История андалусии. Завоевание андалусии. Религия в жизни общества

Аль-Андалус - название, под которым была известна Мусульманская Испания - территория Пиренейского полуострова во времена мусульманского владычества в Средние века (711-1492).

Иногда применялось как общее обозначение всех государств региона, независимо от их религиозно-политической принадлежности.

Этимологически не вполне надёжно связывается с именем народа вандалов, некогда обитавших на этой территории; от него происходит испанское название Андалусия, закрепившееся за землями Южной Испании, составлявшими ядро крупнейших мусульманских государств полуострова.

Последним мусульманским государством на территории Испании был Гранадский эмират, покорённый христианами в 1492 г.

В XV в. Реконкиста была завершена и христиане начали вторжение в мусульманские территории северной Африки, а также начали исследование Америки и Азии.

История

После вторжения арабов и берберов и падения королевства вестготов (битва при Гвадалете 711 г.) Аль-Андалус составлял часть Омейядского халифата, а затем образовал самостоятельное государство - сначала эмират, затем халифат c центром в Кордове.

В 1031 г. халифат распался на множество мелких государств (тайфа).

С подъёмом христианских королевств на севере полуострова название Аль-Андалус всё чаще применялось ко всё уменьшающейся территории, контролируемой мусульманами.

При этом мусульмане составляли не более трети населения мусульманской Испании, в которой проживало значительное количество христиан и иудеев.

Взятие Гранады войсками Католических королей в 1492 г. положило конец последнему исламскому государству на полуострове.

Тем не менее значительное мусульманское население (мориски) сохранялось в Испании до начала ХVII в.

После изгнания морисков и марранов понятие Аль-Андалус окончательно стало историей.

Андалусия-Мусульманская Испания

В VIII веке мусульмане завоевали Испанию. Слово «завоевание» режет слух. Перед глазами встают страшные картины: пожары, убийства мирных жителей, грабежи и разбои, насилие и вандализм, бесконтрольный вывоз материальных и природных богатств покоренной страны, порабощение местных жителей, подавление национальной культуры и образования, повальное обнищание и деградация.

История человечества свидетельствует о неизбежности таких последствий для покоренных народов, но она же свидетельствует и о том, что исламские завоевания в корне отличались от завоеваний не мусульман.

При распространении Ислама население видело в арабах, как писал советский востоковед И. Беляев, «избавителей от тяжелого ига своих правителей. К тому же арабы предлагали более сносные условия существования в случае подчинения их господству». Известно, что жители сасанидской столицы Ктесифона (Мадаин) открыли арабам городские ворота после бегства Йездигерда. Для сирийцев, как пишет профессор Парижского университета, известный французский востоковед А. Массэ, «было счастьем сбросить византийское иго». Он также отмечал: «Мы видели, что арабов встречали, чуть ли не как освободителей египетские копты...». А известный русский востоковед-арабист О. Г. Большаков отмечал: «Завоевание арабами происходило сравнительно мирно. Быть может, сообщения историков о том, что жители некоторых городов встречали арабов с музыкой, несколько приукрашены, но нельзя не признать, что большинство городов Сирии, Египта и Месопотамии избежали жестокостей штурма, заключив с арабами договоры на очень благоприятных условиях».

Христианские историки, вспоминая эту пору, отмечают справедливое правление и соблюдение завоевателями законности. Михаил Сириец писал: «Мы благодарим Бога за то, что он посредством арабов избавил нас от византийского ига». И одним из ярких примеров сказанного служит покорение мусульманами Испании.

Не прошло и ста лет после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как основанная им в Медине исламская община превратилась в мировую сверхдержаву, которая протянулась от Индии через Азию и Африку до Атлантического океана.

А 710 году мусульмане в своем победоносном шествии переправились через Гибралтар и завоевали Испанию. Слово «завоевали» нужно взять в кавычки, поскольку местное население, доведенное до отчаянной бедности своими феодалами, добровольно переходило под власть мусульман. Предводитель армии мусульман Тарик ибн Зийад был встречен как освободитель. Веротерпимость мусульман обеспечила им полную поддержку христиан и особенно иудеев, со дня на день ожидавших насильственного обращения в христианство, после чего они лишились бы прав на владение собственностью. Как пишет Лион Фейхтвангер: «Многочисленным евреям, бесправным при христианах-вестготах, мусульмане дали гражданские права. Да, под властью Ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения собственного царства».

Мусульмане принесли с собой высокую культуру и превратили Испанию в самую прекрасную, благоустроенную и населенную страну Европы.

Менее чем за один век они распахали невозделанные поля. Создав мудрую систему орошения, добились небывалых урожаев. Как пишет французский историк Симон де Сисмонди: «Сельское хозяйство изучалось мусульманами с таким совершенным знанием климата, почвы, развития растений и животных, которое могло происходить только из длительной научной практики».

Мусульмане первыми в Испании ввели культуры риса, тутового, бананового, фисташкового деревьев, пальмы, сахарного тростника, незнакомых цветов и фруктов, которые позже распространились по всему материку.

Горное дело, прекращенное с римских времен, было возрождено и усовершенствовано с применением высокопроизводительной техники.

По планам опытных зодчих и дальновидного строительного ведомства создавались большие великолепные города, каких Европа не знала со времен римлян. В Андалусии насчитывалось 90 больших городов. Кордова, Севилья, Гранада, Толедо, Мурсия, Альмерия, Валенсия славились своими ремеслами: производством шерстяных, шелковых и парчовых тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой — в этом ремесле мастерские Кордовы не знали соперников, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью. Прекрасной керамики, изделий из слоновой кожи и оружия — доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен.

Кордова, резиденция испанского халифа, была признанной столицей западного мира. Она имела 600 красивейших мечетей, 900 общественных бань и 50 больниц. Великолепный, полумиллионный город с мощеными улицами, тысячами домов, прекрасными дворцами и мечетями, мостами и водопроводом, общественными банями и садами соперничал с Константинополем, Дамаском, Багдадом. Филипп Итти в «Истории арабов» пишет, что Кордова имела мили мощеных дорог, освещенных ночью, так что люди ходили в безопасности. В то время как в Лондоне и Париже любой, вышедший в дождливую ночь, утопал до лодыжек в грязи — и делал это в течение семи столетий после того, как Кордова была вымощена! Оксфордские ученые тогда считали купание идолопоклоннической практикой, а студенты в Кордове наслаждались роскошными общественными банями!

Корабли испанских мусульман под управлением искусных математиков и астрономов ходили быстро и уверенно, что позволяло вести широкую торговлю и насыщать рынки товарами мировой исламской державы.

Искусство, наука и промышленность никогда не знали такого расцвета под небом Испании. Искусно построенная система образования с широкой сетью школ давала каждому возможность получить знания. Первое, что делали мусульмане в покоренных городах, — это строили мечети и университеты, что привело к появлению величественных учебных заведений в огромном числе городов. В прекрасную Кордову, получившую гордое название «обиталище наук», приезжали учиться из Франции, Германии, Англии. Кордова имела крупные университеты с лабораториями, обсерваториями, богатейшими библиотеками. Библиофильство стало подлинной страстью в мусульманской Испании. Спрос на книги оказался настолько велик, что в Кордове множество людей жило перепиской редких и ценных рукописей.

В Андалусии было 70 публичных библиотек. Библиотека аль-Хакима II в Кордове содержала 600 тысяч томов. В Испании ежегодно публиковалось от 70 до 80 тысяч томов. Когда через четыре столетия в XVI веке Карл Справедливый основал парижскую Национальную библиотеку, он смог собрать всего 900 томов, и это после больших усилий, причем треть из них составляли книги по религии.

Университеты Испании приветствовали христианских и еврейских студентов, получавших в них образование, которого они не могли получить больше нигде.

Величайшим исламским хирургом XI века был испанец Абу-ль-Касим, изобретатель многих хирургических инструментов и автор книг, которые были переведены и многократно переиздавались, причем последнее такое издание увидело свет в 1816 году.

Образование ни в коем случае не было привилегией богатых. «Почти каждый в Испании в те дни мог читать и писать, в то время как в остальной христианской Европе, не считая монахов, никто, включая самую высшую знать, не считал, что стоит терять свое время даже на попытку овладеть основными навыками чтения», — пишет Неру в своей книге «Взгляд на мировую историю».

Под мудрым и долгим правлением мусульман Испания познала период стабильности и внутреннего мира. Она являлась в этот период самым процветающим и цивилизованным государством Запада. Кордова — самая блистательная и многолюдная столица в Европе. Как пишет Гюстав ле Бон: «Багдад и Кордова были очагами культуры, освещавшими мир своим сиянием».

Эта интеллектуальная, творческая, созидательная деятельность не прекращалась вплоть до окончательного вытеснения мусульман из Испании. «Когда Кордова вновь вступила на путь христианства, после долгого периода свободы (в течение восьми веков), — пишет Леви-Провансаль, — для нее это было началом длительного периода упадка».

В 1236 г. после шестимесячной осады Кордову завоевали войска Фердинанда III Святого. Часть жителей была взята в плен, часть выселена.

Жертвами святой инквизиции стали около 3 млн. мусульман и евреев. Преследования мусульман, длившиеся больше века, закончились изгнанием в 1610 году всех мусульман в Африку. Из более чем миллиона человек, по свидетельству доминиканца Бледа, более трех четвертей было убито по дороге.

Этот процесс был губительным для Испании. Она потеряла почти всю свою художественную и промышленную элиту. В течение нескольких веков страна чувствовала последствия этого шага. Все золото, которое конкистадоры добывали для метрополии, не заполнило пустоту, образовавшуюся вследствие этого насильственного ухода. Кордова погрузилась в забытье, стала тихим провинциальным городом. Цветущие поля высохли и остались необработанными, города обезлюдели, искусства и ремесла пришли в упадок. В стране, стоящей во главе всех наций, начался долгий период глубокой депрессии и деградации.

Мировые новости

30.06.2014

В начале рамадана 91 года хиджры (июль 710 года) около сотни мусульманских всадников и четыре сотни пехотинцев под командованием бербера Абу Зара Тарифа ибн Малика, вольноотпущенника наместника Африки Мусы ибн Нусайра, высаживаются на небольшом Зеленом острове в Гибралтарском проливе. Позднее этот участок суши будет переименован в честь выдающегося исламского полководца, который первым ступил на него, и станет называться островом Тариф. Эта экспедиция положила начало великой эпохе — завоеванию Испании.

Краткая предыстория военной экспедиции

В 78 году хиджры (697 год) халиф Абдул-Малик ибн Марван назначает Мусу ибн Нусайра правителем Ифрикии (часть Северной Африки). Новый наместник стал первым самостоятельным наместником Ифрикии, независимым от правителей Египта. После ряда походов 87-90 гг по хиджре (706-709 гг.) ему удалось подчинить власти халифа большую часть берберских племен Ифрикии и Магриба и упрочить власть халифа на завоёванных землях. Несмотря на дипломатичную политику в отношении берберских племен Муса ибн Нусайр активно добивался распространения среди них ислама. В результате его усилий многие берберы приняли ислам и вошли в состав мусульманской армии. Самые талантливые и отважные берберы становились предводителями отрядов мусульман. Среди них были и два выдающихся бербера, которыми до Судного Дня будет гордиться вся исламская умма — Тариф ибн Малик и Тарик ибн Зияд, первые покорители Испании. Их имена не только сохранены в сердцах мусульман, но и увековечены в географических названиях (остров и город Тариф названы в честь Тарифа ибн Малика, а Гибралтарский пролив — в честь Тарика ибн Зияда).

Завершив необходимые приготовления в Магрибе, Муса ибн Нусайр направил халифу аль-Валиду послание, прося позволить ему начать завоевание Андалусии. Ответ халифа содержал следующее: “Пусть страна сначала будет разведана отрядами легкой кавалерии! Надо исследовать её и добыть для тебя сведения о том, что в ней есть! Будь благоразумен и не позволяй мусульманам потеряться в океане опасностей и смут!” На это Муса ответил: “Это не океан, а всего лишь узкий канал, берега которого видны невооруженным глазом”. “Тем не менее - ответил ему аль-Валид - даже если так, пусть страна сначала будет разведана.” Поэтому Муса ибн Нусайр послал своего талантливого полководца Тарифа с четырьмя сотнями пехотинцев и сотней всадников с наказом разведать предполагаемое место высадки мусульманских войск в Андалусии.

Военная экспедиция

Тариф и его маленькая армия погрузились на четыре судна и высадились на острове, расположенном вблизи Андалусии и известного под названием Зеленый остров. На этом острове, который ныне называется остров Тарифа, в память о его высадке, предводитель берберов оставался целый день, пока все его люди не вернулись к нему с разведданными. Затем он двинулся дальше и совершил несколько удачных вылазок на материк. Мусульманам удалось захватить несколько пленников и богатые трофеи, после чего они благополучно возвратились обратно. Увидев исламских воинов в целости и сохранности, Муса ибн Нусайр возблагодарил Аллаха за победу, дарованную Его рабам, а когда доставленные пленники рассказали о плодородии и богатстве своей земли, он еще больше укрепился в своем решении вторгнуться в Испанию. Поэтому он призвал своего освобожденного раба, которому доверял важные посты в армии, и назначил командовать другой экспедицией против Андалусии. Его звали Тарик ибн Зияд. Приготовления заняли целый год, и уже в рамадане 92 года хиджры Тарик ибн Зияд высаживается с семью тысячами воинов на побережье Испании. Примечательно, что спустя еще год (и снова в месяце рамадан!) с основными силами мусульман уже вторгается в Андалусию сам Муса ибн Нусайр.

Наступила великая эпоха завоевания Испании, начало которой было положено в знойный летний день месяца рамадан 91 года хиджры…

2 рамадана 702 года хиджры (20 апреля 1303 г.) началась трехдневная битва при Мардж аль-Саффаре (также же известная как битва на равнине Шакхаб) между монгольской армией Газан-хана и мамлюкским войском египетского султана Насира Мухаммада ибн Калавуна. Блестящая победа мусульман в этой знаменитой битве положила конец опустошительным вторжениям монгольских орд в Шам, продолжавшихся шестьдесят лет, и отвела угрозу их вторжения в Египет. Но помимо важнейшей победы мусульман эта битва вошла в историю и по другому поводу. Накануне судьбоносного сражения выдающийся богослов, шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, вышедший вместе с войском навстречу врагу, вынес свою знаменитую фетву, в которой он призвал исламских воинов прервать пост рамадана. Впрочем, расскажем обо всем по порядку…

Предыстория

В 1299 году произошло пятое крупное вторжение монгольских орд в Шам, повторявшееся каждое десятилетие, начиная с 1244 года. Напомним, что после разорения монголами Багдада (1258 г.) перестал существовать Аббасидский халифат, что означало конец так называемого Исламского Золотого Века. Падение столицы халифата оказало столь удручающее воздействие на мусульман, что два года спустя монголы без труда захватили Алеппо и Дамаск. Лишь победа мусульман в битве при Айн Джалуте (1260 г.) смогла временно остановить наступление захватчиков, которые затем неоднократно вторгались в Шам, предавая все огню и мечу. Вот и в 1299 году 60-тысячная монгольская армия Газан-хана пересекла Евфрат и захватила Алеппо, а затем соединилась с отрядами армянского царя Хетума II и грузинских князей. Султан Египта встретил армию Газана на северо-востоке от Хомса в местности Вади аль-Хазнадар, где 22 декабря 1299 года произошло генеральное сражение. Войско мусульман, составлявшее ок. 25 тысяч человек, потерпело сокрушительное поражение от 100-тысячного объединенного монголо-христианского войска. Потери мусульман составили почти половину армии, при чем многие из них были убиты лучниками из числа маронитов и друзов. После этого монголы со своими союзниками двинулись на беззащитный Дамаск. В этот критический момент шейх аль-Ислам Ибн Теймийа возглавил делегацию ученых и знати, отправившись на переговоры в ставку Газан-хана в Набаке (рядом с Дамаском). Оговорив условия сдачи города, Ибн Теймийи удалось добиться главного: получить гарантии неприкосновенности жизни мусульман.

В том же году из-за нападения Чагатаидов на Керман и Фарс монгольский хан с основным войском возвратился в Иран, и мамлюки вновь заняли Дамаск. Покончив с Чагатаидами, в 1303 г. Газан-хан решил возвратиться в Сирию, окончательно покорить Шам и подготовить плацдарм для вторжения в Египет. Эту задачу должно было выполнить 80-тысячное монгольское войско под командованием Кутлуга. Как только вести о наступлении монгол достигли жителей Хамы и Алеппо, они бежали вместе со своими правителями в Дамаск. Для защиты города из Египта прибыл отряд под командованием заместителя султана — Бейбарса аль-Джашнакира.

Роль Ибн Теймийи в призыве на джихад против монгол

Ситуация в Дамаске, наполненном беженцами, становилась все более критической: город не мог в одиночку выстоять против монгол. В Дамаске началась паника и жители хотели бежать из него, однако им было строго запрещено покидать город под угрозой смертной казни и конфискации имущества.

Понимая серьезность положения, Бейбарс немедленно отправил послание 18-летнему султану Египта Насиру Мухаммаду Калавуну с просьбой о помощи. Необходимо было убедить главу последнего оплота исламского мира того времени выступить в поход. Для этой миссии жители Шама выбрали шейх аль-Ислама Ибн Теймийу.

Прибыв ко двору султана, шейх вручил тому послание. Однако помня о тяжелом поражении трехлетней давности, Насир Мухаммад колебался. Промедление было смерти подобно, поэтому когда Ибн Теймийя заметил нерешительность султана, он ему сказал свои знаменитые слова: «Если ты повернешься спиной к Шаму, то мы назначим там своего султана, который сможет защитить его жителей и властвовать в мирные дни». Эти слова шейха побудили Насира Мухаммада незамедлительно выступить в поход.

В этот год наступление священного месяца рамадан совпало с пятницей. Все жители Дамаска собрались в соборной мечети и ее окрестностях для проведения молитвы-таравих и обращения к Аллаху с мольбами о помощи. И Всеслышащий Аллах ответил на их мольбу.

В субботу 2 рамадана мамлюкское войско прибыло к Дамаску. Жители города ликовали, а его правители тут же поспешили поприветствовать султана. Но не успели они встретиться, как правителю Египта доставили срочное послание о приближении монгол, которые находились всего лишь в 40 км от города. Султан вместе с другими военачальниками принял решение немедленно двинуться навстречу монголам, не дожидаясь, пока те дойдут до стен Дамаска. Не успев отдохнуть после изнурительного похода, постящиеся воины тут же снова облачились в доспехи. И здесь произошло знаменательное событие. Опасаясь, что в случае соблюдения поста во время битвы исламская армия будет обессилена и не сможет противостоять полчищам монгол, шейх аль-Ислам вынес фетву, которая гласила о необходимости прервать пост. Он сослался в своей фетве на пример из жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, который также приказал своим сподвижникам прервать пост во время похода для освобождения Мекки от язычников в 630 году. Авторитет Ибн Теймийи среди мусульманского войска был чрезвычайно высок, и все они во главе с султаном безоговорочно приняли эту фетву.

В сопровождении чтецов Корана и ученых, воодушевлявших воинов на джихад, султан двинулся в путь. В этот момент аббасидский халиф аль-Мустакфи би-Ллях, находившийся в гуще солдат рядом с султаном, воскликнул: «О борцы за веру! Не обращайте внимание на то, что может произойти с султаном! Сражайтесь за ваших жен и за религию вашего пророка, мир ему и благословения Аллаха!» Здесь следует отметить, что вместе с мамлюками на битву вышли все жители Дамаска, которые могли держать оружие, включая женщин и подростков. На равнине Мардж аль-Саффар должна была состояться решающая битва. Весь исламский мир, затаив дыхание, ждал исхода этого сражения.

Сыграли ее географическое расположение, запасы природных ископаемых и плодородные земли. Занимая южную оконечность Иберийского полуострова, Андалусия располагается между Средиземным морем и Атлантическим океаном и, наряду с Марокко, лежит на пути из Европы в Африку. История этого края неразрывно связана с историей европейской цивилизации и Средиземноморского региона. По мнению ряда исследователей, по территории сегодняшней Андалусии , пролег путь первых людей, пересекших Гибралтарский пролив и ступивших на европейский континент. Со времен неолита на землях Андалусии сохранилось несколько мегалитов, в том числе исполинский дольмен Менга, расположенный вблизи города Антекера. Среди находок археологов – следы городов Лос-Мильярес и Эль-Аргар, существовавших в бронзовом веке.

Легенда также гласит, что в Башне Комарес Христофор Колумб убедил Фердинанда II дать разрешение на поиски пути в Индию, а Королева Изабелла Кастильская предложила свои драгоценности для финансирования экспедиции.

Как рассказывает легенда, греко-латинский бог Геркулес отделил Европу от Африки Гибралтарским проливом, создав Средиземное море. Таким образом Геркулес, сын Зевса, превратился в символ до такой степени, что сегодня его изображение вместе с двумя мифическими колоннами имеется на гербе зелено-белого андалузского флага.

Греки и карфагеняне пришли позднее. В III веке до н.э. Рим присоединил эти земли Бетики к своей империи. В течение семи веков эта провинция поставляла металлы, растительное масло, пшеницу и вино .

Взамен она получила язык и надёжную инфраструктуру. Кроме того, в Андалузии родились Траян и Адриан, двое из просвещённых императоров, властивших империей.

Закат Римской империи привёл к тому, что в 411 году н.э. вандалы с другого берега Рейна поселились в долине Гвадалквивира. Но их присутствие продолжалось недолго.

В ходе Реконкисты христиане использовали это название по отношению к югу полуострова, позже название закрепилось за последней захваченной территорией. Хотя большинством учёных отстаивается версия происхождения названия от слова «вандал» (Вандалусия), топоним «Аль-Андалус» впервые появился в мусульманской нумизматике после захвата полуострова.

Аль-Андалус отождествлялся с Испанией (Hispania), на многочисленных найденных в Андалусии монетах использовались оба термина как равнозначные.

В 711 году начинается вторжение ислама, и новый этап расцвета наступает на этих землях. В течение восьми веков арабская цивилизация превращает Аль-Андалуа в самую процветающую, развитую и изысканную область Запада. Кордовский Халифат источает богатство и знания. Всё это наследие всё ещё сохраняется в восьми андалузских провинциях .

Политическое разложение этой культуры вдохновило христианских королей на завершение Реконкисты. В 1212 году христианские войска одержали победу под Навас-де-Толоса к северу от Хаэна .

500 гг. до н.э. – греков вытесняют с полуострова карфагеняне.

В 264-201 гг. до н.э. заканчивается кровопролитная война между Римом и Карфагеном за господство на Иберийском полуострове. В этой войне побеждает Рим.

В 1-ом веке нашей эры на территории Андалусии начинает строиться и процветать римская провинция Бетика со столицей Кордуба (Кордова в современном мире).

Очень быстро происходит строительство акведуков, театров, храмов, превращая Бетику в один из самых процветающих регионов, а Кордубу в самый богатый город Иберийского полуострова. Христианская религия в этот момент времени становится государственной.

В 400-475 гг. н.э. германские племена изгоняют с земель Андалусии вестготов, являющихся союзниками Римской империи, которая постепенно приходит в упадок.

Вестготы не повлияли на развитие местной культуры , оставив после себя только арку в виде замка, проект которой в дальнейшем использовали в своих сооружениях мавры, вытеснившие вестготов на север .

В 711 году идет раскол среди аристократов, который спровоцировал появление мусульманских войск, выступавших в поддержку одной из партий. В армии преобладали берберы, но верхушку занимали мавры, поэтому их язык был доминирующим.

Очень скоро мавры получают власть почти над всем Иберийским полуостровом, кроме Страны Басков и некоторых северо-западных частей. Всю завоёванную территорию мавры называют Аль-Андалусом.

Габсбургов погубил инцест, проще говоря, кровосмешение. Многочисленные браки между родственниками, в конце концов, привели к вырождению самой могучей фамилии в Европе.

Последним стал Карл II Одержимый, отличавшийся благодаря генетическим изменениям редким уродством и болезненностью. С уходом Габсбургов закончился Золотой век испанской культуры .

В 756 году н.э. Кордову делает своей столицей наследник Омейской династии, взошедший на престол под именем Абдерраман 1. Новый правитель всячески поддерживает развитие культуры и ведет политику религиозной терпимости.

929 год – провозглашается независимый халифат Аль-Андалус. В этот период государством правит Аберраман III. На данном временном отрезке Кордова представляет собой самый развитый город во всей Западной Европе в сферах культуры , образования и религии.

В 1031 году властный правитель халифата Альмансор погибает. А ему на смену приходит слабый Ишама II, который не смог воспрепятствовать разделению халифата на несколько княжеств под названием таифас.

В 1085 году происходит религиозный раскол, потому что некоторые княжества добровольно принимают христианства, остальные же, напротив, обращаются за помощью к одной из религиозных сект берберов.

После прихода к власти альморавидов, христианам становится невыносимо жить на этой территории.

С 1091 по 1147 годы альморавидов изгоняют с Иберийского полуострова более терпимые к различным религиям, но такие же воинственные альмоады. Альмоады пытаются объединить все берберские государства в один халифат.

В 1236 году происходит захват Кордовы христианами, а в последующие 12 лет мусульмане теряют свои владения в Севилье, Марбелье и Малаге . Большая часть городов всего средиземноморского побережья входит в состав государства Гранада , являющегося еще очень долгое время оплотом мавров.

Наполеон запретил Франции покупать хлопок у англичан. В планах Наполеона было использовать Андалусию для выращивания хлопка, необходимого французским текстильщикам.

В 1469 году официальным браком сочетаются два сильнейших правителя: Фернандо – правитель Арагона и Исабель, являющаяся королевой Кастилии.

Объединенные земли становятся королевством под названием Испания, а супружеская чет продолжает вести войну, захватывая мусульманские города для присоединения к новому государству.

В 1492 году происходит падение Гранады . Христофор Колумб параллельно этим событиям со своей экспедицией открывает Америку.

В этот же момент с территории Андалусии изгоняются иудея, что ведет к упадку экономики, потому что многие специалисты в сельском хозяйстве и экономике покидают страну.

В период с 1500 по 1600 годы испанские короли Карлос 1 и Филипп II вкладывают большие средства, полученные от колоний, на завоевание новых территорий и продолжают гонения мусульман.

На юном побережье Коста дель Соль строятся новые христианские храмы в стиле той эпохи. Это был период золотого века государства Испания, но процветала в этот момент только Севилья , получившая возможность торговать с Новым Светом.

В 1600-м году закат испанского государства, который произошел по причине растраты средств, приобретенных благодаря захвату американских колоний.

В 1609 году идет изгнание мавров, не желающих принимать христианство.

Название Андалусия происходит от арабского Аль Андалус. Именно так мусульмане называли весь Иберийский полуостров при вторжении армии арабского халифата в 711 году, во времена изгнании с его территории древнегерманского племени вестготов в битве при Гвадалете (Batalla de Guadalete). Вестготы считаются одним из далёких предков современных испанцев, которые в V веке нашей эры, проникли на территорию Пиренейского полуострова.

На протяжении многих веков Андалусия развивалась и зависела от арабской цивилизации. Арабы привезли с собой множество новшеств - водокачки, ветряные мельницы, бумагу, мир запахов и вкусов, незнакомых европейцам.

В тот период времени Арабский халифат достиг вершины могущества, подчинив также и север Африки, откуда арабские войска и вступили в Испанию. С первых же лет арабского владычества началась борьба за освобождение Испании, получившая название реконкисты. Она закончилась лишь в конце XV столетия.

Эпоха Кордовского Эмирата, основанного в 756 году эмиром Абд ар-Рахманом I, последним правителем из разгромленной династии Омеядов, была для развития Андалусии наиболее удачной. Кордовские эмиры и халифы были учеными и меценатами, поощряли науки и искусства. Кордова считалась в те времена самым просвещенным городом Европы. После правления Абд ар-Рахмана I, сменились 8 эмиров, а затем Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом - "наместником Бога на земле". В 1031 году из-за внутренних распрей Халифат распался и наступила эпоха раскола на мелкие княжества - тайфас.

В 1085 году, король объединённого королевства Леона и Кастилии - Альфонсо VI Храбрый - завоёвывает Толедо. Это была первая крупная победа христиан и конец мирного сосуществования религий и культур. С XI века Аль Андалус, опасаясь натиска с севера, входит в империю мусульманского религиозного братства альморавидов, а с XII века - альмохадов. Но продвижение христиан остановить не удаётся, и в XIII веке последним оплотом арабов остается Гранадский эмират. В 1492 году Реконкиста завершается сдачей Гранады Католическим королям Фердинанду и Изабелле. Последний андалузский эмир Боабдил расплакался, глядя на свою утраченную столицу, и вошёл в историю благодаря жёстоким словам своей матери - Айши: "Оплакивай теперь как женщина то, что не смог защитить как мужчина"...

В XVI веке через территорию Андалусии, благодаря её географическому положению, шла активная торговля с Новым Светом.

В начале XVII века Андалусия пережила упадок, что привело к восстанию в 1641 году андалузской знати против правительства герцога Оливареса.

В XVIII веке, несмотря на реформы бурбонских королей, Андалусия, как и Испания в целом, потеряли свою политическую и экономическую значимость.

Потеря испанских колоний в XIX веке сильно ухудшила положение Андалусии - из самых богатых регионов Испании, она превратилась в один из самых бедных.

В XX веке Андалусии был присвоен статус автономного сообщества Испании.