Страницы истории. Перелёты с пересадкой

Судебная практика и законодательство - "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)" (утв. Правительством РФ 14.05.2015 N 2914п-П13)

Развитие концепции непрерывного образования через модернизацию заочного образования, создание национального портала "Открытое образование" установлено в рамках "Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)", утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г.


Реализация проекта способствует достижению стратегически значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г.) и следующим документам:


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 г., а также иными стратегическими документами, приоритетными в сфере развития минерально-сырьевой базы, определены следующие направления государственной политики.


В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.

В состав Российской Федерации входят 87 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 территориальных областей, одна автономная область, 10 автономных округов, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действуют на всей территории РФ. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем это не означает, что у субъектов Федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами.

Например, в ст. 72 Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ (наряду с другими вопросами) находятся координация международных и внешнеэкономических связей РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона.

Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:

    координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;

    формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

    получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных
    доходов субъектов РФ, их использование и погашение;

    выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;

    координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

    информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

    Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:

    осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;

    формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;

    предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;

    создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;

    заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;

    С целью реализации своих полномочий в ряде субъектов Российской Федерации были приняты специальные законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность. Например, еще в 1992 г. в Республике Бурятии был принят местный закон «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Бурятия». Позже аналогичные законы были приняты в республиках Башкортостан и Татарстан.

    В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты специальные законы, направленные на усиление инвестиционной привлекательности своих регионов, например, в Новгородской, Ивановской, Челябинской, Оренбургской, Пермской областях, республиках Татарстан, Бурятии, Мордовии. В этом отношении лидирует Новгородская область, где объем иностранных инвестиций на одного жителя существенно превышает среднее значение по России. В некоторых регионах иностранные инвесторы, вложившие деньги в производство товаров, оказание услуг, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, начисляемых в региональный бюджет, и (или) на имущество.

    Рассмотрим организацию управления внешнеэкономической Деятельностью на примере Краснодарского края.

    В крае, как и в других регионах России, действуют три ветви власти: законодательная - областная дума, являющаяся представительным органом власти; исполнительная - губернатор и правительство края; судебная, представленная системой судов (общих, арбитражных, третейских). В крупнейшем городе Краснодарского края - Краснодара действуют соответственно городская дума, администрация города, суды.

    Управление в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне региона в Краснодарском крае осуществляет Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края, который непосредственно подчиняется губернатору Краснодарского краю Ткачеву А.

    Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края.

    Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, а также настоящим Положением о департаменте экономического развития, инвестиций внешних связей Краснодарского края.

    Департамент осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

    Основными задачами Департамента являются в сфере внешнеэкономической деятельности:

    формирование стратегии привлечения инвестиций;

    работа по позиционированию Краснодарского края в России и за рубежом;

    формирование стратегии экономического развития края на основе инновационных и информационно-коммуникационных технологий;

    повышение эффективности бюджетных инвестиций в экономику края;

    реализация региональной инвестиционной политики;

    обеспечение в установленном порядке продвижения инвестиционных проектов;

    координация международной, внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности органов исполнительной власти края;

    обеспечение взаимодействия администрации Краснодарского края с Министерством иностранных дел Российской Федерации в рамках проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации;

    координация деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации»;

    Департамент:

    осуществляет разработку основных направлений и принципов региональной экономической политики;

    осуществляет анализ социально-экономического развития края в сравнении с другими субъектами Российской Федерации;

    совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти осуществляет проработку вопросов, связанных с внесением предложений по совершенствованию тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, организаций;

    осуществляет меры по привлечению инвестиций в экономику края, обеспечивает проработку инвестиционных проектов в муниципальных образованиях, взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти края, инвестиционными фондами, банками, страховыми компаниями;

    осуществляет работу по формированию стратегии привлечения инвестиций, позиционированию Краснодарского края на международных и российских рынках, привлечению консалтинговых фирм, имеющих опыт проведения информационных и имиджмейкерских компаний на международном уровне;

    участвует в подготовке и проведении международных мероприятий на территории Краснодарского края, форумов, конференций, совещаний, семинаров, выставок в Российской Федерации и за рубежом по вопросам, имеющим отношение к деятельности департамента;

    формирует базу инвестиционных проектов края, составляет и обновляет краевой каталог инвестиционных проектов;

    содействует увеличению экспортного потенциала, совершенствованию структуры экспорта края, повышению эффективности экспортно-импортных операций организаций Краснодарского края;

    координирует деятельность и организует работу исполнительных органов государственной власти Краснодарского края по открытию представительств Краснодарского края за рубежом;

    организует информационно-справочное обеспечение торговых и дипломатических представительств Российской Федерации за границей об объемах и перспективах торгово-экономического сотрудничества Краснодарского края с иностранными партнерами;

    осуществляет в установленном порядке мониторинг деятельности предприятий с иностранными инвестициями;

    организует работу по заключению и выполнению соглашений между Краснодарским краем и административно-территориальными образованиями иностранных государств и международных договоров Российской Федерации в части, касающейся интересов Краснодарского края;

    разрабатывает соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве Краснодарского края с субъектами Российской Федерации с целью укрепления единого экономического пространства, развития межрегионального взаимодействия между хозяйствующими субъектами, увеличения объемов взаимных поставок продукции и товаров;

    оказывает содействие исполнительным органам государственной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления, организациям и гражданам Краснодарского края в осуществлении международного, торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества с иностранными партнерами;

    взаимодействует с представительствами МИД Российской Федерации в г. Краснодаре и г. Сочи по вопросам, касающимся деятельности Департамента;

    готовит справочно-информационные материалы о международном, торгово-экономическом сотрудничестве края с отдельными иностранными государствами;

    оказывает в пределах установленной компетенции содействие и государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Краснодарского края;

    разрабатывает план мероприятий по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых на территории Краснодарского края, и осуществляет контроль за его выполнением;

    осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципальных образований;

    координирует работу групп сопровождения инвестиционных проектов, сформированных в органах исполнительной власти Краснодарского края;

    проводит ежеквартальный мониторинг реализации инвестиционных проектов Краснодарского края;

    оказывает консультационную помощь организациям в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, в том числе претендующих на государственную поддержку;

    организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления края по вопросам согласований и выдачи заключений по инвестиционным проектам;

    изучает и обобщает отечественный и зарубежный опыт лицензирования отдельных видов деятельности, участвует в мероприятиях по обмену опытом работы;

    проводит в установленном порядке экспертизу по представленным инвестиционным проектам;

    вносит предложения по вопросам совершенствования нормативного правового обеспечения в сфере экономики.

    Внешнеторговый оборот Краснодарского края в 2005 году составил 2,889 млрд. долларов США. Среди субъектов Южного Федерального Округа это второй показатель после Ростовской области. Доля предприятий Краснодарского края в товарообороте ЮФО в 2005 г. составила 28,3 %. Товарооборот возрос относительно 2004 г. на 1.0 млрд. долл. США. По итогам года в торговле участников ВЭД сложилось положительное сальдо торгового баланса, составившее 202,2 млн. долл. США.

    Доминировали во внешней торговле страны дальнего зарубежья с долей 88,3%. Основными торговыми партнерами за прошедший период являлись Турция (644,7 млн. долл. США), Италия (176,5 млн. долл. США), Франция (177,5 млн. долл. США), Египет (160,7 млн. долл. США), Германия (122,4 млн. долл. США), США (106.7 млн. долл. США), Украина (141,6 млн. долл. США).

    Экспорт

    По данным таможенной статистики участниками внешнеэкономической деятельности края в январе-декабре 2005 года осуществлено экспортных операций на 1,54 млрд. долл. США, или 171% к объемам предыдущего года.

    В структуре экспорта распределение между странами дальнего зарубежья и СНГ составляет 87,8% и 12,2% соответственно. Со странами дальнего зарубежья экспорт оценивается в 1,36 млрд. долларов США, со странами СНГ — 189,1 млн. долларов США.

    По итогам 2005 года основное место в товарной структуре экспорта занимают:

    минеральные продукты (44,5%);

    продтовары и сырье для их производства (27,7%);

    металлы и изделия их них (14%);

    древесина и изделия из нее (4,2%);

    машиностроительная продукция (4,1%);

    продукция химической отрасли (4,1%).

    Минеральной продукции из края за год экспортировано почти на 688,2 млн. долл. США. Более чем на 94% она представлена нефтепродуктами, реципиентами которой, преимущественно, выступали страны дальнего зарубежья.

    Разнообразен ассортимент экспортируемых продовольственных товаров и сельхозсырья. Стоимостные объемы за 12 месяцев составили 427,8 млн. долларов США, увеличившись относительно прошлого года почти вдвое. Главным образом рост связан с увеличением злаков (305.4 млн. долларов США).

    216,3 млн. долларов приходится на экспорт металлов и изделий из них, из которых 91% — черные металлы. Более чем на 90% экспорт представлен ломом.

    Крупнейшими торговыми партнерами по закупке продукции в крае выступают Турция (22,1%), Египет (8,6%), Италия (8,4%), Франция (8,0%).

    Импорт

    Объем внешней торговли предприятий края в ее импортной части составил в январе-декабре 2005 года 1,34 млрд. долларов США. Стоимостные объемы импорта возросли относительно 2004 г. более чем на треть.

    Из стран дальнего зарубежья за год импортировано продукции на 1195,1 млн. долл. США, из стран СНГ — на 148,1 млн. долл. США.

    Основу импорта отчетного периода составили продовольственные товары (46,4% в товарной структуре, 623,9 млн. долл. США), машиностроительная продукция (22%, 294,0 млн. долл. США), химическая продукция (10,5%, 140,7 млн. долл. США), металлы и изделия из них (7,6%, 102.6 млн. долл. США), текстиль (4,4%, 59,4 млн. долл. США).

    Крупнейшими торговыми партнерами по поставке продукции в край были: Турция (продукты питания, табачное сырье, химическая продукция и т.д.), Германия (продукты питания, химическая продукция, различная техника и оборудование), Китай (консервированные овощи, изделия из пластмасс, обувь, электрическое оборудование), Бразилия (сахар, табачное сырье). По-прежнему разнообразен ассортимент продукции, закупаемой в Украине — от продуктов питания до продукции машиностроительной отрасли.

    2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТКРЫТОСТЬ. ВИДЫ И ДИНАМИКА

    Конец XX — начало XXI века отмечены для мировой экономики значительным ускорением процессов международной экономической интеграции, отходом большой группы стран от политики внешнеэкономической закрытости, основанной на протекционизме и импортозамещении, в пользу внешней ориентации.

    После начала Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ в 1986 году более 60 развивающихся стран в одностороннем порядке снизили импортные торговые барьеры. Все больше стран — развитых и развивающихся — осуществляют либерализацию импорта, оказывают поддержку экспорту, поощряют иностранные инвестиции и снижают ограничения на движение капиталов. Такая стратегия обеспечила основу для роста благосостояния промышленно развитых стран и выдвинула ряд стран с развивающимися экономиками в число ведущих стран по объемам внешней торговли и импорта прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ).

    К числу основных типов интеграционных соглашений следует отнести:

    зону свободной торговли (free trade zone);

    таможенный союз (custums union);

    общий рынок (common market);

    экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз: economic and monetary union);

  • полную экономическую и политическую интеграцию.

    Рассмотрим каждый из выделенных типов подробнее.

    Зона свободной торговли. Под ней принято понимать такую форму соглашений, при которой его участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношениях друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.

    Таможенный союз . Основное отличие от зоны свободной торговли заключается в том, что участники таможенного союза не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран. Согласно статье XXIV ГАТТ, таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (переросшее позже в Европейский союз), а также Меркосур, формирующийся в рамках ЕврАзЭС Таможенный союз пяти государств СНГ (Россия — Белоруссия — Казахстан — Киргизия — Таджикистан). При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран — участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении. Продукции.

    Таможенный союз - по-своему достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более сложным формам торгово-экономических союзов.

    Общий рынок . В дополнение к условиям таможенного союза общий рынок предполагает устранение препятствий для свободного перемещения в рамках стран-участниц всех факторов производства. Сказанное предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, а также развитие институциональных основ интеграции, общих органов управления объединительными процессами.

    Однако и в этом случае мы вправе говорить о действии тех же факторов, которые привели нас от зоны свободной торговли к общему рынку, В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки ряда стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию разделения труда и специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора экономии от увеличения масштабов производства. Вместе с тем этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. Последний допускает наличие в данной области полного разнобоя со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, решить которые можно лишь при условии перехода к более сложным формам торгово-экономических союзов.

    Экономический союз . Данная форма предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участницами. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика.

    Обратим внимание на то, что как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки все более широкого круга вопросов. Данный процесс получает свое определенное логическое завершение в рамках комплексной и более сложной формы - экономического и валютного союза.

    Валютный союз - создание единой региональной валютной системы, включая создание единого банка, введение единой валюты. Обеспечивается согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и проч.

    Полная экономическая и политическая интеграция . В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в заdершенное экономическое и политическое целое. Это предполагает де просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики на основе унификации законодательной базы.

    На этом этапе постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного конфедеративного государства.

    В данной работе рассмотрены направления и формы деятельности субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности.

    Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты.

    Полномочия субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности в значительной степени определяются федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы: координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ; формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности; получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных
    доходов субъектов РФ, их использование и погашение; выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ; координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

    Глобальная тенденция к рыночной открытости проявляется в мировой экономике в различных формах. Во-первых, в последние годы отмечается бурный рост числа региональных торговых соглашений, что само по себе является реакцией на расширение региональных торговых и инвестиционных связей. Так, в 1990-1994 годы в рамках ГАТТ/ВТО были нотифицированы 33 региональных торговых соглашения, что составляет третью часть всех региональных соглашений, заключенных за период с 1948 года. Во-вторых, наблюдается настоящий бум двусторонних соглашений о защите инвестиций. Из общего числа 1600 соглашений половина была заключена в 1990-е годы. В-третьих, расширяется список стран, стремящихся к вступлению в ВТО. Только за период с 1986 по 1998 год к ГАТТ/ВТО присоединились 32 страны

    Главная причина углубления процессов внешнеэкономической открытости стран и регионов в мировой экономике состоит в том, что в результате либерализации торговли и инвестиций страны получают ощутимые выгоды, которые сказываются на благосостоянии и отражаются на росте доходов на душу населения.
    СИСТЕМА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Основные направления совершенствования механизмов формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации Какой орган исполнительной власти РФ является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ?. Функции уполномоченного федерального органа в части регулирования аудиторской деятельности (см. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросе государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации») Роль внешнеэкономической деятельности для современной российской экономики Неналоговые доходы как источники финансирования бюджета Российской Федерации

    2013-12-29

Мыс Глостер

Утром 26 декабря 1943 г. началась высадка 1-й дивизии морской пехоты на мыс Глостер на западной оконечности о. Новая Британия. Предварительно район высадки основательно «обработали» американская авиация и корабельная артиллерия. Когда десантно-высадочные средства подошли к берегу примерно на 400 м, с двух пехотно-десантных судов и нескольких плавающих транспортеров произвели залпы реактивных установок. Внезапность высадки вполне удалась, и десантно-высадочные средства успешно достигли берега под прикрытием дымовой завесы. Морские пехотинцы 7-го полка 1-й дивизии оказались не на самом удобном берегу с узким пляжем и заболоченной почвой, но все же быстро захватили плацдарм, организовали его оборону по периметру и двинулись в глубь острова, чтобы занять аэродром - главную цель десанта. «Почти сразу же наши солдаты натолкнулись на блокирующий дорогу ДОТ, который внезапно открыл огонь. Потери стали быстро расти, - пишет об этом эпизоде Ф. Хаф в книге „Война на островах“. - Некоторое время положение оставалось довольно серьезным… Наконец туда прибыл плавающий транспортер с боеприпасами, и его экипаж вызвался атаковать два ДОТа, расположение которых было установлено достаточно точно. Ведя пулеметный огонь, транспортер с ревом прокладывал себе путь через густые заросли, пока не застрял между двумя огромными деревьями. Из джунглей немедленно выскочила группа японцев. Пулеметчики скосили нескольких, но остальные добрались до машины прежде, чем поддерживающее ее подразделение смогло их остановить. Водителю удалось высвободить транспортер и вместе с подоспевшим подкреплением ликвидировать оба ДОТа. Всего в ходе операции транспортеры уничтожили по меньшей мере три ДОТа, бульдозеры - два». Война есть война, и транспортным и специальным машинам нередко приходится играть роль боевых и даже не без успеха. В данном случае плавающий транспортер оказался единственной вездеходной машиной, способной «продвинуть пулеметы» к самому объекту атаки, и он с этой ролью справился. Тот же Хаф описывает применение плавающих транспортеров в глубине острова. На исходе дня 9 января, во время затянувшейся атаки высоты 201 к югу от захваченного плацдарма командир 3-го батальона 5-го полка морской пехоты решил подтянуть к самым японским позициям 37-мм противотанковую пушку - самое тяжелое оружие, которое еще можно было продвигать по этой местности. Пушку подтянули транспортером так близко, как было возможно, дальше солдаты катили ее вручную, обстреливая мешающие им огневые точки японцев картечью, и так проложили дорогу к гребню высоты.

Затем последовал десант на полуостров Вийоме, выдающийся на север от Новой Британии. Целью также был захват аэродрома - возле населенного пункта Таласеа. «Боевая группа А» 1-й дивизии морской пехоты высаживалась на полуостров утром 6 марта 1944 г. Хотя огневой подготовки по сути не провели, сама высадка прошла сравнительно удачно. Первая волна десанта (1-й батальон морской пехоты) на плавающих транспортерах, спущенных на воду с танкодесантных барж, преодолела прибрежный риф и высадилась на узкий участок берега, встреченная слабым минометным и пулеметным огнем. Основные проблемы десанта, скучившегося на пятачке и попавшего под огонь японской артиллерии, начались уже на берегу. Морским пехотинцам пришлось добираться до своей цели, отстоящей от участка высадки на 8 километров, три дня, преодолевая огонь отдельных групп противника и труднопроходимую местность. Но в этом транспортеры LVT помощи им не оказали.




Еще в середине 1943 года англо-американские войска высадились на о. Новая Гвинея, и боевые действия здесь шли до конца 1944 года. Они велись «последовательными скачками» и потребовали проведения еще ряда тактических морских десантов: 2 января 1944 г. - в районе Сайдора, 22 апреля - в районе Холландия и Аитапе, 1 мая - на о. Вакде и в районе Араре. Плавающие транспортеры использовались не только для высадки на побережье, но и в глубине острова. На труднопроходимой местности они часто оказывались единственно возможным средством передвижения. LVT-2 использовали, скажем, для переправы пехотинцев через озеро Сантури. По той же причине труднопроходимой местности применение бронетехники здесь с обеих сторон было довольно вялым. Тем любопытнее столкновение 3 июля 1944 г. двух японских легких танков «Ха-го», охранявших аэродром Виске, с двумя вышедшими к аэродрому американскими плавающими танками. Один американский танк был подбит, второй отошел. На суше громоздкие LVT оказывались довольно уязвимы.

И в жизни твоей и в смерти твоей

Мы были с тобой одно

Редьярд Киплинг

"...Винтовка была возвышенным и священным предметом для них, и они умели обращаться с бортовыми пятидюймовками. О войне они говорили снисходительно, и беспокоились насчёт пайков. Они были "кожаными воротниками ", старыми служаками... Они были Старой Гвардией Америки, и относились к службе, как к дому, а к войне - как к работе; и они передавали свой нрав, характер и взгляды воодушевлённой массе добровольцев, пополняющих ряды морской пехоты..."

Джон У. Томасон-мл., "Кожаные воротники" из сборника "Штыки примкнуть!"

Предисловие

Мне выпала честь принять командование 3-м батальоном 5-го полка морской пехоты 1-й (усиленной) дивизии морской пехоты 10 апреля 1944 года во время завершающего этапа кампании в Новой Британии. Новая Британия для дивизии стала второй боевой операцией. Хоть мы в то время этого и не знали, впереди батальон ожидали ещё две кампании, Пелелиу и Окинава. Обе они должны были стать чрезвычайно напряжёнными и потребовать более высокую плату, чем первые две. И когда батальон покинул Новую Британию и направился в "лагерь отдыха" на Павуву в Архипелаге Рассела, мы начали тщательную подготовку к тому, что должно было стать операцией "Пат" на острове Пелелиу в составе островов Палау. Эта операция не получила широкой огласки или признания, но определённо стала одной из самых кровопролитных и трудных во всей войне на Тихом океане. Среди пополнений, присоединившихся к нам в этот период, был и юный морпех по прозвищу Кувалда, официально записанный, как рядовой 1-го класса Ю.Б.Следж. Его определили в роту "К" под командованием капитана Эндрю Халдейна, одного из лучших ротных командиров в Корпусе. Сейчас Кувалда имеет степень доктора философии и звание профессора биологии в Университете Монтевалло в Алабаме. Но он никогда не забывал о своей службе в роте "К" во время боёв за Пелелиу и Окинаву. Хоть я и командовал 3-м батальоном во время подготовительного периода перед Пелелиу, мне было суждено - из-за тонкостей с правом старшинства, или из-за недостатка такового - получить перевод в штаб полка, прежде, чем мы отплыли на Пелелиу. Это стало источником глубочайшего сожаления для меня. Обычное дело, когда о военных кампаниях пишут исторические труды. Нет ничего необычного, если офицер напишет своё собственное изложение такого рода операций. Но очень редко бывает, чтобы обычный морпех сел за печатную машинку и записал свои собственные впечатления от войны. Это человек, который встречается с противником лицом к лицу, который выносит множество лишений, боль и зачастую смерть, который является наименьшим общим знаменателем, когда начинается бой. Кувалда Следж был как раз таким морпехом. В его книге мы видим войну такой, какой её увидел он. Любой, кто служил, найдёт в ней множество ситуаций, аналогичных собственному опыту, точно пересказанных среди страхов, разочарований и маленьких побед. Это захватывающее и познавательное чтение.

Бригадный генерал Уолтер С. Макаленни

Резерв Корпуса морской пехоты США

Эйвери-Айленд, Луизиана

Пролог

Эта книга -рассказ о моей военной подготовке и службе в роте "К" 3-го батальона 5-го полка морской пехоты 1-й дивизии морской пехоты во время кампаний на Пелелиу и Окинаве во Вторую Мировую войну. Это не официальная история, а моё личное изложение. Вернее, я попытался говорить от имени моих товарищей, которые вместе со мной оказались брошены в бездну войны. Я надеюсь, они оценят мои усилия. Я начал писать этот труд сразу после Пелелиу, когда мы находились в лагере отдыха на острове Павуву. В общих чертах я набросал свой рассказ с детальными заметками сразу после возвращения к гражданской жизни, и записывал отдельные эпизоды в течение последующих лет. В уме я снова и снова прокручивал подробности этих событий, но до настоящего момента был не в состоянии собрать их вместе и переписать. Я провёл обширные исследования опубликованных и неопубликованных материалов и документов, касающихся роли моей дивизии в кампаниях на Пелелиу и Окинаве. Меня поразили многочисленные расхождения в понимании событий, изложенных в этих трудах в сравнении с моим собственным фронтовым опытом. Мои воспоминания от войны на Тихом океане преследовали меня, держать всю эту историю в памяти было тяжёлой ношей. Но время лечит, и я уже не просыпаюсь от ночных кошмаров в холодном поту, с колотящимся сердцем и скачущим пульсом. Теперь я смог записать свою историю, хоть это и причиняло боль. Записав её, я исполнил обязательство, данное своим товарищам из 1-й дивизии морской пехоты, которые все до одного пострадали за нашу страну. Никто не выбрался невредимым. Многие отдали свои жизни, многие своё здоровье, а некоторые - свой рассудок. Все, кто выжил, надолго запомнят ужас, который они предпочли бы забыть. Но они страдали и исполнили вой долг, так что спасённая Родина может наслаждаться мирной жизнью, которая была добыта столь высокой ценой. Мы все глубоко обязаны этим морпехам.

Ю.Б.С.

Благодарности

Несмотря на то, что это мой личный рассказ, который изначально был написан для моей семьи, нашлось множество людей, которые помогли мне оформить его в форме книги, предназначенной для широкого читателя. Прежде всего, я хочу поблагодарить Джин, свою замечательную супругу. Она отпечатала на машинке часть о Пелелиу, собрав её из кучи моих рукописных страниц, и стала первой, кто предположил, что мой рассказ может представлять интерес за пределами моей семьи. Она меня вдохновляла и помогала с идеями, советами, редактированием и машинописным набором. То, что длинный оригинальный текст был завершён после многих лет записок на досуге и исследований во время учёбы в аспирантуре и воспитания детей - её заслуга в той же степени, что и моя. Глубочайшую признательность я выражаю своему редактору, подполковнику морской пехоты в отставке Роберту У. Смиту. В свой последний год на посту редактора "Мэрин Корпс Газетт" он выразил интерес к тому, чтобы увидеть мой законченный рассказ в виде книги. Мы в то время работали над выдержками, которые вышли в виде статьи из трёх частей, "Пелелиу: Позабытая битва". Его интерес обернулся моей удачей. Боб не только обладал высочайшим редакторским мастерством, но и оказался неиссякаемым источником хороших идей и советов. Не раз он поддерживал мой ослабший настрой, когда я уставал от невесёлой темы. Его целеустремлённость провела меня через лес, за которым я не видел деревьев, когда мы с болью выбрасывали фрагменты из оригинала. Я благодарен ему за его отзывчивость и безупречный профессионализм. Я хочу поблагодарить своего издателя, полковника армии США в отставке Роберта В. Кейна и Адель Горвиц, главного редактора издательства "Президио-Пресс", которые увидели в моём многословном изначальном тексте историю, которую стоит рассказать. Эта книга никогда не была бы написана без использования исторических материалов корпуса Морской пехоты. Мои просьбы о помощи быстро и эффективно удовлетворялись во всех инстанциях. За это я благодарю бригадного генерала корпуса морской пехоты в отставке Эдвина Г. Симмонса, директора исторического отделения и музеев Корпуса морской пехоты Бениса Франка, Ральфа Доннелли и Генри И. Шоу. За помощь и поддержку я выражаю благодарность бригадному генералу корпуса морской пехоты в отставке Уолтеру Макаленни, подполковнику Джону Э. Крауну, бригадному генералу корпуса морской пехоты в отставке Остину Шофнеру, капитану корпуса морской пехоты в отставке Джону Э. Морану и майору корпуса морской пехоты в отставке Аллану Бевилакве. Сержант-майор корпуса морской пехоты в отставке Роберт Ф. Флейшауэр достоин признательности и благодарности за отлично выполненную работу над рисунками и картами. Я благодарю миссис Хильду ван Ландингем за машинописный набор первого варианта части об Окинаве. Мэри Фрэнсис Типтон, референт библиотеки в университете Монтевалло, заслужила мою глубочайшую признательность за помощь. Доктор Люсиль Гриффин, почётный профессор истории в университете Монтевалло, стала одной из первых, кто предложил опубликовать мой труд. Её вера вознаграждена, и я благодарю её. Свою сердечную благодарность я приношу моим старым товарищам из К/3/5, которые так помогли мне с проверкой потерь роты и бесчисленного множества других деталей, а также с идентификацией фотографий: Теду "Тексу" Бэрроу, Генри А. Бойесу, Вэлтону Бёрджину, Джесси Крамбэкеру, Арту Димику, Джону Хеджу, Т.Л.Хадсону, Уильяму Лейдену, Стерлингу Мейсу, Тому Матени, Джиму Мак-Ини, Винсенту Сантосу, Джорджу Саррету, Томасу "Стампи" Стенли. Если я кого-то пропустил, прошу меня простить. Все ошибки в тексте - исключительно моя вина. Я ценю сотрудничество и понимание со стороны моих сыновей Джона и Генри, и их терпение к отцу, который бывал зачастую погружён в ушедшие события. Грант Исследовательского факультета университета Монтевалло помог в подготовке книги.