Какой сегодня год по григорианскому календарю. Чем григорианский календарь отличается от юлианского. Юлианский календарь в России. Причины принятия григорианского календаря

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Во времена Древнего Рима было принято, что должники уплачивают проценты в первые числа месяцев. Этот день носил особое название - день календ, а латинское calendarium переводится буквально как «долговая книга». А вот у греков такой даты не было, поэтому римляне о закоренелых должниках иронично говорили, что те вернут ссуду до греческих календ, то есть никогда. Это выражение впоследствии стало крылатым по всему миру. В наше время для исчисления больших периодов времени практически повсеместно используется григорианский календарь. В чем его особенности и какой его принцип построения - об этом как раз и пойдет речь в нашей статье.

Как появился григорианский календарь

Как известно, базой для современного летоисчисления является тропический год. Так астрономы называют интервал времени между весенними точками равноденствия. Он равен 365,2422196 средних земных солнечных суток. До того как появился современный григорианский календарь, в ходу во всем мире был юлианский календарь, который был изобретен еще в 45 веке до нашей эры. В старой системе, предложенной еще Юлием Цезарем, один год в диапазоне 4 лет в среднем составлял 365.25 суток. Это значение на 11 минут и 14 секунд больше длительности тропического года. Поэтому с течением времени погрешность юлианского календаря постоянно накапливалась. Особое неудовольствие вызывало постоянное смещение дня празднования Пасхи, который был привязан к весеннему равноденствию. Позже в ходе Никейского собора (325 год) был даже принят особый декрет, который определил единую дату Пасхи для всех христиан. Для усовершенствования календаря вносилось множество предложений. Но лишь рекомендациям астронома Алоизия Лилия (неаполитанский астроном) и Кристофера Клавия (баварский иезуит) был дан «зеленый свет». Случилось это 24-го февраля 1582г.: римский папа, Григорий XIII, издал специальное послание, которым в юлианский календарь вводилось два существенных дополнения. Для того чтобы 21 марта оставалась в календаре датой весеннего равноденствия, из 1582 года, начиная с 4 октября, изымалось сразу 10 суток и после него следовало 15-е число. Второе дополнение касалось введения високосного года - он наступал через каждые три года и отличался от обычных тем, что делился на 400. Таким образом, новая усовершенствованная система летоисчисления начала свой отсчет с 1582 года, название свое она получила в честь римского папы, а в народе ее стали называть новым стилем.

Переход на григорианский календарь

Следует отметить, что далеко не во всех странах сразу приняли такие нововведения. Первыми на новую систему подсчета времени перешли Испания, Польша, Италия, Португалия, Голландия, Франция и Люксембург (1582 год). Чуть позже к ним присоединились Швейцария, Австрия и Венгрия. В Дании, Норвегии и Германии григорианский календарь был введен в 17 веке, в Финляндии, Швеции, Великобритании и Северных Нидерландах - в 18 веке, в Японии - в 19 веке. А в начале 20-го века к ним присоединились Болгария, Китай, Румыния, Сербия, Египет, Греция и Турция. Григорианский календарь в России вступил в силу год спустя, после революции 1917-го года. Однако Православная Русская церковь решила сохранить традиции и до сих пор живет по старому стилю.

Перспективы

Несмотря на то что григорианский календарь очень точен, он все равно не идеален и накапливает погрешность в размере 3 дня за десять тысяч лет. Кроме этого, он не принимает во внимание замедление вращения нашей планеты, что приводит к удлинению дня на 0,6 секунды каждое столетие. Переменность количества недель и дней в полугодиях, кварталах и месяцах - еще один недостаток. На сегодняшний день существуют и разрабатываются новые проекты. Первые обсуждения относительно нового календаря проходили еще в 1954 году на уровне ООН. Однако тогда так и не смогли прийти к решению и данный вопрос был отложен.

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

Причины перехода на григорианский календарь

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение в юлианском календаре дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Ошибка юлианского календаря в 11 мин. 14 сек. в год, которой пренебрег Созиген, к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Год по юлианскому календарю в365 дней, 5 часов, 49 минут и 46 секунд, как выяснили поздние ученые, был длиннее настоящего солнечного года на 11 минут 14 секунд. «Лишние» сутки набегали за 128 лет. Так, за полтора тысячелетия человечество отставало от реального астрономического времени на целых десять суток! Реформа папы Григория ХІІ I именно имела целью ликвидировать эту ошибку.

До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.

Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки.

В новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы - номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).

Модифицировались правила расчета христианской Пасхи. В настоящее время дата христианской Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Переход на григорианский календарь

Переход на новый календарь осуществлялся постепенно, в большинстве европейских стран это происходило в течение XVI -XVII веков. И не везде переход этот проходил гладко. Первыми на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша),Франция, Лотарингия. В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь, предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году. Были случаи, когда переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками.

В России григорианский календарь введён в 1918 году: в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. То есть в ряде стран, как и в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было. В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Значение ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора (1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется "Inter Gravissimas" по ее первым словам.

В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток = 365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет.

Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет.

В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет:

Каждый год, номер которого кратен 4 - високосный.

Однако, каждый год кратный 100 - не високосный.

Однако, каждый год кратный 400 все же високосный.

Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы.

Пасхалия

Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия.

Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю?

Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь.

Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

В следующем списке представлены даты перехода в некоторых странах. Очень странно, но во многих случаях существуют разногласия относительного точной даты. В некоторых случаях разные источники дают сильно различающиеся даты. Этот список не включает всех разных мнений о том, когда произошел переход.

Албания: декабрь 1912

Австрия: Даты различаются в разных областях

Смотрите также разделы Чехословакия и Венгрия

Бельгия: Смотрите раздел Нидерланды

Канада: В различных областях переход произошел в разное время.

материковая Новая Шотландия:

Остальные части Канады: григорианский календарь со времени первых европейский поселений

Китай: григорианский календарь заменил китайский календарь в 1912, однако григорианский календарь не использовался по всей стране до коммунистической революции 1949 г.

Египет: 1875 г.

Финляндия: В то время часть Швеции. (Однако позднее Финляндия стала частью России, в которой еще использовался юлианский календарь. Григорианский календарь оставался официальным в Финляндии, но в некоторых случаях использовался и юлианский календарь.)

Страсбург: февраль 1682

Германия: Даты различаются в разных государствах:

Католические государства - различные даты в 1583-1585

(Много местных вариантов)

Греция: за 9 марта 1924 следовало 23 марта 1924 (согласно некоторым источникам, в 1916 и 1920)

Ирландия: смотри Великобритания

Япония: григорианский календарь был введен 1 января 1873 и дополнял традиционный японский календарь

Латвия: во время немецкой оккупации с 1915 по 1918

Литва: 1915

Нидерланды (включая Бельгию):

Лимбург и южные провинции (в настоящее время Бельгия):

Гронинген:

снова перешел на юлианский летом 1594

Норвегия: в то время часть Дании

Румыния: за 31 марта 1919 следовало 14 апреля 1919 (части страны с греческой православной церковью, возможно, перешли позднее)

Россия: за 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918 (в восточных частях страны переход, возможно, не произошел до 1920)

Шотландия: Относительно перехода Шотландии много неясного. Различные источники расходятся во мнениях, некоторые считают что переход произошел вместе со всей Великобританией, другие - что раньше.

Швейцария:

Католические кантоны: 1583, 1584 или 1597

Протестантские кантоны: за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 (Много местных вариантов)

США: Различные области перешли в разное время.

Вдоль восточного побережья: с Великобританией в 1752.

Долина Миссисипи: с Францией в 1582.

Техас, Флорида, Калифорния, Невада, Аризона, Нью Мексико: с Испанией в 1582.

Вашингтон, Орегон: с Великобританией в 1752.

Аляска: в октябре 1867, когда Аляска стала частью США.

Уэльс: см. Великобритания

Югославия: 1919

В Швеции переход происходил очень любопытно. Швеция решила постепенно перейти от юлианского к григорианскому календарю, не вводя високосных годов с 1700 по 1740-й гг. Таким образом 11 лишних дней должны были быть исключены, и 1 марта 1740 переход на григорианский календарь должен был быть завершен. (Однако в этот промежуток календарь в Швеции не совпадал бы ни с одним календарем!)

Таким образом, 1700 год (который в юлианском календаре был високосным) в Швеции не был високосным. Однако, по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами. Это привело к потере синхронизации как с юлианским, так и с григорианским календарями, и было решено вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году был добавлен лишний день, и этот год стал двойным високосным годом! Таким образом, в 1712 году в Швеции в феврале было 30 дней.

Позднее, в 1753 г., Швеция перешла на григорианский календарь, пропустив 11 дней, как и другие страны.

Источники

http://alebedev.narod.ru/lib/lib60_4.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    только ед. , устойчивое сочетание Современный календарь, иначе: новый стиль, в основе которого лежит система исчисления, введенная в 1582 г. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    календарь, новый стиль, система летосчисления, введённая в 1582 при папе римском Григории XIII (отсюда название). См. Календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    (лат. gregorianus) новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    [ новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ар"я, м. 1) Система, способ времяисчисления, основанные на периодичности явлений природы (времен года, фаз Луны). Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. calendarium, букв. - долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков …
  • КАЛЕНДАРЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы держите в руках календарь, означает, что Вы будете очень аккуратны и методичны в своих привычках …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Традиционный японский календарь, как и календарь многих других народов Восточной Азии, является лунно-солнечным. Считается, что он был введен в Японии …
  • КАЛЕНДАРЬ
    ТЕНЕВОЙ - см ТЕНЕВОЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАТЕЖНЫЙ - см ПЛАТЕЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Январь Февраль Март 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой …
  • КАЛЕНДАРЬ БИБЛИОГР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, …
  • КАЛЕНДАРЬ
    [латинское calendarium, от calendae календы (первый день месяца)] 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене дня и …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словарике:
    аря, м. 1. Способ счисления дней в году. а Юлианский календарь ("старый стиль", введен в 46аг.адоан.аэ. при Юлии Цезаре). Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). …
  • КАЛЕНДАРЬ
    КАЛЕНД́АРЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ, см. Республиканский календарь …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ, справочное издание, содержит последоват. перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием др. сведений и иллюстрациями (напр., …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ (от лат. Calendarium - долговая книга), система счёта длительных промежутков времени, осн. на периодичности видимых движений небесных тел. Потребность …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИГОРИ́АНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (новый стиль), система летосчисления - солнечный календарь, введённый папой Римским Григорием XIII (отсюда назв.) в 1582; является дальнейшим …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календа"рь, календари", календаря", календаре"й, календарю", календаря"м, календа"рь, календари", календарём, календаря"ми, календаре", …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    григориа"нский, григориа"нская, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нской, григориа"нского, григориа"нских, григориа"нскому, григориа"нской, григориа"нскому, григориа"нским, григориа"нский, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нских, …
  • КАЛЕНДАРЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. calendarium calendae календы (первый день месяца)) 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. calendarium 1. систеяа счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года (солнечный к.), смене фаз луны (лунный …
  • КАЛЕНДАРЬ
    см. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    месяцеслов, альманах, …
  • КАЛЕНДАРЬ в словаре Синонимов русского языка:
    адрес-календарь, ежедневник, календарик, книга, менологий, месяцеслов, расписание, святцы, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КАЛЕНДАРЬ
    м. 1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. Связанный с папой Григорием XIII (о системе летосчисления, введенной в 1582 г. вместо юлианского календаря и установленной в Российском …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
  • КАЛЕНДАРЬ
    календарь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    григорианский (григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Орфографическом словаре:
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    григори`анский (григори`анский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    способ счисления дней в году Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре Даля:
    муж. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; …