Что значит брать ответственность за свою жизнь. Жизнь — не школа. Обеспечьте людей необходимыми ресурсами

Умение брать ответственность за свою жизнь не имеет ничего общего с биологическим возрастом. Это состояние не приходит с наступлением совершеннолетия по щелчку. Если человеку разрешается пить спиртное и вступать в брак, это еще не означает, что он может полностью отдавать отчет своим действиям и не нуждается в постороннем контроле. С другой стороны, некоторые 13-летние подростки выделяются среди своих сверстников рассудительностью и ответственным поведением. Вот суровые реалии жизни, которые указывают на то, что человек полностью контролирует свои поступки.

Мир не вращается вокруг вас

Многие из нас любят ощущать значимость своей персоны. Однако каждый индивидуум - это всего лишь крошечная рыбка в коллективном планктоне. Это не означает, что мы не можем влиять на сознание других людей. Но это также не дает нам право считать, что мир вращается вокруг нас.

Суровая реальность взрослой жизни такова, что рядом в трудный момент не будет ни воспитателей, ни родителей, ни учителей. Никто из них не придет и не обнадежит словами утешения. Чтобы справиться со сложностями, вам придется искать внутренние ресурсы.

Большое значение имеет реакция на происходящее

В любой момент может случиться непредвиденное событие. Иногда это угнетает, иногда раздражает. Ситуации могут быть самыми страшными и неблагоприятными, но только ваша реакция диктует, насколько эти происшествия повлияют на вашу жизнь. Рассмотрим такой момент: кто-то оскорбил вас. Вы можете принимать оскорбление близко к сердцу, а можете пропустить его мимо ушей. Второй вариант не оставит после себя никакого негативного шлейфа, инцидент сразу забудется, и вы сможете заниматься обычными делами без ущерба для производительности. Если же вам ближе первый вариант, оскорбление со стороны другого человека будет принято как удар ниже пояса. Все ваши дальнейшие действия будут продиктованы дикой обидой, а оставшаяся часть дня пойдет насмарку.

Известность не главный критерий счастья

Мы живем в те времена, когда мгновенная слава и узнавание в широких кругах кажутся легко достижимыми. Дикое желание стать знаменитым присуще юношескому максимализму. Со временем вы поймете, что в жизни существуют другие, более значимые ценности.

Отвлекающие моменты становятся помехой

У каждого из нас существуют вещи, которые мы часто делаем в течение дня. И все они мешают рабочему процессу. Проверка электронных писем, чаты с коллегами, глупые разговоры по телефону, просмотр видеороликов в Сети. Мы знаем, как положить этому конец, но все-таки неоднократно возвращаемся к этому в течение дня. Чем чаще вы станете признавать вред отвлекающих моментов, тем быстрее вы примете конкретные меры. Выключите Интернет и поставьте входящие звонки на переадресацию. В тот момент, когда вы научитесь брать ответственность за свои поступки, вы положите конец отвлеченным моментам.

Ненавистники всегда будут ненавидеть

Когда к человеку приходит первый успех, у него тут же появляются ненавистники. Это нормальный жизненный процесс. И с этим нужно смириться. Поймите, что никто не может угодить всем вокруг. Обязательно найдутся те, кому что-то не понравится или те, кто выскажется против. Таких случаев на протяжении всей вашей жизни будет много. Зрелый человек принимает ненавистников и разрешает им испытывать эти чувства. Этим людям невозможно что-то доказать, поэтому не стоит тратить на них свои силы и время.

Обвинения в адрес других не работают

Помните, как в детстве мы все любили сваливать вину за разбитую вазу на брата, сестру или плюшевого мишку? Однако этот принцип не работает во взрослой жизни. Теперь отговорки «Это не я!» или «Это сделала Катя» не срабатывают. Вам придется осознать, что настала пора брать ответственность за свои поступки. Иногда мы действительно чувствуем себя жертвами обстоятельств или дурного глаза, но психология жертвы никогда не играет на нашей стороне. Она играет на стороне противника. И неважно кто это: случайные обстоятельства или нерадивые коллеги по службе. В тот момент, когда вы перестанете обвинять других во всех ваших бедах, вы сможете все изменить. На самом деле во всех событиях, которые с нами происходят, повинны только мы.

Человек находится там, где и должен быть

Очередная реалия плавно вытекает из предыдущей. Иногда вам кажется, что жизнь несправедливо с вами обошлась. Ваша работа не достаточно престижна или доходна. Тем не менее вы считаете, что достойны большего, но какие-то обстоятельства все время вам противостоят. На самом деле вся ваша жизнь, все события в ней и все достижения являются ни чем иным, как цепочкой из череды ваших прошлых решений. Когда-то вы свернули не туда или попали в плен собственных иллюзий. И вот теперь вы имеете то, что заслуживаете иметь.

У нас есть отличные новости для всех тех, кого не устраивает текущее положение вещей. Прямо сейчас вы можете положить начало отсчету новых событий в цепочке. Но для этого вам необходимо начать принимать взвешенные и рациональные решения. Изменить что-то никогда не поздно. И если когда-то вы выбрали для себя нелюбимое дело в качестве основной профессиональной деятельности, настала пора покончить с этим. Просто убедитесь в том, что вы достаточно непреклонны в своем желании, затем отбросьте в сторону сомнения и страхи. Не думайте о проблемах, которые встретятся вам на пути. Руководствуйтесь здравым смыслом, а не эмоциями. Вне зависимости от того, как трудно добиться того, чего вы хотите, просто идите вперед, не обращая внимания на неудачи.

Ответственность сотрудников в процессе выполнения своих рабочих обязанностей – очень важный момент. Часто подчиненные перекладывают ее на руководство, аргументируя это отсутствием полномочий. Хотя, по сути, это пример стандартного ухода от ответственности, который встречается в очень многих компаниях. Как научить подчиненных быть более ответственными?

В мастер-классе «Путь победителя: управленческая борьба» подробно описывает уловки сотрудников, которые применяются ими в отношении руководителя. Например, подчиненный обращается к начальнику с вопросом, как разрешить некоторую ситуацию. Начальник отвечает. Кто ответственен за результат разрешения ситуации? Конечно же, руководитель - по мнению подчиненного. Сотрудник доволен, вопрос решен, дискомфорт устранен. В случае, если что-то пойдет не так, с кого спросят? Ну конечно же с того, кто предложил вариант решения задачи.

Как научить подчиненных брать ответственность на себя? В ситуации, когда руководитель рассматривает вопрос сотрудника, он не должен предлагать свой вариант, а прямо спросить:

– А как бы вы ответили на данный вопрос?

В случае предоставления подчиненным нескольких альтернативных вариантов, руководителю также не следует указывать на один из них. Лучше уточнить:

– Какой ответ из трех вы считаете лучшим? Правильно. Зачем же вы ко мне пришли? Хотите, чтобы я за это отвечал?

Другой способ осадить уловки сотрудника, как отмечает Владимир Тарасов в своей книге , - нагрузить его ответственностью. Необходимо задать ему такую мотивацию, чтобы он осуществлял проверку задания для вас столь же добросовестно, как если бы он делал это для себя. Нагрузить ответственностью – это значит, построить в его картине мира технологическую цепочку, связывающую качество его проверки с неизбежными и важными лично для него следствиями. Отношение к мелочам показывает степень искусности в деле, жизненный и иной опыт, меру цивилизованности личности.

Ответственность – неудобное переживание, которое можно наблюдать не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Всегда хочется найти того, кто мог бы принять решение за нас, а еще лучше – полностью снять с нас ответственность. Каждый человек в своей жизни играет роль и подчиненного, и босса. Сам руководитель выступает в некоторых сферах жизни в роли подчиненного, и, безусловно, знает о всех уловках игры под названием «перенос ответственности».

Александр Фридман об ответственности подчиненных

Что такое ответственность подчиненных? Есть люди с разным порогом ответственности – у кого-то это качество развито лучше, у кого-то хуже. Люди с высоким коэффициентом осознанности продумывают свои действия, не нуждаются в подтверждении каждого своего шага, используют голову «по назначению». Таких людей можно условно назвать «самураями». Есть противоположный типаж – так называемые «растаманы». Они не в состоянии держать себя, ни за что не хотят и не могут отвечать. Существует и промежуточный тип людей, которые в разных ситуациях ведут себя как ответственно, так и безответственно, в зависимости от того, какими будут внешние обстоятельства.

Как повысить внешнюю ответственность сотрудников? рекомендует придерживаться таких правил:

  • разработать и внедрить систему координат (ввести правила, принципы, даже термины);
  • предоставить сотрудникам право вносить поправки в конструкцию этой системы;
  • настроить канал обратной связи между сотрудниками и руководителем;
  • контролировать исполнение подчиненными условий системы координат;
  • поощрять сотрудников, работающих по правилам системы.

Британский предприниматель Ричард Брэнсон говорил: «Если вы не знаете, как научить подчиненных самостоятельности, необходимо дать им свободу. Разрешайте сотрудникам приходить на работу в любое время, если человеку требуется двухмесячный отпуск – дайте!». Что ожидал бизнесмен от людей? Проявления лучших качеств – ответственности, самостоятельности в условиях свободы и отсутствии «канонов» на рабочем месте.
Можно ли согласиться с британским бизнесменом? Лишь отчасти. Далеко не все люди, помещенные в такие условия, проявят свои лучшие качества. Правильно воспользуются предоставленной свободой только люди с высокой степенью внутренней ответственности. Остальные будут рассматривать ее как благоприятную питательную среду для реализации своих задач, но не целей компании.

В чем секрет подхода к работе Брэнсона? Можно предположить, что в его компании хорошо поставлен отбор персонала, и людей с низким порогом ответственности просто не берут на работу. Второй вариант – человека без жесткого отбора принимают в компанию, предоставляют свободу, а затем смотрят, как он себя проявляет в процессе работы. Если не справился – увольняют. Несоблюдение таких условий привело бы к тому, что компания Брэнсона могла бы просто стать «пристанищем для ленивых и сытых котов».

Во многих западных компаниях проповедуются довольно жесткие принципы, о которых никто не говорит, но они общеизвестны, их знают «по умолчанию». Например, если человек просит длительный отпуск – да, пожалуйста, но сначала выполни задачи, которые ты должен сделать. Не сделаешь – полная ответственность за это на тебе.

Как повысить самостоятельность подчиненных: долой безответственность


Если проанализировать действия сотрудников в компании, можно определить степень их ответственности. Низкие показатели будут при наличии таких признаков:

1. Сотрудники постоянно и упорно выполняют массу бессмысленной, рутинной работы.
2. Отсутствует автономность в действиях: к задачам, которые могут быть выполнены одним человеком, дополнительно привлекаются коллеги.
3. Не определена ответственность за результаты работы: она перебрасывается от одного подчиненного к другому.
4. Сотрудники безынициативны, отсутствует мотивация.
5. Наблюдается высокая степень агрессии в коллективе.

Как еще повысить ответственность и самостоятельность подчиненных в компании? В первую очередь нужно внедрить изменения в корпоративную культуру, сделать анализ мотивационной системы. Это долгая индивидуальная работа со всеми звеньями компании – системный процесс должен затрагивать все сегменты организации.

Облегчает принятие решений в компании четкое наличие правил и инструкций в отношении бизнес-процессов. Ответственными должны быть все сотрудники, вне зависимости от их должностного положения. Под внимание службы работы с персоналом попадают, прежде всего, те отделы, в которых наблюдается низкая самостоятельность.

Шагом к повышению самостоятельности подчиненных является отказ от традиционной пирамиды управления и переход к децентрализации. Сотрудникам компании предоставляются новые границы возможностей. Они берут участие в обсуждении вопросов, бизнес-процессов, решении сложных рабочих моментов. Приветствуется инициативность, самостоятельная работа.

Например, в компании «Мастерфайбр» (Москва), вопрос, как повысить самостоятельность сотрудников, не поднимается. Подчиненным запрещено обращаться к руководству для решения возникшей проблемы. Существуют четкие правила: в отношении каких вопросов подчиненные полагаются на собственные полномочия, а в каких случаях им необходимо одобрение руководства, причем в письменной форме. Да, именно одобрение, но не решение. В письменном виде сотрудник направляет проблему и предлагает варианты ее разрешения. Руководитель изучает предоставленную информацию, одобряет один из вариантов или просит подобрать другой.

Решая рабочие проблемы за подчиненных, руководитель обесценивает их работу, превращая персонал компании в серую массу, состоящую из безынициативных, безответственных исполнителей.

Если сотруднику будет предоставлена возможность решить вопрос самостоятельно, он будет чувствовать себя более уверенно, относиться к своей организации «по-хозяйски» и проявлять ответственность в любых рабочих ситуациях, требующих правильного и быстрого решения.

Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»

Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.

Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас. Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».

Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля . Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него внутренний локус контроля (интернальный). Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).

Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.

Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие. Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток. Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.

К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.

Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.

Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ. Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так. Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится. Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.

Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие. Но тоже далеко не всегда. Тем более мы не можем управлять всем и всегда в этом мире. Многие вещи так или иначе происходят помимо нашей воли, и ничего с этим не поделать.

Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.

Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир. Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля. Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).

Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления. К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.

Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.

Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.

Несколько основных причин, которые приходят в голову:

1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще. Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.
В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.

2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то , и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.

Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось. Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия. Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать. Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой. Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.

Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.

3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму. В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может. А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной. На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось». То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени , чтобы не делать ошибок. Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.

Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.

4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом. В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи. Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен. Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?

Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.

Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны. Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми. Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь. В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова. Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет). И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.

Зрелая личность определяется тем, что может за все, что случается в жизни.

Однако все об этом знают, дают даже подобные советы близким, а у самих рыльце, как говорится, в пуху.

Давайте сначала поймем, почему человеку самому трудно взять ответственность? А потом уже разберемся, как это делать.

Как не странно, корни, часто бывает, находятся в детстве.

Ребенок, не располагает столькими ресурсами, как его родители или иные взрослые окружающие его и ему необходимо строить с этим взрослым миром какие – то отношения, чтобы получить желаемое.

И очень часто у детей развивается изворотливость и желание избежать наказания за ошибку или проступок. Ибо если я ошибся, я могу не получить то – то и то – то, плюс могут решить еще чего – либо. Ну и эмоциональные корни этого вопроса уходят в то, что у ребенка формируется убеждение, которое можно озвучить как «меня перестанут любить», но мы так глубоко рыть не будем, у нас с Вами сейчас не психотерапия.

Небольшая поправка: не у всех детей это развивается, но об этом позже.

Такая стратегия избегания наказания за свой же поступок закрепляется. Основан он на страхе, на страхе наказания карающим взрослым.

И не в ребенке дело, а в том, что взрослые не создали почву под ногами и дали пищу для страхов за свои проступки и не желаемое поведение своему чаду.

Есть семьи, где дети не прячут плохие оценки, где они честно говорят с кем и почему подрались, ибо они не бояться наказания. И даже если оно последует, они понимают, что оно должно быть. Вот именно проблемы с ответственностью у таких детей в будущем все отлично.

А те, кто научился изворачиваться, в будущем страдают.

К примеру, самый популярный букет таких проблем:

Человек боится за свою работу попросить денег, в надежде, что другой человек и так оценит и чего – то там подаст. В итоге он занимается благотворительностью, и постоянно пилит себя за это.

Или прекрасный специалист сидит на одной и той же должности, боясь подойти к начальнику и попросить повышение зарплаты или должности. Внутри живет надежда, что вот – вот заметят и оценят и сами предложат.

В личной жизни, такой человек уверен, что партнер по взгляду, по вздохам и ужимкам или не довольному виду должен догадаться, что тому надо от него, на прямую никогда не говорит. Часто такая особенность доводит до конфликтов и он всегда случается, когда поздно что – либо исправить.

Это все тот – же самый детский страх. Он жив в таких людей до сих пор.

И как переступить через это? Как из инфантильности перейти во взрослость?

Начните с самого простого, перед другими людьми начните спокойно признавать свои ошибки.

Без извинений, ужимок и трагекомедий, а спокойно признайте, где и в чем Вы ошиблись, и тут же подчеркните, что Вы хотите и готовы исправить ситуацию.

На работе перед начальством, если даже Вы работаете сами на себе, то перед заказчиками или клиентами, так или иначе бывают ошибки.

Это нормально.

Не маскируйте их.

Вы же не с роботами работаете, на той стороне, будь то Ваш начальник или клиент, если адекватные человек Вас поймет, если в спокойном режиме Вы говорите что не так и почему, и тут же предлагаете вариант решения проблемы и свои ошибки.

Просто для себя нужно один раз и навсегда понять, что любая ошибка, это лампочка, которая сигнализирует, что пора действовать, а не засовывать голову в песок.

Ибо стратегия избегания страха наказания слишком энергозатратная и создает массу петлей разочарования в жизни.

И если говорить о том, как брать на себя ответственность нам, то рассмотренный выше алгоритм именно это и развивает.

Начните с этого простого шага, если речь не идет о исключительных случаях и событиях, то это спокойно нарабатывается и тренируется и уже через месяц Вас будет не узнать.

Из мямли, которая жалеет сама себя Вы превратитесь в самодостаточную личность, которая ценит сама себя, а соответственно и окружение начинает ценить Вас.

Дерзайте.

И до скорых встреч.

Здравствуйте! Я на данный момент разбираюсь со своими страхами. Поняла уже, что главный страх у меня повзрослеть, взять на себя полную ответственность за свою жизнь. Осознала причину этого -
конфликт внутреннего ребенка с внутренним родителем, внутренний ребенок боится, что ему придется умереть. Какие возможны выходы, методы примирения их?
И еще вопрос. Когда приходится себя заставлять что-то делать, работать, заниматься хозяйством, то потом я без сил, даже если занималась недолго, понимаю свою выгоду в сделанном, и есть желание дальше поделать что-то свое. Это тоже последствия моего внутреннего конфликта или нет?

Страх взять на себя полную ответственность за свою жизнь

Здравствуйте, Галина.
внутренний ребенок боится, что ему придется умереть.

Существует миф, что во взрослении и взрослости исчезает детскость и ребячество. Это не так. Точнее, можно это сделать так - так устроить свою жизнь, чтобы "убить" (а на самом деле - просто наглухо подавить) внутреннего ребенка. Но это не значит, что он перестанет существовать - просто уйдет в "подполье", проявляясь не прямо, а например, в болезнях. Наша детская часть играет важную роль в нашей жизни, она является катализатором многих приятных переживаний в ней, таких как радость, беспечность, спонтанность и прочее. Конечно, не вся радость и другие переживания исходят из детской части, но в большом количестве они "собраны" в ней. Жизнь без внутреннего ребенка представляется мне довольно унылой, как бы простонародно не звучало мое определение. Хорошим примером являются, например, дети, которые по разным причинам вынуждены ухаживать за младшими (или старшими) в семье и которые в 8 лет могут сказать что-то вроде: "Веселиться - это детские шалости!" - со всей презрительностью и надменностью. Это довольно грустное явление. Но взрослость не обязательно так несладка: как и каким быть во взрослости - выбор каждого!

Тогда вопрос начинает звучать по-другому: как организовать свою жизнь так, чтобы принять свою взрослую часть, взяв ответственность на себя за свою жизнь, не "убивая" при этом внутреннего ребенка? Вопрос индивидуальный: вы можете сами поисследовать пути решений для себя. Например, вы можете работать, но посещать какие-то дополнительные кружки, которые приносят вам радость и где вы можете раскрыться.

Хочется заметить:

конфликт внутреннего ребенка с внутренним родителем,

- по Эрику Берну есть 3 эго-состояния - Родитель, Ребенок и Взрослый. И Родитель ≠ Взрослый. Вкратце: Родитель отвечает за автоматизмы и долженствования (совесть); Ребенок - за спонтанность, эмоциональность, новизну; Взрослый - взвешенная часть сознания, принимает решения, адаптируется в происходящем. Можете подробнее изучить разницу и особенности в книге "Люди, которые играют в игры" (Эрик Берн).

Про "заставлять себя что-то делать" и связь со внутренним конфликтом Ребенок-Родитель. Учитывая, что вы спрашиваете это в контексте вашей темы, вполне вероятно, что это связанные вещи. У меня даже есть ощущение, что вы их уже связываете, но ищите подтверждение вовне. Учитывая, что ваша взрослая/родительская часть ассоциируется с некоторой сухостью и отсутствием детскости и сама по себе вызывает сопротивление, то ничего удивительного в том, что из вас "все соки выжимает" "взрослая" (или бытовая) деятельность. Я вот думаю: возможно ли в повседневные "взрослые" занятия добавить детскости? Может, это станет хорошим мостиком между вашими частями себя. Получится, что вы будете выполнять взрослые дела, но использовать при этом креативность и ресурс своей энергичной детской части - все будет задействовано.

У меня есть еще и другое предположение: возможно, вы боитесь не этого конфликта, а по другим причинам не хотите взрослеть... Вполне вероятно, что одна составляющая страха взросления есть в этом конфликте, но у меня есть ощущение, что есть и другие... Но это необходимо дополнительно исследовать.

Если у вас есть желание безопасно попрактиковать себя в совмещении разных частей себя в одной деятельности, поискать пути, как можно быть взрослой, не "убивая" Ребенка в себе, а также поисследовать, что еще может стоять на пути взросления, кроме конфликта Ребенок-Родитель (или Ребенок/Взрослый), то я готов с вами сотрудничать на платной основе. Мне кажется, со всем выше перечисленным вполне можно практиковаться самостоятельно в своей жизни, но с психологом процесс усвоения информации, осознавания, приобретения желаемого опыта может пойти значительно быстрее. Выбор оставляю за вами! :)

С уважением, психолог Зиненко Александр.