильный выбор самостоятельно, без оглядки на то, что скажут люди и то, что теперь ребенок не ходит в школу, как все остальные. А кто все эти остальные?

    Что скажете? Вы решились бы отказаться от школы и обучать своего ребенка дома?

18 Фев 2014, Наталия Хоробрых

Эпиграф:

«Если хотите вырастить хороших детей, то тратьте на них вдвое меньше денег и вдвое больше времени.»

Приветствую всех, кто соскучился по Наталии с Тёмкой, а особенно тех, кто интересуется, как проходит наше обучение на дому. А точнее, как движется наша жизнь, в которой есть место и обучению тоже.

Если честно, с каждым днем я все лучше осознаю, что наше решение учиться дома было верным. Эти месяцы, когда мы дома, стали самым замечательным временем нашей жизни.

Осенью нас активно атаковали жуналисты. Вначале я принимала всех, щедро отвечала на вопросы, а потом поняла, что перекручивают информацию так… что лучше молчать, и стала отказываться от бесед, сюжетов и интервью. Но вспомнила о них потому, что как-то зашли к нам журналист и оператор, и оператор посмотрел на Тёмку и сказал: «Сразу видно счастливого ребенка, не изможденного и затравленного школой».

Потому что, если честно, у нас тут такой домашний театр, что скучно не бывает никогда. Тёмины друзья по двору приходят к нам «потусоваться», поиграть в сценках, послушать веселые рассказы по истории и литературе. В общем, порой бывает проходной двор, зато я никогда не слышала столько детского (подросткового!) смеха, как в последние пару месяцев.

Но начну по порядку. Я уже писала, как мы организовали процесс , в таком режиме мы занимались до начала декабря. А затем обнаружилось то, что всю школьную программу за седьмой класс мы прошли.

Немного о том, что значит «прошли программу». Это было не тупое изучение учебника, само собой. Мы двигались по темам, предложенным учебникам, но поднимали чуть больше пластов.

Например: Физика. Раздел «Оптика». Изучили темы учебника, покопались, что у нас есть еще на тему «Оптика» в других книгах (спасибо моему папе за шикарную физико-математическую бибиотеку), изучили, обсудили. Обговорили применение оптики в быту.

* Самое сложное в занятиях для меня — это придумывать находить то, для чего это может пригодиться в практической жизни. Это невероятно сложно! Потому что 70-80% школьной программы ему не пригодится никогда, по себе помню!!!

И вот в таком режиме мы весело прошлись по всем предметам. Хотя, если честно, была часть предметов, к которым я разрешила отнестись формально, то есть на уровне учебника. Потому что главное научить ребенка обучаться, находить информацию . А современные дети даже в интернете искать информацию не умеют. Мой сейчас как справочное бюро: постоянно прибегают к нему «помоги то», «найди это»… Хотя мой тоже еще не всегда может использовать правильный алгоритм поиска того, что нужно.

Ценнее самообразования нет. И если ребенка научить учиться, то он сможет освоить все. Когда это понадобиться, а не чтоб складировать бесполезное в голове. Есть такие теоретические предметы, которые, я уверена, если понадобится, он легко освоит сам.

Хотя даже я не предполагала, насколько отсталые сейчас учебники. В них написано все так, как будто последние 50 лет не развивалась ни биохимия, ни генетика, не было никаких научных и исторических открытий.

История — вообще отдельный пласт. Даже не хочу эту тему поднимать, столько лжи, сколько на нас навешали по истории, вообще сложно вообразить. Безобразнее школьного учебника по этому предмету вообще сложно что-то найти…

В общем, к началу декабря я поняла, что надо что-то делать… яркое, интересное, новое. Тёмка явно понял, что школьная программа во-первых слегка глуповата, а во-вторых — надо же чем-то второй семестр заниматься? И мы стали составлять список навыков, которые необходимы каждому человеку в жизни, и которым не учат в школе. Когда-нибудь я познакомлю вас с этим списочком.

Мы активно по нему работаем, и это ценнее любой школы! Там все, от умения общаться и делопроизводства, до психологии и слепого метода печати.

В начале декабря у нас был очередной этап сдачи тестов. И вот тут наконец-то мы вступили с Тёмой в тихий заговор. Получив на руки очередную «порцию» тестов, ребенок пришел домой в легком шоке… Почему? А я ниже приведу вам некоторые из вопросов, и вы поймете.

Наш заговор состоит в том, что мы разделили процесс получения знаний на «знать» и «сдать». Мы отвечаем на тесты, чтоб сдать. А то, что мы учим помимо этого, служит более высоким задачам.

Осенью я проводила опросы среди учеников 6-7 класса близлежащих школ. Представьте себе, на вопрос: «Зачем вы учите математику?» абсолютно все дети ответили «Чтоб хорошо написать контрольные». Такие же ответы были и по другим предметам. На вопрос «Для чего читать программные произведения по литературе?» ответ был «Чтоб пересказать содержание учительнице и получить нормальную оценку». Тестовое мышление. Всё. Ничего более. Даже на вопрос об изучении украинского (русского) языка, ответ был такой: чтоб писать контрольные и диктанты без ошибок. То есть ответ «писать грамотно» даже не звучит!

Ценности школьного образования нет никакой. Ни в общем, ни конкретно для детей. В школу они ходят исключительно ради общения с одноклассниками и «задрачивания» учителей. Особенно это подкрепляется кучей пабликов в социалках на тему того, что самые богатые люди мира не учились в школе, и что можно «рубить бабло», не обладая никакими знаниями. Это лезет сейчас из всех щелей! Более того, например, политикам это выгодно: безграмотными людьми с примитивными инстинктами управлять всегда проще.

Да, может самые богатые люди мира и не получили самого лучшего образования, но самообразование у них было на высоком уровне. Плюс фантастическая работоспособность. Только вот подростки почему-то об этой стороне не задумываются…

На фоне веселой и счастливой жизни, у нас обострились отношения с одной из соседских семей снизу. Их живет 10 человек в трехкомнатной квартире, один компьютер на всех, чёрная зависть и злость к нам идет постоянная. Ну еще бы, мало того, что я дома сижу, так теперь еще и Тёма, и все всегда счастливые.

И вот теперь у Тёмы серьезное жизненное испытание: стоит ему выйти и начать спускаться вниз, как обязательно кто-то из той квартиры выходит, ругается, говорит ему гадости. А я учу ребенка не реагировать на это все. Тоже своего рода школа жизни: отвечать весело и с улыбкой на оскорбления, а то и вообще проходить и не реагировать. Это же мне без разницы, вот они меня и не трогают, а к малому пристают, видя, что он «заводится». Тёмка ведь «взрывной» парень, легко возбудимый с детства. А сейчас еще и возраст этот переходный, когда все чувства обострены. Но он старается. Чтоб понятен был уровень соседа, вот что он Тёме ВКонтакте пишет:

Я прошу у своих читателей прощения за такое, конечно, но… Обратили внимание на грамотность, на лексику? Парню 19 лет, окончил ПТУ, постоянно хвалится, что он из милицейской семьи, поэтому что бы он ни делал, ему ничего не будет. Что поделаешь, новые законы нашей страны, введенные в январе, позволяют ему говорить и вести себя так. Но об этом ниже.

…А ведь вырастают такие из-за чего? Из-за того, что родители ответственность за детей спихнули на школу, а в школе запрещено даже на второй год оставлять! Все-равно ставят хотя бы «шестерки», чтоб перевести.

Хотите продемонстрирую, что достаточно знать, чтоб получить 6 баллов (это как раньше тройка). Беру из пачки тестов любой, какой попадется — «История средних веков». Переписываю.

Вопросы, уровень на 6 баллов.

Задание 1.

Выбрать один правильный ответ:

1. Великим переселением народов называют:

а. открытие новых земель
б. завоевание германских племен под давлением гуннов
в. вторжение арабов на территорию Европы.

2. Королевство франков возникло на территории:

а. Галлии б. Италии. в. Северной Африки

3. В 486 г в битве возле города Суассон франки разгромили:

а. гуннов б. арабов в. римлян

4. Кто из представителей династии Меровингов имел прозвище «Короткий»:

а. Хильдерик III б. Хлодвиг в. Пипин.

В данном тесте это все. Таких тестов 4 или 5 за год сдаешь и считай на троечку наработал.

Ладно, историей я вас утомила. Приведу пример из теста по физкультуре. Не смейтесь, сейчас и такое сдают. Узнав об этом, моя подруга, педагог театрального института по сценическому движению, сказала: «Теперь я понимаю, почему они спрашивают, можно ли им не ходить на занятия, а просто реферат мне написать». По сценическому движению! Не история чай!

Ладно, пару простеньких вопросов по физкультуре:

Каков размер футбольных ворот?

а. Длина 5 м 22 см, высота 1,5 м 24 см.
б. длина 8 м 36 см, высота 2 м 30 см
в. длина 9 м 41 см, высота 2,20 м 53 см
г. длина 7 м 32 см, высота 2 м 44 см

Прелесть, правда? Особенно мне понравилось как дана высота в вариантах ответа а и в . Я не ошиблась, Там так и написано: 1,5 м 24 см. Написать 1 м 74 см они ну никак не могли.

Второй пример вопроса:

Какой вред приносит курение?

а. никакого
б. губит здоровье
в. немного ослабляет организм
г. негативно влияет на слизистую оболочку рта

Представляете, какое у нас веселье с ответами!

А третий пример приведу — просто чудо! Готовы?

Вопрос: Нужна ли физическая подготовка туристу?

а. Да.
б. Нет.
в. Абсолютно не нужна.
г. Нет ни одного правильного ответа.

Вот читаешь и не знаешь, смеяться или плакать. Или прибить того, кто такие тесты составляет. Тёма в шоке был, когда их получил и просмотрел. О чем еще можно говорить? Открывая секрет, скажу: школа, в которую мы с этого года оформились, оказывается ещё и спортивная, входит в тройку лучших в области! Вот все хочу спросить, по каким критериям это определяют. Неужели по качеству тестов?

Теперь о нашем зимнем эксперименте.

С середины декабря до середины января я начала эксперимент: я разрешила ему делать то, что ему нравится и хочется. Ничем не ограничивая (разумеется, на посещение кружков это не распространялось). И стала просто наблюдать. Время ведь у нас есть, до годовых контрольных далеко.

Ещё хочу добавить, что в середине ноября у нас появился щенок. Девочка, которую мы назвали Поночка. У нас недалеко от дома раздавило собаку машиной, осталось три щеночка. Двоих он пристроил, третьего принес нам.

Я согласилась, при условии, что за щенком будет ухаживать целиком и полностью он. Щеночку тогда было 2 месяца. После прививок и карантина начался этап выгуливания по 4-5 раз в день. Плюс приготовление пищи. И это тоже стало занимать определенную часть времени дня. Зато ребенок стал таким счастливым. Ведь он у меня собаку просил 8 лет! А я не разрешала, потому что только сейчас я вижу, что он дорос до нормального ухода за ней. Даже годом раньше я уверена, что гулять с псинкой по утрам пришлось бы мне…

Вот уже три месяца Тёма с ней как с маленьким ребенком возится, действительно все делает сам, каши варит, убирает, когда она гадит в квартире. И это тоже сделало его более ответственным.

Теперь вернемся к декабрю, когда я решила устроить месячные каникулы, и посмотреть, что будет.

Первые три дня игрался в компьютерные игры до упаду. Хотя до этого не играл в них с лета, да и летом не очень-то активно баловался. Вообще, он перестал играть года два назад. Узнал тогда, что когда он играет, кто-то на этом зарабатывает.

Потом стал играться в игрушки, просил меня играть с ним в настольные игры. Очень много игрался со щенком. Время от времени брал в руки книги. Потом несколько дней читал запоем, перечитывая свои любимые книги, вроде «Острова сокровищ», «Гарри Поттера» и «Гулливера». То есть то, что читалось в 1-2 классах школы.

Интереса к классике не заметила. Пожалуй, чтение программых произведений, особенно украинской литературы, можно назвать у нас самым слабым звеном. Хотя с интересом слушает, когда рассказываю об авторах факты биографии, которые делают его живой личностью (ведь если почитать «отлакированные» биографии в учебниках, так у нас писатели все ангелы небесные, а не живые люди).

Заметила, что прочесть то, что не входит в программу, он соглашается с удовольствием. Очень сильный протест против всего, что навязывается школой… Кстати, фильмы мы смотрим очень часто. Особенно биографические — о великих людях. Или об исторических событиях. Помню, запомнился ему фильм «Демидовы», с блистательным Евстигнеевым, и вообще хорошим актерским ансамблем. Три раза пересматривал, два из них без меня. Современный сериал «Достоевский» смотрели дважды с неослабевающим интересом, после чего Тёма прочел две его повести, не скажу, что увлеченно, но без «заставляния», а также сказал, что «Преступление и наказание» читать не будет, если не заставят. Учитывая, что в 9 классе на Достоевского будет отведен всего 1 урок, думаю, что не заставят.

Затем стал пересматривать советские комедии, к которым я его приучила тоже с малолетства. Желание актерства (в театреЮ кино или ТВ) у него всегда было сильным, сейчас оно укрепляется.

А через несколько дней сказал, что они с детьми решили устроить домашний театр. Потренироваться в сценках, а потом может и сериал снять. И началось… Костяк у них — 4 человека, время от времени число детей в сценке доходит до 8. Приходят и зрители.

Разыгрывают сценки школьной жизни, что происходит на переменках, что после школы. У меня иногда волосы дыбом становятся от того, что я вижу. Но понимаю, что они копируют то, что есть, не выдумывая… Я не буду как ханжа кричать «у нас такого не было», поколение детей сейчас другое.

Они вообще почти разучились разговаривать, все в телефонах или ВКонтакте… Поэтому такие игры очень оживляют их жизнь. На этой фотографии тоже Тёмка. Девочки его переодели и накрасили, это он в образе «плохой училки».

Живем мы в отдаленном районе, чтобы ходить на какие-то кружки, надо на них ездить, рядом ничего нету, кроме банального рисования. Поэтому практически никто никуда не ходит, все тусуются во дворе. И мне искренне жаль этих деток…

Тёмины 6 секций, на которые он ездит абсолютно сам, вызывали удивление всегда. Сейчас, правда, две из них пришлось отменить. Потому что они находятся во Дворце пионеров (пардон, школьников) на площади, которая с января стала «майданом» городского масштаба. И там пройти от маршрутки до Дворца стало сложно и страшно. Даже я боялась туда ездить, поэтому до стабилизации ситуации пока посещения отложили.

А остальное посещает, с интересом, с желанием. Я же не заставляю. Хотя о своем принципе я уже говорила: если ребенку перестает нравится какой-то кружок, мы отменяем, но на его место находим какой-нибудь другой, чтоб график напряженный получался. Уже давно замечено, что, чем динамичнее график, тем больше человек успевает.

Когда прошли все новогодние праздники и все дети пошли в школу, я решила воспользоваться Тёминой идеей со сценками, и предложила ему разыгрывать учебные сценки. Например, говорю: «Тема такая-то. Ты — учитель, я — ученик. Изобрази самую плохую и вредную учительницу, но задача все равно тему ученику объяснить».

Такой метод «от противного» очень понравился Тёмчику, включился мгновенно. Много увидела я пародий на учителей, которые у него были. А потом разбираем: а что именно в этом тебе не нравится? а как бы ты хотел, чтоб было, покажи. Потом показывает «идеальную учительницу» — и все на примере конкретных предметов и тем урока.

В общем. ролевые игры. Море удовольствия, фантазии, выдумки. Море пользы, потому что идет активное действие, а не сидение за партой в неестественной позе…

И, самое главное, если б наша семья сейчас состояла не из нас двоих, а хотя бы из 4-5 человек, то это было бы идеально сближающее общение для всей семьи. Сейчас главная проблема семей — разобщенность. Каждый за своим компьютером, с подростками кроме «а ты уроки сделал?» вообще мало о чем говорят родители. Подростки считают взрослых «отстоем»… Разумеется, есть и исключения, не спорю, я говорю о массовом явлении.

Меня Тёмка тоже раньше считал отсталой. А с прошлой осени он за меня взялся. У меня появились первые джинсы (никогда в жизни их не носила, не нравилось), свитерочки пришли на смену деловому стилю, которого я придерживалась последние 20 лет.

Тема сказал: «Ты одеваешься на 40, поэтому тебе 40 и дают. Ты одевайся на 25, тогда тебе больше 30 лет никто давать не будет». И оказался прав. Сейчас я потихоньку меняю свой строгий имидж на веселый, отпускаю волосы, по-другому крашусь. Даже сама поражаюсь, сколько у моего сына вкуса. Ему нравится подбирать мне сумки, шарфики, вчера даже помаду подобрал. Неожиданный цвет, но мне понравилось. Учит меня играть в настольный теннис. Ходим с ним в клуб по соседству, играю с подростками. Поначалу они чуть стеснялись меня, сейчас уже принимают как свою.

Все его друзья и приятели по двору постоянно говорят Тёмчику, что я у него «продвинутая», и ему это очень приятно. Сказал, что хочет мной гордиться всегда и везде. Не зря ведь говорят, что если хотите гармонии между подрастающими детьми и родителями, то подстраиваться приходится родителям. Я действительно стала себя даже чувствовать моложе, в подростковом возрасте я старалась быть взрослой и солидной, общалась чаще с теми, кто был на 10-15 лет старше, с 15 лет вообще начала работать в серьезном офисе. Сейчас как-то больше в детство вернуться хочется.

Я наконец-то пошла на танцы! Давно мечтала, но не могла раньше выкроить время. В школьные годы хотела заниматься, но меня из-за полноты никуда не брали. Теперь есть возрастные группы «Сеньоры», куда берут всех. Нам, работающим за компьютером, о спине и осанке следует думать и заботиться всегда. Танцы хорошо спинку держат, мне очень нравится.

Недавно прочла такое высказывание: «Детей до 7 лет надо просто любить, с 7 до 14 воспитывать, с 14 до 21 стать ему лучшим другом, а потом отпустить в мир и молиться, чтоб у него всё было хорошо». Вот я прочла и поняла: ДА! Я это так прочувствовала!

Нас учили, что воспитывать детей надо тогда, когда лежат поперек кроватки. И мы воспитываем, воспитываем. На детской площадке, где малыши, порой находиться страшно: никакой свободы мамы не дают, не позволяют самим выстраивать отношения, вмешиваются… Кстати, и тоже маловато дается деткам… Это я по себе знаю, я в первые 7 лет Тёмчику очень много любви недодавала.

Ребенок в первые годы должен напитаться любовью . А образец поведения, нравственные ценности и прочее он так или иначе вберет от своих родителей. Не зря ведь воспитатели в детском саду говорят, что по ребенку видно подноготную всей семьи. И воспитывать надо не ребенка, а СЕБЯ! Ребенка в этом возрасте воспитывать бесполезно. Он все равно будет поступать не так, как его учат, а так, как он видит вокруг. А это далеко не всегда совпадает…

Вот мы сейчас с Тёмкой в таком этапе, с 14 до 21, когда у меня есть возможность стать ему лучшим другом. Он даже признался, что никто из его знакомых не откровенничает с родителями о своей жизни. А он откровенничает. И ему это нравится. Самое интересное, что и мне это нравится. Если были периоды, когда казалось, что он мне мешает, и из-за него я многого не успеваю, то сейчас как-то все выстроилось, есть время и на него, и на себя, и на работу.

…Порой тревожит ситуация в стране. Полная вседозводенность и привилегии силовым структурам годика через 3-4 приведут к еще большему «обыдлению» этих групп. Аппетит приходит во время еды… Неприятно чувствовать себя униженным, человеком, от которого ничего не зависит, которого могут осудить непонятно за что и без его присутствия. Я уже молчу о запрете на свободу слова…

Мое твердое убеждение: человек должен жить там, где ему комфортно. Жить в каком-то городе и ругать его — это ужасно. Надо менять город, выбирать то, что подходит, и ехать жить туда. И это не так уж сложно, как думают многие!!! Надо просто поставить себе такую цель и поочередно выполнять этапы ее достижения.

Если сейчас мне становится некомфортно в этой стране (от которой я ничего не видела кроме 25 долларов пособия одинокой мамы), если мои знания, навыки, таланты здесь не востребованы, если я тревожусь за будущее своего сына, то, значит, пришло время искать то место, где нам понравится жить.

Я стала изучать иностранный язык! И не только для тренировки мозгов. Больше пока ничего не скажу, чтоб не сглазить… Я человек далекий от политики, мой дом — моя крепость. Но бывают ситуации, когда в крепости хорошо, а за ее пределы выходить не очень-то хочется… Вот так и у нас сейчас.

Но какие бы внешние события ни происходили, наш настрой несгибаем, мы счастливы, мы сами формируем стиль жизни для себя, и это большое счастье — найти и делать то, что тебе нравится!!! Это и есть внутренняя свобода.

P.S. Помните, я писала не так давно, что пока не могу определиться, чем же именно мне хочется заниматься. Умею-то я многое, и практически всё, за что берусь, у меня получается. Но определиться с выбором трудно. Так вот, несколько дней назад я почувствовала, что нашла себе занятие по душе… УРА! Думаю, моих читателей это тоже в свое время порадует.

Нажимаем кнопочки социальных сетей - это к деньгам!

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу — и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил — это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» — мне просто не верят. Думают, что это бравада.Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») — тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить — может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?) — тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для поступления в «хороший вуз») — это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор — совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект» . Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели — с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок — тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели — например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены «двигать» своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) — тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи — а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы — посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них — довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка — например, русский язык с его запутанными правилами .) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя — используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей . И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия… Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не будет получаться — можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно — тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет «любого» — это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот — успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами — я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: «Тебе хорошо — твои дети такие способные, они хотят учиться… А наших — не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу.» Насчет «способных» детей — спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть «способности», к чему-то — нет. И учатся дома они не потому, что «способные», а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой .

Ярким примером успешных результатов обучения вне школы стало выступление 13-летнего Логана ЛаПланта на знаменитой конференции TEDx. Два года назад американский подросток вышел на сцену Университета Невады и рассказал о том, как он бросил школу, поскольку там, заявил Логан, он не смог бы стать здоровым и счастливым человеком. Помимо того, что речь подростка звучала не хуже презентации любого взрослого спикера конференции, ее содержание было настолько убедительным, что заставило бы даже самых ярых скептиков пересмотреть свои взгляды на альтернативное образование.

Логан ЛаПлант на TEDx. Фото: www.tedxuniversityofnevada.org

Как объяснил Логан, для гармоничного развития человека нужно несколько составляющих - спорт, правильное питание, время на природе, помощь окружающим и сотрудничество, отношения, развлечения, отдых и духовное развитие. И к сожалению, школа часто не уделяет внимания этим вещам, заставляя детей сидеть на уроках и учить то, что им не нравится. Родители Логана отказались от традиционной школы, когда ему было 9 лет. В итоге подросток стал сам изучать школьную программу, но только более интересным и необычным способом, который позже он называл «хакскулингом».

- Как выглядит моя школа? Как большинство детей, я изучаю математику, историю и писательское мастерство. Раньше я не любил писать эссе, потому что учителя заставляли меня рассказывать в них о бабочках и радугах. А я хотел писать о лыжном спорте. К счастью, хорошая подруга моей мамы открыла Детскую горнолыжную академию, где я мог писать, основываясь на своем опыте и своих интересах, задавая вопросы потрясающим экспертам по всей стране. И это развило во мне любовь к писательскому мастерству. Я понял одну вещь: если у тебя есть мотивация, то ты можешь сделать многое за короткое время.
«Взламывать» физику было весело. Мы изучали Ньютона и Галилео, испытывая основные физические явления. Мне очень нравился огромный маятник Ньютона, который мы сделали из шаров бочча. <…> Также для меня очень важно время, которое я провожу на природе. Находясь в тишине и спокойствии, я отключаюсь от реальности. Один день в неделе я провожу полностью на природе. Мы учимся выживать в дикой местности с помощью одного ножа. Мы учимся слушать природу, чуствовать окружение. У меня появилась духовная связь с природой, о существовании которой я и не подозревал. Но самое лучшее - это то, что мы делаем дротики, луки и стрелы, разжигаем огонь и собираем палатки для ночлега.

Концепция «хакскулинга», придуманная Логаном, доступна каждой семье. Правда, есть страны, в которых семейное образование (CO) запрещено: например, в Германии попытка обучать детей дома карается штрафами и может привести к лишению родительских прав. В России же форма семейного образования утверждена законом. Родителям, решившим обучать ребенка самостоятельно, достаточно уведомить местный орган самоуправления о своем выборе. Они имеют право прийти в школу по месту жительства, и по закону школа не может отказать в организации аттестации. Но сдавать экзамены ежегодно не обязанность, а право ребенка, так что хоумскулеры могут до 9 класса не появляться в школе. Ученикам нужно пройти только итоговую аттестацию перед ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Хотя в России и есть законодательная база для обучения вне школы, учителя по-прежнему относятся к такой системе с недоверием и заключать договор с родителями хоумскулеров не спешат. Вот одна из историй о том, как завуч петербургской школы развернула целую кампанию против отца, который из-за частых болезней сына решил обучать его дома:

Отрывок из материала, опубликованного в газете « Бумага »:
- СО - это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь.
Учителя разделились на два лагеря: кто ничего не понял, но помогал, и кто ничего не понял, да и ладно. Первые были готовы бесплатно помочь по любому вопросу, будь то контрольная или помощь с уравнением. Вторые же были решительно против и придерживались «лагеря» завуча. Например, учительница истории сказала, что будет ставить только «хорошо» за работу в тетради, но при этом сказала, что у нее нет времени на какие-то там глупости с личными ответами. С физикой интересно: за нее отвечает завуч, поэтому к нам прикрепили отряд отборных физиков-«завальщиков», которые в итоге смогли нам нарисовать «удовлетворительно» в журнале.
СО - это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость. Если вы обладаете первым, но со вторым проблемы, готовьте или кошелек, или железные нервы. Главное попробовать, опыт никогда еще не был лишним.

С подобными проблемами сталкивается почти каждый родитель, выбравший для своего ребенка семейную форму обучения. Главными и практически единственными источниками информации о СО для родителей по-прежнему остаются группы в социальных сетях, форумы и тематические сайты. Поэтому одна московская мама Оксана Апрельская, встретившись с другой мамой хоумскулера Ларой Покровской, решила запустить журнал «Семейное образование», посвященный сложностям обучения детей вне школы и разнообразию способов, как такую учебу можно огранизовать. Собрав команду из единомышленников, мамы подготовили и сверстали первый номер журнала, и, чтобы отдать тираж в печать, начали сбор средств на сайте Planeta.ru. Всю сумму удалось получить за 12 дней до окончания кампании, и 7 сентября вышел тираж первого номера. Сейчас журнал можно заказать в печатной или электронной версии, а некоторые статьи доступны на сайте semeynoe.com .

Видео: http://planeta.ru/campaigns/semeynoe

Мы поговорили с Оксаной о том, почему людям важно знать о семейном образовании и как она сама учит 8-летнюю дочь Сашу.

Фото с сайта: http://www.semeynoe.com/

Судя по тому, что необходимую сумму для выпуска журнала вы собрали раньше срока, идея оказалась востребованной. Как вы считаете, почему? Неужели так много родителей хотят оставить детей дома и самостоятельно заняться их обучением, забыв про карьеру?

Актуальной тема мне кажется не только потому, что родители видят: массовая школа не справляется с задачей образования и воспитания. Они хотят брать ответственность за детей на себя, а не делегировать их государственной машине. На самом деле причин отказа от услуг государственных школ может быть масса. Примерно столько же, сколько семей хоумскулеров. Можно выделить несколько классов причин: мировоззрение, потребности детей и потребности семьи, возможность регулировать образовательный процесс в соответствии с этими потребностями и взглядами. То есть это тот самых индивидуальный подход, о котором так любят говорить в контексте образования.

Кроме того, семейное обучение не означает конец карьеры. Во втором номере журнала у нас как раз будет большой материал о том, как родители совмещают работу и обучение детей дома.

Вы сказали, что у каждого родителя, выбравшего семейное образование, своя личная причина. Если говорить о вашей семье, почему вы не захотели отдавать свою дочь в школу?

Дело в том, что образовательные цели нашей семьи несколько отличаются от того результата, к которому стремится массовая школа.

Для нас ключевая цель сейчас - поддержка природного любопытства, познавательного интереса ребенка. Поэтому нам не подходит готовая, заранее определенная программа, от которой в рамках общеобразовательной школы если и можно отступать, то лишь условно. Мы хотим научить дочь добывать и анализировать информацию. Поэтому нам не подходят фронтальные уроки, где знания преподносятся либо в упрощенном виде, либо - в слишком концентрированном и готовом виде: ни в том ни в другом случае у ребенка не остается возможности разобраться самому. Мы хотим научить Сашу прислушиваться к себе, искать и находить свои собственные интересы. Поэтому стараемся очень внимательно относиться к ее потребностям, отвечать на все вопросы или искать ответы вместе.

- Где изначально брали информацию о том, как учить ребенка дома?

Информацию черпали в основном из интернета. То ощущение, что мы не одиноки в своем выборе и что семейное обучение - это не такая уже маргинальная тема, как обычно кажется снаружи, я получила на встрече хоумскулеров. А внутреннюю опору нашла в книгах Холта, Иллича и в поддержке мужа, который на самом деле и был инициатором нашей истории с семейным обучением.

- С какими сложностями столкнулись, а какие трудности оказались больше надуманными, чем реальными?

Для меня самой большой сложностью оказалась встреча с собственными ожиданиями и их несовпадением с реальностью. Это частое явление в жизни вообще, но одно дело - быт и работа, а другое - образование ребенка. Оказалось, что я совершенно не была готова к такому повороту. Думала, что у нас будет программа, предметы, два класса за год и так далее. Но первый год хоумскулинга моей дочери Саши показал, что это совсем не нужно ни ей, ни мне. Пришлось как следует поработать над собой, чтобы принять ситуацию, перестать доказывать себе, что Саша не хуже других абстрактных детей. Ведь я это и так знаю! Но привычные паттерны, стремление к сравнению и оцениванию так прочно вбиты в наши головы, что избавиться от них оказалось для меня самым сложным делом. А когда человек разобрался с ожиданиями, надуманными ему начинают казаться все остальные проблемы.

- Когда родителям нужно задуматься о домашнем обучении?

Сложно сказать, когда нужно задумываться о воспитании, об образовании, о жизни, обо всем на свете. Когда придет время выбирать образовательную траекторию, наверное. Рано или поздно такой момент наступает. Кто-то предпочитает совсем не париться и идет в районную школу, кто-то ищет для своей семьи самую лучшую школу из доступных, а кто-то выбирает менее традиционный путь.

Среди наши читателей есть родители малышей, еще не отметивших свой первый день рождения, а есть и родители взрослых школьников, которые ищут свой путь.

- Нужно ли готовить дошкольников к семейному образованию?

Не думаю, что дошкольников как-то готовят к семейному образованию. Хотя Алексей Карпов, папа с девятнадцатилетним опытом семейного обучения своих детей-хоумскулеров, предлагает приучать маленьких детей к организованным занятиям, дисциплине и т.п. Но это лишь один из вариантов. Я не придерживаюсь такого подхода.

На какие вопросы нужно ответить родителям, чтобы понять, что семейное обучение - это модель, которая им действительно подходит?

Мне кажется, самое важное - понять, зачем это нужно вашей семье. Чего вы хотите достичь, к чему прийти. Зачем хоумскулинг маме, папе, ребенку. Определить приоритеты: что важно, что не важно. Поставить цель. Это сильно упрощает жизнь в дальнейшем.

Обычно, когда семья принимает решение оставить ребенка учиться дома, первым делом все бегут искать методики, волшебные средства, которые магическим образом сделают всю школьную работу, но только дома. Такой вариант передачи ответственности уже не школе, а методике.

Но когда понятны цель, задачи и приоритеты, выбор методики уходит на второй план. Если, например, цель - дать способ познания мира, становится неважно, полюбит ли ребенок читать. Этих способов миллион, и чтение не самоцель. Можно слушать аудиокниги или музыку, можно смотреть глазами, щупать руками - это все разные способы познания. А можно бесконечно страдать самим и мучить ребенка, вызывая ненависть к чтению, только лишь потому, что средство - чтение - перепутали с целью.

Но если говорить про конкретные предметы, учебную программу, то как строится семейное образование? Родители сами объясняют ребенку предметы или приглашают репетиторов?

Ваш вопрос объясняется как раз школьным опытом и представлением о том, что познание равно сидению за уроками и сдаче экзаменов. Но хоумскулинг - разный, неодинаковый для всех. Даже в рамках одной семьи сложно говорить о том, как строится день, потому что строится он каждый раз по-разному. Понимаю, что это не то, что вы хотите услышать, но тут вы попали в ту же ловушку, что и многие семьи, которые только начинают внешкольный путь: вы просите технологию, а ее нет. И то, что происходит в нашей семье, скорее всего, не подойдет другой.

Иногда каждый наш день может быть непохожим на другой, а иногда - целая неделя одинаково по-домашнему ленивая. Иногда мы всю неделю ездим по моим рабочим встречам, где Саша либо играет с братом или другими детьми, либо слушает, о чем я говорю с собеседником. И таким образом включается в мою жизнь и работу, знакомится с интересными людьми, видит, насколько разные люди и насколько разными вещами они занимаются. Иногда мы просто сидим дома, я работаю, а дети занимаются своими делами. Мы не нанимаем репетиторов и не обучаем Сашу сами. Обучение происходит без отрыва от жизни, в фоновом режиме: сходить в магазин, приготовить обед (прикинуть стоимость покупок и сдачу, разобраться в пропорциях). Съездить на другой конец Москвы и по дороге обсудить историю метрополитена (топография, история). Посмотреть фильм, почитать книгу, принять участие во «взрослом» разговоре на самые разные темы - от новостей науки до бытовых вопросов - или даже просто послушать его. Это и есть образование, обучение, познание. У нас нет каких-то специально выделенных часов для учебы за столом, рабочих дней или каникул. Мы просто живем, работаем и учимся каждый день друг у друга. Пробовали с помощью онлайн игр осваивать математику и английский, но игры быстро надоедают - жизнь интереснее.

Саша ходит в кружки, которые выбирает сама по своим интересам. Пока это третий год капоэйры (а это не только физическая активность, но и бразильская культура, музыка и португальский язык), второй год робототехники (а это физика, математика, радиоэлектроника: наша роботехника не похожа на кружки лего-конструирования, у нас олдскул, как раньше в домах юных техников, с паяльником и вытачиванием деталей), немного шахмат, и в этом году она заинтересовалась английским языком.

Сколько семей, столько и вариантов семейного обучения. Все зависит от той цели, которую преследует конкретная семья, от возможностей и потребностей. Например, если цель - получить аттестат зрелости без нервов и лишнего напряжения, можно прикрепиться к школе по месту жительства, получить там учебники и брать консультации у учителей. Можно запросто обойтись без репетиторов. Если цель другая, то и средства ее достижения могут быть иными. Можно набрать множество кружков по всем предметам, нанять репетиторов, пойти в семейную «школу» и т.п.

- Все ли семьи могут себе позволить обучать ребенка дома?

Наверное, нет. Если вопрос в деньгах, то семейное образование не дороже школьного. Но зато это очень ответственный выбор. Не каждый родитель решится отказаться от возможности передать львиную долю ответственности за будущее своего ребенка кому-то еще - учителю, завучу, директору, президенту. Ведь в неудаче виноват будешь ты сам, а это, прямо скажем, не очень приятное чувство.

А всем ли детям подходит такая форма обучения? Есть же, например, очень активные дети, которым необходимо контактировать с большим количеством людей, бегать и прыгать на переменах.

Бегать и прыгать можно не только на переменах, и как раз активным детям, как мне кажется, будет сложно 40 минут сидеть без движения, когда можно было бы в это время стоять вниз головой или ходить «колесом». Но на самом деле дети, которые прекрасно себя чувствуют в школе, конечно, есть и их немало.

Мы как раз ратуем за то, чтобы у каждой семьи была информация и возможность выбрать тот вариант обучения и социальных активностей, который подходит именно их ребенку.

Многие боятся, что дети без школы, без сообщества одноклассников, будут асоциальными и не смогут приобрести необходимые навыки коммуникации. Есть ли в реальности такая проблема?

Проблема социализации надумана, а значимость роли школы в этом процессе сильно преувеличена. Большинство взрослых людей ходило в школу, но не обладает необходимыми навыками коммуникации. Все люди разные: кто-то рождается со страстью к общению и мощнейшей харизмой, кто-то замкнут и обществу предпочитает уединение. Нельзя всех людей заставить быть одинаково общительными. И не нужно.

Если снова вернуться к вашему опыту, то как вы оцениваете результаты семейного обучения для Саши? Отличается ли она от своих сверстников, которые учатся в школах? Стала ли она более способна к учебе?

Я перестала сравнивать своего ребенка с другими детьми. И раньше не особо стремилась к этому, а сейчас почти совсем ушла от этой практики, поэтому не знаю. Рискну предположить, что она знает (или не знает) примерно столько же, сколько и ее ровесники. В чем-то лучше, в чем-то хуже. Все люди разные, так и дети тоже разные, и нет смысла пытаться делать из всех сферического гармоничного, разбирающегося одинаково хорошо во всех областях знаний человека в вакууме.

Часть 1.

Написала об этом по просьбе моего друга Саши Иванова. И цель этой статьи – рассказать о том как можно обучаться дома, если вы по разным (любым) причинам не можете ходить в школу. Например, живете в деревне далеко от школы. Или строите свою деревню, экопоселение и хотите обучать своих детей иначе чем в обычной школе, прививая им свои ценности не только дома, но и в образовательном процессе. Или просто ваш ребенок особенный, или ему трудно в школе… И вот ведь штука, оно в определенном смысле и правильно. Если родители способны легко ориентироваться в разных науках, пусть и на школьном уровне, то это великолепный пример образованности для ребенка, он и обучение воспринимает естественнее. Поверьте моему опыту – это возможно!

Для начала расскажу, как мы дошли до жизни такой и почему обучаемся дома.

Мой сын уже три года обучается дома. Но на самом деле это мы с ним учимся, поскольку мне тоже приходится изучать второй раз почти все школьные предметы…

Нелегко мне было принять такое решение – забрать ребенка из школы. Во-первых, очень не хотелось погружаться снова в изучение школьных предметов, прямо до отвращения. Во-вторых, я думала, что это будет отнимать у меня много времени, которое мне нужно для работы и для себя самой.

С другой стороны стоял вопрос о психологическом комфорте сына и о его будущем. К середине четвертого класса у него сформировалось очень негативное отношение к школе и, главное, к учителям. Педагоги стали бить тревогу, когда в его тетрадях вместо классной работы или контрольной работы появилось слово « смерть». Честно говоря, я не очень была удивлена, поскольку он мне все рассказывал. Дома он был совершенно прекрасным ребенком, а все, что касалось школы, наводило на него тоску. Но что делать? Забирать его из школы мне было очень страшно.

Правда говорят, что самое важное для ребенка в первый год обучения, чтобы у него не отбили любознательность и желание учиться. Но у нас как раз получилось именно так. На мой взгляд, учителя у него были хорошие, грамотные, но некоторые из них довольно эмоциональные. И были еще моменты в образовании, которые не всем детям подходят. Да и я переложила ответственность обучения сына на учителей и школу. Считала, что если они в этом специалисты, то у них это должно получаться лучше.

Первый минус школы для нас. Оценки. Возможно, это самый главный минус для моего сына. Поскольку он медленно думает и русский язык ему очень трудно дается, то когда начали ставить оценки, его вера в себя рухнула совсем, потерялся интерес к учебе. Находясь в школьной среде, ребенок всегда будет сравнивать себя с одноклассниками, свои оценки с оценками других. Как бы ни выглядели оценки: смайлики, звездочки, цифры – это все равно оценка, и ребенок это очень хорошо понимает! Есть детки, которых оценка мотивирует, а есть такие, которых она пугает. Вот такие психологические особенности у ребенка. До сих пор он еще не оправился полностью от этого шока. Недавно сказал мне, что ему уже даже нравится учиться, но не нравится сдавать экзамены, поскольку оценка знаний превращает обучение не в изучение, а в погоню за отметкой. И знания, полученные от такой погони, превращаются в тяжелую обязаловку и быстро забываются.


Второй минус школы.
Усредненный подход к обучению детей. Если учителя ориентируются на деток, которые быстрее соображают и запоминают, то остальные отстают и теряют интерес к учебе. А если ориентируются на слабеньких, то отличникам скучно и они тоже могут потерять интерес. Поэтому чаще всего учителя ориентируются на тех деток, кто находится между отличниками и двоечниками. Для моего сынишки после 2 класса уроки проходили, глядя на минутную стрелку часов. Он ничего не понимал из того, что происходило в классе, не понимал, чего от него хотят. А когда приходил домой, то не мог вспомнить, что ему задали и о чем вообще говорили на уроке. Мне нужно было с нуля объяснять ему школьный материал. Это мне не нравилось больше всего, поскольку это было совершенно не рационально. Зачем тогда ему ходить в школу и тратить полдня? А потом еще полдня заниматься дома…

Третий минус школы – большие классы. Минимальное количество человек – 24. Это много для того, чтобы учитель смог уделить каждому достаточно внимания. И тем более, говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку не приходится.

К четвертой четверти четвертого класса учителя сами предложили мне забрать его из школы, чтобы снять стресс у ребенка. Так мы перешли на семейное обучение. Я взяла полную ответственность за образование сына на себя. И оказалось все не так страшно и неподъемно, как мне это виделось раньше.

Нам предстояло подтянуть «хвосты», которые у него были по всем предметам, заполнить знаниями все пробелы в четырехлетнем образовательном марафоне. Первые два месяца домашнего обучения вдохновили нас. За какие-то восемь недель мой ребенок освоил материал русского языка объемом за четыре года. Он не стал лучше писать, нет. Для этого нужно дольше работать. Но он стал понимать, что такое русский язык, о чем этот предмет, для чего он нужен в жизни, и что от него хотела учительница по русскому языку все эти четыре года. Точно также обстояло дело и с другими предметами: математика и естествознание. С английским было сложнее, но уже все то, что он смог освоить за два только месяца подняло его самооценку и вдохновило. Как он мне сказал тогда: «Мама, за два месяца я узнал больше, чем за четыре года.»


В связи с чем, тогда у меня возник вопрос.
А чего дети делают почти по пол дня в школе четыре года подряд, если вся начальная программа может быть освоена ребенком со средними способностями за 2 месяца??? И это притом, что сейчас при поступлении в школу ребенок должен уже читать и считать!!! ЗАЧЕМ???

Сын закончил четвертый класс. Нас ждала программа пятого класса. В этом классе мы сдавали все предметы каждую четверть. И нас вполне устраивал такой режим аттестации. А вот в шестом классе случились изменения в системе образования. Наша директор немного запаниковала и запутала меня, но к началу второй четверти мы разобрались, наконец, с новыми законами и продолжили учиться, но уже сдавали все предметы один раз в год. Конечно, нам пришлось перестроить подход в обучении, но, в целом, теперь нам так даже больше нравится.

Эта короткая история о том, как мы стали учиться дома. А теперь расскажу о том, с чем мы столкнулись при домашнем обучении и как занимаемся сейчас.

Первое, конечно – мне пришлось самой сначала принять и согласиться с тем фактом, что теперь я буду должна проходить школьные предметы заново . Это было самое сложное. Помогла любовь к сыну и желание помочь ему. А когда я начала вникать в то, как строится учебная программа на год и на весь школьный курс, то мне совсем полегчало.

Оказывается,

— по основной части предметов темы повторяются из года в год, обрастая постепенно большим количеством деталей;

— с помощью школьного учебника и интернета можно знать все, что нужно по школьной программе;

— системное обучение с погружением, гораздо легче воспринимается ребенком, чем «кусочное – фрагментарное» растянутое на весь год, как дается в школе.

— один предмет можно освоить за месяц и даже быстрее.

Второе, я поставила для себя задачу научить сына обучаться самому без моей помощи. Это было непросто, поскольку навыка обучаться и, тем более, желания это делать у него совершенно не было. Плюс – природная лень, неумение долго сосредотачивать внимание, страх учителей. Поскольку очень люблю честность, то я ему сразу рассказала о том, что по закону, если он не сможет сдать экзамены за очередной класс, то его вернут в школу. Это его замотивировало. Но больше помогли разные задушевные разговоры. Например, о том, что ему следует обратить внимание не на содержание школьной программы, а на то, что вся эта информация используется в качестве тренажера для развития силы воли, внимания, памяти и других познавательных и полезных в жизни опций. Мы много говорили и говорим о смысле жизни и любви, об отношениях и т.д. А потом, я думаю, что на него повлияла моя увлеченность этим процессом. Часто какая-нибудь тема из школьной программы становится темой для разговора, в котором он может выразить свое мнение, а я могу рассказать, как я это понимаю, чувствую, знаю…

И это стало основой воспитательного и образовательного процесса, если хотите! И сейчас я дорожу такими разговорами, потому что они помогают мне передать знания не только те, что требуют в школе (а они очень консервативны и часто уже не соответствуют реальности и последним научным открытиям), но и показать ему многомерность всего происходящего, научить его видеть глубину любого события. Это для меня повод передать ему духовное знание, которое никогда он не получит в школе. И это, поистине, самое важное обучение! В свои четырнадцать лет, Игорь задает очень глубокие вопросы о смысле жизни, рассуждает о Любви как основе всего, раздумывает над бесконечностью мироздания.

Кроме этого, я постепенно начала увеличивать его зону ответственности за обучение. Поскольку мы начали заниматься дома довольно поздно – с конца четвертого класса – то я считаю наши достижения на данный момент (седьмой класс) внушительны. Сейчас он самостоятельно может, совсем без моей помощи, изучать некоторые предметы. Может спланировать занятия на день и сделать все, что запланировал.

А недавно мы прогуливались, и он рассказывал мне, что стал задумываться о том, чем будет заниматься после школы. Рассказал, какие бизнес-тренинги по интернету смотрел и о чем они были. Я просто несказанно была удивлена!

Третье – планирование учебного процесса. Я планирую вместе с Игорем программу сдачи экзаменов на год. Она висит у него перед глазами, чтобы он мог регулировать свой темп обучения.

Есть предметы, которые требуют регулярных занятий – литература, русский язык, математика, английский. Их мы изучаем параллельно по 4-5 месяцев. Остальные предметы не занимают больше месяца вообще. Освоил – сдал, можно и забыть. В этом году у него появилась физика. Ее мы изучаем уже третий месяц, но думаю, что пора сдавать уже.

Такие предметы, как рисование, труд, музыка сдаются поделками, которые он делает в течение года. Физкультуру мы сдаем в конце года. Он сдает нормативы и устный экзамен.

Вообще, занятия проходят в свободной форме. По некоторым предметам я задаю ему задания, по другим он сам делит количество параграфов на двадцать – двадцать пять дней и готовится сам. В конце я только могу тестировать его и задавать вопросы, проверяя подготовку к экзамену.

Часто подготовка к экзаменам проходит как выполнение тестов, которые мы берем из интернета.

Четвертое – сдача экзаменов. Тут все зависит от преподавателя. Мы прикреплены к такой школе, у которой мало опыта работы с семейниками. И поэтому там нет стандартов. У одних преподавателей итоговое тестирование, у других экзамен по билетам, а кто-то вообще садится и бегло проводит опрос по всем темам за курс. Конечно, было бы удобнее, когда ты готовишь вопросы или прорешиваешь задания, которые ничем не будут отличаться от экзаменационных. Или заполняешь тетрадь с вопросами и тестами за год, что и является показателем знаний. Но у каждого учителя свой взгляд на это, а с ними лучше поддерживать добрые отношения.

Игорь очень волновался раньше перед любой встречей с педагогом, тем более, когда шел на экзамен. Я всегда ходила с ним, как гарант его спокойствия. Сейчас уже большинство предметов он ходит сдавать один. И я рада, что его отношение к учителям постепенно меняется. Он уже видит в учителе не монстра, который мечтает его замучить вопросами, а человека, который хочет помочь ему.

По закону о семейном образовании ребенок имеет право на пересдачу предмета один раз. Если не сдал все равно, то будет хвост на следующий год. Если не сдал два и больше предмета за курс, то оставляют на второй год. У нас пока такого не было и, надеюсь, не будет. Но считаю, что все эти вопросы можно и нужно решать с преподавателями на месте.

Мой опыт общения с учителями показал, что все они хорошие понимающие люди. Да, со своими взглядами и убеждениями, но кто без них? Нам они все три года рассказывают, как необходима школьная среда, общение и система. Что без этого будет трудно в жизни и т.п. И я даже не спорю с ними. Зачем? Их не переубедить, пока они сами не увидят противоположный пример. Лучше поддерживать с ними понимающие отношения.

Пятое – общение. Это недостаток семейного обучения для нас. Да, действительно Игорь мало общается со сверстниками. Он ходит два раза в неделю на теннис (больше никакие секции и кружки ему не понравились), и это – единственное его общение с подростками в течение учебного года. На каникулах он уезжает к бабушке, где у него есть друг детства, и там они не расстаются. Но в городе общения мало. Честно говоря, сначала я переживала по этому поводу, но поговорив с сыном, поняла, что это не настолько критичный для него вопрос. Он общается по интернету с ребятами из других городов, которые разделяют с ним его взгляды и увлечения. А в городе ему пока не пришлось встретить подобного друга. Да и так я вижу, что он легко знакомится и общается. Думаю, что это не повод для переживаний. Но планирую отправить его на какой-нибудь живой тренинг, интересный ему, где он мог бы общаться и знакомиться с разными людьми и своими ровесниками тоже.

Если говорить о среде экопоселения, родовых поместий или деревни, то думаю, что там совершенно не будет возникать проблем с общением, даже если ребенок учится дома. Тем более если организовать общие занятия, о которых я еще напишу.

Шестое – распорядок дня. Это, конечно, штука важная для здоровья. Но у нас распорядок дня сложился стихийно. Мы любим поспать и посидеть до ночи за компьютером, поэтому заниматься Игорь начинает в 10-11 часов. Плюс ко всему у меня маленькая дочка, которой годик, поэтому часто мой распорядок дня зависит от нее.

В день Игорь может заниматься по пять-шесть часов, а если что-то срочное, то и весь день напролет. У нас нет такого понятия как выходные. Отчасти оттого, что у меня самой свободный рабочий график. И часто выходные для всех – для меня являются рабочим днем. Выходные мы можем устраивать спонтанно, в любой день. Дисциплины и порядка нам, конечно, не хватает.

Вообще, то как и чем мы занимаемся дома зависит от многих факторов: самочувствие, настроение, планы на день Игоря, мои планы на день, погода, неожиданности разные… Все это может влиять на выбор предметов, количество заданий, длительности занятий.

Седьмое – информация. Честно говоря, качество и актуальность информации школьных предметов очень сомнительное. Часто об этом говорят сами педагоги. А то, как написаны современные учебники, так это вообще мое вечное удивление! Очень сложно написано и непонятно даже человеку с высшим образованием. Мой ребенок часто вообще не понимает что читает, поэтому мне приходится работать переводчиком. Причем, иногда я сама не могу понять, о чем говорит автор, и поэтому пользуюсь интернетом. Что бы мы делали без него!

История – это вообще песня. Столько раз переписанная, что даже учителя сами относятся с иронией к этому предмету. Историю мы изучаем в двух видах – для школы, чтобы сдать и забыть, и альтернативную, о которой умалчивают.

Литературные требования очень высокие. То количество произведений, которое входит в школьную программу нереально изучить за учебный год. Поэтому все пробегаются по ним очень верхушечно. Нам помогают фильмы по этим произведениям.

Семейное образование или мы учимся дома.

Успех обучения дома, как и в школе, временные затраты на это обучение зависят от способностей вашего ребенка и ваших личных амбиций. У меня нет амбиций по поводу образования сына, и мы изучаем школьные предметы с одной целью – получить аттестат. Все! Поэтому нас устраивает любая оценка, кроме двойки.

Для меня стоит задача куда важнее, чем школьные знания – научить ребенка жить, любить, быть счастливым в любых обстоятельствах, справляться с трудностями самому, достигать поставленных целей, верить в себя и Бога. Быть по-настоящему человеком, развиваться личностно и духовно. А школа и образование – инструмент для этого.

Как бы то ни было, сын свободен выбрать любую форму обучения, которая ему будет интересна. И если он решит вернуться в школу, то пусть возвращается. Теперь уже он мальчик большой, чтобы взять на себя решение таких вопросов и самостоятельно двигаться дальше.

Киселева Татьяна.