Цели и целеполагание. Сущность, значение цели и целеполагания. Общее понятие о целеполагании

В практической и общей психологии вопросы целеполагания рассматриваются очень по-разному, в зависимости от школы или от пристрастий того или иного автора. Люди все разные и если что-то подходит одному человеку, то не обязательно это подойдёт другому. Обычно системы целеполагания состоят из достаточно банальных вопросов, про то, что хочу или что не хочу, некоторые вообще уходят от целеполагания в сторону и создают нечто похожее на целеполагания и определение смысла жизни, наиболее правильно, с моей точки зрения, рассмотреть несколько способов постановки целей и работы с ними, для того, что бы выбрать для себя один или просто соединить их так, как вам захочется.

При целеполагании, независимо от способа, важно следовать нескольким простым правилам.

— позитивно называйте свою

— разделяйте желания и цели. Цель - нечто внешнее по отношению к человеку, то состояние, которого он сознательно стремится добиться. Цель подчиняет и формирует желания.

— сосредоточьтесь на большой цели, не распыляйтесь на маленькие. В идеале в каждый период жизни у человека должна быть одна цель.

— попробуйте перейти от цели «для себя» к целям «для других». Большие дела делаются для других людей.

— задумайтесь, какие плюсы принесет достижение цели. Если вы решите, что плюсов больше, чем минусов, то перестаньте обращать внимание на негатив. Это необходимая плата за успех.

— время, ушедшее на целеполагания, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний в разных направлениях.

Мы по шагам рассмотрим и разберём три метода постановки целей их разных сфер психологии и вы сможете попробовать их отдельно один от одного или создать свой.

Метод 1.

Метод этот предлагают современная психология, развившаяся на стыке нескольких течений. Для этого метода вам понадобиться ручка и бумага.

1. Напишите список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. И не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите - нарисуйте это.

2. Взгляните на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае - додумайте перспективу, во втором - распишите ближайшее будущее.

3. В списке из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.

4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.

5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы - все что угодно из того, что необходимо).

6. А теперь вспомните несколько случаев, в которых вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.

7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос:

«Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?»

8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.

9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).

10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет - запишите эти советы.

11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.

12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).

13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Метод 2.

Этот метод нам преподнесла психология управления, которая выделяет у человека 5 основных сфер жизни.

— личная

— профессиональная

— социальная (окружение, друзья, социальный статус)

— духовная (внутреннее состояние, вера, культура)

— сфера здоровья

1. Поэтому при целеполагании в каждой из сфер надо ставить себе цель. При этом цель – это не то, что я делаю (например для того, чтобы улучшить что-тоили углубить), а ЧТО (или чего именно) я хочу. И у этого «ЧТО (или чего)» должен быть яркий образ – чем ярче, тем лучше.

2. После этого рисуем стрелку как на рис. ниже и прорабатываем шаги: «что я могу сделать для того, что хочу?» и вписываем в этот рисунок эти шаги. Чем больше таких шагов у вас получиться, тем лучше — потому что яркое светлое будущее на ваших же глазах превращается в конкретное, детальное, уже более реальное и ощутимое.

Всё дело в том,что приходит новый день и понимаешь, что у тебя теперь появилась еще одна какая-то возможность – и нужно ее вписать.

4. А теперь самое интересное – нам надо сделать все пять рисунков по каждой сфере, сравнить их и удивиться. Другой реакции у людей я ещё не видел при этом.

Один психолог знакомый говорил, что у кого получится все соединить в одно – тот Будда. может в этом помочь.

Только надо учитывать тот факт, что это работа не на один день, а на многие дни. После которой идёт еще и периодическая корректировка.

Метод 3.

Модель целепологания в НЛП строится на идее мотивирующего результата (хорошо сформулированной цели). В отличие от многих психологических направлений, анализирующих причины неудач, НЛП спрашивает: «Что ты хочешь?»


Условия хорошо сформулированной цели

1. Цель сформулирована позитивно.

2. Цель находится под вашим контролем.

3. Цель проверяема в сенсорном опыте.

4. Цель экологична, она сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

5. Цель находится в нужном контексте.

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

7. Возможные препятствия.

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели.

А теперь давайте разберём этот метод конкретно по шагам. Иногда полезно рабоать в этой методике с партнёром. На своих тренингах я всегда предлагаю людям сделать это в форме упражнения с партнёром, который будет строго следить за структурой. Итак, начнём.

1. Цель сформулирована утвердительно, позитивно.

Чего вы хотите, а не то, что вы не хотите.

Если вы хотите что-то «не» делать, то задайте себе вопрос: «Что будет, когда я перестану это делать? Что я хочу взамен этого?»;

И без отрицательной частицы «не»

Например, один участник говорит: хочу, чтобы было не тяжело. Тогда другой участник добивается ответа в позитивной утвердительной форме, спрашивая его: «А чтобы как тогда было? Что будет, когда будет уже не тяжело? Как это будет называться?».

Помните, если корабль не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Следите за словами, означающими отрицание (не, прекратить, чтобы не и т.д.) Отрицание существует в языке, но не в опыте.

«Попробуйте не думать о желтой обезьяне». Что происходит? Когда мы исследуем, что может пойти “не так “ – очень полезно быть «несоглашателем». Но если мы ставим перед собой цель – должно быть только позитивное утверждение. Для нашего подсознания нет частицы “не”. Достичь цели мы можем, только если двигаемся к визуальному образу. Вопросы: “Что вы хотите?” вместо “Чего вы не хотите?”.

2. Цель относится к себе, находиться под собственным контролем.

Что вы будете делать? Что Вы лично можете сделать? Что Вы получите для себя внутри себя? Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Даже если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете выбрать, как вести себя.

Цель должна быть в сфере контроля. Результат должен быть в принципе достижим. Если проблема или цель вне нас – мы не получим результат. Где находится область, в которой вы можете достичь результата? Перефразировать проблему так, чтобы было возможно достижение результата. Процедура проверки: “Как бы вы могли достичь этой цели?”, “Как бы вы узнали, что вы ее достигаете?”, “Что вы сами собираетесь сделать, чтобы ее достичь?”. Проверка уместности и значимости: “Соотносится ли это с тем, чего вы хотите?”.

3. Сенсорный опыт.

Как ты узнаешь что достиг(ла) цели?

Что вы будете видеть, слышать, чувствовать в результате достижения своей цели? Определите сенсорно обоснованные описания или поведенческую демонстрацию.

4. Экология – цель сохраняет первоначальные позитивные побочные результаты.

Как желаемый результат повлияет на вас? Чего Вы лишитесь? Что Вы получите дополнительно? Каковы будут последствия при достижении цели не только для меня, но и для домашних, коллег; не возникнет ли проблем дома, в семье, на работе? Проверьте внимательно, что ни одна из выгод настоящего состояния не исчезает и учтена.

5. Цель находится в нужном контексте.

Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите этого? Обязательно определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых нет. Идентифицируйте подходящие контекстуальные ключи (маркеры ситуаций).

6. Цель зависит от доступа к ресурсам.

Есть ли все ресурсы для достижения цели? Какие ресурсы Вам нужны для достижения цели? Какие навыки, способности; деньги, время и т.д.?Можете ли Вы иметь к ним доступ? Где и как вы можете найти эти ресурсы? Если нет, то «В» помогает их найти и спрашивает:

«Что могло бы быть решением?»

«Если бы ты знал, то что бы это могло быть?»

«Если бы был человек, который имел доступ к ресурсам, который бы знал, который бы представлял, то какой бы он был и как бы он это делал?»

7. Исследование возможных препятствий на пути к достижению цели .

Что мешает достичь цели? Задать себе вопрос: «Почему я до сих пор не достиг цели?. Что может быть решением? Кто и что может помочь? Если бы вы знали решение, то какое оно было бы? Если бы вы знали, что может помочь, то что бы это могло бы быть».

8. Вы знаете первые шаги для достижения цели (подстройка к будущему).

Что будет первыми шагами для достижения цели?С чего вы начнете? Какие первые действия по достижению цели? 2-3 пункта. Проверьте все последствия достижения цели. Необходимо, чтобы они не нарушали общего плана (краткосрочных и долгосрочных целей) индивидуума или группы.

Если бы вы знали, то что могло бы явиться первыми шагами?

Попробуйте представит, что вы уже достигли цели, то есть когда вы уже достигнете цели и посмотрите назад (для тех, у кого «прошлое находится сзади»), на момент начала, то какие шаги окажутся (могут оказаться) первыми?

Используя эти техники как основные для достижения целей, вы можете прекрасно стоить своё будущее, а если их совместить с дополнительными техниками для работы с целями, тогда вы можете открыть для себя нечто большее, чем просто постановка и достижение целей.

Дополнительные техники для работы с целями.

Не всегда поверхностная «мишура» даёт нам возможность что-то изменить или заглянуть в глубины себя, что-бы стремиться к действительно своим целям и мечтам, именно поэтому на протяжении тысячелетий люди придумывали и создавали методы для открытия более глубоких своих целей и устремлений. Следующие три дополнительных метода так-же взаимодополняющие и пересекающиеся.


Метод исключений.

Человек – особенное существо, чрезвычайно различное в своих проявлениям. Существо такое, которое очень часто ленится, особенно когда бежит не в ту сторону. А больше половины людей не знают зачем живут, точнее не знают к чему стремятся, они плывут туда куда несет их жизнь. Этот прекрасный способ помогает ещё лучше понять себя и свои цели.

Для этой техники нам снова понадобиться листок и ручка. Выполняется техника в течении нескольких дней по 15-30 минут каждый день.

На листке бумаги напишите всё, чего вы бы хотели достичь за свою жизнь. Минимум 50 вещей или понятий и максимум хоть 1000.Перечитать и заняться своими делами.

Ровно через сутки вернуться к листку и вычеркнуть половину. Менее занчимую.

Росно через сутки вернуться к листку и вечеркнуть ещё половину, которая покажеться менее значимой.

Это последний день, в который вы оставляете 5-10 понятий или вещей в списке.

Это и будут самые важные и ценные цели в вашей жизни.

Метод двух вопросов Рейнуотер

1. Приготовьте карандаш, блокнот или диктофон.

2. Начните с короткой релаксации.

3. Задайте себе вопрос: «Что происходит со мной в настоящий момент (о чем я думаю, чем занимаюсь, что чувствую, как дышу)?»

4. Не принуждайте себя, не будьте настойчивы.

5. Фиксируйте приходящие мысли, если это не мешает.

6. Задайте себе следующий вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?»

7. Повторите это несколько раз подряд, расслабляясь всё больше.

Метод «Санкальпа»

Санкальпа - техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.

1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.

2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.

3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.

4. Не следует делать жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших решений.

Многие люди планируют поход на футбол лучше чем свою карьеру. Это связанно с тем, что кому-то легче уйти, кому-то намного интересней находиться в прекрасных внутренних состояниях на футболе чем на рабочем месте. Именно техники целеполагания и позволяют создать в жизни прекрасную мотивацию и отличные внутренние состояния от движения в правильном направлении, на работе или дома, на отдыхе или семье. Ведь эти техники универсальны, и нет необходимости использовать их только для рабочих или карьерных целей. Попробуйте привнести это в отношения с другими людьми, отдых, спорт, общение и прочие сферы жизни и результат вас обрадует.

Статья для журнала “Психология Сегодня”,

    В основе человеческой деятельности лежат потребности, которые не осознаются.

    Мотив обычно определяется как осознанная потребность

    Цель как опредмеченное желание, идеальный образ, в котором реальность всегда искажена.

    При выборе цели используются вероятностные механизмы внутреннего прогнозирования.

    Цель как внутренний образ и субъективный прогноз всегда расходятся с реальным результатом.

    Образ цели обычно также включает в себя образ процесса ее достижения (характер и последовательность действий) и представления о ресурсах.

    Представления о процессе и ресурсах достижения цели всегда расходится с тем, что доступно на самом деле.

    Чем ярче и четче осознается цель, тем сильнее мотивация к ее достижению и больше активность по достижению результата.

    Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше вероятность искажения цели.

    Градиент цели: чем ближе мы приближаемся к результатам, тем выше мотивация и активность действий (второе дыхание)

Алгоритм построения «дерева целей» следующий:

1. Определение генеральной (общей) цели;

2. Разделение общей цели на подцели (подцели 1-го уровня);

3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня;

    Разделение подцелей 2-го уровня на более детальные составляющие (подцели 3-го уровня);

  1. Формулирование целей в стандарте smart.

Постановка целей SMART

    Specific (конкретность) – цель должна быть конкретна и построена таким образом, чтобы и вы сами, и другие люди, вовлеченные в процесс достижения, понимали ее.

    Measurable (измеримость) – цели должны поддаваться количественному измерению, чтобы вы могли понять, что вы ее достигли.

    Achievable (достижимость) – цели должны быть достижимы с точки зрения внешних и внутренних ресурсов и, в тоже время, они должны быть достаточно сложны, чтобы вам необходимо было прилагать усилия для их достижения.

    Relevant (Релевантность) – цели должны соотносится с вашими другими целями. Они должны работать на их достижение.

    Time bound (определенность по времени) – необходимо установить предельные сроки цели. Должен быть определен срок, как для конечно, так и для промежуточного результата.

Достоинства smart

    Позволяет формулировать задачные цели, цели с четкими ресурсами, внешними и внутренними факторами воздействия

    Позволяет оценить результативность выбранного варианта развития

    Идеально работает при условии четко сформулированной проблемы

  1. Понятие и виды планов в самоменеджменте.

План – это прогнозирование, решение, которое позволяет продумывать дальнейший путь развития бизнеса, пути и методы достижения поставленных целей и многое другое

Система планов

План жизни

Перспективный

Итоги года годовой

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал сайт делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.

Целеполагание - процесс выбора идеи, средств, ресурсов и установление границ допустимых отклонений в осуществлении этой идеи. Это одна из функций управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией и стратегией организации, а также имеющимися организационными ресурсами.

Цель как психическое явление - это отражение предполагаемого результата с учетом объективных условий осуществления деятельности. Точно определенная цель - это цель с четко определенными временными рамками и выбранными для ее осуществления ресурсами (материальными, интеллектуальными, эмоциональными и др.). Она должна соответствовать определенным критериям:

  • действительная заинтересованность субъекта цели в ее достижении;
  • возможность разделения ее на подцели и частные задачи;
  • обеспеченность ресурсами;
  • установление временных пределов достижения промежуточных действий;
  • четко сформулированное, структурированное и конкретное представление о конечном результате.

Исследователем О. К. Тихомировым предложена система в рамках проблемы целеполагания, которая делает упор на исследование сущности процессов целеобразования, определяемого как «формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий». Система целеобразования О. К. Тихомирова служит для формулирования стратегических целей и планирования достижения предварительного результата. Исследователем произведено разделение целей на внутренние (генерируемые самим субъектом) и внешние (задаваемые извне) и выдвинута гипотеза о наличии у человека автогенерируемой «интеллектуальной» деятельности, которая проявляется при решении мыслительных задач .

В свою очередь, В. Е. Клочко исследует целеобразование при решении творческих задач. Им сформулирована специфика целей, требующих креативного подхода. Творческими считаются задачи, в которых конечная цель осознается, но конечный результат не просматривается (например, игра в бридж). По итогам исследования В. Е. Клочко установил, что успешность решения творческих задач зависит от правильно выстроенной системы подцелей с разработанными и четко сформулированными правилами .

Исследуя целеполагание в учебной деятельности, А. Ф. Коган делает следующие выводы :

  • степень свободы субъекта во многом задает его индивидуальную манеру целеполагания. Ограниченность выбора целей и методов их достижения внешними и внутренними причинами определяется как принцип псевдосвободы выбора цели;
  • целеполагание в условиях псевдосвободы выбора является симбиозом рационального и чувственного, что позволяет осуществлять деятельность в условиях неопределенности. Чем больше неопределенность, тем большее значение имеет чувственная составляющая.

Для эффективности управления целями важно осознать цель как образ желаемого результата. Результат, осознанно или неосознанно, программируется нашей психикой и первоначально идеален, поэтому нейролингвисты рекомендуют строить позитивный образ результата, так как подобная ориентация субъекта способствует успеху. Запрограммированная на результат психика ведет человека к достижению цели. Формированию образа положительного результата в достижении цели способствует адекватная личностная самооценка и соответствующий ей уровень притязаний. Такой человек действует инициативно и энергично, склонен к умеренному риску. Заниженная самооценка и неуверенность придают действиям чрезмерную осторожность, малую поисковую активность.

Приведем несколько практических психологических приемов для осознания и достижения цели.

  • 1. Цели можно представить в виде елки. Ствол - это вектор движения к цели. Ветви - ключевые сегменты целевого поля. Веточки - это задачи, представляющие собой ступени для реализации ключевых сегментов. Каждая задача требует достижения конкретного результата. Иголки - конкретные мероприятия, способствующие решению задач.
  • 2. «Слоновые задачи». С большими задачами следует поступать гак же, как с задачей проглотить слона. Слона нельзя сразу съесть целиком, так как он слишком большой. Его необходимо поедать каждый день по небольшому кусочку.
  • 3. Для активизации сознания человек прежде входит в состояние релаксации - максимального эмоционально-психического расслабления, - и через 3-5 минут полезные идеи придут в голову.
  • 4. Для выработки лучшего решения или нескольких вариантов решения в проблемной ситуации прибегают к социально-психологическим приемам коллективного принятия решений: методу «мозгового штурма», методу Дельфи и др.

Формулировка целей зависит от миссии организации. Она призвана определить общие направления деятельности организации, уточнить ее социальный статус, продекларировать значимые задачи и детализировать особенности управления ею. Миссия представляет собой фундамент для последующего целеполагания. Целеполагание является начальным этапом управления в определении общего направления движения организации и предшествует всем иным управленческим функциям. Цель определяет организационную структуру, кадровый состав, опосредует взаимосвязи между компонентами организационной системы. Кроме того, она определяет приоритеты функционирования организации, является основой для принятия стратегических решений, определяет содержание планирования.

В последующей деятельности организации происходит трансформация имеющихся целей в зависимости от объективных условий и имеющихся ресурсов, а также формулировка новых. В этом случае целеполагание выступает не предварительным этапом, а следствием иных управленческих функций.

В деятельности руководителя постановка целей перед исполнителями является неотъемлемой частью всего процесса организационного функционирования. Правильная работа с целями предполагает знание основных законов целеполагания.

  • 1. Объективная и субъективная определенность цели. Объективная определенность - четкая и однозначная формулировка цели, задание параметров будущего результата, обеспеченность ресурсами, спрогнозированные возможные ограничения в достижении цели. Субъективная определенность - полное и точное восприятие цели исполнителями, а это, в первую очередь, предполагает умение руководителя формулировать цели с учетом особенностей тех, кто будет эту цель реализовывать.
  • 2. Реалистичность (достижимость ) цели , т.с. высокая вероятность достижения в конкретных условиях. Необходимо сначала диагностировать, а затем учитывать реальные условия, имеющиеся ресурсы и субъективные ограничения исполнителей в выполнении целей.
  • 3.Согласованность различных целей. Эффективность достижения многообразных и разнородных целей организации предполагает их взаимосвязь. Разные цели должны быть согласованы не только в общем виде, но и конкретно, по содержанию. Они также могут быть независимы друг от друга, главное при этом, чтобы они не были антагонистичными и взаимоисключающими.
  • 4. Верифицируемость (проверяемость ) цели - четкая определенность постановки заданий, количественное и качественное их выражение, закрепление ответственности за конкретными исполнителями, возможность контроля процесса достижения результата.
  • 5. Общая цель организации должна содержать детальное описание конечного результата , причем реализация задач более высокого уровня предполагает предварительную реализацию задач более низкого уровня.

Существуют психологические закономерности целеполагания, учет которых способен существенно повысить результативность управленческой деятельности.

В реализации цели у исполнителя должна быть свобода выбора путей ее достижения, так как психологическом плане это мощный мотиватор исполнительской деятельности.

Еще одна психологическая закономерность целеиолагания - необходимость консенсуса между организационными и индивидуальными интересами, так как значительный перевес организационных интересов может блокировать индивидуальную исполнительскую мотивацию и, как следствие, результативность осуществления цели.

Степень сложности целей должна быть чуть выше имеющихся возможностей исполнителей. В этом случае реализация целей будет максимальной, и исполнитель будет динамизировать с профессиональной и личностной точки зрения в ходе их достижения.

Целеполагание предполагает учет временных критериев, которые устанавливают оптимальный срок достижения целей. Чрезмерно отдаленные по времени предполагаемые результаты обладают малым мотивационным потенциалом, так как воспринимаются исполнителем абстрактно и несущественно. А краткосрочные цели могут оказаться невыполнимы по причинам недостаточности ресурсов. Поэтому определять временную перспективу для достижения целей необходимо с учетом экономической, психологической и ресурсной составляющей.

Важно запомнить

Наибольшей силой активизации мотивационного потенциала исполнителей является не та цель, для которой необходимо подключать всю систему стимулирующих организационных воздействий, а та цель, которая сама является источником мотивации.

Функция целеполагания была положена в основу метода «управление по целям» (management by objectives - МВО), где управление рассматривается как целостная система, ориентированная на достижение всех целей и задач организации. Суть этого метода - децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации, обеспечивающая высокую мотивацию и минимизацию негативных последствий жесткого контроля. Применение этого метода позволяет пробуждать личную заинтересованность руководителей средних и низовых уровней, а также исполнителей в результатах своего труда, снижать ролевую неопределенность в организации. Процесс реализации метода «управление по целям» может быть представлен в двух вариантах (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Варианты реализации метода «управление по целям»

Метод «управление по целям» имеет как неоспоримые преимущества, так и ограничения, к которым относятся:

  • высокая трудоемкость;
  • обязательное требование наличия у руководителей низшего звена способности к грамотной самостоятельной постановке целей;
  • необходимость увеличения объема координационных механизмов для обеспечения взаимосвязи разных уровней управления.

Итак, целеполаганию отводится определяющая роль в общем функционировании организации. Наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования. Целеполагание - управленческая функция, пронизывающая всю деятельность руководителя, а способность руководителя к правильной постановке целей - одно из важнейших управленческих качеств.

  • Тихомиров О. К., Телегина Э. Д., Волкова Т. К. /к др.]. Психологические проблемы целеобразования. М.: Наука, 1977. С. 17.
  • Клочко В. Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительныхзадач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ,1979. С. 94.
  • Коган А. Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободывыбора цели в учебной деятельности // Психология: сб. иауч. трудов. Киев, 1999. Вып. 3.С. 212-222.