15 век 1 апреля андалусия. Андалусия- мусульманская испания. Архитектура и изобразительное искусство

Известный как Храм Зевса Олимпийского, был самым большим в Греции, размерами 96 метров в длину и 40 метров в ширину. Потребовалось почти семь столетий, чтобы завершить это массивное сооружение. Его строительство началась в шестом веке до нашей эры, во время архаической эпохи и окончательно было завершено во втором веке нашей эры, во времена Римской эпохи.

Строительство храма

Начато строительство в 515 г. до н.э. по приказу тирана Писистрата, и остановилось всего пять лет спустя, когда тирания был свергнута. В последовавшем демократическом периоде храм рассматривали как символ угнетения, и поэтому работа была прервана.

Тем не менее, работы по восстановлению храма возобновились в 175 г. до н.э., когда царствовал царь Антиох Епифан IV. Он нанял римского архитектора Коссутиуса, чтобы создать дизайн для крупнейшего храма в мире. К сожалению, Антиох умер в 164 году до нашей эры и работа опять остановилась.

В 132 г. н.э., во время второго визита в Афины, проэллинский император Адриан решил завершить храм, посвятив его Зевсу Олимпийскому.

Архитектура

Храм Зевса Олимпийского был крупнейшим в Древней Греции, даже больше, чем . Первоначально он был задуман как храм дорического ордена, с запланированными восемью колоннами в ширину и двадцать одной колонной в длину с обеих сторон.

Коссутиус значительно изменил оригинальный дизайн. Он добавил его коринфскими капителями и спланировал три ряда по восемь колонн на фронтах храма и два ряда по двадцать одному столбцу в длину. Адриан в основном следовал этому плану.

Сегодня остались только пятнадцать из 104 массивных колон из пентеликонского мрамора, высотой 17.25 метра и диаметром 2 м. Шестнадцатая была повалена бурей в 1852 году и остается на том же месте.

Колонны окружали Селлу (внутренний зал), в которой были помещены две большие статуи: одна из золота и слоновой кости — статуя Зевса (копия статуи, созданной в Олимпии знаменитым греческим скульптором Фидием), и вторая — статуя императора Адриана. Ни одна из них до сегодня не сохранилась.

В 131 г. н.э. афиняне воздвигли большую арку в честь императора Адриана. Восемнадцатиметровая арка расположена к северо-западу от храма и имеет две разные надписи. Со стороны Акрополя написано: «Это Афины, древний город Тезея». Другая сторона, смотрящая на храм, говорит: «Это город Адриана, а не Тесея».

Храм, посвященный громовержцу Зевсу, или, как его еще называют, , был самым большим храмом Древней Греции .
Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что строительство храма заняло без малого 650 лет!!!

Строительство было начато в 6 веке до н.э. во времена правления тирана Писистрата, а завершено было во времена правления римского императора Адриана. Он же и посвятил храм Зевсу. Храм находится рядом с аркой Адриана, построенной для того, чтобы отделить старый город (город Тесея) от нового (город Адриана). В настоящее время от храма сохранилось лишь 15 колонн. Но даже эти остатки впечатляют своей массивностью. Высота каждой колонны составляет 17 метров.

Местность вокруг храма издавна считалась священной. Древние афиняне верили, что южнее храма существовала трещина, в которую ушла последняя вода после потопа Девкалиона. Там же находились родник Каллиори и пещера Нимф. В этих же местах совершил свой подвиг последний царь Афин Кодр, пожертвовавший собой ради спасения Афин во время войны с дорийцами. Возле родника Каллиори собирал своих учеников Сократ.

В средневековье Храм использовался как источник строительного материала для строительства зданий в Афинах. К концу византийского периода в Истории Афин храм был полностью разрушен о чем свидетельствовали путешественники, посещавшие в то время Афины.

Раскопки храма были произведены в 1889-1896 года Британской школой археологии; в 1922 году немецкими, а в 1960 году греческими археологами.

20 Января 2007 года группа греков, которая ратует за восстановление язычества, провела на месте храма обряд в честь Зевса.

Храм Зевса. Детали

Храм Зевса в античный период

Был построен на большой площади длиной более 200 метров и шириной 130 метров. Ограда храма была выполнена из камня, имел периметр 668 метров, и опиралась через каждые 5 метров на подпору.

Изначально строился из туфа или известкового камня, с огромными колонными диаметром более двух метров, но этот проект так никогда и не был завершен. После того как попытался в 175 году до н.э. достроить Антиох Четвертый, план строительства был изменен римским архитектором Коссутием Декимо, который стал использовать знаменитый пентельский мрамор. Также он изменил стиль колонн на коринфские.

Был выдержан в коринфском стиле, тип храма – диптер, с двумя радами колонн на торцовых сторонах и с тремя рядами по 8 колонн на фасадах. Внутри храма находилась статуя Зевса, которая была выполнена из золота и слоновой кости, а рядом с ней еще одна статуя, изображавшая императора Адриана.

Это был колоссальный по своим размерам храм; один из самых больших храмов античного мира. Совсем не случайно Тит Ливийский сказал, что в Афинах единственный храм на земле, размеры которого сравнимы с величием самого Зевса.

В римский период вокруг Храма Зевсу образовалось поселение, которое называлось Адриануполь.

Недалеко от Храма Зевсу, на левом берегу Илисоса, находился Панафинский Стадион, который был сооружен во время правления Ликурга в 4 веке до н.э. и вновь отстроенный в мраморе Иродом Аттиком во 2 веке до н.э. Во время турецкого правления стадион был разрушен и был восстановлен лишь в конце девятнадцатого века к олимпийским играм 1896 года, которые прошли в Афинах.

Одной из главных и самых популярных достопримечательностей Афин, несомненно, является Храм Зевса Олимпийского или, так называемый, Олимпейон. Руины некогда величественно храма лежат примерно в 700 м к югу от площади Синтагма и всего в полукилометре от легендарного афинского Акрополя.

Строительство храма началось около 520 года до н.э. в эпоху тирании Писистрата. Храм Зевса Олимпийского должен был стать самым грандиозным сооружением античного мира и превзойти знаменитый Герайон на острове Самос и одно из семи чудес света - Храм Артемиды в Эфесе. В оригинальном проекте храм предполагалось возвести в дорическом ордере, на колоссальных размеров фундаменте (41х108 м) с окружающей целлу двойной колоннадой (по 8 и 21 колонн). В качестве строительного материала использовали местный известняк. В 510 году до н.э. режим тирании был свергнут, а строительство храма остановлено. К этому времени был возведен фундамент и лишь частично колонны.

Строительство храма возобновили только в 174 году н.э. по указу сирийского царя Антиоха IV Эпифана. Под руководством римского архитектора Децимуса Коссутиуса был разработан новый проект, который существенно отличался от первого – в передней и задней части храма в новом проекте располагалось три ряда колонн (по 8 колонн в ряд), а на флангах – два ряда по 20 колонн. Дорический ордер был заменен на коринфский, а вместо известняка решено было использовать более дорогой, но качественный пентелийский мрамор. Храм был построен лишь наполовину, когда строительство, после смерти Антиоха IV в 164 году до н.э., вновь остановилось.

Достроен храм был уже в начале 2-го века н.э. по указу римского императора Адриана в рамках инициированного им же масштабного строительства в Афинах. Торжественное открытие храма состоялось в 132 году во время второго визита императора Адриана в Афины. В знак уважения и благодарности жители Афин за свой счет заказали колоссальную статую самого императора, которая была установлена позади храма. Но больше всего впечатляла статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости, и располагавшаяся в центральной части целы (к сожалению, не сохранилась до наших дней).

В 425 году император Феодосий II запретил служение римским и греческим богам, и храм постепенно пришел в упадок. В течение следующих столетий храм систематически разрушался, как вследствие природных бедствий, так и благодаря людям, которые активно использовали различные архитектурные фрагменты для строительства новых сооружений. К концу византийского периода храм был фактически разрушен. До наших дней сохранился лишь 15 прямостоящих огромных украшенных коринфской капителью колонн, высота которых составляет примерно 17 м, а диаметр – 2 м, и одна поваленная колонна, упавшая предположительно в 1852 году во время сильного урагана.

Храм Зевса Олимпийского является важным историческим и архитектурным памятником и находится под охраной государства.

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.

Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.