Все начинается с работы над. Создание фильма. Подготовительный период. Начинаем с постановки целей

Елена Ажевская

С чего начать работу над собой или как начать меняться

Здравствуйте, дорогие друзья!

Предлагаю вашему вниманию «Шпаргалку по успешности». Идея написания данной книжечки пришла в мою голову чисто случайно. Дело в том, что я более десяти лет занимаюсь личностным ростом: читаю книги, прохожу программы, и если встречаю интересный инструмент для самосовершенствования и развития себя как личности, начинаю его применять в своей жизни.


Данная статья – Введение к «Шпаргалке». В ней я поделюсь с вами своими размышлениями о том, как начать меняться или о первых шагах пути к успешной самореализации. Конечно же, это работа над собой.

С чего же начинается успех? Думаю, что с закладки фундамента! Ведь чем прочнее фундамент – тем устойчивее построенное на нем здание. Поэтому надо все продумать и создать «фундамент успеха» таким, чтобы не страшны были любые катаклизмы.

Для того чтобы все было четко, качественно, легко и в меру быстро, надо бы разобраться какие личные качества и навыки приведут к успеху и с чего начать работу над собой.

Залог успеха

А действительно, все мы понимаем, что успех просто так не приходит, так что же такого надо сделать, чтобы подняться на новую ступеньку в своем развитии и приблизится к заветной цели?

Слушая книгу Николая Латанского «50 секретов успеха», я узнала о существовании Формулы Успеха Томаса Леонарда, основателя персонального коучинга.

Суть формулы состоит в том, что успех человека — производное трех основных составляющих:

  1. 10% — знания, навыки, умения человека
  2. 40% — образ мышления: как человек воспринимает себя и окружающий мир
  3. 50% — окружение, среда обитания

Теперь, согласно этой формуле, мы сможем смоделировать план «меняющегося себя», опираясь на билеты шпаргалки.

Сразу замечу, что материал данной книжечки большей мерой поможет изменить образ мышления и личную эффективность (40% успеха), повлияет на первую составляющую (10%), так как приведет к улучшению интуиции, которая способствует более качественному использованию знаний, умений и навыков.

Но и это еще не все. Вы сами заметите, что вместе с тем как сами начнете меняться, вместе с тем, как будет меняться ваш внутренний мир, — будет меняться и ваше окружение, а это — 50% успеха.

Это значит, что вы сами будете формировать свое окружение, не только влияя своим позитивом на родных и близких, а и притягивая к себе новых друзей, личностей, которые будут способствовать вашему дальнейшему развитию.

Личностное развитие

Для начала можно просто просмотреть , пролистать странички, для того чтобы возник стратегический план дальнейшей работы над собой: что знаете, чего не знаете, может, о чем-то знаете, но забываете применять на практике.

На одном из мастер-классов по достижению поставленных целей Евгения Дейнеко, я узнала, что по статистике, которую собрал сам автор, только 50% участников после его прохождения достигают задуманных результатов, а остальные 50% — нет. Как вы думаете, почему?

Потому что для того, чтобы быстро и легко получать результаты в любой сфере, в первую очередь нужна личная самодостаточность, а потом уже использование «различных фишек», которым обучают на тренингах по достижению конкретной цели: деньги, карьера, любовь – отношения и т.д.

Все мы разные: кому-то не хватает позитивного мышления, кому-то положительных эмоций, у кого-то слабая энергетика и просто не хватает сил внедрить задуманное в жизнь. В этом то и заключается личностный рост человека!

В билетах вся эта информация имеется. И возможно, только лишь просмотрев содержание, вы поймете, куда направлять свои усилия. В этом случае можно переходить к детальному изучению интересующего вопроса.

Ну а для тех, кому интересны все билеты или сложно определиться с чего начать – давайте начнем с формирования полезных привычек.

Полезные привычки

Все мы понимаем, что для того, чтобы добиться успеха одной стратегии и мечтаний не достаточно. Надо будет хорошенько потрудиться, чтобы исправить сложившийся стереотип мышления и поведения в обществе. Для этого, прежде всего, нам понадобятся силы и энергия.

Тут уж точно не обойтись без здорового образа жизни!

Поэтому, прежде чем перейти к тщательному прорабатыванию каждого билета, давайте начнем внедрять в свою жизнь полезные привычки, ритуалы, которые благотворно повлияют на здоровье и качество жизни.

Утренняя зарядка

Начните с самого легкого, например, с утренней зарядки, самые простые упражнения, на подобии тех, которые когда-то делали в школе, в дальнейшем вы сможете их разнообразить упражнениями из йоги, гимнастики цигун или из «Ока возрождения».

Стакан теплой воды

К ритуалу «Утренняя зарядка» можно добавить ритуал «Стакан теплой воды» за 20 мин до или после принятия пищи в расчете 1 литр на 40 кг. веса человека (если человек весит 80 кг., то для поддержания водного баланса ему нужно ежедневно выпивать примерно 2 литра воды).

Осознанное питание

Это уже трудно назвать ритуалом, это больше подходит к образу жизни в среде обитания, где нужно следить за тем, чтобы не покупать и не употреблять в пищу генномодифицированные продукты, продукты напичканные консервантами, красителями и стабилизаторами.

Употребляйте больше овощей и фруктов. Очень полезны для организма яйца, рыба, высевки, орехи, оливковое масло. Не забывайте о том, что питание должно быть сбалансированным.

Также, существуют различные мнения о вреде, нанесенном продуктам питания разогревом их в микроволновой печи (!).

Прогулки на свежем воздухе

Постройте свой маршрут возвращения домой таким образом, чтобы хотя бы 20 мин. могли не спеша пройтись и подышать свежим воздухом.

Полноценный отдых

Изучение материала

Приступаем к изучению материала. Прочтите билет. Выделите для себя основные мысли. Выполните практическое задание и, если интересна данная тема — подпишитесь на дополнительные материалы, тренинги и вебинары от ведущих экспертов в своей области.

Не спешите переходить к следующему билету, важно основательно проработать каждый билет, для формирования навыков необходимо время.

Почему я предлагаю подписаться на дополнительные материалы? Потому что там дано много полезной и нужной информации бесплатно, кроме того, мне очень нравятся медитации, которые дарят всем подписавшимся на вебинар или мастер-класс, а если не смогли посетить вебинар или тренинг в указанное время, вам обязательно пришлют запись, которую вы сможете посмотреть еще в течение нескольких дней.

Окружение

Приступаем к созданию 50% своего успеха, а именно создаем свое окружение:

  1. Окружение – это не только люди, которые окружают, а и предметы, одежда, еда. Поэтому, прежде чем что-либо купить или съесть, подумайте, насколько это будет для вас полезно. Также, старайтесь окружать себя красивыми вещами, сервировать стол перед употреблением пищи. Старайтесь от всего, даже каких-либо бытовых моментов, получать удовольствие — это добавит положительных эмоций и повысит энергетические вибрации.
  2. Окружаем себя позитивно настроенными людьми. Подписавшись на бесплатные рассылки, вы будете получать письма от людей, которые уже достигли успехов и, читая их письма, естественным образом будете перенимать их образ мышления. Также можно вступить в группы по интересам, например в группе Facebook «Личностный рост и развитие человека» я всегда выкладываю понравившиеся мне материалы. И, конечно же, если возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться за помощью ко мне в комментариях на сайте и в соц.сетях.

Проработка информации

Книги и программы по позитивному мышлению. Разговаривая со многими людьми, которые увлекаются данной темой, мы приходили к одному и тому же выводу: пока читаешь книгу – наполнен позитивом и устремлением изменить свою жизнь к лучшему, но как только книга прочитана, — воодушевление улетучивается, и все становится таким же, как и было ранее.

Конечно, книга прочитана, но не сформированы новые навыки поведения, поэтому полученную информацию необходимо прорабатывать и перечитывать! В этом отношении хороши аудиокниги и программы: включаешь запись и можешь заниматься своими делами, которые не требуют умственной нагрузки (уборка в квартире, приготовление пищи).

Когда-то, более пяти лет назад, я прослушивала удиокнигу . В то время мы вместе с подружкой снимали квартиру. Свободное от работы время она проводила с друзьями, а я, больше времени проводила дома и постоянно слушала свою любимую книгу. Когда она приходила домой, то говорила: «Лена, ты снова зомбируешься?!»:-))) Да! Именно так! А как еще по-другому можно изменить свой образ мышления?

Не бойтесь новой информации! Конечно, нужно прислушиваться к здравому смыслу и интуиции. Ничего нельзя брать на веру не проверив, и только лишь потом, если нравится идея, начинайте внедрять ее в свою жизнь. Желаю всем успехов на этом пути и до встречи .

С любовью и уважением, Елена Ажевская.

Работа над собой – длительный, но необходимый процесс. Саморазвитие и самосовершенствование – неотъемлемая часть жизни. Самостоятельное развитие и совершенствование себя, формирование или приобретение новых навыков и умений необходимо для гармоничного созревания личности, иначе наступает деградация.

Важно! Сегодня следить за собой и иметь привлекательную внешность в любом возрасте очень просто. Как? Внимательно читайте историю Марины Козловой Читать →

Многие не знают, что такое самосовершенствование и саморазвитие, и с чего начать путь к личностному росту.

Что такое самосовершенствование и почему оно необходимо?

Саморазвитие – это получение новых, обогащающих знаний и развитие определенных навыков и умений. В процессе человек меняет имеющиеся способности в лучшую сторону. Каждому индивиду свойственна потребность в саморазвитии. В знаменитой пирамиде Маслоу на верхней ступеньке как раз и находится эта потребность, она является наивысшей.

Саморазвитие и самосовершенствование – практически слова-синонимы. Они имеют одинаковое значение.

Развитие себя необходимо. Это движущая сила на пути познания собственной личности, которая обеспечивает эволюционный рост. Подводя итоги, можно дать такое определение: саморазвитие – это потребность индивидуума, направленная на получение новых знаний и развитие желаемых качеств.

Самосовершенствование делится на следующие виды:

  • эмоциональное;
  • духовное;
  • физическое;
  • интеллектуальное.

Идеальные потребности – вот что отличает человека от остального живого мира. Нормальному здоровому индивиду вместе с культурными, духовными и эстетическими потребностями необходимо саморазвитие. Даже люди с крайне низким уровнем желаний и интеллекта имеют идеальные потребности.

Осознанные занятия саморазвитием являются высокоэффективными, они приносят великолепные результаты. Самосовершенствование – это истинный смысл жизни. Пока личность стремится к развитию и ставит цели, она живет полноценно. Отсутствие ориентиров и бездействие приводит к деградации.

Окружающий мир стремительно меняется и нужно быть готовым к этому. Без совершенствования себя человек не может быть по-настоящему счастлив. Самооценка зависит от внутреннего ощущения, не развиваясь, личность чувствует себя ущербной. Добиваться целей и покорять новые вершины жизненно необходимо. Человеку необходимо чувствовать созидательную энергию, а она напрямую связана с оценкой собственных способностей. Кропотливая работа над собой – залог успеха в любом деле. Настойчивость, сила воли и целеустремленность – необходимые качества для успешного саморазвития. Эти навыки необходимо развивать.

Непрерывное самосовершенствование должно сопровождать человека весь его жизненный путь.

Этапы саморазвития:

  • осознание того, что изменения необходимы;
  • мысленное формирование образа желаемого будущего;
  • поиск способов, как достичь поставленной цели;
  • выбор способа;
  • ежедневные действия, направленные на приобретение новых навыков.

С формированием новых качеств человек начинает расти все дальше. Каждый раз он ставит перед собой цели и идет по пути их достижения.

Самодостаточный человек это

С чего начать и как действовать дальше?

Осознанное стремление к саморазвитию и улучшению личностных качеств начинается тогда, когда человек четко понимает: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя. Новые привычки, развитие личности, духа, обновленный стиль общения - все это способно полностью поменять мир вокруг.

Первый шаг на пути к самосовершенствованию начинается с самостоятельного решения изменить жизнь. Это интересный и добровольный процесс. Работа, которую никто не оплатит, а дивиденды будут получены через неопределенный промежуток времени. Поэтому чтобы дойти до конца, человек должен иметь мощную мотивацию.

На начальном этапе саморазвития будут кардинальным образом меняться привычки личности. Придется ежедневно внедрять новые практики в свою жизнь, много читать и прикладывать колоссальные усилия. Это довольно непросто, но со временем человек привыкает.

Начало самосовершенствования – самый сложный период, когда будут меняться привычки человека, уходить старые и приходить новые, когда придется много читать, думать, пробовать разные пути и практики. Для формирования новой привычки требуется всего 21 день. Стоит ежедневно повторять одну и ту же практику, и через 21 день она прочно войдет в обыденную жизнь.

Первые результаты будут заметны не сразу, поэтому не стоит сдаваться и бросать начатое при появлении дискомфорта. Рекомендуется почитать литературу, касающуюся саморазвития и самосовершенствования, чтобы быть более подготовленным к процессу. Необходимо составить план своего развития и, ориентируясь на него, двигаться к поставленной цели.

Успех во многом зависит от постановки четких целей и составления графика по их достижению.

Лучше всего разработать план в мельчайших подробностях и день за днем привносить в свою жизнь изменения. Колоссальные трансформации станут заметны не ранее чем через полгода-год. Это случится не так быстро: не завтра, и даже не в следующем месяце. У личностей, обладающих слабой мотивацией, желание вкладывать силы в работу над собой пропадает очень быстро. Необходимо собрать всю волю в кулак, чтобы двигаться дальше в выбранном направлении. Наилучшим вариантом будет сразу принять факт, что самосовершенствование требует постоянной работы, тогда легче будет продолжать.

Несколько советов, как сделать саморазвитие эффективным:

  1. 1. Необходимо собрать группу поддержки. Работа над собой – настоящее испытание. Рядом всегда должен быть человек, который проконтролирует действия и поможет не сойти с пути.
  2. 2. Рекомендуется запастись самоклеющимися стикерами, которые будут напоминать о цели. Их можно расклеить по всей квартире.
  3. 3. Нелишним будет завести красивый блокнот, в котором нужно расписать все цели и задачи. Лучше всего составлять план не только на долгосрочную перспективу. Расписание целей на ближайшие дни поможет лучше отслеживать прогресс.
  4. 4. Необходимо придумать систему поощрений. Каждую неделю нужно радовать себя за выполнение задач, если все запланированное было сделано. Это будет стимулом для дальнейшего движения вперед.

Какие бы желания человек ни имел: стремление к духовному развитию или совершенствование физической формы, необходимо ставить четкие цели. Важно твердо знать, какого результата хочется достичь. Максимальная детализация мечты поможет воплотить ее в реальность.

Темп и программа саморазвития у каждого будет своя. Главное – не скорость, а постоянство. Залог успеха кроется в ежедневной практике.

Любой человек, имеющий стремление к саморазвитию, может достичь цели. Для этого необходима огромная мотивация, постановка целей и регулярные действия. В таком случае впечатляющие результаты не заставят себя долго ждать. Навести порядок в жизни и в голове, подняться на новый уровень, побороть лень и научиться достигать целей вполне реально.

Как разобраться в себе

Саморазвитие для девушек и женщин

Каждая девушка или женщина рано или поздно задумывается о своей самореализации в жизни. В такие периоды она задается вопросами: что отличает ее от других, каких высот она достигла в жизни, кем она является. Если ответы не находятся вовремя, саморазвитие представительницы прекрасного пола остается нереализованной потребностью. Впоследствии это отрицательным образом сказывается на ее самоощущении и взаимоотношениях с окружающими.

Для девушки и женщины самореализация обычно заключается в достижениях в учебе, успешной карьере, отличных внутрисемейных отношениях, обустройстве быта, занятии любимым делом, материнстве. Представительнице прекрасного пола важно чувствовать себя необходимой и востребованной обществом.

Женщина реализует свой потенциал, исполняя свои жизненные установки, которые были заложены в нее родителями, обществом и учителями.

Сферы саморазвития представительниц прекрасного пола:

  1. 1. Семья: взаимоотношения в паре и дети. Природой устроено так, что в девушке смолоду заложена потребность в создании семьи и продолжении рода. Немаловажную роль в этом процессе играет гормональный фон и эмоциональность.
  2. 2. Построение карьеры. В современном мире все чаще происходит так, что женщина отодвигает семью на второй план и занимается карьерой. Для кого-то именно это и является наиболее важной самореализацией. Материальная независимость играет важную роль.
  3. 3. Приложение усилий в учебе. Потребность быть любимым ребенком присуща многим девушкам. Представительницы прекрасного пола хотят, чтобы родители ими гордились и поэтому прикладывают колоссальные усилия, чтобы показать свои уникальные способности и таланты.
  4. 4. Творческая самореализация. Многим просто необходимо выражать собственное «Я» через творчество. Таким образом девушки и женщины обретают внутреннюю гармонию, удовлетворяя свои потребности в приятном времяпрепровождении.

После достижения 40 лет чаще всего женщина начинает переживать кризис среднего возраста. В такой период тоска по несбывшимся мечтам и бесцельно прожитым годам обостряется. Однако у многих представительниц прекрасного пола после 40 жизнь только начинается, и они изводят себя негативными мыслями совершенно напрасно.

Зрелая женщина имеет больше шансов на развитие новых навыков и умений. Обычно в таком возрасте их дети уже взрослые. Тогда появляется свободное время на себя, свои увлечения и хобби. Это идеальный период для пути к самосовершенствованию.

Первым делом следует расставить приоритеты и определить ориентир. Начало – самый сложный этап, чтобы преодолеть трудности, нужно проявить всю силу воли.

Не бывает готовых шаблонов по саморазвитию. Каждая женщина должна составить свой индивидуальный план и ежедневно вносить изменения в жизнь. Лучше всего начинать с небольших шагов. Самое важное условие – действовать ежедневно. Например, можно начать с утренней пробежки или заняться вечерней медитацией.

7 советов для женской самореализации:

  1. 1. Нужно составить список главных целей.
  2. 2. Далее рекомендуется разработать пошаговый план действий. Ориентируясь по нему, можно избежать многих проблем и преодолеть трудности.
  3. 3. Приступить к активным действиям. Первый шаг самый сложный, потом дело пойдет значительно легче и быстрее.
  4. 4. Рекомендуется заручиться поддержкой близких и родных. Человек, которому можно довериться, просто необходим. Ощущая помощь от другого, можно горы свернуть.
  5. 5. Завести новых друзей. Это положительно скажется на настроении и самоощущении.
  6. 6. . Невозможно достичь высот в любых сферах жизни, не испытывая любви к самой себе.
  7. 7. Не опускать руки и не бросать начатое при встрече с первыми трудностями. Важно понять: они неизбежны. Со временем все обязательно получится.

Как встречать мужа с работы

Саморазвитие для мужчин

Саморазвитие – не только женская прерогатива. Каждый мужчина должен самосовершенствоваться и развиваться. Не имея целей и бездействуя, мужчина деградирует, как и любой человек. Природой заложена потребность в получении новых знаний, развитии навыков, работе над собой, своими чувствами и желаниями. В этих областях самосовершенствуются мужчины.

Физиология:

  • занятия спортом;
  • наращивание мышечной массы;
  • правильное питание;
  • регулярное принятие душа;
  • отказ от вредных привычек.

Психология:

  • налаживание контактов с близкими;
  • построение гармоничных взаимоотношений в паре;
  • развитие в интеллектуальном плане;
  • реализация в любимом деле;
  • поиск своего истинного предназначения.

С чего можно начать саморазвитие мужчине:

  1. 1. Мужчине необходимо наладить контакт с окружающими людьми. В первую очередь, нужно постепенно выстраивать новые внутрисемейные отношения. Начать снова делать комплименты жене или девушке, дарить цветы без повода.
  2. 2. Рекомендуется ставить новые цели в плане работы. Планировать продвижение вперед по карьерной лестнице или пробовать себя в роли бизнесмена.
  3. 3. Заняться своим телом: перейти на правильное питание, записаться в спортзал, сменить имидж, избавиться от вредных привычек.
  4. 4. Найти хобби по душе.

Стоит только начать двигаться в правильном направлении, и жизнь поменяется кардинальным образом. Самое главное условие самосовершенствования – ставить перед собой все новые цели и день за днем смело покорять вершины.

Самосовершенствование для пенсионеров

Пенсионный возраст – не время сидеть в четырех стенах, круглосуточно смотреть телевизор, погружаться в уныние и копить болячки. После выхода на пенсию можно смело заняться саморазвитием. Это именно тот период, когда можно уделить время тому, на что раньше его не хватало.

В чем могут совершенствоваться пенсионеры:

  1. 1. Бабушки и дедушки имеют возможность посвятить большинство минут своей свободной жизни воспитанию внуков. Учеными доказано, что те, кто самозабвенно посвящают жизнь внукам, живут дольше и чувствуют себя гораздо счастливее. Водить потомков на спортивные секции, танцы, в цирк, кино, детский сад – это приятные хлопоты, которые помогут восстановить душевное равновесие.
  2. 2. Дачный участок – тоже отличный способ избавиться от хандры и пережить кризис среднего возраста. Сад, огород, ремонт – все это поможет отвлечься от грустных мыслей. Постоянное движение, свежий воздух и общение с природой помогут поддерживать отличное самочувствие. А свежие овощи и фрукты благотворно скажутся на состоянии здоровья.
  3. 3. Посвятить себя помощи обездоленным детям и немощным старикам. Безвозмездная работа на пользу окружающих вдохнет новую жизнь, подарит силы и избавит от мыслей о собственных проблемах и болячках.
  4. 4. Написать мемуары или историю своей жизни. Привести в порядок все старые фотографии.
  5. 5. Учиться никогда не поздно. Пенсионный возраст – отличная пора для получения новых знаний. Можно освоить компьютер, научиться пользоваться интернетом, заняться изучением иностранных языков, записаться на йогу, курсы массажа или вождения автомобиля. Приключения только начинаются.
  6. 6. Освоить новую профессию, которая будет приносить истинное удовольствие.
  7. 7. Заняться спортом: записаться в бассейн, бегать по утрам, делать зарядку, ежедневно совершать пешие прогулки. Специалисты рекомендуют делать 10 000 шагов в день. Для этого можно приобрести шагомер и следить за своей энергичностью. Физическая активность благотворно влияет на организм и настроение.
  8. 8. Общаться с людьми. Завести новых друзей. В пенсионном возрасте обычно круг близких значительно сужается, а регулярные встречи с друзьями способны подхлестнуть интерес к жизни.
  9. 9. Посвятить время любимому делу. Это может быть вязание, вышивка, оригами, макраме, рисование или что-то другое. Главное – занятие должно приносить радость.

Саморазвитие и самосовершенствование – это длительный процесс. Работать над собой необходимо на протяжении всего жизненного пути. Постановка целей и ежедневные шаги на пути к ним – вот залог успеха.

И немного о секретах...

Я завороженно смотрела на своего мужа, а он не сводил восхищенных глаз со своей любовницы. Он вел себя, как влюбленный придурок...

В данной статье мы попытаемся поближе познакомиться с теми шагами, которые необходимо сделать прежде, чем приступить к непосредственной съемке вашего фильма.

Подготовка сценария

Сценарий представляет собой рабочий «чертеж», на основании которого делается фильм. В нем подробно изложен замысел автора. В законченном виде это документ, где детально описываются содержание каждого эпизода и сопровождающая изображение фонограмма.

«Картину решает драматургия, – пишет выдающийся режиссер М.Ромм. – Все важно: важна работа актеров, важна режиссерская изобретательность, тонкость его работы, выразительность, темперамент, умение обращаться с кадром, с массовкой, важен монтаж, важно изобразительное решение, важны все компоненты кинематографа, которые формируют зрелище – но фундаментом картины является сценарий: он решает успех дела, он определяет и идейный и художественный результат».

Между тем нередко встречаются видеолюбители, считающие сценарий необязательным этапом в своей работе, утверждающие, что во время съемок они прекрасно обходятся без какого-либо плана. Что на это можно сказать?

Совершенно очевидно, что без сценария снимаются очень плохие, бесформенные картины. Даже те, кто утверждает, что можно снимать без сценария, в действительности проделывают определенную работу, размышляя о драматургии своих фильмов. Очевидно, что на первом этапе начинающему автору сложно написать подробный сценарный план.

Иногда тема фильма достаточно ясна. В этом случае возможно продумать каждый эпизод, наметить содержание каждого кадра, будучи уверенным, что намеченный план съёмок удастся выполнить.

Чаще все же бывает так, что заранее неизвестно, с чем режиссер встретится на съёмочной площадке. Возможно, понадобятся сцены с людьми, занимающимися своими повседневными делами, но мы только позже узнаем, какие это будут повседневные дела.

Если сценарий предусматривает съемки на улицах или в общественных местах, то ни люди, ни погода, ни освещение от нас не зависят. Следовательно, сценарий будущего фильма не всегда может быть точным. Зачастую он должен давать режиссеру и оператору значительную свободу, с тем чтобы они на месте в зависимости от конкретной обстановки могли принять правильные решения, но только в идейном русле сценарного плана.

Разработка темы

Написание сценария можно разбить на три главных этапа. Первый этап предусматривает разработку темы. Второй – сбор материала и ознакомление с тем, что предстоит снимать. Третий этап – написание самого сценария.

Работа над сценарием начинается с замысла. Замысел всегда имеет достаточно четкую цель, к примеру, показать работу экологической экспедиции, создать портрет руководителя известной правозащитной организации или осветить этапы научной деятельности ученых-ботаников... Решив снять какой-нибудь из этих сюжетов, вы не прекращаете работу над замыслом. Мало сказать: «Хочу снять фильм о руководителе экологической группы». Ведь о нем можно снять хроникальный фильм, чтобы сделать известным его имя, а можно и учебный фильм, знакомящий всех с его научным подходом, наконец, снять очерк, рассказывающий о многосторонней деятельности и личной жизни ученого.

Замысел непременно конкретизируется: в выборе жанра, отборе объектов, уточнении метража, т.е. продолжительности фильма, и т.д.

Таким образом, даже как будто «бессценарный» фильм снимается на основе более или менее разработанного плана. И неважно, что этот план возник и держится в уме – это все равно сценарный план.

Однако подчеркнем, что снять удовлетворительный фильм по приблизительному плану невозможно. Импровизация в таком сложном деле, как видеосъемка, хороша только в том случае, если она основывается на четком сценарии. А импровизация на всех этапах создания фильма – это наивность, дилетантизм.

Могут спросить, а как же быть со съемками событий, которые невозможно предусмотреть? Конечно же, их надо снимать. Экспромтные съемки нужно вести по мгновенно намеченному плану.

Запомните, видеокамера – это не лейка, которой «поливают» все подряд, она должна стать «глазом» наблюдательного и точного в выборе объектов оператора. Нельзя снимать все, что предлагает вам жизнь. Вы непременно запутаетесь в многообразии и противоречии жизненных явлений. Необходимы отбор фактов и их осмысление.

Сюжет в кино, как мы знаем, раскрывается в первую очередь через движущееся изображение. Кинематографический способ построения сюжета во многом отличается, к примеру, от литературного. Готовый сценарий часто не похож на театральную пьесу. Но кинопроизведение, как правило, опирающееся на сюжет, основывается на универсальных законах драматургии.

История искусства выработала устойчивую архитектонику драматургического произведения, имеющую непреходящую ценность и для написания киносценария.

Существует классическая конструкция построения драмы, по которой действие проходит по крайней мере пять этапов.

1. Экспозиция – первое знакомство с действующими лицами, местом действия и временем.

Каждый художник в новой работе сталкивается с проблемой экспозиции, ибо без уяснения зрителем характеров и расстановки действующих лиц, без понимания окружающей обстановки он просто не сможет следить за развитием сюжета.

2. Завязка – первое столкновение героев, их мнений, позиций, которое раскрывает противоречия между ними, означает начало основного конфликта.

3. Развитие действия – цепь событий, заданных экспозицией и завязкой, развитие конфликта, открытое столкновение

характеров. Развитие может идти, непрерывно нарастая, действие – усложняться, главный конфликт – обнажаться. Но бывает и так, что главная сюжетная линия обрастает параллельными действиями и побочными конфликтами. И тогда главный конфликт либо достигает своей высшей точки, кульминации, либо разрешается в сюжетных параллельных линиях.

4. Кульминация – высшая точка столкновения характеров, момент наиболее острого проявления конфликта. Кульминация определяет победу в споре и, если перед нами трагедия, часто приводит повествование к концу, выражаясь юридически, «по причине гибели героев».

5. Развязка следует за кульминацией, обычно это эпизод, в котором подводится итог борьбы, выясняется расстановка персонажей после генеральной схватки.

Так строится классический игровой фильм, созданный на основе рассказа, романа, пьесы, обязательно имеющий начало и конец.

Разумеется, в кинематографе такие конструкции в чистом виде встречаются крайне редко. Попытайтесь сами проанализировать структуру некоторых современных документальных фильмов и вы без труда убедитесь, что во многих из них наличествуют те или иные элементы классической конструкции, ибо она вытекает из природы драматического произведения, и без нее очень трудно создать интересные, запоминающиеся фильмы.

Познакомившись с некоторыми общими законами кинодраматургии, проследим за основными этапами работы над сценарием любого фильма.

Очевидно, что первый этап предусматривает разработку темы на основе замысла. Иногда замысел, первоначально изложенный на бумаге как заявка, бывает таким четким и ясным, что если его потом сравнить с готовым фильмом, то между ними не обнаружишь никакого различия. Но чаще всего бывает, что замысел – лишь толчок к созданию будущего фильма.

Не надо думать, что на первом этапе работы над сценарием дело ограничивается только темой. Заявка на создание фильма должна быть достаточно подробной, для того чтобы дать представление о форме подачи материала – стиле будущего фильма.

Сложнее выбрать вид и жанр фильма. Нас прежде всего интересует документальное кино, но способ организации материала может иметь различный вид. Можно снять репортаж, очерк или публицистический фильм.

Однако, прежде чем по всем этим пунктам будет принято решение, необходимо ответить на два важных вопроса: какую цель вы преследуете, приступая к работе над фильмом, для какой аудитории он предназначен? Следует подчеркнуть, что, каким бы ни был вид или жанр фильма, самое важное – с первых шагов точно определить его цель и аудиторию, то есть помнить о зрителе, для которого снимается лента.

Очень редки случаи, когда удается создать фильм одинаково интересный самой широкой аудитории. Удачной, как правило, получается только та лента, которая рассчитана на определенную категорию зрителей.

Разработка темы может идти медленно и проясняться шаг за шагом. Первый вариант может, вероятно, представлять собой короткий текст, и тема в нем будет изложена в общих чертах. Мало-помалу идея фильма будет выкристаллизовываться. Кстати, в этом одна из причин того, что лучше начинать с заявки, нежели сразу браться за подробный сценарий.

После определения темы, метража и жанра фильма начинается очень ответственная и, на наш взгляд, чрезвычайно интересная работа – сбор и изучение материала.

Когда заявка принята и утверждена советом студии, можно переходить к более детальной разработке сюжета. Естественно, ознакомление с материалами, имеющими отношение к теме будущего фильма, состоялось уже раньше. Но теперь следует собрать всю информацию, которая будет в той или иной степени использована в фильме, и проверить ее точность.

Если возможно, следует познакомиться с местами, где будет производиться съемка, связаться с людьми, с которыми придется работать, подумать над тем, с какой точки снимать отдельные планы. Сбор материала и его изучение зачастую завершаются первым вариантом сценария. Быть может, придется еще работать над многими вариантами, но чаще всего у начинающих режиссеров и операторов первый вариант после дополнений становится тем документом, по которому снимается фильм.

Сбор материалов для научно-популярного или учебного фильма несравненно сложнее. В центре внимания здесь находится какая-либо научная, учебная или методическая проблема, требующая предварительного изучения. Книги, журналы, отдельные статьи – это источники, помогающие автору будущей ленты пополнить знания по заданной теме. Они необходимы для создания сценария, особенно при написании дикторского текста. Конечно, не всегда удается детально выписать каждый план, но вы убедитесь в дальнейшем, что эта подготовительная работа очень полезна для вашего фильма. Для съемки некоторых эпизодов следует привлечь специалиста, который опишет показываемый процесс или сжато изложит суть проблемы.

После сбора материалов и уточнения замысла нужно конкретизировать и кратко описать содержание будущей картины в литературном изложении. Законченный сценарий может иметь различный вид. Автор вправе ограничиться кратким повествованием или же создать оригинальное художественное произведение.

Нужно помнить, что продолжительность таких фильмов, как правило, невелика, и в десяти-пятнадцати минутах не может быть раскрыто более трех-четырех вопросов, задействовано значительное число объектов.

Глубоко заблуждаются те, кто думает, что если в основе фильма тема узкоспециальная, то прежде всего нужно заботиться о достоверности фактов и ясности изложения, а будет ли при этом их произведение привлекательным, зрелищным или скучным, не имеет никакого значения.

Научно-популярные и учебные фильмы должны нести зрителю знания и доставлять эстетическое наслаждение. Поэтому для каждого фильма нужно искать не только интересную тему, но и занимательную форму.

Однако, добиваясь занимательности, не забывайте о логике повествования. В одном случае вы можете сначала заявить проблему, сообщить выводы, а затем на примерах обосновать их. В другом случае, начав с частных примеров, подвести зрителя к общему заключению и выводам. Материал обязательно должен обладать внутренним единством, вопросы излагаться последовательно, выводы логично обосновываться.

До сих пор мы говорили о тех вариантах, когда есть возможность подготовить детальный сценарий фильма. В документальном кино далеко не все сюжеты позволяют заранее разработать подробный сценарий. Фильмы, в которых используется метод скрытой камеры для показа «жизни, как она есть», снимаются на основе приблизительного плана. Но во всех случаях можно заранее предусмотреть такие вещи, которые на первый взгляд кажутся непредсказуемыми.

В большинстве документальных фильмов самыми трудными для сценария являются начальные и финальные кадры. Поскольку такой фильм зачастую представляет собой кусок жизни, которая течет, подобно реке, первый и последний кадры должны быть особенно выразительными.

Тексты в фильме

Особое внимание нужно обращать на дикторский (закадровый) текст, а если фильм без слов, только с музыкой и шумами или немой, то – на текст надписей. Он должен быть предельно лаконичным, точным и ясным по выражению, пояснять только то, что трудно передать в изображении.

Прежде всего нужно усвоить ту истину, что видео – искусство движущегося изображения, и потому слово не должно подменять пластический образ.

Слово в фильме должно дополнять и углублять изображение, использоваться там, где оно действительно необходимо.

В неигровой картине словом нужно пользоваться особенно осторожно. Самым большим недостатком фильма является многословие. Голос диктора за кадром, бывает, звучит даже там, где изображение куда более многозначно, чем гладенькие фразы, написанные сценаристом к уже смонтированной ленте. А между тем, если уж диктор необходим, намного приятнее, когда слышишь самих героев кинокартины. И не беда, если они не актеры и у них не поставлены голоса.

Обычная задача закадрового текста в документальном фильме – информация и комментарий. При этом он должен выражать авторское отношение к происходящему на экране. Разумеется, характер дикторского текста зависит от замысла, жанра, избранного автором стиля изложения. Видовой фильм, этюд, зарисовки уличных сценок и тому подобное могут текстом не сопровождаться. Выразительные пейзажи, тонкие наблюдения говорят сами за себя, рождают у зрителей какие-то чувства и мысли. Комментарии здесь излишни. В научно-популярных картинах слово имеет несколько иное значение. Здесь вполне возможен жанр фильма-лекции: это такой случай, когда текст занимает ведущее место, а изображение – подчиненное. В таких фильмах дикторский текст окончательно формулирует мысль, которую рождает у зрителя изображение. Главная задача слова при этом – объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы. И заметим, в научно-популярном кино текст не должен быть сухим и безликим. И здесь слово должно быть острым и образным, и здесь уместны шутка и ирония.

Режиссерский сценарий

Итак, допустим, вы справились с написанием литературного сценария, но, чтобы перенести его на видеопленку, нужно проделать еще одну работу – подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий.

На больших студиях в написании постановочного сценария принимают участие ведущие сотрудники творческого коллектива – это сценарист, режиссер, оператор, художник и директор фильма. Но основная роль в его подготовке принадлежит режиссеру. Именно его вклад самый значительный.

Режиссерский сценарий – общепринятая форма подготовки к съемкам сложных фильмов. В нем фиксируются авторская трактовка материала и все технические и художественные средства создания картины. Постановочный сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа, руководимая режиссером, может реализовать авторский замысел на экране. Он позволяет распределить работу между всеми участниками съемочной группы, а также приглашенными специалистами.

Прежде всего режиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы.

Можно привести множество различных схем записи режиссерских планов. Вот одна из них:

Суть схемы не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии описана изобразительная часть фильма план за планом и дана вся творческая и техническая информация. Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными терминами и их значением.

Натура (нат.) – любая съемка под открытым небом.

Павильон (пав.) – любая съемка в помещении.

Общий план (ОП) – общий вид места действия.

Средний план (СП) – часть объекта, как правило, человек, снятый по пояс.

Крупный план (КП) – объект, снятый с близкого расстояния. Например, лицо человека или предмет (ваза, очки на столе).

Панорамирование (ПНР) – поворот съемочной камеры по горизонтали или вертикали.

Наплыв – смена одного изображения последующим.

Затемнение (ЗТМ) – постепенное угасание изображения до полной темноты на экране. Вытеснение одного изображения другим.

Наезд или отъезд камеры, дающий более крупный план при наезде и более общий при отъезде, предполагает наличие тележки, на которой устанавливается камера.

Объектив с переменным фокусным расстоянием (ЗУМ) – система, позволяющая осуществить съемку с разным масштабом из одной точки.

Стоит обратить внимание на обозначения, связанные с наличием звука в фильме.

Синхронный звук (С/Х) – запись звука одновременно со съемкой изображения.

Фоновая музыка (ФМ) – музыка, звучащая за кадром.

Разработка режиссерского сценария – творческий и трудоемкий процесс. В условиях большого кино профессионализм постановщика проявляется в тщательной подготовке режиссерского сценария, ибо отход от него может стать чрезвычайным происшествием.

Напомним также, что качество фильма зависит исключительно от того, как сотрудники съемочной группы поняли литературный сценарий, что увидели в нем, какие возможности раскрытия действительности нашли, и главное – что нового хотят сказать создатели ленты.

Видеолюбители находятся в более выгодном положении: изменившиеся условия съемки или новые материалы позволяют им достаточно свободно вносить в режиссерский сценарий соответствующие изменения или уточнения.

Вот несколько практических советов начинающим авторам. В графе «Содержание кадра» ясно и лаконично языком документа опишите то, что собираетесь снимать. Разумеется, сохраните при этом мысль литературного сценария.

Научитесь определять хронометраж съемки. Исходить следует из разумного расчета – сколько необходимо времени, чтобы рассмотреть объект или понять событие, прочесть надпись. Иногда придется проигрывать с секундомером в руках отдельные эпизоды.

Полезно вкладывать между листами режиссерского сценария чистые страницы для дополнений, заметок, новых соображений. На них можно описывать условия съемок, а также делать наброски для будущего монтажа.

Наконец, режиссерский сценарий еще более, чем литературный, требует обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные просчеты можно и не заметить, а при монтаже просто не хватит материала.

Подробно разработанный режиссерский сценарий поможет съемочному коллективу организовать планомерную съемку фильма и предостережет его от идейных и художественных просчетов. Грамотный режиссерский сценарий послужит залогом успешной работы. Но чтобы создать по нему полноценное произведение, нужно пройти еще ряд подготовительных этапов.

Формирование съемочной группы

Какова должна быть численность съемочной группы?

В зависимости от поставленных задач, камерных или масштабных, продолжительности фильма его созданием могут заниматься один человек или несколько сотрудников. Например, в игровом кино группа бывает очень многочисленной. Это зависит от вида и жанра фильма, не последнюю роль играют средства, запланированные и отпущенные на его создание.

Разберем случай, когда перед небольшой группой поставлена цель – снять недорогой фильм. Если картина снимается целиком под открытым небом, такая задача вполне выполнима. Тем более, если ряд обязанностей выполняет один человек. Редкостный универсализм характерен для создателей малобюджетного кино и видео. Именно в документальном кино сформировался тип специалиста, которого мы называем режиссером-оператором. Эти люди, как правило, хорошо осведомлены о проблемах, стоящих перед героями фильма, и лично знакомы со всеми участниками съемочного производственного) процесса. Они отказываются обременять себя ассистентами и частенько подчеркивают преимущества работы в одиночку. А это значит, что они не только отлично владеют камерой, но и мыслят концептуально.

Режиссер-оператор помимо этого должен владеть навыками монтажера: ему ведь предстоит сначала снять серию планов, чтобы позднее объединить их в плавно развивающееся киноповествование.

Когда приходится делать фильм, фиксируя на пленке жизнь такой, какая она есть, нужно быстро принимать решения. И там, где победителем иной раз выходит режиссер-оператор, могут потерпеть поражение двое - режиссер и оператор. Распоряжения, команды режиссера могут запоздать, и уникальный кадр будет навсегда упущен.

Есть немало примеров, когда функции режиссера и оператора рационально совмещены в одном лице. Так создавали в свое время фильмы Дзига Вертов, Михаил Кауфман, а сегодня работают документалисты Сергей Дворцевой, Олег Алиев.

Геннадий Шабарин из Санкт-Петербурга, не раз получавший призы на международных фестивалях экологических фильмов, утверждает: «Недолгий опыт работы в кино убедил меня, что лучше все делать самому… Я освоил весь процесс создания фильма. Технически для меня эта работа уже не представляет сложности».

Такие специалисты особенно востребованы в экстраординарных ситуациях, например, в условиях экспедиций в далекие, труднодоступные уголки планеты, во время высокогорных восхождений или путешествий в неизведанные места. Физические силы и здоровье режиссера-оператора – залог удачи съемок.

Во всех фильмах такого типа большинство событий надо снять в тот самый момент, когда они происходят. Документальность, непосредственность наблюдений, подлинность происходящих событий, съемка людей, занимающихся своими повседневными делами, – главные их достоинства и ценность.

Но как бы ни был хорош такой универсальный специалист, он не может обойтись без помощников. Предварительные переговоры с заинтересованными лицами могут провести те, кто заказывает фильм, организационные вопросы может решить сотрудник с административными функциями. Совершенно необходим человек, работающий с осветительной аппаратурой. Его можно назвать ассистентом широкого профиля, который занимается переброской и подключением осветительных приборов, обслуживанием видеокамеры. При случае он может руководить теми, кого снимают. Если такой расторопный ассистент возьмет на себя решение организационных, транспортных и финансовых проблем, то режиссер-оператор всецело может заниматься съемкой.

Пределы возможностей режиссера-оператора особенно ощущаются, когда возникает необходимость режиссерского руководства теми людьми, которых снимают. Если речь идет о сложных проектах, включающих масштабные массовки, синхронную съемку с записью натуральных шумов и голосов, то необходимо иметь профессиональную съемочную группу. Во главе ее и встанет режиссер, освобожденный от всех других видов деятельности, не связанных с функцией постановщика.

Вот каким может быть состав компактной съемочной группы, в том числе любительской.

1. Режиссер-оператор с одним ассистентом – идеальное содружество для создания фильмов определенного типа: наблюдений за поведением животных, хроники восхождения на ледники или проведения археологических экспедиций и т.д.

2. Режиссер-оператор с двумя ассистентами – могут справиться с созданием картины, в которой будет несложное освещение интерьеров и небольшое количество сцен с минимальным числом персонажей. Крупные творческие коллективы, объединяющие разных специалистов с целью создания сложных проектов с использованием источников света, синхронной записи звука, с переездами на необходимые объекты, формируют съемочную группу в следующем составе.

1. Руководитель производства – продюсер . В его обязанности входит вся организационная и финансовая работа.

2. Режиссер фильма . Отвечает за идейно-творческую направленность фильма и организацию съемочного процесса.

3. Ассистент режиссера . Помогает режиссеру руководить участниками съемки, заботится о том, чтобы съемочный процесс проходил без задержек и был обеспечен всем необходимым, координирует связь режиссера с группой и участниками съемки.

4. Директор фильма или администратор – непосредственный помощник продюсера. Он обеспечивает транспортом при переездах, размещает людей в гостиницах, отвечает за регулярность питания, наблюдает за порядком на съемочной площадке, следит за соблюдением графика и своевременным началом работы.

5. Оператор . Является вторым после режиссера руководителем на съемочной площадке. Он отвечает за творческое решение изображения, ему подчинены все технические службы в группе.

6. Ассистенты оператора . Как правило, два или три участника съемочной группы, каждый из которых имеет свои обязанности: обслуживание съемочной и осветительной аппаратуры, работа с операторской техникой, тележками, кранами.

7. Звукооператор . Ответствен за расстановку микрофонов, звукозапись и т.д.

8. Инженер видео- и звукозаписи . Следит за исправностью видеокомплекса и звукозаписывающей аппаратуры.

Этот список может быть дополнен. В группу иногда включают художника, декоратора, художника по костюмам и других специалистов. Очевидно, что численность съемочной группы – величина переменная.

Календарно-постановочный план и смета

Как бы ни был тщательно продуман сценарий, это еще не гарантия высокого качества будущего произведения. Фильм, даже самый небольшой,– сложная структура, состоящая из многих компонентов. Как здание строится из отдельных блоков или кирпичей, как музыкальное произведение состоит из звуков, обозначенных разными знаками и нотами, так фильм создается из отдельных кадров и эпизодов. И прежде чем приступить к его созданию, нужно тщательно продумать каждый шаг.

Определение последовательности этапов съемочного процесса и сведение их в единый документ называется составлением календарно-постановочного плана. На основании готового плана рассчитывается смета всего фильма.

Содержание плана сводится к простому графику очередности съемок на определенных объектах, если фильм не связан с долгосрочными поездками и привлечением целого ряда специалистов. К примеру, короткий публицистический сюжет строится на журналистском расследовании действий санитарно-эпидемиологической службы, инициированных многочисленными жалобами горожан на недоброкачественную воду.

При создании сложной по строению картины возникает необходимость в детальном графике работ. Это может быть связано с тем, что натуру приходится снимать в отдаленных местах. И тогда в каждом из пунктов нужно заранее позаботиться о гостинице, о бронировании железнодорожных и авиабилетов и т.д.

В первый раз при планировании бывает нелегко определить количество времени, необходимого для съемок эпизодов на определенном объекте. Например, приходится считаться с погодными условиями, если многие сцены должны быть сняты под открытым небом. При составлении графика помогает практический опыт и трезвый расчет. Очевидно, что производительность труда съемочной группы, бесперебойная работа всего творческого коллектива напрямую связаны как с точностью планирования, так и с соблюдением графика работы. Если производство фильма на разных этапах отстает от графика, то могут возникнуть проблемы с использованием всевозможных заранее заказанных услуг. В комплекс таких услуг входят, например, аренда съемочной аппаратуры и технического оборудования, бронирование мест в гостиницах, покупка проездных билетов, договоренности с заказчиком и людьми, которых надо снимать.

Случается, малоопытные составители графиков оказываются сверхоптимистичными и отводят на выполнение тех или иных этапов недостаточно времени. Вероятно, предположение, что следующий проект пройдет гладко, заложено в самой природе человека. Частенько люди забывают о предшествующем опыте, несмотря на то, что недавно завершенная работа шла со скрипом.

Опытные кинематографисты знают, что в процессе создания фильма ежедневно возникают неожиданные трудности и задержки. Профессиональный продюсер взыскательно рассмотрит предложенные сроки и, учитывая смелость составителей, дополнит план резервным временем на случай всевозможных задержек.

Попробуем составить примерный календарно-постановочный план видового десятиминутного фильма.

I. Подготовительный период .

1. Написание сценария – 10 дней.

2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.

3. Формирование съемочной группы.

4. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.

5. Подготовка группы к работе

Итого – 40 дней.

Остановимся подробней на работе в подготовительный период. К сожалению, некоторые начинающие группы совершенно игнорируют этот этап, сразу же приступая к съемкам своего фильма. Хотя многие профессионалы, особенно западные, считают подготовительный период основным. Один из режиссеров-классиков как-то сказал: «Фильм готов, осталось его только снять».

Чем занимаются в подготовительный период административная и операторская группы? На основании режиссерского постановочного сценария режиссер, оператор и администратор обсуждают будущие съемочные площадки, оговаривают время начала съемок. После внимательного осмотра объектов администратор составляет график и смету. Операторская группа в подготовительный период, кроме уточнения своих задач с режиссером и администратором, тщательно подбирает камеру, объективы и фильтры, штативы, тележки и краны, а также осветительную аппаратуру. В этот период проводятся все испытания техники и пленки.

II. Съемочный период , рассчитанный, например, на съемки шести объектов.

1. Переезды съемочной группы – 6 дней.

2. Освоение объектов – 6 дней.

3. Съемка объектов – 12 дней.

Итого – 24 дня.

Каждый день съемок в календарно-постановочном плане должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов.

III. Монтажно-тонировочный период .

1. Монтаж чернового материала – 5 дней.

2. Внесение поправок (после просмотра заказчиком) – 2 дня.

3. Утверждение и запись дикторского текста, музыки и шумов – 2 дня.

4. Монтаж эталонной копии – 4 дня.

5. Сдача готового фильма заказчику – 2 дня.

Итого – 15 дней.

Итак, на создание нашего условного десятиминутного фильма мы затратили 79 дней.

Таким образом, только после написания режиссерского сценария с запланированными сроками работы, уточнением количества участников съемочной группы, физических затрат на монтажно-тонировочный период можно смело приступить к составлению сметы.

Смета фильма может быть самой разной. Все зависит от средств, выделенных заказчиком. Лучше подготовить предельно детализированную смету, чтобы быть готовым к неожиданностям. Главное правило: перед написанием надо точно знать, сколько людей будет занято в работе над фильмом, внимательно прочитать режиссерский сценарий и календарно-постановочный план, скрупулезно изучить объекты съемки и утвердить их с режиссером и оператором.

10.03.2011

Процесс создания информационной статьи состоит из нескольких этапов: сбор и обработка информации, составление плана, написание чернового варианта. Вычитка и правка текста. Сегодня предлагаю поговорить о первом, весьма важном этапе, от качества выполнения которого во многом будет зависеть качество статьи – работе с материалом.

К огромному сожалению, многие авторы не придают должного значения работе с материалом. Получив заказ на написание статьи, скажем, об очистителях воздуха, они, недолго думая, вбивают в поиск фразу «очистители воздуха статьи», получают список статей, написанных их предшественниками. Читают и пишут свое вольное изложение данных текстов. Ситуация повторяется из раза в раз. Подвергаясь бесконечному рерайту, исходный текст размножается, расползается по Интернету, однако качество его не улучшается. Скорее, наоборот.

Но где же выход из положения, спросите вы? Ведь не может один человек разбираться во всех темах? Ладно, про кулинарию и воспитание детей можно написать, основываясь на личном опыте. А если про те же воздухоочистители ни сном ни духом?

Не призываю вас писать из головы, придумывать и фантазировать. Призываю вас проводить небольшие журналистские расследования и следовать советам, которые помогают мне писать информационные статьи на разные темы.

1. Ищите первоисточники

Раз и навсегда забудьте про словосочетание «ваша тема + статьи». Статьи ваших коллег могут быть максимум исходником под рерайт. Статьи успешных коллег могут быть образцом и примером, но не более того. Ищите первоисточники: определения и статьи из энциклопедических словарей, мнения ученых и экспертов в данной области, инструкции и технические описания, отзывы пользователей, фотографии и видео.

2. Делайте собственные выводы

На основе полученного материала. О модели воздухоочистителя «А» вы нашли массу лестных отзывов. А модель «Б» слишком сильно шумит. Зато у модели «В» эргономичный дизайн. Все эти выводы можно сделать, только просмотрев несколько страниц с описаниями моделей и отзывами о них на сайте «М-видео». Поделитесь сделанными наблюдениями с читателями.

3. Предоставляйте цифры и факты

Чтобы ваши выводы не были голословными, а статья не казалась переливанием из пустого в порожнее, не стесняйтесь добавлять в статью цифры. Это могут быть технические характеристики предмета, ценовой диапазон, цифры статистики. «Модель А отличается привлекательной ценой и обойдется вам в 2999 рублей. Модель Б позволит сэкономить на покупке тысячу рублей, но потребляемая ею мощность в 2000Вт значительно увеличит ваши счета за электроэнергию».

Сделать вашу статью конкретной и полезной помогут подсказки, советы и примеры.

Где искать информацию?

Спектр ваших поисков будет сильно зависеть от темы статьи. Автор данного руководства посоветовал бы вам следующее:

А) Статьи о туризме, городах и странах

На крупных туристических сайтах можно найти массу отзывов и подробных отчетов туристов. Отзыв.ру, форум Винского, Майл Путешествия и многие другие сайты по запросам «туристические сайты», «сайты о путешествиях», «отзывы туристов» и т.д. вам в помощь.

Если вы готовите материал о каком-то городе или достопримечательности, копните историю, поищите в Интернете видео о стране. Копирайтеру очень пригодится подписка на издания вроде GEO, GEO Traveler, Золотой Глобус, Наследие человечества и т.д.

Б) Статьи о недвижимости

Пишутся на основе цифр и фактов. Крупные порталы о недвижимости ведут статистику по городам, месяцам, вторичному и первичному рынку. На этих же сайтах можно найти прогнозы и выводы экспертов. Не забывайте, что колебания рынка часто связаны с экономическими и политическими событиями. Попробуйте отследить связь и сделать собственные рекомендации покупателю.

В) Статьи о новинках техники

Работу над обзором новой модели телефона или кухонного комбайна лучше начать с изучения его технических характеристик. Представьте процесс использования модели. У этого комбайна низкая мощность, значит, он сможет смешать тесто, но не сможет порубить мясо. А этот телефон имеет только сенсорное управление, значит, вряд ли стоит дарить его старикам-родителям. И так по каждой характеристике. Опять же не забываем про отзывы пользователей. Интернет-магазины крупных сетей – «М-видео», «Эльдорадо», «Техносила» и т.д. вам помогут.

Подбирая и изучая материал, держите поблизости бумагу и ручку, записывайте мысли, которые будут приходить в голову. Они потом лягут в основу будущей статьи. Структурировать материал поможет составление плана. И помните, что каждую статью нужно вычитывать минимум дважды, один раз желательно вслух, так вы услышите возможные речевые огрехи вашего текста.

Это первый весенний пост, поэтому хочу пожелать вам весеннего вдохновения. А для студентов курса напоминаю, что 12 марта вас ждет вебинар, где мы на практике будем учиться работать с материалом для статьи.

Уважаемые читатели блога! Если вам понравилась статья, нажмите на любую из кнопок ниже, чтобы поделиться ею в социальных сетях. Это будет ваше лучшее "спасибо" за материал. Понравилась статья? Поделись с другими!

Самосовершенствование и саморазвитие являются движущими силами улучшения самого себя, своей жизни, а также общества в целом. Каждый человек должен осознавать, что всё начинается с него самого, и только он один способен сделать свою жизнь интересной и увлекательной.

Саморазвитие — способ улучшить качество своей жизни

Существует множество направлений, по которым может проводиться работа над собой. Психологи рекомендуют для начала составить подробный план и следовать ему.

Постановка целей

Прежде чем заняться саморазвитием, нужно определиться, каким сферам жизни стоит уделить особое внимание. Без плана будет практически невозможно добиться желаемых результатов.

В психологии практикуется создание «Колеса жизни» для определения целей и путей их достижения. Этот способ довольно прост, и воспользоваться им может любой желающий. Для этого на листе бумаги рисуется круг. Его разделяют на 8 частей, каждую нужно оценить по десятибалльной шкале:

  • семья (любовь) – гармония во взаимоотношениях с близкими людьми, желание возвращаться домой после трудового дня, а также домашний уют;
  • здоровье (спорт) – наличие хронических болезней, лишнего веса, достижения в спорте и здоровое питание;
  • досуг – отдых, путешествия, хобби и т. д.;
  • личностный рост – образование, новые знания или навыки;
  • яркость жизни – запоминающиеся моменты, удовлетворенность своей жизнью;
  • финансовое состояние – материальная независимость, довольство зарплатой, наличие денежной подушки безопасности;
  • друзья – общение, совместное времяпрепровождение, помощь в самореализации;
  • карьера – возможность профессионального роста, удовольствие от выполнения рабочих задач.

Каждый сектор «Колеса жизни» разделяют на 10 равных частей от его центра к его краю. В зависимости от того, какой балл был присвоен каждому разделу, заштриховывают такое же количество делений.

В идеале внутри круга должна получиться полностью заштрихованная окружность. Она является показателем гармонии между всеми аспектами жизни. Благодаря этой методике стразу становится видно, что нуждается в первостепенной работе, чего не хватает человеку для развития и гармонизации жизни.

Мотивация

Для того чтобы достичь определённых успехов на этом поприще, необходим сильный стимул, или как это принято называть в психологии – мотивация. Это то, ради чего личность готова идти вперёд, что даёт силы для работы над собой.

Самый распространенный способ себя мотивировать – визуализировать то, к чему стремишься. Это может быть фото или символическое изображение. Такой предмет должен находиться в том месте, где будет постоянно попадаться на глаза.

Часто в роли мотивации выступают близкие. Это могут быть дети, родители или просто нуждающиеся люди. Иногда даже разъедающее чувство зависти может стать неплохой мотивацией к саморазвитию.

Визуализация — отличный способ мотивации

Приступаем к самосовершенствованию

Работа над собой очень тяжёлый и длительный труд. Вне зависимости от того, к какому социальному слою относится человек, он может улучшить себя самого и свою жизнь, как только начнёт действовать. Начать саморазвитие лучше с чтения специальной литературы.

Литература

Основы саморазвития личности лежат в познании новой информации и овладении новыми навыками. Личностный рост человека всегда начинается с повышения его культурного уровня. Те, кто много читает, лучше могут сформулировать свою мысль, их речь красива и правильна.

Также широкой популярностью пользуются книги об основах саморазвития личности. Их существует огромное количество, и выбрать из этого перечня будет довольно просто. Чаще всего психологи рекомендуют:

  1. «Будь лучшей версией себя» М. Д. Раян. Книга об обещаниях самому себе, хороших привычках и способах их выработки.
  2. «Целая жизнь» М. В Хансен, Л. Хьюит, Д. Кэнфлд. Тут поднимается вопрос о постановке правильных жизненных ценностей и о том, как важно самоутверждение.
  3. «Выйти из зоны комфорта» Б. Трейси. Лидирующее издание, затрагивающее личностный рост в психологии. В ней рассматривается план работы над собой с помощью пренебрежения своими жизненными устоями.
  4. «В этом году я…» Д. Вальдшмидт. Раскрывает основные способы развития, и показывает жизненные примеры успешных людей.

Прочитав хотя бы одну из этих книг, человек переосмысляет ценности и получает мотивацию для дальнейших действий. Не нужно скептически относиться ко всему, что там написано, но и слепо следовать тоже не стоит. Любой план должен быть адаптирован под конкретного человека.

Отказ от привычек

Работа над собой требует улучшений не только в интеллектуальной сфере. Человеку в первую очередь необходимо избавиться от вредных привычек. Одни из них отнимают его здоровье, а другие – время.

Стремление к саморазвитию нужно начинать со здорового образа жизни. Если бросить курить сразу не удаётся, то нужно развивать силу воли и бороться со своими желаниями. То же самое касается алкоголя, наркотиков, любви к вредной пище и пассивному образу жизни.

Привычки, отнимающие свободное время, не что иное как интернет, телевидение, лень и т. д. Отказавшись от одного из этих пунктов, можно освободить несколько часов для того, чтоб провести время с семьей, отдохнуть или поработать.

Принцип 21 дня

Известно, что для закрепления привычки необходим 21 день. На основе этого принципа созданы многие способы саморазвития и программы по оптимизации своей жизни, дома или отношений.

Самыми популярными из них являются:

  1. «Фиолетовый браслет» – человеку необходимо носить на одной руке браслет сиреневого цвета на протяжении 21 дня. Но есть одна важная деталь: как только личность жалуется, сердится, или ругается с кем-то, то браслет надевается уже на другую руку, и отчёт начинается сначала.
  2. Система «Флай Леди» – улучшение своего жилища и создание уюта. В течение 21 рабочего дня предлагается разделять работу по дому на небольшие части, и шаг за шагом выполнять их. К концу курса большинство повседневных забот доходят до автоматизма, и человек делает их, абсолютно не задумываясь и не заставляя себя.

Выполняя одно и то же действие в течение этого срока, можно ввести правильные, полезные привычки в свою жизнь. Так можно приучить себя выпивать стакан воды натощак или каждый день выполнять необходимую работу.

Система поощрений

Как для мужчин, так и для женщин в любом пути саморазвития важен не только конечный результат, но и промежуточный. Дробное движение вперёд значительно эффективнее, чем наличие одной большой мечты.

Для того чтобы было проще проходить множество отрезков, нужно разработать для себя систему поощрений. Это может быть что угодно в зависимости от предпочтений и возможностей человека. Кто-то вознаграждает себя новой вещью или поездкой за границу, а для кого-то роскошью будет чашечка свежесваренного кофе или шоколадный торт.

Главное, чтобы поощрение приносило физическое или моральное удовлетворение. Это становится хорошей мотивацией и открывает второе дыхание.

Путешествие — отличное поощрение за успехи

Ошибки

Довольно часто человек бросает заниматься саморазвитием только потому, что потерпел неприятное поражение в самом начале своего пути. Первые неудачи выбивают из колеи и разрушают веру в свой успех. Чаще всего это происходит из-за неправильно расставленных ценностей.

Для начала нужно понять, что самореализация личности не подразумевает погоню за каким-то мифическим результатом. Его нужно не только найти, но и правильно обозначить. Также важной частью подготовки является дробление плана на несколько частей. Это упростит выполнение задач и поможет сконцентрироваться на главном. Попытки охватить все и сразу в конечном счете не приведут ни к чему.

Многие впечатлительные люди ведутся на рекламу в сети, где им обещают помочь с личностным ростом всего за пару занятий. Конечно, такая уникальная техника стоит немалых денег, которые непосвящённые сразу же кладут на счёт шарлатана. Нужно понимать, что такой трудный путь невозможно пройти за пару дней.

Заключение

Психология саморазвития личности сложная наука. Тут необходим индивидуальный подход к каждому человеку, ведь универсально способа для всех просто не существует. Психологи, которые проводят тренинги и вебинары на эту тему, обычно набирают небольшие группы учеников, чтобы иметь возможность уделить внимание каждому из них.

Встать на путь саморазвития может каждый. Но важно не просто захотеть поменять что-то в своей жизни, а приложить к этому максимум своих сил и возможностей. Сейчас существует множество источников, откуда можно узнать о саморазвитии, но всю полученную информацию нужно фильтровать, а не просто слепо следовать указаниям.