Дефис между частями слова в наречиях исключения. Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах

Правило № 1

по- , образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -и (-ки, -ьи) .

Например: по- новому , по- вашему , по- английски , по- волчьи , по- латыни .

Следует отличать наречия от сочетаний предлога с прилагательным.

наречие прилаг.

Сравните: По- осеннему шепчут листья. - По осеннему небу плывут облака.

Приставка по- пишется слитно с наречиями, образованными от прилагательных с помощью суффикса -у- : по просту, по маленьку , по тихоньку .

Приставка по- пишется слитно, если наречие образовано от сравнительной степени: побольше , почаще , подешевле , попроще .

Правило№ 2

Через дефис пишутся наречия с приставкой в-(во-) , образованные от порядковых числительных и оканчивающиеся на -ых (-их) .

Например: во-первых, во-вторых, в-пятых, в-десятых, а также наречия в-главных, в-последних (они включаются сюда по аналогии).

Правило№ 3

Через дефис пишутся наречия с приставкой кое- или суффиксами -таки, -то, -либо,

-нибудь .

Например: кое- как, кое- где, всё-таки , как-то , куда-либо , как-нибудь .

Правило № 4

Через дефис пишутся наречия, образованные при помощи повтора :

Повторением слова: чуть-чуть, еле-еле, едва-едва, громко-громко .

Повторением основы слова: давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу .

Сочетанием синонимичных слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову, тихо-смирно, худо-бедно, с бухты-барахты.

Если в состав наречного сочетания входит предлог, т. е. оно состоит из существительного, предлога и еще одного существительного, то данное сочетание пишется раздельно.

Например: бок о бок, след в след, с глазу на глаз, тютелька в тютельку .

Исключение: точь-в-точь .

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух существительных, одно из которых стоит в форме И.п., а другое - в форме Т.п.: честь честью, чин чином, дурак дураком, чудак чудаком.

Если в середине наречия, образованного при помощи повтора, стоит частица -то , то один дефис опускается. Например: подобру-поздорову , но подобру-то поздорову .

Через дефис пишется технический термин на-гора .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 251, 253, 254. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по) соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по) моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

Задание № 2. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест(на)крест, точь(в)точь, бок(о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, расстались (по)приятельски.

Открытый урок по теме

«Дефис между частями слова в наречиях» 7 класс

Тема урока: «Дефис между частями слова в наречиях».

Тип урока: урок - объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Базовый учебник:

Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.: Просвещение,2008.

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, дети! Добрый день!

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем изучать наречия. Давайте, познакомимся с целями нашего урока.

Цели урока:

    Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.

    Знакомство с условиями написания наречия через дефис.

    Формирование:

    умения определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях;

    умения отличать наречия от других частей речи.

Задачи урока.

Учебные:

а) закрепить сведения о правописании орфограммы дефис в словах разных частей речи, полученные учащимися ранее;

б) познакомить учащихся с условиями написания наречия через дефис;

в) научить делать выбор в написании наречий.

Развивающая - развитие логического мышле­ния, внимания, орфографической зоркости.

Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание письменной и речевой культу­ры, трудолюбия, аккуратности.

Учитель: А какую часть речи мы сейчас изучаем?

Ученик: Наречие.

Учитель: Мы продолжаем изучение темы «Наречие» и сегодня узнаем о дефисном написании этой части речи.

А что мы знаем об этой части речи, кто расскажет нам …….(Ответ ученика: Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др.) Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами. Например, К уроку русского языка я подготовился основательно.

Подготовился как? Основательно, основательно – это наречие, отвечает на вопрос как?

обозначает признак действия, и в предложении является обстоятельством.) (Учитель оценивает ответ). Молодцы, хорошо знаете правило.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов?

Ученик: Изучением правописания слов занимается орфография.

(Число, классная работа, тема «Дефис между частями слова в наречиях» на доске и слайде).

Учитель: Поэтому, Словарная работа. (на местах, у доски)

Выписать данные слова в 2 столбика, рассказать о них, объяснить правописание.

Нежно-голубой, юго-запад, кое-кто нежданный, русско-английский, кто-нибудь, желто-синий, что-либо недосягаемое, кто-либо, горько-соленый огурец. СЛАЙД

Прилагательные Неопределенные местоимения

Нежно-голубой кое-кто нежданный

горько-соленый огурец кто-нибудь

русско-английский что-либо недосягаемое

желто-синий кто-либо

Учитель : У вас есть возможность проверить правильность ваших работ. СЛАЙД

Ученик: (объясняет у доски) Сложные прилагательные и неопределенные местоимения

Учитель: Какие слова мы записали?

Ученик: Прил. и местоимения, которые пишутся через дефис.

Учитель: А тема нашего урока? Дефис между частями слова в наречиях.

3. Подведение учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: Ребята, а что же такое дефис в русском языке?

Ученик: Орфограмма.

Учитель: Но на этом уроке перед нами стоит задача – познакомиться с написанием через дефис частей слов в наречиях. И сейчас давайте проведем небольшую исследовательскую работу. Внимание, на экран.

Какая значимая часть слова (морфема) участвует в образовании наречий, которые пишутся через дефис?

Ответы учеников (приставка, суффикс, приставка и суффикс, повтор слов и т.д.)

Определили способы образования слов.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Когда наречия пишутся через дефис? (ответы учеников) Сравниваем ответы со слайдом.

4. Закрепление материала .

Учитель: Обратите внимание, на с.117 помещены слова в рамочке. Что это за слова?

Ученик: Словарные. СЛАЙД

Учитель прикрепляет магнитом на доску словарные слова. (раздать каждому ученику).

Словарные слова

давным–давно

волей–неволей

видимо–невидимо

мало–помалу

точь-в-точь

точка в точку

бок о бок

Все ли слова нам необходимо запомнить или правописание большинства из них объяснимо?

Ученик: Правописание большинства объяснимо.

Учитель: Правописание каких наречий можно объяснить?

Ученик: Давным – давно, волей- неволей, видимо – невидимо, мало – помалу , а запомнить надо правописание наречий бок о бок и точь-в-точь.

Учитель дает задание классу: по учебнику из упр. 251на стр. 118 выбираете по два примера и выполняете в тетрадях.

Учитель во время работы детей ходит между рядами, обращает особое внимание на работу слабых детей.

Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам слова-наречия, используя которые вы должны будете составить небольшое сочинение на тему «Любите и берегите природу!» ,буквально 4-5 предложений.

Закончили. Слушаем вас, отвечаем, объясняем правописание наречий.

Молодцы! Постарались.

Заготовки таблиц уже есть у каждого. СЛАЙД ПРОВЕРИТЬ РАЗДАТЬ

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях » (1,2 группы)

    Укажите, какое слово надо писать через дефис:

а) (в)трое; в) (в)троем;

б) (в)третьих; г) (в)третьей.

    В каком предложении выделенное слово – наречие?

а) Солнце светит по-весеннему.

б) По весеннему небу плывут облака.

3. Как пишутся данные наречия?

(едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)

а) слитно; б) раздельно; в) через дефис.

Работу выполнил(а) ___________________________________

Тест по теме «Дефис между частями слов в наречиях» (1,2 группы)

    Наречия, образованные приставкой в- от числительных, оканчивающихся на -ых (-их) , пишутся через дефис. Какая цепочка слов не соответствует этому правилу?

а) (в)низу, (в)право, (в)переди, (в)крутую, (в)даль.

б) (в)третьих, (в)шестых, (в)пятых, (во)первых.

2. Наречия, образованные приставкой по и заканчивающиеся на –ому, -ему, -и, пишутся через дефис. Найдите иллюстрацию к этому правилу.

а) (по)больше, (по)короче, (по)дальше.

б) (по)царски, (по)боевому, (по)нашему.

3. Найдите правильный разбор наречий по составу:

а) по-весеннему; б) по-весеннему;

в) по-весеннему; г) по-весеннему.

4. В каких предложениях выделенное слово – наречие?

а) (По)весеннему шумит лес.

б) (По)зимнему лесу двигались подводы.

в) (По)летнему лесу приятно идти.

г) Настроение было (по)осеннему грустное.

Работу выполнил(а) ____________________

На выполнение теста отводится 3 минуты.

Ученики сами оценивают свои работы.

Учитель: Проверяем себя сами, сверяемся со слайдом.

Следующий этап работы . На доске написан текст (на партах учеников этот текст имеется) РАЗДАТЬ

(Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают (по)зимнему насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.

Учитель: Назвать наречия, объяснить правописание. Ребята работают в тетрадях и выписывают наречия с вновь изученной орфограммой.

Учитель, обращаясь к отвечающему: Почему ты решил, что по зимнему это прилагательное предлогом? (ответ ученика).

Учитель магнитом прикрепляет распечатанные словосочетания по зимнему (насту) и по-зимнему (одет) Ученик объясняет, используя для примера словосочетания, прикрепленные учителем на доску, что наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному.

Учитель: Так зачем же мы все-таки ставим вопрос?

Ученик: Для определения части речи. (Учитель оценивает ответ учащегося)

Ученик: Действительно, важно определить часть речи, прежде чем делать вывод о написании слова.

Учитель: 3, 4 группы начинают работать с упр. 251 с первой парой предложений, а 1,2 группы, внимание на экран.

Учитель заслушивает варианты предложений и показывает на слайде свой вариант предложений.

    Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая урок, мне бы хотелось услышать от вас следующее:

    С какой орфограммой вы познакомились сегодня на уроке (дефис в наречиях)

    Когда наречия мы пишем через дефис? (ответы учеников и слайд «Дефис между частями слова в наречиях» см. выше и в презентации)

    Что нового вы сегодня на уроке узнали? (Наречия могут являться в предложении вводными словами, и в этом случае они на письме выделяются запятыми и не являются членами предложения).

Учитель: Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде дети отвечают утвердительно).

Цели урока достигнуты?

    Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?

    Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

    Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

    Умеем отличать наречия от других частей речи?

    Домашнее задание. Слайд.

Упр. 253 (5 предложений) – объяснить

Желающим – дополнительные задания-карточки

Учитель объявляет оценки за урок.

    Рефлексия.


.Выбор дефисного или слитного написания зависит от наличия в словах отдельных приставок и суффиксов, наличия двух корней в слове, частиц -то и -ка, повторов в служебных словах и междометиях.

приставка и корень
корень II суффикс
корень II корень
В служебных словах н в междометиях
Между
Между частями самостоятельного слова
словами

кое-что
соеукого
кое-куда
во-первых
по-прежнему кто-нибудь
куда-нибудь
что-то
что-либо
куда-либо
куда-то северо-запад
еле-еле
русско-анг
лийский
красно-синий
тёмно-жёлтый
древнерусский
пол-яблока
полдороги из^а из-под ах-ах всё-таки как-будто сущ. част.
с тол-то
прнл. част.
краспый-то
глаг. част.
у пал-то
глаг. част.
принеси-ка

П р а в и л а:
1 (№ 45). Неопределённые местоимения и наречия с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом.
gt;-либо. Кое-куда. Кое-что. КоЗукого
Если в неопределённом местоимении кое- отделяется предлогом, то пишется отдельно.
Куда-либо. Кто (есть предл.).
2 (№ 63). С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе: 1) приставку по- и суффиксы -ому (-ему), -и; 2) приставку в- (во-) и суффикс -ых (-их);

  1. приставку кое-; 4) суффиксы -то, -либо, -нибудь; 5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни.
По-зимнему. По-товарищески. Во-вторых. Кое-как. Когда-либо. Мало-помалу.
і " І і I
По-весеннему (нареч.) греет. По-весеннему небу.
Во-вторых (нареч.). Во-вторых классах.
3 (№ 41). Сложные прилагательные пишутся с дефисом, если они а) образованы сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и); б) образованы от существительных, которые пишутся с дефисом; в) обозначают цвет.
Сложные прилагательные пишутся слитно, если они а) образованы слиянием словосочетания в слово; б) сложением слов на основе словосочетания, в котором одно слово зависит от другого.
Выпукло-вогнутый (выпуклый и вогнутый). Северо-западный (от суіц. северо-запад). Изжёлтачсрасный (обозначает цвет). Глухонемой (искл.: глухой и немой). Долгоиграющий (на основе долго играющий).
  1. (№ 36). Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно.
Пол-луны. Пол-арбуза. Пол-Урала. Пол-Волги. Полдома (не на гласный, л і болып. букву).
  1. (№ 71). Междометия, образованные повторением основ, пишутся с дефисом.
Ox-jgt;x (из ох и ох).
  1. (№ 69, 70). Частицы -то и -ка присоединяются к другим словам через дефис. Стал-то, возьми-ка.

Еще по теме ДЕФИС МЕЖДУ ЧАСТЯМИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СЛОВ, МЕЖДУ СЛОВАМИ И В СЛУЖЕБНЫХ СЛОВАХ:

  1. § 8. Отделение различия между самостоятельными и несамостоятельными содержаниями от различия между содержаниями, выделяющимися и сливающимися в созерцании
  2. § 18. Различие между опосредствованными и непосредственными частями целого

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с условиями написания наречий с приставками через дефис.
  • Формировать умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

Учащимися изучаемой орфограммы.

  • Учить анализировать ошибки.
  • Развивать внимание, зрительную память
  • Учить ответу по предложенной схеме
  • Воспитывать интерес к русскому языку
  • Учить наблюдательности, аккуратности при работе в тетрадях

Оборудование: презентация «Дефисное написание в наречиях»

Ход урока

  • Организационное начало урока

1. Проверка домашнего задания

Проверить составленные словосочетания с предложенными словами: (железно)дорожный, (пусто)головый, (юго)восточный, (пол)литровый, (кое)кто, (светло) синий, (художественно)литературный, (кто)то. Объяснить написание.

а) Словарная работа по повторению изученного материала

Записать словосочетания. Объяснить правописание суффикса на конце наречий.(слайд 3)

  • Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.
  • Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…

Объяснить доходчив…, глядеть испуганн…, вскрикнуть сдержанн…

II.Работа по теме: Записать предложения на доске и в тетрадях.

По-прежнему шел сильный дождь. С другом по-братски, с врагом по-солдатски. (Пословица).

Ребята, при написании каких слов вы встретили сложности? (По-прежнему, по-братски, по-солдатски).
Верно, поэтому тема нашего урока … «Дефис между частями слова в наречиях».

1.Работа с таблицей «Наблюдаем вместе» (слайд 4)

Приставка

Суффикс

Наречие

По -

Ому, -ему, -цки,

Ски, -ьи

По -мо ему , по -рыба цки , по -лис ьи

В – (во-)

Ых, -их

Во -втор ых

В -треть их

Кое-

То, -либо,

Нибудь

Кое -где, куда- либо , как- то , сколько- нибудь

Повтор

Мало-помалу

Исключения

Бок о бок

Точь-в-точь

  • Первичная проверка знаний. (Под диктовку) Словарно-объяснительная работа: (на доске и в тетрадях)

Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.

  • Творческая работа . Замени предложения словосочетаниями с наречиями по типу:

Гл.+ наречие. (устно) (слайд 5)

  • Поступил, как товарищ. (Поступил по-товарищески)
  • Поступил, как друг.(Поступил по-дружески)
  • Решил подстричься, как прежде.(Подстричься по-прежнему)
  • Решил одеться, как в старые времена(Одеться по-старому)
  • Получилось, как ты предполагал.(Получилось по -твоему)
  • Выборочно-распределительная работа

(повторение написания неопределенных местоимений и сложных прилагательных) (слайд 6)

Задание: распределить в 2 столбца

1-дефисное написание наречий

2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных

Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во–первых.

  • Закрепление. Самостоятельная работа с учебником, упр.251. Предварительно разобрать написание выделенных слов.

III. Подведение итогов.(Слайд 7)

Написание синквейна. (Слайд 8). Выставление оценок.

Домашнее задание. Упр.253 (Слайд 9)

Предварительный просмотр:

Дефис между частями слова в наречиях Приставка Суффикс Наречие По- -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи По -моему, по -рыбацки, по -лисьи В-(во-) -ых, -их Во -втор ых В -треть их Кое- -то, -либо, -нибудь Кое -где, как- то, куда- либо, сколько- нибудь Повтор - Мало-помалу Исключения - Бок о бок, точь-в-точь

Замени предложения словосочетаниями Поступил, как товарищ. Поступил, как друг. Решил подстричься, как прежде. Решил одеться, как в старые времена. Получилось, как ты предполагал.

Распределите в 2 столбца: 1. Наречия 2. Местоимения и прилагательные Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во –первых.

Подведение итогов Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы поставленных целей?

Синквейн (франц.) – нерифмованное стихотворение 1 . Тема, предмет (одно существительное) 2. Описание предмета (два прилагательных или причастия) 3. Характеризуется действие предмета (три глагола) 4. Отношение автора во фразе 5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Домашнее задание П.42, упр.253


– закрепить знания о написании дефиса между частями слова в наречиях;

  • Развивающие
  • – развивать умение определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях, умение отличать наречие от других частей речи, умение вставлять наречия с дефисом в текст по смыслу, умение составлять предложениями с наречиями;
  • Воспитывающие
  • – воспитывать любовь к родному языку.

    Ученики должны

    • знать: условия употребления дефиса между частями слова в наречиях;
    • уметь:
    • находить в тексте наречия с дефисом, подбирать наречия по смыслу текста.

    Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», раздаточный материал для морфологической разминки; карточки с текстом для творческого диктанта; презентация; репродукция картины художника И.Шишкина «Зима» и его портрет; фотографии зимних пейзажей.

    ТСО: компьютер, экран.

    Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий.

    Ход урока

    I этап. Актуализация знаний.

    1. Морфологическая разминка.

    Задание: если я называю глагол, вы поднимаете елочку, прилагательное – снеговика, наречие – снежинку.

    Покрылся, белым-бело, куда-нибудь, холодный, по-видимому, холодно, белеет, белый-белый, красиво, тихо-тихо, тишина.

    – На какое слово не нужно было поднимать карточку? Почему