Органы центральной власти при петре 1. Реформы Петра I и государственное управление в России в первой половине XVIII века. Как вы думаете: это укрепляло или ослабляло контроль государства над дворянством

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) 1672 года - 28 января (8 февраля) 1725 года) - царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года) . В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года . С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Через 4 года император Пётр I скончался, но созданное им государство продолжало интенсивно расширяться на протяжении всего XVIII века.

20. Когда Россия стала империей

Росси́йская импе́рия, также Росси́я в соответствующий период - название российского государства в период с 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году. Империя была провозглашена по итогам Великой Северной войны Петром I Великим. Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1713-1728 годах, потом Москва в 1728-1730 годах, затем снова Санкт-Петребург в 1730-1914 годах и Петроград в 1914-1918 годах.

21. Какие новые органы власти появились при Петре 1

Это коллегии. Они начинают складываться в 1717 году. Предполагалось, что коллегии внесут в управление два новых начала, а именно систематическое разделение ведомств совещательый порядок решения дел. В1718 году принят реестр коллегий. При Петре I перестала собираться боярская дума, но необходимость в совещательном органе не отпала, поэтому первоначально она была заменена консилией министров, а в последствии в 1711 году - сенатом. Сенат был создан Петром на время его ухода в поход как орган заменивший его на время отсутствия, но и после остался действующим. Сенат был органом обладающий совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения носящие характер закона и обязательные к исполнению (но царь их мог очень легко отменить). В отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная (в 1717-1719), которые обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших: военная, военно-морская и коллегия иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в сенате даже когда представители всех остальных были выведены из состава сената.В то время судебными полномочиями обладали все коллегии, а не только юстиц-коллегия.При Петре I создаются губернии (1708 год, сначала 8 губерний), что изменило порядок в делении России на территориально-административные единицы. Позднее губернии были разделены на провинции (в которых верховодили воеводы), а те в свою очередь на уезды.Появляются суды и первые из них – надворные, которые существовали в каждом уезде, кроме того в некоторых городах был судья, а где не было, там их полномочия выполняли магистраты. Петр создали и систему военных и военно-морских судов. Появились прокуратуры, которые создавались сверху: сначала в 1722 году был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 году как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того генерал-прокурор надзирал за сенатом. Процесс. Петр I принял попытку уничтожить состязательность в процессе. Эту попытку он предпринял в 1697 году издав указ о передаче всех дел розыскам (то есть никаких очных ставок со свидетелями и т.п. не было), но реально это не удалось. В 1715 году появилась будущая часть военного устава называющаяся “Краткое изображение процесса”, по которому все дела вел розыск. В 1723 году был принят еще один указ “О форме суда” в котором был установлен порядок ведения дел по частным заявлениям. Развитие права в это период характеризуется развитием государственного и административного права как отрасли. Были введены регламенты.В гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло. В уголовном праве произошла кодификация в области военного уголовного права (“Воинские артикли”, где были собраны статьи о проступках и преступлениях в армии, но большая часть статей была заимствована на западе).

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил: « . Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению управлять». Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

Московское франкмасонство
В истории московского франкмасонства играют главную роль Новиков и Шварц. Они оба, особенно Шварц, способствовали тому, что Ф. получило определенную организацию; они же широко развили просветительную сторону масонства. Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для перевода, работал в университете...

Постановление Временного правительства о печати
27 апреля 1917 г. I. Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается. II. Порядок печатания и выпуска в свет произведений тиснения определяется нижеследующими правилами: 1). В течение суток после выпуска в свет вновь отпечатанных книг, брошюр-журналов, газет, нот и других п...

Историография вопроса
Гуманистические и демократические настроения Тагора, несмотря на все барьеры, воздвигавшиеся и колониальными властями, и крайними, шовинистическими настроенными кругами в азиатских странах, делали его активным борцом за мир, демократию и гуманизм, говорится в книге Е. Бросалиной «О гуманизме драматургии Рабиндраната Тагора». В книге Б. ...

История

Ответ на билет №26

Государственные и административные реформы Петра

А. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: “Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...” Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал “консилию министров” из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.

Б. Создание коллегий. Местные органы власти

1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

> коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

> Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

> Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

> Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

> Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода - содержание армии и флота);

> Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

> Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

> Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

> Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

> Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые - Камер- и Юстиц-коллегия - располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

2. В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции - на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на “регулярных” (имущих) и “нерегулярных” (неимущих).

3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия - Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

В. Церковная реформа

1. Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

2. В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода - Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в “мирские дела и обряды не входить ни для чего”. Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить “измену или бунт”. В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.

Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах

1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени - от низших до высших.

2. В 1722 г. была разработана “Табель о рангах”, которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

> военные;

> гражданские;

> придворные.

Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг - высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.

Д. Военные реформы

1. Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

2. Офицерский состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы - артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

3. Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. в пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

4. Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту - от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.

Предпосылки формирования абсолютной монархии и её особенности в России

Абсолютная монархия – это форма управления государством, при которой власть монарха не ограничена никакими государственными органами и законами.

Период абсолютной монархии в России характеризуется:

Расширением территории государства,

Завоеванием выходов к морям,

Контролем и правовым регулированием общественной и частной жизни,

Установление прав и обязанностей для отдельных слоев населения,

Применением полицейских и патриархальных методов управления,

Развитием промышленности и торговли,

Совершенствованием системы налогов,

Отсутствием свободного рынка труда,

Наличием сословных привилегий.

По мнению многих отечественных историков, абсолютная монархия в России окончательно сформировалась в эпоху Петра I.

Реформы Петра I. Петровская рационализация государственного управления

Реформы Петра I охватили практически все сферы жизни российского общества. Петр I (1672-1725) понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство – использовал как мощный рычаг реализации намеченных преобразований. В петровские времена стало на практике в полной мере осуществляться то, что в настоящее время принято называть государственным менеджментом.

Петровские реформы охватили, прежде всего, армию. Петр ввел обучение солдат и офицеров по Воинскому артикулу (единому воинскому уставу). Он ввел обязательную службу для дворян и рекрутские наборы крестьян в армию. Армия России подразделялась на три вида войск: пехоту, кавалерию и артиллерию.

Общеизвестно, что при Петре I Россия стала влиятельной морской державой, а в результате длительных войн со Швецией получила выход к Балтийскому морю.

В развитии отечественной промышленности в период правления Петра I принято выделять два периода. Первый период принято определять с конца XVII в. до 1709-1710 гг. Длительные войны, которые вела Россия против Турции и Швеции, требовали оружия, а его ввоз в Россию был блокирован. Ощущалась нехватка и качественного железа, которое раньше ввозилось из Швеции, поэтому в тот период срочно создавались металлургические, металлообрабатывающие и оружейные заводы на Урале, а также в Санкт-Петербурге.

Второй период начался с 1710 г. и продолжался до смерти Петра I в 1725 г. В этот период царь наряду с обороной начал уделять внимание и гражданской промышленности (суконной, кожевенной, бумажной, стекольной, табачной).

За годы царствования Петра I в России было создано около 200 промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия черной и 17 предприятий цветной металлургии, 15 предприятий суконной промышленности, 9 шелкоткацких, 14 кожевенных, 23 лесопильных. При этом на большинстве новых предприятий использовались самые передовые техника и технология того времени. При этом более половины мануфактур было основано казной. Для управления народным хозяйством на макроуровне были созданы коллегии.

Сам Петр I, бывая за рубежом, внимательно следил за новинками в технике, встречался с изобретателями, изучал новые машины и все полезное приобретал для России.

В сельском хозяйстве Петр I обращал особое внимание на развитие отраслей, обеспечивающих сырьем промышленность. В частности, по его приказу за границей закупались для разведения в России овцы, шерсть которых была необходима для производства тонких сукон. Под пристальным вниманием было развитие коневодства. В 1715 г. был издан указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промыслов», в котором предписывалось ежегодно увеличивать посевы этих культур.

Для проведения преобразований Петр I нуждался в эффективной государственной системе управления.

В 1708 г. была проведена губернская реформа (царский указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов»), в результате которой страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингермаландскую (с 1710 г. Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. В 1713-1714 гг. было образовано еще 2 губернии: из Казанской были выделены Нижегородская и Астраханская губернии, а из Смоленской – Рижская губерния. Губернская реформа вводила новую трехуровневую систему управления на местах: губерния-провинция-уезд. По губерниями расписывались все уезды и города.

Возглавлял губернию губернатор, который осуществлял административную, судебную и военную власть. У губернатора были помощники, которые контролировали отрасли управления:

Обер-комендант – военной управление;

Обер-комиссар (обер-провиантмейстер) – губернские и иные сборы;

Ландрихтер (местный судья) – губернскую юстицию, финансовые и розыскные дела. Это была первая попытка отделить суд от администрации. Деятельность ландрихтеров находилась под жестким контролем губернаторов и воевод.

Каждая из губерний делилась на провинции, а те, в свою очередь на уезды. Уезды возглавляли коменданты, а провинции – обер-коменданты, подчинявшиеся коллегиям (Камер-коллегия, Юстиц-, Вотчинной).

В 1718-1720 гг. была проведена реформа органов городского самоуправления. В результате были созданы выборные сословные коллегиальные органы управления – магистраты, руководство которыми осуществлял Главный магистрат. В составленном в следующем году регламенте Главного магистрата были изложены основы нового городского устройства. Города разделялись по числу жителей на пять классов, а население городов – на «регулярных» и «нерегулярных» (низкого происхождения). Регулярные граждане делились на две гильдии. К первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, ювелиры, живописцы, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелкие торговцы и ремесленники, которые объединились в цехи. В выборах городских магистратов могли участвовать только регулярные граждане. Нерегулярные избирали своих старост, которые должны были представлять их интересы в магистрате.

Магистраты состояли из выборных бурмистров и ратманов и ведали всем городским хозяйством, контролировали сбор налогов, осуществляли полицейские и судебные функции, обеспечивали безопасность города. Петр I избавил регулярных граждан от обязательной рекрутской повинности.

Говоря об этом, не следует преувеличивать значение самоуправленческого начала в системе петровской администрации. Во-первых, потому, что развитие самоуправления предполагает наличие элементов гражданского общества и демократии, что невозможно было в условиях расцвета крепостничества в стране. Во-вторых, сформировавшаяся при Петре I модель управления государством мало способствовала развитию демократических элементов в виде местного самоуправления, поскольку преобладали абсолютистские военно-бюрократические методы управления. Централизм не собирался уступать свои позиции общественному самоуправлению.

В целом, местная реформа оказалась незавершенной. Хотя многие из нововведений (губернии, магистраты) намного пережили их создателя, попытка создать эффективную систему местного самоуправления не удалась. Уже при Петре I усиливаются противостояние между бюрократическими учреждениями (губернаторы, воеводы) и земскими учреждениями (в уездах и городах). Бюрократический элемент постепенно подавлял и подчинял деятельность выборных органов местного управления.

Петровские государственные преобразования сопровождались коренными изменениями в сфере высшего управления государством. На фоне начавшегося процесса формирования абсолютной монархии происходит окончательное падение значения Боярской думы. На рубеже XVIII в. она прекращает свое существование и заменяется сначала созданной при ней в 1699 г. Ближней канцелярией, заседания которой с 1708 г. стали называться Консилией министров . Этому учреждению Петр I поручал ведение всех государственных дел во время своих многочисленных «отлучек».

В 1711 г. был создан новый высший орган государственной власти и управления Правительствующий сенат. Учрежден был вместо Консилии министров. Сенат постепенно стал подчиненным непосредственно императору. С 1718 г. Сенат стал постоянным учреждением, в нем стали заседать президенты созданных к этому времени коллегий (центральных органов государственного управления, пришедших на смену московским приказам). Однако вскоре обнаружился абсурд такого положения. Президенты коллегий просто не могли контролировать свои же коллегии. Указом от 22 января 1722 г. была проведена реформа Сената. Президенты коллегий были выведены из его состава, заменены специально назначаемыми лицами. Право заседать в Сенате оставили лишь за президентами Военной коллегии и Коллегии иностранных дел. Как высший административный орган в государстве Сенат ведал всеми отраслями государственного управления, исполнял законосовещательные и исполнительные функции. В конце правления Петра I Сенату были также присвоены судебные функции, сделавшие его высшей судебной инстанцией и государтсве.

В отличие об Боярской думы, Сенат не являлся сословным органом и не делил власть с царем. Сенат изначально был создан как чисто бюрократический аппарат, все члены которого назначались лично Петром I.

Присутствие Сената собиралось 3 раза в неделю (пн, ср, пт). Для производства дел в Сената существовала канцелярия, возглавляемая обер-секретарем . Ему помогал экзекутор , следивший за порядком в здании. При канцелярии находились нотариус, актуариус (хранитель документов), архивариус и регистратор .

В 1722 г. была учреждена специальная должность генерал-прокурора Сената , призванного, по замыслу Петра I, обеспечивать связь между верховной властью и центральными органами управления (быть «оком государевым»). Он осуществлял контроль за деятельностью Сената. Указы Сената получали силу только с его согласия, он же следил за их исполнением. Все это делало генерал-прокурора первым лицом в государстве, после монарха.

Пожалуй, одним из наиболее важных нововведений петровской административной реформы стало создание в России действенной системы государственного надзора и контроля. При Петре I начинает формироваться новый для России институт прокуратуры. Параллельно с этим создавалась система тайного надзора за деятельностью государственной администрации. Этим занимались фискалы . Введение института фискалов явилось отражением полицейского характера петровской системы управления. Доносительство поощрялось и даже вознаграждалось материально (часть штрафа полагалось донесшему фискалу).

Проводимая Петром I модернизация государственного аппарата не отличалась системностью и строгой последовательностью. Однако можно заметить, что для Петра I всегда приоритетными оставались две задачи:

Унификация органов государственного управления и всей системы администрации;

Проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой явного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля должно было обеспечить законность в управлении.

В 1718 г. приказы с их размытыми функциями и неясными полномочиями были заменены коллегиями . Первоначально было создано 11 коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейство, Камер-коллегия (сбор налогов), Берг-коллегия (горное дело, металлургия), Коммерц-коллегия (внешняя торговля), Штабс-контор-коллегия (расходы), Ревизион-коллегия (контроль за доходами и расходами), Мануфактур коллегия, Юстиц коллегия (судебные учреждения), Главный магистрат (управление магистратами и городской полицией). Позднее (после церковной реформы) на правах коллегии стал существовать Святейший Синод. Как правило, в каждой коллегии из иностранцев назначались по одному советнику, по одному секретарю. Однако на высшие посты в коллегиях Петр I стремился назначать только русских людей. Преимущества коллегии перед приказами виделось в более оперативном и в тоже время объективном решении дел. Считалось, что коллегиальное устройство поможет изжить взяточничество и казнокрадство. Формально за деятельностью коллегий следил Сенат. Подобно приказам коллегии состояли из общего присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора (заседатель, регистратор) и канцелярии . Президент назначался императором, вице-президент Сенатом с последующим утверждением императора. В отличие от приказов, коллегии строились по функциональному, а не по отраслевому признаку. Коллегии не могли вмешиваться в сферу деятельность других коллегий.

В 1721 г. была проведена реформа церкви, в результате которой была отменена тайна исповеди, а церковная власть была организована по образцу светской. Святейший Синод стал своеобразной коллегией, управляющей делами церкви. Эту организацию возглавлял светский чиновник – обер-прокурор Священного Синода.

Верховная власть принадлежала царю Петру, который с 1721 г. стал именоваться «императором».

В 1722 г. Петр I подписал Указ о престолонаследии, который давал право императору передавать престол не старшему сыну, а наиболее достойному наследнику. Этому указу, после смерти Петра, суждено будет сыграть роковую роль в истории России.

Петр I последовательно расширял государственную монополию во внешней и внутренней торговле. Наряду с традиционной монополией на водку, к товарам, торговля которыми считалась монополией государства, относились смола, икра, деготь, сало, соль, табак, собольи меха. Эта монополия приносила значительный доход государственной казне. При Петре I в России появились первые товарно-сырьевые биржи.

Социальная политика Петра I

В результате петровских реформ была существенно упорядочена социальная структура общества, четко обозначились границы сословий, их положение в общественной иерархии, права и обязанности.

Указ 1714 г. «О единонаследии» окончательно уровнял вотчину с поместьем, запретив дробить недвижимость между наследниками. Вся недвижимость должна была достаться одному из сыновей, остальные были обязаны поступить на государеву службу. Так, боярство и дворянство были окончательно уравнены в правах.

Правительство стимулировало предпринимательскую деятельность купечества путем передачи купцам на льготных условиях казенных заводов. Владельцы мануфактур освобождались от службы.

Уделяя большое внимание развитию внешней и внутренней торговли, Петр I заботился и о купечестве. Купечество стало выделяться в особую привилегированную группу – гильдию. Коммерц-коллегия обязана была заботиться о купечестве.

Вместе с тем, чтобы ускорить процесс развития промышленности, Петр I осуществлял и необычные меры. Например, если у купцов было недостаточно капитала для того, чтобы основать мануфактуру, царь заставлял их объединяться в компанию. Желания купцов при этом мало учитывались. Так, в 1720 г. для налаживания суконных мануфактур в Москве Петр I предписал объединить в компанию 14 человек из разных городов, которые были доставлены до места под конвоем солдат.

Капитал, не используемый в хозяйстве, подлежал конфискации. При этом по царскому указу 1/3 получал доносчик, а 2/3 отдавались в казну.

После переписи 1718-1724 гг. в России была введена новая единица налогообложения мужская душа. Подушная подать заменила большое количество различных сборов. В финансовом плане это увеличило доходы государства, а в социальном – окончательно оформило крепостное право. Появился новый разряд – государственных крестьян.

Табель о рангах и создание новой системы государственной службы

При Петре I в ходе реформирования государственного аппарата была перестроена прежняя традиционная модель государственного управления, на месте которой начинает формироваться современная рациональная модель управления.

Общим итогом административной реформы стало утверждение новой системы организации государственной службы. Особую роль в этом процессе сыграла введенная 22 февраля 1722 г. Табель о рангах (см. таблицу). Сегодня её принято считать первым законом о государственной службе. Она разрывала предшествующие традиции местничества, и устанавливала новый принцип назначения на государственные должностипринцип служебной годности . Центральная власть стремилась поставить чиновников под жесткий контроль. С этой целью был установлен фиксированный оклад государственных чиновников в соответствии с занимаемой должностью. Сурово каралось «взяткобрательство» и «взяткодательство».

При Петре I дворянство становится главным сословием, из которого черпались основные кадры для госслужбы. По Табели о рангах дворяне как наиболее образованный слой русского общества получали преимущественное право на госслужбу. Если на госслужбу назначался не дворянин, он приобретал права дворянства. Все дворяне должны были служить либо в армии, либо на флоте, либо в госучреждениях. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату, который осуществлял все назначения по гражданской службе (за исключением первых пяти высших классов).

С введением Табели о рангах было уничтожено прежнее деление дворян на сословные группы, и вместо него была введена лестница служебных классных чинов. Табель о рангах устанавливала 14 таких классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Занятие классных должностей с 14 по 5, происходило в порядке продвижения по службе, высшие чины (с 5 по 1) присваивались по воле императора за особые заслуги перед отечеством и монархом. Помимо должностей госслужбы, которые определялись Табелью о рангах, существовала огромная армия низших канцелярских служащих («внетабельное чиновничество»).

Особенностью петровской Табели о рангах, отличавшей её от аналогичных актов европейских государств, было то, что:

Она тесно увязывала присвоение чинов с конкретной службой тех или иных лиц;

В основу продвижения по должности был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги.

Подобным образом Петр I намеревался решить 2 задачи: 1) заставить дворян поступать на госслужбу, 2) привлечь к госслужбе выходцев из других сословий, для которых оказаться на госслужбе было единственной возможностью получения дворянства, сначала личного, а в перспективе и потомственного (по достижении VIII классного чина).

Итоги и последствия петровских реформ

Осуществлённые Петром I преобразования в сфере государственного управления в целом имели прогрессивное значение. Преобразования сопровождались рационализацией всех сторон жизни общества, подъемом экономики и культуры. Одним из важнейших результатов петровской губернской реформы можно считать образование целостного унифицированного имперского пространства с единой централизованной и бюрократизированной системой местного управления.

Однако в условиях абсолютной монархии модернизация страны проходила крайне противоречиво. Российская империя не восприняла многие европейские ценности, такие как: права человека, ограничение власти законом, неприкосновенность частной собственности . Можно сказать, что создав мощное государство Петр I использовал европейские ценности для укрепления неевропейских элементов русской политической культуры (деспотизм, централизм, бесконтрольность власти).

Главное противоречие заключалось в том, что стремясь превратить Россию в могучую державу, Петр I ничего не сделал для раскрепощения общества.

Негативным последствием установленного в Табели о рангах принципа выслуги привело к психологии чинопочитания. Почитание чина, а не службы разъедало бюрократический аппарат.

Перенеся западную рациональную модель бюрократии на русскую почву, Петр I в сущности ничего не изменил в характере властных отношений. Это дало основание М. Веберу считать петровскую систему управления патримониальной в своей основе. Данная система строиться на неформальных отношениях в структурах власти. Как мы знаем, какое бы значительное развитие ни получили в патримониальной бюрократии рациональные черты, характер отношений власти здесь остается неизменным .

В ХОДЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ БЫЛА ПРЕОБРАЗОВАНА НА НОВЫХ ОСНОВАНИЯХ:

l система центрального и местного управления,

l реорганизована армия,

l изменен принцип комплектования аппарата новых учреждений,

l перестроены отношения государства с церковью,

l подверглись серьезной реорганизации сословные отношения,

l впервые в истории России создавались органы государственного контроля и надзора.

После смерти Петра I возникла еще одна проблема. Как вы помните, Петр I не успел назначить преемника. Это сделало престол игрушкой придворных людей и породило борьбу за власть. Практические все правившие в XVIII в. после Петра I императрицы и возведенные на престол дети приходили к власти в результате переворотов, осуществляемых дворянской гвардией.

Эпоха «дворцовых переворотов». Особенности политических процессов во второй четверти XVIII в.

«Эпоха дворцовых переворотов» (такое название дал В.О. Ключевский) сопровождалась рядом коренных изменений в системе государственного управления. Эти изменения касались как высших органов власти, так и системы центрального и местного управления.

Прежде всего, изменилось положение Сената. При слабых монархах, властью в стране распоряжались либо фавориты, либо ближайшее окружение царствующих особ. Особую роль стали играть создаваемые императрицами специальные высшие учреждения, которым они делегировали свои полномочия и наделяли широким кругом прав. При Екатерине I (жена Петра I) таким высшим органом государственного управления стал Верховный тайный совет, состоящий из представителей знати (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман и др.). Верховный тайный совет был наделен статусом главного правительственного органа при императрице. Подобный орган высшего управления был создан в правлении Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), который назывался Кабинет министров . Состоял он из трех «кабинет-министров», три подписи которых заменяли подпись императрицы.

С созданием новых высших органов управления Сенат был оттеснен на второй план. С учреждением Верховного тайного совета (7 марта 1726 г.) Сенат был подчинен Тайному совету и стал именоваться Высоким, а не Правительствующим. Отныне Тайный совет назначал высших чиновников, ведал финансовым управлением, к нему перешли надзорные и законодательные функции.

История создания и деятельности Верховного тайного совета непосредственно связана с недовольством правящей элитой преобразовательной политике Петра I. В этой связи у элиты возникает желание создать аристократический орган при императоре, который мог бы ограничивать власть монарха. Учреждение Тайного совета это первый шаг к этому.

Князь Д.М. Голицын усматривал в его создании возвращение к традициям Боярской думы. Он считал исторической ошибкой упразднение законодательной Думы и замену ее бюрократическим Сенатом.

Более радикальный шаг последовал в 1730 г., когда на русский престол взошла племянница Петра I герцогиня Анна Иоанновна. Правящая верхушка предложила ей некие условия («кондиции»), которые ограничивали власть императрицы в пользу Тайного совета. Согласно условиям, императрица не могла без согласования Тайного совета назначить себе преемника, вводить новые налоги и расходовать государственные средства, раздавать земли, жаловать в высшие чины выше полковника. Однако этот проект не был поддержан дворянством, которое опасалось установлению олигархии. После этой неудавшейся попытки ограничить власть монарха Верховный тайный совет был распущен. Несмотря на это, Тайный совет успел упорядочить государственную администрацию (сокращение центрального и местного аппарата управления).

Одной из отличительных черт государственного управления в послепетровскую эпоху стало: падение поли Сената, централизация и бюрократизация центрального и местного управления. Максимально были расширены функции губернаторов и воевод. Уже в 1727 г. были ликвидированы надворные и нижние суды, Главный магистрат. Тем самым главными фигурами на местах становились губернаторы и воеводы. Следствием этого стало беспрецедентное распространение чиновничьего произвола, взяточничества и казнокрадства.

Ситуация не изменилась и в период правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), оказавшейся у власти также в результате дворцового переворота. Она заявляла, что хочет править по заветам своего отца. При ней были возрождены местные выборные учреждения (местные советы, выборные судьи), а также городские органы самоуправления – городские магистраты. Однако после себя она оставила большое количество нерешенных проблем в сфере государственного управления.

Введение

1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

1.2 Централизация государственного аппарата

2. Реформы органов власти и управления Петра I

2.1 Перестройка центральных органов власти и управления

2.2 Реформирование местного управления

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

В работе использованы труды крупнейших представителей отечественной истории государства и права, таких как Буганов В.И., Валишевский К.И., Заичкин И.А., Исаев И.А., Ключевский В.О., Мавродин В.И. и других.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;

изучить процессы централизации государственного аппарата;

охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;

проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Объектомисследования является общественно-правовая действительность в эпоху Петровских реформ.

Предметом исследования являются Петровские преобразования и их последствия для государственности России.

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.), конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.

Структура курсовой работы: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы.

1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

В период сложившейся в России абсолютной монархии времен Петра Iдля более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредить органы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частично из выборных от городского населения.

Одна из главных задач государя - создать систему хороших законов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным горожанами .

Становление абсолютной монархии в России проходило сложным и противоречивым путем. Сохраняющаяся экономическая и политическая сила феодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательная политика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложняла процессы экономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стиль государственного управления. Тем не менее, российский абсолютизм имел все черты, характерные для данного типа государственности.

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы более крупные административные единицы - разряды (предшественники будущих губерний).

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

Признак бюрократии как системы управления - это вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции . Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.

Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.

Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

Абсолютная монархия - форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти . В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания. Но уже с начала XVIII в. и они перестали собираться, В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.