Значение рационализации. Рационализация как механизм психологической защиты. Что с этим делать

Нем.: Rationalisierung. -Франц.: rationalisation. - Англ.: rationalization. - Исп.: racionalizaci?n. - Итал.: razionalizzazione. - Португ.: racionalisa??o.

o Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени. Так, может идти речь о рационализации симптома, навязчивой защиты, той или иной реакции. Состояние бреда тоже характеризуется рационализацией, приводящей к более или менее отчетливо выраженному системостроительству.

o Этот термин был введен в повседневную психоаналитическую практику Э.Джонсом в статье "Рационализация в повседневной жизни" (Rationalization in everyday life, 1908).

Рационализация - это весьма обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различных видов бреда до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное объяснение, подчас нелегко бывает решить, верно ли это объяснение. В частности, при психоаналитическом лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (психоаналитикам хорошо известны случаи, при которых сопротивления маскируются "ссылкой на факты"), однако и тут оказывается полезно "заключить их в скобки", чтобы обнаружить бессознательные удовлетворения или зашиты, которые наслаиваются на эти мотивировки.

Примеры первого типа встречаются при рационализациях симптомов, невротических или перверсных (так, мужская гомосексуальность объясняется интеллектуальным и эстетическим превосходством мужчин), навязчивых защит (особые ритуалы, связанные с принятием пищи, объясняются, например, требованиями гигиены).

Гораздо труднее показать субъекту роль рационализации на примере черт характера или поведения, тесно связанных с Я.

Обычно рационализация не считается защитным механизмом, несмотря на свою неявную защитную функцию. Дело в том, что она нацелена не прямо на осуществление влечений, но скорее на вторичную маскировку различных элементов защитного конфликта. Таким образом, и защиты, и сопротивления анализу, и реакции разного рода сами, в свою очередь, могут стать предметом рационализации. Рационализация находит себе прочную опору в готовых идеологических схемах, общепринятой морали, религиях, Политических убеждениях и т.д., причем во всех этих случаях Сверх-Я усиливает защиты Я.

Рационализацию можно сравнить с вторичной обработкой*, которая строит из образов сновидений связный сценарий.

Именно в этом ограниченном смысле Фрейд считает возможным использовать рационализацию для объяснения бреда. С точки зрения Фрейда, рационализация не может порождать тематику бреда (1): это мнение противоположно традиционным представлениям, согласно которым мегаломания - это рационализация бреда преследования ("я, должно быть, великая личность, раз меня преследуют столь влиятельные люди").

Понятие "интеллектуализация" близко по смыслу рационализации; однако их следует разграничивать.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1. Бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения, даже когда они иррациональны. Приписывание своему поведению неправильных, но удобных причин. Псевдоразумное объяснение своих желаний или поступков, на самом деле вызванных причинами, признание коих грозило бы потерей самоуважения.

Самые яркие феномены рационализации называются "кислым виноградом" и "сладким лимоном": первый известен по басне Крылова, второй имеет целью не столько дискредитацию недосягаемого, сколько преувеличение ценности того, что имеется - "синицы в руках".

2. Один из механизмов защитных - форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, кои в действительности обусловлены иррациональными влечениями, неприемлемыми личностно или социально. Обеспечивает маскировку, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий, и тем самым - формулировку более приемлемых объяснений собственного поведения, обеспечение состояния внутреннего комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение, предотвращение переживания вины или стыда.

Рационализация направлена на блокирование осознания тех мотивов, что выступают как социально неприемлемые или неодобряемые, или же индивидуально нежелательные, ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствия образу идеального Я), жизненными планами и конкретными целями деятельности.

Неосознаваемость мотивов, способных вызвать рационализацию, может детерминироваться не только социальной или личной неприемлемостью, но и внушением постгипнотическим, действиями в состоянии аффекта, и пр.

После совершения действия, детерминируемого неосознаваемыми мотивами разного рода, субъект рефлексивно анализирует свое поведение и ситуации, рационализирует происшедшее и приписывает своим поступкам более приемлемые причины (мотивировки), находя "защитные" объяснения.

Согласно З. Фрейду и его последователям, на ранних стадиях развития личности рационализация - эффективный механизм защитный. У взрослого человека активное использование процессов рационализации ведет к неадекватному контролю поведения, к отсутствию правильного понимания себя и мира.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (RATIONALIZATION)

Термин, обозначающий процесс построения субъективно-рассудочных, сознательных объяснений отдельных собственных действий или установок, в основе которых лежат бессознательные, скрытые, неприемлемые для данного индивида мотивы. Хотя рационализация и не относится к какому-либо четко фиксированному механизму защиты, ее принято рассматривать в аспекте защит. Рационализация, кок правило, усиливает механизмы вытеснения. От интеллектуализации (то есть изоляции аффекта, при которой к сознанию допускается лишь потенциально объективируемое, осмысленное содержание) рационализация отличается отсутствием эмоциональных побуждений,

Рационализация

Rationalization). Защитный механизм, при котором индивид находит допустимые причины для недопустимых мыслей и действий. Этот механизм маскирует мотивы, делая наши поступки морально оправданными и тем самым подчиняясь давлению, исходящему от супер-эго.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

лат. rationalitas - разумность). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, характеризующийся бессознательной попыткой рационально обосновать абсурдный, иррациональный импульс, противоречащую общепринятому идею, преследующую неблаговидную цель. Так, например, не оказав помощи ближнему в экстремальной ситуации, человек пытается это логически обосновать тем, что его вмешательство все равно оказалось бы безрезультатным и привело бы только к увеличению, числа жертв; страдающий алкоголизмом ссылается на советы врача применять небольшие дозы алкоголя при язвенной болезни желудка. Термин предложен E. Jones .

Рационализация

Один из защитных механизмов по теории Фрейда: попытка объяснить наше поведение самим себе и другим, пользуясь рациональными и социально приемлемыми способами. К примеру, мы можем скрывать детскую привычку есть из особой тарелки или пить только из своей чашки за объяснением вроде «я не хочу наглотаться чужих микробов».

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

rationalisation) - (в психиатрии) объяснение каких-либо событий или поведения человека таким образом, при котором стираются его истинные причины. Например, человек может объяснить свой отказ от посещения вечеринки тем, что он слишком устал и хочет отдохнуть, тогда как истинной причиной его отказа является то, что он просто боится встречи с новыми, незнакомыми ему людьми.

Рационализация

Словообразование. Происходит от лат. rationalis - разумный.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

1. В общих понятиях: процесс, в результате которого то, что было запутанным, неясным и иррациональным (или, возможно, лучше нерациональным) становится ясным, четким и рациональным. 2. В психоаналитической теории этот термин употребляется в общем значении, но с дополнительной коннотацией: что это используется для того, чтобы скрыть истинные мотивы действий, мыслей или чувств человека. В этом смысле термин обычно относится к защитным механизмам. 3. Результат процесса рационализации в любом из вышеуказанных значений.

Рационализация

Тенденциозный анализ аргументации, когда желательное заключение расценивается как приемлемое, либо нежелательное заключение расценивается как неприемлемое. Обычно рационализация происходит бессознательно.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

защитный психологический механизм, целенаправленная попытка человека разумно объяснить и оправдать какое-либо свое действие, которое на самом деле не поддается вполне разумному объяснению и безусловному оправданию.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать истинные их мотивы.

Представления о рационализации содержались в работах многих писателей и ученых, поскольку данное явление широко распространено в жизни людей. Однако психоаналитическое понимание этого феномена впервые было дано английским психоаналитиком Э. Джонсом (1879–1958) в его статье «Рационализация в повседневной жизни» (1908).

Процесс рационализации не ускользнул от внимания З. Фрейда. Напротив, во многих своих работах он не только продемонстрировал масштабность распространения этого процесса, но и показал важность раскрытия в психоаналитической терапии стоящих за рационализацией бессознательных влечений.

В психоаналитической практике рационализация пациентов может быть связана с различного рода логическими построениями и конструкциями, с помощью которых они объясняют свои невротические симптомы, оправдывают свои отношения с другими людьми, включая аналитика, выражают протест против иных интерпретаций их поведения и образа жизни. Пациенты воспринимают свои собственные логические построения и конструкции в качестве сознательных умозаключений, свидетельствующих о здравом отношении к реальности. В действительности же в основе их рассудочной деятельности лежат такие мотивы, которые являются бессознательными и не осознаются пациентами.

Рационализация тесно связана с защитными механизмами, используемыми индивидом для разрешения внутрипсихических конфликтов. В некоторых случаях она воспринимается в качестве своеобразного защитного приема, к которому может прибегать любой нормальный человек, не осознающий глубинные мотивы своего мышления и поведения. Вместе с тем, с психоаналитической точки зрения, рационализация не является защитным механизмом в строгом смысле этого слова. Ее основная функция заключается в сокрытии подлинных мотивов мышления и поведения, в логическом оправдании и поддержке предшествующих психических защит, использованных человеком при решении конфликтов, в том числе и патологических, приведших к бегству в болезнь. В этом отношении рационализация выступает в качестве вторичного образования по сравнению с первичными защитными механизмами, то есть становится как бы защитой защиты.

Как вторичное образование рационализация оказывается действенной, часто используемой пациентами не только по отношению к рассудочному оправданию бессознательного проявления собственных психических защит, но и по отношению к различного рода сопротивлениям, возникающим в процессе аналитической терапии.

Распространенной является точка зрения, согласно которой рационализация основывается на принятой в обществе идеологии, морали. Однако некоторые психоаналитики выступают против подобного понимания рациональности. В частности, К. Хорни (1885–1952) считала, что в действительности имеется «широкий диапазон индивидуальных различий как в содержании, так и в методах рационализации». В работе «Наши внутренние конфликты» (1945) она показала те различия в аргументации, к которой прибегают уступчивый и агрессивный типы личности. Первый тип приписывает свое желание быть полезным чувствам симпатии, и если у него слишком заметны наклонности к деспотизму, то он «рационализирует их как проявление заботы о других». Второй тип отрицает наличие какого-либо чувства симпатии, и в случае, когда он является полезным, приписывает свои действия исключительно целесообразности.

К. Хорни полагала, что диапазон индивидуальных различий в содержании и методах рационализации вполне очевиден, если «рассматривать рационализацию как один из способов поддержки невротических попыток создания искусственной гармонии». В общем плане она исходила из того, что рационализация – это «самообман посредством логического рассуждения».

В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) К. Хорни предостерегала, что «пользоваться концепцией рационализации означает работать с опасным оружием». Речь идет о том, что психоаналитик не должен считать ту или иную установку или убеждение пациента рационализацией чего-то другого, если на то нет соответствующих доказательств. Если, например, человек не соглашается на хорошо оплачиваемую, но трудную работу, объясняя это тем, что не может пойти на компромиссы со своими убеждениями, то, возможно, его убеждения действительно более ценны для него, чем финансовая выгода. Не исключено также и то, что основным мотивом его решения являются не его убеждения, а страх, связанный с опасением не справиться с предложенной работой. Возможны и какие-то другие мотивы отказа человека от предложенной работы. Это означает, что психоаналитику следует сперва разобраться в подлинных мотивах мышления и поведения человека, прежде чем усматривать в его решении действие процесса рационализации. По мнению К. Хорни, в данном случае «мы можем говорить о рационализации лишь тогда, когда в действительности более сильной мотивацией являются страхи».

В обыденном представлении понятие рационализации нередко смешивается с интеллектуализацией. В психоаналитической литературе между ними проводится различие. Рационализация соотносится с рассудочным объяснением, маскирующим подлинные мотивы мышления и поведения человека, в то время как интеллектуализация – с сознательной деятельностью, основанной на активизации мыслительных процессов.

Рационализация как механизм психологической защиты.

Рационализация это психологический механизм защиты, который позволяет реагировать на ситуацию или действие, вызванное неприятными чувствами и желаниями, рационализация в свою очередь маскирует и ослабляет эти чувства, меняя на более приемлемые причины.

Рационализация это механизм защиты, который оправдывает мысли, чувства, поведение, которые не приемлемы для человека. Этот механизм психологической защиты считается самым распространенным среди всех механизмов, так как поведение человека определяется большим количеством факторов, и когда он пытается объяснить более приемлемым для себя мотивом, это он рационализирует. Бессознательную рационализацию не стоит смешивать со специальным обманом, ложью или притворством. В любом виде рационализации есть маленькое количество правды, но все-таки большее количество занимает самообман, в связи с этим она и считается самым опасным механизмом психологической защиты.Для человека, который прибегает к такому психологическому механизму защиты психики как рационализация, мир становится стройным, логически обоснованным, предсказуемым. Этот механизм придает человеку уверенность в себе, снимает тревогу, напряжение. Рационализация помогает человеку сохранить самоуважение к себе, как сейчас говорят – «выйти сухим из воды», «сохранить лицо» в не очень приятных ситуациях. Э.Фромм отметил, что рационализация это способ «остаться в стаде» и чувствовать себя при этом личностью.Ярким примером рационализации как защитного механизма можно привести оправдание школьника из-за чего он получил двойку. Ему достаточно тяжело признаться всем окружающим и, конечно же, самому себе в первую очередь, в том, что он виноват – не подготовился к уроку. Данный удар по самолюбию сможет пережить далеко не каждый. Но критику со стороны других людей, в особенности значимых, достаточно болезненна для него. Вот ученик начинает придумывать «искреннее» оправдание: «У учителя было плохое настроение, и он всему классу поставил двойку» или «Меня преподаватель не любит как Петрова, поэтому он придирается и ставит мне двойки без повода». Ребенок так красиво убеждает всех, что сам начинает верить в это.Человек, который пользуется психологической защитой рационализацией, он начинает заранее обдумывать все возможные варианты своего поведения и его последствия.

При рационализации человек пытается создать логические объяснения своему или чужому поведению, действию или переживанию, которые вызваны по причине, которую человек не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При рационализации как механизме защиты психики очень часто наблюдаются попытки уменьшить ценность опыта который не доступен для человека. Например, когда человек оказывается в ситуации конфликта, он начинает защищать себя от негативного действия этого конфликта пытаясь снизить для себя и других причины которые вызвали этот конфликт.

Иногда, кажется, что мы не живём, а спим. Почему такое представление возникает? Оно возникает тогда, когда стараешься жизнь подменить умом. В результате делаешь жизнь серой и скучной, не остаётся в ней места чуду!

З. Фрейд заметил, что после сеанса гипноза, во время которого человеку внушили, чтобы он раскрыл свой зонтик, совершающий это бессмысленное действие человек, сразу находил себе оправдание, а по сути самооправдание. Но рациональный человек не тот кто постоянно занимается самооправданием.

Обычно у людей объяснение было следующее: « проверяю, как зонт работает».

Загипнотизированному до этого человеку было невдомёк, что на самом деле это действие ему внушили.

Фрейд назвал этот защитный механизм «рационализация». Рациональный человек всегда найдёт логичное объяснение своему поведению, оправдывающее его. Даже если эти объяснения притянуты за уши.

Чем умнее человек(Рациональный человек), тем больше он найдёт аргументов в своё оправдание в той или иной ситуации.

Давайте обратимся к нашей палочке-выручалочке, к Википедии:

Рационализация (психология)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Рационализа́ция (лат. rationalis - разумный, лат. ratio - разум) - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.

Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.

Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - желанием сделать окружающих более самостоятельными. И везде рационализация по сути выступает как самооправдание и самообман. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.

Знаменитый пример рационализации - басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Такое вот самооправдание и самообман.Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Постоянная рационализация, прежде всего невроз, когда человек спонтанные свои поступки обязательно оправдывает!Сглаживание разницы между желаемым и действительным всегда является подспудной целью рационализации. Ненароком с помощью логики завышается ценность достигнутого результата и умаляется то, что по разным причинам не получилось. И это всё тоже самооправдание и самообман.

Рационализация напоминает комфортное осмысление, такое осмысление, которое удобно и не вызывает тревожных сомнений. Но не лучше ли, не сдерживая возбуждения, ослаблять тревогу, а не пытаться всю жизнь свою под комфортное осмысление подгонять.

Рационализация как невроз и защитный механизм особенно наглядно у психастеников проявляется! Мнительный психастеник постоянно всё объясняет и доказывает, предусматривает и планирует. Сил на реальные стремления и находки уже и не остаётся!

Рационализацию очень часто путают с интеллектуализацией. Конечно, эти два процесса тесно связаны и зачастую сопутствуют друг другу. Тем не менее, разница между ними есть.

Интеллектуализация, по сути, нейтрализация эмоций и чувств, замена их мыслями, а рационализация ещё и объяснение своих переживаний и поступков. Общее между рационализацией и интеллектуализацией не что иное, как самооправдание.

Для полной и ясной картины рационализации полезно сравнить её с тем, что называется объяснение. Постоянное объяснение самому себе своего поведения, поступков, мотивов и есть рационализация. И это конечно всегда объяснение комфортное, удобное и оправдывающее.

Рационализация не решает проблемы, а только ретуширует её, тщательно при этом её скрывая!

Стремление человека жить в упорядоченном, логичном, стабильном мире и вызывает рационализацию и интеллектуализацию. Но мир не только устойчив, но и изменчив, часто непредсказуем и логике не подчиняется. И чтобы тяжело не переживать противоречия жизни, человек прибегает к рационализации как самооправданию и самообману.

Невроз это постоянный самоконтроль, обязательно включающий в себя рационализацию! И чем меньше самоконтроля, тем и меньше будет рационализации.

А рационализируем ли мы свои эмоции? (В данной статье я использую слово «эмоции» в широком смысле, как весь спектр переживаний, начиная от простейших комплексов ощущений и продолжая сложными чувствами.)

Рационализируем. Ещё как. И тем самым врём себе .

Вы хотите полностью объяснять эмоции? При большом желании, вы этого достигните. В лучшем случае это буде схематичное, мало что означающее для практической жизни «словоблудие». В худшем: очередное сдерживающее влияние на эмоции, их искажение.

Мы не всё в жизни способны объяснить? Рождение и смерть, бесконечность недоступны нашему пониманию. А почему подвластны уму эмоции?

Воле они подвластны, а уму нет. А воля, этот экстренный, аварийный я бы сказал, механизм психики, срабатывает тогда, когда надо себя заставить что-то сделать или задавить в себе. Например, эмоции подавить.

Допустим, мы подумали и решили, что страх это плохо! Подключили волю и . Вместо того, чтобы страх пережить сполна и тем самым освободиться от него, мы загнали его внутрь и устроили с ним борьбу, тратя на это немало нервных сил.

Что такое Рационализация? Значение и толкование слова ratsionalizatsija, определение термина

1) Рационализация - (от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

2) Рационализация - (rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

3) Рационализация - - В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

4) Рационализация - – переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

5) Рационализация - - по М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

6) Рационализация - (rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация

(от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

(rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

– переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

По М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

(rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (Грановская). Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.

Рационализация это процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. Выбор аргументов для рационализации это преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы (самооправдание и защитная аргументация) – остаются неосознанными, индивид изобретает мотивировку. В качестве самооправдывающих аргументов используют различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели. Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".

Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.

Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Механизм рационализации опирается на такие механизмы защиты как проекция и вытеснение (проективная рационализация, атрибутивная и вытесняющая).

Виды рационализации :

· индивидуальная (защита себя) и групповая (защита группы, с которой себя идентифицирует субъект – этническое сознание, культура);

· актуальная – в момент действия и некоторое время по окончанию действия фрустратора;

· предвосхищающая – при ожидании возможной фрустрации;

· прямая – защитная аргументация, оправдывающая себя и преувеличивающая роль фрустратора;


· непрямая – объектами мысли становятся те предметы и вопросы, которые не имеют прямого отношения к фрустрации. Они начинают получать символическое значение. А следовательно, на формирование этого вида рационализации оказывает влияние механизм вытеснения или подавления. Таким образом, данный вид рационализации не освобождает от фрустрации.

Способы рационализации :

· дискредитация цели («Лиса и виноград» - не дотянуться – виноград зеленый),

· дискредитация жертвы («сама виновата» - опирается на механизм атрибуции и проекции – он бы на моем месте поступил так же),

· преувеличение роли обстоятельств,

· утверждение вреда во благо,

· самодискредитация (принижение себя – спасает от вторичной фрустрации – я сам себя ругаю, и поэтому меня жалеют, так же может быть способом бегства от социальной ответственности),

· переоценивание имеющегося,

· самообман:

ü в ситуации выбора, когда мы его совершаем, то вторая возможность сохраняет свою ценность, для разрешения когнитивного диссонанса индивид начинает утверждать, что не имел подлинной возможности свободного выбора (отрицание возможности выбора);

ü в ситуации нанесения вреда другому (утверждение вреда во благо) оперирует к тому, что это происходит на благо жертвы – субботняя порка для профилактики.

Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.

Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.