Сады с комбинированными группами для слабослышащих. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабослышащих или поздно-оглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы , отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок кор-рекционно-воспитательной работы в дошкольных группах. Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа - детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррек-ционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразви-вающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей - в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей - в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррек-ционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы - индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-де-фектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психо л ого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Представим себе ситуацию: у глухих родителей родился глухой ребенок.
В разных семьях по-разному воспринимается это событие. Где-то родители расстроятся: в жизни столько проблем, нам было трудно, нашему ребенку тоже придется тяжело. А другие, напротив, обрадуются: будет легко с собственным ребенком общаться, наше дитя, повзрослев, не уйдет в большой слышащий мир, с глухим ребенком у нас будет много общего…

Как бы там ни было, время, как известно, идёт быстро. Вот малышу уже скоро 2 года, и ему пора идти в детский сад для глухих или слабослышащих детей.
И перед глухими родителями встаёт вопрос: какой садик выбрать для своего чада?
Надо отметить, что почему-то традиционно больше суеты и волнений с выбором школы. Всем известно, что в большинстве случаев работает принцип: в какой школе ты учился – таков ты и получился. То есть, например, на выпускника «микаэльяновки» смотрят, как правило, с уважением: «О! Да ты со слабослышащими учился! Далеко пойдешь! И т. п.». Поэтому, если ваше чадо закончит хорошую школу, то у него больше шансов на «светлое будущее» (престижный вуз, хорошая работа и т.д.).

Соответственно, если ребенок учился в слабой школе, в слабом классе, то ему дорога только на завод в лучшем случае…
Поэтому чаще всего неслышащие родители выбирают школу для своего глухого ребенка более – менее осознанно и серьёзно.

Благо им самим известно в общих чертах, что представляет собой та или иная московская спецшкола.

Иная ситуация со специальными детскими садами. Подчас глухих родителей мало беспокоит, в какой сад пойдет их ребенок: «А что суетиться? В какой сад комиссия в сурдоцентре определит – туда и поведем ребенка. Главное, чтоб к дому поближе…». Или встречаешь глухих москвичей, которые отдают своего ребенка в тот спецсад, в котором они сами когда-то учились: «А чего?! Хороший садик был, я же там занимался! Педагог была – во! Строгая! Ну и я решил, что моего сына надо туда же…».

Чаще всего за всем этим кроется совершенная неосведомленность глухих родителей о том, какие в Москве вообще существуют дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих, кто, как и чему в них учит. Не все знают, какой детский сад будет наилучшим для данного ребенка, какой детсад самый передовой на сегодняшний день.

О специальных детских садах не пишут в газетах и журналах (или пишут мало), в детском сурдоцентре на проспекте Вернадского об этом нет обширной наглядной информации.

Желая восполнить этот пробел, хочется рассказать о детском саде при школе №101, о котором автор знает не понаслышке (этот детсад посещают двое моих детей – Л. Ж.)

В назначенный день иду за интервью к заведующей – Галине Владимировне Муравьевой. Она приглашает меня в свой уютный кабинет и начинает рассказ.
- Наш детский сад существует при школе №101. То есть является частью – дошкольным отделением – этой школы. Кстати, до недавнего времени школа имела название УВК №1838, а теперь, с 6 июля 2001 года, вернулась к старому. Официальное наше название – государственное общеобразовательное учреждение: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №101 I и II видов.

В нынешнем нашем детсадовском здании в Строгино (улица Маршала Катукова, д. 14/2) мы существуем уже восьмой год, с 1994 года (до 1994 года в этом здании был массовый детсад). А детский сад для глухих детей, предшественник нынешнего нашего дошкольного отделения, располагался недалеко от ст. метро «Щукинская» в старом здании, где он существовал с 1968 года и был сам по себе. В 1994 году директор школы Семен Яковлевич Кривовяз добился открытия дошкольного отделения при школе. Детсад из старого здания был переведен сюда, в Строгино, и был образован УВК №1838.
-По какой программе здесь ведется обучение?
- Мы обучаем детей с недостатками слуха по государственной Программе 1991 года(«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1991 г.).

В соответствии с этой программой мы даем детям необходимые знания, формируем устную речь через развитие слухового восприятия, проводим специальные занятия по постановке правильного произношения. Развитие речи, в частности развитие разговорной речи, которая является основой для общения взрослых с детьми, здесь у нас занимает центральное место.
Есть ли какие-либо отличия в обучении в вашем детском саду и в других московских детских садах?
- Да, есть. В отличие от других детских садов, в нашем существуют дополнительные 4 часа в неделю на развитие слухового восприятия. Эту работу проводит сурдопедагог в каждой возрастной группе помимо основных занятий.
В нашем садике есть компьютерный класс, в котором занимаются дети с 3-хлетнего возраста. Малыши – по программе «Видимая речь», а дети среднего и старшего дошкольного возраста – по программе «Мир за твоим окном». Этот класс открыт у нас с 1990 года. Есть также кабинет психолога, где можно получить консультацию по любому вопросу. Есть спортзал с тренажерами – дети так любят бывать там! -, есть библиотека.
- Сколько детей воспитывается здесь в настоящее время?
- Сейчас у нас 43 ребенка. Это 7 групп, по 6-8 детей в каждой.
-Дети всю неделю находятся в детском саду?
- Да. В понедельник родители приводят своих детей к завтраку в 8 часов, а забирают по пятницам после тихого часа, в 16 часов. Кроме того, мы разрешаем забирать детей домой вечером по средам.
- Расскажете про педагогический состав в детском саду.
- У нас работают 7 педагогов, все с высшим образованием, из них четверо имеют 14-ый разряд, а двое – Н.А. Морева и я – имеют 15-ый разряд. Морева Надежда Александровна – доцент, кандидат педагогических наук, имеет стаж работы с глухими детьми более 50 лет. Она до сих пор преподает, читает лекции студентам педуниверситетов.
- Простите, а какой стаж у Вас? Где Вы начинали работать?
Я около 50 лет работаю с глухими детьми. Начинала я еще совсем молодой девушкой, после педучилища; я работала в первом Московском детском саду для глухих детей №761 (с 1955 года) на Арбате. Работала и в 101 школе… Но это уже отдельный рассказ, можно много вспомнить хорошего и интересного…
- Большое Вам спасибо за интервью!

Я выхожу из кабинета Г.В. Муравьёвой. В коридоре вдруг вижу большую шумную толпу молодых девушек с блокнотами и ручками. Спрашиваю одну: «А вы кто будете?». Получаю ответ: «Мы студенты V курса сурдоотделения МГОПУ, пришли посмотреть, как работают с детьми в этом детском саду. Нас сейчас будет водить по группам Н.А. Морева».
Смотрю – вот и сама старший методист. Как всегда – сияющая улыбка, доброжелательный открытый взгляд: «Дорогие мои студенты! Добрый день!»…
Подхожу, прошу разрешения присоединиться к этой экскурсии. Вместе со студентами присутствую на индивидуальных и групповых занятиях в некоторых группах (у педагогов Р.И. Арифуллиной, Н.Н. Ковылиной и др.)… После этого, на другой день, задаю несколько вопросов Надежде Александровне Моревой.
- Скажите, в какие школы идут дети окончившие этот детсад?
- Знаете ли, всё зависит от способностей детей. Но чаще всего идут в школы для слабослышащих №52, №30, №22 и №10. И это, как правило, потому, что с глухими детьми здесь у нас работают выдающиеся педагоги! Вот, например, в прошлом году был замечательный выпуск у Галины Вадимовны Солдатсковой, и очень сильную группу подготовила Раиса Измаиловна Арифуллина. С одной стороны, конечно, это очень приятно, что глухие дети после нашего сада идут в школы для слабослышащих, это свидетельствует о высоком профессиональном уровне наших педагогов. Но с другой стороны, это – увы! - разрушает школу! Детсад является дошкольным отделением школы №101, и дети должны, по идее, идти в 1-ый класс этой школы. С.Я. Кривовяз добился недавно переименования школы: школа теперь не для глухих только детей, но для глухих и слабослышащих. Это должно привлечь в первый класс школы способных выпускников нашего дошкольного отделения.
- Какие проблемы существуют в детском саду? Что хотелось бы Вам улучшить?
- Хотелось бы иметь больше хороших кадров, это в основном касается воспитателей: не во всех группах есть по два воспитателя с высшим образованием. И еще хотелось бы иметь лучшую, чем есть сейчас, звукоусиливающую аппаратуру.
- Поскольку данный материал готовится для публикации в газете «Мир глухих», расскажите что-нибудь о глухих родителях ваших воспитанников. Проводится ли какая-нибудь дополнительная работа с ними?
- Глухих родителей в нашем детском саду примерно 30 – 40 % от общего числа всех родителей. С ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия, на которых педагог разъясняет глухим родителям приемы и методы работы с их детьми. Особое внимание родителей обращается на то, что с глухим дошкольником – по нашей методике обучения – надо как можно меньше использовать жесты, если ребенок знает устно-дактильную форму. Разъясняется, что именно устное говорение – основа развития речи у глухих детей. (Мы не против, чтобы ребенок потом, когда повзрослеет, знал жестовый язык. Но наша задача сейчас: развить устную разговорную речь). Педагог демонстрирует достижения детей, чтобы глухие родители видели, чем владеет их ребенок. Педагог показывает, как надо работать с ребенком дома, настоятельно поощряет глухих родителей к систематическим домашним занятиям с их детьми в выходные дни.
Все это делается педагогом помимо обязательных консультаций и открытых занятий для всех родителей. Кроме того, на каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь, куда вносятся задания на субботу и воскресенье.
- Спасибо Вам большое за беседу и возможность совершить небольшую экскурсию по детсаду с Вашими студентами. У меня к Вам последний вопрос: Что Вы ждете от ВОГ?
- Очень хотелось бы, чтобы ВОГ знал о нас, о нашей работе с глухими детьми. Чтобы, может быть, выделял нам средства на покупку наглядных пособий. Чтобы в детском саду у нас периодически появлялась информация от ВОГ для всех наших родителей, имеющих глухих детей.

- Всего доброго и дальнейших успехов!

Людмила ЖАДАН
"Мир глухих"