Вопросительное восклицательное и третий вид. Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи? Сложные и простые предложения

Некоторые люди не знают, как правильно расставить знаки препинания в тексте или даже одном простом предложении. И очень часто над такими людьми смеются, указывают на их ошибки (на письме, в официальных документах, в комментариях в социальных сетях и др.).

Виды предложений по интонации

Предложения, выделяемые интонационно, бывают невосклицательного и восклицательного типа. В основном встречаются предложения первого типа. Это повествовательные предложения, побуждающие. К примеру: Возьми с собой, пожалуйста, картошку. От приятного запаха осени моя душа запела. Мама говорила купить хлеб и газету.

Второй тип подразумевает особое произнесение текста, с тоном и чувством, яркой окраской восклицания. Примером послужат такие предложения: Как же здорово на море! Вот это да! Красотища! Отдай немедленно ей краски!

Предложения по цели высказывания

Здесь различают три подтипа:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

К первым относят такие предложения, которые либо отрицают что-то, либо повествуют о чем-то. Обычно они заканчиваются многоточием, точкой или восклицательным знаком. Давайте рассмотрим примеры:

  • Я люблю море. Однако я не хочу ехать туда по жаре.
  • Темнеет.
  • Кажется, стало темно…
  • Ой, утро наступило!

При повествовательной интонации рассказчик повышает тон вначале предложения и понижает его в конце.

К вопросительным относят и риторические, и обычные предложения. В конце каждого ставится знак вопроса. Примеры: Когда ты уберешь комнату? Что происходит? Как обстоят дела с банком? Ты можешь отдать диск сегодня?

Интонационно такие предложения выражаются рассказчиком в повышении голоса в конце предложения или на самом вопросе.

Третий вид предложений – побудительные. Обычно они заканчиваются точкой или восклицательным знаком и содержат совет, просьбу или призыв, мотивацию, требование, приказ и подобное. На примере: Принеси мне апельсин, будь добр. Позанимайся аэробикой. Не спи! Валя, положи вещи на место!

В случае использования таких предложений рассказчик повышает тон.

Так как русский язык богат и многогранен, встречаются такие ситуации, когда сложно понять, что имелось в виду и где именно необходимо расставить знаки препинания. Но если Вы хотите быть разносторонне грамотным человеком, необходимо знать правила русского языка и уметь оперировать ими.

Задачи урока:

  1. познакомить с видами предложения по цели высказывания;
  2. отрабатывать умения определять цель предложения;
  3. развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
  4. воспитывать умение слушать других;

Оборудование:

  1. Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
  2. Раздаточный материал: рабочий лист
  3. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)

Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.

II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:

Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).

Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.

Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.

Пропишите этот узор один раз:

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь

III. Актуализация знаний:

На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)

  1. Расскажите, что вызнаете о предложении.
  2. Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.

IV. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)

Кузнечик, унеси меня домой.

А где ты живешь?

В муравейнике.

  1. Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
  2. Какая это речь? (Разговорная)
  3. Сколько героев участвует в разговоре? (2)
  4. Кто они? (Кузнечик и муравей)
  5. Как называется такой текст? (диалог)
  6. С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
  7. Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
  8. Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
  9. Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
  10. Какой знак стоит в конце предложения? (?)
  11. На странице 106 абзац 3
  12. Что сообщается в последнем предложении?
  13. Какой знак стоит в конце предложения?
  14. Как называются такие предложения?
  15. Страница 106 абзац 2.

V. Обобщение (выводы):

А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение.

Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)

VII. Самостоятельная работа: приложение 2

На рабочем листе упр. 3.

Составьте из каждой группы слов предложение:

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)

На рабочем листе упр. 4

Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)

VIII. Проверка усвоения темы.

  1. Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
  2. Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).

    Даже по формулировке понятно, что различие - в эмоциональной окраске. В конце восклицательного предложения всегда стоит восклицательный знак.

    Если фраза говорится с повышением интонации к концу предложения, то это первый вариант, если в конце предложения ставится точка или вопросительный знак, то имеет место невосклицательная форма.

    По цели высказывания предложения делятся на три группы:

    • повествовательные;
    • вопросительные;
    • побудительные.

    Все они могут быть или не быть восклицательными.

    Повествовательные по цели (примеры невосклицательных и восклицательных вариантов):

    Вопросительные:

    • Когда тебя ждать?
    • Сколько можно тебя ждать?!

    Побудительные:

    • Ешь кашу.
    • Ешь, а то гулять не пойдем!
  • Восклицательными и невосклицательными бывают предложения по интонации.

    • Вс хорошо.
    • Как хорошо!

    Повествовательными, побудительными или вопросительными они бывают по цели высказывания.

    Они любят мороженое (повеств.)

    Расскажи новости (побуд.)

    Покажешь мне город? (вопросит.)

    Предложения определяют по интонации и знакам препинания в конце предложения. Когда от удивления в конце предложения интонация повышается, явно предложение относится к восклицательным. Если человек спрашивает, то предложение относится к вопросительным. После вопросительного знака иногда стоит восклицательный знак, поэтому предложения по типу интонации делятся на восклицательные предложения и предложения не восклицательные.

    По цели высказывания предложения бывают повествовательными, когда тон ровный, вопросительным, когда спрашивают и побудительным, когда что-то просят или приказывают. В помощь две таблицы по материалам начальной школы.

    Синтаксический разбор предложения начинается с определения, простое предложение или сложное. Если перед нами простое предложение, следующим шагом в его характеристике является определение вида высказывания по цели :

    повествовательное, вопросительное или побудительное.

    В предложении, сообщающем о факте существования или отсутствия чего-либо, наблюдаем повествовательную интонацию, например:

    Наступила золотая осень. Короткими стали осенние денчки. Все чаще дует северный ветер.

    Предложение, с помощью которого мы хотим узнать о чем-то, задаем вопрос, является вопросительным:

    Скоро ли выпадет снег? Когда наступит зима?

    Если предложение выражает побуждение к действию, приказ, то его классифицируем как побудительное, например:

    Сядь, отдохни от забот!

    Вторым параметром общей характеристики простого преддожения является его интонация . С этой точки зрения различают восклицательное и невосклицательное предложения.

    Невосклицательное предложение произносится без особой выразительности и экспрессии, то есть довольно спокойным тоном:

    Восклицательными могут быть все три вида предложений по цели высказывания, например, повествовательное:

    А вот восклицательное побудительное предложение:

    Восклицательным по интонации может быть и вопросительное предложение:

    Ну разве можно было бросаться в ледяную воду?

    Предложения разделяются по цели высказывания на:

    1) Повествовательные - цель рассказать о чм либо, без каких-либо эмоций. Например, У нас есть 100 тарелок .

    2) Вопросительные - цель узнать/спросить что-либо. Например, Нам хватит этого пирога на всех гостей?

    3) Побудительные - цель привлечь объект к какому-либо действию. Например, Покажи, что ты привз мне из Красноярска .

    Предложения разделяются по интонации на:

    1) Невосклицательные - без цели передать чувства или эмоции. Например, Зима наступила .

    2) Восклицательные - с целью передать чувства или эмоции говорящего. Например, Как же тут холодно!

    Также бывают предложения, одновременно имеющие признаки обеих групп.

    Побудительно-восклицательные : Например, Прекрати немедленно!

    или Вопросительно-восклицательные : Например, Разве можно такое говорить?!

    или Повествовательно-восклицательные : Например, Как я замрз сегодня утром!

    По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания же предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. На этом сайте Вы можете посмотреть обучающее видео, посвященное Вашему вопросу: ; -po-tseli-vyskazyvaniya.

    Как видно, все очень просто: предложения бывают невосклицательными и восклицательными, т.е. эмоционально более выраженными. Это деление по интонации.

    Цель высказывания может быть также разной:

    • о чем-то рассказать - повествовательное предложение;
    • о чем-то спросить - вопросительное предложение;
    • что-то приказать или о чем-то попросить - побудительное предложение.
  • Относительно интонации запомнить вообще несложно, так как группы подразделений всего две - это восклицательные предложения, а так же не восклицательные.

    А относительно цели высказывания предложение может быть побудительным или же повествовательным или же вопросительным.

    По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

    Пример Восклицательного - Пришла весна!

    Невосклицательное предложение будет звучать также, правда без восторга - Пришла весна.

    По цели высказывания предложения бывают трех видов: Повествовательные, побудительные и вопросительные.

    Повествовательные - это самые обычные предложения, в которых о чем ли о ком-то рассказывается - Мы любим ходить на прогулки.

    Вопросительные задают вопрос, о чем-то спрашивают - А ты пойдешь с нами гулять?

    Побудительные - предложения, которые заставляют что-то делать - Давай быстрей делай уроки, а то гулять не пойдешь?

    Со школы в память врезалось- предложения по интонации делятся на 2 вида-восклицательные(в конце всегда стоит восклицательный знак и произносится такое предложение с явной повышенной интонацией) и не восклицательные(в конце такого предложения стоит любой знак кроме восклицательного), при синтаксическом разборе для краткости просто писали ! или не!.А по цели высказывания предложения бывают:

    Вопросительные(естественно,предложения в которых есть вопросительный знак)

    Повествовательные(предложения, в которых обычно в конце ставится точка либо многоточие)

    Побудительные(предложения, с помощью которых заставляют(побуждают) сделать что-либо.В конце таких предложений обычно всегда восклицательный знак)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский язык 4 класс Типы предложений по цели высказывания и по интонации

Цели (три) повествовательное, вопросительное, побудительное Интонация (две) восклицательная и невосклицательная.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С какой целью произнесли, написали? Сообщить что-либо Спросить что-либо Просили или побуждали к действию повествова-тельное вопросительное побудитель ное? ? ! . ! ! .

Что такое звёзды? повествовательное вопросительное побудительное

Назовите все знаки препинания. повествовательное вопросительное побудительное

Как приятно в жаркий день искупаться в бассейне! повествовательное вопросительное побудительное

Низко над морем пронеслась чайка. повествовательное вопросительное побудительное

Кто стучится в дверь ко мне? повествовательное вопросительное побудительное

Мойте руки перед едой! повествовательное вопросительное побудительное

Думай, сынок, а потом говори! повествовательное вопросительное побудительное

Что всего краше на свете? повествовательное вопросительное побудительное

В овраге мы нашли родник. повествовательное вопросительное побудительное

В осеннем парке ветер тихо шуршит листвой. повествовательное вопросительное побудительное

Тест: «Виды предложения по цели высказывания и по интонации»

Какой сегодня чудесный день! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Я показал маленькую лужицу. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Что же теперь говорить об этом?! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Кто открыл окно в сад? Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Продолжать наблюдение! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Приходите сегодня вечером. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

Учебник стр.13 Правило Упр 15 . Списать, вставляя зеленой ручкой. После заголовка тоже поставить точку. ЧИСТОТЕЛ.

1. В первом предложении подчеркнуть основу (подлежащее и сказуемое) 2. Стебелёк, муравейника разобрать по составу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы предложений по цели высказывания и по интонации

Презентация состоит из блоков-заданий, способствующих отработке навыков определения тиа предложения по цели высказывания и интонации....

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

Вконтакте

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Разделение на группы по эмоциональной окраске

По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное:

  • Как тебе не стыдно!
  • Позор двоечникам и лентяям!
  • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

Невосклицательное:

  • Моя мама – учительница.
  • В моем родном городе много интересных мест.
  • Когда я вырасту, я буду механиком.

Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

Классификация предложений

Классификация по количеству грамматических основ

На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

Простые предложения

Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

  • Я уехал в дальние края.
  • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
  • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

  • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
  • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
  • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

Виды сложных предложений

Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

  • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
  • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
  • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
  • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

Предложение, его грамматическая основа

Разные виды сложных предложений

Вывод

Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.