Требования к организации и проведению урока. Основные требования к проведению урока по фгос. Не знает как

Главная > Урок

Достоинства и недостатки современного урока.

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

    В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение.
    Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат. Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное. К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков. Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл. Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках. Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока. Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров. И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.
Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.

(Подготовлено по материалам Безруковой Валентины Сергеевны, доктора педагогических наук,
профессора кафедры общей педагогики Института специальной педагогики и психологии имени Валленберга,
Санкт-Петербург)

Урок

Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок биологии в школе? В какой форме организовать обучение? Нужен ли план урока учителю и если нужен, то какой? Очень часто задаваемые вопросы студентов и молодых преподавателей.

  • План занятия: Современный урок, его наиболее важные особенности. Типы и структура современного урока

    Урок

    Современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентноспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки.

  • Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека

    Документ

    Современный учитель должен быть прежде всего личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека! Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи.

  • Уроки толерантности сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки толерантности: Сборник методических материалов

    Урок
  • В. А. Сухомлинский Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые

    Документ

    Городской методический кабинет отдела образования администрации г. Сорочинска в целях повышения педагогического мастерства учителей, обеспечивающее высокое качество образования и соответствие требованиям ФГОС второго поколения, направляет

  • Урок - это действо одного актера. Оно во многом отличается от театрального действа. Актер долгое время изучает свою роль, участвует в репетициях, отрабатывает все детали своих действий на сцене и вз заемодий с другими актерами, которые принимают участие в подготовке спектакля. Но он, по сути, не взаимодействует со зрителями. У актера есть достаточное количество времени на процесс вживания в роль. Учитель также готовится к св оеи роли в классе, предварительно занимается режиссурой своего урока. Но он ограничен во времени: почти ежедневно необходимо провести 4-5 уроков, да еще и в разных классах. Но сложность не только в этом. Успех или неус пих действа во многом зависит от действий учащихся. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники учебно-воспитательного процессо процесу.

    Казалось бы, учительница, готовясь к уроку, тщательно выстроила его структуру, продумала все детали (организации учащихся на учебную деятельность, объяснение нового учебного материала, виды работы с у учениками по формированию умений и навыков, использование различных средств обучения и др.), но, открывая дверь классной комнаты, увидела картину, которая не была предусмотрена режиссерским замыслом: мальчик и устроили драку в одном углу классной комнаты, на классной доске нарисовано шарж на учительницу; отсутствует географическая карта, которую необходимо использовать на уроке. Учительница некоторое время"организовува ла"семиклассников на работу с намерением проверить качество выполнения домашнего задания с помощью индивидуальных карточек. Но оказалось, что учащиеся подготовили домашних заданий: вчера в школе проводилась я обще школьная спартакиада, в которой участвовали почти все ученики класссі учні класу...

    Как видим, благие намерения учительницы, ее режиссерский замысел оказались напрасными. Но урок нужно проводить, соответственно ситуации изменяя и его структуру, и виды учебной работы, и многое другое го. В этом и заключается сложность деятельности учителяля.

    В творческой деятельности учителей нередко можно услышать такой диалог после проведенного открытого урока, на котором присутствовали другие учителя:

    Блестящий урок провел. Сергей. Дмитровичи

    Не просто блестящий - это проявление высокого мастерства

    Сергей. Дмитриевич, признайтесь, сколько вы готовились к этому уроку?

    Трудно измерить это во времени, уважаемые коллеги. Как говорится - всю жизнь

    Бесспорно, путь к высокой мастерства учителя на уроке - длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, - это основательная научная психолого-педагогическая подготовка. Во-вторых, действенная помощь директора школы и его заместителей. В-третьих, владение техникой и технологией посещения и анализа уроков своих коллег. В-четвертых, способность заниматься самоанализом своих урокахроків.

    В педагогическом наследии. ВО. Сухомлинского мы находим блестящие мысли о роли руководителя школы в формировании профессионализма молодых учителей. В монографии"Разговор с молодым директором"Василий. Александрович дрович подчеркивает:"Урок - в центре внимания и забот опытного директора. Опыт убеждает, что посещение и анализ урока - важнейшая работа директора, от его высокого научного уровня зависит оч есть много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическая мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, что происходит благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе. От урока идут десятки незаметных на первый взгляд ниточек к внеклассной работе, к са мовиховання школьников, к индивидуальной творческой лаборатории учителя, обмена опытом, к работе педагогического коллектива с родителями"олективу з батьками"1.

    Каждый учитель должен посещать уроки своих коллег, особенно опытных мастеров педагогического дела. Это дает возможность учиться у других, сравнивать свою работу с работой коллег, преодолевать собственные ошибки в орг ганизации учебно-воспитательной работы с учащимися на уроке. Следует также систематически анализировать свои уроки. Это важный фактор становления педагогического мастерства. Самоанализ позволяет утверждать положительно и аспекты подготовки и проведения урока и преодолевать недостатки, избегать ошибкаилок.

    В этом контексте возникает необходимость овладения технологией и техникой посещения и анализа урока

    Выделяют следующие основные типы анализа урока

    1. Полный: проводится с целью контроля за качеством учебно-воспитательного процесса и изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы

    2. Краткое: проводится с целью общей оценки деятельности учителя, определения его научно-теоретического уровня. Он отражает лишь основные дидактические категории

    3. Комплексный: предполагает всестороннее рассмотрение всех аспектов урока в единстве проявления содержания, видов, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Применяют преимущественно при одновременном анализе и нескольких уроковів.

    4 аспектно: предусматривает рассмотрение лишь отдельных сторон деятельности учителя и учащихся на уроке - воспитательной, дидактической, санитарно-гигиенической, психологической и др.. Используют преимущественно для выявления судьба лекарств или выяснения эффективности педагогических приемов в деятельности учителяля.

    Различают определенные виды анализа урока

    1. Дидактические: предполагает анализ урока по основным дидактическими категориями, в частности направлен на анализ и оценку таких факторов:

    а) в какой мере урок соответствует требованиям дидактических принципов;

    б) отвечает урок и его ход и результаты требованиям учебной программы, содержания учебной дисциплины;

    в) насколько правильно определена дидактическая цель урока;

    г) в какой мере изучения учебного материала соответствует структуре процесса овладения знаниями, умениями и навыками;

    д) соответствие процесса учения логике учебного процесса;

    е) эффективность использования методов и средств обучения на уроке;

    есть) способы активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке;

    ж) какой мере структура урока соответствует его типа;

    с) система контроля и оценки учебной деятельности учащихся на уроке

    2. Психологические: предполагает изучение психологических аспектов деятельности учителя и учащихся на уроке - общение с учениками, учет особенностей психического развития детей. Он строится на принципах требованиями ог развивающего обучения, в частностиа:

    21. Урок проводят не ради урока, а с целью воздействия на личность ученика, формирование у него определенных интеллектуальных, моральных, волевых и других качеств. Процесс обучения должен вносить изменения не только в и интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение будет развивающим лишь при условии, что оно вносит изменения в структуре личностиості.

    22. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, когда ученик действует благодаря внутренним мотивам. Действие через принуждение разрушается, как только меняются условия. Отсюда вывод: не упрекать ученику и за лень или пассивность, а стимулировать познавательную активность и интерес не наказывать за невыполнение требований, а так организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними мотив ами учебной деятельности воспитанникианців.

    23. Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных задач и творческое решение учебных задач. Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть целесообразная организ ация познавательной деятельности учащихся, определения определенной установки и организация вниманияуваги.

    24. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания урока, использование соответствующих методов, приемов и средств обучения, но и от внутренних условий - индивидуально-психологических особо ливости ученикиів.

    25. В процессе анализа урока необходимо учитывать подготовленность учителя, его рабочее настроение, психологический контакт с классом, его способность ориентироваться в не предполагаемой педагогической ситуации ее, умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т др.. Также надо учитывать организованность учащихся, уровень умственного развития, отношение к учебе, лиц ности самоорганизации, учебных способностейості.

    В процессе анализа урока необходимо ставить вопрос:"все возможности использовал учитель для развития личности учащихся?"

    Психологический анализ урока предполагает рассмотрение следующих факторов:

    а) целеполагания, адекватное этапам и задачами урока - определение психологических задач урока и его этапов;

    б) психологическое обоснование этапов урока и их последовательности;

    в) психологическая характеристика деятельности учителя и учащихся на основе анализа их взаимодействия на уроке, эффективности последнего;

    г) раскрытие причин и условий положительных и отрицательных результатов урока;

    д) психологически и методически оправданы предложения вариантов, способов и приемов, использовавшихся учителем на уроке

    3. Воспитательный анализ урока предполагает учет таких факторов:

    а) воспитательная направленность урока с позиций решения задач всестороннего гармоничного развития личности;

    б) в какой мере на уроке решались задачи умственного воспитания;

    в) эффективность формирования трудовых умений учащихся, профориентационная направленность и экономическая целесообразность;

    г) условия формирования нравственных качеств воспитанников через организацию их на учебную деятельность и через содержание учебного материала;

    д) особенности содержания и хода формирования эстетических чувств и умений воспитанников;

    е) обеспечение условий для физического развития школьников и сохранения их здоровья;

    есть) особенности общения учителя с учениками на принципах гуманизма и педагогики сотрудничества

    4 методических анализ урока предполагает учет таких факторов:

    а) тема урока, ее место в структуре учебного материала;

    б) обоснованность выбора типа урока;

    в) структура урока, целесообразность этапов урока и эффективность использования времени на каждом этапе;

    г) какие основные понятия формировались на уроке;

    д) целесообразность использования методов, приемов и средств обучения;

    е) направленность на формирование базовых знаний, умений и навыков;

    есть) установление внутренне предметных и межпредметных связей;

    ж) методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся;

    с) методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

    и) объем и характер домашнего задания, подготовка учащихся к его выполнению; индивидуализация и дифференциация домашнего задания;

    и) подведение итога урока с целью осознания учащимися их продвижение в овладении знаниями

    5. Организационный аспект анализа урока предполагает следующие компоненты:

    а) наличие плана урока и реализация его учителем;

    б) уровень обеспеченности урока необходимыми дидактическими средствами обучения, эффективность их применения;

    в) соблюдение психологических и гигиенических требований к организации урока (учет изменений состояния работоспособности учащихся, дежурства и смена видов деятельности на уроке, соблюдение воздушного, теплового, света делового режимов, забота о расположении учащихся на рабочем месте)

    г) состояние организации ведения учителем документации на уроке (тетрадей и дневников учащихся, классного журнала);

    д) рациональность использования времени на уроке (своевременность начала, целесообразность использования времени в течение урока, психологический начало и завершенность урока и др.);

    е) соблюдение правил охраны труда и техники безопасности во время урока

    В подходе к анализу урока необходимо соблюдать системности. Знакомство с различными видами и типами анализа урока дает возможность выделить два подхода: по элементный и поэтапный анализ урока. Каждый из описанных выше видов анализа урока имеет, по сути, аспектный подход. При этом важно отметить, что акцентирование внимания лишь на отдельных аспектах деятельности учителя и учащихся на уроке - это искусственное нарушением ния требований системностисті.

    Рассмотрение отдельных явлений вне системы является нарушением диалектической закономерности взаимосвязей и взаимообусловленности различных явлений одной системы. Поэтому не следует ограничиваться лишь аспектным типом анализа урока, а прибегать к полного и комплексного анализа урока, обеспечивая при этом системный подход. Такая необходимость обусловлена??самим процессом обучения, осуществляется на урокеці.

    Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует на раскрытие целостности объекта, механизмов, которые его обеспечивают, на выявление многообразных связей сложного объекта т и сведение их в единую научную систему. Системный подход требует:

    Выделение и фиксации множественных элементов, образующих систему;

    Расчленение системы на составляющие элементы и изучение их качественной специфики;

    Изучение связей между элементами в системе, изучение ее структуры и, что особенно важно, выделение тех связей, которые являются системообразующими;

    Установление и классификация актуальных связей и взаимодействия системы как целого и его элементов с окружающей средой, то есть системой ближнего порядка;

    Изучение процессов управления, обеспечивающих стабильный характер поведения системы и достижения желаемых результатов

    Конкретизируя общие требования системного подхода к анализу сложных явлений, можно прийти к выводу, что при рассмотрении учебно-воспитательного процесса на уроке нужно придерживаться следующих положений

    1. Учебно-воспитательный процесс на конкретном уроке является составной частью целостного педагогического процесса в школе, направленного на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Поэтому необходимо ро озглядаты конкретный урок в системе связей с уроками конкретной учебной дисциплины, а также в системе межпредметных связейів.

    2. Системообразующим элементом целостной системы учебно-воспитательного процесса является наличие цели. Итак, при анализе урока нужно исходить из целей, которые являются ведущими на этом уроке

    3. Методологической основой процесса обучения является принцип единства его содержательной и процессуальной сторон. К содержательного компонента принадлежит содержание обучения; процессуальному - формы, методы, приемы и средства и обучения. Обязательным при анализе урока является установление связи и взаимодействия между содержанием учебного материала и формами и методами организации обученияння.

    4. Процесс обучения направлен на развитие личности, формирование системы его мышления и становление научного мировоззрения. Важно, чтобы в процессе анализа урока было указано, как содержание учебного мате алу способствовал становлению системы мышления школьников, как влиял на интеллектуальное развитие личноститі.

    Практика анализа урока только из дидактических позиций не ориентирует учителя на понимание учебно-воспитательного процесса как сложной системы, в которой все компоненты - методы, приемы, средства - находятся в тесной ному взаимосвязи. Поэтому необходимо твердо стоять на позиции именно системного подхода к анализу урока и делать его как можно полнее, следуя целостности. Особенно это важно в работе с молодыми учите лями. Это главная предпосылка становления профессионализма учителя, формирование его педагогической мастерствасті.

    Во время наблюдения и анализа урока с позиций системности надо придерживаться определенной программы. Опыт творчески работающих руководителей школ, методистов убеждает, что научно мотивированным и практически удобным ной есть такая программа наблюдения и анализа урока:

    1. Организационная структура урока: начало урока, поздравления учеников, подготовленность оборудования (доска, мел, ручки, тетради, учебники, наглядные пособия, технические средства обучения и др.)

    2. Санитарно-гигиенические условия проведения урока: соблюдение гигиенических требований (воздушного, теплового, светового режимов), соответствие мебели возрасту учащихся; психологическая готовность учащихся к уроку, эмоций ийний фон уроку.

    3. Тип и структура урока: целесообразность выбранного типа урока с точки зрения обработки конкретной темы, достижения дидактической цели, место конкретного урока в системе уроков по данной теме; какой мере выбрана стр руктуры соответствует типу урока, обеспечение логической целостности урока и его дидактического завершениия.

    4. Моделирование процесса организации познавательной деятельности учащихся с учетом основных закономерностей учебного процесса: действия движущей силы, соблюдения требований логики учебного процесса, учета с структуры процесса овладения знаниями, умениями и навыками, моделирования мотивов ученияя.

    5. Особенности реализации на уроке требований дидактических принципов обучения: научности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и самостоятельности в обучении, наглядности, основательности знаний, с связи обучения с практической деятельностью, доступности обучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, эмоциональности обученияя.

    6. Рациональность и эффективность использования на уроке методов обучения: сочетания разнообразия; соответствие методов и приемов обучения цели урока и возрастным особенностям учащихся; реализация требований м методов и приемов обучения на уроке обучения учащихся владению методами самостоятельной познавательной деятельности; результативность использованных методов, развитие умственных способностей учащихся, использование др. дивидуальних, групповых и коллективных форм учебной работы с учащимсяи.

    7. Методы, приемы и виды анализа и оценки учебной деятельности учащихся; объективность оценки, ее стимулирующая направленность

    8. Обеспечение оптимизации в подборе дидактического материала, целесообразность его использования

    9. Особенности мыслительной деятельности учащихся на уроке: а) формирование внимания учащихся соотношение непроизвольного и произвольного внимания б) место памяти в мыслительной деятельности учащихся, обучение школьников владению м методами и приемами запоминания, использование приемов для активизации различных видов памяти (образной, словесно-слуховой, эмоциональной, механической, операционной) и видов запоминания в) мышления. Нева деятельность учащихся на уроке: методы, приемы и средства активизации мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, организация самостоятельной познавательной деятельности).

    10. Реализация на уроке основных требований составных частей, обеспечивающих всестороннее гармоничное развитие личности: умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания

    11. Поведение учителя на уроке: умение управлять классным коллективом, организация учащихся на учебную работу, обеспечения трудовой дисциплины; проявление конструктивных и коммуникативных умений; владение педаго огичним тактом; проявления перцептивных и суггестивных умений и компонентов педагогической техники (умение одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности, умение владеть своим телом - ходить, си дети, стоять; владение голосом, тоном, темпом и ритмом педагогической речи; владение жестами и мимикой; владение навыками психотехники), уровень культуры педагогического общенияя.

    12 результатов урока: выводы и предложения, достижения цели, качество знаний, умений и навыков учащихся; воспитательное и образовательное значение урока; наиболее эффективные методы проведения урока; недостатки в организации и и проведении урока; рекомендации по совершенствованию тех или иных аспектов педагогического процесса на урокеі.

    Посещая урок, важно в совершенстве владеть методикой и техникой записей последствий наблюдений, предварительного анализа учебно-воспитательного процесса с позиций предлагаемой программы

    Рекомендуемая структура и схема записей посещенной урока размещается на двух развернутых листах тетради или специального журнала. Приведем конспективно запись хода и содержания урока по украинскому языку с с соблюдением предлагаемой схемы, а также текстовый анализ этого же урока (табл. 33.3).

    . Таблица 33. Схема записи хода и содержания посещенной урока

    Ход времени

    украинский язык 5-Б класс 32 ученика

    Герасименко Нина Сергеевна Тема урока:"Личные местоимения"

    1 Приветствие учителя к ученикам Все учащиеся встают и здороваются каждый по-своему

    Цель посещения: начать изучение деятельности учительницы по осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на уроке ознакомиться с системой организации самостоятельной учебной работы учащихся

    2 Учительница предлагает ученикам написать дату,"классная работа"На переносной доске предлагает задачи: а) раскройте скобки, числительные запишите словами, согласуйте числительные с существительными: 3 (тетради), 3 (карандаши цев), 4 (тракторов), 9 (учащихся), 5 (тетрадями), 16 (велосипедистами), б) числительные запишите словами: Я встретился с 50 учениками из средней школы Киева в) такие числительные поставьте в творительном падеже: 65, 648, 934, 723 -, 934, 723-й

    При выполнении самостоятельной работы, в которую включились все ученики класса, три ученика (Петр С, Оксана М, Гавриил Т) работают у доски по индивидуальным заданиям на карточках Учительница контролирует работу у учащихся, помогает отдельным, ободряет других:"Молодчина","Красиво пишешь","Работай самостоятельно"3 некоторыми шутит Все ученики увлечены трудои жартує. Всі учні захоплені працею.

    Выводы и предложения

    Положительные стороны урока

    Поздравление составляет картину общего шума

    В школе должна быть выработана четкая этическая норма приветствия учителя с учениками в плане: учитель заходит в класс, все ученики встают; учитель здоровается:"Здравствуйте!", А затем после короткой паузы предлагает им м садиться; учащиеся приветствуют учителя вставаниявставанням

    Целесообразно осуществляет организацию учащихся на учебную деятельность путем включения их в конкретную работу, что способствует снятию в коре головного мозга возбуждения от предыдущих раздражителей и включению в конкретную в деятельность Это свидетельствует о целеустремленности работы учительницы в направлении реализации требований принципа прочности знанияь

    Предлагать другим учителям (особенно Анновского РИ, Семененко ПМ, Оборотько СИ) посетить уроки Нины Сергеевны и овладеть техникой организации учащихся на учебную работу Для всех учителей (особенно м молодых) определяющими должны стать слова КД Ушинского: хорошие дидактов и делают, что все время повторяют, и только каждый раз добавляют что-то новось нове

    Учительница создает благоприятные условия для самостоятельной учебной работы каждого ученика в условиях коллективного труда В отношении к ученикам тактичный, вежливый

    Ученики, выполняющих задачи у доски, работают небрежно Петр С допустил ошибки в написании числительного 468 в Д в, а Оксана М - в написании числительного 849 в ОВ Учительница]

    На психолого-педагогическом семинаре рассмотреть вопрос о путях активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся в процессе проверки качества знаний учащихся Предложить Нине Сергеевне и Николаю Ивановичу (математика)

    Предмет, класс, учитель количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

    Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

    Ход времени

    3 Учительница одновременно прекращает работу всех учеников:"Дети, заканчивайте работу Кто не записал последних числительных, не начинайте Положите ручки Сосредоточьте внимание на вопросах, которые записаны на переносной доске (переворачивает доску), и готовьтесь дать устные ответы на них"На переносной доске записаны следующие вопросы: 1) Какая часть речи называется местоимением? 2) Как изменяются местоимения? 3) Назовите игру пи местоимений по значению? ш, как хорошо усвоил предыдущий материал"и ик гарно засвоїв попередній матеріал" та ін.

    4 Учительница"На предыдущих уроках, дети, мы познакомились с местоимением, как части речи, группами местоимений Тема нашего сегодняшнего урока:"Личные местоимения"Приступая к изучению личностных местоимений Прошу вниманиянників. Прошу уваги"

    Выводы и предложения

    Положительные стороны урока

    Недостатки в ходе и содержании урока

    не заметила этих ошибок, не привлекла учеников к их исправлению

    провести несколько открытых уроков, на которых имело бы место включение всех учащихся в самостоятельную учебную работу

    Такая работа способствует актуализации знаний учащихся

    На досках, где работали три ученика, результаты работы не стерты Учительница лишь вскользь посмотрела на результаты их работы и сказала:"Садитесь Справились с заданием"Это педагогически неправильно

    Любую работу учащихся надо оценивать каким-то конкретным одобрением или неодобрением (если не оценкой), тщательно следить за правильностью ее выполнения, а после окончания вытирать доску

    Учительница определяет тему урока Пытается сосредоточить внимание учащихся на изучении нового материала

    Учительница не определяет цели урока выдвигает тем самым перед учащимися конкретной перспективы, которая была бы организующим началом их умственной деятельности

    В каждом отдельном случае учитель должен четко сообщать учащимся тему урока, указывать на перспективу их мыслительной деятельности: чего они достигнут, на какую ступеньку грамотности поднимутся, попрацюва авшы внимательно над изучением нового учебного материала Изучить этот вопрос в других учителей Рассмотреть на психолого-педагогическом семинаррі

    Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

    Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

    Ход времени

    Учительница Вспомните, какие местоимения относятся к личным Сергей уже вспомнил Прошу Ученик К личных принадлежат местоимения: я, мы, ты, он, она, оно, они Учительница Правильно!

    В классе 32 ученика На изучение нового материала было использовано 12 мин Это должно составлять (при включении каждого ученика в активную познавательную деятельность) 384 учне-минуты Ученики были исключены из самостоятельной р работы, внимание рассеяно Следовательно, эффективность использования времени составляла лишь 10 - 13 13%

    Учительница продолжает рассказывать об употреблении личных местоимений в предложениях Ученики не работают Уже несколько устали, учительница остается сама по эту сторону психологического барьера Учительница Поняли, дети и? а не реагує

    Выводы и предложения

    Положительные стороны урока

    Недостатки в ходе и содержании урока

    Санитарно-гигиенические условия на уроке неудовлетворительные: в классе грязно, открыта лишь одна форточка, душно, ощущается нехватка кислорода Дети сидят за столами, которые высоки для них Табуретки не имеют опоры Дея которые ученики становятся коленями на табуретки, чтобы было удобнее писать Учительница не обращает внимания на их осанку за рабочим местосцем

    Этот вопрос надо решить с директором на производственном совещании Учеников этого класса надо переводить в другую комнату, где есть соответствующие парты Все учителя должны проработать пособия по гигиене труда учащихся

    Язык учительницы выразительная, но несколько резкая

    НС не обладает должной мере методикой организации учащихся на самостоятельную учебную деятельность Конструктивные и коммуникативные умения учительницы слабые

    Самому провести открытые уроки с элементами проблемности, показать технику для всех учителей Как вывести учителей 3 круга ложных традиций?

    Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, цель посещения и др.

    Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

    Ход времени

    5 Учительница Сделаем, дети, физкультпаузы Все возбужденно и облегченно загудели, вскочили с места Учительница командует: стать ровно Под ее руководством ученики выполняют 4 короткие упражнения: для мышц пальцев в рук, плеч садится на место місця

    6 Учительница Откройте дневники и запишите задание на дом Запись на доске: § 65, упр 426 (реч 3,4,5)

    7 Учительница Сейчас мы выполним часть упражнения 426 После этого вы поймете, как работать над этой задачей дома Первое предложение разбирают устно для образца А потом ученики самостоятельно работают над исполнением ям задачи Учительница контролирует работу учащихся, помогает отдельным преодолеть осложнения Вместе с тем перед каждым учеником кладет на стол специальные карточки с индивидуальными заданиями, а также листы чистой бумаги Ученики уже привыкли, очевидно, к тому, что будут такие виды работы, и реагируют спокойно закончили выполнять первое и второе предложения упражнения Несколько учеников читает предложения, объясняет употребление местоимений Р облять некоторые исправлениявиправлення

    Выводы и предложения

    Положительные стороны урока

    Недостатки в ходе и содержании урока

    Хорошо, что учительница организует физкультурные паузы Пытается выполнять наши рекомендации

    физкультпаузы носила формальный характер: так и осталась лишь одна форточка открыта, не было упражнений на дыхание, для шейных суставов, грудной клетки и таких, которые способствовали бы максимальному доступа в крови к мозгу

    Дать задание учителю физической культуры еще раз провести беседу по технике проведения физкультпаузы Изучить со всеми учителями конкретные упражнения с осознанием их физиологической основы

    Домашнее задание ученики получили своевременно Учительница следит, чтобы все ученики сделали записи в своих дневниках, отыскали задачи в учебнике

    Положительно, что следующая небольшая работа является своеобразным инструктажем к выполнению упражнения

    Своевременное ознакомление учащихся с домашним заданием (да еще когда получают инструктаж в форме выполнения подобной работы под руководством учителя) - залог успешной работы учеников над домашними задачей мы Надо этот прием показать учителям на открытых уроках и в дальнейшем сделать его правилом в работе всех учителяв

    Предмет, класс, учитель, количество учеников, тема урока, мста посещения и др.

    Структура, ход и содержание урока Деятельность учителя и учащихся

    Ход времени

    8 Учительница Перед вами на карточках задачи Возьмите чистые листы бумаги Посмотрите, чтобы поле было с правой стороны, на первой строке напишите свою фамилию и имя, на поле поставьте, как всегда, шифр ваш вой карты Выполняйте самостоятельно задания 2,4,6 и 9 Меня ничего не спрашивайте Каждый из вас получит оценку, будьте усердны Ученики быстро включаются в работу Видно, что они привыкли к выполнению таких дл ань Учительница контролирует самостоятельность На каждой карточке напечатаны 10 небольших задач, направленных на выработку умений и навыков орфографического плана: правописание приставок, звонких и глухих пригол осных, употребление большой буквы, упрощения в группах согласных, правописание падежных окончаний существительных 2-й отмены в родительном падеже, правописание числительных, употребление личных местоимений и иників та ін.

    9 Учительница Заканчивайте, работу дети Если кто и не до конца выполнил свои задачи, не волнуйтесь Я оценю вашу работу по количеству набранных баллов Передайте задачи и свои работы на переднюю парту Ученики ш быстро это разнооблять

    10 Учительница Составьте тетради, книги и портфели Сядьте ровно Вот и звонок Урок закончен Идите на перерыв

    Выводы и предложения

    Положительные стороны урока

    Недостатки в ходе и содержании урока

    Очень похвально, что НС уделяет так много внимания включению всех учащихся в самостоятельную учебную деятельность, направленную на выработку умений и навыков Только таким путем знания по-настоящему могут стать адбанням ученикинів

    В классе уже слишком тяжелый воздух Ученики преждевременно устали, начинают чаще дышать, зевать Учительница не замечает этого

    Всех учителей ориентировать на подготовку дидактического материала для включения в такую??работу Эффективность урока определяется прежде всего тем, как учитель сумел организовать познавательную деятельность каждого у ученика Организовать обработки учителями и обсуждения на семинаре литературы, посвященной оптимизации процесса обученияня

    Обеспечена четкая организация учащихся Это проявление педагогической техники

    Многие учителя еще недостаточно владеют педагогической техникой В следующем году этот вопрос должен стать предметом глубокого изучения

    Урок имеет неплохую психолого-физиологической завершенность

    На основании сделанных записей удобно проводить беседу с учителем о качестве организации им учебно-воспитательной работы на уроке. Сначала надо указать на положительные стороны урока, пути закрепления этой й положительной деятельности. Затем аргументированно проанализировать недостатки, имевшие место в работе учителя на уроке, определить оптимальные пути преодоления этих недостатков в дальнейшей деятельноститі.

    Подаем пример отдельных фрагментов полного анализа посещенного и законспектированные урока

    1. Организация учащихся на учебную деятельность была обеспечена хорошо. Учительница сразу же сумела включить учащихся в полезную учебную деятельность, не тратя времени на лишние разговоры. Ученики достаточно организованы:: у них подготовлены ручки, тетради, учебники, дневники. Доска чистая, есть мел. Заранее подготовлены также наглядные пособия (переносная доска, таблица), и они размещены так, чтобы не отвлекать предчувствий асно внимание ученикиученикиучнів.

    2. Санитарно-гигиенические условия для проведения урока обеспечены лишь частично: учительница проводила физкультпаузы, меняла один вид работы другим; в классной комнате достаточно дневного света, падающим с слева. В противном санитарно-гигиенические условия для нормальной умственной работы учащихся были неудовлетворительные: комната после предыдущего урока не была проветрена, не было сделано влажной уборки, в классе. Бру дно, ученики работают за столами, которые не соответствуют их росту; сидят на табуретках, опоры для мышц спины и пояса нет; окна не открываются (забиты наглухо), открыта лишь одна форточка; сооб тря тяжелое, в классе душно (где-то около 24 °. С). Не обращается внимание на положение учащихся по рабочим местом. Это снижает умственную активность, приводит к переутомлению учащихся, неправильного развития их скал этно системтеми.

    Эмоциональный фон в начале и в ходе урока был хорош: учительница задает коллектива класса мажорный тон, ободряет учеников в их работе, уместно шутит. Психологическая готовность учащихся к уроку была обеспечь чена: ученики приготовили необходимое оборудование, встретили учительницу с готовностью работатьи.

    3 довольно удачно и мотивировано избран тип урока - комбинированный. Реализована структура урока соответствует его типа. Учебная тема"Личные местоимения"как раз и требовала решения различных задач: и проверь. СКУ качеств знаний, умений и навыков учащихся, и изучение нового материала, и формирование умений и навыков, применения знаний на практике. Компоненты урока были связаны между собой логической последовательностью и с абезпечилы дидактическую целостность уроклісність уроку.

    4. На уроке реализованы требования принципов обучения. Особенно удачно соблюден принцип научности: учебный материал, который изучался, отвечает требованиям научной нормативной грамматики

    Принцип связи обучения с жизнью частично нашел свою реализацию: в карточках для индивидуальной работы предлагались отдельные задачи, которые побудили учащихся использовать знания для рассказов п об окружающей действительности. Однако надо более широко показывать выход знаний в практику, потребность в конкретных знаниях для решения жизненных задач частности, при изучении нового материала учительница не п оказали, для чего учащимся нужны знания о личные местоимения. Здесь проявился формализм в овладении знаниями. Жизненная практика толчком к сознательному овладению знаниями и критерием проверки истинно сти полученных знаний. Первой требования учительница не сдержалаалася.

    Требования принципа систематичности и последовательности были реализованы на уроке так, как они заложены в программе по украинскому языку

    Принцип доступности также нашел свое отражение в ходе и содержании урока. Содержание учебного материала, упражнения были доступны для учащихся. Однако с точки зрения умственных возможностей части учащихся этого было нед достаточно. Для способных учеников (Сергея. А,. Натальи. В,. Оксаны. Т,. Светланы. Н,. Петра. С и др.) требуются более сложные задачи, которые обеспечивали бы достаточную нагрузку на их ум и способствовали активному разви ку умственных потенций этих ученикицих учнів.

    полной мере реализовались и требования принципа наглядности: были использованы классная и переносная доски, таблица склонения личных местоимений, оформление оборудования не требует дополнений. Учительница соб имувалась правил использования наглядного оборудования. Дидактический материал, предложенный на переносной доске, способствовал активизации учебной деятельности учащихся. Но все же использована таблица не способствует а активизации мышления учащихся. Записи учащихся на доске небрежные. Да и вообще, нужно ли было в таком пассивном варианте вызвать этих трех учеников к доскеошки?

    Значительное внимание на уроке уделялось реализации требований принципа сознания, самостоятельности и активности учащихся в обучении. Это неплохо удалось сделать на тех этапах урока, где учительница проверяла качество знает ань, умений и навыков учащихся. В ходе проверки формировались умения и навыки учащихся. Здесь были созданы оптимальные условия для активной самостоятельной работы каждого ученика, рационально было использовано время, а том в и эффективность такой работы заслуживает внимания. Однако на этапе изучения нового материала учительница, по сути, исключила учеников с самостоятельной учебной работы, а поэтому и требования активности и сознания и не были реализованы. Не было создано ситуации для действия движущей силы, учительница не помогла учащимся осознать сути проблемной задачи. Так, например, с 304 учне-минут, которые были отведены на изучение нового материала, лишь 10-15 процентов было использовано рационально. Учительница не осознала важности роли самостоятельной учебной деятельности учащихся, не в полной мере владеет техникой реализации этого с авданнавдання.

    Требования принципа прочности знаний, умений и навыков учащихся на отдельных этапах урока были реализованы удачно. Если это не нашло должного реализации в процессе изучения нового материала, то при формировании в. УЧН нов умений и навыков учительница достигла мастерства, заслуживает внимания, изучения и подражания. Каждый ученик получает задание и должен самостоятельно работать над его выполнением. Особое внимание уделялось сь закреплению ранее полученных знаний, выработке на их основе умений и крепких навичочок.

    5. На уроке по возможности использовались различные методы обучения. Уместно были использованы словесные, наглядные и практические методы. Они, в основном, соответствуют цели урока и возрастным особенностям учащихся. Одобрительно, что именно на уроке языка учительница уделяет достаточно внимания и фактическим методам обучения (система упражнений и др.). Однако в процессе изучения нового материала неправильно была предоставлена??преимущество словесным методам (рассказ, объяснение). Это и привело к активности учительницы и пассивности ученикиі учнів.

    Учительница работала над формированием у учащихся внимания. Если это удалось ей в начале и конце урока (все имели конкретную работу), то в процессе изучения нового материала. Нине. Сергеевне не удалось мобилизовать ты внимание учащихся. Ученики и учительница остались по разные стороны психологического барьерру.

    Наблюдение за уроком дает право говорить, что учительница способствовала умственном развитии общих способностей учащихся, в частности оперативной памяти, репродуктивной деятельности. Однако на уроке не было создано условий для развития творческих способностей учащиесяв.

    Не проводилась целенаправленная работа над формированием у учащихся четких и осознанных мотивов учения, в частности познавательных мотивов в процессе изучения нового материала

    На уроке видное место занимала индивидуальная работа учащихся. Однако она не отделялась психологически от коллективной учебной деятельности всего класса

    Ученики неплохо владеют методами самостоятельной учебной работы в процессе формирования умений и навыков. Так, они довольно ловко выполняли задания по карточкам, с переносной доски. В процессе такой работы они не задают дополнительных вопросов. Это свидетельствует, что уделяется должное внимание обучению учащихся владению методами учебной работы. Все же в процессе изучения нового материала учеников не учили, как опрацюв ать его, как выделять главное и др.. А предпосылки для этого были. Обучение учащихся владению методами самостоятельной учебной работы как инструментом познания - важная задача школы по формированию лич те, подготовки ее к самостоятельной активной деятельностиьності.

    Устные ответы учащихся на уроке оценивались (и их почти не было). Однако в конце урока все ученики самостоятельно работали над выполнением индивидуальных заданий. Учительница проверяла их после урока результатам ать неплохие. Два ученика не справились с учебными заданиями (Анатолий. Г,. Евгений. С), но учительница не оценивала их работы. Все ошибки были исправлены (Как рассказывала. Н. С, она проводит в таких выпад ках с этими учениками индивидуальные консультации, помогает им ликвидировать пробелы, побуждая тем самым к действию). Такой подход психологически мотивированный. Главное - использовать оценку не только для констатации уровня и качества учебной деятельности, но и для стимулирования учащихся к активному обучениюо навчання.

    6. На уроке определенной степени решались задачи всестороннего гармоничного развития личности. Имела место работа над решением задач умственного воспитания. Но этот процесс успешно осуществлялся только на а этапе проверки знаний, умений и навыков учащихся и формирования умений и навыков. Здесь действительно все ученики работали самостоятельно, овладевали методами учебной работы. А в процессе изучения нового мате лу, как мы уже отмечали, не было создано надлежащих условий для самостоятельной учебной работы. Наблюдалась умственная пассивность большинства ученики учнів.

    Задачи нравственного воспитания также реализовывались в виде приемов, направленных на формирование ответственности, дисциплинированности, уважения друг к другу: отношение к ученикам со стороны учителя основывается на доброжелательности, вежливости, соблюдения педагогического такта. Частично дидактический материал (предложения, упражнения) способствовал формированию у учащихся чувство любви к своей стране. Других воз ностей на уроке булло.

    Вопросам сохранения и развития здоровья не уделялось должное внимание при моделирования урока и в его ходе. Проводилась только физкультурная пауза, один вид деятельности менялся на другой. Но, как уже зас значалося, физкультурная пауза не полностью достигла цели. Санитарно-гигиенические условия на уроке неудовлетворительные. Не чувствовалось заботы о создании оптимальных условий для нормального развития организма уч нов. А это приводит к ухудшению состояния здоровья детей, снижения их умственной активности. Этот вопрос должен стать предметом изучения для всех учителей в ближайшее чаий час.

    О реализации задач трудового воспитания, то они в определенной мере были осуществлены: на всех этапах урока, помимо изучения нового материала, проводилась целенаправленная работа по организации умственного труда и учащихся, их учили беречь и рационально расходовать каждую минуту урока, обращать внимание на культуру труда, обучали также владению методами самостоятельной учебной робот.

    Задачи эстетического воспитания были реализованы на уроке. Все дети одеты аккуратно, хорошие прически у мальчиков и девочек, учительница заботится о соблюдение обучающимися эстетики в ведении тетрадей; в взаем минах учительницы с учениками ощущается чувство внутренней уважения к ученикам ("Пожалуйста","Спасибо"и др.). Классная комната оформлена со вкусом, нет ничего лишнего. Столы окрашены в мягкий салатный кол ир. Однако случилось так, что комната была убрана (мусор, бумажки и др.), а это осталось без внимания, хотя, как оказалось позже, это была случайность, вызванная стечением обстановкиспричинена збігом обставин.

    7. Поведение учительницы свидетельствует о ее большой опыт и мастерство. Она хорошо владеет классом, умеет организовать учащихся на учебную деятельность, видит каждого ученика, умеет распределять внимание, способна забей езпечиты трудовую дисциплину на основе привлечения всего классного коллектива в учебной деятельности. Правда, в процессе изучения нового материала это не удалось осуществить полностью: значительная часть учеников выпала из поля зрения учительницыьки.

    Педагог неплохо владеет конструктивной деятельностью, умело моделирует урок, умеет подобрать необходимый материал, обеспечивает логическую и дидактическую целостность урока. Даже самого урока показала умение п перестраивать свою деятельность и деятельность учащихся в зависимости от учебного материала, эмоционального состояния учащихся, уровня деятельности классного коллектива, целесообразно распределила класс для выполнения различных видов н авчальних заданиемь.

    Коммуникативная деятельность учительницы неплохая: она умеет обеспечить мажорный тон работы, создать положительный эмоциональный фон, видит весь класс и каждого ученика в частности, умеет вовремя тормозить неразрешенную деятельность слишком возбудимых учеников (как это было с. Николаем. С), побуждать к активной деятельности вялых ученики.

    Также преподаватель владеет педагогическим тактом, что было хорошо видно на всех этапах урока. Неплохо отработана педагогическая техника: распределение задач между учениками, переключения их внимания с одного вида деятельности на другой, подготовка предыдущих дидактических задач и оборудование для их выполнения. И все это на первый взгляд так просто и рационально. Эта сторона деятельности учителя заслуживает изучения и на следования другими учителямями.

    Есть основания утверждать, что в. Н. С выработался хороший стиль работы: деловитость и простота без наглядности, театральности, как это наблюдается в других учителей во время посещения уроков. Ученики, очевидной дно, давно усвоили этот стиль и чувствуют себя удобно в такой деловой обстановке. Значительную роль играет и тон работы. Как уже отмечалось, он мажорный. Учительница все время пытается поддержать бодрость и деловой настрой детей, создавая положительный эмоциональный фон для активной умственной деятельностиьності.

    Внешний вид учительницы соответствует требованиям этики учителя: скромная, но красивая прическа, модный красивый костюм голубого цвета, лакированные туфли, отсутствие лишних украшений, легкая улыбка в глазах - все это способствует созданию положительного психологического климата в классном коллективе.

    Язык правильная, мелодичная, ризнотональна на разных этапах урока в обращении к разным учащихся. Дикция выразительная, волевая. Все это дополняется кстати мимикой, жестами, четкой конгруэнтностью. Учительница всегд ди выбирает нужное место в классе у доски и при контроле за индивидуальной работой ученикинів.

    СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ .

    1.Урок должен быть эффективным, а не эффектным.

    2.Материал должен излагаться на научный основе, но в доступной форме.

    3.Построение урока должно строго соответствовать теме.

    4.Поставленные задачи урока- развивающие, образовательные, воспитывающие должны иметь конечный результат.

    5.Учащиеся должны четко представлять себе, для чего и с какой целью изучают данный материал, где пригодится в жизни.

    6.На уроке должна создаваться атмосфера сопричастности и интереса учащихся к изучаемому материалу.

    7.Добиваться того, чтобы учащиеся сами выдвигали программу поиска знаний, что является высшим уровнем проблемности.

    8.В процессе урока необходимы:

    Рациональное использование наглядности, дидактического материала и ТСО;

    Разнообразие активных форм и методов обучения;

    Дифференцированный подход в обучении;

    Четкая организация мыслительной деятельности учащихся;

    Создание атмосферы педагогики сотрудничества, творческой атмосферы;

    Правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующим материалом.

    Наличие на каждом конкретном уроке своих дидактических задач, которые зависят прежде всего от целевого назначения и типа урока.

    Совершенствование учащимися навыков самоконтроля;

    Урок любого типа должен не только давать знания, но и воспитывать учащихся, т.е. готовить всесторонне развитую личность.

    9.Логичность, последовательность, умение выделить главное в изученном материале, умение грамотно поставить вопрос, нацелив на вдумчивый ответ.

    10.Последовательная постановка целей урока и его этапов.

    11.Проверка домашнего задания с установкой на усвоение нового материала (актуализация знаний).

    12.Изучение нового материала, начиная с простого, и постепенное его усложнение.

    13.Подготовка учащихся к восприятию домашнего задания и готовности его выполнить.

    14.Комментирование домашнего задания.

    15.Методически правильно использовать наглядность, ТСО и др.

    16.Использовать активные формы опроса, позволяющие вовлечь всех учащихся в работу при проверке домашнего задания.

    17.Закрепление знаний.

    18.Организационный момент.

    19.Знание типов, форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

    Для взаимопосещений

    Схема наблюдения за ходом урока с целью

    определения качества преподавания.

    1.Тема урока. Учебные и воспитательные цели.

    2.Качество подготовки учителя к уроку. Знания им требований к современному уроку.

    3.Организация урока, его структура, тип, распределение времени.

    4.реализация учителем дидактических принципов- создание проблемных ситуаций на уроке.

    6.Психологический климат урока.

    7.Методы работы учителя и учащихся на уроке. Проверка и оценка знаний, умений, навыков.

    8.Воспитание учащихся в процессе обучения.

    9.Система самостоятельной, творческой и домашней работы учащихся, дифференцированный подход к учащимся.

    10.Вооружение учащихся навыками самообразования работы (как учитель учит детей учиться).

    11.Оборудование урока. Эффективность его применения.

    12.Санитарно-гигиенический режим урока. Предупреждение утомляемости.

    13.Соблюдение учителем технологических требований к уроку.

    15.итоги урока, его результат, достижение поставленных целей.

    Молодым учителям бывает трудно справиться с потоком документации. Я думаю, что моя разработка кому-нибудь поможет.

    Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Как правильно и просто это сделать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

    Подготовка учителя к работе

    Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям.

    Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование.

    Основными документами при планировании служат учебный план школы и программа.

    Приступая к составлению плана работы, учитель, исходя из учебного плана, в соответствии с данным количеством часов, распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования.

    В отношении порядка изучения тем и примерного числа часов на каждую тему учитель руководствуется программой. Однако ему предоставляется право делать перестановку в изучении отдельн6ых вопросов в пределах темы.

    При тематическом планировании учебной работы материал каждой темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам.

    Т Е М А

    / I этап / II этап / III этап /

    I этап – Водно-эмоциональный – создать мотив, вызвать интерес. Сказать какие знания, умения, навыки получат учащиеся и какой будет контроль. (1 урок).

    II этап – Операционно-познавательный – выстраивание общей технологии темы (моделирование и планирование темы). Цель – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков.

    Каждый урок – определить цель – зная конечный результат.

    Зная цель – определить содержание каждого урока.

    III этап – Оценить работу свою и учащихся.

    Определяют тему каждого урока, виды практических работ, материал для повторения и закрепления знаний, самостоятельную работу учащихся, контрольные работы по теме.

    Какой-либо обязательной единой формы календарно-тематического плана нет, однако целесообразно выделить следующие графы.

    1. Номер учебного занятия по теме.

    2. Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.).

    3. Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).

    4. Основные методы проведения занятий.

    5. Межпредметные связи (осуществляются на уроке).

    6. Упражнения учащихся под руководством учителя.

    7. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

    8. Демонстрации.

    9. Домашнее задание.

    План урока

    Завершающее звено в планировании работы учителя – планирование каждого предстоящего урока. Работа над планом или конспектом урока позволяет четко представлять все элементы урока и его содержание.

    План урока избавляет учителя от необходимости удерживать в памяти все детали урока и их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая этим внимание учителя и переключая его на наблюдение за работой класса.

    Каждый учитель пишет план так, как ему удобно для урока. Однако в плане должны быть отражены следующие вопросы, без которых он утрачивает свое значение:

    • Тема и задачи урока.
    • Построение урока.
    • Последовательность и методы изучения нового материала.
    • Упражнения.
    • Домашнее задание.
    • Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке.

    План урока не догма. Он не должен сковывать учителя на уроке. Вполне допустимы некоторые отступления от плана. Нет необходимости ежегодно переписывать планы уроков. Если план урока не требует основательной переработки, достаточно внести в него нужные изменения и дополнения.

    Начинающим учителям необходимо писать конспект урока.

    Требования к проведению урока

    Несмотря на многообразие типов урока, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

    1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока.

    2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

    3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

    4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

    5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.

    6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.

    Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:

    1. Определение целей урока.

    2. Уточнение типа урока.

    3. Уточнение вида урока.

    4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.

    5. Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения.

    Остановимся на «Целях урока».

    Многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить цели урока и в их постановке испытывают значительные трудности.

    Пример: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов…»

    «Познакомить со свойствами пластмасс…»

    Это нельзя считать целями урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

    Дидактические:

    3 основные дидактические задачи:

    1. Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…)

    2. Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях.

    3. Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).

    Воспитательные:

    Предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать?

    В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке.

    • Воспитание патриотизма.
    • Воспитание интернационализма.
    • Воспитание гуманности.
    • Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.
    • Воспитание положительного отношения к знаниям.
    • Воспитание дисциплинированности.
    • Воспитание эстетических взглядов.
    • Воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии).

    Воспитательную цель можно написать общую в перспективном плане и не писать каждую в плане урока.

    Развивающие:

    Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.

    • Формировать у учащихся осуществлять основные мыслительные операции.
    • Выделение главного.
    • Сравнение.
    • Анализ.
    • Конкретизация.
    • Абстрагирование и т.д.

    Структура урока

    Существует 9 этапов (возможных) традиционного урока. Любой этап должен быть целесообразен.

    1 этап – Организационный (чем короче, тем лучше).

    Цель – Концентрация внимания.

    2 этап – Проверка домашнего задания.

    Цель – Не проверка кто сделал, а кто нет, а выявление пробелов и их устранение.

    3 этап – Глубокий контроль знаний.

    Цель – Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.

    4 этап – Создание мотивации (без этой темы «нет дальнейшей жизни»).

    Цель – Подготовить учащихся к усвоению нового материала.

    5 этап – Объяснение нового материала.

    Цель – Усвоение знаний.

    6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала.

    7 этап – Закрепление новых знаний.

    Цель – Закрепить в память учащихся те знания и имения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

    8 этап – Домашнее задание.

    4 условия : - до звонка

    При полном внимании

    Каждый должен знать, что сделать

    Каждый должен знать, как это сделать.

    При написании плана на доске – установка на «все сделать» и домашнего задания не будет.

    9 этап – Подведение итогов урока.

    Анализ плана урока, объявление оценок, ответы на вопросы учащихся.

    Материал каждой темы распределяется по урокам ТЕМА I этап II этап III этап Вводно-эмоциональный Операционно-познавательный Оценивающий

    Календарно-тематический план Номер учебного занятия по теме Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.) Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Основные методы проведения занятий Межпредметные связи Упражнения учащихся под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся на уроке Демонстрации Домашнее задание

    План урока Тема и задачи урока Построение урока Последовательность и методы изучения нового материала Упражнения Домашнее задание Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке

    Требования к проведению урока Учитель должен сформулировать тему и цель урока. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.

    Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил Определение целей урока Уточнение типа урока Уточнение вида урока Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения

    Цели урока Дидактические Воспитательные Развивающие

    Основные дидактические задачи: - Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) - Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. - Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).

    Воспитательные - воспитание патриотизма - воспитание гуманности - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду - воспитание положительного отношения к знаниям - воспитание дисциплинированности - воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии)

    Развивающие Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции Выделение главного Сравнение Анализ Конкретизация Абстрагирование и т.д.

    Структура урока 1 этап – Организационный 2 этап – Проверка домашнего задания 3 этап – Глубокий контроль знаний 4 этап – Создание мотивации 5 этап – Объяснение нового материала 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала 7 этап – Закрепление новых знаний 8 этап – Домашнее задание 9 этап – Подведение итогов урока