Особенности звучания исторической темы в поэзии батюшкова. Характерные особенности жанра элегии К. Поэтическое творчество К. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики К.Н.Батюшкова
Для Батюшкова основной критерий оценки художественного произведения - это понятие «вкуса». «Вкус» Батюшкова проявляется в том единстве формы и содержания, которое почти всегда присутствует в его поэзии. Батюшков требует от поэта точности и ясности. Самого Батюшкова привлекают не просто яркие краски. В его динамических картинах мы почти физически ощущаем конкретные детали: «счастливый Иль де Франс, обильный, многоводный», «огромный бог морей», «под эту вяза тень густую»...
Батюшков не изобретает новые слова (что мы увидим в творчестве Языкова) и очень редко новые сочетания («развалины роскошного убора»). Поэт смело использует в своих стихотворениях архаизмы («согласье прям», «зане»), славянизмы («десница», «веси», «стогны»); философскую «лексику» («соразмерность», «явленья», «равновесье»); разговорные выражения.
В его элегии «Таврида» (1815) мы находи те же особенности стиля; с «возвышенной фразеологией» («под небом сладостным полуденной страны», «под кровом тихой ночи») мирно сочетаются обиходные слова («сельский огород», «простая хижина»).
Автор смело вставляет в поэтический текст пословицы («А счастие лишь там живет, // Где нас, безумных, нет», «День долгий, тягостный ленивому глупцу, // Но краткий, напротив, полезный мудрецу»; «Здесь будет встреча не по платьям»).
Современники в стихах Батюшкова особенно ценили гармонию, музыкальность, «сладкозвучие». «Никто в такой мере как он не обладает очарованием благозвучия, - писал В.А. Жуковский. - Одаренный блестящим воображением и изысканным чувством выражения и предмета, он дал подлинные образцы слога. Его поэтический язык неподражаем... в гармони выражений». «Звуки италианские, что за чудотворец этот Батюшков», «прелесть и совершенство - какая гармония», - восхищенно писал Пушкин, делая свои замечания на «Опытах» Батюшкова.
Плавность и музыкальность ритма - вот чем особенно пленяет поэзия Батюшкова. Так, в стихотворении Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» (1816) картина плавания по бурному морю получает звуковую окраску благодаря постоянной аллитерации «л» - «р» - усиление нагнетания этих звуков характерно для всего стихотворения. Приведем лишь одну строфу:
Нас было Лишь тРое на Легком чеЛне;
А моРе вздымаЛось, я, помню, гоРами;
Ночь чеРная в поЛдень нависЛа с гРомами,
И ГеЛа зияЛа в соЛеной воЛне.
Но воЛны напРасно, яРяся, хЛестаЛи,
Я чеРпал их шЛемом, Работал весЛом:
С ГаРаЛьдом, о дРуги, вы стРаха не знаЛи
И в миРную пРистань вЛетели с чеЛном!
В этом стихотворении интересны и звуковые повторы (Стена, Станина, приСТань, хлеСТали), которые придают стиху большую выразительность. Фонетическая гармония - это тот фон, на котором с удивительной силой проявляется поэтическое своеобразие Батюшкова.
Ритмический эффект достигается различными способами. Поэт любит анафору:
Ему единому, - все ратники вещали, -
Ему единому вести ко славе нас.
(«отрывок из I песни» «Освобожденного Иерусалима») (1808).
Прибегает он и к инверсии («Я берег покидал туманный Альбиона» - расположение слов зависит от ритма стиха); перемежает различные ямбы (часто шести-, пяти- и четырехстопные); любит усеченные прилагательные:
Воспел ты бурну брань, и бледны эвмениды
Всех ужасов войны открыли мрачны виды...
Рассеял... нежны красоты...
То розы юные, Киприде посвященны...
А там что зрят мои обвороженны очи?
«К Тассу», 1808
Батюшков смело сочетает различную лексику, разные стили. У позднего Батюшкова эта разностильность употребления «выполняет ответственнейшую задачу разрушения гармоничного образа мира, - пишет Н. Фридман, - Батюшкову нужно, чтобы читатель с наибольшей живостью воспоминаний переживал глубину утраты, чтоб он узнавал прекрасное, прежде чем его потерять».
Обобщая все сказанное, можно определить историко-литературное значение К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.
Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».
Вопросы о творчестве К.Н. Батюшкова
- В каких жанрах пробует свои силы Батюшков?
- Какая основная идея его «анакреонтической» лирики?
- Какой тип сатиры использует Батюшков?
- В каком жанре с особой силой расцветает его талант?
- Что нового внес Батюшков в русскую поэзию?
- Можно ли утверждать, что Батюшкову удалось воссоздать «антологический» стих?
- Можно ли согласиться, что своей поэзией Батюшков создал красоту «идеальной» формы?
- Что отличает поэтический язык Батюшкова?
- Согласны ли вы со словами Белинского, что в лирике Батюшкова «старое и новое дружно жили друг подле друга, не мешая одно другому»?
- Удалось ли Батюшкову создать собственную «школу»?
- Каково основное отличие поэзии Батюшкова от поэзии Жуковского?
- Как можно определить роль Батюшкова и его значение в истории русской поэзии?
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Лекция
Творчество К.Н. Батюшков а
К.Н. Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX в., в творчестве которых весьма успешно начал оформляться романтизм, хотя этот процесс и не был завершен.
Первый период творчества (1802--1812) - это время создания "легкой поэзии". Батюшков был и ее теоретиком. "Легкая поэзия" оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. "Легкую поэзию" он отделил от "важных родов" - эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в "легкую поэзию" "малые роды" поэзии и назвал их "эротическими". Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме ("вежливо", "благородно" и "красиво") личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещенного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о "легкой поэзии", значительно обогащались художественной практикой поэта.
Его "легкая поэзия" "общежительна" (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него - вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него - послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами - Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах - надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.
Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ "родства душ", "душевной симпатии", "чувствительного дружества".
Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения. Центральным в посланиях оказывается лирическое "я" самого автора. В первых посланиях лирическое "я" - отнюдь не разочарованная личность с охлажденным сердцем. Напротив, это личность, выступающая в атмосфере шуток, игр, беспечности и мечты. В соответствии с эстетикой предромантизма лирическое "я" посланий погружено в мир химер, поэт "мечтами счастлив", его мечта "все в мире золотит", "мечта - нам щит". Поэт - как "безумец", как дитя, любящее сказки. И все же его мечта - это не те романтические грезы, полные таинственных чудес и страшных загадок, грустных призраков или пророческих видений, в которые будут погружаться романтики. Мир мечты лирического субъекта Батюшкова шутлив. Голос поэта - не глас пророка, а... "болтуна".
В "легкой поэзии" создавался полный обаяния образ юности "красной", "цветущей, как роза", как майский день, как "смеющиеся поля" и "луга веселые". Мир юности подвластен "богине красоты", Хлое, Лилете, Лизе, Зафне, Делии, и привлекательный женский образ постоянно появляется рядом с лирическим "я". Как правило, это не индивидуализированный образ (лишь отдельные моменты индивидуализации намечены в образе актрисы Семеновой, которой посвящено специальное стихотворение), а обобщенный образ "идеала красоты": "И кудри золотые, // И очи голубые..."; "И кудри распущенны // Взвевают по плечам...". Идеальная дева в художественном мире Батюшкова - всегда верная подруга, воплощение земной красоты и прелести юности. Этот постоянно присутствующий в воображении поэта идеал художественно воплощен в элегии "Таврида" (1815): "Румяна и свежа, как роза полевая, // Со мною делишь труд, заботы и обед...".
В стихотворных посланиях художественно реализовался раскрывающий индивидуальный облик Батюшкова и характерную черту русского предромантизма мотив родного крова. И в его письмах, и в стихах повторяется зов души к родным пенатам или ларам, к "гостеприимной тени отеческого крова". И этот поэтичный образ противостоит позднее выраженной в стихах романтической неприкаянности и бродяжничеству. Батюшков же любит "домашние лары", отчий дом.
Художественный мир Батюшкова расцвечен яркими, драгоценными красками ("золотыми", "серебряными", "бисерными"); вся природа, и человек, и его сердце в движении, в порыве, чувства переполняют душу. Лирический субъект "легкой поэзии" Батюшкова 1802--1812 гг. - преимущественно восторженный человек, хотя временами его восторг сменяется меланхолией. Эмоцию восторга поэт передал в зримых, пластически выразительных образах-эмблемах, поэтических аллегориях. Он искал "эмблемы добродетели". В "легкой поэзии" особенно выделяются и многократно повторяются четыре образа-эмблемы: розы, крыльев, чаши и челна, которые раскрывают существо его поэтического мировидения.
Образы цветов, особенно розы, - любимые у Батюшкова, они придают его стихам праздничность, образ розы у него - лейтмотивный, многофункциональный. Она - выразительница идеи красоты; душистый, розовый, юный цветок ассоциирован с античными временами - детством человеческого рода: розы - Амур - Эрот - Киприда - Анакреон, певец любви и наслаждений, - такова линия ассоциаций. Но образ розы получает и смысловую протяженность, он переходит в область сравнений: любимая, вообще молодая женщина сравнивается с розой как эталоном красоты.
Также и другие образы-эмблемы - крыльев, чаши - отразили культ изящного наслаждения, потребности личности, осознающей свое право на счастье.
Условный язык поэзии Батюшкова вбирает в себя имена писателей, которые также становятся знаками, сигналами определенных этических и эстетических пристрастий: Сапфо - любви и поэзии, Тасс - величия, Парни - изящества любовных увлечений, а имя героя Сервантеса Дон Кишота (так у Батюшкова) - знак подчинения реальных поступков нежизненной и смешной мечтательности.
В "легкую поэзию" Батюшкова вошло басенное начало. Не только Гнедич, но и Крылов был другом поэта. Близкие басням Крылова и его сатирическим повестям, в особенности "Каибу", образы появляются в посланиях Батюшкова и в других его жанрах. В стихотворных посланиях образы зверей не всегда создают аллегорическую сценку. Обычно они оказываются лишь художественной деталью, басенного типа сравнением, призванным выразить несоответствие между должным и сущим: "Кто волком быть привык, тому не разучиться // По-волчьи и ходить, и лаять завсегда".
Первый период творчества Батюшкова - становление предромантизма, когда поэт сохраняет связь с классицизмом ("средними" жанрами и "средним" стилем). Его "общежительный" предромантизм в излюбленном жанре послания к друзьям ознаменовался, прежде всего, светлой мечтательностью и шутливостью молодой души, жаждущей земного счастья.
Второй период творчества. Участие в событиях Отечестве н ной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.
1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова. батюшков поэт романтизм
Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.
В письмах второй половины 1812 г. - смятение, тревога за родных и близких, негодование против "вандалов" французов, усиление патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий ("все случается перед моими глазами"), но активного их участника: "Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось..."; "Мы вступили в Париж <...> удивительный город". Понятно историческое значение происходящего: "Здесь что день, то эпоха".
В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории - и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: "Что вечно, чисто, непорочно?". И так же как в письмах он заявлял, что исторические превратности "превосходят всякое понятие" и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.
Третий период творчества. Романтическое неприятие действительности. Поэтика элегий .
Третий период творческого развития Батюшкова - с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. На новом этапе духовного развития появляется новое представление о человеке, о ценностях жизни, обостряется интерес к истории. "Изящное эпикурейство" его теперь не удовлетворяет, он подвергает критике идеи "школы Эпикуровой". Для него все более важной становится не просто человеческая чувствительность, а философская, именно этическая, а также социальная, гражданская позиция человека.
Лирическое "я" его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размышления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова отразились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях - лирическое раздумье поэта о жизни человека, об историческом бытии.
Романтическое неприятие действительности усиливалось у Батюшкова. Поэт увидел странную антиномию: "страдания всего человечества во всем просвещенном мире".
Программное стихотворение поэта, в котором он провозгласил новые идейно-художественные установки, "К Дашкову" (1813), раскрывает его патриотическое и гражданственное самосознание. Он отказывается петь любовь, радость, беспечность, счастье и покой среди могил друзей, "утраченных на поле славы"; пусть погибнут талант и лира, если будут забыты дружба и страдающая родина:
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь.
Перед врагов сомкнутым строем, -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содержание. За элегическим посланием "К Дашкову" последовали оригинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма.
В его исторических элегиях ("Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года", "Переход через Рейн", к ним примыкает "Тень друга", в той же стилевой тональности "северных элегий" написана элегия "На развалинах замка в Швеции") имеют место элементы, предвосхищающие историзм гражданского романтизма декабристов. Поэт славит героический воинский подвиг. Притом отнюдь не только выдающиеся исторические личности занимают его воображение - "старец-вождь" (Кутузов) и "царь младой" (Александр I), но прежде всего безвестные герои: "воины", "ратники", "богатыри", "полки", "славяне".
Поэтика элегий свидетельствует о значительной эволюции стиля Батюшкова. В элегии "Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года" создана эффектная картина, в основе которой лежит сочетание контрастов: темноте ночи противопоставлены горящие костры, бросающие багровое зарево на небо. Выразительны и другие контрасты: безлюдье переднего плана картины (нарисован пустой берег, покрытый трупами) и движение полков вдалеке, лес копий, поднятые знамена; умирающий беглец с "мертвыми ногами" и могучие, вооруженные ратники; молодой царь "И старец-вождь перед ним, блестящий сединами // И бранной в старости красой". Эстетический идеал поэта значительно изменился: автор любуется не красотой Лизы, подобной розе, а мужественной и "бранной" красой героя-воина - старика Кутузова.
К лучшим элегиям, связанным с русским "оссианическим стилем", относится "Тень друга". Правда, в творчестве Батюшкова заметны лишь отголоски этого стиля, выразившиеся в созданных им картинах сурового Севера, а также в воспоминаниях о древних скальдах, о "диких" и храбрых воинах Скандинавии, о скандинавских мифах ("На развалинах замка в Швеции"). В элегии "Тень друга" поэт не столько следует литературной традиции, сколько передает глубоко личное переживание: тоску о погибшем на войне друге. Элегическая идея неизбежности утраты дорогого и милого человека, жизненной скоротечности ("Или протекшее все было сон, мечтанье...") выстрадана самим поэтом.
"Южные элегии" Батюшкова - "Элегия из Тибулла. Вольный перевод", "Таврида", "Умирающий Тасс", к ним примыкает баллада "Гезиод и Омир - соперники". Античность у Батюшкова - это, прежде всего колорит места, выраженный в названиях: "Феакия", "восточные берега", "Таврида", "Древняя Греция", "Тибр", "Капитолий", "Рим", в экзотике юга: "Под небом сладостным полуденной страны", "лазоревые моря", "душистых трав кругом кошницы полны", "... раскинуты средь лавров и цветов бесценные ковры и багряницы"; течет мирная жизнь людей и животных: "дебелый вол бродил свободно по лугам", "в сосуды молоко обильною струею // Лилося из сосцов питающих овец..." - "священные места". Внешние атрибуты жизни, живописный облик старины для поэта весьма значимы, но все же историзм его элегий отнюдь не сводится к экзотической картинности. Поэт чувствует движение времени. Он сохраняет в переводах признаки миросозерцания и психологии античного человека (поклонение богам, жертвоприношения, страх перед судьбой), но все же особенно важны для него те элементы старины, которые ассоциированы с современностью.
Сильны романтические начала в элегии "Умирающий Тасс". Эпиграф на итальянском языке из трагедии Тассо "Торрисмондо" провозглашал ненадежность славы: после триумфа остаются печаль, жалобы, слезные песни; к числу ненадежных благ отнесены и дружба, и любовь. Батюшков сделал лирическим героем элегии прославленного итальянского поэта с трагической судьбой - Торквато Тассо. Увлечение Тассо, как и Данте, относится к первым веяниям романтизма в России. В батюшковском образе сочетаются два начала - величие и трагедийность. В личности великого поэта, творчество которого прошло сквозь века, как и творчество Тибулла, Батюшков обнаружил воплощение важнейшей и вечной, согласно поэту, исторической закономерности: неоцененность гения его современниками, трагичность его судьбы; его дар получает "запоздалую оплату".
Историческая элегия утверждала нравственную идею необходимости человеческой благодарности ("памяти сердца") великим людям-мученикам, отдавшим свой гений другим. Вместе с тем в элегии заметна нравоучительность - история в лице Тасса дача урок потомкам.
Творчество Батюшкова - вершина русского предромантизма.
Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обаяния и в наши дни. Ее эстетическая ценность - в пафосе "общежительности", в поэтическом переживании молодости и счастья, полноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.
Лите ратура
1. Батюшков К.Н. Сочинения (любое издание)
2. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.
3. Григорьян К.Н. Батюшков // К.Н. Григорьян. Пушкинская элегия: национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1999.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".
сочинение , добавлен 03.05.2007
Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.
презентация , добавлен 05.09.2013
К.Н. Батюшков - русский поэт, предшественник А.С. Пушкина. Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, "современной" русской поэзии. Изучение биографии и литературной деятельности поэта.
презентация , добавлен 10.12.2011
Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.
курсовая работа , добавлен 12.01.2011
Детские годы Константина Николаевича Батюшкова. Участие в военных действиях в Пруссии. Участие в войне со Швецией. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Отличительные черты прозы Батюшкова. Чистота, блеск и образность языка Батюшкова.
презентация , добавлен 30.10.2014
В. Жуковский как известный русский поэт, участник войны 1812 года: анализ краткой биографии, знакомство с творческой деятельностью. Общая характеристика баллады "Людмила". Рассмотрение основных особенностей переводческого мастерства В. Жуковского.
презентация , добавлен 18.12.2013
Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.
презентация , добавлен 31.01.2015
Вклад в развитие русской литературы первого поэта России Константина Батюшкова. Биография поэта, трагичность его судьбы. Размышления на религиозные и философские темы, противостояние поэта и реального мира проникнутой тоскливой безнадежностью поэзии.
презентация , добавлен 11.12.2012
Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.
курсовая работа , добавлен 01.08.2016
Характеристика языковой ситуации начала XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова и школа гармонической точности. Исторический экскурс на уроках русского языка. Лингвистические и литературные взгляды русского писателя, творчество К. Батюшкова в школьном курсе.
Начало романтизма в русской поэзии неразрывно связано с именами знаменитых поэтов В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Творчество поэтов невозможно назвать ни тождественным, ни кардинально противостоящим друг другу. (Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова)
Основным различием в их творческих путях остается то, что произведения В. А. Жуковского в большой мере подданы монархическому влиянию, в них живет старая добрая эпоха классического сентиментализма: грусть о несбывшихся надеждах, меланхолическое томление сердца. Стихи Батюшкова наполнены новым влиянием: поэт наслаждается настоящим, ценит все хорошее, что ему посылает жизнь и с огромным оптимизмом видит будущее.
Особенности поэзии Жуковского
Литературный мир считает Жуковского классическим представителем эстетического гуманизма, наполненным идеями немецких романтиков. В своих стихах он предавал колоссальное значение эстетике морали, общественных отношений, религии. Также как и немецким романтикам, Жуковскому было свойственно находить религиозный смысл во всех окружающих вещах, будь то искусство или романтические отношения.
Темы поэзии Жуковскогосвязаны с прородой, в его стихотворениях приобретает мистический смысл и скрытую таинственность. Лирическим героям поэзии Жуковского свойственно наслаждение собственными страданиями, которые, однако, не уничтожают его сердце, а наоборот, наполняют, понимаем скрытого смысла человеческой сущности, необыкновенной гармонией и безмятежностью. Но вопреки этому, открытый трагизм в его стихах звучит только в конце его творчества, когда автор узнает о своей болезни, и в произведение дает выход своей личной печали.
Особенности поэзии Батюшкова
Наполнение творчества Батюшкова абсолютно противоположно творчеству Жуковского. Его произведения были наполнены мощными страстями и энергией. Батюшкову было свойственно с небывалой силой отдаваться как радостям, так и печалям в своих стихах. Лирический герой, переживая душевные трагедии, не ищет философский смысл, а опьянен верой в то, что его драма со временем перерастет в личное счастье. Константина Батюшкова считают своеобразным предтечей Александра Пушкина. Ведь в его творчество легли основы классицизма и сентиментализма, которые со временем будут отшлифованы Пушкиным и станут основными характерными чертами русской классической поэзии.
Первым стихотворениям Батюшкова свойствен эпикуреизм: лирический герой безумно и неистово наслаждается жизнью. Он нашел новый способ выражения чувств лишенный сентиментальности и излишнего морализма. Трагизм в его стихах звучит только в конце его творчества, когда автор узнает о своей болезни, и в произведение дает выход своей личной печали. К огромному сожалению, поэт закончил свой путь на много раньше, чем жизненный. Из-за душевной болезни он не смог творить после сорока лет.
Начало романтизма было вызвано общенациональным подъемом сознания русского народа, в связи с историческими событиями 1812 года. Русская литература в начале 19 века начала становиться частью европейского литературного развития. Творчество Батюшкова и Жуковского обобщали общеевропейские тенденции Просвещения и классицизма, в особенности идеи гармоничной эстетической созидательности сочетающейся с культом чувственности и меланхолии.
Урок №9
Тема : «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий
Путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык
Лирики Батюшкова».
Цели:
- обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
- рассмотреть темы, мотивы и особенности лирики Батюшкова;
- совершенствовать навыки анализа лирического произведения.
Эпиграф: «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии»).
«Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» (А.С.Пушкин).
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.
3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.
4.Страницы творческой биографии Батюшкова.
Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.
Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.
18 мая 1787 г. – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.
1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.
Гнедич Н.И. был лучшим другом Б. Дружба этих двух поэтов – отдельная страница в истории русской литературы. Именно Гнедич ввёл Б. в литературный мир, прочитав в литературном кружке сатиру «Видение на берегах Леты», сделавшую Батюшкова признанным поэтом.
1805 г . – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».
1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.
1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.
1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.
Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:
О доблесть дивная, о подвиги геройски!
Прямо на бок и с лошади долой!»
Б. явился первым русским поэтом, воспевшим веселье боевой жизни – яркость и оживлённость её течения. Этому посвящено ст-е «Разлука», которое было по достоинству оценено современниками и стало популярным романсом. В этом ст-ии гусар даёт клятву верности пастушке. Такая картинка могла возникнуть только в мечтах поэта, так как в реальной личной жизни он был несчастлив. Он не нравился девушкам, так как был сутуловат, невысок и худощав. Друзья называли Б. «Ахиллом русской поэзии», но он иронизировал в ответ: «Ах, хил!»
1809-1814 – сближение с писателями-карамзинистами: В,А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей 18 века. Анакреонтические и эпикурейские мотивы творчества.
Почему же Б. называли «Ахиллом русской поэзии»?
Глубокий знаток и ценитель древности К.Н.Б. органично усвоил достижения античной культуры, что нашло воплощение в его ст-ях. Кажется, что в лирике Б. собрались все древние боги и богини и все сопровождающие их мифологические существа, герои легендарной истории и античные авторы. Б. получил в кругу друзей-литераторов и другие прозвища: «маленький Овидий» И «новый Тибулл». Это имена знаменитых древнегреческих поэтов, которых обожал Б., поэзия которых его восхищала, и вольные переводы которых он делал.
В этот период творчества образцом подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт (СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.
1815 г. – Б. вышел в отставку и переехал в Москву. С литературными друзьями они организовали общество «Арзамас», которое просуществовало до 1818 года. В это общество, помимо Батюшкова, вошли знаменитые русские писатели того времени В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.И.Тургенев, А.С.Пушкин и другие. Члены общества много сделали для совершенствования русского литературного языка, приблизив его к современному.
Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г . им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..
5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.
Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа, отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы - крылья, чаши.
Найдём эти образы в ст-ии «Весёлый час», в котором лирический герой даёт совет своим друзьям:
Други! Сядьте и внемлите
Музы ласковый совет.
Вы счастливо жить хотите
На заре весенних лет?
Отгоните при зрак славы!
Для веселья и забавы
Сейте розы на пути;
Скажем юности: лети!
Жизнью дай лишь насладиться,
Полной чашей радость пить:
Ах! Не долго веселиться
И не веки в счастье жить.
6.Анализ ст-й «Мои пенаты», «Вакханка».
«МОИ ПЕНАТЫ»
Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.
Справка:
Жуковский В.А. – русский поэт, переводчик, критик. А.С.Пушкин считал Жуковского своим учителем. Жуковский - создатель романтического направления в русской поэзии. Кроме его несомненных заслуг на литературном поприще современники отмечают высокие нравственные личностные качества Жуковского, главным нравственным принципом которого был следующий: «Каждый день – доброму делу, мысли или чувству, к нему впоследствии добавился ещё один: «Дела поэта – слова его».
Вяземский Пётр Андреевич – князь, русский поэт, литературный критик. Был большим поклонником творчества Пушкина и его другом. Именно Вяземскому первому Пушкин сообщил из Южной ссылки о замысле романа «Евгений Онегин»: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Перу Вяземского принадлежат мемуарные сочинения, в которых он запечатлел подробности жизни виднейших представителей русской культуры конца18 начала 19 века.
Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.
1) Чтение 1 части.
Словарь:
Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага). Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.
Фимиам – благовония.
Богинь пермесских дар (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии
Лар – доброе домашнее божество.
Скудель – глиняная посуда.
Вывод:
Каково настроение этой части?
Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?
2)Чтение 2 части.
Как понимаете смысл этой части?
Какие земные радости прославляет поэт?
Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?
Словарь.
Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.
3)Чтение и обсуждение 3 части.
Словарь.
Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.
4)Чтение 4 части.
-- Как поняли прочитанное?
(Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.
Он приглашает в свои пенаты для беседы своих любимых поэтов или их тени: «И мёртвые с живыми вступили в хор един».
…Ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец героев, славы,
Вслед вихрям и громам,
Наш лебедь величавый
Плывёшь по небесам.
Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.
В толпе и муз, и граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Имеются в виду два направления в поэзии Державина (гражданское и интимно-психологическое). Суна – река, на которой находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».
…Повестью прелестной
Пленяет Карамзин (повесть Карамзина «Афинская жизнь»)
То древнюю Русь и нравы
Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)
За ними сильф прекрасный,
Воспитанник харит,
На цитре сладкогласной
О душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовёт…
Ю.А.Нелединский-Мелецкий – поэт-сентименталист.
И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.
5)Чтение 5 части.
О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский
Выводы:
Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.
Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.
Он считает своими учителями лучших поэтов своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.
К жизни и смерти он относится философски.
А.С.Пушкин так оценил ст-е «Мои пенаты»: «Это ст-е дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна».
«ВАКХАНКА»
Словарь.
Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.
Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)
В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.
Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.
Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?
Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)
Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?
(Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).
Запись в тетрадь-словарь.
Эвфония (в переводе с греческого – благозвучие) – естественность и красота звучания художественной речи. Поэтическая фонетика. Аллитерации. Ассонансы. Рифмы. Избегание неблагозвучных, трудно произносимых и воспринимаемых сочетаний согласных в слове (Пу пс взб ешён. Ах, поча ще б с ш околадом! – у К. Чуковского в книге «От двух до пяти»)
7.Итог урока.
Объясните смысл выражения «анакреонтические мотивы творчества Батюшкова».
Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова? Слайд 2
«Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова) Худ. Ю.Иванов К.Н.Батюшков. 1980-е гг.
Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова
Анакреонт. 5 в. до н. э.
Други! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.
П.А.Вяземский В.А.Жуковский
Худ.С.Соломко. Вакх
Дионис. (Дионис верхом на барсе).
Худ. М.Хосе. Вакханалия
Тема: «Философские элегии К.Батюшкова»
Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)
Худ. В.Б.Иовик. Тень друга. 1986 г.
8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
традиционно имя Батюшкова стоит рядом с именем Жуковского как выражение своеобразия русского романтизма. Многие его принципы стали катехизисом русского романтизма. Жуковского и Батюшкова связывала дружба, они были собратьями по
«Арзамасу». Но их поэтические миры были различны. Батюшков был выразителем идеи неоклассицизма. Его отношения с античностью носили более интенсивный характер. Он внёс мир античности в русскую культуру. Неповторимое своеобразие Батюшкова – синтез неоклассицизма и романтизма. Батюшков пластичен, скульптурен, телесен. Образы Батюшкова визуальны, они видимы, осязаемы. Поэзия Батюшкова пронизана вещественным миром, своим мироощущением устремлена в акмеизм. Батюшков стоял у истоков поэзии Пушкина в той же степени, что и Жуковский.
Биография Батюшкова – исток трагизма русских поэтов. В 1821 г. произошло символическое деление жизни поэта на два этапа – в этом году Батюшков сошёл с ума. К.Н. Батюшков родился в Вологде. Это был человек, не отличавшийся крепкими здоровьем. Его прозвище в «Арзамасе» имело каламбурный характер (Ахилл – ах, хил!). Не приспособленный к военному делу, он рано ушёл на фронт. Для его поэзии становится важна военная тема. Уход в армию – своеобразный разрыв с официальной Россией. Он переживал декабристское движение. Его родство с декабристом Никитой Муравьёвым отложило глубокий отпечаток на жизни и творчестве.
Батюшков переживал в творчестве трагическое двойничество, раздвоение сознания. С ним в литературу входит образ «чёрного человека». Он определил развитие души Батюшкова. По своему воспитанию он увлёкся французскими энциклопедистами и античной философией. Он был эпикурейцем по своей философии. Самым сквозным в его поэзии становится образ счастья. Батюшков в своей ранней поэзии – оптимист. Его ранние стихотворения насыщены ощущением молодости («Весёлый час», «Счастливец», «Мечта», «Послание к Гнедичу»). Образ золотой мечты будет сопровождать Батюшкова полжизни. Это также создаёт образ эпикурейца. Он становится идеологом «лёгкой поэзии» – особого направления, возникшего в Италии и Франции. Батюшков был влюблён в Италию. Он вводит в литературу понятие лирического героя, не совпадающего с образом поэта, но являющегося выражением его идеалов. В стихотворении «Счастливец» он создаёт раздвоенное сознание. Жизнь Батюшкова неотделима от его творчества. Поэт, воспитанный для счастья, переживает трагедию столкновения с русской жизнью, горе от ума. Судьба Батюшкова стала прототипом комедии «Горе от ума». Род Батюшкова был генетически связан с психическими расстройствами, но в большей степени на него повлияла атмосфера русского бытия. Его творческое завещание – «Изречение Мельхиседека». В истории русского романтизма Батюшков остался как сложный поэт.
Батюшков – кризисный поэт. В 1809 г. наступает кризис переосмысления, в 1812 г. – кризис идеологии. Этот год стал переломным для Батюшкова. Поэзия Батюшкова до 1812 г. – период самоопределения. Он обращается к разным традициям. Его любимые античные поэты – Сапфо и Тибулл. Его называли «русским Тибуллом». Он интересовался творчеством итальянских поэтов, в частности Торквато Тассо. Его судьба волновала Батюшкова всю жизнь. Батюшков формирует образ эпикурейца, представителя лёгкой поэзии. Он спорит с архаиками и в 1807 г. пишет «Видение на берегу Леты», очень понравившееся «Арзамасу». Это стихотворение передаёт эстетику поэзии Батюшкова. По определению Вяземского, основная особенность поэзии Батюшкова – «людскость». Своеобразным манифестом новой поэзии становится послание «Мои пенаты», адресованное Жуковскому и Вяземскому и имеющее импровизационный характер. Это попытка выразить жизненную позицию. В этом стихотворении Батюшков формирует свою маленькую философию самостоятельности. Пенаты – это мир поэта. Он вводит в лирику образ поэтического стола. Он передаёт философскую самостоятельность и утверждает жизненную позицию. Пенаты – это очаг, дом, родина. Его не волнует роскошь. В его доме все могут найти приют. Среди его бытовых богов – его любимая женщина. Батюшков вводит в поэзию атмосферу лёгкой эротики. Мир родных пенатов противостоит всему официальному. «Мои пенаты» – осязаемая картина мира. Размер послания – трёхстопный хорей. Батюшков даёт летящий стих. Стихотворение было написано накануне войны и является своеобразным итогом первого периода творчества.
До 1812 г. Батюшков – представитель лёгкой поэзии, эпикуреец, передающий атмосферу мечты. Жизнь и поэзия разошлись у Батюшкова. Главная трагедия 1812 г. – пожар Москвы. Батюшков по болезни не принимал участия в кампании 1812 г. Будучи лишь очевидцем событий, он создал переломный стих – «Послание Дашкову». Атмосфера стихотворения – записки очевидцев, передача чувства. Опустевшая Москва бьётся в сердце поэта. Заключительная часть стихотворения – клятва поэта, отказ от иллюзий, эпикурейской философии. Поэт становится носителем национальных ценностей. В стихотворении «Вакханка» происходит столкновение эпикурейской и новой философии, неистовый побег от прошлой жизни. В стихотворениях 1813 – 1815 гг. Батюшков становится поэтом батальной темы. Он воссоздаёт войну в её реальных проявлениях, открывает её изнанку. Для Батюшкова принципиально важно показать динамику событий. После 1812 г. поэзия Батюшкова эпизируется. Батальная тема – важная тема в творчестве поэта.
В элегии «На развалинах Швеции» поэт показывает тоску по родине, особо выраженной в стихотворении «Пленный». Его сюжет выражает рефлексию пленного на берегу Роны по поводу заката. В монологе пленного отображено национальное чувство, впервые выраженное в «Слове о полку Игореве».
Возвращение после похода становится трагичным для Батюшкова. Происходит переосмысление бытия. В «Странствующем Одиссее» передаётся идея трагизма – родина нашлась, но она другая. Главное настроение последующей лирики – неуёмность души.
Последний этап творчества начинается стихотворением «Странник и домосед». Герой Батюшкова – неуёмный странник. Батюшков и сам был странником. Образ странствия стал выражением его позиции. Предсмертная книга Батюшкова – «Опыты в стихах и в прозе». Первая часть – прозаическая, его размышления о жизни. Во второй части собраны лучшие 60 стихотворений поэта. В эту часть вошли подражания древним, в которых Батюшков вернулся к своей юности, размышления о героике, славе, цивилизации, времени. Но это трагическая античность, сопряжённая с современностью. Его проза – предвосхищение лаконичной пушкинской прозы. В последние 34 года своей жизни Батюшков занимался рисованием.