Справочник по английскому языку для начальной школы. Начальная школа: лучшие учебные пособия и мои новинки. УМК «English» под ред. Афанасьевой, Верещагиной, Михеевой

I. РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ

1) Россия и Запад во второй половине XIX века . Парижский мир и пересмотр его условий. Участие России в «Союзе трех императоров». Сближение России с Францией и англо-русские противоречия.

2) Россия и Османская империя во второй половине XIX века. Россия и Османская империя после Крымской войны. Русско-турецкая война 1877-1878 годов и Берлинский конгресс. Ослабление влияния России на Балканах.

3) Россия и Восток во второй половине XIX века . Продажа Россией владений в Америке США. Присоединение к России Средней Азии. Россия, Китай и Япония во второй половине XIX века.

II. ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. В 1893 ГОДУ БЫЛ ОФОРМЛЕН ВОЕННО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1) с Австрийской империей

2) с Британской империей

3) с Германской империей

4) с Французской республикой

2. СТРЕМЛЕНИЕ РОССИИ К ПЕРЕСМОТРУ УСЛОВИЙ ПАРИЖСКОГО МИРА ПОДДЕРЖАЛА

1) Австрия

3) Пруссия

4) Франция

3. В 1867 ГОДУ РОССИЯ ПРОДАЛА ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

1) Британской империи

2) Испании

3) Соединенным Штатам Америки

4) Франции

4. РАСШИРЕНИЕ ВЛАДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ ПРИВЕЛО К ОБОСТРЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ

1) и Британской империи

2) и Персии

3) и Османской империи

4) и Китая

5. ПО ИТОГАМ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 ГОДОВ РОССИЯ

1) приобрела обширные территории на Кавказе

2) добилась резкого ослабления влияния Османской империи на Балканах

3) получила контроль над проливами Босфор и Дарданеллы

4) заставила Османскую империю уравнять в правах мусульман и христиан

6. РОССИЯ, ЗАКЛЮЧАЯ СИМОДСКИЙ ДОГОВОР, СТРЕМИЛОСЬ

1) обеспечить выгодные условия торговли с Японией

2) заключить с Японией союз против Цинской империи

3) урегулировать с Японией пограничные споры

4) обязать Японию сохранять нейтралитет в случае войны России с Кореей

7. СОГЛАСНО В.С. СОЛОВЬЕВУ, МИССИЯ РОССИИ В ИСТОРИИ - ЭТО

1) обеспечение единства христианского мира

2) объединение Евразийского континента

3) содействие духовного совершенствованию стран Запада и Востока

4) восстановление Византийской империи

8 . ГОСУДАРСТВО СРЕДНЕЙ АЗИИ, ВКЛЮЧЕННОЕ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ – ЭТО

1) Бухарский эмират

2) Кокандское ханство

3) Туркменский эмират

4) Хивинское ханство

9. РОССИЯ ВОШЛА В СОЮЗ ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕБЕ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ

1) Австро-Венгрии и Германии

2) Великобритании и Франции

3) Китая и Японии

4) Персии и Турции

10. ПОЧТИ ВСЯ РУССКО-КИТАЙСКАЯ ГРАНИЦА БЫЛА ОГОВОРЕНА

1) по Айгунскому договору

2) по Нерчинскому договору

3) по Пекинскому договору

4) по Тяньдзинскому договору

11. СОЮЗ ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ ПОДОРВАЛ КОНФЛИКТ РОССИИ

1) с Болгарией

2) с Грецией

3) с Сербией

4) с Черногорией

12. СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ АНТАНТА – ЭТО СОЮЗ ПРОТИВ РОССИИ

1) Великобритании, Австро-Венгрии и Италии

2) Болгарии, Австро-Венгрии и Османской империи

3) Германской империи, Италии и Османской империи

4) Германской империи, Болгарии и Италии

13. ИТОГИ БЕРЛИНСКОГО КОНГРЕССА В РОССИИ ВОСПРИНЯЛИ

1) как неизбежный компромисс

2) как победа

3) как поражение

4) как несущественные сведения

14. ПРИ АЛЕКСАНДРЕ III НАЧАЛАСЬ ТАМОЖЕННАЯ ВОЙНА

1) России и Австро-Венгрии

2) России и Британской империи

3) России и Германской империи

4) России и Османской империи

III. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Для чего был создан «Союз трех императоров»?

2. Почему отношения Германии и России испортились в конце XIX века?

3. Почему подписание Берлинского трактата было воспринято в России в качестве дипломатического поражения?

4. По каким причинам Россия продала свои владения в Америке США?

5. Каково важнейшее достижение внешней политики Александра III?

6. Чего добивалась Россия в конце XIX века от Китая?

7. Почему Россия не включила в свой состав все государства Средней Азии?

1. Русско-турецкая война 1877-1878 годов

2. Присоединение к России Средней Азии

3. Россия на Дальнем Востоке конца XIX века

4. Внешняя политика Александра II в Европе

Положение России во второй половине XIX века оставалось крайне тяжёлым: она стояла на краю бездны. Экономика и финансы были подорваны Крымской войной, а народное хозяйство скованное цепями крепостного права не могло развиваться.

Наследие Николая I

Годы правления Николая I считаются самыми неблагополучными со времён Смутного времени. Ярый противник каких-либо реформ и введения в стране конституции, российский император опирался на разветвлённый бюрократический чиновничий аппарат. идеология Николая I основывалась на тезисе “народ и царь едины”. Итогом правления Николая I стала экономическая отсталость России от стран Европы, повальная неграмотность населения и произвол местечковой власти во всех сферах общественной жизни.

Необходимо было срочно решать следующие задачи:

  • Во внешней политике-восстановить международный престиж России. Преодолеть дипломатическую изоляцию страны.
  • Во внутренней политике-создать все условия для стабилизации внутреннего экономического роста. Решить наболевший крестьянский вопрос. Преодолеть отставание от западных стран в промышленной отрасли за счёт внедрения новых технологий.
  • При решении внутренних задач правительству невольно приходилось сталкиваться с интересами дворянства. Поэтому настроение этого сословия тоже приходилось учитывать.

После правления Николая I России нужен был глоток свежего воздуха, страна нуждалась в реформах. Новый император Александр II это понимал.

Россия в царствование Александра II

Начало правления Александра II было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Несмотря на протест западных держав, русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года обессмертил имя Александра. Закон уравнял все сословия граждан перед законом и теперь все слои населения несли одинаковые государственные повинности.

  • После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это преобразование позволило снизить давление чиновничьего аппарата на органы местных властей и позволило решать большинство хозяйственных проблем на местах.
  • В 1863 году были проведены судебные реформы. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно.
  • При Александре II было открыто много образовательных учреждений, для рабочих строились воскресные школы, появились среднеобразовательные школы.
  • Преобразования коснулись и армии: государь изменил 25 лет службы в армии с 25-ти лет до 15-ти. Были отменены телесные наказания в армии и флоте.
  • В царствование Александра II Россия достигла значительных успехов во внешней политике. Был присоединён Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. Разгромив Турцию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Российская империя восстановила черноморский флот и овладела проливами Босфор и Дарданеллы в Чёрном море.

При Александре II активизируется развитие промышленности, банкиры стремятся вкладывать деньги в металлургию и в строительство железных дорог. Вместе с тем, в сельском хозяйстве наметился некоторый упадок, так как освободившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших хозяев. В итоге, большинство крестьян разорялись и уходили в город на заработки вместе со своими семьями.

Рис. 1. Русский император Александр II.

Общественные движения во второй половине XIX века

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения :

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям-самодержавие, народность и православие.
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причём социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Организация “Земля и воля”, позднее переименованная в “Народную волю” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Россия в царствование Александра III

Александру III досталось государство глубоко потрясённое серией убийств видных политиков и полицейских чиновников. Новый царь сразу же приступил к разгрому революционных кружков, а их основных руководителей-Ткачёва, Перовскую и Александра Ульянова казнили.

  • Россия вместо почти подготовленной Александром II конституции, при правлении его сына, Александра III получила государство с полицейским режимом. Новый император начал планомерное наступление на реформы своего отца.
  • С 1884 года в стране были запрещены студенческие кружки, так как главную опасность свободомыслия правительство видело в студенческой среде.
  • Были пересмотрены права местного самоуправления. Крестьяне опять лишались голоса при выборе местных депутатов. В городской думе заседало богатое купечество, а в земствах местное дворянство.
  • Судебная реформа тоже подверглась изменениям. Суд стал более закрытым, судьи более зависимыми от властей.
  • Александром III стал насаждаться великорусский шовинизм. Провозглашался любимый тезис императора-“Россия для русских”. К 1891 году с попустительства власти начинаются погромы евреев.

Александр III мечтал о возрождении абсолютной монархии и наступлении эпохи реакции. Правление этого царя протекало без войн и международных осложнений. Это позволило ускоренно развиваться внешней и внутренней торговле, росли города, строились заводы и фабрики. В конце XIX века увеличилась протяжённость дорог в России. Было начато строение Сибирской магистрали, чтобы соединить центральные районы государства с побережьем Тихого океана.

Рис. 2. Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века.

Культурное развитие России во второй половине XIX века

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература . Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотряя на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура . В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклетизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монфераном.

Рис. 3. Исаакиевский собор.Санкт Петербург.

  • Живопись . Художники, вдохновлённые новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г. Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В. А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Что мы узнали?

Из кратко описываемой статьи можно узнать о преобразованиях Александра II, о возникновении первых революционных кружков, о контреформах Александра III, а также о расцвете русской культуры во второй половине XIX века.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 192.

Тема 9 Россия во второй половине XIX века. Буржуазные реформы 1860-1870-гг. Контрреформы Александра III .

9.1. Отмена крепостного права

19 февраля 1855 на престол взошел Александр II, став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, новый император осознавал необходимость глубоких реформ.

Причины отмены крепостного права. 19 февраля 1861 г. на российский престол вступил Александр II (1855-1881) – старший сын Николая I. Это было время тяжелых испытаний для России – обнаружилась несостоятельность николаевской системы. Стала ясной насущная необходимость глубоких социально-экономических преобразований и, прежде всего, ликвидация крепостного права. Ситуация в стране усугублялась резкой активизацией крестьянского движения. Крестьянский протест выливался в массовые движения, охватывающие одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Поражение России в Крымской войне, выявивило технико-зкономическую отсталость, главной причиной которой являлось крепостное право. Основным уроком Восточной войны явилось осознание, что дальше медлить с решением крестьянского вопроса нельзя. Парижский мир 1856 г. свидетельствовал об утрате Россией авторитета и грозил потерей влияния в Европе. Общество, привыкшее всего ждать сверху, ждало решения проблем от прогрессивного правительства.

Рис 1 Александр II

На имя императора стали поступать записки и письма с критикой пороков существующих порядков и предложениями о проведении реформ. Эти послания расходились во множестве списков, встречая живейший отклик в различных общественных кругах России. С решительной критикой самодержавно-крепостнической системы выступил апологет консерватизма, один из идеологов теории «официальной народности» М.П.Погодин, который решительно заявил: «Прежняя система отжила свой век…, России теперь нужна другая система». Он предлагал Александру II «объявить твердое намерение освободить крестьян», ввести гласность и «свободу книгопечатания». На освобождении крестьян от власти помещиков настаивал и А.И.Герцен в «Колоколе».

Позицию радикалов, группирующихся вокруг журнала «Современник», выразил Н.Г.Чернышевский – в опубликованных трех статьях он поводил идею немедленного освобождения крестьян без всякого выкупа. О необходимости отмены крепостного права Александр II впервые официально заявил перед представителями московского дворянства в марте 1856 г.: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Правительству Александра II пришлось встать выше узкокорыстных интересов правящего сословия - дворянства, подавляющее большинство которого выступало против каких-либо реформ.

Сторонниками реформ выступала либерально настроенная бюрократия – прогрессивно мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов, программ преобразований и методов их исполнения. Либеральная бюрократия во главе с Н.А. Милютиным олицетворяла творческий потенциал самодержавной системы. Великий князь Константин Николаевич, младший брат императора, неизменно поддерживал ее. Очагами формирования либерального чиновничества являлись министерства.

Подготовка крестьянской реформы . Подготовка крестьянской реформы сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, руководителем которого являлся С.С. Ланской, заместителем (товарищем) - Н.А. Милютин. В январе 1857 г. учрежден Секретный комитет, переименованный затем в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». «Рабочим» органом при Главном комитете стали Редакционные комиссии.

Судьба российского крестьянства решалась и в губернских комитетах, ведущие позиции в которых играло поместное дворянство, большинство которых выступало вообще против всякой реформы. Помещики черноземных губерний поддерживали вариант освобождения крестьян с предоставлением небольших наделов земли в пользование, за которые они должны нести барщину или платить оброк; помещики нечерноземных губерний предлагали сразу предоставить крестьянам землю в собственность за выкуп.

Отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест об освобождении крестьян, согласно которым 22,5 млн. крестьян обоего пола 45 европейских губерний России сразу получили личную свободу и гражданские права. Но неравноправие сохранилось – общинная система сковывала крестьянство: без согласия мирского схода крестьянин не мог переехать, не мог распоряжаться землей, крестьяне платили подушную подать (отменена Александром III), для них сохранялись телесные наказания. Сохранение общины отвечало желаниям самого крестьянства и обеспечивало более плавный переход от традиционного к индустриальному обществу. Согласно реформе надельная земля отводилась не подворно, а всей общине, затем община распределяла ее по отдельным дворам по численности наличных душ.

«Положения» определяли размеры крестьянских земельных наделов – максимум, больше которого крестьянин не мог требовать у помещиков, и минимум, меньше которого помещик не должен предлагать крестьянину. Нормы наделов, взаимоотношения между крестьянами и помещиками фиксировались в уставных грамотах. Они проверялись мировыми посредниками. Они же разрешали возникающие конфликты между помещиками и крестьянами. Если надел, которым пользовался крестьянин до реформы, был больше максимальной нормы, помещик имел право отрезать излишки (отрезки) до этой нормы. Если же наоборот, меньше низшей нормы, помещик обязан прирезать (прирезки) земли до нормы. В среднем по России отрезки составили 20% крестьянских земель. В 8 губерниях наделы крестьян увеличились на 18 – 20%, в 27 губерниях – сократились и лишь в 9 остались прежними или немного увеличились.

Крестьяне получали землю за выкуп, который рассчитывался по капитализированному оброку. При реальной стоимость земли в 544 млн. руб. крестьянство выплатило 867 млн. руб., т.е. в полтора раза больше. Посредником между государством и помещиками выступало государство, предоставившее крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов, 20% община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей. В 1906г. выплаты прекращены.

Со дня обнародования Манифеста предусматривалось ввести в селениях крестьян «крестьянское общественное управление». За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837 – 1841 гг. реформой П.Д.Киселева. На основе общины крестьяне образовывали волостное и сельское общество (сходы) с выборными старостами и старшинами. Сход защищал интересы крестьян, выполняя также фискальные функции, волостной при этом вершил суд, руководствуясь при этом нормами обычного права.

Реформа принесла свободу крепостному крестьянству, расчистив дорогу для развития буржуазных отношений, модернизации страны, понимаемая как процесс трансформации традиционного общества в индустриальное, положила начало другим буржуазным реформам. Крестьянская реформа 1861г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, являлась в конечном итоге важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Реформы, проведенные Александром II, отвечали требованиям либеральной общественности, консерваторы считали реформу слишком большой уступкой, а радикалы – недостаточной.

9.2. Реформы местного управления .

В 1864 г. была проведена земская реформа. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборные в земские распорядительные органы - собрание гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям (разрядам). Земские собрания формировали исполнительные органы – земские управы. Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел. На жалование у земств по найму содержались земские врачи, учителя, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку (так называемый «третий элемент»).

Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения – образование, здравоохранение, организация торговли и промышленности, ветеринарная служба. Земства сыграли особую роль в развитии здравоохранения и просвещения. К 1880г. на селе было открыто 12тыс. земских школ. За это время в земских школах получили образование 2млн. крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали действовать и школы Министерства просвещения. Кроме того, земства, вопреки законодательным запретам, превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. С земско-либеральной оппозицией вынуждено было считаться правительство.

С 1870 г. стала проводиться в жизнь реформа городского самоуправления. Городские думы формировались на выборной основе. Избирательная система строилась на принципе имущественного ценза, что вело к преобладанию в органах городского самоуправления имущей части общества. Городские думы, избиравшиеся на 4 года, занимались исключительно хозяйственными вопросами городского значения. Думы, в свою очередь, избирали постоянно действующие исполнительные органы -городские управы, в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов

9.3. Судебная реформа .

Наиболее последовательной из реформ 60-х годов являлась судебная реформа 1864 г., предусматривающая всесословность суда, независимость его от администрации, открытость, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями, назначаемыми губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза.

По новым судебным уставам предварительное следствие передавалось из ведения полиции судебным следователям. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, состоящие на государственной службе. Уголовные и тяжкие преступления рассматривались в окружных судах, мелкие уголовные и гражданские дела - в мировом суде. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судебные уставы 1864 г. впервые в России вводили нотариат. В столице, губерниях, уездах создавались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые удостоверяли сделки, оформляли наследственные права.

В судебной реформе наиболее последовательно осуществлялись принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда – духовный суд (консистория) по делам духовных лиц и военные – для военных. Высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат. В 1872 г. было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, закон ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати.

9.4.Финансовая реформа.

Проведение в 60-х годах Х1Х в. серии финансовых реформ вызвано расстройством финансов в ходе Крымской войны, необходимостью их централизации, приведением налоговой системы в соответствие с изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере. Заметную роль в подготовке финансовой реформы сыграли государственный контролер В.А.Татаринов, А.Д. Гурьев, будущий министр финансов М.Х. Рейтерн.

Особая роль в новой банковской системе империи принадлежала учрежденному в 1860 г. Государственному банку. Он стал банком банков, влиятельным органом контроля над финансами и денежным обращением. Госбанк играл существенную роль в кредитовании промышленности и торговли, обладал исключительным правом эмиссии банкнот, осуществляемой по требованию правительства.

Ликвидирована финансовая самостоятельность министерств и ведомств, введен единый общегосударственный бюджет и единая общегосударственная касса. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Бюджет (роспись доходов и расходов), утративший тайну, с 1862г. публикуется в печати. Деятельность Минфина была подотчетна Государственному контролю. Губернские контрольные палаты, подотчетные только государственному контролеру, ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений.

9.5. Налоговая реформа.

Податная комиссия подготовила государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины (в зависимости от ценности угодий). Была отменена система откупов на соль, табак, вино и пр., сопровождающаяся многочисленными злоупотреблениями и вымогательством откупщиков. В ответ на прокатившуюся по стране волну массовых выступлений против винных откупов, с января 1863г. вводилась акцизная система: продажа алкогольной продукции объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором в пользу государства.

Основную тяжесть налогов несло податное население. Крестьяне платили введенную еще Петром I подушную подать, для мещан она с 1863г. заменялась налогом на недвижимое имущество. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи в 60 – 70-х годах составили свыше 25% государственных доходов. Более половины расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления. Дефицит бюджета регулярно погашался внешними займами. Треть расходов тратилась только на его обслуживание. На образование, медицину, социальное призрение государство тратило лишь 0,1% от госбюджета.

9.6.Реформа образования.

Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. С этой целью государство разработало школьную реформу.

По «Уставу гимназий и прогимназий» 1864 г. в среднем образовании вводился принцип формального равенства для людей всех сословий и вероисповеданий. Классические гимназии давали гуманитарное образование, в реальных – особое внимание уделялось точным наукам. Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. Выпускники реальных гимназий могли поступать главным образом в технические вузы. Первым четырем ступеням классической гимназии соответствовали прогимназии, дающие право их выпускникам поступать в 5-й класс гимназии. Высокая плата за обучение позволяла учиться главным образом детям привилегированных и состоятельных сословий.

В 1863г. был утвержден Университетский («головнинский») устав – самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России, предоставивший университетам довольно широкую автономию. Должности ректоров, проректоров, деканов становились выборными, с последующим утверждением их министром народного просвещения. Руководство жизнью университетов и факультетов принадлежало советам. Университеты имели собственную цензуру. Устав 1863г. не позволял поступать в университеты женщинам. Но правительству пришлось считаться с требованиями времени и оно разрешило открывать частные высшие женские курсы, наиболее известные из них Высшие женские курсы профессора В.И.Герье в Москве, Бестужевские (по имени основателя – профессора К.Н.Бестужева-Рюмина) – в Петербурге. Последние имели огромный престиж в образовательной среде, так как давали наиболее основательное высшее образование.

9.7. Военная реформа .

Поражение в Крымской войне показало, что русская армия не может противостоять более современным европейским. Под руководством Д.А. Милютина, двадцать лет (1861 – 1881), пребывающем на посту военного министра, проводилась в жизнь военная реформа, установившая всеслословность воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, сократила срок действительной службы до 6 (вместо 25), на флоте – до 7 лет. Срок службы зависел от образовательного ценза: окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию -1,5 года, выпускники вузов – 0,5 года. В самой армии рядовых обязательных обучали грамоте. Активно проводилось перевооружение армии. Для подготовки офицерских кадров создана сеть специализированных военных учебных заведений.

Оперативное управление войсками на местах осуществляли созданные 15 военных округов. В результате реформирования сократилась численность армии – если к концу Крымской войны под ружьем находилось 2,2 млн. человек, то к 1858г. армия насчитывала до 1,5 млн. человек и предполагалось ее дальнейшее сокращение, усилилась ее боеспособность.

Реформы 1860-70 гг. стали результатом компромисса между либералами и консерваторами. В России созданы условия для развития капиталистических отношений, ускоренной модернизации экономики страны, однако, преобразования мало коснулись социально-политической сферы - сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное деление общества, пережитки крепостничества.

9.10. Контрреформы Александра III.

После гибели Александра II 1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III (1881-1894). Опасаясь покушения со стороны террористов, первые годы своего царствования он провел в Гатчине под усиленной охраной.

Внутриполитический курс Александра III выразился в ограничении реформ 1860-70-х гг. и поэтому получивших название «контрреформы». Вдохновителями этого курса являлись обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и редактор «Московский Новостей» М.Н.Катков.

Рис. 2 Александр III

В изданном в августе 1881г. распоряжение об охране государственного порядка и общественного спокойствия позволяла объявлять любую местность на чрезвычайном положении и каждый ее житель мог подвергаться аресту, предаваться военному суду и даже ссылке без суда на 5 лет. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это «временное» распоряжение действовало вплоть до 1917г.

Новые «Временные правила о печати» (1882 г.) установили строгий надзор за газетами и журналами. Новый университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, введенную реформой образования 1863 г. Ранее выборные должности ректора и деканов стали назначаемыми, при этом учитывалась их политическая благонадежность. В 1885г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В пять раз выросла плата за обучение. В 1882 – 1883 гг. закрыто большинство высших женских курсов, что фактически привело к ликвидации высшего женского образования. Студенческие волнения 1887 – 1893 гг. были ответом учащейся молодежи на реакционные меры в области высшего образования. Министр народного просвещения И.Д.Делянов издал циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п. людей».

«Положение о земских участковых начальниках» (1889 г.) восстановило власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате великой реформы. Упразднен мировой суд, функции которого передавались земским начальникам. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» усилило роль дворянства в земствах, резко сократив при этом представительство от крестьян. По новому «Городовому положению» 1892 г. ограничивались избирательные права горожан путем повышения имущественного ценза для избирателей.

Схема 1 Экономическое развитие России в XIX в.

Настало время создать свой топ лучших учебно-методических комплексов для изучения английского языка. Рейтинг основан не только на личных предпочтения (а я перепробовала все ниже перечисленные учебники на практике), но и рекомендациях экспертов и государственных образовательных стандартах. Дабы сохранить интригу, начнем с конца списка.

7. УМК «English» под ред. В.П. Кузовлева

Не самый плохой вариант для изучения английского в школах или самостоятельно. Огромным плюсом учебников является их преемственность из класса в класс с постепенном усложнением материала. УМК предлагает большое разнообразие тем, упражнений и иллюстраций.

Однако большой объем материала порой не позволяет полноценно изучить все в рамках школьной программы. Темы редко повторяются, поэтому часто разделы проходят поверхностно.

Полное ревью учебников под ред. В.П. Кузовлева читайте .

6. УМК «Enjoy English» под ред. М.З. Биболетовой

Еще один УМК, который гарантирует преемственность знаний от 2 до 11 класса. К учебникам прилагается большое количество дополнительных материалов: книги для учителя, чтение, диски с обучающими программами, песнями и т.д. Учителя отмечают, что в учебниках Биболетовой есть хороший баланс: и слушаем много, и читаем, и пишем, и говорим. Лексики немного, и она постоянно повторяется.

Больше информации об учебниках под ред. М.З. Биболетовой читайте в .

5. «First Friends» + «Family and Friends» изд. Oxford University Press

Данные курсы являются одними из самых популярных учебников для детей издательства Oxford University Press. Первый из них ориентирован на дошкольный возраст, второй — на начальную школу. Изучение английского происходит в непринужденной игровой манере, что и является самым важным в этом возрасте. УМК содержат множество дополнительных материалов, начиная от книг для чтения и заканчивая дидактическими карточками. Уроки очень красочно оформлены и направлены на формирование основных навыков: чтения, письма, говорения и слушания.

Вы можете скачать образцы учебников и .

4. УМК «Starlight» изд. Express Publishing / Просвещение

Издание ставит цель познакомить учащихся с самой общеупотребительной лексикой языка. Вся лексика органично распределена по темам: овощи, увлечения, музыкальные инструменты, цвета и т. д. В учебнике и тетради много игровых занятий, картинок, диалогов, кроссвордов и игр. Это очень интересно для учеников младших классов, а вот для старших, возможно, покажется скучноватым.

Многие преподаватели также отмечают, что учебник не дает полноценной возможности много читать. Однако на произношение направлено множество упражнений с самого начального уровня

Учебное пособие «Starlight» приучает детей именно к логике неродного языка, веселые картинки помогают сдружиться с предметом, интересные задания — полюбить этот предмет.

Приобрести учебники Starlight вы можете .

3. УМК «English» под ред. Афанасьевой, Верещагиной, Михеевой

С учебниками Верещагиной И. Н., Афанасьевой О.В. я знакома давно и могу отозваться о них только положительно. УМК для II-XI классов отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и предназначены для углубленного изучения английского языка, но тем не менее, учебники совсем не сложные.

Программа выстроена таким образом, что дети последовательно изучают материал, который усложняется постепенно. В конце каждого раздела есть список слов, которые необходимо выучить наизусть. В книгах дается много познавательных фактов о странах и городах мира и Великобритании. Материал легко изложен и содержит много иллюстраций. Слова для изучения предоставлены весьма распространенные, которые точно пригодятся для употребления их в английской речи.

В учебнике много простых и легко запоминающихся диалогов. Есть кроссворды и упражнения из Puzzle time.

Единственным минусом я бы назвала нечеткое озвучивание диска и невнятное произношение спикера. Но спокойно можно обойтись и без диска.

Приобрести учебники «English» Верещагиной/Афанасьевой можно по этой ссылке .

2. УМК «Spotlight» изд. Express Publishing / Просвещение

Учебно-методический комплекс » авторов V.Evans, J.Dooley совместно с российскими педагогами — один из моих любимых. В УМК реализуются личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный и деятельностный подходы в изучении английского языка. Простыми словами, эти учебники погружают детей в рядовые жизненные ситуации и учат мыслить по ходу построения английской речи. Красочные иллюстрации и разнообразные упражнения не оставят детей равнодушными.

Возможно для нулевой ступени учебник для 2 класса покажется слегка сложноватым, т.к. совсем отсутствует опора на родной язык. Еще одним из немногих минусов учебников является их цена: за весь комплект на год придется заплатить около 1000 руб.

1. УМК «FORWARD English» под ред. М.В. Вербицкой

И вот он, мой явный победитель. В эту серию учебников я влюбилась еще в 2010 году и до сих пор использую как основной учебник для изучения английского языка с детьми. Больше всего мне нравится структура учебников: все темы организованы в тематические блоки, под которые тщательно подобрана лексика и грамматика. Возможно, некоторые темы и тексты (например, героями 3 части являются члены банды) покажутся слегка странными, но это никаким образом не влияет на общее положительное впечатление от учебников.

Итак, я надеюсь, что данная статья поможет вам сделать правильный выбор ученика по английскому языку для вашего ребенка. Если у вас есть вопросы по изданиям, пишите их в комментариях ниже.

Вконтакте

Английский язык, 1-4 классы, Практический справочник, Вакуленко Н.Л., 2012.

Уникальный практический справочник подготовлен в полном соответствии с современными требованиями программы для начальной школы.
Каждый разворот издания посвящен одной из тем курса английского языка, который изучается в начальной школе. На левых страницах приводится теоретический материал в виде схем и таблиц с наглядными примерами. Отработать и закрепить навыки применения правил помогут задания разных уровней сложности, расположенные на правь» страницах книги.
Справочник будет полезен для систематизации знаний учащихся, дополнительной проработки сложных тем, подготовки к урокам, самостоятельным и контрольным работам.

Примеры.
Отметь слова, в которых буква "r" не читается.
1)door
2)cry
3)rose
4)run
5)there
6)green
7)four
8)from
9)car
10)garage

Отметь слова, в которых буква "h" не читается.
1)home
2)hour
3)hello
4)daughter
5)he
6)hotel
7)house
8)eight
9)hand
10)heart

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Английский язык, 1-4 классы, Практический справочник, Вакуленко Н.Л., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Английский язык, 1-4 классы, Практический справочник, Вакуленко Н.Л., 2012
  • Английский язык, Практический справочник, 1-4 класс, Вакуленко Н.Л., 2012 - Уникальный практический справочник подготовлен в полном соответствии с современными требованиями программы для начальной школы. Каждый разворот издания посвящен одной из … Англо-Русские, Русско-Английские словари
  • Английский язык, 1-4 классы в схемах и таблицах, Вакуленко Н.Л., 2011 Книги по английскому языку
  • Английский язык, В схемах и таблицах, 1-4 класс, Вакуленко Н., 2011 - В издании в сжатой, концентрированной форме приводится основной теоретический материал, охватывающий курс английского языка начальной школы. В пособии разбираются и … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • Карманный справочник по английскому языку, Первухина С.В., 2013 - Справочник содержит краткие сведения о правилах чтения и о грамматике английского языка. Материал представлен в удобной для понимания и запоминания … English Dictionaries, Vocabularies
  • Грамматика английского языка в таблицах и схемах, Губарева Т.Ю., 1998 - Данное справочное пособие содержит изложенные в сжатой и доступной форме основные явления грамматики английского языка. Оформленное в виде таблиц и … English Dictionaries, Vocabularies
  • Как научить ребенка английскому языку, Справочник для родителей, Селянцева Н., 2017 - Реалии современного мира требуют знания иностранного языка, и именно английскому отдают предпочтение не только в России, но и в других … English Dictionaries, Vocabularies
  • Современный справочник по грамматике, Новейший справочник по грамматике, Вейхман Г.А., 2010 - Справочник подробно излагает систему английских грамматических явлений по состоянию на начало XXI века, в том числе многих явлений, еще не … English Dictionaries, Vocabularies