Технологические карты на уроках биологии

Технологическая карта урока (План – конспект)

Глава 11 «Строение и функции клеток»

Урок №1. Тема "Прокариотическая клетка"

1. ФИО – Перковская Ольга Владимировна
2. Место работы - МАОУ «Молчановская СОШ № 1» с. Молчаново, Томская область
3. Должность - учитель биологии
4. Предмет - биология
5. Класс - 9
6. Тема - Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка.
7. Учебник - «Биология. Общие закономерности», 9 класс, Мамонтов С. Г., Захаров В.Б., Сонин Н. И.: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - 10-е изд., переработ. - М.: Дрофа, 2014. - 287 с.
8. Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий
9. Задачи:
Метапредметные, предметные
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регуляторные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Развивающие
развитие самостоятельности и интереса к данному разделу темы;
продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы при изучении темы;
раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции
Образовательные:
Обеспечить усвоение учащимися знаний о строении, процессах жизни бактерий;
подвести учащихся к выводу о значении первых организмов в природе и значении в жизни человека;
создать представление о двух уровнях клеточной организации: эукариотическом и прокариотическом;

Сформировать у учащихся знания о бактериях и синезелёных.
Воспитывающие:
развивать интерес и бережное отношение к природе;
продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира.

10. Тип урока: изучение материала, первичное закрепление знаний.
11. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
12. Оборудование: ноутбук, проектор, набор ЭОР и ЦОР по биологии, таблицы прокариотической и эукариотической клеток, ролик, информация с дополнительной литературой, (приложение 1)
13. Образовательный канал
Тема урока «Прокариотическая клетка».
№ Этап урока Содержание Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и их коррекция. Модуль 1: К-типа Анализируют и отвечают на карточки, просмотривают информацию на электронных карточках (роликах, без звука) и записывают на доску все знания по бактериям, которые у них восстановились (или не записывают, если материал не вспомнился, а опрашивается другой ученик) Сообщает тему урока.
Даёт задание по новой теме, в ходе выполнения которого, требуется восстановить знания полученные при изучении бактериальной клетки (7 класс).
Записывается информация в «Бортовой журнал».

3.Целеполагание, мотивация. Модуль 2:И - типа
Записывают тему урока в тетрадь, а далее просматривают знакомую или незнакомую информацию, её записывают.
Объявляются цель и задачи урока Обращает внимание на тот материал, который удалось восстановить учащимся о прокариотах.
4.
Изучение нового материала
Модуль 2:И-типа
«Прокариоты»/анимация, сравнительная таблица «Прокариоты и эукариоты»
Прослушивают сообщение.
Получают задания. Просматривая ролик надо выделить особенности строения, процессы и роль прокариот.
Изучают теоретический материал в процессе просмотра ролика и работая с текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь.

Формулирует вопросы и задания.
1 ряд. Записать информацию о строении (стр.123 контроль по рисунку);
2 ряд. Записать информацию по процессам (стр. 124 контроль по тексту);
3 ряд. Записать информацию по роли в природе и жизни человека.
Инд. сильн. Задания по прокариотам и эукариотам (стр.121 и 122). Сравнить и найти особенности каждой группы.
5. Воспроизведение изученного материала и его применение в стандартных ситуациях. Проверяют полученную информацию.
Разбирается схема особенностей прокариот и эукариот при участии группы сильных учеников. Коррекция и комментарии ответов учащихся по заданиям.
6.Закрепление знаний.
Модуль 3: П –- типа
Выполняют практические задания задание с использованием компьютера и ЭОР.
Комментирует задание.
7. Подведение итогов урока Формулируют выводы по уроку.
Выставляют оценки. Обобщает.
Оценивает работу учащихся.
8. Домашнее задание Варианты заданий:
Прочитать стр. 122-124 учебника, подготовить тонкие и толстые вопросы, синквейн «прокариоты» и «эукариоты».
Записывают домашнее задание.
Формулирует домашнее задание. Предлагает различные варианты выполнения.

Приложение 1.
Всюду жизнь: бактерии, живущие в экстремальных условия х.

Природа. Наука. Питательный уран.
Ученые из Университета Престона обнаружили бактерий, живущих на глубине 2,8 км под землей. До недавнего времени они были совершенно изолированы от поверхности и, как оказалось, полагались на урановые руды в качестве источника энергии для жизни. Скальная кора Земли фактически не изведана на глубинах более полукилометра. Найденные организмы живут в другом полностью отличном от нашего мире. Ученые исследовали заполнившийся водой разлом на одном из золотых рудников около Йоханнесбурга, ЮАР. Они взяли пробы воды, просачивавшейся в шахту с большой глубины. Анализ ДНК показал присутствие в пробах воды нескольких видов бактерий, среди которых доминировал новый вид бактерий Firmicutes. В замкнутой подземной среде бактерии Firmicutes играют ту же роль, что на поверхности играют фотосинтезирующие организмы. Эти бактерии усваивают первичную энергию, чтобы передать ее всем членам сообщества. На поверхности первоисточником энергии для всего живого является энергия Солнца. А вот под землей, как утверждают ученые, первичным источником энергии служит радиация урановых руд. Именно она позволяет бактериям расщепить воду на водород и кислород, а также способствует формированию сульфатов из содержащих серу полезных ископаемых. Найденный вид Firmicutes, использует для своего питания комбинацию водорода и сульфатов, а отходы жизнедеятельности этой бактерии могут служить источником пищи для других микроорганизмов, живущих глубоко под землей. Анализ возраста разлома и генетический анализ бактерий показали, что от своих наземных сородичей они были полностью изолированы от 3 до 25 миллионов лет назад.
Под океанским дном
Ученые из британского университета Кардиффа нашли живые микроорганизмы при бурении океанского дна. Они выяснили что на глубинах в 400-800 метров ниже дна, в толще древних отложений и пород живут миллиарды бактерий. Возраст некоторых экземпляров оценивается в 16 миллионов лет. Исследователи полагают, что именно в подобных условиях, в глубинах донных пород, более чем 3,8 миллиарда лет назад зародилась жизнь и лишь позднее, когда среда на поверхности стала пригодной для обитания - жизнь проникла в океан и на сушу. По некоторым оценкам, эта бактериальная биосфера, расположенная под морским дном, очень велика и по массе превосходит все бактерии, живущие на суше. Потому она оказывает заметное влияние на геологические процессы, на баланс диоксида углерода и другие жизненно важные процессы. Возможно без таких подземных бактерий у нас не было бы нефти и газа.

Подледный улов
Российские и французские ученые, при глубинном бурении на антарктической стации Восток, во льду, поднятом с многокилометровой глубины обнаружили следы бактерий, до сих пор встречавшиеся лишь в некоторых горячих источниках. Бурение остановлено за несколько десятков метров от крупнейшего подледного озера Восток, но в поднятых образцах льда уже есть следы воды из озера, которые попали в верхний слой льда в результате перемешивания или землетрясения. Образцы льда содержат полосы темного осадка. В этом осадке и были найдены генетические следы бактерий, которые обычно живут при температуре 50-60 градусов Цельсия. Возможно это связано с тем, что озеро Восток имеет некоторую гидротермальную систему, которая подогревает воду. Жизнь в озере Восток может быть близким аналогом жизни, которая, вполне вероятно, существует подо льдом некоторых спутников планет-гигантов, в частности, на спутнике Сатурна Энцеладусе.

Технологическая карта по биологии
Учитель биологии: Тазмина Наталья Феликсовна
Место работы: МБОУ г. Абакана СОШ №2
Предмет: биология
Класс: 6
УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. М.: Дрофа, 2013 г.
Тип урока: изучения нового материала
Методы урока: прием обучения, метод мотивации учебной деятельности, метод формирования новых умений, метод
контроля результатов обучения
Тема урока: Клетка – живая система
Цель урока: Развитие умения изучать и сравнивать строение растительной и животной клетки, определять взаимосвязь
функции и строения органоидов.

п/п
1
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организация
начала урока
Формировать умения
готовности к началу
учебной
деятельности,
Организационный момент: Приветствие,
создание доброжелательной и рабочей
атмосферы урока, отметка отсутствующих
детей.
Приветствие
учителя,
Ученики встали,
настроились на
УУД:
Личностные,
Познавательные,
коммуникативные,
регулятивные
Личностные,
коммуникативные,
регулятивные

2
Мотивация
учебной
деятельности
работу, проверили на
столах наличие
учебника, тетради,
дневника,
письменных
принадлежностей.
Отгадывают загадку
Запись учащимися
числа, темы урока.
Формулируют цель и
задачи урока,
записывают в тетради
вопрос к уроку.
Слушают,
рассматривают
таблицы «Строение
клетки»
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
организации учебного
места.
Развивать
способности
целеполагания,
определение задач
урока.
Развивать умения
формулировать
собственное мнение,
аргументировать
свою точку зрения,
слушать и оценивать
мнения других детей
Стимулировать
познавательный
интерес школьников,
подготовить к
восприятию учебного
материала
Актуализация: Ребята, для того, чтобы знать, что
мы будем сегодня изучать, нам нужно разгадать
ЗАГАДКУ:
Материи мельчайшая частица­
Меня не видит глаз,­ так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя, птицы!
Отгадай кто я? (Клетка)
Ребята, давайте определим цель и задачи нашего
урока. Попробуем сформулировать и записать
вопрос по теме нашего урока, в конце занятия
мы послушаем некоторые из них и выясним,
получили ли вы ответы на них.
5 учеников читают стихотворение:
Загляни на часок
В нашу клетку – теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит –
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетке пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.

Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Давайте, вспомним строение клетки – ее главные
части, повторяем правила работы с
микроскопом.
Готовимся к изучению строения клетки.
Приступаем к изучению микропрепаратов
«Строение клеток лука», «Лист Камелии»,
«Эпидермиса», «Нервные клетки».
Приступаем к обсуждению. Какие части клеток
хорошо видны в световой микроскоп? Какие
части клеток не видны, почему?
Вашему вниманию будет предложен
видеофрагмент «Строение клетки»
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
Регулятивные,
коммуникативные,
познавательные
Вспоминают,
называют и
показывают главные
части клетки,
повторяют правила
работы с
микроскопом.
Готовят и
настраивают
микроскопы к
работе.
Рассматривают
микропрепараты.
Обсуждают, делают
выводы.
Дети смотрят
видеофрагмент
«Строение клетки»,
после просмотра
повторяют
органоиды клеток и
отличительные
особенности
растительной и
животной клетки
3
4
Актуализация
опорных
знаний
Получение
новых знаний
Вспомнить строение
клетки, ее главные
части.
Повторить правила
работы с
микроскопом.
Продолжить
совершенствование
умения работы с
микроскопом.
Изучить строение и
функции частей
клетки – цитоплазму,
клеточную мембрану,
ядро.
Охарактеризовать
органоиды клетки –
Эндоплазматическая
сеть, рибосомы,
лизосомы,
митохондрии,
клеточный центр,
вакуоли, пластиды.
Уметь выявлять
взаимосвязь между
строением и
функциями всех
частей клеток.
Изучить способы

проникновения в
клетку различных
веществ – пиноцитоз,
фагоцитоз.
Физминутка. Упражнения: наклоны тела и головы, вращение рук. Гимнастика для глаз.
С помощью текста, рисунков учебника называем
сравнения растительной и животной клетки.
«Сравнение растительной и животной клеток».
Органоиды
5
6
Первичное
закрепления
знаний
Закрепить
полученные знания
путем выявления
сравнения
растительной и
животной клетки.
Контроль,
самоконтроль,
самопроверка
знаний
Провести первичную
диагностику
усвояемости знаний
темы урока.
Продолжить
совершенствование
умения осуществлять
контроль и
самоконтроль
1. Дополните предложения.
Внутренней средой клетки является
ЦИТОПЛАЗМА. В ней располагается ЯДРО и
многочисленные органоиды. Она СВЯЗЫВАЕТ
органоиды между собой, обеспечивает
перемещение различных веществ и является
СРЕДОЙ, в которой идут различные процессы
жизнедеятельности.
Важнейшая часть клетки – ЯДРО. В нем
Животная
клетка
+
+
+
+
+
+
+
Растительная
клетка
+
+
+
+
+
Ядро
Цитоплазма
Мембрана
ЭПС
Рибосомы
митохондрии
Лизосомы
Хлоропласты +
+
Клеточная
стенка
Для закрепления выполняем задания с
дополнениями предложения и на выявления
ошибок в предложении.
Сравнивают: находят
общее и различия.
Регулятивные,
Коммуникативные
Регулятивные,
Коммуникативные,
Познавательные.

Балуева Галина Дмитриевна
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия" г.Кизел Пермского края
Краткое описание работы: Метапредметный урок, с метапредметной категорией (фундаментальным объектом)"Цвет".Предметная тема "Роль пигментов в жизни растений"(к разделу "Жизнь растений).Основной содержательной единицей деятельности служит эксперимент с помощью которого учащиеся получают предметные знания, а затем происходит перенос полученных знаний из одной области в другую:животные, человек.На протяжении всего урока происходит формирование различных УУД, что соответствует требованиям ФГОС.К технологической карте прилагаютя задания для групп.

Наука биология занимается изучением живых организмов, их структуры, функций, роста, эволюции и размножения. В российских школах биологию изучают в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по биологии представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные […]

Технологические карты уроков биологии по ФГОС

В данном разделе сайта Конспектека представлены технологические карты уроков биологии, присланные читателями нашего портала. Все технологические карты открыты для просмотра, также вы можете скачать любой материал либо в ознакомительных целях, либо в целях подготовки собственного учебного занятия.

Технологическая карта урока биологии, как и любого другого предмета школьной программы в Российской Федерации, является современной формой представления урока в виде таблицы, которая позволяет учителям биологии эффективнее организовывать образовательный процесс, а также помогает реализовать образовательные принципы, которые были заложены во ФГОС второго поколения.

В отличие от конспекта урока биологии, технологическая карта отражает не только содержательную сторону урока, но и такие важные аспекты образовательного процесса, как методы и средства учебной деятельности, цели урока, планируемый результат, форму организации занятия. Технологическая карта становится незаменимым атрибутом профессиональной деятельности учителей, как на этапе подготовки занятия, так и при последующем анализе.

Закирова Олися Тельмановна

Предмет: биология

Класс: 7

Тип урока: Изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы

Цели

сформировать знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности высших споровых растений.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания о водорослях как о низших растениях; сформировать знания о происхождении высших растений, об особенностях высших споровых растений; сформировать представление о процессах жизнедеятельности споровых растений,

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитывать чувство товарищества, аккуратности.

Планируемый результат

Предметные :

1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности мхов, плаунов, хвощей и папоротников.

2. Составить общую характеристику высших споровых растений.

3.Выявить взаимосвязь особенностей строения и жизнедеятельности высших споровых растений с условиями их обитания.

4. Осуществлять классификацию представителей царства Растения.

Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Метапредметные:

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей ;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Личностные

Метапредметные (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция

Этап проверки домашнего задания. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель:

1) Актуализировать знания по теме «Водоросли»;

2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию(Слайд1)

1) Какая группа растений является наиболее древней?
2) Что подтверждает древность происхождения водорослей?
3) Почему водоросли получили такое название?

4)Вспомните, строение одноклеточных низших растений.

5) Строение многоклеточных водорослей.

Обосновывают выбор правильного ответа.

Отвечают на вопросы учителя.

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Мотивационно –целевой этап. Постановка проблемы. Цель: 1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. 2) Согласовать цель и тему урока.

Организует подводящий к теме диалог.Уже давно человек использует торф и уголь для решения

своих энергетических нужд. Как вы думаете, имеет ли какое -то отношение эти полезные

ископаемые к растениям?Некоторые растения накапливают много воды и удерживают ее, тем самым вызывая заболачивание земель. Болота являются источником торфа. Например, Сфагновые мхи образуют большие запасы торфа.(слайд 4)

(Помощь в определении цели и темы урока.) .(слайд 5, 6)

Ответы.

Формулируют тему и задачи урока.

Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Организационно –деятельностный этап. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: Сформировать знания о высших споровых растениях. выявить отличительные особенности споровых. Познакомить с многообразием и значением растений в природе и жизни человека

1)Организует обсуждение … . 2)Организует обмен мнениями.

Приложение 1

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

Первичное закрепление нового материала. Цель:

Организует самостоятельную работу.

Приложение 2

1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль.

Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания во внешней речи.

1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Формирование УУД:

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Итоги урока, домашнее задание.

Объясняет сущность

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Формирование УУД:

(П) Извлечение необходимой информации.

(К) Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Приложение 1

Сначала растения могли жить в воде лишь на определенной глубине от поверхности. Какие условия позволили растениям освоить сушу? Как растения изменились вследствие приспособления к жизни на суше? Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим эти и другие вопросы.

Высшие растения - это новый этап эволюционного развития растительного мира. Почему водоросли называют низшими растениями? Что характерно для строения их тела? (слайд 7). Преимущественно тело высших растений дифференцированное на корень и побег, состоящий из стебля и листьев. К тому же есть расчленение тела на надземную и подземную части, согласно двух частей среды - наземно-воздушного и почвенного.

Что привело к таким новообразований в наземных растений?

С переходом от водного к наземному существование растения столкнулись с такими трудностями:

Обезвоживание. Как известно, для жизнедеятельности организмов нужна вода, а воздух - это среда, которая способствует высыхание. Поэтому наземным растениям нужно было выработать качество приспособления для добывания и запасание воды.

Размножение. Нежные половые клетки должны быть защищенными, а мужские гаметы (сперматозоиды) могут встретиться с женские гаметы только в воде.

Опора. В отличие от воды, воздух никак не поддерживает растение.

Питания. Для фотосинтеза нужны свет и углекислый газ, поэтому хотя бы часть растения должна находиться над поверхностью земли. А минеральные соли и вода содержатся в почве. Поэтому, чтобы их получать, другая часть растения может быть в почве и расти в темноте.

Газообмен. Для фотосинтеза и дыхание нужно, чтобы газообмен осуществлялся в атмосфере, а не в водяной смеси, что окружала растение.

Факторы окружающей среды. Вода, особенно когда ее так много, как, скажем, в озере или океане, обеспечивает большую стабильность условий окружающей среды. Наземное же среда чаще подлежит влияния таких изменчивых факторов, как температура, освещение и т.п.

Выход высших растений на сушу произошел впервые в силурийский период палеозойской эры. На поверхность воды они смогли выйти только тогда, когда вокруг Земли образовался озоновый слой. Вспомните из курса естествознания, что такое озоновый слой, где он расположен, с которой вещества состоит, атомы какого химического элемента входят в его состав.

Появившись в совершенно новом воздушной среде, они постепенно приспособились к жизни в других условиях и в течение многих миллионов лет дали огромное разнообразие наземных растений, разных по величине и сложности строения.(слайд8)

Этими первыми растениями, которые вышли из воды, были высшие споровые растения. От чего пошло такое название растений? Название высшие споровые растения происходит от того, что основным способом размножения первых наземных растений, как вымерших, так и современных, было споровое размножения. К тому же, у них, как и у большинства высших растений, является дифференциация тела за органами. Поэтому высших растений, которые размножаются спорами, ботаники объединяют под общим названием - высшие споровые растения.

Мы очень мало знаем о первых растения, поскольку они все вымерли. Но ученые с отпечатками, оставленными древними растениями, смогли воспроизвести вид первых обитателей суши и изучить особенности их строения. Наука, занимается изучением ископаемых растений, является разделом ботаники и называется палеоботаника.

Классификация высших растений.

Высших растений насчитывают около 350 видов, которые распространены на всем земном шаре в разных климатических зонах. Отделы

1. Мохообразные.

2. Плауновидные.

3. Хвощевидные.

6. Покрытосеменные.

Физкультминутка

К споровым относятся растения, размножение и распространение которых осуществляется посредством спор. Высшие споровые растения: папоротники, плауны, хвощи, мхи.

В жизненном цикле высших споровых растений, как и у некоторых водорослей, чередуются особи бесполого и полового поколений, которые размножаются, соответственно, бесполым и половым путем. В полном жизненном цикле, который обеспечивает непрерывность жизни организмов, происходит чередование гаметофита (полового) и спорофита (бесполого поколения). На спорофите образуются органы бесполого размножения, на гаметофите – полового.

Высшие споровые растения после выхода на сушу в ходе эволюции претерпевали метаморфозы в двух направлениях. Так сформировались две крупные эволюционные группы – гаплоидная и диплоидная. К первой ветви относятся мхи, у которых лучше развит гаметофит, а спорофит занимает подчиненное положение. К диплоидной ветви принадлежат папоротники, хвощи и плауны. У них гаметофит редуцирован, и выглядит как заросток.

Отдел Моховидные . В этот отдел входит более 25 тыс. видов. Корней нет. Спорофит самостоятельно не существует, развивается и всегда находится гаметофите, получая от него воду и питательные вещества. Спорофит представляет собой коробочку, где развивается спорангий на ножке. Мох - неотъемлемая составляющая растительных сообществ тундры, болота, леса и т.д.. Вместе с лишайниками они первыми поселяются на безжизненных просторах и участвуют в начальных стадиях зарастания почв.

Мхи способны быстро поглощать влагу и долго ее удерживать, что приводит к постепенному заболачиванию земель. Болота являются регуляторами водного режима местности. Из них берут начало и питаются их влажной малые реки. Болото создает своеобразный микроклимат, кормит многих животных и служит убежищем для некоторых из них. Болота являются источником торфа. Нарастает торф достаточно медленно. За 10 лет его образуется лишь 1 см. Торф широко используется как топливо, теплоизоляционный материал, удобрение, сырье для химической промышленности и т.п.Торфяники могут иногда самовозгораться и быть причиной пожаров в природе. Основными образователями торфа является сфагновые мхи.Мох - мощные поглотители и накопители не только воды, но и различных химических элементов. Анализируя химический состав мхов, биологи помогают геологам выявлять полезные ископаемые. Чрезвычайная чувствительность мохообразных к изменениям газового состава воздуха используется как указатель загрязнения окружающей среды. Мох является ценным и удобным материалом для различных научных исследований. Мохообразные имеют применение и в медицине. Сфагнум издавна использовался как бактерицидное средство и заменял вату. Кукушкин лен используется в народной медицине как лекарство против легочных заболеваний, болезней мочеполовой системы, кожи, при ожогах. В последние годы исследуются противоопухолевые свойства мха.

Мохообразные по большей части не поедаются животными и мало повреждаются бактериями и грибами.

Отдел Плауновидные – очень древняя группа, к которой относятся как ископаемые, так и ныне живущие растения. Имеют длинные стелющиеся дихотомически ветвящиеся побеги, густо усаженные жесткими мелкими листьями.
Участие плаунов в растительном покрове невелико. В металлургической, авиационной, автомобильной промышленности споры используют для обсыпания стенок форм для фасонного литья. При этом отлитая деталь получается гладкой и не требует шлифовки. На 1 тонну литья необходимо 100 граммов спор. Благодаря большому содержанию жиров в спорах плаунов (около 49%) их применяют в медицине для лечения ран, как детскую присыпку, в фасонном литье для обсыпки стенок моделей, а также в пиротехнике. В лиственных лесах распространен плаун булавовидные. Он издавна использовался в быту. Веточками этого растения на праздники украшали помещения и создавали цветочные композиции. До сих пор в народе любят украшать плауна праздничные корзины с пасхальными яйцами на Пасху. Такое использование плаунов и их медленное воспроизведение в природе привело к тому, что плаун булавовидно стал редким растением.

Отдел хвощевидные. Многолетние травы лугов, болот, лесов и полей. От корневищ отходят придаточные корни и надземные побеги, имеющие типичное членистое строение. От узлов отходят мутовки бурых чешуйчатых листьев, сросшихся в трубчатое влагалище, и мутовки боковых побегов.Все тело хвоща пропитано кремнеземом, поэтому оно жесткое Хвощи быстро разрастаются и захватывают территорию с нарушенным естественным покровом. На полях и пастбищах они могут быть сорняками, которые трудно искоренить. Некоторые виды хвощей ядовиты. На лугах такие растения скот не ест, но они могут попасть в сено и вызвать отравление скота. Летние побеги хвоща. Роль хвощей в современном растительном покрове незначительна. Однако они, как и остальные вымерших высших споровых, образовали каменный уголь. Появление на огороде или поле хвоща свидетельствует о закисания почвы, что нежелательно для многих культур, например, таких, как кукуруза и фасоль. Животные почти не едят некоторые виды хвощей, у них большое содержание кремнезема. Хвощ болотный является ядовитым для животных. Хвощ полевой используют в народной медицине как мочегонное и кровоостанавливающее средство.
Отдел папоротниковидные. Преобладание долговечного листостебельного спорофита над м примитивным гаметофитом, наличие у спорофита крупных, обычно перисто-рассеченных, сложно устроенных листьев – вай, расположение спорангиев группами (сорусами) на нижней стороне листьев. Папоротникообразные входят в состав природных группировок, выполняют важную роль в накоплении органического вещества почвы. Корневища некоторых видов папоротников поедают животные. Как пищевое растение используют молодые листья и корневище орляка. Масаи Новой Зеландии, аборигены Канарских островов, индейцы Америки изготавливали из его корневищ хлеб или употребляли их в сыром виде. Зола этого папоротника содержит большое количество карбоната калия, который используют в производстве тугоплавкого стекла и мыла. Моющие и отбеливающие свойства орляка были известны задолго до появления мыла. Экстракт корневища щитника мужского используют в медицине как сильнодействующий глистогонное средство. Широко используют декоративные папоротники как комнатные растения и для создания цветочных композиций. Ископаемые папоротники образовали залежи каменного угля, а вымершие семенные папоротники считают эволюционными предшественниками всех семенных растений.

Древние папоротникообразные растения (видео)
Большое значение в истории Земли имели древовидные папоротники, хвощи и плауны, которые более 300 миллионов лет назад образовывали влажные заболоченные леса. Отмирая, деревья таких лесов (оставляли мощные отложения, которые спрессовались и образовали каменный уголь. Уголь - один из важнейших видов топлива. Он также является ценным сырьем для химической промышленности. Современные папоротники используют в качестве лекарственных и декоративных растений. Красивые декоративные папоротники. Можно видеть в водоемах, аквариумах, среди комнатных растений, и садах, скверах, парках.

Приложение 2

Заполнить таблицу. Сравнительная характеристика строения высших споровых растений и водорослей

Часть А. 1. Выберите правильный ответ.

1. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:

А. Многолетние растения Б. Образуют органические вещества В. Имеют стебель и листья

Г. Размножаются спорами

2. Ризоиды служат:

А. Для размножения Б. Для сохранения тела в вертикальном положении

В. Для прикрепления к почве Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

3. Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:
А. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды

Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев

В. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды

Г. В способах размножения. Размножаются семенами

Часть В. Задания на соответствие терминов.

Часть С. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, папоротник, сфагнум;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

(Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры. )

Конспект урока

Ф. И. О. учителя: Мережко А. С.

Класс: 5 «А», 5 «Б» Дата: Предмет: Биология № урока по расписанию:

Тема: Методы изучения природы.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Формирование представлений о методах изучения природы, а также об основных приборах, применяемых для познания природы.

Обучающий аспект:

    Познакомить учащихся с главными методами исследования природы, а также с инструментами необходимые при изучении природы.

Развивающий аспект:

    Способствовать обогащению словарного запаса биологическими терминами.

    Способствовать активизации мыслительной деятельности: умение сравнивать, выделять главное, делать выводы и т.п.

    Умение планировать свое рабочее время на уроке.

Воспитательный аспект:

    Воспитание чувства ответственности, любви, бережного отношения ко всему живому, а также воспитание толерантности, взаимопомощи друг другу.

    Дисциплинированность.

    Аккуратность.

Оборудование: ИКТ (ТСО), презентация.

Технологическая карта урока по теме «Методы изучения природы»

Дидактическая часть урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемы результаты

Предметные

Организационный момент

Приветствуют учителя, обеспечивают произвольное внимание к словам учителя.

Приветствует учащихся, настраивает их на плодотворную работу, проверяет готовность учеников к работе на уроке.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем увлекательный урок. Но для того, что бы приступить к этому этапу, нужно проверить ваши знания.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества.

Личностные : осознание личной заинтересованности к предмету.

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы, внимательно слушают друг друга, дополняют.

Учитель слушает ответы, корректирует их, оценивает.

Фронтальный опрос. На экране показан слайд с предложениями, которые ученики должны продолжить:

«Какое общее название имеют науки о природе? … (естественные ); Перечислите известные вам науки о природе? … (астрономия, физика, химия, география, биология ); Что изучает биология? …(биология – это наука о живой природе, изучает разнообразие живых существ, их развитие и связь между собой и неживой природой )».

Закрепление знаний об естественных науках.

Познавательные : умение обобщать, анализировать, составлять логическую цепочку, синтезировать.

Коммуникативные : умение слушать учителя и отвечающего, умение ясно выражать свои мысли.

Регулятивные: коррекция знаний

Изучение нового материала

Учащиеся выдвигают свои предположения на поставленный вопрос. Вместе с учителем формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Учитель слушает ответы на свой вопрос. Помогает сформулировать тему урока, и записывает ее на доске.

На экране показан слайд с изображением: на слайде показано изображения наук о природе и методы исследования природы. Ученикам предлагается найти отличия между иллюстрациями «Как вы думаете, что отличает эти изображения друг от друга?» (отличительной чертой является то, что продемонстрированы науки и методы).

Высказав свои предположения, учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока «Методы изучения природы».

Изучение новой темы.

Познавательные: умение сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные:

Умение слушать собеседников, умение четко выражать свои мысли.

Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности.

Закрепление нового материала

Ученики выполняют задания на карточках предоставленные учителем. При выполнении заданий могут беседовать друг с другом, а также обращаться за помощью к учителю. В зависимости от задания отвечают устно или письменно в тетрадях.

Учитель выдает карточки с заданиями. Следит за дисциплинированностью в классе. Помогает ученикам выполнять задания. Слушает устные ответы и корректирует их.

Выполнение заданий.

Задание 1. Ученикам предлагается ознакомиться с текстом учебника.

Задание 2. Учащиеся выполняют задания на карточках. Письменно ответить на вопросы:

Что такое методы изучения – (это способы, которые используют для ее познания )

Перечислите главные методы изучения – (наблюдение, эксперимент, измерение )

Какие методы изучения были применены в этих примерах:

Лен цветет голубыми цветочками только до обеда (наблюдение );
Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12м (измерение );
Грязный снег быстрее тает, чем чистый (эксперимент ).

Физминутка.

Задание 3. Выполнение упражнений в рабочей тетради.

Закрепление знаний о методах изучения природы.

Познавательные: умение выделять главное, умение пользоваться терминами.

Коммуникативные: умение слушать друг друга, умение работать и сотрудничать в команде.

Личностные: формирование интереса к биологии и окружающей среде в целом.

Регулятивные: коррекция и оценка знаний.

Рефлексия

Обсуждают пройденную тему, подводят с помощью учителя итог уроку.

Учитель помогает подвести итог уроку. Слушает ответы учеников.

После выполнения заданий, подводят итог уроку. Учитель спрашивает ребят: « Что нового узнали на уроке? Что на ваш взгляд было легко вам выполнять? Что оказалось трудным?»

Закрепление изученного материала.

Познавательные: умение рассуждать, выделять главное.

Коммуникативные: умение слушать окружающих.

Личностные: осознание значимости обучения.

Домашнее задание

Ученики записывают в дневник домашнее задание. Прощаются с учителем.

Учитель на доске записывает домашнее задание. Оценивает учащихся. Прощается.

Ученикам задается на дом выучить §2, упражнения в рабочей тетради. Учитель завершает урок.