Конспект урока правописание гласных в корне слова. Конспект урока по русскому языку " Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление". Подбор однокоренных слов

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний) в рамках системно - деятельностного подхода.

Форма работы: группы постоянного состава.

Группы сформированы с учетом психофизиологических, возрастных особенностей обучающихся; уровня знаний русского языка.

Задания были дифференцированы и распределялись по реальным силам обучающихся (более трудное задание - самостоятельно составить алгоритм).

Методы, используемые на уроке: эмоционального стимулирования (на этапе мотивации), словесные методы, наглядные методы, проблемно-диалогические, частично-поисковый, практические.

Этапы урока взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. На уроке использовалась мультимедийная презентация.

Ильина Татьяна Петровна, 15.02.2018

321 2

Содержимое разработки

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но

Задачи :

    наблюдать и делать выводы о роли союзов и, а, но в сложном предложении;

    развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений;

    конструировать предложения, обозначать схемами;

    воспитывать интерес и любовь к родному языку;

Познавательные компетенции : учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.

Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.

Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы .

Личностные: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Этапы урока

Ход урока

    Оргмомент.

Мотивация к деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Давайте начнем наш урок

с пожелания добра друг другу.

Вспомним наше привет­ствие

«Я желаю тебе сегодня добра»:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности

Прочитайте предложение.

Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?

Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром. Слайд 2

(Обозначить орфограммы, произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему и др.)

Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор.

Откройте тетради, запишите число, вид работы

Влад пройдёт к доске и составит схему.

III Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности

Кто желает озвучить?

Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему?

Какое это предложение?

С помощью чего мы соединили части сложного предложения?

Какова роль союзов в предложении?
(Соединяют части предложения или однородные члены)

А чего мы с вами ещё не знаем, чтобы не допускать ошибок?

Значит, какова тема урока, попытайтесь определить.

Посмотрите на схему, согласны?Слайд 3

А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему.Слайд 4

Так, кто сформулирует тему урока более точно?

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но Слайд 4

Постановка целей

Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

На какой вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока?

(Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и простом с однородными членами?) Слайд 5

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Чтобы ответить на главный вопрос урока, что мы с вами должны сделать? (провести наблюдение)

    1.Наблюдение с.68

    Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки.

    1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,….

    Какие это предложения? (сложные).

    С помощью чего соединены части сложного предложения?

    (с помощью союзов и, а, но)

    Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая) 2 группа? 3 группа?

    А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт

1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Заготовка у вас на столах Слайд 6

Защита проекта – схемы. Слайд 7, 8, 9

Вывод: Слайд 10

    Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах. Слайд 11, 12,13

1.Нахожу и подчёркиваю………
2. Считаю…………………
3. Если основ две или больше, то……
4.Нахожу границы……………
5. Выделяю…………………
6.Ставлю…………………

7. Проверяю ……..

V . Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД)

Мы с вами сделали открытие, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться)
Задания для групп: Слайд 14

Определите, к какому типу относятся предложения.

В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания.

1 группа: Слайд 15

Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал.

Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту.

2 группа: Слайд 16

Часовой дошёл до угла и повернул обратно.

В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.

3 группа: Слайд 17

Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась.

Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой.

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Мы с вами потренировались, а теперь цель нашей дальнейшей работы?

(проверить знания, полученные на уроке)

Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим.

Графический диктант

– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,

с неверными «–».

1) Между однородными членами всегда ставится запятая. (-)

2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. (+)

3) Это схема простого предложения с однородными членами:

[ ___ ═ ] , [ _____ ═ ]. (-)

4) Перед союзом и всегда ставится запятая. (-)

5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. (+)

Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?

Самопроверка

Внимание на слайд. Слайд 18

– Проверьте по эталону: - + - - +

– Кто допустил ошибки? В чём причина?

Кто справился без ошибок?

VII. Домашнее задание.

с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18

(задание по уровням, уровни, расписаны на карточке)

(Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя)

Задание первого уровня

 Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания.

Задание второго уровня

 Списать 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений.

Задание третьего уровня

 Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы.

1. [ ______ ______ ] и [ ______ _____ ].

2. [ ______ _______ и ] .

3. [ ____ _____ ] , [ ____ ____ ] , [___ ___ ].

VI II . Итог урока.

Вспомните, какие цели перед собой мы ставили в начале урока? Слайд 19

Достигли мы их или нет?

Что самого важного для себя вы поняли на уроке?

На каком этапе вам было легко?

В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

У кого есть вопросы?

Спасибо за сотрудничество! Слайд 20


Цели : систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы :самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:

· Что такое сложное предложение?

· По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)

· Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание.

В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.

Ключ :

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.

· Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?

· Выясните условия, когда этот знак препинания ставится и когда не ставится.

· Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал) :

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.

4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы обучающиеся составляют таблицу:

I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного
и того же слова или основы
и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие) :

Меня упрекают , но не знаю в чем .

, но (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не :

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

(не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также . Запятая будет стоять перед этими словами:

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся) :

Окончание табл.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

, а именно (если)

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

(ни как), (ни кто)

II. При составных союзах:

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вследствие того что;

в силу того что;

оттого что;

потому что;

несмотря на то что;

вместо того чтобы;

для того чтобы;

с тем чтобы;

в то время как;

после того как;

перед тем как;

с тех пор как;

так же как

В начале предложения – запятой не разделяется.

В середине предложения – запятая –

один раз !

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]

[Я собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный ).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное ).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, возможно , в силу того], (что были просчеты в тактике игры)

3. Этап закрепления и применения изученного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

1) 1, 2;

2) 3;

3) 2, 4;

4) 2.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась ине вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.

Ответ : 4) 2.

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока : Урок – закрепление

Цель урока: Закрепление знаний об отличительных особенностях простого предложения с однородными членами от сложного с одинаковыми союзами, о правильном пунктуационном оформлении простых предложений с однородными членами и соединенные союзами и, но (да), а.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи; осознание вербальных и невербальных средств общения как ментальности, «духа» народа, проявления его культуры.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

Орг. момент

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Постановка проекта выхода из затруднений

Реализация проекта

Включение в систему знаний

Итог

Рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.)

А зачем в речи надо употреблять простые и сложные предложения? (Чтобы речь была более понятнее)

― А что для этого нужно? Хорошо работать на уроке.

― Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого.

― Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

Каждый ученик получает карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)

Прочитайте. Что написано на листочке? (Предложение)

Почему? (Потому что несет в себе смысл. Это простое предложение, в нем есть одна грамматическая основа)

Запишите свое предложение. У доски.

Соедините два предложения вместе. Что получилось? Докажите. (Получилось предложение, состоящее из двух частей)

Чем отличается новое предложение? (В нем две грамматические основы)

Запишите его, у доски. Подчеркните грамматическую основу (Травка зеленеет, солнышко блестит)

Как связаны между собой части этого предложения? (Части связаны по смыслу и интонационно)

Это предложения простые или сложные? (Сложные)

Почему? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

Итак, что такое сложное предложение? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

Каждая ученик разбирает два предложения. (1. Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются 2. Побежали ручьи, потому что солнце пригревает)

Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это сложные предложения, так как состоят из двух грамматических основ)

В чем различие этих предложений? (В 1-м предложении от одной части к другой нельзя задать вопрос, а во втором можно)

Каким образом эти два простых предложения связали в сложное? (В первом предложении с помощью интонации, а во втором с помощью интонации и союзов)

Постановка проблемы

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа

– Напишите «Классная работа».

Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу.

Прозвенел звонок с урока.

Ребята выбежали на перемену.

Началась весёлая игра.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чем похожи предложении и в чём их отличие?

Какие из этих предложений простые, а какие сложные?

Почему запятая? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

По какому признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ.)

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД:

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

–Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение», и дополните этот ряд ключевых слов. (Простое предложение, однородные члены, отсутствие запятой.)

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении.

– Давайте составим план урока, чтобы различить просто предложение от сложного, что нам необходимо предпринять:

  1. Подчеркнем грамматические основы
  2. Определяем просто или сложное предложение
  3. Определяем союзы
  4. Ставим запятую
  5. Проверяем себя

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Реализация проекта

Работа на доске.

На доске записанные вертикально слова: соединяются и разделяются. Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема или обобщающая таблица о простом и сложном предложении.

Диктант с самостоятельной подготовкой.

Упр. 79.

Проверка составленных схем по образцу, выполненному на доске заранее.

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий № 6, 7 в рабочей тетради. Коллективное обсуждение результатов.

а) – Схема какого предложения представлена в задании № 6? (Сложного, состоящего из трёх частей.)

– Как соединены части этого предложения?

– Как вы подбирали нужный вариант? (Подчеркнули основы, нашли однородные члены.)

б) – Каким является предложение в задании № 7? (Сложным.)

– Сколько в нём частей? (2)

– Почему часть иссушит степь не является простым предложением в составе сложного? (Потому что действующим лицом является ветер: он налетит и иссушит (сделает сухой) степь.)

– Какие члены предложения будут однородными? (Сказуемые налетит, иссушит.)

– Прочитайте 1-ю часть сложного предложения, затем 2-ю часть.

– Как они соединены? (С помощью союза и.)

– Какой же вариант схемы подходит к этому предложению? (1)

Письмо по памяти.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…

(С. Есенин)

– Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения.

К слову березка придумайте прилагательные.

– Разберите по составу все имена прилагательные.

Составьте текст «Березка – символ России

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

А сейчас поиграем.

Я называю предложение, если оно простое, то вы хлопаете сидя, если сложное - вы встаете.

Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной потому, что закончился ненастный февраль. Лед на реках чернеет. Вода разливается по окрестным лугам, она не может поместиться в берегах. Начинается ледоход. Луч солнца отражается в лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады весне!

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

Повторим ранее изученный материал и проведём мини-тест, отвечая на вопросы которого вы все получите отметки.

Возьмите маркеры и альбомные листы.

1. Сложное предложение состоит из…

2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…

3. Между частями сложного предложения на письме…

4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…

5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…

6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …

7. Схемы простых предложений под буквами…

8. Схемы сложных предложений под буквами…

А) [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].

Б) [ _ ] но ].

В) [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].

Г) [ _ , а ].

Д) [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].

Е) [ _ и ии ].

Включение в систему знаний

Создайте и запишите на листах нашего цветка сложное предложение. Определите его вид и докажите. Для создания сложных предложений вам помогут союзы.

(желтый листок) Наступила весна. Стало тепло.

(зеленый листок) Днем светит солнце. Стоит чудесная погода.

(малиновый листок) Возвращаются перелетные птицы. Апрель на дворе.

(фиолетовый листок) Быстро тает снег. Вода несется бурными потоками.

(розовый листок) Белка прыгает с ветки на ветку. Медведь вылез из своей берлоги.

(оранжевый листок) Земля прогрелась. На полях начался сев.

(синий лист) Деревья только пробуждаются. Скоро лес оденется листвой.

И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также, тоже, ни-ни, так как, если, поэтому

(Каждая пара создает свое сложное предложение, записывает на лепесток и у доски доказывает его вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге получается цветок)

Итог

Какова была тема урока?

Какую цель мы ставили на уроке?

Смогли ли мы ее достичь?

Какими знаниями мы пользовались?

Что мызакрепляли, что отрабатывали?

Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

Какое задание показалось сложным?

На какую оценку вы выполнили работу?

Над чем вам нужно еще работать

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются Побежали ручьи, потому что солнце пригревает

Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Началась весёлая игра. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чтобы различить простое предложение от сложного, необходимо: 1. Подчеркнуть грамматическую основу 2. Определить простое или сложное предложение 3. Определить союзы 4. Поставить запяту ю 5. Проверить себя

1. Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошел было ко дну, но в туже минуту его проглотила рыба. 2. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Письмо по памяти. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С. Есенин)

Предварительный просмотр:

  1. Сложное предложение состоит из…
  2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…
  3. Между частями сложного предложения на письме…
  4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…
  5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…
  6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …
  7. Схемы простых предложений под буквами…
  8. Схемы сложных предложений под буквами…
  1. [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].
  2. [ _ ] но ].
  3. [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].
  4. [ _ , а ].
  5. [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].
  6. [ _ и ии ].

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: компьютер, карточки, учебник

Ход урока:

I . Организационный момент

1. Положительная установка

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

2. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Какое сегодня число?

- Кто сегодня дежурный?

- Какой сейчас урок?

- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.

II . Проверка домашнего задания

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

III . Орфографическая разминка

1. Словарная работа

- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:

гимнастика

осанка

снаряд

чемпион

тренер

тренироваться

- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )

- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)

2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)

- Откройте тетради и выполните задание из карточки

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:

(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу

IV . Повторение пройденного

- Закончите фразы:

Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …

К служебным частям речи относятся …

Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …

Союзы бывают …

Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)

V . Подготовка к изучению новой темы

1. Лингвистическая разминка

- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды

- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!

Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2. Знакомство с темой урока

- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.

А

За

О

пред

Д

тая

У

ями

Й

ду

Ч

союз

Щ

ном

Э

пред

Х

в

Ы

слож

Ю

ложе

Ь

ном

М

ми

В

пя

С

ложени

Ж

меж

Л

просты

Я

нии

(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)

(Запись темы в тетради)

3. Целеполагание

- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.

(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)

VI . Работа по теме урока

1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)

- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.

1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.

2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.

3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.

4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.

5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.

(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул

4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло

5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)

Общий вывод:

- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)

- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

Физминутка

Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)

VII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Чтение правила

- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)

2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.

(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы

- Какой союз соединяет предложения?

- Что соединяет союз и ?

2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка

5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)

Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.

3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу

- Какие союзы связывают предложения?

- Что связывают союзы?

Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.

VIII . Подведение итогов урока

- Чему мы учились в течение урока?

(- видеть структуру сложных предложений;

Определять границы простых предложений в составе сложного;

Правильно расставлять знаки препинания;

Видеть орфограммы в словах.)

- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)

- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)

- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.

(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)

Рефлексия

Оценивание

- Какую отметку вы себе поставили бы?

- Как себя оценивает …

Домашнее задание

§ 61

Упр. 366 или 367 (по выбору)