Направления в поэзии серебряного века. Серебряный век русской поэзии. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина

На рубеже ХIХ-ХХ вв. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бурное развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX вв. называют «серебряным веком », русским поэтическим ренессансом.

Идейным основой развития новой русской поэзии стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на рубеже XIX-ХХ вв. Новая философия предстает как кригична реакция на позитивизм второй половины XIX в. с его рациональным отношением к жизни как к факту бытия исключительно материального. Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и пыталась синтезировать опыт науки, философии и религии. К основным ее представителям принадлежат М. Федоров, Н. Бердяев, П. Флоренский, Н. Лосский, С. Франк и другие, среди которых не самым непосредственное влияние на формирование идейной основы русского поэтического модернизма оказал выдающийся русский мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев. Его философские идеи и художественные образы стоят у истоков русского поэтического символизма.

За «серебряного века» в русской поэзии ярко проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтивське (которое родилось в 60-е и начале 70-х годов XIX в.), Блоковское (около 1880-го года), гумилевской (около 1886 года) и поколения 90-х годов, представлено именами Г. Иванова, Г. Адамовича, М. Цветаевой, Р. Ивнева, С. Есенина, В. Маяковского, М. Оцупа, В. Шершеневича и многих других. Значительное количество русских писателей была вынуждена эмигрировать за границу (К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Саша Черный и многие другие). Разгром русской культуры и поэзии «серебряного века» был окончательно завершен осенью 1922 г. принудительным высылкой из советской России за границу 160 известных ученых, писателей, философов, журналистов, общественных деятелей, что положило начало формированию мощной эмиграционной ветви русской литературы и культуры.

Русская поэзия «серебряного века» стала своеобразным подведением итогов двухсотлетнего развития новой русской поэзии. Она подхватила и продолжила лучшие традиции предыдущих исторических этапов развития русской поэзии и одновременно обратилась к существенной переоценке ценностей художественных и культурологических приоритетов, которые направили ее развитие.

В истории развития русской поэзии «серебряного века» наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Отдельное место в российском поэтическом модернизме начала XX вв. занимают так называемые «новые крестьянские» поэты, а также поэты, творчество которых четко не соотносится с определенным художественным направлением.

Символизм. Первым из новых направлений появился символизм, который и положил начало «серебряному веку» русской поэзии. Символизм (греч. зутЬоИоп — условный знак, примета) — литературное направление конца XIX — начала XX века, основной чертой которого является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ. Символизм рождается во Франции и как сформирован литературное направление начинает свою историю с 1880 года, когда Стефан Малларме начинает литературный салон (так называемые «вторники» Малларме), в котором принимают участие молодые поэты. Программные символистские акции проходят в 1886 году, когда печатаются «Сонеты к Вагнеру» во-

сьмы поэтов (Верлен, Малларме, Пль, Дюжарден и т.п.), «Трактат о Слове» Р. Гиля и статья Ж. Мореаса «Литературный манифест. Символизм ».

С символизмом связывают свое творчество выдающиеся писатели и за пределами Франции. В 1880-е годы начинают свою деятельность бельгийские символисты — поэт Эмиль Верхарн и драматург Морис Метерлинк. На рубеже веков выступили выдающиеся австрийские художники, связанные с символизмом — Гуго фон Гофмансталь и Райнер Мария Рильке. К символистов принадлежал также польский поэт Болеслав Лесьмяна, с художественными принципами символизма соотносятся отдельные произведения немецкого драматурга Гергарта Гауптмана, английского писателя Оскара Уайльда, позднего Генрика Ибсена. В украинскую поэзию символизм вошел с творчеством М. Вороного, О. Олеся, П. Кар-Манского, В. Пачевского, М. Яцкива и других. Школу символизма прошли такие выдающиеся украинские поэты, как М. Рыльский и Тычина, «Солнечные кларнеты» которого составляют вершину украинского символизма.

Символизм противопоставил свои эстетические принципы и поэтику реализму и натурализму, направлениям, которые он решительно отрицал. Символисты не заинтересованы в воссоздании реальной действительности, конкретного и предметного мира, в простом изображении фактов повседневности, как это делали натуралисты. Именно в своей оторванности от реальности художники-символисты и видели свое превосходство над представителями других направлений. Символ является фундаментом всего направления. Символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирами.

Точкой отсчета русского символизма стала деятельность двух литературных кружков, возникших почти одновременно в Москве и Петербурге на почве общего интереса философией Шопенгауэра, Ницше, а также творчеством европейских символистов. В конце 90-х годов XIX в. обе группы символистов объединились, создав таким образом единый литературное направление символизма. Тогда же в Москве возникает и издательство «Скорпион» (1899-1916), вокруг которого группируются русские символисты. Русских символистов принято разделять на старших и младших (согласно времени их вступления в литературу и некоторое различие в теоретических позициях). В старших символистов, которые пришли в литературу в 1890-е гг, принадлежат Дмитрий Мережковский (их главный идеолог), Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и другие. Идейную основу своих взглядов старшие символисты выводили преимущественно из установок французского символизма, на который главным образом и ориентировались, хотя полностью не отбрасывали и достижений русской идеалистической мысли. Младшие символисты, вступали в литературу уже в начале XX ст. (Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов и другие), больше ориентировались на философские поиски собственно русской идеалистической мысли и традиции национальной поэзии, называя своими предтечами поэзию В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Фета.

Свою деятельность поэты-символисты сравнивали с теургией (жречеством), а своим стихам часто старались придать признаков ритуально-магического текста, похожего на заклинания. Содержание символических образов в первую очередь рассчитан на то, чтобы возбуждать в воображении слушателя сложную игру ассоциаций, связанных с соответствующим эмоциональным настроем и лишенных четко очерченной предметной основы. Особое значение символисты придавали звучанию стиха, его мелодике и звукописи, а также редкое поэтической лексике. Звукопись стиха они сравнивали с музыкой, а эта последняя ассоциировалась для них с вершиной искусства и оптимальным средством для выражения определенного символического содержания. Символизм сыграл чрезвычайно важную роль в развитии русской поэзии «серебряного века». Он, во-первых, вернул поэзии ту значимость и тот авторитет, которые она потеряла в литературе реализма, сориентированной на прозу, и, во-вторых, заложил традиции, на которых выросли (воспринимая или отталкиваясь от них) другие направления развития русской поэзии начале XX в. и прежде акмеизм и футуризм.


Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX - ӊáчаӆо ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии ӊáчаӆа ХХ века. Золотой век - это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл.

Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива. Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода. В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств. Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку. Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.
Уже к концу XIX века громко заявили о себе поэты-символисты, которых позже стали именовать «старшими» символистами, - З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникла группа поэтов «младосимволистов» - А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Образовалась группа поэтов-акмеистов - Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова и другие. Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский). Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху. Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.
В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания. Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души. Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В. Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).
Валерий Брюсов в ӊáчаӆе ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком. Ӊáчаӆом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты». Он восхищался поэзией французских символистов, что отразилось в сборниках «Шедевры», «Это - я», «Третья стража», «Городу и миру».
Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы. В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы». Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».
Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда». В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:

Я хочу изведать тайны
Жизни мудрой и простой.
Все пути необычайны,
Путь труда, как путь иной.

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.
Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном. В ӊáчаӆе творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений, в которых создал жестокий образ царя Николая II. Их тайно передавали из рук в руки, как листовки.
Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.
Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него - символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры. В едином взоре,
Я властелин…

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

Лекция, реферат. Серебряный век русской поэзии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.







Арендный блок

Серебряный век русской поэзии - период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная чёрта модернизма - субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции - уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения. Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность. Цель творчества - побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве - таковы установки футуризма. Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Герои ранних рассказов М. Горького

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Основные мотивы лирики Б. Пастернака.

Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.

Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Что такое Серебряный век? Каковы его хронологические рамки? Модернизм и особенности модернистских течений начала 20 века. Самые яркие представители акмеизма, футуризма и символизма. Литературные объединения рубежа веков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На рубеже 19-20 веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась в это время поэзия. Позднее этот период развития литературы назовут термином «Серебряный век». Это словосочетание возникло по аналогии с «Золотым веком», обозначавшим пушкинский период русской литературы.

Понятие «Серебряный век» характеризует не только литературу этого периода, но и философию и искусство (рубежа 19-20 веков) Строго не обозначены хронологические рамки этого периода. Начало «С.В.» - 90 годы 19 века,когда появились первые представители модернистских течений в России (предтечи символизма).

Окончание серебряного века: 1917-1919 – начало Гражданской войны и революции. 1921 – смерть А. Блока и расстрел Н. Гумилева 1920-1930 – начало репрессий и первая полна русской эмиграции.

Серебряный век характеризуется разнообразием поэтических течений, ведущее место среди которых занимают представители нового (новейшего) направления в литературе – модернизма. Модернистские течения: СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

Модернистские течения СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ sumbol - знак акме – острие копья, высшая точка развития … futuro - будущее

СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Течение пришло в Россию из Франции Течение зародилось и развивалось в России Течение пришло в Россию из Италии изображали потусторонний мир изображали реальный мир Изображали мир будущего Мистика -серебро Гармония - золото Переворот- алюминий

СИМВОЛИЗМ Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский… Центральное место в поэзии отводится символу. Открытие многозначности слова Приглашение читателя к сотворчеству Изображение мира теней, снов, грез, фантазий Герой – пассивный созерцатель

РЕАЛЬНЫЙ МИР ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ МИР СИМВОЛ

СИМВОЛИСТЫ СТАРШИЕ МЛАДОСИМВОЛИСТЫ

Старшие символисты: К. Бальмонт, В. Брюсов

« Младосимволисты» А. Белый, А. Блок

АКМЕИЗМ Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич, Анна Ахматова… Искусство ради искусства, красота ради самой красоты Стремление говорить простым языком, вернуть слову его первоначальный смысл Поэзия в бытовых деталях Тоска по мировой культуре Герой – устроитель земной красоты…

Акмеисты А.Ахматова и Н.Гумилев

Поэты акмеисты О.Мандельштам и М.Кузьмин

ФУТУРИЗМ Братья Бурлюк, Велимир Хлебников, Игорь Серевянин, Владимир Маяковский … Творческая задача –создание искусства будущего Стремление разложить мир на составные части, на атомы. Отказ от традиций мировой культуры и литературы Ввод многоэтажных метафор, стихосложение лесенкой, неологизмы Скандальность, эпатажность

ФУТУРИСТЫ КУБОФУТУРИСТЫ ЭГОФУТУРИСТЫ

Футуристы И. Северянин и В. Маяковский

Представители различные литературных течений модернистской направленности устраивали многочисленные творческие вечера, выбирая местом для своих встреч квартиры коллег, кабаре, небольшие ресторанчики, музеи, аудитории университетов. Постепенно из этих кружков и компаний по интересам складываются полноценные литературные объединения со своими уставами и программами.

Литературные объединения «БАШНЯ» «БРОДЯЧАЯ СОБАКА» «ГИЛЕЯ» «ЦЕХ ПОЭТОВ» «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» «ПОЭТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» «ЦЕНТРИФУГА»

Подготовить сообщения о литературных объединениях начала 20 века (по схеме). Название объединения. Место встреч. Участники объединения Программа объединения. Манифесты. Сборники


Опорный конспект по теме

«Серебряный век русской поэзии» (обзор),

11 класс вечерней школы

А под маской было звёздно…

А.Блок.

1. Серебряный век – период в истории русской художественной культуры конца 19 – начала 20 в.в. Понятие «серебряного века» восходит к античным писателям Гесиоду и Овидию, у которых оно фигурирует как обозначение эпохи древней истории, занимающей промежуточное положение между «золотым веком» и «железным веком».

В 1900-е годы термин «серебряный век» первым употребил Н.А.Бердяев в отношении поэзии В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, Вяч. И.Иванова, Андрея Белого, эпоха которых, по его мнению, сменила «золотой век» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. В дальнейшем термин приобрёл расширительное толкование и вобрал в себя разнообразные эстетические явления 1900-х и 1910-х.

2.Культурная жизнь России Серебряного века отличалась богатством и изобилием художественных событий. В искусстве этого периода широко использовалась стилизация, заимствование приёмов и форм фонда мировой художественной литературы. Мастера Серебряного века выдвинули идею «жизнестроения». По их убеждению, искусство, преображающее человека, должно было преобразовать жизнь.

3.Центральными литературными явлениями Серебряного века стали поэзия символизма, акмеизма и футуризма, а культурными символами эпохи – собрания на «башне» Вяч. Иванова («ивановские среды»), артистические и литературные кабаре, «Привал комедиантов», «Бродячая собака», пародийные представления «Летучей мыши» и «Кривого зеркала» и др.

4. Символизм – литературно-художественное направление, считающее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Символисты стремились к туманности, неопределённости смысловой стороны слова, всячески выдвигая на первый план его музыкальные возможности.

Они пользовались особым ритмико-интонационным построением строфы, что вызвало широкий приток новых ритмов в русской поэзии. Целым рядом приёмов символисты добивались того, чтобы «оторвать» внешнюю звуковую оболочку слова от его смыслового содержания. Один из приёмов состоял в том, чтобы как-то нейтрализовать элементы языка, несущие наибольшую смысловую нагрузку и, напротив, всячески усилить наименее нагруженные в смысловом отношении элементы. Например, у Блока: «Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет…» или у Брюсова: «Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных кос, Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос…».

Символизм возник во Франции, термин ввёл Жан Мореас в «Манифесте символизма» (1886 г.).

Первое поколение русских символистов вошло в литературную жизнь в 1890-е: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, Н.М.Минский, А.Л.Волынский. ранний символизм в России, как и в Западной Европе, развивался под знаком декадентства, декларировал «чистое искусство», культ красоты и характеризовался ярко выраженным эстетизмом.

В 1900-е сложилось второе поколение символистов – Вя. И.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок, М.А.Волошин, Г.И.Чулков, С.М.Городецкий, Эллис, с которыми связан поворот в направлении богоискательства и религиозного искусства.

Отличительные черты поэзии символизма: музыкальность («Музыка – прежде всего»), поиск новых стихотворных размеров и рифм, возвышенность тематики, многозначность, расплывчатость образов, недосказанность, мистическая настроенность – и всё это – бунт против правил.

5. Акмеизм литературное течение начала 20 века. Своё название получил от греческого слова «акме»- высота, вершина, подъём, расцвет. Он выделился из символизма. Акмеизм проявился главным образом в лирике и объединил поэтов нового поколения, пришедших на смену символистам, у которых многие акмеисты прошли литературную школу. Акмеисты критиковали туманность и зыбкость символистского языка и проповедовали ясный, свежий и «простой» поэтический язык. Отсюда другое название – кларизм (от лат.clarus – «ясный»).

Наиболее известные представители акмеизма – Н.С.Гумилёв, С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам. В 1911 году акмеисты создали объединение «Цех поэтов». Его название подчёркивало, что в поэзии акмеисты более полагаются на мастерство и мастеровитость, нежели на мимолётное, сиюминутное вдохновение. К концу 1910-х течение акмеизма распалось. Однако все связанные с ним поэты в дальнейшем творчестве сохраняли приверженность его эстетическим установкам.

6. Футуризм – художественное направление в европейской литературе, театре, изобразительном искусстве начала 20 в. зародилось в Италии. Название этого направления указывало на его устремлённость в будущее (от лат. Futurum – «будущее»).

В России ведущим течением стал так называемый кубофутуризм, представители которого – Велимир Хлебников, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Кручёных, В.В.Маяковский, Б.К.Лившиц и др.- в 1909 г. составили группы «Союз молодёжи» и «Гилея». Другое течение называлось эгофутуризмом, возглавлял Игорь Северянин.

Вся деятельность русских футуристов протекала в атмосфере сенсации и скандала. Они появлялись на публике с раскрашенными лицами, их литературные вечера нередко кончались потасовками. Один из главных манифестов назывался «Пощёчина общественному вкусу» (1913 г.), в котором футуристы призывали «сбросить прошлое с корабля современности».

В поэзии футуристы выступали экспериментаторами и провозглашали идею «зауми» - «заумного языка». Основные литературные альманахи и сборники: «Садок судей», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагентство муз». Наиболее яркие произведения – поэма В.Маяковского «Облако в штанах» (1915) и его пьеса «Мистерия-буфф» (1918).