Современный турецкий язык. Турецкий язык. Говорят ли в Турции на европейских языках
21 августа 1567 - 28 декабря 1622
католический святой, епископ Женевы, Учитель Церкви, основатель конгрегации визитанток
Биография
Юность
Франциск Сальский родился в 1567 году в замке Саль (разрушен по приказу Людовика XIII), что в двадцати километрах к северо-востоку от Анси . Его родители принадлежали к старинному аристократическому семейству герцогства Савойского. Будущий святой был старшим из шести братьев и сестер.
В возрасте тринадцати лет уехал в Париж , где получал образование сначала в колледже иезуитов, затем в парижском университете. В 1579 г. он отправился в Падуанский университет для продолжения обучения праву и теологии. В 1593 г. против воли отца стал священником. Правда, после того, как почти сразу после рукоположения, несмотря на молодость, Франциск получил почётную должность декана женевского капитула, отец смирился со священническим призванием сына. В качестве своих небесных покровителей молодой декан избрал св. Франциска Ассизского и св. Филиппа Нери .
Священничество и проповедь
Поскольку после Реформации город Женева стал центром кальвинизма, и католическая церковь была там запрещена, резиденция епископа Женевы располагалась в г. Анси в Савойе. Соответственно и деятельность Франциска поначалу проходила в родных местах, тем более что существовала потребность в борьбе с кальвинизмом, проникающим в Савойю из Женевы.
К 1594 г. район Шабле стал почти полностью кальвинистским. Франциск начал проповедническую деятельность там, обращаясь главным образом к беднякам. Это было сопряжено с большими опасностями, дважды его пытались убить, а один раз он чудом избежал гибели, повстречавшись с волчьей стаей. Но проповеди Франциска были столь действенны, что через четыре года регион был полностью возвращён в католическую веру, а когда женевский епископ в изгнании Грайнер посетил Шабле, его встречали толпы обращённых св. Франциском бывших кальвинистов.
Слава Франциска росла, легенды ходили как о его проповедях, так и о его добродетелях. Многие его недоброжелатели были покорены терпением и кротостью святого.
Епископство
В 1599 г. он был назначен коадъютором епископа Женевы. В следующем году он посетил Францию , где познакомился с секретарем и исповедником короля Генриха IV кардиналом де Берюлем , знаменитым богословом, который сделался его хорошим другом. Де Берюль познакомил Франциска с молодым Винсентом де Полем, эта встреча двух будущих святых была важна и полезна для обоих. Король Генрих IV также имел несколько бесед с Франциском и был настолько покорен его умом и святостью, что просил его остаться в Париже, однако Франциск отклонил это предложение и вернулся в Савойю.
В 1602 г. после смерти епископа Клода де Гранье, Франциск сам стал епископом Женевы.
До самой смерти он неустанно служил делу Церкви в Савойе и Франции, проповедовал, способствовал росту приходов, приходил на помощь бедным и обездоленным. Вместе со святой Иоанной де Шанталь , духовным руководителем которой он был, Франциск основал в Анси в 1610 г. женский орден визитанток, духовное руководство которым он осуществлял до самой смерти.
Смерть и почитание
Герцог Савойский потребовал от Франциска, чтобы тот сопровождал его с дипломатической миссией в Париж и, несмотря на слабое здоровье и усталось, он согласился. Зная о вероятной смерти, Франциск Сальский оставил завещание и попрощался с монахами Анси. На своем пути, 12 декабря он сделал остановку в Лионе, где жила последние годы Иоанна де Шанталь. Спустя несколько дней Франциск заболел, а 28 декабря умер. Вскоре после смерти его мощи были перевезены в Анси.
Святой Франциск Сальский родился 21 августа 1567 года в Савойе, в замке Саль, недалеко от Анси. Он был первенцем в старинной и знатной семье, бывшей в родстве с Савойской династией, и с самого его рождения его отец, сеньор Буаси, обдумал и предопределил жизненный путь своего старшего сына, избрав для него административную карьеру. В 1573 г., в шестилетнем возрасте мальчик поступил в коллеж Ла Рош Сюр Форон, а через два года перешёл в коллеж в Анси, город, с которым впоследствии будет связана его дальнейшая жизнь. Тринадцати лет, его послали продолжать образование в Париже у иезуитов. Здесь, в Париже, размышляя о своём спасении, он пережил глубокий духовный кризис: в какой-то момент он усомнился в возможности достичь спасения, ему стало казаться, что учение о предопределении, которое проповедовали последователи Кальвина, может оказаться правдой. Страдания его, вызванные этими сомнениями, были так сильны, что он почти полностью лишился сна. Измученный он отправился в доминиканскую церковь и здесь, молясь, нашёл ответ на свои сомнения и решение, которому следовал всю жизнь. Во время молитвы ему стало ясно, что спасение в том, чтобы любить Бога, не ожидая взамен никакой награды и, во всём полагаясь на Его милосердие и любовь, быть готовым принять от Него всё. С этого момента сомнения и страх оставили Франциска. Затем был Парижский Университет, где юноша изучал право, а затем Университет Падуи, где он также изучал право и богословие и где получил степень доктора канонического и гражданского права. Отец Франциска предполагал, что старший сын станет адвокатом в Сенате Шамбери, но тот неожиданно отказался подчиниться отцовской воле – он хотел стать священником. Такое решение не обещало ни славы, ни богатства, ни почёта, ни даже, как стало понятно в ходе дальнейшей жизни будущего святого, личной безопасности. Но Франциск ясно чувствовал призвание, и в 1593 году, получив неохотное согласие отца, он был рукоположен. 21 декабря он отслужил свою первую Мессу.
Женевская епархия, где начал служение молодой пастырь находилась не просто в трудном положении – она была в изгнании – кафедра епископа временно находилась в Анси, т. к. Женева, на тот момент уже не принадлежащая Савойе, была оплотом кальвинизма, своего рода маленьким теократическим государством, и Католическая Церковь здесь была под запретом. Для католического священника было опасно не только появляться на землях, принадлежавших Женеве, но и на прилегающих к ним территориях, на которых стремительно росло количество сторонников кальвинизма. В некоторых областях Савойи почти не осталось католиков, и Франциск немедленно включился в борьбу за заблудшие души. Сила его проповеди была в мягком убеждении, в готовности терпеливо и с любовью разъяснять суть католической веры. Помимо проповеди, на стенах домов он расклеивал листовки, объясняющие истины веры и такие же листовки оставлял на порогах домов или подсовывал под двери. Можно сказать, что он первым использовал периодическую печать для проповеди. Он был терпелив, добр, неутомим и вежлив, говоря, что на каплю мёда слетается больше пчёл, чем на бочку уксуса и что если уж ошибаться, то в том, чтобы быть слишком добрым, чем слишком строгим. Он не обличал, а убеждал, участвуя, там, где это было возможно, в диспутах с противной стороной и побеждал в них, противопоставляя учению о предопределении богословие любви, открывшееся ему во время молитвы в парижской церкви. Как сказали бы сейчас – он всегда был открыт диалогу, что в то время – время религиозных войн и преследований за веру было довольно необычно. Противоборствующие стороны гораздо чаще пускали в ход такие аргументы, как нож или костёр, который, вопреки общепринятому убеждению, не был специфически католическим способом убеждения (в протестантской Женеве довольно часто применялась смертная казнь, в том числе и через сожжение, для тех, кого считали противниками Реформации). Дважды сторонники кальвинизма организовывали покушения, к счастью неудачные, на его жизнь. А тем временем, на «мёд» его доброты и ума слетались многочисленные «пчёлы», жители Савойи возвращались в лоно католической Церкви. За несколько лет служения, которое можно без преувеличения назвать миссионерским, святой Франциск вернул Церкви семьдесят тысяч человек. Три раза он тайно приезжал в Женеву, где встречался с главой кальвинистов Теодором Безой, стремясь убедить его в истинности католического вероучения, но не преуспел.
В 1599 году Франциск становится епископом-помощником Женевы, а в 1602 после смерти епископа Клода де Гранье, правящим епископом. “Non excidet” – «Не исчезнет» («Не перестает») — эти слова из 13 главы 1 Послания Апостола Павла к Коринфянам становятся его девизом.
Одной из его главных забот было религиозное просвещение своей паствы. Опыт, полученный им во время его странствований по городам и деревням Женевской епархии в роли миссионера, говорил ему, что во многом причиной успеха Реформации стало недостаточное знание простыми верующими элементарных истин веры. В его епархии всячески поддерживается Братство Христианского Учения, распространяющее знания о вере. Он лично занимается катехизацией своей паствы, используя для этого новый катехизис, написанный св. Робертом Беллармином.
Святой Франциск предлагает мирянам то, что до него Церковь предлагала только монашествующим – путь духовного совершенствования, становясь тем, благодаря кому «французский Ренессанс получает крещение, а гуманизм становится религиозным». Одно из самых его знаменитых сочинений «Филотея, или введение в благочестивую жизнь» обращено именно к мирянам, на что он сам обращает внимание читателя в предисловии к первому изданию, отмечая, что ранее все сочинения подобного рода предназначались исключительно лицам духовного звания, либо тем, кто в результате чтения должен был принять решение оставить мир и к ним примкнуть. Обращаясь к мирянам, святой с уверенностью утверждал, что каждый может достичь святости, оставаясь на своём месте, работая по избранной профессии, живя в семье. Богословие святого Франциска Сальского — это богословие любви, наивысшей формой благочестия он называет умение жить, исполняя две «наибольшие» заповеди – заповеди любви.
Среди написанных им духовных трудов: «Филотея», «Трактат о любви к Богу», «Открытое письмо к протестантам», «Краткий трактат о причастии», «Любовь к ближнему», «Духовные беседы», «О должном поклонении Святому Кресту».
Святой Франциск Сальский умер в Лионе 28 декабря 1622 года, возвращаясь из Парижа, куда он сопровождал герцога Савойского, в Анси. Днём его памяти считается не день его рождения для неба, а день, когда его тело обрело покой в основанном им монастыре визитанток в Анси. Уже в 1661 году Папа Александр VII беатифицировал его. Спустя четыре года он был объявлен святым, а в 1877 году — Учителем Церкви.
На духовности святого Франциска Сальского основываются четыре женских и три мужских Конгрегации, в том числе такая хорошо известная в России Конгрегация, как салезианцы дона Боско. Его книги, написаны великолепным литературным языком и сегодня он один из самых читаемых христианских авторов и именно поэтому он является покровителем католических писателей и журналистов.
24
января
ПАМЯТЬ СВ. ФРАНЦИСКА САЛЬСКОГО,
ЕПИСКОПА И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
Франциск родился 21 сентября 1567 г. в родовом замке Саль в Савойе и был старшим из шести (в других источниках говорится о 13-ти детях; возможно, это вызвано тем, что из 13-ти детей выжило шестеро. - А. М.) детей в знатной семье, состоявшей в родстве с герцогами Савойскими. Получил глубокое религиозное домашнее воспитание. Определяющую роль в этом воспитании, наряду с нянькой и домашним капелланом, сыграла его мать Франсуаза из рода сеньоров де Сионназ (Sionnaz ), которой на момент замужества было 15 лет, а её супругу, сеньору де Саль и де Буази, - 45. За год до рождения своего первенца Франсуаза молилась Господу о даровании ей сына и обещала посвятить его Богу. Она не только занималась воспитанием своих детей, но также вела весь дом, руководила хозяйством и слугами. Франсуаза умела находить время на всё, была очень трудолюбива, последовательна, спокойна и заботлива. Пример матери оказался для Франциска образцом, который он предлагал для подражания людям, живущим в миру, чтобы даже посреди многочисленных обязанностей и занятий они умели соединяться с Богом.
В 1573 г., шестилетним ребёнком, Франциск приступил к обучению в коллеже в Ля-Рош-сюр-Форон, а 2 года спустя поступил в коллеж в Аннеси, где провёл 3 года. В этот период он принял первое святое Причастие и таинство миропомазания (1577). Уже в 11 лет, в соответствии с тогдашним обычаем, он принял тонзуру как знак принадлежности к духовному сословию, а когда ему едва исполнилось 15 лет, отправился в Париж, чтобы обучаться в тамошнем знаменитом университете. Кроме того, в иезуитском коллеже он изучал классическую литературу и языки. В те годы, во время учёбы его охватили сомнения в собственном спасении, в том, не предназначен ли он для вечной гибели? - Ведь это было время распространения во Франции учения Кальвина о предопределении. Душевный покой Франциск обрёл только тогда, когда безраздельно вверил себя опеке Матери Божией. Это произошло в церкви св. Стефана, перед чудотворным образом Пресвятой Девы. Во время молитвы к Ней Франциск внезапно ощутил, что все сомнения его оставили. Тогда он принёс Ей обет чистоты и посвятил себя Её служению. Одновременно с этим он вёл глубокую молитвенную жизнь, сочетавшуюся со строгим покаянием.
В Сорбонне Франциск изучал богословие и Священное Писание. Для лучшего постижения библейских текстов он изучил также еврейский и греческий языки.
Повинуясь воле отца, желавшего для него административной карьеры, Франциск отправился в Падую для изучения права, где получил степень доктора. По завершении обучения в Падуе он отправился в Лорето, где принёс обет вечной чистоты (1591), а затем совершил паломничество в Рим (1592). Когда он вернулся домой, у отца уже был готовый план относительно его дальнейшей судьбы: он собирался определить его в сенат (судебную палату) Шамбери в качестве адвоката и юриста, а также подобрал ему в невесты богатую наследницу. Франциск, однако, к великому неудовольствию отца, решительно отверг оба этих предложения, и вместо этого обратился к местному епископу с просьбой о рукоположении во священство, которое и получил в 1593 г. с неохотного согласия отца. Сразу за тем, однако, Франциск был назначен на высокую церковную должность, и это примирило отца с выбором сына.
Год спустя (1594) Франциск с позволения епископа отправился в качестве миссионера в округ Шабле, район Швейцарии, за год до того присоединённый к Савойе, чтобы укрепить в вере тамошних католиков и чтобы попытаться вернуть в лоно Церкви тех, кто отпал от неё, перейдя в кальвинизм. Здесь Франциску приходилось преодолевать значительные трудности, странствуя по высокогорным альпийским тропам и забираясь на высоту до 4000 м, а однажды едва сумел спастись от стаи волков. Он посещал отдалённые деревни и хутора, и обладая даром общаться с простыми людьми, умел их убеждать, скрашивая свою речь добрым юмором. На каменных заборах он размещал плакаты, с помощью которых разъяснял истины веры. Вероятно, именно поэтому Церковь провозгласила св. Франциска Сальского покровителем журналистов. Среди его добродетелей выделялась необычайная кротость. По природе он был импульсивным и вспыльчивым, однако в результате многолетней работы над собой сумел приобрести столько мягкости и доброты, что его сравнивали с Самим Христом.
В эпоху фанатизма и ожесточённых споров Франциск проявлял исключительную сдержанность и кротость. Его вежливость, обходительность и такт снискали ему прозвище «светского человека среди святых». В общении с людьми он придерживался принципа: «На капельку мёда слетается больше мух, чем на бочку уксуса». Поступая так, он приобрел для Церкви 70 000 заблудших душ. Неудивительно, что противники дважды покушались на его жизнь, к счастью, безуспешно. В своём апостольском рвении Франциск доходил до того, что переодетым пробирался в Женеву, оплот кальвинистов, и наносил визит их главе, Теодору Безу (Théodore de Bèze или de Besze ; латинизированный вариант: «Теодор Беза»), стараясь его склонить к возвращению в лоно Церкви. Такие визиты он повторял трижды, хотя и без конкретных результатов.
После 4-х лет апостольских трудов, в 1599 г., Папа Климент VIII назначил Франциска викарным епископом, а после смерти ординария, епископа Гранье, правящим епископом Женевским (1602). На территорию Женевы, находившейся в руках кальвинистов, епископ Франциск вступить, однако не мог, и его резиденция находилась в Аннеси, на берегу одноимённого озера, на юг от Женевы.
На новом посту Франциск сразу же энергично принялся за дело. Начал он с того, что посетил 450 приходов своей епархии, расположенной по большей части в Альпах. Неустанно проповедовал, исповедовал, преподавал святые таинства, беседовал со священниками, непосредственно общался с верными. Посещал также монастыри. Реформировал генеральный капитул. Отдавая себе отчёт в том, какой великий вред может принести религиозное невежество, поддерживал Братство Христианского Учения. Основой обучения служил катехизис, незадолго перед этим составленный св. Робертом Беллармином. Епископ и сам всё своё свободное время посвящал обучению вере. Он создал новый идеал благочестия - внутреннюю духовную жизнь, которую практиковали в монастырях, он вывел из укрытия, чтобы она «указывала путь тем, которые живут в миру». В 1604 г. он познакомился со св. Иоанной-Франциской де Шанталь, и вместе с ней основал новую монашескую семью сестёр Навещания Пресвятой Девы Марии (визитандинок). Новая конгрегация была утверждена Апостольским престолом в 1618 г. А посетив Париж (1618-1619), Франциск познакомился здесь со св. Викентием де Полем.
Святой скоропостижно скончался 28 декабря 1622 г. в Лионе, когда возвращался со встречи с королем Франции, на которую отправился по настоянию герцога Савойского. Тело его перенесли в Аннеси и погребли в церкви визитандинок, однако его сердце оставили у себя визитандинки из Лиона. Беатификация состоялась в 1661 г., а канонизация уже в 1665. Папа бл. Пий IX провозгласил св. Франциска Сальского Учителем Церкви (1877), а Папа Пий XI - покровителем журналистов и католической прессы. Он также почитается как покровитель визитандинок, салезианцев (конгрегации св. Франциска Сальского, основанной св. Иоанном Боско); он покровитель городов Аннеси, Шамбери и Женевы.
Сочинения святого отличаются таким прекрасным языком и стилем, что до сегодняшнего дня считаются классикой французской литературы. Наиболее известные из них это «Собеседования» (Les Entretiens ), «Филотея или Руководство к благочестивой жизни» (1608), «Теотим или Трактат о любви Божией» (1616). Сохранилось также множество его посланий (ок. 1000).
В иконографии св. Франциск Сальский изображается в епископском либо понтификальном облачении с митрой на голове. Его атрибуты: пылающий шар, книга, перо, а также лежащее на ладони сердце, пронзённое стрелой и окружённое терновым венцом.
Источник : ILG и др.
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из «Руководства к благочестивой жизни»
св. Франциска Сальского
(Часть I, глава III)
Когда Бог создал растения, Он повелел им приносить плод «по роду своему» (Быт 1,11). Точно так же Бог хочет от христиан, которые являются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответствовать силам, занятиям и обязанностям каждого человека. Подумай, Филотея, что было бы, если бы епископ удалился в пустыню, а ремесленник проводил целые дни в церкви, как монах, а монах принимал бы разного рода людей, как епископ. Не было ли бы такое благочестие неправильным, смешным и невыносимым? Тем не менее, подобные ошибки часто встречаются, и свет, который не умеет или не хочет различать, сетует на благочестие, которое якобы вносит в жизнь беспорядок.
[Нет, Филотея, благочестие, когда оно подлинное, ничего не повреждает, напротив, оно всё совершенствует; если же оно вступает в противоречие с законным призванием кого-либо, оно, несомненно, ложное. «Пчела, - говорит Аристотель, - добывает мёд из цветов, не причиняя им вреда». Она их оставляет такими же ароматными и свежими, какими их нашла; но истинное благочестие поступает ещё лучше, оно не только не вредит никакому призванию и никаким занятиям, но, напротив, украшает их и совершенствует. Всякого рода драгоценные камни, погружённые в мёд, становятся от этого ярче, каждый по своему цвету, и каждый человек становится более успешным в своём призвании, соединяя его с благочестием: семейные заботы становятся мирными, любовь между мужем и женой делается искреннее, служение князю более верным, и занятия всякого рода более приятными и привлекательными].
Ошибка и заблуждение считать, что благочестию не место в казарме для солдат, в мастерской ремесленника, при дворе князя, в жизни семьи. Верно, Филотея, что благочестие чисто созерцательное, монашеское там не у места. Но есть множество других видов благочестия, подходящих для тех, кто хочет спасаться в миру. (…) Где бы мы ни находились, мы можем стремиться к совершенной жизни.
Цит. по:
Св. Франциск Сальский, «Руководство к благочестивой жизни»,
с. 27-28,
Гродненская Римско-Католическая Епархия 2002.
В квадратных скобках цит. по:
La Liturgie des Heures,
v. I, p. 1
363-64
, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui ad animárum salútem beátum Francíscum epíscopum
ómnibus ómnia factum esse voluísti,
concéde propítius, ut, eius exémplo,
tuæ mansuetúdinem caritátis in fratrum servítio semper ostendámus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, ко спасению душ благоволивший
блаженного епископа Франциска всем для всех соделать,
милостиво даруй, да его примером
в служении братьям кроткую любовь Твою всегда являем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
__________________________
__________________________
Легенда о св. Франциске де Саль
Пылали зори закатные,
Деревьев длинные тени
Ложились синими пятнами
На белый мрамор ступеней.
Франциск один, в сокрушении
Молился у двери храма:
«Да внидет мое моление
К Тебе, как дым фимиама.
Страшит меня наказание,
Томит греховное иго.
Вся жизнь пред моим сознанием
Предстала открытой книгой».
Взывал к Судье и Создателю
Молитвами и псалмами.
И листья платанов плакали
Прозрачнейшими слезами.
Забытыми сновиденьями
Грехи оживали снова,
Вставали пред ним виденьями
Картины мира иного.
О камни путей таинственных
О темень ночей беззвездных,
Бездальность тоски единственной,
И холод несытой бездны!
Они, внезапно явясь ему,
Страданья множат без меры.
И снова в слезах: Peccavimu
s!
И вечное: Miserere
!
Закат отпылал пожарищем,
И вдруг прозвучало грустно:
«Меня не зовут Осуждающим,
Меня зовут - Иисусом!
»
Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора
Франциск I Король Обеих Сицилии из династии Бурбонов, правивший в 1825-1830 гг. Сын Фердинанда I и Каролины Австрийской.Ж.: 1) с 1797 г. Клементина, дочь императора Леопольда II (род. 1777 г. ум. 1801 г.); 2) с 1802 г. Мария Изабелла, дочь короля Испании Карла IV (род. 1789 г. ум. 1848 г.).Род. 1777 г. ум. 1830
Из книги 100 великих любовников автора Муромов ИгорьФранциск II Король Обеих Сицилии из династии Бурбонов, правивший в 1859-1860 гг. Сын Фердинанда II и Терезы Австрийской.Ж.: с 1859 г. Мария, дочь герцога Баварского Максимилиана (род. 1841 г. ум. 1925 г.).Род. 1836 г. ум. 1894 г.Франииск, вступивший на престол после смерти Фердинанда II, был
Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭФранциск II Король Франции из рода Валуа, правивший в 1559-1560 гг. Сын Генриха II и Екатерины МедичиЖ: с 24 мая 1558 г. Мария Стюарт, дочь короля Шотландии Иакова V (род. 1542 г. ум. 1587 г.).Род 19 янв. 1544 г. ум. 5 дек. 1560 г.Франциск был болезненным и психически неустойчивым подростком неполных
Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги автораФранциск II и Мария Стюарт 1558 годКоролева Мария Шотландская была замужем трижды. Но если бы свадьба в её жизни была только одна, если бы юная Мария не овдовела, если бы она осталась королевой Франции, быть может, мы бы не обрели легенду, зато она была бы куда
Из книги автораFran?ois I Франциск I 1937 - Франция (100 мин)· Произв. Productions Calami· Реж. КРИСТИАН-ЖАК· Сцен. Поль Фекете· Опер. Марсель Люсьен, Андре Жермен· Муз. Рене Сильвиано· В ролях Фернандель (Онорен), Мона Гойя (Прекрасная Ферроньерка) Эме Симон-Жерар (Франциск I), Алис Тиссо (дуэнья), Александр
Из книги автораФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (Francesco d’Assisi, 1182–1226), итальянский монахпроповедник, учредитель ордена францисканцев 171 Слава Тебе, Господи мой, за все Твои Творения, / особливо же за достославного брата нашего Солнце <…>, / Хвала Господу моему за сестру Луну <…>, / Хвала Господу
Из книги автораФРАНЦИСК I (Fran?ois I, 1494–1557),французский король с 1515 г.67Из всего, что у меня было, спасены только честь и жизнь.Письмо из плена к матери, Луизе Савойской, в фев. 1525 г. (опубл. в 1837 г.)Франциск попал в плен к императору Карлу V после поражения при Павии 24 фев. 1525 г. Долгое время
Из книги автораФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (Franciscus Assisiensis, 1181 или 1182–1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев70Приветствую тебя, сестра моя Смерть. // Bene veniat soror mea Mors (лат.).Незадолго до смерти, согласно анонимному житию св. Франциска «Зерцало совершенства» (1244), гл. 122. ? Конради
Франциск Сальский.
›Франциск Сальский | |
фр. Francis de Sales | |
Святой Франциск Сальский | |
Рождение | 16 августа 1567
(1567-08-16
)
|
---|---|
Смерть | |
Почитается | в Католической и Англиканской церкви |
Беатифицирован | |
Канонизирован | |
В лике | |
День памяти | |
Покровитель | журналисты и писатели |
Подвижничество | проповедь, богословские труды |
Категория на е |
Святой Франциск Сальский (21 августа 1567, Савойя - 28 декабря 1622, Лион; фр. St François de Sales - Святой Франсуа де Саль ) - католический святой, епископ Женевы, Учитель Церкви, основатель конгрегации визитанток. Известен своими трудами о духовной жизни, в особенности «Введением в благочестивую жизнь» .
БиографияЮность
Франциск Сальский родился в 1567 году в замке Саль (разрушен по приказу Людовика XIII), что в двадцати километрах к северо-востоку от Анси. Его родители принадлежали к старинному аристократическому семейству герцогства Савойского. Будущий святой был старшим из шести братьев и сестер.
В возрасте тринадцати лет уехал в Париж, где получал образование сначала в колледже иезуитов, затем в парижском университете. В 1579 г. он отправился в Падуанский университет для продолжения обучения праву и теологии. В 1593 г. против воли отца стал священником. Правда, после того, как почти сразу после рукоположения, несмотря на молодость, Франциск получил почётную должность декана женевского капитула, отец смирился со священническим призванием сына. В качестве своих небесных покровителей молодой декан избрал св. Франциска Ассизского и св. Филиппа Нери.
Священничество и проповедьПоскольку после Реформации город Женева стал центром кальвинизма, и католическая церковь была там запрещена, резиденция епископа Женевы располагалась в г. Анси в Савойе. Соответственно и деятельность Франциска поначалу проходила в родных местах, тем более что существовала потребность в борьбе с кальвинизмом, проникающим в Савойю из Женевы.
К 1594 г. район Шабле стал почти полностью кальвинистским. Франциск начал проповедническую деятельность там, обращаясь главным образом к беднякам. Это было сопряжено с большими опасностями, дважды его пытались убить, а один раз он чудом избежал гибели, повстречавшись с волчьей стаей. Но проповеди Франциска были столь действенны, что через четыре года регион был полностью возвращён в католическую веру, а когда женевский епископ в изгнании Грайнер посетил Шабле, его встречали толпы обращённых св. Франциском бывших кальвинистов.
Слава Франциска росла, легенды ходили как о его проповедях, так и о его добродетелях. Многие его недоброжелатели были покорены терпением и кротостью святого.
ЕпископствоГерб Франциска Сальского
В 1599 г. он был назначен коадъютором епископа Женевы. В следующем году он посетил Францию, где познакомился с секретарем и исповедником короля Генриха IV кардиналом де Берюлем, знаменитым богословом, который сделался его хорошим другом. Де Берюль познакомил Франциска с молодым Винсентом де Полем, эта встреча двух будущих святых была важна и полезна для обоих. Король Генрих IV также имел несколько бесед с Франциском и был настолько покорен его умом и святостью, что просил его остаться в Париже, однако Франциск отклонил это предложение и вернулся в Савойю.
В 1602 г. после смерти епископа Клода де Гранье, Франциск сам стал епископом Женевы.
До самой смерти он неустанно служил делу Церкви в Савойе и Франции, проповедовал, способствовал росту приходов, приходил на помощь бедным и обездоленным. Вместе со святой Иоанной де Шанталь, духовным руководителем которой он был, Франциск основал в Анси в 1610 г. женский орден визитанток, духовное руководство которым он осуществлял до самой смерти.
Смерть и почитаниеГерцог Савойский потребовал от Франциска, чтобы тот сопровождал его с дипломатической миссией в Париж и, несмотря на слабое здоровье и усталось, он согласился. Зная о вероятной смерти, Франциск Сальский оставил завещание и попрощался с монахами Анси. На своем пути, 12 декабря он сделал остановку в Лионе, где жила последние годы Иоанна де Шанталь. Спустя несколько дней Франциск заболел, а 28 декабря умер. Вскоре после смерти его мощи были перевезены в Анси.
В 1661 г. папа Александр VII беатифицировал Франциска, в 1665 г. тот же папа канонизировал его, а в 1877 г. Франциску Сальскому был присвоен почётный титул Учитель Церкви. В 1923 г. папа Пий XI провозгласил его покровителем писателей и журналистов.
КонгрегацииДуховность и активная проповедь св. Франциска на протяжении веков вдохновляла многих людей на создание конгрегаций. Среди общин, основывающихся на наследии Франциска Сальского:
- Франсалианцы , Миссионеры Св. Франциска Сальского (лат. Missionarii Sancti Francisci Salesii de Annecio ) - берут начало в 1838 году во Франции, когда падре Пьеро Мермьер основал общество священников в Епископской семинарии Анси.
- Салезианцы Дона Боско (лат. Societas Sancti Francisci Salesii ) - основаны в 1859 году в Турине Иоанном Боско, изначально для образования и подготовки молодежи. В настоящее время это крупнейшая салезианская конгрегация.
- Посвятившие себя св. Франциску Сальскому (лат. Oblatorum Sancti Francisci Salesii ) - основаны Луи Брисонном и Марий Шапюи в 1871 году в городе Труа. Существует также женская ветвь, основательницей которой стала св. Леония Авья.
- Сестры св. Франциска Сальского (итал. Suore di San Francesco di Sales ) - женская конгрегация, основана в 1740 году Падуе падре Доменико Леонати.
- Дочери св. Франциска Сальского (итал. Figlie di San Francesco di Sales ) - женская конгрегация, основа в 1872 году в Луго (Италия) Карло Кавино и Тересой Фантони.
- Дочери Марии Помощницы Христиан (лат. Congregatio Filiarum Mariae Auxiliatricis ) - основаны в 1872 году в Морнезе святыми Марией Доменикой Мадзерелло и Иоанном Боско.
- Салезианские сестры-миссионеры Непорочной Девы Марии (фр. Sœurs Salésiennes Missionnaires de Marie Immaculée ) основаны в 1872 году в Париже Анри Шомоном и Каролиной Барбарой Колчин.
Св. Франциск Сальский оставил после себя большое количество сочинений, составляющих вместе 14 томов. Наиболее важные и известные его труды - «О любви Бога» и «Наставление в христианской вере». Труды св. Франциска стали фундаментом для многих выдающихся богословов, развивавших его идеи. Особое значение имеют труды св. Франциска в контексте религиозного спора католических авторов с кальвинизмом, в особенности с кальвинистским учением о предопределении, горячим противником которого был св. Франциск.
- Введение в благочестивую жизнь
- Трактат о любви к Богу
- Открытое письмо к протестантам
- Краткий трактат о причастии
- Любовь к ближнему
- Духовные беседы
- О должном поклонении Святому Кресту
- Франциск Сальский обучал писателя Жан Пьера Камю.
- Иоанна де Шанталь
- Визитантки
- Дон Боско
- Oeuvres complètes de saint François de Sales
- Св. Франциск Сальский // Джордан Омэнн. Христианская духовность в католической традиции. / Пер. Н. Вакуленко - Рим-Люблин: Издательство Святого Креста,1994
Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/