Глебовка колледж. Знаменитая «Глебовка» обзавелась собственной художественной галереей. Учащиеся колледжа разных годов

На сегодня Беларусь – это высокоразвитое государство, которое не отстает от европейских стран. Уровень грамотности людей довольно высок и сейчас составляет 99%. Процент населения со средним, средним профессиональным образованием - 98%. Сейчас образование в Беларуси хорошо финансируется. В этом плане страна не уступает европейским державам. В этом развитом государстве есть больше 8 тысяч средних, высших и специальных учебных учреждений, в которых обучается около 3 миллионов людей.

Система образования Республики Беларусь

Министерство образования республики Беларусь позволило людям бесплатно получать основное, дополнительное и специальное образование. Это соответствует всем международным стандартам.

По уровню образования Беларусь заняло 21 место, после европейских высокоразвитых стран. Рейтинг составила международная Программа развития ООН.

Образование в Беларуси сейчас имеет довольно высокий уровень, об этом свидетельствует то, что это государство в 2015 году приняли в Европейское пространство высшего образования.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Министерство образования республики Беларусь позаботилось о профессионально-техническом и среднем специальном обучении, которое отлично функционирует еще со времен СССР, чего нельзя сказать о странах СНГ. Белорусский опыт использует множество стран, в которые входит даже Россия. В республике функционирует около 200 колледжей, которые ежегодно выпускают 35 тысяч человек по различным специальностям. Среднее специальное образование в Беларуси дают возможность получить 130 учреждений, которые ежегодно готовят 40 тысяч человек. Колледжи в Беларуси имеют отличную техническую базу, благодаря которой через пару лет оттуда выходят квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день очень много человек уходит из школы после 9 класса и идет получить специальное среднее образование. Лучшие заведения, в которых это возможно сделать, - колледжи.

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  • Победители международных олимпиад.
  • Победители различных региональных конкурсов.
  • Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  • Дети-сироты.
  • Люди, которые окончили кадетское училище.

Популярные колледжи Беларуси

На сегодняшний день самыми популярными являются Минский колледж предпринимательства, Минский архитектурно-строительный колледж и Минский колледж бизнеса и права. Именно они занимают лидирующие места по рейтингу из 300 учреждений по всей Беларуси. Конечно, поступить туда будет довольно сложно, но если вы нацелены на это, учитесь, старайтесь, и у вас обязательно все получится.

Высшее образование

Высшее образование в Беларуси дает возможность получить 52 учреждения, из которых 9 находятся в частной собственности. Ежегодно они готовят около 70 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Специалистов готовят по 16 профилям, которые включают 350 специальностей как первой, так и второй степеней. В республике высшее образование можно получить на очной и заочной формах обучения.

Высшие учебные заведения дают возможность выбрать язык, на котором будет проходить образовательный процесс. Это может быть белорусский, русский или английский для иностранцев. В стране есть 120 организаций, которые имеют аспирантуру, и 60 заведений, в которых присутствует докторантура, где и готовят научных работников.

Высшие учебные заведения в Беларуси сотрудничают со предприятиями страны и с международными компаниями. Таким, например, является Белорусский государственный университет. После его окончания студентам должны предложить работу, это огромный плюс, если учесть высокий уровень безработицы. Стоит отметить педагогические вузы в Беларуси, благодаря которым ежегодно появляется около 10 тысяч талантливых педагогов, а государство помогает им в трудоустройстве.

Высшее образование для иностранных граждан

Для иностранцев, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, но не имеют гражданства, в Беларуси существуют отдельные правила. Получить образование иностранцы могут:

  • За счет государства или платно – это соответствует всем международным договорам.
  • На платную основу – иностранные граждане могут поступить в вуз после итоговой аттестации, когда освоят образовательную программу.
  • Еще один вариант поступления на платную основу состоит в том, что будет проведено собеседование, где иностранец должен показать уровень владения белорусским или русским языком.

Стоимость высшего образования

Во время вступительной компании каждый абитуриент хочет поступить на бюджет. Но мест гораздо меньше, чем желающих их занять. Те люди, которые не смогли пройти на бюджет, могут воспользоваться платной формой обучения. Как правило, в разных вузах – разная стоимость образования.

На сегодня самым дорогим высшим учебным заведениям в Беларуси считается Белорусский государственный университет. Студентам, которые обучаются в нем, необходимо заплатить в среднем 63 000 рублей в год. А самые высокие цены на факультете международных отношений. Как ни странно, в Беларуси сейчас это считается самой популярной специальностью.

Второе место занимает Белорусский государственный экономический университет. Стоимость обучения в данном заведении обойдется в среднем в 47 000 рублей в год.

Замыкает тройку лидеров Гомельский государственный университет. За год обучения в этом престижном вузе необходимо заплатить около 46 000 рублей.

Самое дешевое образование можно встретить, как правило, в непрестижных вузах, один из которых - Частный институт управления и предпринимательства, где цена на всех специальностях почти одинаковая и составляет 16 000 рублей за год обучения. Рядом с ним идет Институт предпринимательской деятельности, в котором за год обучения необходимо будет заплатить около 16 500 рублей. В этом высшем учебном заведении стоимость обучения на всех специальностях одинаковая.

Если рассмотреть все белорусские вузы, то в среднем оплата за обучение составляет 28 000-37 000 рублей. К примеру, педагогические вузы Беларуси принимают студентов на платной основе, если они готовы заплатить 35 000 рублей. За все время обучения студенту, который учится на платно, необходимо заплатить более 140 000 рублей.

23 фев 2012

25 декабря 1998 года Республика Беларусь и Российская Федерация заключили договор, согласно которому граждане обеих стран имеют равные права на получение образования. Но об этом знают далеко не все. Выпускники школ могут свободно подавать документы в вузы соседней страны, сдавать экзамены на одинаковых условиях, получать стипендию… И белорусские документы о получении высшего образования не нуждаются в подтверждении в Робнадзоре, а российские дипломы признаются действительными в Беларуси.

«Государства участники Союзного государства предоставляют равные права гражданам государств участников Союзного государства для поступления в учебные заведения Сторон на основе взаимно признаваемых эквивалентными документов государственного образца как на места, финансируемые из государственного бюджета, так и на места с оплатой стоимости обучения по договорам в соответствии с правилами приема, утвержденными в каждой из частей Союзного государства.

Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, учёных степенях и званиях определяет признание и эквивалентность, выдаваемых в Республике Беларусь и Российской Федерации государственных документов об образовании при продолжении образования в аспирантуре, поступлении на работу и занятии профессиональной деятельностью на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с установленными в документах об образовании областью подготовки и специализацией.

Правила приёма в ВУЗы Союзного государства регулируется законодательными актами Республики Беларусь и Российской Федерации».

Если для дальнейшего обучения выбран белорусский вуз, необходимо всерьёз отнестись к отметкам в школьном аттестате. При поступлении к общей сумме баллов, полученных на экзаменах, прибавляется и средний балл аттестата. Оценивание знаний и умений школьников в РБ производится с помощью 10-балльной системе, чтобы перевести «четвёрки и пятёрки» в «девятки и десятки» используется переводная таблица, которую можно найти в правилах приёма в белорусские вузы.

Переводная таблица среднего балла документов об образовании

Средний балл документа об образовании по шкале

пятибалльной

десятибалльной

пятибалльной

десятибалльной

При поступлении в вузы абитуриенты сдают экзамены в форме централизованного тестирования (ЦТ). Обычно сдают централизованное тестирование по трём школьным предметам (абитуриент может принимать участие не более чем по 3-м предметам)

В некоторых вузах на определённые направления (журналистика, актёрское мастерство и т.д.) предусмотрен творческий экзамен, который является решающим. При наличии творческого экзамена абитуриенты сдают ещё два экзамена в форме централизованного тестирования.

Сертификаты ЕГЭ при поступлении в белорусские вузы недействительны, а медалисты и победители российских предметных олимпиад не имеют никаких преимуществ.

Заявления на сдачу централизованного тестирования принимаются до 1 июня. С 2011 года по всей Беларуси действует компьютеризированная регистрация абитуриентов на централизованное тестирование по схеме одного окна.

Участие в ЦТ является платным. Стоимость трёх экзаменов обойдётся абитуриенту около 10 долларов.

До 1 июня абитуриенты должны предоставить в пункты проведения ЦТ необходимые документы:

Заявление установленной формы;

Паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность: вид на жительство, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты или хищения документа, удостоверяющего личность);

Квитанцию о внесении платы за прием и оформление документов для участия в ЦТ (документ о праве на льготы).

На данный момент правила приема в вузы РБ на 2012 год официально не опубликованы. Ориентируясь на проведение ЦТ в предыдущие годы, можно говорить о сроках сдачи: обычно ЦТ по всем предметам проводится в течение первого летнего месяца. А результаты тестирования становятся известны в первую неделю июля.

В тестах представлены от 40 до 60 заданий двух видов А и Б - закрытые вопросы, требующие выбрать один из вариантов ответа, и открытые, которые требуют краткого ответа. За выполнение тестирование по определённому предмету набрать можно максимум 100 баллов. Но таких счастливчиков в 2011 году было всего 65 человек. Из них 33 абитуриента получили 100 баллов по математике, 7 по русскому языку, 4 по истории Беларуси, 2 по физике, 1 по английскому языку.

Отличие ЦТ от ЕГЭ в том, что в Беларуси ЦТ служит только для отбора абитуриентов в вузы и ссузы, а в школе учащиеся сдают традиционные итоговые экзамены. Оценивание выполненных заданий происходит в процессе их проверки, баллы начисляются в зависимости сложности заданий: чем меньше участников ЦТ с ним справилось, тем выше оно оценивается. Максимально возможный проходной бал 400.

Как выбрать специальность?

Для объективной оценки своих знаний, возможно, стоит обратиться к проходным баллам на разные специальности прошлых лет. Например, в 2011 году самые высокие проходные баллы (от 350 до 370) на бюджетное отделение в белорусских вузах были на специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций», «Международное право», «Лингвострановедение», «Мировая экономика», «Международные отношения». Самые высокие конкурсы (44 человека для девушек) были в Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь на специальности «Правоведение: судебно-прокурорско-следственная деятельность» и 27 человек «Судебная экспертиза ». В Белорусском государственном университете в 2011 году 14 человек претендовали на одно место на специальность «Дизайн (коммуникативный)». Конкурс более 10 человек на место был в Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка на специальность «Изобразительное искусство и компьютерная графика».

Впрочем, кое-где конкурса и вовсе не было. В Белорусском педагогическом университете им. Танка на специальности «Белорусский язык и литература. Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература. Немецкий язык», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество» конкурс отсутствовал.

Самый маленький конкурс был на специальности «Математика»» 122 балла и «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)» 134 балла. Самый большой на «Логопедию. Специальную психологию» (285 баллов).

На платном отделении университета на специальность «География. Экскурсионно-краеведческая работа» проходной балл был 105. За редким исключением, поступали все, кто подавал документы.

Перечень высших учебных заведений Беларуси.

Брестская область

Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

Брестский государственный технический университет

Барановичский государственный университет

Полесский государственный университет

Витебская область

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Витебский государственный технологический университет

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Полоцкий государственный университет

Гомельская область

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Белорусский государственный университет транспорта

Гомельский государственный медицинский университет

Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого

Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Гомельский инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Гродненская область

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Гродненский государственный аграрный университет

Гродненский государственный медицинский университет

Могилевская область

Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия

Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Могилевский государственный университет продовольствия

Белорусско-Российский университет

город Минск

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Военная академия Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Белорусский государственный аграрный технический университет

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Белорусский государственный медицинский университет

Белорусский государственный технологический университет

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Белорусский государственный университет физической культуры

Белорусский государственный экономический университет

Белорусский национальный технический университет

Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова

Командно-инженерный институт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Высший государственный колледж связи

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Минский государственный высший авиационный колледж

Минский государственный лингвистический университет

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации

БИП – институт правоведения

Женский институт «ЭНВИЛА»

Институт парламентаризма и предпринимательства

Институт предпринимательской деятельности

Институт современных знаний имени А.М. Широкова

Международный гуманитарно-экономический институт

Международный институт трудовых и социальных отношений

Минский институт управления

Частный институт управления и предпринимательства

Остались вопросы? Необходима помощь при подготовке к ЦТ или ЕГЭ?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

Национальная система образования в Республике Бела­русь включает:

^ участников образовательного процесса; ^ образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; ^ образовательные учреждения; ^ органы управления образованием. Образовательные учреждения осуществляют: ^ дошкольное воспитание; ^ общее среднее образование; ^ внешкольное обучение и воспитание; ^ профессионально-техническое образование; ^ среднее специальное образование; ^ высшее образование;

^ подготовку научных и научно-педагогических кадров;

^ повышение квалификации и переподготовку кадров.

Современное развитие национальной системы образова­ния обусловлено, прежде всего, преобразованиями в со­циальной и экономической структуре белорусского об­щества, изменениями в политической ориентации Рес­публики Беларусь.

«Основные направления развития национальной сис­темы образования», одобренные Советом Министров Республики Беларусь в 1999 году, определяют следующие цели и задачи ее реформирования:

Образование, впитав духовное наследие народа Бе­ларуси, станет определяющим фактором формирования

свободной, духовно, интеллектуально и физически раз­витой личности.

Образование, основываясь на традиции стабильного развития общества и государства, станет важнейшим фак­тором совершенствования правового демократического го­сударства.

Образование, опираясь на интеграцию с наукой, станет определяющим фактором роста эффективности экономики.

Основные принципы реформирования всех звеньев на­циональной системы образования:

Доступность образования;

Равенство прав граждан на получение образования;

Единство образовательных и воспитательных задач;

Диверсификация (оптимальное разнообразие) об­разовательных учреждений;

Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

Преемственность между уровнями и ступенями обра­зования;

Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования;

Поэтапность проведения преобразований и их кор­ректировка с учетом достигнутых результатов;

Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективностью.

Реформа белорусской общеобразовательной школы

Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества.

Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистической ориентации школьного об­разования при сохранении достижений советской шко­лы и творческом использовании мирового опыта.

В ходе реформы должны быть созданы оптимальные усло­вия для подготовки школьников к полноценной жизни в изменяющемся мире, овладения основами национальной и мировой культуры, гармоничного развития их личности.

Для достижения этих целей нужно решить следующие практические задачи:

Переход на 12 - летний срок обучения, что предпо­лагает обучение детей с 6 - летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы. Обязательное десятилетнее образование с 4 - летней на­чальной школы (с 6 до 10 лет) и 6 - летней базовой школой (с 10 до 16 лет). Полное среднее образование с 17 до 18 лет (старшая ступень).

Разработка и внедрение нового учебного плана, обес­печивающего высокий уровень образования при сниже­нии учебной нагрузки школьников. Переход на 5-днев­ную учебную неделю с целью создания условий для фи­зического развития и охраны здоровья учащихся.

Трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала.

Обеспечение разноуровневого, вариативного обуче­ния школьников с учетом их индивидуальных возмож­ностей и способностей.

Дифференциация обучения на старшей ступени об­щеобразовательной школы по различным направлени­ям: гуманитарное, природоведческое, технологическое и другие.

Повсеместное внедрение десятибалльной системы оценки знаний (компетенций) и централизованного тес­тирования школьников.

Создание эффективной системы патриотического, гра­жданского и духовно-нравственного воспитания школь­ников.

Основным общеобразовательным учебным заведением остается школа наряду с расширением числа гимназий и лицеев.

Гимназий учебное заведение базовой и старшей сту­пени общеобразовательной школы, призванное обеспе­чить реализацию требований государственных стандар­тов к образованию в сочетании с повышенным его уров­нем, широкой гуманитарной и общекультурной подго­товкой учащихся.

Лицей - профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень обще­го среднего образования па старшей ступени в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой уча­щихся по направлениям и специальностям высших учеб­ных заведений.

Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь

Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего сред­него, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.

В настоящее время 20% населения республики имеет высшее образование (Аргументы и факты в Белоруссии, № 3, 2008 г.). По итогам 2007 года бесплатно обучалось 41% студентов, остальные за обучение платили (там же). Платная форма обучения является ответом на изменив­шиеся запросы рынка труда и потребности многих моло­дых людей в получении высшего образования.

Дальнейшая регионализация высшего образования по­зволит обеспечить не только удовлетворение образовательных запросов граждан, но и решение задач социально-культурного развития регионов, позволит перейти к мас­совости высшего образования. Примером здесь может слу­жить функционирование в некоторых областных и район­ных центрах филиалов столичных вузов, открытие в 2004 году Барановичского государственного университета, а в 2006 году - Полесского государственного университета в Пинске.

Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Клю­чевым направлением нашего международного сотрудниче­ства в области высшего образования является создание еди­ного образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Для этого создаются следующие условия:

Общность принципов государственного государствен­ной политики в области образования;

Согласованность образовательных стандартов и про­грамм;

Единство требований по подготовке и аттестации на­учных и научно-педагогических кадров;

Равенство прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях СНГ.

Другое направление - это интеграция в Европейское обра­зовательное пространство. В 2002 году Беларусь присоеди­нилась к Лиссабонской конвенции о взаимном признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. А в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства, изложенными в Болон-ской декларации, наша республика предпринимает меры по переходу к двухступенчатой системе высшего образо­вания. В связи с этим принято решение о поэтапном со­кращении сроков подготовки специалистов с высшим образованием, а также об открытии магистратуры. Дан­ное направление реформирования системы высшего об­разования закреплено в законе Республики Беларусь «О высшем образовании», принятом в июне 2007 года.

Эти решения направлены на повышение конкуренто­способности национальной системы высшего образова­ния, развитие академической мобильности, обеспечение трудоустройства выпускников на рынке труда, укрепле­ние международного сотрудничества в области обеспече­ния качества высшего образования и расширение возможности их получения. Однако массовый переход на двухсту­пенчатую систему высшего образования ожидается не рань­ше 2010, когда завершится переход общеобразовательной школы на 12 - летний срок обучения.

Реформирование белоруской высшей школы сопровож­дается в последнее время также следующими новшествами:

Прием в вузы по результатам централизованного тес­тирования и письменных экзаменов вместо устных.

Переход на десятибалльную систему оценки знаний (компетенций) студентов с использованием тестового контроля и рейтинговых показателей.

Расширение на базе информационных технологий дистанционного образования и практики экстерната.

Увеличение доли управляемой самостоятельной ра­боты студентов за счет снижения объема аудиторной учеб­ной нагрузки.

Замена контрольных работ у заочников на компью­терное тестирование и т.п.

36. Воспитание наряду с наследственностью и средой являет­ся важнейшим фактором развития личности. При этом среда, как известно, воздействует на развивающуюся личность часто стихийно и пассивно. В отличие от среды, воспитание в ши­роком смысле слова - это целенаправленное, заранее пла­нируемое, специально организуемое и систематическое воз­действие на развитие личности в конкретных социальных условиях. Без воспитания немыслима реализация социаль­ных программ развития личности.

Подобным образом воспитательное воздействие на раз­вивающуюся личность взаимодействует с влиянием наслед­ственности. Например, чтобы задатки человека в полной мере трансформировались в его способности, нужна не только соответствующая социальная среда, но и соответ­ствующее воспитание. Воспитание, таким образом, кор­ректирует и координирует развивающее влияние среды и наследственности. Под влиянием воспитания человек раз­вивается физически и социально.

Физическое развитие включает морфологическое, био­химическое, и физиологическое.

Социальное развитие находит выражение в психиче­ском, духовном и интеллектуальном росте.

Л.С. Выготский открыл два уровня умственного раз­вития ребенка:

уровень достигнутого интеллектуального развития - самостоятельное выполнение заданий;

зона ближайшего развития - решение задач с помо­щью взрослых.

На этой основе была сформулирована закономерность-цели и методы воспитания должны соответствовать уров­ню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.

По мнению Л.С. Выготского обучение, а значит, и вос­питание - это источник развития* и оно (обучение) должно идти впереди, вести за собой развитие личности.

Академик И.Ф. Харламов в своих учебниках по педаго­гике подчеркивал, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стиму­лирование ее активности в работе, над собой.

Другими словами, функция воспитания в данном случае сводится к формированию мотивации (потребности, ин­тересы, убеждения и т.п.), к запуску внутренних механиз­мов саморегуляции, самодвижения, саморазвития личности.

В зависимости от мотивации или внутренней позиции личности по отношению к воспитательным воздействи­ям она может развиваться в самых различных направле­ниях, в том числе и в прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель.

Обучение как целенаправленный процесс формирования личности

Как уже отмечалось, воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение. Потому процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс: цель обучения - принципы обучения - со­держание обучения - методы обучения - средства обуче­ния-формы обучения.

, Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих. Эти цели определяют и соответствующие функ-ции процесса обучения.

Образовательная цель (функция) процесса обучения за­ключается в формировании определенных знаний и навы­ков обучающихся. Например, образовательной целью пред­ставляемого здесь раздела «Основы педагогики» является фор­мирование у студентов системных знаний об образовании как о социокультурном феномене, о различных педагоги­ческих явлениях, процессах, системах и технологиях.

Воспитательная цель (функция) предназначена для формирования мировоззрения, духовно-нравственных, эстетических и других качеств личности. На примере изуче­ния раздела «Основы педагогики» - это формирование у студентов отношения к образованию как общечеловече­ской ценности, осмысленных взглядов на социально-педа­гогическую действительность; формирование готовности к разрешению проблем собственной жизнедеятельности, профессионально-личностного становления и роста.

Развивающая цель (функция) обучения реализуется, глав­ным образом, в развитии мышления, творческих способно­стей и дарований личности. В нашем случай - это формиро­вание у студентов системного и критического мышления, умений рефлексии и развития на этой основе стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Принципы обучения ~ это основополагающие требова­ния к организации этого процесса. Обычно здесь выделя­ют Принцип научности обучения, принцип систематич­ности, последовательности, доступности, связи обуче­ния с жизнью и другие.

Методы обучения - это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие усваивать кон­кретное содержание обучения. Существует множество классификаций методов обучения, наиболее популярны­ми из которых являются следующие две:

Классификация по источнику получаемой информации, где все методы делятся на три группы: словесные, на­глядные и практические, у.

Классификация по характеру познавательной деятель­ности обучаемых, где все методь! делятся на пять групп: объяснительно-иллюстративные," репродуктивные, мето­ды проблемного изложения материала, частично-поиско­вые й исследовательские методы, обучения.

Средства обучения - это учебные программы, учеб­ники, конспекты, плакаты, технические средства обуче­ния (ТСО), раздаточный материал и т.д.

Формы организации обучения - это лекции, семинары, лабороторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, экзамены, самостоятельная учебная работа и другие.

37. В отличие от социализации, в процессе которой влия­ние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное воз­действие на личность. Его можно считать частью социа­лизации.

Воспитание всегда направлено на достижение опреде­ленной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, ко­торая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гума­низма, справедливости и имеет научные взгляды на окру­жающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образователь­но-воспитательных учреждениях Республики Беларусь при­звана сосредоточиться на достижении следующих целей:

Формирование самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины.

Приобщение воспитанников к общечеловеческим цен­ностям, формирование соответствующего поведения.

Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.

Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

Уважительные отношения между педагогами и воспи­танниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологи­ческий комфорт, в котором развивающаяся личность чув­ствует себя защищенной, нужной, значимой.

Природосообразность воспитания, которая предпола­гает обязательный учет половозрастных и других при­родных особенностей воспитанников.

Кулыпуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую об­рядность, привычки.

Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней сре­ды образовательно-воспитательного заведения, среды жиз­недеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Чело­век, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведе­нием и другие.

Средства воспитания -

38. В современной педагогике методы воспитания оп-I ределяются как совокупность наиболее общих способов осущест­вления воспитательных взаимодействий, способ решения воспитательных задач.

выделяют три основные группы методов воспитания:

Убеждения;

Стимулирующие (возвратно-оценочные);

Организации жизни и деятельности.

Методы убеждения .

Целью убеждения является создание, усиление или измене­ние взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего.

Обычно выделяют четыре ос­новные группы методов убеждения: информационные (воспи­танникам предлагаются в готовом виде понятия о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном); поисковые (воспитанники включаются педагогом в поиск ответов на по­ставленные проблемы); дискуссионные (предлагаются различ­ные пути решения проблем, и воспитанники самостоятельно должны прийти к правильному ответу); взаимного просвеще­ния.

К стимулирующим методам относятся одобрение и осуж­дение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положив тельных и отрицательных качеств личности воспитанника:] стимулирование первых и торможение вторых.

Цель методов организации жизни и деятельности - нау­чить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В ос­нове этих методов лежит непосредственный практический опыч^ людей. Назовем некоторые из них:

Педагогическое требование;

Приучение;

Упражнение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Особая роль в педагогической практике отводится методу внушения, заимствованному из психотерапии, медицинской?! психологии, лечебной педагогики. Внушение - это механизм воздействия воспитателя на подсознание ученика.

Средства воспитания применяются в единстве с методами и педагогическими приемами. Средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действи­тельности: предметы и ценности материальной культуры, при­родные явления, достижения науки и техники, живая и нежи­вая природа и др.

Средства воспитания - это мероприятия или виды дея­тельности воспитанников: учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.

Современные подходы к воспитанию

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

Поскольку формирующаяся личность - это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

При гаком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.

Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заве­дения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть ста­новятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания яв­ляются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря на то, что любое воспитание ориентирова­но на личность, правомерность названия данного подхо­да оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внеш­ним факторам воспитательного воздействия, а развиваю­щейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

УО «Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова» (МГХК имени А. К. Глебова)
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Оригинальное название
Год закрытия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реорганизован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год реорганизации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Проректор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Директор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Начальник

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Студентов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Преподавателей

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение

Белоруссия 22x20px Белоруссия

Метро

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Адрес
Сайт
Логотип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

К:Учебные заведения, основанные в 1947 году Координаты :

Среди выпускников колледжа - художники , скульпторы и педагоги Республики Беларусь Михаил Савицкий , Май Данциг , Виктор Громыко , Арлен Кашкуревич , Леонид Щемелёв , Георгий Поплавский, Юрий Выходцев , Адам Глобус , Сергей Бондаренко и другие, получившие международное признание. Колледжу присвоено имя белорусского художника и педагога Алексея Константиновича Глебова , выпускника Витебского художественного училища - исторического предшественника Минского государственного художественного колледжа.

Местонахождение

С исчезновением СССР и созданием в Европе нового государства - независимой Республики Беларусь в 1992 году училище преобразовано в Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова .

Персоналии

Народные художники Республики Беларусь - выпускники колледжа

  • Виктор Громыко
  • Георгий Поплавский

Преподаватели

  • Шевченко, Аким Михайлович - преподаватель живописи, 1947-1959 годы
  • Выходцев, Юрий Фёдорович - рисунок, станковая живопись, -1986 годы
  • Мозолёв, Александр Петрович - живопись, графика
  • Цуканов, Сергей Максимович - директор и преподаватель, 1969-1975 годы

Учащиеся колледжа разных годов

  • Леонид Давиденко - белорусский советский скульптор, живописец, график, педагог.
  • Юрий Карачун - художник, искусствовед, директор Национального художественного музея Беларуси в 1977-1997 годах.
  • Виктор Копач - белорусский скульптор, учился с 1986 по 1990 год.
  • Максим Петруль - белорусский скульптор.
  • Андрей Сидоренко - художник.
  • Георгий Скрипниченко - белорусский художник-сюрреалист.
  • Андрей Шеллюто - художник и дизайнер.

Напишите отзыв о статье "Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова"

Примечания

Литература

  • Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.10: Малайзія - Мугараджа / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. - Мн.: БелЭн, 2000. - Т. 10. - С. 412. - 544 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0169-9 (т. 10) (белор.)
  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма - Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. - Мн.: БелСЭ, 1986. - С. 552-553. - 751 с. - 9500 экз. (белор.)

Ссылки

  • // «Культура», № 50 (816) / 15 - 21.12.2007 г. (белор.)

Отрывок, характеризующий Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова

Мне было очень жаль, что она прервала это волшебно-текущее повествование!.. Но добрая, эмоциональная Стелла видимо не в состоянии была спокойно выдержать такую сногсшибательную новость...
Изидора ей лишь светло улыбнулась... и мы увидели уже другую, но ещё более потрясающую, картинку...
В дивном мраморном зале кружилась хрупкая черноволосая девчушка... С лёгкостью сказочной феи, она танцевала какой-то причудливый, лишь ей одной понятный танец, временами вдруг чуть подпрыгивая и... зависая в воздухе. А потом, сделав замысловатый пирует и плавно пролетев несколько шагов, опять возвращалась назад, и всё начиналось с начала... Это было настолько потрясающе и настолько красиво, что у нас со Стеллой захватило дух!..
А Изидора лишь мило улыбалась и спокойно продолжала дальше свой прерванный рассказ.
– Моя мама была потомственной Ведуньей. Она родилась во Флоренции – гордом, свободном городе... в котором его знаменитой «свободы» было лишь столько, насколько могли защитить её, хоть и сказочно богатые, но (к сожалению!) не всесильные, ненавидимые церковью, Медичи. И моей бедной маме, как и её предшественницам, приходилось скрывать свой Дар, так как она была родом из очень богатой и очень влиятельной семьи, в которой «блистать» такими знаниями было более чем нежелательно. Поэтому ей, так же как, и её матери, бабушке и прабабушке, приходилось скрывать свои удивительные «таланты» от посторонних глаз и ушей (а чаще всего, даже и от друзей!), иначе, узнай об этом отцы её будущих женихов, она бы навсегда осталась незамужней, что в её семье считалось бы величайшим позором. Мама была очень сильной, по-настоящему одарённой целительницей. И ещё совсем молодой уже тайно лечила от недугов почти весь город, в том числе и великих Медичи, которые предпочитали её своим знаменитым греческим врачам. Однако, очень скоро «слава» о маминых «бурных успехах» дошла до ушей её отца, моего дедушки, который, конечно же, не слишком положительно относился к такого рода «подпольной» деятельности. И мою бедную маму постарались как можно скорее выдать замуж, чтобы таким образом смыть «назревающий позор» всей её перепуганной семьи...
Было ли это случайностью, или кто-то как-то помог, но маме очень повезло – её выдали замуж за чудесного человека, венецианского магната, который... сам был очень сильным ведуном... и которого вы видите сейчас с нами...
Сияющими, повлажневшими глазами Изидора смотрела на своего удивительно отца, и было видно, насколько сильно и беззаветно она его любила. Она была гордой дочерью, с достоинством нёсшей через века своё чистое, светлое чувство, и даже там, далеко, в её новых мирах, не скрывавшей и не стеснявшейся его. И тут только я поняла, насколько же мне хотелось стать на неё похожей!.. И в её силе любви, и в её силе Ведуньи, и во всём остальном, что несла в себе эта необычайная светлая женщина...
А она преспокойно продолжала рассказывать, будто и не замечая ни наших «лившихся через край» эмоций, ни «щенячьего» восторга наших душ, сопровождавшего её чудесный рассказ.
– Вот тогда-то мама и услышала о Венеции... Отец часами рассказывал ей о свободе и красоте этого города, о его дворцах и каналах, о тайных садах и огромных библиотеках, о мостах и гондолах, и многом-многом другом. И моя впечатлительная мать, ещё даже не увидев этого чудо-города, всем сердцем полюбила его... Она не могла дождаться, чтобы увидеть этот город своими собственными глазами! И очень скоро её мечта сбылась... Отец привёз её в великолепный дворец, полный верных и молчаливых слуг, от которых не нужно было скрываться. И, начиная с этого дня, мама могла часами заниматься своим любимым делом, не боясь оказаться не понятой или, что ещё хуже – оскорблённой. Её жизнь стала приятной и защищённой. Они были по-настоящему счастливой супружеской парой, у которой ровно через год родилась девочка. Они назвали её Изидорой... Это была я.
Я была очень счастливым ребёнком. И, насколько я себя помню, мир всегда казался мне прекрасным... Я росла, окружённая теплом и лаской, среди добрых и внимательных, очень любивших меня людей. Мама вскоре заметила, что у меня проявляется мощный Дар, намного сильнее, чем у неё самой. Она начала меня учить всему, что умела сама, и чему научила её бабушка. А позже в моё «ведьмино» воспитание включился и отец.
Я рассказываю всё это, милые, не потому, что желаю поведать вам историю своей счастливой жизни, а чтобы вы глубже поняли то, что последует чуть позже... Иначе вы не почувствуете весь ужас и боль того, что мне и моей семье пришлось пережить.
Когда мне исполнилось семнадцать, молва обо мне вышла далеко за границы родного города, и от желающих услышать свою судьбу не было отбоя. Я очень уставала. Какой бы одарённой я не была, но каждодневные нагрузки изматывали, и по вечерам я буквально валилась с ног... Отец всегда возражал против такого «насилия», но мама (сама когда-то не смогшая в полную силу использовать свой дар), считала, что я нахожусь в полном порядке, и что должна честно отрабатывать свой талант.
Так прошло много лет. У меня давно уже была своя личная жизнь и своя чудесная, любимая семья. Мой муж был учёным человеком, звали его Джироламо. Думаю, мы были предназначены друг другу, так как с самой первой встречи, которая произошла в нашем доме, мы больше почти что не расставались... Он пришёл к нам за какой-то книгой, рекомендованной моим отцом. В то утро я сидела в библиотеке и по своему обычаю, изучала чей-то очередной труд. Джироламо вошёл внезапно, и, увидев там меня, полностью опешил... Его смущение было таким искренним и милым, что заставило меня рассмеяться. Он был высоким и сильным кареглазым брюнетом, который в тот момент краснел, как девушка, впервые встретившая своего жениха... И я тут же поняла – это моя судьба. Вскоре мы поженились, и уже никогда больше не расставались. Он был чудесным мужем, ласковым и нежным, и очень добрым. А когда родилась наша маленькая дочь – стал таким же любящим и заботливым отцом. Так прошли, очень счастливые и безоблачные десять лет. Наша милая дочурка Анна росла весёлой, живой, и очень смышлёной. И уже в её ранние десять лет, у неё тоже, как и у меня, стал потихонечку проявляться Дар...
Жизнь была светлой и прекрасной. И казалось, не было ничего, что могло бы омрачить бедой наше мирное существование. Но я боялась... Уже почти целый год, каждую ночь мне снились кошмары – жуткие образы замученных людей и горящих костров. Это повторялось, повторялось, повторялось... сводя меня с ума. Но больше всего меня пугал образ странного человека, который приходил в мои сны постоянно, и, не говоря ни слова, лишь пожирал меня горящим взором своих глубоких чёрных глаз... Он был пугающим и очень опасным.
И вот однажды оно пришло... На чистом небосводе моей любимой Венеции начали собираться чёрные тучи... Тревожные слухи, нарастая, бродили по городу. Люди шептались об ужасах инквизиции и, леденящих душу, живых человеческих кострах... Испания уже давно полыхала, выжигая чистые людские души «огнём и мечом», именем Христа... А за Испанией уже загоралась и вся Европа... Я не была верующей, и никогда не считала Христа Богом. Но он был чудесным Ведуном, самым сильным из всех живущих. И у него была удивительно чистая и высокая душа. А то, что творила церковь, убивая «во славу Христа», было страшным и непростительным преступлением.
Глаза Изидоры стали тёмными и глубокими, как золотая ночь. Видимо всё приятное, что подарила ей земная жизнь, на этом заканчивалось и начиналось другое, страшное и тёмное, о чём нам скоро предстояло узнать... У меня вдруг резко «засосало под ложечкой» и стало тяжело дышать. Стелла тоже стояла притихшая – не спрашивала своих обычных вопросов, а просто очень внимательно внимала тому, о чём говорила нам Изидора.
– Моя любимая Венеция восстала. Люди возмущённо роптали на улицах, собирались на площадях, никто не желал смиряться. Всегда свободный и гордый город не захотел принимать священников под своё крыло. И тогда Рим, видя, что Венеция не собирается перед ним склоняться, решил предпринять серьёзный шаг – послал в Венецию своего лучшего инквизитора, сумасшедшего кардинала, который являлся самым ярым фанатиком, настоящим «отцом инквизиции», и с которым не считаться было никак нельзя... Он был «правой рукой» римского Папы, и звали его Джованни Пиетро Караффа... Мне тогда было тридцать шесть лет...

Чтобы сотворить шедевр, одного лишь вдохновения недостаточно. Требуется знание техники, широкий кругозор и умение мыслить. В одиночку изучить мировую и национальную культуру и раскрыть свой потенциал не всегда возможно. Помощь рядом: в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова и научат, и подскажут, и вдохновят. О том, какие есть специальности и как проходит обучение, рассказал директор колледжа Шантарович Александр Валерьевич .

– Александр Валерьевич, какие специальности есть в колледже?
– У нас 4 специальности: «Дизайн», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство». Все они популярны, об этом говорит конкурс, который образуется у нас в последние годы. В прошлом году, к примеру, на бюджетное обучение по специальности «Дизайн», претендовало 7,8 человека. В среднем конкурс по всем четырем специальностям составляет в последние несколько лет 3-3,5 человека на место. Более того: даже на платное обучение поступают не все желающие.
Сегодня очень популярен дизайн. Поэтому на соответствующую специальность набираем больше всего учащихся: 26 человек. Здесь преобладает платная форма получения образования: на бюджете учится всего 4-5 человек из группы.
В последние годы вырос интерес к живописи. В этом году мы набираем 16 человек. Конкурс в прошлом году был очень высок, и это радует. Большинство учится на бюджете, на платной основе обучается всего
4-6 человек.
Несколько лет назад были проблемы со специальностью «Скульптура». Мы с трудом набирали группы по этой специальности. Но уже в прошлом году конкурс был 2 человека на место, а сегодня, анализируя нашу работу с потенциальными абитуриентами, мы думаем, он будет еще выше.
В рамках специальности «Декоративно-прикладное искусство» мы занимаемся обработкой дерева. На этой специальности учится всего 5 человек, поэтому они всегда находят места для распределения.
Кстати, обучаться специальностям «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство» в нашем колледже можно только на бюджетной основе.

– Как проходит вступительная кампания?
– Чтобы поступить в художественный колледж, нужно сдать творческий экзамен. Он состоит из трех этапов. Тем, кто поступает на специальности «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн», надо сдать вступительный экзамен, который включает в себя испытания по рисунку, живописи, композиции (станковой, если поступать на специальность «Живопись», и декоративную, если на специальности «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство»).
Тем, кто поступает на специальность «Скульптура», предстоит испытание по рисунку, скульптуре и скульптурной композиции.
Чтобы подготовиться к экзаменам, абитуриенты могут пройти обучение на подготовительных курсах, которые работают у нас в течение всего учебного года и в течение месяца перед вступительными испытаниями. Есть также Дни открытых дверей, тренировочные мастер-классы. Мы приглашаем абитуриентов и в условиях мастерской проводим репетиционные экзамены по всем трем дисциплинам. Кроме того, на сайте колледжа можно познакомиться с требованиями, которые предъявляются к вступительным работам, и с программой вступительных испытаний.

Практические занятия по живописи

– Как проходят занятия в колледже?
– Все дисциплины, связанные со специальностью, носят практический характер. Обучая рисунку и живописи, мы начинаем с натюрмортов. Потом постепенно усложняем задачу и приводим учащихся к самому сложному – изображению человеческой фигуры.
Наши коллеги по подготовке музыкантов, танцоров, артистов обучают будущих исполнителей, задача которых – уметь исполнять чужое произведение. А каждый наш выпускник – сам композитор, потому что он творит свое произведение. Поэтому недостаточно научить технике и технологии, поставить руку, развить глаз. Нужно настолько развить мышление, сознание, чтобы человек мог сам придумать произведение и передать свою мысль на холсте или в материале. Это в разы сложнее.
Этому сложно научить. Но это возможно, если учитель, который разбирается в своем деле, объединится с учащимся, который хочет получить знания. И тогда все получится.
Поэтому у нас есть дополнительные занятия, направленные на развитие потенциала учащегося и на становление профессиональных навыков. Мы организовываем большое количество выездных пленэров. Каждый год 31 августа наши первокурсники садятся в автобусы и выезжают на свой первый пленэр. Традиционно мы едем в Несвиж.
Также мы организуем большое количество выставок и по городу, и по стране. Участвуем в конкурсах различного уровня, даже организовали свой международный конкурс, чтобы максимальное количество наших учащихся смогло поучаствовать и привыкало к конкурсной среде.

– Кто работает с учащимися?
– За последние годы значительно обновился состав преподавателей. Практически все – это выпускники Белорусской государственной академии искусств. Многие преподаватели специальных дисциплин в прошлом – наши выпускники.
Сохранение лучших традиций в сочетании с новациями в области художественного творчества всегда являлись главными и отличительными особенностями нашего колледжа. Даже в 1947 году, когда создавался колледж, сюда пришли работать выпускники разных художественных школ: и преподаватели Витебского художественного техникума, и преподаватели из России, Украины, Прибалтики. Соединение разных школ в одну создало свою специфику, благодаря которой наш колледж всегда узнаваем.

– Предоставляет ли колледж общежитие иногородним студентам?
– Пока нет. Новый корпус и общежитие колледжа сейчас находятся в процессе строительства. Наши коллеги из Белорусской государственной академии искусств и Белорусского государственного университета культуры и искусств ежегодно выделяют места нашим учащимся в своих общежитиях.
Мест немного, поэтому мы заселяем только детей, которые нуждаются в жилье.

– Чем могут занять себя учащиеся после занятий?
– Наши дети участвуют в волонтерских проектах. Мы посещаем детские дома, интернаты, хосписы, детские больницы, поликлиники. Ребята проводят мастер-классы, рисуют и лепят вместе с детьми, оформляют холлы и медицинские кабинеты так, чтобы они выглядели привлекательно для посетителей. Маленькие пациенты, рассматривая рисунки на стенах, созданные нашими ребятами, отвлекаются от больничной атмосферы, реже испытывают чувство страха перед посещением врача.
Также в колледже функционирует образовательно-экскурсионный проект. Одно дело – изучать историю всемирного и белорусского искусства по картинкам и презентациям, и совсем другое – видеть ее наяву. Культуру нужно видеть и чувствовать. Для этого нужно встречаться и общаться с людьми-носителями этой культуры, ездить по миру и изучать памятники искусства. Поэтому в течение всего учебного года мы организуем серию поездок по стране. Раз в год выезжаем за границу. В этом году прошла 11-дневная поездка по Италии, в прошлом году – по Германии. Активно сотрудничаем с нашими польскими коллегами.
К каждой поездке мы готовимся: учащиеся ходят на дополнительные занятия, изучают тот материал, столкнуться с которым им предстоит. Все они получают индивидуальное задание на поездку, ведут путевой дневник с эскизами и набросками, а вернувшись, представляют свои серии рисунков, на основе которых организуется выставка. Также по результатам поездки они пишут эссе.
Многие годы мы реализуем проект «Портрет ветерана». Сегодня у нас собралась большая экспозиция портретов.
В этом году мы выиграли гранд ЮНЕСКО на реализацию проекта «Наследие Франциска Скорины», посвященного 500-летию белорусского книгопечатания. Проект предполагает проведение серии выездных пленэров по всем местам, которые связаны с жизнью и творчеством Скорины, исследовательскую деятельность, встречи с представителями учебных заведений посещаемых городов. Так, во время поездки в Италию мы посещали Падуанский университет. И когда в Зале сорока видишь портрет нашего соотечественника, возникает ощущение национальной гордости, понимание значимости национальной культуры.
Мы побывали в Полоцке, Вильнюсе, Праге, Кракове, Падуе. Написали работы, сформировали выставку, которая будет экспонироваться во многих выставочных залах страны. Если реализуем проект до конца, то последняя выставка должна пройти в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В рамках проекта будут изданы каталоги пленэрных работ, будет проведена научно-практическая конференция, посвященная 500-летию, будут изданы материалы.

– Куда отправляются выпускники после окончания колледжа?
– Наши выпускники выбирают различные места для продолжения своего творческого пути. Кто-то уходит после окончания колледжа работать, а кто-то поступает в высшие учебные заведения. Большая часть поступает в академию искусств или в другие университеты на те же или родственные специальности, которые они освоили в нашем колледже.

Защита дипломной работы

– Куда распределяют выпускников?
– Выпускники находят свое первое рабочее место в художественных школах, студиях, центрах дополнительного образования. Возможен вариант, когда выпускник устраивается в дизайнерские студии и отделы дизайна при организациях, где востребован художник или дизайнер. Это могут быть разные организации как бюджетной, так и частной формы собственности.
У нас есть заказчики кадров, с которыми заключены долгосрочные договоры. Сегодня мы поддерживаем связь со всеми основными музеями страны, театрами, художественными школами, центрами дополнительного образования.
Некоторые выпускники сами находят места для распределения. Если их заявки соответствуют специальности и квалификации, мы с удовольствием удовлетворяем их, ведь в этом рабочем месте выпускник заинтересован и его там хотят видеть.
Мы всегда внимательно относимся к распределению и заинтересованы в том, чтобы наши учащиеся трудились в тех местах, где будут продолжать профессионально развиваться.

– Планируются ли какие-либо изменения, которые должны знать будущие учащиеся колледжа?
– Мы не планируем добавлять новые специальности. Наш колледж – единственный в стране, где идет подготовка по всем четырем основным специальностям на уровне среднего специального учебного заведения в области изобразительного искусства.
Мы постоянно корректируем программу, особенно программы специальных дисциплин дизайнеров. Если «Скульптура» и «Живопись» – это классические специальности, устоявшиеся веками, то «Дизайн» – специальность динамично развивающегося направления. После каждого семестра мы обсуждаем, что можно внести в программу, чтобы наш дизайнер был востребованным. Добавляем больше веб- и цифровых технологий.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы учиться в колледже?
– Самое главное – это трудолюбие. Как показывает практика, способности – это далеко не все, что нужно для достижения успеха. Безусловно, и творческая составляющая должна быть. В этом и заключается проблема для многих наших первокурсников. До поступления они занимались в студиях или в художественных школах, с удовольствием приходили 1-2 раза в неделю на час или два и под настроение что-то там писали. И все восхищались их работами, говорили, как здорово. Такое времяпрепровождение очень приятное: ты за мольбертом, ты себя реализуешь, у тебя получается. Но это все на любительском уровне.
Как только такие ребята приходят к нам, все меняется. Теперь вне зависимости от того, хочешь или нет, есть у тебя вдохновение или нет, ты должен прийти в мастерскую, стать к мольберту и отработать свои часы. Иногда это четыре часа, а иногда и все 10.
Для того, чтобы был результат, нужно работать. Поэтому я бы на первое место поставил умение, желание работать и организовывать свое время. Еще лучше, если при этом трудолюбие накладывается на способности, которые от работоспособности все больше развиваются.
Безусловно, как и в каждом деле, большая составляющая – это овладение техникой и технологией. А если еще «включил» и свою индивидуальность, результат будет. Очень обидно видеть ребят, которые потенциально очень сильны и могли бы достичь многого, но в силу разных причин не могут себя организовать. И результат оказывается не таким хорошим, каким мог бы быть.

Выпускной

– Что нужно понимать, чтобы стать художником?
– Прежде всего, нужно очень хотеть учиться. Раньше мы говорили, что необходимо закончить художественную школу, чтобы прийти подготовленным и поступить в наш колледж. Но в последнее время к нам все чаще поступают абитуриенты, которые не посещали школу искусств.
Есть случаи, когда человек считает, что он хочет заниматься дизайном, живописью или скульптурой, приходит к нам, а во время учебы понимает: чтобы стать художником, нужно несколько часов ежедневно стоять у станка. И куда-то сразу пропадает все желание. Важно понимать: учиться у нас – это колоссальный труд.

Наталья ДАНИЛЕВИЧ