Военные реформы александра 1 кратко. Государственные реформы Александра I. Реформа высших органов управления

Приобретение наследства включает в себя: 1) подачу наследниками заявления о принятии наследства; 2) подачу наследниками заявления о выдаче им свидетельства на право на наследство; 3) получение наследником свидетельства о праве на наследство.

Подача заявления о принятии наследства происходит в нотариальной конторе по месту постоянного места жительства наследодателя. Срок подачи заявления – до шести месяцев со дня открытия наследства. Подача заявления о принятии наследства может быть заменена фактическим вступлением во владение, пользование и распоряжение имуществом (поддержание имущества в надлежащем состоянии, уплата за него налогов, коммунальных услуг и т. д.). Такой наследник не вправе отчуждать наследственное имущество до получения свидетельства на наследство. Если наследник умрет до принятия наследства, причитавшаяся ему наследственная доля переходит к его наследнику.

Наследник вправе отказаться от наследства; недействительность такого отказа может быть признана только в судебном порядке, при условии, что он был сделан под влиянием обмана, насилия, угрозы. Отказ бесповоротен.

Акт принятия наследства является односторонней сделкой, он носит универсальный (распространяется на все имущество, где бы оно ни находилось), безоговорочный (принятие наследства под условием не допускается), безотзывный (лицо, подавшее нотариусу заявление о принятии наследства, не может его взять обратно) характер, ему придается обратная сила (наследство считается принятым с момента открытия наследства, а не с момента его принятия).

Для принятия наследства установлен шестимесячный срок (в случае его пропуска утрачивается право на принятие наследства). Пропущенный срок может быть восстановлен судом.

Способы принятия наследства: 1) путем подачи нотариусу либо уполномоченному на это должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство; 2) путем фактического принятия наследства. При принятии наследства несколькими наследниками происходит раздел наследства. Он осуществляется по соглашению наследников, а в случае отсутствия такого соглашения – судом.

Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства либо одно на всех наследников, либо каждому наследнику в отдельности (в соответствии с их желанием).

Свидетельство о праве наследования выдается нотариусом по истечении шести месяцев со дня открытия наследства либо раньше, если нотариус уверен в том, что кроме лиц, выразивших желание получить наследство, других наследников нет. Получение свидетельства – право, а не обязанность наследника. Однако без него быть собственником имущества практически невозможно.

При выдаче свидетельства о наследовании взимается государственная пошлина и налог на полученное имущество. Размер госпошлины зависит от очередности наследников первой очереди, находится ли наследуемое имущество за границей или в РФ. Ставка налога зависит от стоимости наследуемого имущества и от того, наследником какой очереди является получатель свидетельства.

1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

Основные реформы, осуществленные при Александре I:

Указ «О вольных хлебопашцах»;

Министерская реформа;

Подготовка плана реформ М. Сперанским;

Дарование Конституций Польше и Бесарабии;

Подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;

Учреждение военных поселений.

Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

2) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла 1 от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

3) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

Н. Новосильцев;

А. Чарторыйский;

П. Строганов;

В. Кочубей.

Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого, императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

Министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;

Реформа Сената - Сенат стал судебным органом;

Реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

4) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

При сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

Для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

Разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

Наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

Ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

Сенат - высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

Связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

На вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

В 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

В это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

5) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

6) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

Совершенствование национально-государственного устройства;

Подготовка проекта Конституции России. В рамках первого направления:

Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;

Была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи"- содержал следующие основные положения:

В России устанавливалась конституционная монархия;

Учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;

Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;

Сенат полностью назначался императором;

Инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;

Император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;

Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;

Наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;

Закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;

О крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

В 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;

В 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;

Прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;

Освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства. 7. В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

Поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;

Для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;

Привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;

Военные поселения были разбросаны по всей России;

В данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;

В военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

Отмены крепостного права;

Принятия Конституции;

Демократизации страны.

Реформы Александра 1

Министерская реформа: 8 сентября 1802 ᴦ. Император Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств". Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: ʼʼ…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…"

Первоначально было учреждено восœемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны. Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

При новом царствовании (с марта 1801 ᴦ.) контуры министерской системы обсуждались в узком кругу политических советников Александра I – Негласном комитете. Основным разработчиком новой системы центрального управления был Н.Н. Новосильцев, но не всœе члены Негласного комитета соглашались в деталях учреждения министерств. Манифест 8 сентября 1802 года стал результатом нескольких обсуждений и согласования позиций ʼʼдрузей императораʼʼ - авторов министерской реформы.

В 1803 ᴦ. был издан указ о вольных хлебопащцах, согласно которому помешики получали право освобождать крестьян с землей на выкуп.

В 1804-1805гᴦ. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. При этом результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.

В 1803 ᴦ. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. (было основано еще 5 университетов:Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский)

В 1804 ᴦ. был создан либеральных по харктеру цензурный устав.

Разрешение помещикам отпускать крестьян на волю с земле.

6. Отмена крепостного права, реформы 60-70 годов. ХIХ век и русское общества. Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в серединœе XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 ᴦ. Почему? Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в т.ч. и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне (1853-1856) показало уже всœему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации - отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

В 1856-1859 гᴦ. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 ᴦ. - Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. В 1859 ᴦ. были учреждены Редакционные комиссии для выработки окончательного текста документа. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. В конечном счете был подготовлен компромиссный документ, в котором приоритетное отражение нашли всœе-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом ʼʼПоложенияʼʼ легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 ᴦ. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже - 5 марта в условиях повышенных мер безопасности.

Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Οʜᴎ освобождались с землей, но за выкуп и на определœенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. В случае если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли ʼʼотрезалисьʼʼ в пользу помещика (ʼʼотрезкиʼʼ). За землю нужно было выплатить определœенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка (ʼʼкапитализация из 6% годовыхʼʼ). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика всœе прежние повинности (ʼʼвременнообязанное состояниеʼʼ). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось в связи с этим своеобразным посредником: оно выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.

Реформа 1861 ᴦ. получила название ʼʼвеликойʼʼ, Александр II - почетное звание ʼʼцаря-освободителяʼʼ. Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности - всœе это прямые следствия реформы. Но ликвидируя крепостное право, власть более всœего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику. Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гᴦ. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.

Земская реформа 1864 ᴦ. учреждала органы местного самоуправления - земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на базе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Οʜᴎ подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.

Судебная реформа 1864 ᴦ. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всœех сословий. Οʜᴎ функционировали на базе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862-1874). В процессе ее проведения страна была поделœена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 ᴦ. Александр II утвердил закон о переходе ко всœеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, всœе мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом делœе призывалось не более 25-30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны.

Как и крестьянская реформа 1861 ᴦ., реформы 60-70-х гᴦ. имели первостепенное историческое значение. Οʜᴎ охватили практически всœе сферы общества, вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении (к примеру, в 70-е гᴦ. из ведения присяжных были изъяты политические дела, а права адвокатов - урезаны, полномочия земств - сокращены). Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить всœе и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60-70-х гᴦ. XIX в. в целом остались незавершенными.

Реформы Александра 1 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Александра 1" 2017, 2018.


  • - Вопрос 33. Контрреформы Александра III

    Вопрос 32. Военная и судебная реформы при Александре II Судебная реформа В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и... .


  • - Е) Контрреформы Александра III 1881-1894

    Марта - Убийство Александра II народовольцами. Русско-турецкая война. 1877, декабрь - взятие Плевны русскими войсками. 1878, февраль - Сан-Стефанский мирный договор с Турцией. Признание Турцией независимости Сербии, Румынии и Черногории.... - Россия на пути буржуазных преобразований во второй половине XIX в. Великие реформы Александра II

    После Крымской войны наступил новый период русской истории, который современники называли эпохой освобождения, временем Великих реформ Александра II. Александр II был старшим в сво­ем поколении великим князем, и его сразу стали воспринимать как будущего монарха, готовили... .


  • - Россия в первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I.

    Россия в первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I. Развитие Российской Федерации на современном этапе Советское государство и общество 1953-1991 гг. «Оттепель», ХХ съезд КПСС и начало демократизации советского общества. Нарастание кризисных явлений... .


  • - Реформы Александра II (1855 – 1881).

    Россия во второй четверти XIX века (1825 - 1855). 18.1. Сущность политики Николая I. 18.2. Усиление централизации управления. Собственная Его императорского величества канцелярия. Политическая полиция. 18.3. Кодификация (1826 - 1832). 18.4. Реформа государственной деревни 1837... .


  • - Реформы Александра I: замыслы и реализация.

    Русская культура в век Просвещения. Международное положение и внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Особенности правления Павла I. Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Екатерина II обнаружила ум и способности... .


  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

    1.1 Учреждение министров

    1.2 Указ о вольных хлебопашцах

    2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

    2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

    2.2 Министерская реформа, реформа Сената

    2.3 Меры в области просвещения

    2.4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

    2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

    2.6 Послевоенные реформы

    3. Кончина Александра I и оценка его царствования

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    В 19 век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства (5% помещичьих хозяйств применяли рациональные технологии). Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

    По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.

    Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово “бюрократия” так и переводится: власть канцелярий, от мздоимства которой страдали все слои населения.

    Вот такова была обстановка в стране. И когда в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора произошло убийство императора Павла I, был решен вопрос о восшествии на престол его старшего сына Александра Павловича. Среди заговорщиков были представители высшей русской аристократии: генерал-губернатор Петербурга граф П.А.Пален, генерал Л.Л.Бенигсен, князь П.А.Зубов, гвардейские офицеры. В план заговора был посвящен и сам наследник престола. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.

    Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки Екатерины П. Он был знаком с идеями просветителей --Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.

    Александр 1 -- одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, -- для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом».

    Итак, целью работы является исследование характера реформ Александра I. Задачей: изучение предпосылок, характера и итогов реформ Александра I

    1 . Проекты ограничения самодержавия и сословных реформ в первые годы правления Александра I

    Начать внутренние реформы Александр I желал с издания письменной «декларации прав» и преобразования Сената в орган, который поддерживал бы эти права. Идея такого органа нравилась придворной олигархии. Последний екатерининский фаворит Платон Зубов предложил превратить Сената в независимый законодательный корпус, формируемый из высших чиновников и представителей высшего дворянства. Державин предлагал составлять Сенат из лиц, избираемых в своей среде чиновниками первых четырех классов. Однако Негласный комитет отверг эти проекты, как не имеющие ничего общего с народным представительством.

    А. Р. Воронцов предлагал одновременно с коронацией Александра I издать «жалованную грамоту народу», по образцу жалованных грамот Екатерины городам и дворянству, но с распространением на весь народ гарантий свободы граждан, которые во многом повторяли бы английский Habeas corpus act. Воронцов и известный адмирал Мордвинов («либерал, но со взглядами английского тори») советовали также лишить дворян монополии владения недвижимостями и распространить право обладать ими на купцов, мещан и казенных крестьян. Но Негласный комитет Александра I решил, что «при данном состоянии страны» такая грамота несвоевременна. Это ярко иллюстрировало осторожность молодых друзей Александра, которых их враги называли якобинской шайкой. «Старый бюрократ» Воронцов оказался либеральнее их.

    «Либерал» Мордвинов считал, что лучшим средством ограничить самодержавную власть будет создание в России независимой аристократии. Для этого, по его мнению, надо было продать или раздать дворянству значительную часть казенных земель. Освобождение крестьян, по его мнению, могло свершиться только по желанию дворянства, а не «царским произволом». Мордвинов стремился создать такой экономический строй, при котором дворянство признало бы невыгодным подневольный труд крепостных и само отказалось бы от него. Он предлагал дать право владеть недвижимостями разночинцам, надеясь, что они создадут фермы с наемным трудом, которые, станут эффективнее крепостного хозяйства и побудят помещиков упразднить крепостничество.

    Зубов шёл дальше. Стремясь восстановить старый, более льготный для народа и исторически верный юридический взгляд о крепости крестьян земле, а не лицу помещика , он предлагал запретить продажу крепостных без земли. (Александр действительно запретил Академии наук принимать объявления о такой продаже). Зубов также советовал, чтобы Александр I запретил помещикам владеть дворовыми - людьми, которых дворянство по своему произволу оторвало от земельных участков и обратило в личную домашнюю прислугу. Однако Новосильцев в Негласном комитете категорически выступил против этого, считая нужным «не торопиться» с мерами против крепостничества, чтобы «не раздражать помещиков». Крайне нерешительным оказался и якобинец Лагарп, который советовал «прежде всего распространить в России просвещение». Чарторыйский, напротив, настаивал, что крепостное право есть такая гадость, в борьбе с которой не следует ничего опасаться. Кочубей указывал Александру I, что по мордвиновскому проекту государственные крестьяне получат важное право владеть недвижимостями, а помещичьи крестьяне окажутся обойденными. Строганов убеждал не бояться дворянства, которое политически слабо и не умело защитить себя в царствование Павла. Зато крестьянские надежды, по его мнению, было опасно не оправдать.

    Однако эти убеждения не поколебали ни Александра I, ни Новосильцева. Проект Зубова не был принят. Но Александр одобрил идею Мордвинова дать недворянам право покупать ненаселенные земли. Указом 12 дек. 1801 г. купечеству, мещанству и государственным крестьянам было дано право приобретать земельные недвижимости. С другой стороны, помещикам в 1802 было дозволено вести заграничную оптовую торговлю с уплатой гильдейских повинностей. (Позже, в 1812 и крестьянам разрешили торговать от собственного имени, с уплатой требуемых пошлин.) Однако крепостное право Александр I решил упразднять лишь медленно и постепенно, и никаких практических путей к этому Комитет не наметил.

    Вопросов развития торговли, промышленности и земледелия Комитет почти не касался. Зато он занялся вопросом преобразования центральных органов управления, которое было крайне необходимым, ибо Екатерина II, переустроив местные учреждения и упразднив почти все коллегии, не успела преобразовать органов центральных. Это создавало сильную путаницу в делах, отчасти поэтому правительство Александра I не имело точных сведений о состоянии страны. 10 февраля 1802 Чарторыйский представил Александру I доклад, где указывал на необходимость строгого разделения компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства. Он советовал чётко разграничить компетенции Непременного совета и Сената. Сенат, по Чарторыйскому, должен был ведать лишь спорные дела, административные и судебные, а Непременный совет следовало преобразовать в совещательное учреждение для рассмотрения важных дел и проектов законов. Чарторыйский предлагал Александру I поставить во главе каждого из отдельных ведомств высшей администрации единоличного министра, ибо в созданных Петром I коллегиях ни у кого нет личной ответственности ни за что. Таким образом, именно Чарторыйскому принадлежал почин одной из главнейших реформ Александра I - учреждения министерств.

    1.1 Учреждение министерств (1802)

    Комитет единогласно одобрил идею создания министерств. Манифестом 8 сентября 1802 были учреждены министерства: иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие оставшимся еще в то время коллегиям, и совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения и юстиции. По инициативе Александра I к ним было добавлено еще министерство коммерции. В петровских коллегиях дела решались по большинству голосов их членов. Министерства же основывались на принципе единоначалия их главы, который и отвечал перед царём за работу своего ведомства. В этом и состояло главное отличие министерств от коллегий. Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь в общие совещания, составлять «комитет министров», в котором часто присутствовал и сам государь. Все министры присутствовали в Сенате. В некоторых министерствах члены Негласного комитета заняли должности министров или товарищей министра (так, граф Кочубей стал министром внутренних дел, а граф Строганов - его товарищем). Учреждение министерств стало единственной, вполне самостоятельной и доведенной до конца работой Негласного комитета Александра I.

    1.2 Указ о вольных хлебопашцах (1803)

    Александр I всё же предпринял некоторые робкие шаги, призванные показать его сочувствие мысли об освобождении крестьян. 20 февраля 1803 был издан указ о «вольных хлебопашцах» (1803), который давал дворянам право на известных условиях освобождать своих крепостных с обеспечением их собственной землей. Условия, заключенные между помещиками и крестьянами, утверждались правительством, после чего крестьяне входили в особое сословие свободных хлебопашцев, которые уже не считались ни частновладельческими, ни государственными крестьянами. Александр I надеялось, что таким путем добровольного освобождения поселян помещиками постепенно совершится упразднение крепостного права. Но лишь очень немногие дворяне воспользовались этим способом отпуска крестьян на волю. Во все царствование Александра I в свободные хлебопашцы было зачислено менее 50 тыс. человек. Александр I также прекратил дальнейшую раздачу помещикам населенных имений. Положением о крестьянах Лифляндской губернии, утвержденным 20 февраля 1804 г., была облегчена их участь.

    2. Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

    2.1 Эпоха либеральных преобразований. Негласный кабинет

    Вся эта работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в Негласном кабинете, где собрались ближайшие сановники царя, так называемые "молодые друзья" Александра I: П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыский и Н.Н.Новосильцев -- приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет с 1801 по 1805 год и занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. В 1801 году было разрешено приобретать и продавать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам, что имело некоторое значение для развития буржуазных элементов в недрах феодального строя.

    2.2 Министерская реформа, реформа Сената

    реформа государственный политика просвещение

    Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия. Введение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и таким образом упорядочивало и укрепляло старую чиновничье-бюрократическую систему управления. В качестве министров и их помощников получили назначения как представители старшего поколения дворянства, так и "молодые друзья", что выражало политическое единство дворянских кругов.

    Попытки расширить права Сената по наблюдению за законностью оказались в противоречии с единоличным монархическим началом. Поэтому Сенат стал лишь высшим судебным органом империи.

    2 .3 Меры в области просвещения

    Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища. В 1804 году был открыт четвертый по счету российский университет -- в Харькове (уже существовали университеты в Москве, Вильно, Дерпте), намечалось открытие университета в Казани. В управлении университетов лежало выборное начало -- ректор и его помощники избирались на съезде профессоров.

    Расширенная программа в области просвещения диктовалась насущной необходимостью государства в хорошо подготовленных чиновниках, в кадрах для развивающейся торгово-промышленной деятельности, военными потребностями страны.

    2 .4 М.М. Сперанский и его план государственных преобразований

    Правительство Александра I настойчиво пыталось привлечь внимание общественности страны к новым либеральным планам. При императоре выдвигается фигура нового государственного деятеля -- М.М. Сперанского. В период в 1803 по 1807 год он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 г. -- статс-секретарь императора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции. В 1809 г. по поручению императора М.М. Сперанский подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность чиновников, разделение властей и др.). По проекту М.М. Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. С 1810 года стал действовать, в соответствии с проектом М.М. Сперанского, Государственный совет. Однако принципа разделения властей Сперанский провести не смог. Государственный совет из промежуточного органа превратился в назначаемую сверху законодательную палату.

    Деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки и последующей высылки в 1812 г. Несмотря на ссылку, в 1819 г. М.М. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири и инициатором реформ ее управления. Спустя два года он был возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета, образованного в 1810 г. по его же инициативе. Под руководством М.М. Сперанского были составлены "Полное собрание законов Российской империи" в 45-ти томах, "Свод законов Российской империи" в 15-ти томах. Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя всем было ясно, что предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами прежней феодально-абсолютистской монархии.

    2.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

    Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность. Н.М.Карамзин метко назвал его "министерством затемнения". Во главе его в 1816 году был поставлен обер-прокурор Синода А.Н.Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза -- евангелие, религия, мистика. Обучение в университетах и других учебных заведениях России отныне строилось на основе Священного писания. Все, что не совпадало с догматами Евангелия, изгонялось из преподавания.

    Высшие учебные заведения, в которых, по мнению А.Н.Голицына, обнаруживалась крамола, подвергались разгрому. Вводилась свирепая цензура, запрещалось публиковать сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны.

    Реакционная политика правительства Александра I в области просвещения и культуры -- это также проявление аракчеевщины, то есть того политического режима, который установился в России в 1815-1825 годах. Это было господствующим направлением внутренней политики самодержавия после Отечественной войны 1812 года.

    2 .6 Послевоенные реформы

    Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную сериюреформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России,для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем неменее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23.

    3. Кончина Александра I и оценка его царствования

    Последние годы своей жизни император Александр проводил большей частью в постоянных разъездах по самым отдаленным углам России или же почти в полном уединении в Царском Селе. В это время главным предметом его забот был вопрос греческий. Восстание греков против турок, вызванное в 1821 г. Александром Ипсиланти, состоявшим на русской службе, и возмущение в Морее и на островах Архипелага вызвали протест со стороны императора Александра. Но султан не верил искренности такого протеста, а турки в Константинополе перебили многих христиан. Тогда русский посол, бар. Строганов, оставил Константинополь. Война была неминуема, но, задержанная европейскими дипломатами, разразилась лишь после смерти государя. Император Александр умер 19 ноября 1825 в Таганроге, куда сопровождал супругу свою императрицу Елизавету Алексеевну для поправления ее здоровья.

    В отношении императора Александра к греческому вопросу довольно ярко сказались особенности той третьей стадии развития, какую переживала созданная им политическая система в последнее десятилетие его царствования. Система эта первоначально выросла на почве отвлеченного либерализма; последний сменился политическим альтруизмом, который в свою очередь преобразовался в религиозный консерватизм.

    Подводя итог 25-летнего правления Александра I можно сделать следующие выводы. Несмотря на либеральный настрой императора в первые годы своего царствования и разработку проектов освобождения крестьян и конституции по инициативе царя особых изменений в стране сделано не было. Страна продолжала оставаться неразвитой капиталистически, практически не было акционерных обществ, мало банков, оставался неразрешенным вопрос крепостного права, личных свобод, что обусловливало отставание России от Запада. Тем не менее, необходимость перемен ощущалась всем обществом, как дворянством (о чем говорит организация нескольких тайных обществ, ставивших своей целью изменение пути исторического развития России), так и крестьянами, недовольными своим положением особенно после самоотверженной борьбы против наполеоновской армии.

    Заключение

    Первые манифесты Александра I свидетельствовали о новой политике. Они провозглашали стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, объявление амнистии и восстановление в должностях лиц, репрессированных при Павле I.

    Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов, коммерции и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получили единую структуру и строились на принципе единоначалия.

    Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты -- с установлением преемственности этих ступеней. Открывались новые гимназии и уездные училища.

    Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения, учрежденное в период быстро завершившихся либеральных преобразований Александра I в начале его царствования, превратилось в свою противоположность.

    Список литературы

    1. История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова - М.: Просвещение, 1998. - 609 с.

    2. История России: народ и власть. - СПб.: Лань, 2002. - 799 с.

    3. История царствования императора Александра I и Россия вего время. Богданович М. И.. СПб., 1869-71. Т. 1-6. - 564 с.

    4. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Шильдер Н. К. СПб., 1904-05. Т. 1-4. - 609 с.

    5. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. СПб., 1912. Т.1-2. - 656 с.

    6. Российское законодательство X -XX веков. В 9 т. М.: Просвещение, 1985. - 1387 с.

    7. Хрестоматия по истории государства и права России. Титов Ю. П. - М.: Прогресс, 2004. - 980 с.

    8. www.wikipedia.org.ru

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Предпосылки и причины военных реформ в России середины XIX века. План военных преобразований. Характеристика реформ в области организации, комплектования армии и управления войсками. Перевооружение армии, основные изменения в области подготовки войск.

      курсовая работа , добавлен 28.11.2011

      Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Реформы в области народного просвещения. Предпосылки, история создания и функционирования земской реформы. Принципы судоустройства и судопроизводства. Усовершенствование системы военного управления.

      презентация , добавлен 16.12.2012

      Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

      курсовая работа , добавлен 22.02.2012

      Предпосылки петровских реформ. Реформы Петра Великого. Военная реформа. Административная реформа. Экономическая реформа. Итоги реформ. Цель работы - проанализировать ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России.

      курсовая работа , добавлен 24.10.2005

      Предпосылки и основные причины крестьянской реформы 1861 года, содержание изменений правового положения крестьянства. Сущность земской и городской реформ. Формирование принципов буржуазного судопроизводства. Особенности судебной реформы 1864 года.

      курсовая работа , добавлен 26.06.2012

      Анализ становления и развития конституционной традиции в России. Характеристика проекта М.М. Сперанского "План государственных преобразований". Особенности разделения властей и разделения сословий (высший, низший класс) согласно "конституции" Сперанского.

      доклад , добавлен 05.03.2010

      Изучение предпосылок и последовательности осуществления реформ в области местного управления в 1889-1904 годах. Вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах в 1904-1905 гг. Оценка результатов проведенных реформ.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2013

      Управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных экономических системах. Проблемы разнообразия форм собственности на землю и развития современного российского законодательства в сфере земельных отношений. Анализ земельной реформы в России

      контрольная работа , добавлен 13.01.2009

      Административные реформы Великобритании, Франции, Германии и США. Общие черты административных реформ западных стран. Подготовка административной реформы в современной России. Перспективы современных административных реформ в ведущих странах мира.

      курсовая работа , добавлен 31.05.2010

      Определение законов государственных и гражданских. Обзор устройства державной власти, судебного и законодательного порядка. Права подданных и разделение сословий. Осуществление реформ и причины неудач проектов М.М. Сперанского. Преобразование финансов.

    Александр I

    Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
    Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой - никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

    • 1777,12 декабря - родился. Отец - великий княз Павел Петрович, мать - великая княгиня Мария Феодоровна.

      Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

    • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

      …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

    • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

      Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

    • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
    • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
    • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
    • 1794, 6 ноября - смерть Екатерины II. Новым императором стал Павел I; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
    • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
    • 1801, ночь с 11 на 12 марта - дворцовый переворот, в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
    • 1801, 12 марта - новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

      Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения. Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

      В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

    • 1802-1807 - дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
    • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россиия и Франция превратились из врагов в союзников
    • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
    • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
    • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
    • 1812, 17 марта - главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
    • 1812-1813 - Отечественная война с Наполеоном
    • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
    • 1814, 25 июля - Александр I вернулся в Петербург
    • 1814-1821 - Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
    • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
    • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
    • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
    • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

    Причины, которые требовали от Александра I реформ

    • крепостное право
    • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
    • нечёткая система управления страной

    В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

    Реформы Александра Первого. Кратко

    Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либеральногогосударственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

    • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
    • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых - министры - единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
    • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
    • 20 февраля 1803 - указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
    • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
    • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
    • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
    • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
    • 1804 - издание либерального цензурного устава
    • 10 марта 1809 - принят указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
    • 1 января 1810 г. - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
    • 1816 - Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
    • 1817 - Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
    • 1818 - указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
    • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

    В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

    Окончание реформ Александра I

    Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой - военные поселения, с одной - возвращение из опалы Сперанского, с другой - возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение - все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

    (С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории)

    Ещё статьи

  • Факты Русско-турецких отношений
  • Война 1812 года
  • Восстание декабристов 1825 года
    1. бессословность учебных заведений;
    2. бесплатность обучения на низших его ступенях;

    Уровни системы образования:

    • университет
    • гимназия в губернском городе
    • уездные училища

    Главное управление училищ .

    2.4

    Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями . Над попечителями были учёные советы при университетах.

    Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

    1804 год — Университетский устав

    1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

    Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

    .

    Реформа в области образования

    Личность и политика Александра 1

    Личность

    Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века. Вся его политика была достаточно чёткой и продуманной. Аристократ и либерал, одновременно загадочный и известный, он казался своим современникам тайной, которую каждый разгадывает по своему представлению. Наполеон считал его «изобретательным византийцем», северным Тальма, актёром, который способен играть любую заметную роль. Известно даже, что Александра I при дворе называли «Загадочный Сфинкс». Высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Свободно владел тремя европейскими языками. Имел прекрасное воспитание и блестящее образование.

    Другой элемент характера Александра I сформировался 23 марта 1801, когда он взошёл на престол после убийства его отца: загадочная меланхолия, готовая в любой момент перейти в экстравагантное поведение. В начале эта черта характера никак не проявлялась - молодой, эмоциональный, впечатлительный, одновременно благожелательный и эгоистичный, Александр с самого начала решил сыграть великую роль на мировой сцене и с юношеским усердием принялся за реализацию своих политических идеалов. Временно оставляя при должности старых министров, которые сбросили императора Павла I, один из первых его указов назначил т. н. негласный комитет с ироничным названием «Comité du salut public» (отсылает к французскому революционному «Комитету общественного спасения»), состоящий из молодых и полных энтузиазма друзей: Виктор Кочубей, Николай Новосильцев, Павел Строганов и Адам Чарторыйский. Этот комитет должен был разработать схему внутренних реформ. Важно заметить, что либерал Михаил Сперанский стал одним из самых близких советников царя и составил множество проектов реформ. Их цели, основанные на их восхищении английскими установлениями, намного превосходили возможности того времени и даже после того, как их возвели в ранги министров, лишь малая доля их программ была реализована. Россия не была готова к свободе, и Александр, последователь революционно настроенного Лагарпа, считал себя «счастливой случайностью» на престоле царей. Он говорил с сожалением о «состоянии варварства, в котором находилась страна из-за крепостного строя».

    Политика

    Алекса́ндр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) - император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

    В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-1812 годы временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806-1812 годы), Персией (1804-1813) и Швецией (1808-1809 годы). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801 год), Финляндии (1809 год), Бессарабии (1812 год), бывшего герцогства Варшавского (1815 год). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813-1814 годы антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-1815 годов и организаторов Священного союза.

    В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году.

    Внутренняя политика А. 1 (до 1812).

    Реформа высших органов управления

    Негласный комитет

    С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князьА. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801-1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа ». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

    Государственный совет

    Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы ЕкатериныГосударственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проектуМ. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован вГосударственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

    Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача - централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

    Сенат

    8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

    В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

    Святейший Синод

    Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

    С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

    Министерская реформа

    8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа - было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленныеПавлом I:

    • иностранных дел,
    • военных сухопутных сил,
    • морских сил,
    • внутренних дел,
    • финансов,
    • юстиции,
    • коммерции,
    • и народного просвещения.

    Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

    12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года - «Общее учреждение министерств».

    Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном » на пять главных частей:

    • внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
    • устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
    • государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
    • устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
    • устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

    Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления - министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.

    Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

    Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

    В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов » был представлен императору.

    Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путём введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

    Сословия:

    1. дворянство имеет гражданские и политические права;

    2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) - купцы, мещане, государственные крестьяне.

    3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

    Разделение властей:

    • законодательные органы:
    • Государственная дума
    • губернские думы
    • окружные думы
    • волостные думы
    • исполнительные органы:
    • Министерства
    • губернские
    • окружные
    • волостные
    • судебные органы:
    • Сенат
    • губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)
    • окружные (гражданские и уголовные дела).

    Выборы - четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики - землевладельцы, верхи буржуазии.

    При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

    • сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.
    • министры назначаются императором.
    • состав Сената назначается императором.

    Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

    К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената , а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

    Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

    1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров - министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

    2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

    Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

    Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

    Таким образом из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

    Финансовая реформа

    По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга - 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит - 66 млн ассигнаций.

    Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее - повышать все налоги (прямые и косвенные).

    Реформа в области образования

    В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений , внёсшее новые принципы в систему образования:

    1. бессословность учебных заведений;

    2. бесплатность обучения на низших его ступенях;

    Реформы Александра I

    преемственность учебных программ.

    Уровни системы образования:

    • университет
    • гимназия в губернском городе
    • уездные училища
    • одноклассное приходское училище.

    Всей системой образования ведало Главное управление училищ . Образовано 6 учебных округов, возглавляемыхпопечителями . Над попечителями были учёные советы при университетах.

    Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба - 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

    1804 год - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

    1804 год - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

    Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 году - Царскосельский, в 1817 году - Ришельевский в Одессе, в 1820 - Нежинский.

    В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения .

    В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

    В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

    Анализ преобразований Петра Великого

    2.4 Реформы в области образования и культуры

    Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры ("от сотворения Адама") на "от Рождества Христова".7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова…

    Биография и правительственная деятельность Петра І

    3.6 Реформы в области образования и науки

    Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования. В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа…

    Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь 1-й четверти XVIII века: результаты и последствия

    Реформы в области науки, образования, культуры по европейскому образцу

    Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Пётр с большим уважением относился к наукам и учению. Во время второго заграничного путешествия в 1717 года ему было присвоено звание почётного члена французской Академии наук…

    Образование Российского централизованного государства в IV-V вв.

    1.2 Предпосылки образования Российского централизованного государства в области аграрных отношений

    Огромным тормозом в развитии сельского хозяйства являлась феодальная раздробленность.

    В летописных сводах встречаются сведения о неурожаях, приводивших к повышению цен на хлеб, а в ряде случаев — к страшному голоду. В них мы видим…

    Петровские реформы и начало модернизации российского общества

    РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.

    Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения

    ГЛАВА 2.

    Реформы Александра I

    ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

    Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля)…

    Развитие среднего и высшего образования в России в конце XVIII–первой половине XIX века

    Глава 1. Политика правительства в области среднего и высшего образования во второй половине XIII-начале XIX века

    Реформы 60-70-х годов XIX века: предпосылки и последствия

    3.5. Реформы в области народного образования и печати.

    Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование…

    Реформы Александра II

    2.10 Реформы в области народного образования и печати

    Реформы 60-х годов в области образования и печати были неразрывно связаны с теми преобразованиями, которые последовали вслед за крестьянской реформой 1861 года…

    Реформы П.А. Столыпина

    3. Реформа образования

    Российские политические реформы XV-XVIII века

    3.3 Реформа образования

    Серьезные изменения происходят в системе образования. Еще до земской реформы после одобрения Государственным советом 18 июня 1863 г. императором был утвержден новый Университетский устав…

    Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века

    Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

    Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле…

    Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв

    1.4 Реформы в области образования и культуры

    Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям…

    Эпоха великих реформ

    2.4. Реформы в области народного образования (1863 — 1864)

    За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование…

    Эпоха Петра Великого

    4) Реформа в области культуры и быта.

    Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами…