Егэ по истории гущин. Демонстрационные варианты ЕГЭ по истории (11 класс). Все даты по истории России в хронологическом порядке

2. Российская империя в начале 20 века: политическое, экономическое положение; политические партии.

3. Первая российская революция 1905-1907 гг.

Россия во второй половине XIX века.

Рубежом первой и второй половины XIX в. стала Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. Николай Первый умер в 1855 г. Его преемником стал Александр Второй , царь-Освободитель (1855-1881). Александр Второй был старшим сыном царя, его готовили к занятию престола. Под руководством В.А.Жуковского он воспитывался в духе возвышенных духовных и нравственных интересов, получил прекрасное образование, знал пять языков, военное дело, в 26 лет стал «полным генералом». По окончании обучения путешествовал по России и многим европейским странам. Он имел широкий кругозор, острый ум, изысканные манеры, был обаятельным и добрым человеком. Его отличали либеральные взгляды. Николай Первый ввел его в Госсовет и комитет министров, поручил руководство Секретных комитетов по крестьянскому делу. Ко времени вступления на престол он был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Александр Второй стал инициатором реформ, поставивших Россию на путь капитализма . Главной причиной реформ стало поражение в Крымской войне. Война показала степень отсталости русской рекрутской армии и парусного флота, вооружения от массовых армий европейских стран, нового типа судов и оружия. Для преодоления нового, унизительного положения России на мировой арене необходимо было преодоление отсталости в военной сфере и сфере экономической, что невозможно было без реформ. Другими причинами стали растущие выступления крестьян, сочувствие царя к крестьянам под впечатлением тургеневских «Записок охотника», и система воспитания, разработанная для царевича Жуковским.

Первой и наиболее значимой стала аграрная реформа 1861 г . Ее подготовка заняла около 6 лет. В 1856 г., выступая перед московским дворянством, царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Разработку плана освобождения крепостных с 1857 г. осуществлял секретный комитет, работу возглавил сам царь. В ответ на обращение литовских дворян Александр Второй объявил рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, разрешавший в 3-х губерниях создать комитеты для разработки проектов освобождения крестьян. В 1858 г. создается Главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством министра внутренних дел С.С.Ланского и губернские комитеты. В 1859 г. создаются Редакционные комиссии для рассмотрения проектов, представленных губернскими комитетами. Разрешена была публикация и обсуждение любых предлагаемых проектов освобождения крестьян. В основу реформы был положен план историка государственной школы К.Д. Кавелина. В январе 1861 г. проект реформы был передан Главным комитетом в Госсовет и утвержден царем. 19 февраля 1861 г. Александр Второй подписал Манифест об освобождении крестьян «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» , куда вошли документы о порядке осуществления реформы на местах. Бывшие частновладельческие крестьяне поступали в сословие свободных сельских обывателей и получали гражданские, экономические права.Основные направления реформы : освобождение крепостных от личной зависимости; наделение их землей за выкуп; сохранение у помещиков не менее 1/3 земли, которой они владели до реформы; надельная земля передавалась в собственность крестьянской общины; предоставление государством кредитов крестьянам для совершения выкупной операции. Землей наделялись только крестьяне, другие категории крепостных освобождались без наделов. Размер наделов определялся в губерниях разных районов от 3-х до 12 десятин; если крестьянин соглашался на надел, равный ¼ положенной нормы, он ему давался бесплатно. Помещик имел право урезать размер ниже минимальной нормы, если у него при соблюдении норм осталось бы меньше 1/3 земли, которой он владел до реформы. Выкупной акт фиксировался в уставной грамоте , заключаемой между помещиком и крестьянином, в ней фиксировалось расположение участков, входивших в надел, их размеры, цена, виды выплат и др. До составления уставной грамоты между крестьянином и помещиком устанавливались временнообязанные отношения. Помещик обязан был предоставлять крестьянину землю в пользование, а крестьяне – выполнять какие-либо работы, платить оброк, т. е. связь между ними не прекращались. Для помощи сторонам в составлении уставных грамот и решения каких-либо спорных вопросов был создан институт мировых посредников . Крестьянин сразу должен был уплатить помещику 20-25% стоимости надела, оставшиеся 75-80% государство предоставляло крестьянам в виде ссуды, которая давалась на 49 лет, погашалась ежегодными платежами крестьян с начислением 6 % годовых. Крестьяне должны были объединяться в сельские общества . В них вводилось самоуправление : дела решались на сельских сходах, исполняли решения сельские старосты, избираемые на три года. Сельские общества одной местности составляли сельскую волость, ее делами ведало собрание сельских старост и особые выборные от сельских общин. Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество. Крестьянин, не желавший выкупать землю и оставаться на прежнем месте жительства, не мог бросить свой надел и уехать без согласия общества. Такое согласие давалось с трудом, т.к. общество было заинтересовано в выкупе как можно большей площади земли. Проведение реформы шло очень медленно. При заключении выкупных актов в черноземных и нечерноземных губерниях преобладали отрезы земли у крестьян, в степных – прирезы. После смерти Александра Второго его преемник в декабре 1881 г . издает Закон о прекращении временнообязанных отношений крестьян с помещиками и об обязательном выкупе земельных наделов . Он вступил в силу с 1 января 1884 г., к тому времени временнообязанные отношения сохранились у 11-15% крестьян. Закон немного снижал сумму выкупных платежей (в Великороссии – на 1 руб. с душевого надела, на Украине – на 16%). Закон вступал в силу с 1884 г. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк , предоставлявший крестьянам ссуды под залог имущества с 6,5% годовых. При просрочке платежей наделы продавались с торгов, это привело к разорению многих крестьян. В 1885 г. был образован Дворянский земельный банк для поддержки землевладельцев в условиях капиталистического развития, кредиты выдавались под 4,5% годовых. Действие аграрной реформы 1861 г. распространялось на помещичьих крестьян 47 губерний России. В отношении других категорий зависимого крестьянства, на удельных и государственных крестьян подобная реформа была проведена в 1863 и 1866 гг. Для окраинных областей – еще позже, на основе особых «Положений» и на более выгодных условиях. В наиболее благоприятных условиях по сравнению с центральными губерниями оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия и особенно Польша . В Польше (1864 г.) крестьяне получили наделы без выкупа, им даже прирезали часть помещичьей земли, отобрав ее у шляхты, принимавшей в восстании 1863-1864 гг. В худшем положении оказались крестьяне Грузии , у которых было отрезано более 40% земли. На Северном Кавказе крестьяне лишились почти всей земли и заплатили значительную сумму за личное освобождение. В России аграрная реформа была проведена в основном по прусскому варианту, обеспечившему медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Несмотря черты ограниченности, эта реформа имела исключительное значение . Исчезла личная зависимость, почти рабское положение миллионов населения страны. Появился рынок рабочей силы. Активно стал развиваться капитализм.

Земская реформа была проведена по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. В ряде губерний России вводились уездные и губернские земства – общественные органы местного самоуправления . Главной причиной их создания была необходимость обустроить жизнь пореформенной деревни в условиях, когда немногочисленный административный штат на местах оказался не в состоянии справиться с проблемами своими силами. Правительство отдало дела «менее значительные» общественным органам местного самоуправления. Первоначально земства создавались в 7 губерниях, затем число их постоянно увеличивалось, вплоть до ликвидации этих органов советской властью. Компетенция земств : страхование хозяйств, создание запасов продовольствия и семян, обеспечение пожарной безопасности, создание системы здравоохранения и начального, оказание ветеринарной помощи, борьбы с эпидемиями, агрономической помощи, забота о состоянии путей сообщения, строительство дорог, мостов, забота о работе почты, телеграфа, о хозяйственном обеспечении тюрем и богоугодных заведений, помощь в развитии местной промышленности и торговли. Для своей деятельности земствам было разрешено облагать население уездов сборами и повинностями, создавать земские капиталы, приобретать имущества. Земства имели исполнительные и распорядительные органы . Распорядительные органы – уездные и губернские земские собрания , во главе их, как правило, стояли, как правило, губернские и уездные предводители дворянства. Исполнительные органы – уездные (председатель и 2 члена управы) и губернские (председатель и 6-12 членов управы) земские управы , председатели их избирались. Председатель губернской земской управы утверждался министром внутренних дел, уездной – губернатором. Буржуазное содержание земской реформы заключалось в том, что представители земств избирались населением на срок в 3 года . Избиратели разделялись на 3 курии (группы) по имущественному цензу. 1-ую курию составляли крупные землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин и собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимости стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Среди городских избирателей была представлена крупная и отчасти средняя буржуазия. 3-ю курию представляли крестьянские общества, в их сходах для выборов в земства участвовали только землевладельцы, имевшие не менее 10 десятин земли или соответствующего дохода с др. имущества. Для 1-й и 2-й курии выборы были прямыми, для 3-й ступенчатыми: на сельских сходах избирались выборщики, которые на волостных собраниях избирали выборщиков, избиравших гласных. Выборы в губернское земское собрание происходили на уездном земском собрании. Число гласных, подлежащих избранию, распределялось так, что обеспечивалось преобладание представителей от землевладельцев. Слабость положения земств проявлялась в отсутствии общероссийского центрального органа, координирующего их деятельность, у них был ограниченный бюджет, не имели права опубликовывать отчеты о своих заседаниях без разрешения, им было запрещено заниматься политической деятельностью. Кроме того, после земской контрреформы 1890 г. они были поставлены под мелочный контроль местной администрации и вынуждены были ежегодно отчитываться перед губернскими властями о расходах, обосновывать испрашиваемый бюджет на следующий год. Несмотря на все запреты, земства стали устраивать съезды своих представителей, где обменивались, издавали ведомости, а постоянно общаясь с крестьянами, заботясь о нуждах малоимущих, представители земств проникались сочувствием к ним и в начале 20 века появилось новое общественно-политическое течение - земский либерализм. Значение деятельности этих органов превзошло ожидаемые результаты. Они не только добросовестно исполняли возложенные на них функции, но и выходили за их рамки, например, устраивали училища для подготовки учителей для земских школ, направляли подающих надежды крестьянских детей для обучения в вузах, создали постоянно пополняющийся штат земских агрономов, опытные поля, выставки техники и др.

Городская реформа по «Городовому положению 16 июня 1870 г .» предусматривала создание в городах всесословных органов самоуправления , представители которых избирались от населения, платящего налоги и выполняющего повинности. Для участия в выборах городское население делилось на 3 курии по имущественному признаку: крупные, средние и мелкие собственники. Каждая курия избирала по 1/3 гласных в городскую думу - распорядительный орган. Срок их полномочий 4 года . Состав городской управы (постоянно действующего исполнительного органа) избирали гласные думы из своей среды. Они же избирали городского голову , руководившего управой, его кандидатура утверждалась губернатором или министром внутренних дел. Компетенция городских органов самоуправления, принципы деятельности, отчетность и др. были сходны с земскими. Их деятельность контролировало «губернское по городским делам присутствие» под председательством губернатора.

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной из либерально-буржуазных реформ XIX в. Указ о ней и «Новые судебные уставы» были утверждены царем 20 ноября 1864 г. Необходимость перестроить судебную систему была вызвана, в первую очередь, отменой крепостного права и ликвидацией феодального суда. Принципы новой судебной системы: бессословность, гласность, состязательность судебного процесса, введение института присяжных заседателей, независимость и несменяемость судей. Вся страна была разделена на судебные округа и на мировые участки , границы их не совпадали с административными во избежание давления на судей со стороны администрации. Мелкие гражданские и уголовные дела рассматривал мировой суд , кассационные дела рассматривал съезд мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами по спискам, одобренным губернатором, и окончательно утверждались Сенатом. Судью нельзя было уволить, переизбрать за исключением случаев совершения им преступления; однако можно было перевести его в другой округ. Главной структурной единицей новой судебной системы стал окружной суд с уголовным и гражданским отделениями. Дела рассматривали судьи: председатель и члены суда, назначаемые правительством. По наиболее важным делам в состав суда входили председатель, члены суда и присяжные заседатели, привлекаемые по жребию из благонадежных граждан округа. Слушание дела проходило в присутствии обвиняемого (ответчика) и потерпевшего (истца), его защитника-адвоката обвинителя-прокурора. Прокурор и адвокат проводят судебное следствие, на основании которого присяжные выносят вердикт (после тайного совещания) о виновности или невиновности подсудимого, на основании этого суд выносит приговор, назначая меру наказания или освобождая подсудимого. Разбирательства по гражданским искам проходили без присяжных. Кассационные дела рассматривала судебная палата (9-12 окружных судей), высшей судебной инстанцией являлся Сенат и его департаменты на местах. Бессословность суда изначально была нарушена существованием особых систем судов для ряда категорий населения. Для крестьян существовал особый волостной суд ; особый суд – консистория – для духовенства; дела высших чиновников рассматривал непосредственно Сенат ; для военных было несколько судов (трибунал, военно-полевой суд, полковой суд ); для политических процессов вводились военные суды, особые присутствия при Сенате и карательные меры в административном порядке (без суда).

До судебной реформы, в 1863 г ., были отменены телесные наказания для непривилегированных сословий, за исключением крестьян (сохранялись розги по приговорам волостных судов), ссыльных, каторжан и штрафных солдат (розги).

Военные реформы активно проводились в 1862-1884 гг., их начал военный министр Д.А.Милютин. Упрощена была структура военного министерства, отделы укрупнялись. Страна была разделена на военные округа, во главе с командующими округами , отвечавшими за все дела (снабжение, комплектование, подготовка, др.), ему подчинялись воинские части округа. С 1863 г. часть солдат увольняют в бессрочный отпуск, не дожидаясь окончания 25-летнего срока службы, они составили запас. В 1874 г . был принят новый воинский устав , вводилась всеобщая воинская повинность, рекрутские наборы отменялись . Мужчины всех сословий, достигшие 20-21 года, обязаны были проходить действительную 6-летнюю службу в сухопутных войсках и 7-летнюю в военно-морском флоте, затем увольнялись в запас на 9 лет и на 3 г. соответственно. При большой численности населения России на службу призывались по жребию, остальные составляли ополчение и проходили военные сборы. От обязательной службы освобождались единственные кормильцы в семье, лица с образованием, врачи, учителя школ и гимназий, артисты императорских театров, железнодорожники, духовники, а также «инородцы» как неблагонадежные. На 5 лет отсрочивался призыв лиц, начавших коммерческую деятельность. Для подготовки кадров офицеров вводилась сеть новых учебных учреждений. Кадетские корпуса, кроме Пажеского, Финляндского и Оренбургского были закрыты, вместо них создавались военные училища (6 училищ с 3-летним обучением), их выпускники получали звание подпоручика. Контингент для училищ готовили военные гимназии (18 гимназий с 7-летним сроком обучения) и прогимназии (8 с 4-летним обучением). В 1882 г. все они были вновь преобразованы в кадетские корпуса , но на основе соединения программ гимназий и военных училищ. Для получения высшего военного образования были созданы военные академии и морское училище . В академию принимались лица, окончившие военное училище и прослужившие в армии не менее 5 лет. В 1884 г. были созданы юнкерские училища с 2-летним обучением, туда принимались солдаты, проявившие способности к службе и окончившие срок действительной службы, выпускникам не присваивалось офицерское звание, его получали по месту службы при вакансии. В пехоте офицеры-дворяне составляли 46-83%, во флоте – 73%. Было проведено перевооружение армии. В результате реформ армия стала более подготовленной профессионально, имела большой запас, более эффективной стала система руководства.

Были проведены реформы в сфере образования и цензуры . По «Положению» 1864 г. начальные народные училища могли открыть общественные организации и частные лица (с разрешения правительственных органов), руководство делом обучения (программы, др.) осуществлялось чиновниками, советами училищ и советами директоров и инспекторов училищ; учебный процесс был строго регламентирован (инструкциями и др.). Обучаться имели право дети всех сословий, чинов и вероисповеданий. Но в гимназиях существовала высокая плата за обучение. Классические гимназии с 7-летним сроком обучения (с 1871 г. – с 8-летним) готовили обучающихся к поступлению в университеты в основном для подготовки кадров чиновников. Реальные гимназии (позже – реальные училища) с 6-летним курсом призваны были готовить кадры для промышленности и торговли, их выпускникам был открыт доступ высшие технические учебные заведения, в университеты они не принимались. Разделение средней школы на два типа было ориентировано на обучение в классических училищах детей дворян и чиновников, в реальных – детей буржуазии. Введением женских гимназий положено начало женскому среднему образованию . В университеты женщины не допускались. В сфере высшего образования произошли значительные изменения. В 1860-х-1870-х гг. были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Гельсингфорсе (Финляндия), Петровская сельскохозяйственная академия в Москве, Политехнический институт в Риге, институт сельского хозяйства и лесоводства в Александрии (Украина), высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. В 1863 г . был введен новый Устав университетов , восстанавливающий их автономию. Непосредственное руководство университета поручалось совету профессоров, избиравшему ректора, деканов и новый профессорско-преподавательский состав. Но за деятельностью вузов осуществлялся надзор со стороны министра образования и попечителей учебного округа. Студенческие организации не разрешались. В 1865 г . вводились «Временные правила о печати» , отменявшие предварительную цензуру для периодики и книг небольшого объема, издаваемых в столичных городах.

На царя-Освободителя участниками революционных организаций совершено несколько покушений. После взрыва бомбы в Зимнем дворце Александр Второй создает для руководства страной Верховную распорядительную комиссию во главе с графом М.Т.Лорис-Меликовым, назначенным министром внутренних дел. Это получило название «диктатуры Лорис-Меликова», «диктатуры сердца» . Лорис-Меликов активно боролся с терроризмом, упразднил Третье отделение, показавшее свою несостоятельность, и создал вместо него Департамент полиции, входивший в структуру Министерства внутренних дел. Из правительства были удалены министры-консерваторы, на место заняли сторонники реформ, тогда же обер-прокурором Синода стал консерватор, апологет самодержавия К.П.Победоносцев. Была ослаблена цензура, царь поручил Лорис-Меликову разработку программы реформ на ближайшие годы. Проекты были подготовлены (Конституция Лорис-Меликова) , но не были проведены в жизнь. 1 марта 1881 г. Александр Второй был убит народовольцами.

На престол встал его Александр III, царь-Миротворец (1845-1894 гг., император с 1881 г.). Его не готовили к царствованию, он занял трон вследствие смерти старшего брата. Он получил образование, соответствующее положению Великого князя, был старательным учеником и воспитанником, был не глуп, но и не обладал остротой ума, более других предметов любил военное дело. Грубоватый, простоватый и неприхотливый в повседневной жизни, он правил, словно «исполняя обязанности царя» с присущей ему добросовестностью. За время его правления Россия не участвовала с войнах. Царь считал, что страна должна заняться внутренними проблемами. По убеждениям он был консерватором, сторонником «незыблемости самодержавия», о чем было заявлено в Манифесте 29 апреля 1881 г., разработанном Победоносцевым. Он отклонил прошение о помиловании первомартовцев.Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам , направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все министры-сторонники реформ, кандидатов на их места подбирал Победоносцев.

Раньше других началась судебная контрреформа . В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия »: губернаторам предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г. В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде . Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором. Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства . В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжительности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.

Контрреформы были проведены и в области просвещения и печати . В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати », по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек . С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви . Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г . был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях »), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г . был издан новый университетский устав . Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.

Правительство ограничило земское и городское самоуправление . С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа . Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.

В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу. В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте , именно он в конце XIX в. осуществлял руководство экономической политикой, а с начала ХХ в. – всеми сферами деятельности правительства. С.Ю. Витте дворянин по рождению, окончил Новороссийский университет. Сделал блестящую карьеру на государственной службе. Прошел путь от служащего канцелярии одесского губернатора, мелкого служащего перспективной железнодорожной отрасли, до министра путей сообщения (с 1882 г.), министра финансов (с 1882 г.), председателя Кабинета министров (с 1903 г.) и председателя Совета министров (1905-1906 гг.). Его отличали острый ум, независимость суждений, отсутствие подобострастия и щепетильности, не изысканные манеры. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте : сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; занять прочные позиции на рынках Востока; создание прочного среднего слоя хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны ». Германия повысила пошлины на зерно, что противоречило интересам русских экспортеров, в интересах которых были изменены внутренние железнодорожные тарифы. На западных линиях они снижались, что облегчало вывоз; на южных и восточных повышались с целью не допустить ввоз в центр дешевого хлеба из Поволжья и Северного Кавказа. В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией . В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля , а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение , что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность , распространения иностранных концессий , т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство. Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте ». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию , дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом , добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной. В 1897 г . в России была впервые проведена всеобщая перепись населения , численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России : было построено рекордное количество железнодорожных линий, стабилизирован рубль, поднималась индустрия, Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей.

Россия во второй половине XIX века

18 февраля 1855 г. после смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) прошло под знаком глубокой модернизации российского общества. 19 февраля 1861 г. был обнародован Манифест о ликвидации крепостного права и утверждены законодательные акты, составившие «Положение о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости». В 1864 г. введены земское самоуправление (постепенно, в 34 губерниях Европейской России), суд присяжных и адвокатура, в 1870 г. — городское самоуправление, в 1874 г. — всеобщая воинская повинность.

В 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Оно было подавлено. В 1864 г. России удалось завершить Кавказскую войну, продолжавшуюся 47 лет. Присоединение к России в 1865-1876 гг. значительных территорий Средней Азии поставило царскую администрацию перед необходимостью организовать управление удалённой инокультурной окраиной.
Реформы 1860-1870-х гг. привели к резкому росту экономики и особенно — индустрии. Наиболее заметным аспектом этого роста стал «железнодорожный бум» второй половины 1860-х-начала 1870-х гг., в ходе которого были построены важнейшие магистрали: Москва-Курск (1868 г.), Курск-Киев (1870 г.), Москва-Брест (1871 г.).
В середине XIX в. Россия была сельскохозяйственной страной, крупнейшим производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции. По условиям отмены крепостного права крестьяне должны были выкупать свои земельные наделы. «Выкупные платежи» тяжелым бременем ложились на сельские общества и нередко растягивались на долгие годы, что вызвало более 1 300 массовых выступлений крестьян, из них более 500 были подавлены с применением силы. Общинное землепользование (невозможность распоряжаться своими наделами) и малоземелье вызывали недовольство крестьян и сдерживали рост численности рабочего класса, а отсутствие социальных гарантий со стороны государства вело к усилению эксплуатации рабочих.

Широкое распространение в обществе в это время получили идеи В. Г. Белинского (1811-1848 гг.), А. И. Герцена (1812-1870 гг.) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889 гг.), считавших, что идеальное государственное устройство может утвердиться лишь на принципах распространения привычных русской деревне общинных порядков на всё общество. Средством переустройства общественной жизни им виделось всеобщее крестьянское восстание. Для подготовки этого всероссийского крестьянского мятежа революционная молодежь попыталась наладить пропаганду своих идей среди крестьян («хождение в народ» в 1874-1875 гг.), но в крестьянской среде наивно-монархические настроения были еще очень сильны. Часть молодежи ошибочно полагала, что убийство царя автоматически вызовет развал госаппарата, что облегчит революцию. Уже в 1866 г. произошло первое покушение на Александра II, а в 1879 г. возникла тайная организация «Народная воля», поставившая своей задачей террор против видных сотрудников царской администрации, а в качестве высшей цели — цареубийство. 1 марта 1881 г. Александр II был убит «народниками», но крестьянской революции не произошло.

Царем стал сын Александра II — Александр III. Для его правления (1881-1894 гг.) были характерны охранительные тенденции. Новый монарх стремился всячески укрепить государственный аппарат и повысить управляемость страной. Для этого он пошел на частичное свёртывание преобразований, которые были проведены Александром II. В историографии этот период получил название «период контрреформ» . В уездах появились земские начальники (дворяне), управлявшие крестьянскими делами; в губерниях были учреждены охранные отделения для борьбы с революционным движением. Права земского самоуправления были существенно ограничены, а выборная система изменена с целью обеспечить преобладание в земских органах делегатов от помещиков. Реакционные изменения были внесены в судебное и цензурное дело. С другой стороны, администрация Александра III стремилась выступать в роли социального арбитра. Правительство вынуждено было принять законы, ограничившие эксплуатацию рабочих. В 1883 г. была отменена подушная подать.

Александр III умер в 1894 г. На престол вступил его сын Николай II, который как и отец боролся против либеральных тенденций и был последовательным сторонником абсолютной монархии, что, впрочем, не мешало ему благосклонно относиться к тем или иным новациям и преобразованиям, если они носили тактический характер и не затрагивали основ самодержавия. В частности, в правление Николая II (1894-1917 гг.) были введены золотое обеспечение рубля и государственная винная монополия, что существенно оздоровило финансы страны. Транссибирская железная дорога, строительство которой было завершено в те годы, связала дальневосточные рубежи с центральными регионами России. В 1897 г. была проведена Первая Всероссийская перепись населения.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости способствовало бурному развитию капитализма: появлению большого числа промышленных и торговых предприятий, банков, строительству железных дорог, развитию сельскохозяйственного производства. К концу XIX в. численность рабочих возросла вдвое и достигла 1,5 млн человек. В 1879-1900 гг. удельный вес крупных предприятий вырос с 4 до 16% т. е., в 4 раза, рабочих на них — с 67 до 76%.

Рост численности пролетариата сопровождался появлением первых революционных рабочих организаций. В 1883 г. Г. В. Плеханов (1856-1918 гг.) и его соратники в Женеве объединились в группу «Освобождение Труда», положившую начало распространению марксизма в России. Группа разработала программу русской социал-демократии, окончательной целью которой провозглашалось создание рабочей партии, свержение самодержавия, захват политической власти рабочим классом, передача средств и орудий производства в общественную собственность, устранение рыночных отношений и организация планового производства. Издания этой группы распространялись в России в более чем 30 губернских центрах и промышленных городах.
В России стали возникать марксистские кружки (к концу XIX в. их было около 30). В 1892 г. в Самаре начал революционную деятельность В. И. Ленин (Ульянов, 1870-1924 гг.) . В 1895 г. совместно с участниками марксистского кружка студентов-технологов (С. И. Радченко, М. А. Сильвин, Г. М. Кржижановский и др.) и петербургскими рабочими (И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов, Б. И. Зиновьев и др.) Ленин создал в Санкт-Петербурге организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» , который вскоре был разгромлен полицией, а Ленину пришлось эмигрировать.

В 1898 г. в Минске состоялся съезд представителей петербургского, московского, киевского, екатеринославского «союзов борьбы» и Бунда (партии еврейского пролетариата). Съезд провозгласил создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК). По поручению съезда ЦК издал Манифест РСДРП , в котором кратко были поставлены демократические и социалистические задачи российского пролетариата и его партии. Однако партия еще не имела программы и устава, ее местные комитеты находились в состоянии идейного и организационного разброда.
В 1855 г. Курильские острова были официально включены в состав России. Присоединение Приамурья и Приморья было оформлено Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами с Китаем. По Айгунскому договору не разграниченные земли по левому берегу Амура были признаны владением России, а по Пекинскому к ней отошло Приморье (Уссурийский край). В 1875 г. остров Сахалин перешел к России, а Курильские острова — к Японии.
В 1867 г. из присоединенных владений Кокандского ханства и Бухарского эмирата было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. к России были присоединены Самаркандский и Ката-Курганский округа Бухарского эмирата, который признал протекторат России. В 1869 г. был образован Закаспийский военный отдел с центром в Красноводске. После 1881 г. была образована Закаспийская область с Центром в Асхабаде. По соглашению с Великобританией (Англией) 10 сентября 1885 г. была установлена граница России с Афганистаном, а в 1895 г. — граница на Памире.
Весной 1875 г. вспыхнуло восстание в турецких владениях России на Балканах. Сербы обратились за помощью к русскому правительству, которое потребовало от Турции заключить с сербами перемирие. Отказ турок вызвал русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Летом 1877 г. русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию.

Однако сил для решительного наступления не хватало. Выдвинутый на юг отряд генерала Гурко занял Шипкинский перевал на Балканском хребте, но не смог продвинуться дальше. С другой стороны многочисленные попытки турок сбить русских с перевала так же не увенчались успехом. Особенно опасным стало опоздание русских с занятием Плевны на западном фасе задунайского плацдарма. Турецкие войска первыми достигли этого стратегически важного пункта и закрепились в нём. Три крайне кровопролитных штурма 8 (20), 18 (30) июля и 30-31 августа (11-12 сентября) 1877 г. не увенчались успехом. Осенью русские заняли укрепления Телиш и Горный Дубняк, окончательно блокировав Плевну. Пытаясь поддержать окружённую крепость, турки предприняли контрнаступление сразу и от Софии, и на восточном фасе плацдарма. На софийском направлении турецкое контрнаступление было отражено, а Восточный фронт русского расположения был прорван, и лишь отчаянная контратака русских войск, смявшая турецкие порядки под Златарицей, стабилизировала фронт. Исчерпав возможности к сопротивлению, после неудачной попытки прорыва, плевенский гарнизон капитулировал 28 ноября (10 декабря) 1877 г. Зимой 1877-1878 гг. в неимоверно тяжёлых погодных условиях русские войска форсировали Балканский хребет и нанесли туркам решающее поражение при Шейново. 3-5 (15-17) января 1878 г. в сражении под Филиппополем (Пловдивом) была разбита последняя турецкая армия, а 8 (20) января русские войска заняли Адрианополь без всякого сопротивления. По Берлинскому трактату 13 июля 1878 г. Южная Бессарабия, Батум, Карс и Ардаган были присоединены к России.
Направления в литературе и искусстве, сложившиеся в первой половине XIX в., получили своё дальнейшее развитие и во второй половине XIX в. - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. представляли собой настоящий переворот, следствием которого были кардинальные изменения в социальной, государственной и всей народной жизни, что не могло не отразиться и на развитии культуры. Произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и возможности их удовлетворить. Существенно расширился и круг лиц интеллигентного труда, носителей культуры. Немаловажное значение имел также и научно-технический прогресс, который служил и факторам, и показателем развития культуры.

Начало XX в. — это «Серебряный век» русской культуры , в первую очередь в сфере литературы и искусства. Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. В России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран (телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль и др.), достижения точных наук; получили широкое распространение в литературе и искусстве различные направления. А общемировая культура существенно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. Выступления русских композиторов, оперных певцов, мастеров балета проходили в прославленных театрах Италии, Франции, Германии, Англии, США.
В русской литературе второй половины XIX в. особенно яркое изображение получили темы народной жизни, различные общественно-политические течения. На это время приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. В 1880-1890-е гг. в русской литературе выделяются А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский. Традиции критического реализма, присущие этим писателям, нашли своё продолжение и развитие в творчестве пришедших в литературу в начале XX в. писателей нового поколения — А. М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные кружки и объединения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений. К объединениям символистов (создателей и теоретиком русского символизма был поэт В. Я. Брюсов) принадлежали К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. Белый, А. А. Блок. Противоположное символизму направление, акмеизм возник в русской поэзии в 1910 г. (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам). Представители другого модернистского течения в русской литературе и искусстве — футуризма — отрицали традиционную культуру, её моральные и художественные ценности (В. В. Хлебников, Игорь Северянин, ранний В. В. Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве оставались главными центрами русской театральной культуры во второй половине XIX в. — начале XX в. В репертуаре Малого театра ведущее место занимали пьесы А. Н. Островского. Среди актеров Малого театра выделялись Пров Садовский, Сергей Шумский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин и др. На сцене Александринского театра блистали Мария Савина, Владимир Давыдов, Полина Стрепетова.
В 1860-1870-е гг. стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1898 г. в Москве К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, а в 1904 г. в Петербурге В. Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр.
Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства . Большую роль в развитии и организации музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Н. Г. Рубинштейн стал инициатором создания Московской консерватории (1866 г.).
В 1862 г. в Петербурге образовался «Балакиревский кружок» (или по словам В. Стасова «Могучая кучка»), куда входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Оперы Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов», Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка» и «Царская невеста» — это шедевры русской и мировой музыкальной классики. Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский (1840-1893 гг.), расцвет творчества которого приходится на 1870-1880-е годы. П. И. Чайковский — крупнейший создатель симфонической, балетной и оперной музыки (балеты «Лебединое озеро» , «Щелкунчик», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» и др.). Чайковским написано свыше ста романсов, преимущественно по произведениям русских поэтов.
В конце XIX-начале XX вв. в русской музыке появилась плеяда талантливых композиторов: А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин. С помощью богатых меценатов возникают частные оперы, среди которых широкую известность получила частная опера С. И. Мамонтова в Москве. На её сцене в полной мере раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

В русской живописи господствующее положение занял критический реализм, основной темой которого стало изображение жизни простого народа, прежде всего крестьянства. В первую очередь эта тема нашла своё воплощение в творчестве художников-передвижников (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. Н. Суриков, В. Г.Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясодоев, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан). Выдающимся представителем русской батальной живописи был В. В. Верещагин, крупнейшим художником-маринистом — И. К. Айвазовский. В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства», в которое вошли А. Н. Бенуа, Д. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь.
Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и технических новинок способствовали возведению сооружений, характерных для индустриального развития страны: заводских корпусов, железнодорожных вокзалов, банков, торговых центров. Ведущим стилем становится модерн, наряду с которым возводились здания древнерусского и византийского стиля: Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. Н. Померанцев), здания Исторического музея в Москве (арх. В. О. Шервуд) и Московской городской Думы (арх. Д. Н. Чичагов) и др.
Значительным событием в общественной и культурной жизни стало открытие памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 г., скульптор А. М. Опекушин), Среди выдающихся скульпторов этого времени выделяются: М. М. Антакольский, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.

Успешно развивалась наука . С именем великого учёного Д. И. Менделеева (1834-1907гг.) связано открытие Периодической системы элементов; исследования И. М. Сеченова в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов; И. И. Мечников создал учение о защитных факторах организма, что легло в основу современной микробиологии и патологии.
«Отец русской авиации» Е. Н. Жуковский заложил основы современной аэродинамики, изобрёл аэродинамическую трубу и в 1904 г. основал Аэродинамический институт; К. Э. Циолковский заложил фундамент теории движения ракет и реактивных приборов. Академик В. И. Вернадский своими работами дал начало многим научным направлениям в геохимии, биохимии, радиологии, экологии. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
С развитием естественных наук связаны технические открытия и изобретения: создание электрической лампочки накаливания (А. Н. Лодыгин), дуговой лампы (П. Н. Яблочков), радиосвязь (А. С. Попов).
Выдающийся учёный С. М. Соловьёв разработал фундаментальный труд «История России с древнейших времён», в котором обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа.

Отмена крепостного права, несмотря на ее неполноту, создала условия для бурного развития капитализма. В 1861-1900 гг. Россия превратилась из сельскохозяйственной в аграрно-индустриальную капиталистическую страну, одну из великих мировых держав. В конце XIX в. в промышленном производстве она заняла пятое место, после США, Англии, Германии и Франции.
В результате имперской политики Россия присоединила огромное пространство в Средней Азии, остановив в этом районе экспансию Англии и получив сырьевую базу для текстильной промышленности. На Дальнем Востоке были присоединены Приамурье и Уссурийское Приморье, и закреплено владение Сахалином (взамен уступки Курильских островов). Началось политическое сближение с Францией.

Возникшее революционной движение народников не смогло поднять крестьян на восстание, террор против царя и высших чиновников оказался несостоятельным. В 1880-х гг. началось распространение марксизма, в 1892 г. — революционная деятельность Ленина, в 1898 г. была создана РСДРП.

Горшенина Надежда Михайловна,
Республика Татарстан, г. Лениногорск,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 4

Внеклассное мероприятие по всеобщей истории в 8 классе.

Звездный час на тему «Мир во второй половине XIX века».

Цель:

— проконтролировать степень усвоения знаний учащихся; закрепить в понимании учащихся фактов, понятий, дат по данной теме; восполнить пробелы в усвоении информационного блока;

— развивать логическое мышление учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях;

— воспитывать интерес к предмету, ответственность, сопереживание успехам и неудачам товарищей.

Оборудование:

политическая карта «Мир в конце XIX века»;

магнитофон;

карточки;

плакаты с заданиями по турам.

Участники:

Финалисты — 5 человек;

Дублеры — 5 человек;

Звучит приветственная песня из телепередачи «Звездный час».

Ведущий: Добрый день! Сегодня наш звездный час посвящен теме: «Мир во второй половине XIX века». На протяжении урока нам предстоит вспомнить события, понятия, даты данного периода, восполнить пробелы, логически мыслить и выбрать сильнейшего.

В игре участвуют: /представляет участников и их друзей/. Условия игры:

  1. Финалисты и их дублеры выполняют задания.
  2. За правильно данный ответ финалистом и дублером, финалисты получают звезду.
  3. Если финалист не проходит в очередной тур, то и дублер выбывает из игры.
  4. Подсказки категорически запрещены; зрители могут аплодировать, поддерживая игроков.
  5. Победитель, после получения главного приза, обращается к зрителям с приветствием и пожеланиями.
  6. Участники и дублеры поднимают карточки с правильным ответом.

Первый тур: Выберите правильный ответ

  1. Коалиция – это …

а) основной закон государства;

б) политический или военный союз государств для совместных действий;

в) ограниченная монархия.

2. Чартизм – это…

а) движение за избирательную реформу;

б) возмездие за поражение;

в) движение за независимость Италии.

3. Битва при Седане привела к падению Второй империи во Франции. Когда это произошло?

б) в 1870г.;

4. Плантационное рабство — это …

а) одна из форм капиталистического хозяйства, когда на плантациях труд рабов, а продукт труда поступает для nродaжu нa pынок;

б) пережиток рабовладельческих отношений: белые плантаторы ­рабовладельцы заставляли работать на плантациях негров ­рабов, а продукт труда использовали в хозяйстве плантатора;

в) система закабаления индейцев, принуждаемых трудиться на плантациях.

5. Создателем «маленьких шедевров» называют:

а) Ж.Милле;

б) Ч. Диккенса;

в) В. Ван Гога;

г) Ф. Шуберта.

6. Главным соперником Англии в процессе колонизации Индии была:

а) Франция;

б) Испания;

в) Португалия;

г) Голландия;

7. Сипаи-это …

а) феодальные князья в Индии;

б) откупщики поземельного налога в Индии;

в) наемные солдаты индусы в английской колониальной армии в Индuи;

г) индийские крестьяне — арендаторы.

8. Самураи-это ….

а) японская придворная аристократия;

б) военное сословие в Японии;

в) японская земельная знать;

г) чиновничье сословие в Японии.

9. «Открытие» Японии произошло …

а) в результате «опиумных войн»;

б) естественного экономического развития страны;

в) заключения неравноправных договоров с иностранными державами.

(Первым выбывает из игры, набравший меньшее количество баллов).

Второй тур. Грамотейка.

Внимание! Перед вами буквы. ЛБЦЗМОНАН. Из 9 букв участниками и их помощниками по отдельности необходимо составить слово: имя существительное именительного падежа, единственного числа.

За слово, названное и участником, и другом, баллы удваиваются. Набравший наибольшее количество слов получает звезду.

(Звучит музыка)

Третий тур. Логическая цепочка.

Определите, какое слово здесь является лишним?

1. а) А. Сен-Симон; б) Ш. Фурье; в) Р.Оуэн; г) А. Линкольн.

2. а) Дж. Гарибальди; б) Карл Х; в) Луи-Филипп; г) Наполеон III.

3. а) Аргентина; б) Канада; в) Куба; г) Бразилия.

4. а) Австро-Венгрия; б) Германия; в) Франция; г) Италия.

5. а) консерватизм; б) либерализм; в) национализм ; г) социализм.

Четвертый тур. Перед вами слово «Наполеон». Напишите слово, с которыми оно ассоциируется. (Победитель получает звезду).

Пятый тур. Перед вами страны:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Италия.

Укажите, с какой страной связаны данные события: (участники поднимают карточки с верным ответом)

1) Установление III республики (б)

2) Рождение лейбористской партии (а)

3) В течение 46 лет в этой стране правил единственный сын Умберто 1 Виктор — Эммануил. (г)

4) В результате победы во франко — прусской войне 1870 — 1871 гг. эта страна завершила свое объединение. (в)

5) Этy страну называли «мастерская мира». (а)

(один выбывает из игры)

Шестой тур. Восстановите последовательность событий.

(участники поднимают карточки с верными ответами, которые необходимо поменять местами).

  1. а) становление II империи во Франции;

б) начало объединения Италии;

в) начало объединения Германии;

г) начало гражданской войны в США.

Ответ: АБГВ

2. а) Русско — Японская война,

б) Парижская комунна,

в) заключение Тройственного союза,

г) начало франко-прусской войны

Ответ: ГБВА

3. а) Избрание А. Линкольна президентом США;

б) Закон о гомстедах;

в) Окончание гражданской войны в США;

г) Поправка в конституции США, навсегда запрещавшая рабство в стране.

Вы можете считать себя образованным человеком, если ваш словарный запас составляет минимум десять тысяч слов. Учтите, что больше половины - заимствованния из иностранных языков. Такие привычные уху слова, как «активный», «гуманный» и «информация» принадлежат не русской культуре. Есть и более явные иностранные «диверсанты». Например, популярные сегодня слова «брифинг» и "гаджет«.Третья категория - редкие слова, которые сохранили свои иностранные корни и с которыми мало кто знаком. Насколько хорошо вы знаете исконно русские и «обрусевшие» слова? Знакомы ли вы с иностранными терминами? Попробуйте определить значения этих слов, мы прикинем, как велик ваш словарный запас. На картинке будет написано слово, а вам нужно будет определить его значение.

Абстрактное мышление позволяет человеку не обращать внимания на детали и видеть картину в целом. Люди, обладющие такой способностью, как правило, мыслят оригинально. Ученые, изобретатели, математики и физики – обладатели абстрактного мышления. Открытия и закономерности они, как бы, представляют целиком и только потом прорабатывают детали. А насколько хорошо абстрактное мышление развито у вас? Предлагаем проверить! Каждый вопрос теста - картинка с несколькими изображениями. Вам необходимо уловить закономерность и выбрать правильный ответ.

Если вы не знаете, сколько планет в Солнечной системе и какая из них самая маленькая, то на высокий результат можете не рассчитывать. Тест предназначен для людей, которые хоть немного подкованы в астрономии. Мы подготовили для вас десятку самых интересных вопросов. Никаких скучных расчётов и сложных физических формул. Наш тест целиком состоит из занимательных базовых знаний. Ведь если астроном не знает основ, разве может он изучать космос? Давайте проверим, как хорошо вы разбираетесь в том, что окружает нашу планету.

Люди делятся на три типа: аудиалы (слух), кинестетики (прикосновения) и визуалы (зрение). Конечно, строгого разделения нет, но один тип восприятия всегда преобладает. Если вы отлично запоминаете лица незнакомых людей, несмотря на то, что забываете их имена - этот тест для вас. Давайте проверим вашу зрительную память и способность концентрироваться.

Многие звезды начинали свою карьеру с низкооплачиваемых профессий. Брэд Питт, например, в костюме цыпленка заманивал гостей в кафе, а сегодня его гонорар за одну роль составляет в среднем 20 миллионов долларов. Джим Керри в молодости бросил школу и устроился уборщиком, чтобы прокормить семью. На этом удивительные факты о первых профессиях знаменитостей не заканчиваются. Предлагаем вам лично попробовать угадать, кем известные люди успели поработать на заре своей карьеры. И помните, очевидный ответ - не всегда правильный.

В каком возрасте принимали в пионеры? Какой день был рыбным на предприятиях общественного питания? Если вы знаете ответы, то вы, без всякого сомнения, родом из СССР. Однако мы подготовили и более сложные вопросы, на которые ответит только по-настоящему любознательный советский человек. Много ли вы помните о той эпохе? Предлагаем проверить!

В 15 веке «ребусом» называли юмористическое выступление на карнавале. Спустя какое-то время, французы начали называть так зашифрованные в рисунках фразы и выражения. В России ребусы прославились в середине XIX столетия. Однако исследователи относят к ребусам и первые наскальные рисунки, и египетские иероглифы. Так чем же они являются на самом деле? Одно мы знаем точно: ребусы развивают фантазию, логику и мышление. Предлагаем вашему вниманию несколько загадок для взрослых. Никаких простых, детских картинок. Проверьте свое логическое мышление, воображение и восприятие.

Здания ветшают, книги превращаются в пыль и единственное, что по-настоящему нетленно – знания переходящие из уст в уста. Даже сегодня люди помнят, почему работа не убежит в лес, чего не бывает без добра и что нужно делать перед тем, как отрезать. Однако многие поговорки изменились за время своего существования. Вы точно помните правильный и полный вариант? Давайте проверим. Предлагаем вам освежить народный фольклор в своей памяти и продолжить наши пословицы и поговорки.

Если дочь Терезы - мать моей дочери, то кто я Терезе? С первого взгляда может показаться, что в задаче нет ничего сложного, однако не торопитесь с ответом. Подобные задачки - классический пример логических ловушек. Справляются с ними только те, кто умеют действительно нестандартно мыслить. Если вы хотите узнать, кем же человек из загадки приходится Терезе, начинайте тест. Приготовьтесь к необычным логическим задачкам и будьте предельно внимательны.

Многие успешные люди родились в малообеспеченных семьях, но у них была цель, которая не давала сидеть на месте. Например, Стив Джобс собирал бутылки из-под Coca-Cola и сдавал их по пять центов. Уолт Дисней просыпался с отцом в 3:30 и помогал ему готовить желе - лишь ночью он мог заниматься рисованием. Эти люди обладали особыми чертами личности, которые помогли им пробиться, основать бизнес м занять руководящие должности. А кто вы - начальник или подчинённый? Сейчас проверим!

Компания Google занимает лидирующие позиции в списках лучших работодателей мира. Даже просто попасть на собеседование — огромное достижение. Весь процесс трудоустройства организован так, что пройти его могут только перспективные кандидаты. А вы хотели бы работать в компании, которая обустроила специальные «игровые комнаты» для сотрудников и разрешает бесплатно пользоваться тренажёрным залом и бассейном? Давайте проверим, получилось бы у вас пройти собеседование. И помните, опытные эйчары задают каверзные вопросы и логику собеседования трудно проследить.

Знаете ли вы, что на умственные способности влияют разные факторы? Например, если вы подавлены, то результат IQ-теста будет ниже, чем если бы вы проходили его, пребывая в приподнятом настроении.Не торопитесь проходить тест, если чувствуете психологический дискомфорт. Поднимите себе настроение нашими анекдотами и возвращайтесь. Если вы уверены, что сегодня ваш день - приступайте. А мы попробуем не только оценить ваш IQ, но и определить стиль мышления.

Материалы для подготовки к экзамену по ПДД, утверждённые в 2019 году, состоят из 800 вопросов. В каждом билете 20 заданий. За каждую допущенную ошибку комиссия задаёт человеку пять случайных вопросов. На весь экзамен - 20 минут. Мы не столь строги. Наш тест поможет понять, насколько хорошо вы ориентируетесь в ПДД и соблюдаете ли обязательные правила.

Люди с инженерным складом ума стоят за научно-техническим прогрессом. Предлагаем вам проверить силу своего прикладного мышления с помощью практических задач. Только реальные ситуации и настоящие расчёты. Можно ли нагреть что-то кусочком льда? Распространяется ли в космосе запах? Плавают ли парусники против ветра? В тесте вы найдёте ещё больше интересных задач и увлекательных вопросов.

Английский язык Биология География Информатика Испанский язык История Литература Математика Немецкий язык Обществознание Русский язык Физика Французский язык Химия

Начать поиск

Выбрать предмет

Начать поиск

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №1» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №2» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №3» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №4» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №5» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №6» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №7» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №8» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №9» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 История Тренировочный вариант №10» онлайн

История | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по истории знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по истории соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ по обществознанию знакомит школьников с заданиями демоварианта ЕГЭ 2018 года ФИПИ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №1» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №2» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по обществознанию знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №3» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по обществознанию знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.

Пройти тест «ЕГЭ 2018 Обществознание Тренировочный вариант №4» онлайн

Обществознание | ЕГЭ 2018

Решение онлайн-теста ЕГЭ 2018 по обществознанию знакомит школьников с заданиями настоящего ЕГЭ и помогает овладеть необходимыми навыками решения заданий КИМ. Учителя могут использовать онлайн-тестирование бесплатно на уроках для тренировки и контроля учащихся. Тренировочный вариант ЕГЭ по обществознанию соответствует демоварианту 2018 года.