Правописание окончаний существительных 2. Справочник по русскому языку. IV. Орфографическая разминка


Окончания существительных второго склонения единственного числа

Падеж

Окончания

Примеры

основа на твердый согл.

основа на мягкий согл.
И. кто? что?
и
1
о
*

казак, письмо

конь, море
Р. кого? чего?
-а, -я

казака, письма

коня, моря
Д. кому? чему?
-у, -ю

казаку, письму

коню, морю

В. кого? что?

-а (-я), -о (-е) .

казака, письмо

коня, море

Т. кем? чем?

-ом, -ем, -ём

казаком, письмом

конём, морем

П. о ком? о чем?


о казаке, о письме

о коне, о море
с 1
  1. Существительные II склонения (кроме слов на -ий и -ие) в предложном падеже пишутся с окончанием -е: о городе (город), об инее (иней), о сарае (сарай), об улье (улей), о хоккее (хоккей), о поле (поле).
В соответствии с правилом существительные среднего рода на -ъе в предложном падеже оканчиваются на -ье: об ущелье (ущелье), об ожерелье (ожерелье), в устье (устье), о запястье (запястье), о счастье (счастье), на побережье (побережье), на взморье (взморье), в подполье (подполье) и др. Исключение: в забытьи.
  1. Существительные на -ий (гений) и -ие (предложение) в предложном падеже оканчиваются на -и: о гении (гений), о кии (кий), о вии (вий), о калии (калий), о гербарии (гербарий), о комментарии (комментарий), о солярии (солярий); о бедствии (бедствие), о предложении (предложение), о следствии (следствие), о созвездии (созвездие) и др. Исключение: на остриё.
Следует различать параллельные формы варение (процесс) и варенье (продукт), соление и соленье, копчение и копченье и т. д. В предложном падеже эти формы пишутся с различными окончаниями: слова на -ие - с окончанием -и (о варении, о солении, о копчении), а слова на -ье - с окончанием -е (о варенье, о соленье, о копченье).
  1. Слова среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), а также существительное дитя в дательном и предложном падежах имеют окончание -и: к знамени, о знамени; к стремени, о стремени; к дитяти, о дитяти.
  2. Русские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин, -ын в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым, иностранные фамилии на -ов и -ин - окончание -ом (так как -ин и -ов в них не являются суффиксами). Например: Некрасовым. Соловьевым, Плещеевым, Никитиным, Птицыным; но: Дарвином, Чаплином, Ламартином, Не- грином и т. д.
  3. Названия населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание -ом. Например: под городом Калинином, за Львовом, над Быковом, под Бородином, за Голицыном, под Царицыном и т. д.
Русские фамилии на -ово, -ых, -их (Хитрово, Крученых, Долгих) и фамилии иноязычного происхождения на -е, -и, -о, -у (Гейне, Паганини, Дидро, Неру) не склоняются. Фамилии нерусского происхождения, оканчивающиеся на твердый согласный (например, Алигер), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.
Окончания существительных второго склонения множественного числа

Падеж

Окончания

Примеры
основа на твердый согл. основа на мягкий согл.
И. кто? что? -и, -ы, -а, -я казаки, письма кони, моря
Р. кого? чего? -ов, -ей,П казаков, писем коней, морей
Д. кому? чему? -ам, -ям казакам, письмам коням, морям
В. кого? что? -ов, -ей, -а, -я казаков, письма коней, моря
Т. кем? чем? -ами, -ями казаками,
письмами
конями, морями
IL о ком? о чем? -ах,-ях о казаках, о письмах о конях, о морях

Существительные на -ие (приглашение, издание и др.) и -ье (ожерелье, ущелье) в родительном падеже оканчиваются на -ий: приглашений (приглашение), путешествий (путешествие), завоеваний (завоевание), разочарований (разочарование), состязаний (состязание); снадобий (снадобье), кочевий (кочевье), надгробий (надгробье), раздолий (раздолье), предгорий (предгорье), предместий (предместье) и т. д.
Исключения: платьев, верховьев, устьев, низовьев, ружей, подмастерьев. От существительного питьё употребляется форма питёй.
1. Об Анатолии (II скл., ед. ч., п. п.) Ивановиче (II скл., ед. ч., п. п.) ходили самые разноречивые слухи (II скл., мн. ч., им. п.) (Н. Гоголь).
  1. «Вот я тебя пращом! (II скл., ед. ч., те. п.)» - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. Гоголь). 3. Несколько мгновений прошло в молчании (II скл., ед. ч., п. п.) (И. Тургенев).
  1. И жизнь его потонет в забвенье (II скл., ед. ч., п. п.), без следа, как звук пустой (М. Лермонтов). 5. Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном (II скл., геогр. название, те. п.) (М. Шолохов).
  1. В тоске сердечных угрызений (II скл., мн. ч., р. п.), рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений (А. Пушкин). 7. «В бою под Тарутином! (II скл., геогр. название, те. п.)» - хрипло прокричал солдат (К. Паустовский). 8. Уходя на одну минуту, он остановился перед Страшновым (II скл., рус. фамилия, те. п.) (К. Федин).

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

Цель: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение обнаруживать орфограммы в окончаниях имён существительных и регулировать их, применяя правило.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся, их мышления и мыслительных операций.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность при постановке перед собой целей и задач.

Планируемые результаты:

Предметные: правильно определять и писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Анализ, сравнение;

Умение добывать новые знания.

Регулятивные УУД:

Принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности;

Планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

Сравнение результата с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Использование речи для регуляции своих действий;

Соблюдение грамматических норм произношения;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Самостоятельное и активное участие в ходе урока;

Формирование навыков самоконтроля.

Ход урока

    Организационный этап (мобилизующее начало).

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

- Недавно я прочитала пословицу: « Мудрому человеку вся земля открыта» и хочу вас спросить, как вы её понимаете?

Мудрость - это все те знания и умения, которыми обладает человек. Сегодня на уроке нам ваши знания очень пригодятся.

(Обучающиеся воспринимают и анализируют речь учителя)

    Актуализация знаний.

- Внимательно послушайте стихотворение:

Не только дети любят прятки,

Играть умеют и слова:

Заря упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщик е – сова.

К словам прислушайся немножко:

В дОСАде спряталась оса.

На дне луКОШКА дремлет кошка,

А в паЛИСАдник е – лиса!

Из гРЕЧКИ вытекают речки,

В ЛЕЩИне плещутся лещи.

Овечки прячутся в слОВЕЧК И .

А теперь посмотрите на экран и определите тему урока. (На экране выделенные курсивом буквы-окончания пропущены)

3. Постановка цели и задачи урока (мотивация учебной деятельности)

Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Попробуйте определить тему. (Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения)

Какие цели поставим перед собой? (Учиться писать окончания)

4. Обобщение и систематизация знаний

Я подготовила вам изображение тех животных, о которых говорилось в стихотворении. Они появятся на экране только тогда, когда вы ответите на мои вопросы. (Отвечая на вопрос - открывается изображение каждого животного на экране)

Что мы называем именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Как имена существительные изменяются по родам?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

Как проверить написание безударного окончания имён существительных 1, 2-го склонения? (по словам-помощникам, по таблице окончаний)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1) - Всех животных, которые появились на доске, можно разбить на группы. Какие это могут быть группы? (существительные 1 и 2-го склонения).

Физкультминутка

Я называю животных, а вы хлопаете в ладоши или топаете ногами в зависимости от склонения имён существительных: слон, крот, косуля, улитка, сайгак, выдра, тюлень, кузнечик, саранча, акула, кит.

2) Закрепление во внешней речи

Сейчас поработаем по учебнику. На с. 65 в упр. 5 (Федя Перестукин допустил ошибки в написании окончаний, определении склонения и падежа имён существительных)

Прочитайте задание, определите цель выполнения упражнения и поставьте перед собой задачи на данном этапе урока.

(Самостоятельное выполнение работы в паре , с полным проговариванием алгоритма партнёру по парте)

Взаимопроверка в группе .

3) Самостоятельная работа с самопроверкой

- Продолжаем нашу работу. У всех на партах есть индивидуальные листы с заданием. (Даны словосочетания; надо указать склонение и падеж, вставить нужное окончание: спускается по лестниц е , в туманном свет е , до вечера к бабушк е , о поездк е на поезд е )

Проверьте свои результаты с результатами на экране. Найдите ошибки, если они есть, и оцените свою работу по критериям:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Больше 2-х ошибок – «2».

6. Рефлексия учебной деятельности

- О какой мудрости вы сегодня узнали на уроке?

- Покажите карточку-символ вашего настроения, с которой вы сегодня уходите с урока.

Тема: «Повторяем правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Цель: закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Задачи урока:

образовательная: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг, упражнение в определении склонения и падежей имен существительных;

развивающая: развитие ключевых компетенций у учащихся;

воспитывающая: воспитание аккуратности, любви к родственникам.

Ход урока.

1 . Организация.

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Это к нам весна пришла

И разминку принесла.

На вопросы отвечайте

И ответ ей быстро дайте.

2. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка .

- Отвечаем очень быстро!

      К I склонению относятся имена существительные …

2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…

3. К 3 склонению относятся имена существительные …

      Что значит поставить существительное в начальную форму?

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

      Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

Отгадайте загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц...

(ответ: март)

Какой праздник отмечается в марте?

    Постановка проблемы.

Настя сделала к 8 Марта открытку и стала её подписывать (слайд ), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать, а в чем-то сомневалась.

Какие орфограммы Настя написала правильно?

Какие орфограммы она пропустила?

4. Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какова цель нашего урока?

(тема и цель на слайде)

Сегодня у нас необычный урок, мы будем выполнять задания в рабочих картах. Давайте их подпишем (Фамилия, имя в родительном падеже)

Свою работу на каждом этапе урока, вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат фишки трёх цветов: зелёная – справился, жёлтая – справился, но не со всем, красная – не справился. В кружочках будете ставить баллы. Если задание выполнено верно - 3 балла, с ошибками - 2 балла, не выполнено – 1 балл.

5. Работа по теме урока.

Посмотрите какой рисунок нарисовала Настя. (Слайд)

Задание 1: найдите на рисунке как можно больше слов, обозначающих имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика в рабочей карте в задании № 2.

Проверим. (Слайд) :

1склонение 2 склонение 3 склонение

мимоза солнце глазурь

картина окно скатерть

корзина торт ветвь

вишня повар сирень

ветка мальчик скамья

весна колпак капель

стена фартук мышь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

. Игра «Выбери окончание».

Давайте попробуем определить окончание имен существительных. Вы по очереди будете выходить к доске, выбирать нужное окончание и обосновывать свой ответ.

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарстве

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

Микроитог : Какой вывод вы можете сделать?

(в родительном падеже у имен существительных пишется окончание -и, в дательном падеже 1,2 склонения - е, в 3 –и, в предложном падеже 1,2 склонения – е, 3 – и.

Работа в парах по карточкам.

Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание. На выполнение отводится 2 минуты.После выполнения обменяйтесь карточками. Оцените друг друга.

1 вариант

Около стенк…

На стол…

Из-за пазух…

В серединк…

К дедушк…

По област…

2 вариант

Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.

О бесед…

От дедушк…

Из ткан…

В воздух…

Из-за стол…

Физминутка.

Посмотрите поскорей,

Прилетели сто грачей.

Побежал в саду ручей

И сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

Дифференцированная работа .

Упражнение в написании падежных окончаний

У вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.

Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные окончания, в скобках записать склонение и падеж.

Кто не уверен в своих знаниях, выберет задание на розовой карточке.

1-й уровень – самый легкий, т.к. по начальной форме определяем склонение и вставляем окончание.

По (дорога) дорог… (_______), в (торт) торт… (________), около (печь) печ… (________), к (сестра) сестр… (________), в (туман) туман… (_______), об (осень) осен… (________) .

Кто уверен в своих знаниях, тот выбирает желтую карточку.

2-й уровень – сложнее, т.к. в начальную форму существительное нужно поставить самим.

В тетрад… (________), по рек… (________), у цел… (________), на велосипед… (________), по погод… (________), в театр… .

Те, кто выбирает задание на зеленой карточке, должны знать, что в русском языке существуют несклоняемые имена существительные.

3-й уровень – более сложный, в нем встречаются несклоняемые существительные.

К дедушк… (_______), по тропинк… (________), после ноч… (________), на пианин… (________), к лошад… (________), в пальт… (________).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вставь пропущенные окончания.

При солнышк… тепло, при матушк… добро.

Сердце матер… лучше солнца греет.

Птица рада весн…, а младенец – матер… .

Все прекрасное в человек… – от лучей солнца и от молока матер….

6.Рефлексия

Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

У имён существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание – -и.

У имён существительных 3-го склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

У имён существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и.

.

У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание

Словом-подсказкой для имён существительных 1-го склонения с безударными окончаниями может быть слово весна .

Вставьте нужные окончания:

Дорогой бабушк… Вал …

от внучк… Наст…

Проверьте правильность своих ответов (слайд). Оцените себя.

7.Итог

- Посчитайте свои баллы и запишите.

Если вы набрали до 5 баллов, поставьте себе – 3

От 6-9 баллов – 4

УМК: «Начальная школа ХХ I века»

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс (Иванов С.В., Евдокимова А.О. ),рабочая тетрадь, презентация.

Тема урока : «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения»

Тип урока: урок закрепления

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. -ы, -и -а, -я -и Д.п. -е -у, -ю -и П.п. -е -е -и

купили Вареньк (е, и) Купили (кому?) Вареньк (е,и) – (д.п., 1-го склонения) купили Вареньк е

ЖДЕАРТИСТНДУ Артист

Артист На арене Цирка На велосипеде 1 скл.,П.п. 2скл., Р.п. 2 скл.,П.п

1 склонение – хлопок в ладоши 2 склонение – присели 3 склонение – прыгни на месте

Предварительный просмотр:

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из песни

2. Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Д.п .

Д – пшеница

Ж – зайцем

Э – курицу

М – земле

3. Найти слово, выраженное им.сущ. 3-го склонения, Р.п

О – дочери

Л – братцем

Х – палец

Б – старика

П – мама(1 скл., И.п.)

Ц – забору (2 скл., Д.п)

Г – берег (3 скл., Т.п.)

Ю – морю (2 скл., Д.п.)

5. Найти ошибку в утверждении.

У – к 2-му склонению относятся слова: дочь,ночь.

Ш – к 3-му склонению относятся слова: рожь,

Ф – слова: пальто, пианино. Эти слова не склоняются.

Результат : _____________________

Ф.И.О.:____________________________________

1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – найти в коробки

Т – ехать на машине

С – мечтать о собаки

Ч – слова из песни

2. Найти слово, выраженное им.сущ. 2-го склонения, П.п.

Д – ноги

Ж – ночь

Э – печь

М – о небе

3. Найти слово, выраженное им.сущ. 1-го склонения, Т.п.

О – землей

Л – гвоздя

Х – роза

Б – кота

4. Коля, выполняя упражнение, допустил ошибку. Найди ее.

П – лиса (1 скл., И.п.)

Ю – камня (2 скл., Р.п.)

Ц – окном (2 скл., Т.п)

Г –лошадью (2 скл., Т.п.)

5. Найти ошибку в утверждении.

Т – к 1-му склонению относятся слова: земля, вода.

Ф – к 2-му склонению относятся слова: окно, мальчик.

Ш – к 3-му склонению относятся слова: ночь,рожь,

У – слова: пальто, пианино. Эти слова склоняются.

Результат: ________________

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

Добрый день! Меня зовут Вероника Васильевна и я проведу урок русского языка. Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

− Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Дети! Сегодня мы отправимся с вами в цирк. Вместе с артистами цирка повторим и закрепим безударные окончания имен существительных всех 3х склонений.

А что называется именем существительным?

Как изменяется имя существительное?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Как проверить безударное окончание имён существительных?

– Т еперь повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Есть желающие ответить?

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

  1. По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

2. По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Ы, -и

А, -я

Д.п.

У, -ю

П.п.

А с кем же ждет нас встреча? Узнаете, если отгадаете шифрограмму .

ЖДЕ АРТИСТ НДУ

Выполните упражнения. Определить падеж в первом предложении у имен существительных и склонение.

На арене

Артист - цирка

На велосипеде

Для того чтобы он появился на арене, нужно выполнить следующее задание. Составить словосочетание, чтобы слово «артист» было в разных падежах, используя словарные слова.

Например: благодарны артисту (Д.п.), рассказали об артисте (П.п.)…

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По числам и падежам .

Изменить их по вопросам или по падежам

Определяем склонение.
Если 3 (женский род на Ь), то только И.
Если 2(мужской с нулевым окончанием, средний О, Е) ,тогда Е.
А если 1 .(мужской и женский род на А, Я) ,тогда определяем падеж: Родительный -Только И, Дательный, предложный --Е.

1 скл. П.п.

2 скл. Р.п

2 скл. П.п.

Работа по теме урока

Откройте рабочие тетради на стр.22, упр.2.

Прочитай. Вставь окончания .

Ну вот, перед вами Винни - Пух. Как видите, он спускается по лестниц е (1 скл.,Д.п.) вслед за своим друг ом (2скл, Т.п) Кристофер ом (2скл, Т.п) Робин ом (2скл, Т.п), головой вниз,пересчитывая ступеньки собственным затылк ом (2скл, Т.п): бум-бум-бум. Другого способ а (2 скл. Р.п) сходить с лестниц ы (1скл, Р.п.) он пока не знает.

Физминутка

Я буду называть существительное. Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему

– прыгаете на месте.

Сирень(3), берег(2), молодость(3), старик(2), помощь(3), ученик(2), книга(1), старость(3), степь (3), астра(1), георгин(2), морковь(3), свёкла (1), подъём(2), велосипед(2), радость(3), осень(3), лето(2), весна(1), снежинка(1), метель(3).

Продолжение работы по теме урока

Выполните упр.4.

Самостоятельная работа

(Приложение)

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ)

Оценивания работы

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

Рефлексия

Какую тему мы сегодня повторили?

Было ли Вам тяжело работать на уроке?

Что Вы запомнили?