Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход Кондратьева Светлана Борисовна. Что такое Самореализация? Основы саморазвития и характеристики

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни .

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Самопознание как средство самореализации личности.

Познание – основа развития личности.

Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?

Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что саморазвитие самосовершенствование-это скорейшее приближение к своим целям-возможность воплотить свои мечты в жизнь.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?» , «Какой я?» , «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Возникновение этих вопросов свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных.
Внутренний мир каждого из нас - это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.
Самопознание – это познание самого себя, оно является инструментарием открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.
Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.
Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание часто не приводит к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными. Много книг и научных трудов посвящены проблеме самореализации человека. Фрейд и Фромм считали, что главное отличие человека от животного состоит в том, что первый стремится выйти из круга практических потребностей, познавая смысл жизни и собственного назначения. Своим существованием самореализация обязана «второй человеческой природе» – цивилизации. С зарождением цивилизации человек стал существом социальным: познал труд и общение. Стоит отметить, что творческая самореализация личности невозможна вне общества. В каждом из нас кроется желание реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал. Кто-то смело воплощает свои желания в жизнь, а кто-то теряется в сомнениях, виня в собственных неудачах окружающих. Шаблоны и стереотипы делают нас похожими друг на друга, зарождают в нас неуверенность, мешают раскрыть свою индивидуальность. Стереотипное мышление – главный враг самореализации. Творчество помогает нам найти свой способ самовыражения. Кто-то выражает себя через рисование, пение, танцы т.д. Важно найти то дело, в котором вы сможете максимально раскрыть свои возможности и способности. Это может быть мечта детства или что-то еще. Неважно, в какой сфере вы хотите работать – будь-то журналистика или бизнес. Творчество открывает для нас мир самопознания, где каждый может пойти по своему пути. Творческая самореализация личности – это возможность увидеть себя изнутри, ощутить свободу выбора, раскрыть свой творческий потенциал. Ведь ничто не делает нас более счастливыми, чем ощущение гармонии с самим собой.
Саморазвитие является важнейшей составляющей в жизни каждого человека и представляет собой процесс непрерывного самосозидания личности, который в интегрированном виде включает в себя самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию. Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа.

Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий как внутри семьи, между семьями, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам. Процесс самореализации начинается, как известно, с самопознания. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться и в результате этого двигаться дальше, т.е самосовершенствоваться. Очень важно – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. А для творчества стандартов нет, как известно. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания. От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.

Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий; самовыражение) - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самореализация (от русского само- и лат. realis - вещественный, действительный) или самовоплощение - воплощение потенциала личности.

Проблематику самореализации активно разрабатывал А. Маслоу.

Маслоу считал, что потребность в самовоплощении является последней по очередности из потребностей человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более востребованными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют закреплённых положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может быть разным.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.

Принятие (себя, других, природы).

Непосредственность; простота; естественность.

Сосредоточенность на проблеме (в противоположность эго-центрированности).

Способность обособиться; потребность в уединении.

Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.

Сохраняющаяся свежесть восприятия.

Мистический и вершинный опыт.

Чувство общности с другими.

Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.

Демократичность.

Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.

Философский, незлобный доброжелательный юмор.

Креативность.

Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Заключение

Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные. Современная классификация потребностей отличается огромным разнообразием, потребности делятся на потребности общества и личные, разумные и неразумные и т.д. Признаков для деления потребностей очень много и каждый из них имеет право на существование, и может оказаться наиболее приемлемым для конкретного общества.

Так же при ходе эволюции, потребности меняются. Но самая низшая ступень потребности никогда не изменится.

Самопознание и саморазвитие личности — это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Самопознание — изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром.

Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:

  • самопознание — основа здоровой личности (психического компонента),
  • способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя,
  • путь для развития личности и реализации в жизни.

Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?

Саморазвитие — это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности.

Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.

Такие специалисты, как Роджерс , Маралов , Козлова , Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье.
Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.

Основы самопознания и саморазвития

Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У.Джейм выделил 3 основные сферы:

1. Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
2. Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
3. Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.

Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:

  • биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
  • социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
  • личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).

Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — » Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.

Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.

Самонаблюдение — Самоанализ-Сравнивание с другими (собой в идеале)-Постановка целей на будущее-Саморазвитие.

Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.

Ориентация на личность в работах К. Роджерса

Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал . В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:

1. «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.

2. «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.

3. «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.

При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.

Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.

Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.

Ключевые правила в работе учителя:

  1. педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
  2. источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
  3. личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.

Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.

1. Доверительные отношения.
2. Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников.
3.Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях.
4. Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка.
5. Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания.
6. Понимать и знать самого себя.

Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего , что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир,» — говорили мудрецы.

Психология развития А. Маслоу

Носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.

Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.

Основные выводы Маслоу:

  1. У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
  2. Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
  3. Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
  4. Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
  5. Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
  6. Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
  7. Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
  8. Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
  9. Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления свого Я.
  10. Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.

Второстепенные качества:

  1. Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
  2. Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
  3. Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
  4. Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
  5. Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
  6. Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
  7. Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
  8. Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
  9. Зрелую личность отличает тип познания . Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное , направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное , способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
  10. Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей , своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
  11. Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования , психологии и всей жизни.
  12. Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц , проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.

Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.

Психология Рубенштейна

Сапознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало.Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Основы саморазвития и характеристики

Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:

  • Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
  • Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
  • Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.

Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.

Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.

Выделяют несколько этапов саморазвития:

  • оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
  • одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
  • персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
  • индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
  • универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).

Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.

Вывод

Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.

Развитие предполагает , которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.

Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!

философских наук: 09.00.11 / Кондратьева Светлана Борисовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/305">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кондратьева Светлана Борисовна. Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Кондратьева Светлана Борисовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/305

Введение

Глава I. Самопознание как философская проблема 11

1.1. Основные подходы к рассмотрению самопознания в современной социально-философской мысли 11

1.2. Осмысление личностью специфики своего «Я» как основы самопознания и самореализации 24

1.3. Роль взаимоотношений «Я-Другой» в процессе самопознания личности 35

Глава II. Самореализация как основа социального самоосуществления личности 43

2.1. Самореализация личности в современном обществе и ее структурные компоненты 43

2.2. Роль идеала в процессе самореализации личности 55

2.3. Свобода и творчество как необходимые условия самопознания и самореализации личности 65

Глава III. Философское осмысление категории «труд» как поля самореализации личности 82

3.1. Методологический анализ содержания понятия «труд» 82

3.2. Труд - как поле самореализации личности 97

3.3. Социальные условия и барьеры на пути самореализации личности в труде и их преодоление 108

Заключение 122

Бблиография 125

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что проблема самопознания и самореализации, их философская рефлексия и адекватное оптимальное понимание выходит на первый план социальной философии. Проблема самореализации личности в труде является насущной проблемой в силу ее экзистенциального характера, динамично меняющегося в контексте социальных процессов и преобразований, что приводит к необходимости ее переосмысления.

Определяемое с помощью различных предикатов как глобализирующееся, информационное, постиндустриальное современное общество распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на его самореализацию в труде. Претерпевающие значительные метаморфозы, объективные социальные изменения трансформируют не только общество, но и оказывают влияние на менталитет человека, формируя в его мировоззрении новый облик современных реалий.

В период интенсивных социальных изменений человек - как сложный биосоциокультурный субъект в пространстве мира трудовой деятельности оказывается в ситуации, когда труд, лишенный четких перспектив и гарантий, не способен в полной мере стать полем его самопознания и самореализации, условием рационального осуществления человеком своих возможностей, раскрытия творческого потенциала.

Несмотря на то, что исследование проблемы самопознания и самореализации в социально-философской мысли имеет давнюю традицию; их анализ в аспекте трудовой деятельности личности формируется под воздействием многих модификаций политической,

экономической, социальной сфер жизнедеятельности общества, что указывает на необходимость переосмысления проблемы на каждом историческом этапе развития общества. Поэтому в свете глобализирующегося и непредсказуемо изменяющегося мира проблема самопознания и самореализации личности в труде приобретает все большую актуальность.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется как необходимостью разработки интегративного представления о самопознании и самореализации личности в труде, так и потребностью в определении и осмыслении особенности этих процессов в социально-политической трансформации современного общества.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в области социально- философской мысли накоплен значительный материал по исследованию феноменов «самопознание», «самореализация», «труд». Теоретическое исследование самопознания личности рассматривается с позиций философского, социологического, психологического подходов к проблеме.

Глубокий анализ самопознания личности мы находим в трудах русских философов Н.А. Бердяева, В.Н. Карпова, С. Л. Франка, а также в работах зарубежных мыслителей Ж. Батая, Э. Кассирера, Д. Месона. В отечественной социально-философской мысли самопознание как познание человеком своего внутреннего мира рассматривается Н.К. Гаврюшиным, Ф.И. Ильяшенко, М. Мамардашвили, В.Г.Мараловым, А.Г. Спиркиным, А.А. Шевцовым и др.

Исследованию психосоциального ядра «Я» и его места в самопознании и самореализации личности посвящены работы зарубежных исследователей Р.Ассаджиоли, Р.В. Бернса, Дж. Мида,

Ч. Кули, Ж.-П. Сартра и др. В русской философской мысли проблема «Я» личности широко исследовалась Н.А. Бердяевым, А. Лосевым, С.Л. Франком и др. Современные отечественные исследования «Я» личности представлены в работах В.В. Бушуева, А.С. Корчака, Ф.Т. Михайлова, А.Г. Никитиной, Ю.А. Разинова, М.Ш. Шведова и др.

Рассмотрение взаимосвязи «Я - Другой» и обоснование ее значимости для самопознания и самореализации личности находит свое отражение в работах М. Бубера, И.Гофмана, Ж. Делеза, Ж. Маритена, Г. Марселя, К. Маркса, Э. Мунье, X. Ортега-и-Гассета, Р. Парка, Ж.-П. Сартра, А.А. Ухтомского, И. Фихте, С.Л. Франка, М. Штирнера и др.

Несмотря на значительные исследования проблемы самопознания, во многих работах прослеживается отсутствие связи самопознания с другими личностными феноменами, что позволяет говорить о необходимости рассмотрение самопознания как основы многих личностных процессов (самоопределение, социализация, самореализация и т.д.).

Основы исследования проблемы самореализации

(самоактуализации) личности берут свое начало в работах представителей «гуманистической психологии» - К. Гольдштейна, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта.

Самореализация как одна из фундаментальных потребностей человека находит свое отражение у представителей экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр) и экзистенциальной психологии (Л. Бинсвангер, Р. Мэй, В. Франкл). В социально-философской мысли проблема самореализации в ее различных аспектах рассматривается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, Л.А. Коростылевой, Ю.Н.

Кулюткина, Ю.М. Резника и др. Однако в представленных работах исследуются отдельные компоненты данной проблемы, что указывает на необходимость комплексного анализа процесса самореализации, учитывающего личностные характеристики индивида, в совокупности с широким аспектом социокультурных факторов его жизнедеятельности.

Исследование проблемы идеала личности как высшей цели самореализации нашло широкое отражение в работах Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Н.А. Сетницкого, а также современных отечественных исследователей В.Е. Давидовича, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, Н.С. Мудрагей, B.C. Швырева и др.

Взаимосвязь самореализации с категориями «свобода» и «творчество» занимает определенное место в трудах Г. Гегеля, И. Канта, И Фихте, Ф. Шеллинга. В философских исследованиях XIX-XX вв. можно выделить труды А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Камю, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, О. Шпенглера, К. Ясперса. Тема свободы и творчества находит свое отражение в русской философской мысли -у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина и др. В современных социально-философских исследованиях проблема свободы и творчества рассматривается И. Бекером, И.Н. Дубиной, Р.А. Зобовым, В.Н. Келасьевым, В.А. Коваленко, М.Б. Круговым, Г.Д. Левиным, СВ. Максимовой, Е.В. Руденко,В.Ф. Шепетько и др.

Изучение проблемы труда основывается на осмыслении понимания категории «труд» и его содержания, влияния труда на процессы, происходящие в обществе. В рамках анализа проблемы диссертант опирается на классические концепции, представляющие собой фундаментальную основу изучения проблемы труда.

В диссертационном исследовании особое место отводилось работам М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, В.Зомбарта, К. Маркса, рассматривающих труд как самосозидающую детерминанту, в основе, которой лежит идея активности субъекта, совершенствующего окружающий мир и реализующего в этом процессе свой творческий потенциал.

В зарубежной социально-философской мысли труд как материальная деятельность человека зачастую противопоставляется его духовной деятельности. Такое противопоставление находит свое отражение в работах Э. Мунье, Л. Мэмфорда и др. В работах Г. Аммельбурга, Л. фон Мизеса можно найти четкое разграничение понятия «труд», представляющего собой тягость и повинность и «деятельность», приносящую удовлетворение личности. Отечественные исследования теоретических и методологических проблем труда представлены в работах В.Я. Ельмеева, А.Г. Здравомыслова, Т.М. Михайловой, В.В. Радаева, С.С. Товмасяна, Ж.Т. Тощенко И.И. Чангли, В.А. Ядова и др.

Проблемы ценностного отношения к труду в сложный период реформирования общества нашли свое отражение в работах зарубежных (Дж.М. Келли, Д. Стиглиц и др.) и отечественных (P.P. Винькова, Л. Четыровой, A.M. Шкуркина и др.) исследователей проблемы труда.

Однако необходимо отметить, что недостаточная исследовательность целого ряда проблем, связанных с процессом самопознания и самореализации личности в труде как основы активности субъекта по реализации своих потенций, развитию социальных и индивидуальных потенциалов личности и определяет актуальность темы диссертационной работы.

Объект исследования - феномен самопознания и самореализации в

его онтологическом и экзистенциальном основании.

Предметом исследования является социально-философский анализ

процессов самопознания и самореализации личности в труде в

современных условиях.

Цель работы состоит в исследовании категорий самопознания и

самореализации человека в труде, его применения как

объяснительного принципа в социально-философской теории

личности.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть особенности категорий самопознания и самореализации личности в труде в современном обществе;

определить особенности процессов самопознания и самореализации в трудовой деятельности человека в современном социальном контексте;

обобщить и уточнить существующие в социально- философской литературе современные определения категории «труд», выделить характерные признаки, присущие категории труда, и установить их роль в процессе жизнедеятельности человека;

выявить и исследовать социальные факторы и причины, способствующие самореализации личности в труде.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования послужил междисциплинарный анализ методов и принципов

исследования классиков социально-философской мысли, современных отечественных и зарубежных ученых, философов, экономистов, социологов и психологов. В качестве базовых методологических идей при выявлении взаимосвязи категорий «самопознание», «самореализация» и «труд» использованы диалектические принципы единства исторического и логического, объективности, рациональной обоснованности и достоверности, а также идеи современной эпистемологии и психологии в понимании субъекта и объекта познания и деятельности. Привлечен методологический потенциал философии диалога, соотношения «Я -Другой», психологической «Я - концепции», учений о диалектике свободы и творчества в истории философии и современных исследованиях. Для обоснования общефилософских идей и предпосылок в исследовании в целом применены философско-антропологический, психологический, а также системный, деятельностный и институциональный подходы. Научная новизна исследования:

Показаны взаимосвязь и взаимообусловленность самопознания и
самореализации в труде, способствующих раскрытию
творческого потенциала личности и ее социальной зрелости;

Выделены и представлены в единстве системные особенности категорий «самопознание», «самореализация», «труд» как важные условия социализации в обществе, имеющие многоаспектный характер;

разработана концепция анализа труда, как важнейшего интенционального способа самореализации личности на фоне системных общественных изменений;

проанализирована и теоретически обоснована взаимосвязь категорий «самопознание», «самореализация» в труде с учетом

ориентированных на рыночные отношения реальностей современного общества;

установлена роль коммуникативной деятельности, детерминирующей процессы самореализации человека в труде, наполняющей их жизненным содержанием и нравственным смыслом;

сформулированы социальные и личностные основания становления трудовой мотивации в новых социально-экономических условиях, способствующие привлекательности и содержательности труда, его креативности;

осуществлен философский анализ труда как социально-ориентированного способа самопознания и самореализации личности в условиях реструктуризации современного общества.

Теоретическая значимость работы. Теоретический анализ проблемы труда в контексте современной социально-философской мысли дает возможность расширить границы познания потенциала человека как субъекта трудовой деятельности, рассмотреть труд не только как главное условие жизнедеятельности личности, но и как способ самореализации, являющейся для личности приоритетным. Практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для раскрытия «механизмов» процессов самопознания и самореализации личности; в качестве рекомендаций по формированию личностно-ориентированныех стратегий в управленческой деятельности организации; как базовые положения в дисциплинах обществоведческого цикла; в разработке спецкурсов для студентов высших учебных заведений.

Основные подходы к рассмотрению самопознания в современной социально-философской мысли

Проблема самопознания представляет собой не только личностный интерес человека к самому себе и своим особенностям, но и практический интерес для исследователей многих научных направлений. Задача изучения внутреннего мира человека в аспекте его личностных особенностей, а также адаптация внутреннего мира человека к внешним условиям, к обществу - актуальна для каждой эпохи. В социально-философской мысли самопознание рассматривается как «высшая цель философского исследования» и как «...первая наука о системе философии...» .

Процесс самопознания является многогранным, охватывающим весь жизненный путь человека, зависящим от духа времени, требований, выдвигаемых обществом к человеку, а также требований человека к самому себе. Вряд ли найдется человек, который не пытался хотя бы однажды задавать себе вопросы о смысле своего существования, об отношении к себе других людей, и, конечно о том, кем же он является на самом деле. Ответы на эти сложные философские вопросы каждый человек находит индивидуально. Иными словами, в основе самопознания лежат глубинные вопросы сущности человека, ответы на которые он и находит в своем внутреннем мире. С помощью этих ответов, человек преобразует собственную природу и окружающую его действительность.

Особенно актуально вопрос о самопознании личности звучит сегодня, во времена сложных экономических преобразований общества, когда самопознание выступает как необходимое условие целостного и гармоничного восприятия бытия. Поэтому, познавая себя, человек не только стремится к пониманию цели личностного бытия, самополаганию себя через осмысление своего предназначения, но и обусловливает свое самосовершенствование. Одновременно с этим, самопознание является предпосылкой и необходимым условием совершенствования форм социальной жизни.

Самопознание личности невозможно в отрыве от объективной реальности, от социальных отношений в обществе. Поэтому рассмотрение самопознания не представляется возможным без осмысления феномена «личность». Человек - существо биосоциальное. Наделенный сознанием, как биологическое существо, он способен познавать окружающий мир и самого себя, и на основе этого, разумно действовать. В то же время человек - существо социальное, что позволяет говорить о личности как совокупности системы общественных отношений, выполняющей различные социальные роли.

В научной и социально-философской мысли имеются различные определения категории «личность». Например, в психологии под личностью понимается человек, достигший определенного уровня развития. «Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самосознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я» . Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности» . Во взглядах большинства современных социальных философов (А.Г. Спиркин, B.C. Барулин, О.А. Митроненков и др.) под личностью понимается каждый человек в совокупности его общественных характеристик; другая группа философов (С.Э. Крапивенский, И.А. Гобозов, А.Е. Ерыгин и др.) придерживаются точки зрения, при которой всякая личность является человеком, но не всякий человек - личность. К тем, кто личностью не является, относятся психически нездоровые люди, которые не несут ответственность за свои действия или те, кто не способен оказывать активных воздействий на конкретные исторические общественные процессы.

Наша точка зрения в наибольшей степени совпадает с И.А. Гобозовым и А.Е. Ерыгиным. Личность не только вступает в общественные отношения, но и способна к самопознанию своего «Я» и реальной действительности, а такие процессы для психически нездорового человека являются проблематичными, а в иных случаях - недоступными. Тем не менее, взгляды исследователей различных направлений схожи в том, что личность - это, прежде всего социальное качество индивида. Будучи конкретным представителем человеческого рода, индивид проявляет себя в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах психической деятельности. Степень проявления индивидуальности у разных людей различна. Поэтому человек становится личностью, когда начинает проявлять свою индивидуальность, обладая представлением о собственном «Я». И. Кант дает следующее определение личности: «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность» .

Таким образом, личность можно рассматривать в совокупности биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра «Я». Личность - это конкретный человек как носитель разума, сознания и социальной ответственности. Чем креативнее сознание и чем выше самосознание человека, тем полноценнее и ярче проявляет себя личность.

Сознание человека - это внутренний мир его мыслей, чувств, поток переживаний, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств и принципиально не способны стать объектами предметно - практической деятельности. Активно направленное воспитание и образование формируют самосознание, благодаря которому и складываются представления о своей индивидуальной неповторимости и месте в этом мире.

Познавая себя, личность открывает те стороны и качества, которые находятся в глубине ее души, то, что мы называем «внутренним миром» или «внутренним Я». Таким образом, возникает вопрос о том, что же представляет собой внутренний мир человека? На наш взгляд, под «внутренним миром человека» следует понимать его духовный мир, познание которого приводит к пониманию собственных ценностей, противоречий, желаний, целей, взаимосвязанных с внешним миром, включающим в себя окружающую его действительность и происходящие в обществе процессы.

Совершенно справедливо, на наш взгляд, определяет самопознание как выражение собственной внутренней природы человека, опирающейся не на взаимосвязи объектов с природой и процессами их внешнего осуществления, а на процессы, происходящие в их «внутреннем существе как форме человеческого сознания или человеческой жизни» С.Л. Франк .

Мы абсолютно согласны с мнением философа в том плане, что основой самопознания является исследование человеком своего внутреннего мира. Однако роль взаимоотношения «Я-Другой» также занимает значительное место, хотя и связана с внешним фактором.

Рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверным. В основе самопознания лежит также изменение собственного бытия личности, его внутренняя трансформация. Иными словами, самопознание можно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку « мало родиться человеком, нужно стать им» .

Самореализация личности в современном обществе и ее структурные компоненты

Переход от самопознания к самореализации представляет собой сложный многоэтапный процесс реализации человеком своего внутреннего «Я» во внешнем мире. Самореализацию по праву можно считать процессом, характеризующимся выявлением и воплощением в жизнь задатков и способностей, целей и потребностей личности посредством ее деятельности.

Проблема самореализации - это одна из самых сложных проблем научной и социально-философской мысли. Она является многоаспектной, включает в себя определение потребности и цели самореализации, оценку проблемных ситуаций, возникающих в процессе самореализации и обусловленных субъективным временем и пространством жизненного мира личности. Поэтому осмысление феномена самореализации возможно лишь в процессе осмысления природы человека, его мировоззрения, осознание им своего места в обществе.

Самореализация - это, в первую очередь, осуществление человеком выбора из предлагаемых жизненных вариантов. Но такой выбор должен быть осуществлен в пользу роста человека, его саморазвития. В этом смысле, самореализация представляет собой необходимое условие и движущую силу, способную направлять и изменять жизнедеятельность человека с целью его успешного самоосуществления в обществе.

Различие личностных особенностеі. человека не позволяет создать единой модели самореализации личности в обществе, поскольку способы и виды самореализации разнятся для каждого конкретного человека. Однако каким бы качеством не обладала личность, в ходе самореализации она строит свой проект, определяет цели и задачи, стремится к поиску путей самоосуществления. В этом смысле «человек есть ничто иное, как его проект самого себя...Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет...» . Реализация человеком «проекта самого себя» на наш взгляд представляет собой процесс, который может осуществляться на различных временных этапах его жизнедеятельности. Например, исследования ученым проблем, которые до сих пор не нашли своего решения, могут продолжаться всю его сознательную жизнь и в итоге так и не привести к желаемым результатам. Особенно остро такая проблема имеет место в медицине. В другом случае, спортсмен, принимающий участие в соревнованиях международного уровня, ставит перед собой задачу завоевания золотой медали, побития мирового рекорда. В случае, когда он успешно справляется с поставленной задачей, спортсмен становится всемирно известным, полноценно раскрывшим свой собственный потенциал. И здесь мы можем говорить о самореализации на данном конкретном этапе. Конечно, результаты самореализации спортсмена могут повлиять на всю его дальнейшую жизнь, однако этот этап жизни в определенный период приходит к своему завершению, человек, вынужденный уходить из спорта, сталкивается с проблемой самореализации уже на другом этапе своей жизни. Поэтому мы считаем, что самореализацию человека следует рассматривать как процесс, охватывающий весь его жизненный путь, поскольку «личность незакончена, она должна себя реализовать, эта великая задача поставленная человеку... Личность творит себя на протяжении всей своей человеческой жизни». . Иными словами, самореализация личности возможна только в личном росте. Такая потребность способствует поиску своего индивидуального пути, осуществлению себя в социуме в ходе жизнедеятельности, обретению на основе личностных ценностей смысла своего существования. Личность не должна довольствоваться лишь сиюминутным успехом, поскольку часто, добившись определенного результата, люди, перестают работать над собой, теряя даже то, что было ранее ими достигнуто.

В жизни каждого человека можно выделить разнообразные периоды, во время которых процесс реализации его внутреннего потенциала проявляются с разной степенью интенсивности. Справедливо отметить, что наиболее интенсивным можно назвать юношеский период как период становления личности. Именно в нем человек пытается самоопределиться в обществе, выбрать будущую профессию, основываясь на своих личностных предпочтениях, реальных возможностях, интересах и целях. Подобный выбор является отражением жизненного динамизма субъекта. Он представляет собой поиск пути, выбор необходимого варианта из наиболее приемлемых и привлекательных для каждого конкретного человека.

Существует много подходов к проблеме самореализации личности, рассматривающих этапы и условия ее осуществления. На наш взгляд не утерявшим своего современного значения является подход Ф. Бэкона , выделявшего пять этапов самореализации личности, включающих в себя: 1) самопознание как способ выяснения человеком своих личностных особенностей; 2) определение рода деятельности, которая в наибольшей степени подходит данному человеку и приносит пользу обществу; 3) сопоставление себя с другими людьми; 4) выбор друзей в соответствии со своим характером; 5) движение по собственному пути без стремления к подражательству. Такая позиция, адаптированная под современные реалии, является не только актуальной, но и способна, стремящемуся к самореализации человеку принести свои плодотворные плоды.

Марксистская социальная философия трактует самореализацию личности как проявление человеком своих сущностных сил в ходе практической деятельности. То есть самореализация в марксизме -это «свободная реализация личности в основных видах социальной деятельности». При таком подходе утверждается опредмечивание человеком в ходе общественных отношений своих сущностных сил (задатков, способностей, творческого потенциала) в продуктах своего труда. Человек в таком подходе познает законы развития общества, проявляет свою социальную сущность, приобретая способность влиять на процессы окружающего мира. Однако недостатком такой трактовки, по нашему мнению, является отрицание значения личностных качеств человека, индивидуального характера его самореализации.

Методологический анализ содержания понятия «труд»

Категория «труд» - сложное неоднозначное понятие. Это связано, прежде всего, с тем, что труд имеет широкий смысловой спектр, поскольку рассматривается в качестве базисных понятий различными научными дисциплинами. Например, труд может определяться как физическое усилие по преодолению сопротивлений, как расходование энергии, как целесообразная деятельность человека. В этом случае, мы можем говорить о том, что изучение труда в его проявлениях различными научными дисциплинами определено спецификой самой дисциплины.

Определенность понятия «труд», отсутствие в его содержательном толковании широкого спектра интерпретаций, противоречий и тавтологий, определяется, прежде всего, тем, что в устоявшихся современных исследованиях теоретического анализа проблемы труда выражен марксистской методологией, которая проясняет природу и функцию труда и раскрывает механизмы и роль труда в жизнедеятельности человека. Современные интеграционные процессы в экономической, политической и духовной жизни общества требуют новых подходов к исследованию категории «труд» и его роли в жизненном пространстве личности в технократическом обществе.

Многие аспекты исследования труда рассматривают человека лишь как субъекта предметно-практической деятельности, оставляя за скобками проблему самосовершенствования личности в труде, раскрытия ее творческого потенциала, самореализацию.

Труд представляет собой одну из разновидностей человеческой деятельности, поэтому анализ труда как - основополагающего феномена жизни невозможен без осмысления соотношений категорий «деятельность» и «труд», выявления сходства и различия компонентов этих дефиниций. Трудовая деятельность занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Большинство исследователей деятельностного подхода базируются на культурно - исторической концепции общества и примата социально - культурных норм в отношении человека к миру. В анализе характера и сферы распространения категории «деятельность» можно выделить две широко известные точки зрения. Так, одни исследователи (М.В. Демин, Э.С.Маркарян и др.) убеждены в том, что деятельность не ограничивается рамками активности человека и является «...информационно направленной активностью живых систем...» Однако такое утверждение, на наш взгляд, является спорным, т.к. форма активности человека, существенно отличается от форм активности животных, поскольку, в отличие от животных, определяется не биологическими потребностями, а исторически сформулированными социальными программами, в основе которых лежат мотивы и цели человеческой деятельности, средства и способы ее осуществления. Поэтому, придерживаемся точки зрения исследователей (М.С. Кочана, В.П. Фофанова и др.), рассматривающих деятельность как сугубо человеческий атрибут и социальную форму движения. Проявление трудовой деятельности человека во многом зависит от целого ряда показателей, базирующихся на исторических, политических, экономических и социальных условиях жизни общества и определяющих роль труда в каждый конкретный период общественного развития.

Особый вклад в осмысление проблемы труда внес Г.В.Ф:Гегель, рассматривавший труд как предметную деятельность сознания человека. Труд по Гегелю представляет собой не только средство удовлетворения потребностей человека, а отождествлялся с человеческой деятельностью, физической и интеллектуальной активностью индивидов и общества. То есть, труд по Гегелю «...есть не только деятельность..., но и рефлектированное в себе произведение наружу, односторонняя форма содержания» . Именно здесь, как нам кажется, определяется различие между деятельностью как активностью духовного, от труда как актуализации возможности освобождения духа из материальной оболочки и его возвращение в сферу чистого сознания. Такой взгляд на труд акцентирует свое внимание на его «абстрактно-духовной форме».

Маркс рассматривал труд как общественный процесс, как условие становления человека, выделяя необходимые условия, присущие труду: совместную деятельность человеческих индивидов, в ходе которой происходит естественное, а впоследствии общественное разделение труда и усвоение индивидами накопленного предыдущими поколениями опыта. Труд как человеческая деятельность представляет собой опосредованный сознанием процесс, поскольку отражается в реальном результате трудовой деятельности. В ходе своей деятельности, человек, воздействуя на природу, превращает в «социализированные» предметы природный материал. Эти предметы в ходе их преобразования приобретают новый статус, в качестве которого они сами воздействуют на социум. Таким образом, труд - это, прежде всего, условия существования людей, вечная естественная необходимость.

Понимание труда как утилитарно-практической деятельности, в котором духовное противопоставляется материальному, находит свое отражение в социально-философских взглядах западных мыслителей. Такую позицию в трактовке труда мы находим в теории персонализма Э.Мунье, который определяет труд как частное выражение деятельности, предлагая «отличать труд от деятельности вообще и созидания в частности, которое является наиболее духовной формой деятельности» .

По определению Э.Мунье, труд является необходимым, но неизменным условием существования человека, выступая как противоположность родовой сущности мыслящего человека. Деятельность, наоборот, представляет собой процесс творческого постижения мира. Таким образом, труд, согласно Мунье, деятельностью не является, поскольку в нем отсутствуют компоненты духовности. Однако, вопрос о взаимосвязи материального и духовного в работах Э.Мунье не находят своего отражения.

Социальные условия и барьеры на пути самореализации личности в труде и их преодоление

На пути личности к самореализации в труде, как и на многих путях ее жизнедеятельности, зачастую встречаются барьеры, преодолев которые, человек способен обрести желаемый результат, добиться поставленных целей, развить свои способности, достичь творческого совершенства.

В процессе трансформации общества, в основе которого лежат экономические преобразования начала в 90-х годов XX века и продолжающиеся до сих пор кризис, для человека труда возникли проблемы, определяемые новыми социальными условиями и барьерами на пути самореализации в труде.

Одной из сложностей, связанной с экономическим преобразованием общества, можно считать тот факт, что адаптация заимствованных организационно-правовых институтов других стран сопряжена с высокой вероятностью их отторжения массовым сознанием граждан. При общем сходстве отдельных социально-экономических процессов, происходящих в России и за рубежом, прослеживаются существенные различия в их побудительных механизмах. Например, социально-экономические преобразования за рубежом связаны с усилением конкуренции на мировом рынке, возрастающей ролью глобальных мировых проблем, тогда как в российском обществе, они сопряжены, в первую очередь, с болезненным утверждением рыночных отношений. Как справедливо отмечает американский экономист Дж. Стиглиц, переход в России от коммунизма к рыночной экономике представляет собой не просто экономический эксперимент, это, прежде всего, «трансформация общества во всех его социально-политических структурах, частично причины катастрофических результатов при переходе к рыночной экономике коренятся в непонимании роли этих других, неэкономических компонентов».

Например, в прошлое уходит то, что долгое время казалось незыблемым. Изменение, внедрявшихся долгие годы в общественное сознание идеологических доктрин, привело к тому, что в условиях экономических преобразований, привычные российским гражданам жизненные устои оказались, изменены, что привело к возникновению новых парадигм. Мы полностью согласны с современными российскими и зарубежными исследователями проблемы труда, [ A.M. Шкуркиным, П.Р. Виньковым, Дж.М. Келли, Дж. Стиглицем и др. ], рассматривающими современного человека как «человека экономического». Действительно, приоритеты современного общества акцентируют свое внимание, прежде всего, на экономических сторонах жизни человека, ставя их во главу идеологии государства. Из этого следует, что экономический кризис, затрагивающий все стороны жизни общества, является, в свою очередь, кризисом самого человека.

Наиболее яркий отпечаток этих процессов лежит и на трудовой деятельности граждан. В связи с этим возникает вопрос о том, какое место занимает труд в системе ценностей и каким образом кризис труда влияет на кардинальные перемены в общественном сознании? В стремительно изменяющемся обществе ценностные ориентации граждан также подвергаются изменениям. Это находит свое отражение в отношении человека к труду. Эти отношения неоднородны, однако в их основе лежит стремление к такому труду, который, в первую очередь, способен удовлетворить потребности и нужды самого работника, обеспечить ему и его семье достойную жизнь.

В начале 90-х годов XX века переход от социалистической системы к системе рыночных отношений ознаменовался, прежде всего, тем, что в условиях социализма труд, понимаемый как важный общественный долг, характеризовался общественно значимостью и ценностью для работника. А в условиях рыночных трансформаций, он заменяет высшие потребности человека в творчестве, самореализации, коммуникативных и когнитивных компонентах труда, на низшие потребности, связанные с зарабатыванием средств к существованию.

Кризис трудовой мотивации ознаменовался тем, что труд уже не рассматривается большинством граждан как способ самопознания и самореализации. Экономическая особенность кризисных изменений привела к тому, что самореализация в труде заменяется стремлением к карьерному росту, который представляет собой не раскрытие потенциала личности в труде, а возможность различными, иногда не вполне честными путями, завоевать значимость в обществе, основываясь на экономическом благополучии.

Таким образом, переход к постсоветсткому этапу развития российского общества и сопряженные с этим социально-экономические преобразования побудили многих исследователей говорить о так называемом конце труда, концепции «смерти трудового общества». Наше мнение полностью совпадает с мнением Л.Б. Четыровой , которая обосновывает данную концепцию не с позиции исчезновения производительного труда, а как утрату трудом роли системообразующего основания общества. Рассматриваемая в качестве человеческого императива концепция труда становится все более важной для общества по мере того, как труд приобретает значимость в аспекте социальных связей. Поэтому следует отметить, что экономические реформы российского общества отразились, в основном, на системе общественных отношений и месте трудовой деятельности в жизни человека.

Недостаточное внимание государства к проблеме использования труда привело к падению престижа самого труда, отсутствию трудовой мотивации, возникновению категории безработных. Поэтому утрата трудом высокого положения в шкале жизненных ценностей российских граждан, ограничение возможности карьерного роста, рассмотрение человека как исполнителя конкретных задач, приносящих экономическую прибыль конкретному работодателю, определяющему вознаграждение работника за труд, ставит человека в положение, при котором роль самопознания и самореализации в труде не.представляется актуальной. Здесь возникает парадокс. С одной стороны, говоря об утрате трудом своей ценности для современного человека, можно предположить, что в силу отсутствия интереса к труду возможен переход общества от стадии прогресса к стадии регресса. Однако в современном обществе происходит развитие новых технологий, автоматизация и компьютеризация трудовых процессов, развиваются нанотехнологии. В этом смысле возрастают качество труда, его средства и предметы, вследствие чего, приобретаются новые знания и умения самого работника. Проблема же упадка ценности труда нами видится в изменении сущности самого труда как социального феномена. Как уже было замечено, экономические преобразования сказываются на всех сторонах жизнедеятельности человека. В этом смысле, рассматривая труд как сложный процесс, имеющий в своей основе различные составляющие, можно отметить некоторые особенности трансформации трудовой деятельности, на которые оказывают непосредственное влияние экономические преобразования.