Сверхфизическое видение действует в точности по тем же законам, что управляют и физическим зрением. Рак развивается по тем же законам, что чума и холера, историю развития которых я хорошо изучил Же законам что

Контртеррористической операцией на Кавказе руководит ФСБ России. И официально, и фактически. Расследование всех преступлений, связанных с похищениями людей, воровством бюджетных денег, нелегальной добычей нефти, диверсиями, убийствами и терактами, находится в компетенции чекистов. Ни военная, ни гражданская прокуратуры, ни милиция, ни войска не обладают таким влиянием в Чечне, как ФСБ. Разумеется, здесь это самая закрытая структура. Для граждан, для прессы, для всех. Сергей БАБКИН, генерал-лейтенант, начальник УФСБ по Чеченской Республике, давно не дает больших интервью. Для корреспондента "Известий" Вадима РЕЧКАЛОВА он сделал исключение. - Кто захватил "Норд-Ост"? Я знаю, что существует подробный список террористов, где указаны не только их данные, но и описаны вещи, которые при них были найдены. И по этим вещам, насколько я понимаю, можно о многом судить. Люди, которые видели этот список, уверяют, что вряд ли террористы были смертниками. Что двигало этими людьми? - Ваши папа с мамой где живут? - В Москве. - Если к вам придут бандиты и скажут, что завтра вырежут всех ваших родственников, если вы откажетесь захватить здание ДК, как вы поступите? Наверняка согласитесь. Большая часть террористов были именно в таком положении. Были и наркоманы, несколько бандитов - религиозные фанатики. - Против министра здравоохранения Чечни Увайса Магамадова, уже бывшего, возбуждено уголовное дело по превышению им должностных полномочий. Он подозревается в нанесении ущерба бюджету на сумму 35 млн рублей. Теперь Магамадов объявлен в федеральный розыск. Как он украл деньги? - В подробности вникать не будем. Магамадов читает газеты. - Как в Чечне можно украсть бюджетные деньги? - Вам известно, кто из бандитов в Чечне маскируется под спецслужбы? И зачем? - Это нужно Масхадову, Басаеву, Гелаеву. Чтобы запутать следы. Чтобы не подпасть под кровную месть. - А кого они похищают? - Прежде всего людей, которые в какой-то мере связаны с федеральными структурами, с органами местной власти. - 23 октября в селе Пригородном Грозненского района был задержан неизвестными Адам Газмагомадов. Безо всяких предъявлений обвинений, протоколов. Просто сунули в машину и увезли. Потом я с ним сам разговаривал, у меня и запись есть. Его продержали 5 суток. По его словам, в районе какого-то бивака федеральных войск. Били, показывали фотографии каких-то людей, требовали их опознать. А потом выбросили в районе подстанции в том же Пригородном. Могли ли спецслужбы действовать таким образом? - Кого вы подразумеваете под спецслужбами? - ФСБ, ГРУ. - Нет, конечно. - Ну, честно говоря, Адама не искалечили. Били несильно. Потом вернули - живого, здорового. - Потому что он не виновен. Поэтому, наверное, и вернули. - А кто его задерживал? - Это могли быть и МВД, и ФСБ, и ГРУ. Могли быть - теоретически. А практически, что касается спецслужб, так мы ж поднадзорны прокурору. Причем и военному, и прокурору республики. - Ну не в Чечне, наверное. Вы же здесь главные. На вас возложено руководство контртеррористической операцией. - А что, кто-то поменял законы в России? Мы живем здесь точно по тем же законам, как живут сотрудники ФСБ во Владимирской и Рязанской областях. - Возможно ли здесь обезвредить бандита законными методами? То есть не уничтожить его, а отдать под суд? Вот вы закончили следствие по делу Ислама Хасуханова, т.н. начальника т.н. главного штаба т.н. вооруженных сил т.н. Ичкерии. Он обвиняется в организации незаконных вооруженных формирований. Вы надеетесь на хорошую судебную перспективу... - Мы не надеемся, мы уверены. Потому что собрана огромная доказательная база. - Как вам это удалось? - Ну уж не пытками и издевательствами. Пальцы ему никто не ломал. Наши следователи в установленном законом порядке собрали все доказательства. - Как? - За счет показаний свидетелей, сбора документов, видеозаписей, с помощью проведения экспертиз. Он ходил под Масхадовым. Поскольку Масхадов человек военный, у него и структура военная, он ничего нового не придумал. Хасуханов был одним из самых действенных так называемых полевых командиров. Мы не говорим, что он отъявленный убийца, который резал головы. Статьи за убийство нет. У него издание приказов, директив, контроль за их исполнением - от нападений на воинские колонны до проведения крупномасштабных операций по захвату населенных пунктов или объектов на территории Российской Федерации, в том числе подводных лодок. - Сколько влиятельных главарей бандитов действует сейчас на территории Чечни? Назовите их, пожалуйста. И сколько за ними народу? - Так называемых полевых командиров очень много. Мы их знаем. Новые пока не родились. - Вот и в МВД, и в Ханкале поговаривают о некоем Доку Умарове. Якобы командует тысячей человек, называется его банда "Юго-Западный фронт". Находится на юге республики - в Шатое, Шарое, Итум-Кале. Что в этом правда, что ложь, неизвестно. А вы что можете сказать про этого человека? - Это бандит, которого ждет та же самая участь, что и Хаттаба. - Хаттаб - ваша работа? - Придет время - все узнаете. - Сколько в банде Умарова народу? - Я не хочу их считать. Это количество определяется наличием у Доку Умарова денег. - Сколько Умаров может поставить за собой бойцов, если ему дадут денег? - Ну, 20 человек. Вокруг себя. Эти 20 еще могут несколько человек за собой привести. Я не хочу делать из бандитов личностей. Не будем из них делать робин гудов. А то вы их так популяризируете - больше, чем нас. Мы страшные и злые, а они все хорошие и добрые. - Наговариваете вы на меня. - Я имею в виду прессу вообще. Часть прессы. - Тем не менее ответьте: банды в Чечне сильные? - Да, есть несколько достаточно серьезных. С вооружением, средствами связи, деньгами. Они готовились и воюют уже на протяжении 11 лет. - Правда ли, что главы администраций районов платят дань боевикам? - У вас есть доказательства? - Об этом мне говорил под запись один из сотрудников чеченской милиции. - Вы бы тоже платили на их месте. - Какая часть чеченской нефти до сих пор уходит на нужды бандитов? - К сожалению, значительная. Но результаты от принимаемых мер налицо. Одна из таких мер - расформирован батальон чеченской милиции по охране нефтяных объектов. - Они плохо охраняли, да еще и разворовывали? - Да. - И кем их теперь заменят? - Другими местными милиционерами. - Начался процесс "чеченизации", то есть передачи власти местному населению. Не рано ли оставлять Чечню на местных? - Нет таких должностных лиц, которые были бы заинтересованы в неоправданной спешке. - Как и в любом регионе России. Закупаются, допустим, в Москве лекарства с истекающим сроком годности. Через две недели они должны быть списаны. Вы продаете, я покупаю. И оба списываем. Деньги делим пополам. И все. - По моей информации, на днях в Заводском районе Грозного были найдены два трупа. Один, насколько мне известно, из поселка Шалажи Урус-Мартановского района. А второй непонятно откуда, потому что без головы. Оба трупа с минно-взрывными ранениями. И таких случаев в Чечне десятки - когда людей похищают люди в камуфляже, масках и т.д. А потом похищенных находят взорванными в какой-нибудь канаве. Местное население грешит на вас. А на самом деле кто этим занимается? - Недавно в Москве украли вице-президента "ЛУКОЙЛа". Люди в камуфляже и масках. И что, теперь делать вывод, что это спецслужбы?

Сверхфизическое видение действует в точности по тем же законам, что управляют и физическим зрением. Находясь вне физического тела во время сна, сверхфизическим видением в некоторой степени обладают все. Более того, наше астральное и ментальное я постоянно принимают вибрации и расшифровывают их в понятия нашего сознания, и происходит это помимо деятельности физического тела и мозга. К счастью, эти субъективные переживания обычно не попадают в мозг, который не рассчитан на то, чтобы выдерживать столь интенсивное напряжение. В действительности то, что на нынешней стадии развития нашего мозга мы не являемся от природы ясновидящими, и не помним нашу деятельность во сне и свои прошлые жизни - это милость Провидения.
Для того, чтобы отклик на эти сверхфизические вибрации мог быть безопасно включён в наше физическое сознание бодрствования, как бывает это в случае ясновидения, требуется весьма специфическая подготовка мозга и нервной системы. Одна из причин того предупреждения против развития чисто психических способностей как самоцели, которое даётся всем неофитам духовного пути, и которое весьма настоятельно повторяет автор, заключается в том, что ценность результатов сверфизического восприятия окажется несравнимо меньшей, чем то напряжение и следующее из него снижение физической эффективности организма, к которому такое развитие неизбежно приведёт.
Ясновидение в огромной степени увеличивает нашу жизненную ношу и делает физические существование в бесконечной степени более невыносимым. Потому, когда видишь, как учащиеся, которые в противном случае могли бы быть весьма полезными, платят большие суммы денег самозванным йогам, особенно в Америке, которые предлагают открыть им чакры, наполняешься отчаянием. Многие из этих людей выкачивают из жителей больших американских городов тысячи долларов, часто оставляя за собой след из расстроенных нервных систем. Даже опытные учащиеся не защищены от приманки лёгкого обладания оккультными силами, и уводятся с пути этими самозванцами, которые проституируют священную науку йоги и позорят высокое звание йогов, которое они не по праву заносчиво себе присвоили.
Единство с Высшим - единственно истинную йогу - нельзя купить за "тридцать серебренников". Его цена - сама жизнь, изливаемая в служении и самопожертвовании. Неофит, обладающий неустрашимой волей, который готов заплатить эту цену, обязательно достигнет этой цели - Единства. Если он стремится к сверфизическому видению, чтобы усовершенствовать своё понимание и служение, а такое желание вполне правомерно, он может быть спокоен и уверен, что в процессе духовного раскрытия он совершенно естественно и безопасно расширит пределы своего восприятия, постепенно добавляя к нему октаву за октавой колебаний, лежащих за пределами нашего физического светового спектра.

Сверхфизическое видение

Сверхфизическое видение зависит от попадания световой энергии с объекта на поверхность одного из сверхфизических тел, а предположительно и от синхронизации вибраций жизненных аспектов наблюдателя и предмета. С поверхности тонкого тела эта энергия передаётся в центр, составляющий "я" этого проводника, то есть в голову ментального или эмоционального тела. Если, как при ясновидении, результаты этого видения должны стать известны в физическом мозге, нужно найти средство, чтобы изменить уровень их проявления со сверхфизического на физический. Для этого существует особый механизм, который, как мы увидим, являет прямую противоположность физическим частям механизма обычного зрения и их функциям. В данном случае устройство должно быть "понижающим", если использовать термин из электротехники. Может быть, он не вполне точен, но наводит на нужную мысль. Эта функция исполняется головной чакрой, а также гипофизом и шишковидной железой, после того, как они оживлены кундалини.

Гипофиз и шишковидная железа

В процессе сверхфизического видения спинномозговая система действует в некотором смысле по принципу передатчика и приёмника. Гипофиз и шишковидная железа подобны радиолампам, усиливающим сигнал; а кундалини - оккультная энергия, имеющаяся в теле, - и два жизненных воздуха, ида и пингала, образуют заряд, поступающий из сети или от батареи, роль которой в данном случае играет сакральная чакра, тогда как солнечная чакра в центре Земли исполняет роль планетарной электростанции.
Здесь мы должны уделить некоторое внимание рассмотрению кундалини или "змеиного огня", как её иногда называют. Если мы обратимся к "Тайной доктрине", настоящей сокровищнице духовных и оккультных знаний, то обнаружим, что Е. П. Блаватская говорит о трёх состояниях проявления жизненной силы, коими являются кундалини, прана и фохат. Они, как там утверждается, фундаментальны и не взаимозаменяемы в данный период проявления.
Кундалини - это способность даяния или передачи жизни, прана - физически известная как жизненная сила - это способность организации жизни, а фохат - способность использования жизни и манипуляции ею. Эти три космические силы, проявления соответственно третьего, второго и первого аспектов логоса, обнаруживаются на каждом плане Природы в разнящихся степенях проявления. Говоря о "нисхождении" человека, автор "Тайной доктрины" сообщает, что изначальный треугольник (монада), исчезает во тьме и безмолвии, как только отражается в небесном человеке (Я). Этот треугольник, состоящий из упомянутых трёх сил, "смещается в человеке из праха ниже семи". Она имеет здесь в виду плотное физическое тело, называемое ею "человеком из праха", в котором, как мы обнаруживаем, представлены эти три силы.
Кундалини в сущности является творческой, и хотя в плотном физическом теле она пробуждена сравнительно слабо, она проявляется как сексуальная потребность. Будучи свёрнутой, подобно змее, она пребывает в чакре в основании позвоночника, которая, в свою очередь, является передаточной станцией для энергии, подобным же образом свёрнутой в центре Земли.

Пробуждённая Кундалини

Будучи пробуждена, кундалини течёт вверх по эфирному каналу в позвоночнике, именуемому "сушумна нади", и проходит при этом через каждую из чакр (или силовых центров). По мере её прохождения через спинные центры, из которых исходят чакры, часть её силы стекает по оси воронки каждой из них, оккультно их оживляя и тем пробуждая человека к самосознательному существованию на внутренних планах.
Когда она касается селезёночного центра, она даёт человеку способность по своей воле путешествовать вне тела. Когда она касается сердечного центра и открывает его, то если у неофита достаточно раскрыта способность буддхического сознания, она начинает течь через него на физическом уровне и в его груди "расцветает мистическая роза". Тогда в его личностных проводниках и через них начинает проявляться Христово сознание. Горловой центр, будучи оживлён, даёт способность яснослышания, то есть отклика на сверхфизические звуковые вибрации, равно как и на те физические звуки, которые лежат вне обычного звукового диапазона. Межбровный центр, будучи открыт, даёт способность ясновидения, а когда открывается коронная чакра, находящаяся перед родничком, взаимодействие между высшим Я и мозгом становится чудесно свободным, так что неофит приобретает способность пользоваться своим высшим, духовным сознанием одновременно с сознанием физического мозга.
Полное проявление всех этих сил в бодрствующем сознании требует долгого и трудного обучения, для него необходимо полное оживление гипофиза и шишковидной железы с помощью кундалини и дополняющих её сил. Этот процесс делает упомянутые железы сверхактивными с оккультной точки зрения и способными откликаться на сверхфизические частоты вибраций и сверхфизическое сознание, передавая их мозгу, который тоже делается сверхчувствительным. После этого сверфизическое зрение становится в значительной мере делом практики и фокусировки сознания.

Как было сказано ранее, кундалини поднимается по сушумне в сопровождении двух дополняющих сил, одна из которых положительная, а другая - отрицательная, и называемых соответственно "ида" и "пингала". В действительности эти два термина являются обозначениями двух позвоночных каналов, по которым энергии акаши сопровождают протекающий змеиный огонь. Эти две противоположно поляризованные силы акаши в ходе своего подъёма встречаются и пересекаются в каждой из чакр, и наконец проходят одна в гипофиз, а другая - в шишковидную железу.
Здесь можно распознать древний символ кадуцея. Он состоит из жезла, вокруг которого в противоположных направлениях, хвостами вниз, вьются две змеи, направляясь к крылатой сфере, венчающей символ. Кадуцей - это жезл, который, как говорят, несёт с собой бог Гермес в знак того, что он посланец богов. В этом греческом символе кундалини течёт по позвоночному каналу, который представлен жезлом, а две змеи представляют иду и пингалу, тогда как крылатая сфера символизирует освобождённую душу человека, который пробудил и научился использовать эти скрытые силы. Так он поистине становится посланцем небес на земле, ибо он легко проникает в миры внутреннего Я и приносит людям знание и мудрость из этих возвышенных царств; его знают, как "небоходца".
Глубоко оккультная информация об этом не даётся нам, чтобы мы не попытались сразу же пробудить кундалини. Наоборот, нас сильно предупреждают против любых таких попыток, но академическое изучение этого предмета представляет ценность - и чтобы избежать ошибок, происходящих от неверных представлений, и чтобы приобрести ценные знания, которые уже будут в нашем распоряжении, когда придёт время пробудить эту скрытую силу.

Кундалини и ясновидение

История о спящей красавице может указывать и на пробуждение кундалини в человеке. Царевна - личность - спала на протяжении веков, пока волшебный принц - высшее Я или Учитель, - не пришёл и не обнаружил её в сонном дворце, символизирующем физический план, и не пробудил её поцелуем. Этот принц - Учитель, или пожалуй даже духовная воля, которая лишь одна способна пробудить эту силу ранее обычного для неё срока. Поцелуй символизирует прикосновение нисходящей атмы, которая пробуждает душу и вызывает её внутренние силы. (Атма - санскритский термин для обозначения высшего начала человека, духовной воли). Свадьба героев в конце сказки соответствует союзу высшего и низшего я, который происходит, когда достигается эта стадия развития.
Огромное большинство человечества с этой точки зрения всё ещё спит, и будет продолжать спать, пока не пробьёт час пробуждения.
Ученики иногда обнаруживают, что эта сила пробудилась совершенно естественным образом, и склонны беспокоиться по поводу производимых этим несколько необычных ощущений. Это чувство жжения в позвоночнике, поднимающейся или даже несущейся вверх и вливающейся в голову энергии, временно вызывающей умственное смятение, ощущение насекомого, ползающего по лбу или затылку, кружение в мозгу, горле, сердце или солнечном сплетении, появление цветов в облаках, либо цветных вспышек, а иногда и любопытное ощущение двойственности сознания, при котором одна часть ума может быть смущена или подавлена странными явлениями, а другая находиться в полном мире или даже в состоянии восторга.
В этом нет ничего страшного, здесь нечего бояться. Нужно сохранять спокойствие ума, приостановить все медитативные упражнения и без привязанности наблюдать новые переживания, пока гиперактивность механизма сознания не спадёт вместе с первым потоком энергии.
Очень важно, чтобы никто из изучающих внутреннюю жизнь никогда не концентрировался на кундалини, на различных центрах или особых частях тела или мозга, поскольку в этой практике заключена огромная опасность.

Цель духовных усилий - не развитие психических способностей или магических сил. Цель - единение с Высшим и способность воспринимать Единую Жизнь среди всего огромного разнообразия форм. И здесь неиссякаемым источником руководства и вдохновения оказывается Бхагавад-гита.

Истинная цель Видения указана в следующих бессмертных шлоках:
"Кто привел в гармонию свое "я" и сбросил грех, тот йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом. Йогой приведенное в гармонию "я" видит Высшее Я пребывающим во всём сущем и всё сущее пребывающим в Высшем Я; всюду оно видит одно. Тот, кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня. Кто, утвердившись в единении, поклоняется Мне, пребывающему во всем, тот йог живет во Мне, каков бы ни был его образ жизни. Видящий подобие Высшего Я во всём и через то познающий тождество всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом, о Арджуна!"
(Бхагавад-гита, VI.28–32, цитируется в пер. А. Каменской)

Этого просветления, этого достижения душа пробуждённого неофита всегда жаждет. И раз испытав эту жажду, он уже не знает отдыха. Жизнь за жизнью неодолимая внутренняя побудительная сила движет его вперёд. Видение бессмертной красоты и совершенства притягивает и зовёт его, и на протяжении всего его великого искания "свет, никогда не виданный ни на земле, ни на море" сияет над ним, и освещает ему путь к вечному миру и блаженству, которые, как он знает, ждут его в конце пути.

Ключевые слова этой страницы: %D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20,%20%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20,%20%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C%20,%20%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%20.%0A

%0A

Скачать zip-архив: . Скачать mp3: .

КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Модуль ІІІ.

Б.Рассел, подчеркивая, что человек - часть природы, считал, что человеческие «мысли и движения следует тем же законам, что и движение звезд и атомов». Какую точку зрения отстаивал Рассел?

Материализм;

Натурализм;

Идеализм;

Реализм?

3.2. Представителем какого направления в социологии был Монтескье, считавший, что климат определяет социальные законы, обычаи и сознание людей?

Географического детерминизма;

Демографического детерминизма;

Технологического детерминизма?

3.3. Политическая доктрина, оправдывающая захват чужих территорий, географической аргументацией, называется:

Геополитика;

Монархизм?

3.4. Идеализм основой бытия (базисом) общества считает:

Культуру;

Экономику;

Сознание?

3.5. Социальная доктрина, объясняющая социальные явления биологическими (расовыми) особенностями людей:

Геополитика;

Реализм;

Натурализм;

Реформизм?

3.6. Какое направление в социологии считает, что общественное сознание определяет бытие людей:

Идеализм;

Материализм;

Натурализм?

3.7. Материализм под основой бытия (базисом) общества понимает:

Сознание;

Культуру;

Экономику;

Религию?

3.8. Какое направление в социологии считает, что развитие об­щества представляет собой реальный процесс бытия людей, в основе которого лежит определенный способ производства?

Реализм;

Материализм;

Натурализм;

Идеализм?

3.9. Основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной жизни:

Церковь;

Государство;

Парламент;

Профсоюз?

3.10. Государство представляет собой в первую очередь:

Аппарат управления;

Орудие угнетения;

Орган тайного наблюдения за поведением людей?

Средство для решения внешнеполитических целей?

3.11. Политическое устройство общества, основанное на принципах равенства и свободы, называется:

Тоталитаризм;

Олигархия;

Демократия;

Монархия?

3.12. Тоталитаризм - как политический режим предполагает:

Диктатуру закона и демократии;

Правовое государствен­ное устройство;

Диктатуру номенклатуры и геноцид против своего народа;

Диктатуру криминала и теневой экономики?

3.13. Человек представляет собой единство биологического и социального. Как они соотносятся:

Биологическое определяет социальное;

Социальное главенствует над биологическим;

В разные периоды их сочетание различно, но преобладает биологическое;

В различных ситуациях различно, но приоритет за социальным?

3.14. Оказывает ли научно-технический прогресс воздействие на

биологическую (природную) основу человека?

3.15. Имеется ли смысловое различие у понятий «человек» и «личность»:

Эти понятия тождественны;

Между этими понятиями нет ничего общего;

- «человек» характеризует биосоциальную сторону людей, «личность»-социальную?

3.16. Человек свободен тогда, когда действует:

По необходимости;

Как ему захочется;

Познав необхо­димость и действуя в соответствии с ней?

3.17. В каких условиях возможен тип поведения, описанный А.Н. Некрасовым: «Кого хочу – помилую, кого хочу – казню!»

Тоталитаризма;

Демократии;

Правового государства?

3.18. Личность - это человек:

Добившийся значительных результатов;

Способный многое почерпнуть из общественного сознания;

Много отдающий обществу;

С определенными чертами характера, способностями и наклонностями?

3.19. Индивидуальность - это:

Духовность в человеке;

Индивид ставший личностью;

Не­повторимое в человеке?

3.20. Гражданская позиция, смыслом которой является любовь к отчизне, называется:

Интернационализм;

Патриотизм;

Национализм;

Космополитизм?

3.21. Какова роль народных масс в историческом процессе? Они:

Инертны, не действуют самостоятельно;

Выступают решающей силой социального развития;

Могут быть только разрушительной силой;

Подобны колесу, но не мотору, истории?

3.22. Историческая выдающаяся личность - это та, которая:

Занимает высокий руководящий пост;

Олицетворяет собой коренные прогрессивные преобразования эпохи;

Пользуется всенародным признанием;

Качественно преобразовала социально-политическую и экономическую ситуацию в государстве?

3.23. Хайдеггер считает, что человек, являясь более или менее важным атомом в движении мировой истории, выступает «игрушкой обстоятельств и событий». Какая мировоззренческая установка соответствует подобным взглядам?

Фатализм;

Волюнтаризм?

3.24. Как соотносятся между собой необходимость и свобода:

Необходимость и свобода не имеют ничего общего;

В мире нет свободы, все происходит по необходимости;

Свободный человек не подвластен необходимости;

Свобода есть познание необходимости и действие в соответствии с ней?

3.25. Как соотносятся между собой цивилизация и культура?

Цивилизация старше культуры;

Культура возникла раньше цивилизации;

Цивилизация и культура возникли одновременно;

Цивилизация и культура не имеют ничего общего?

3.26.Философское учение о ценностях называется:

Эпистемология;

Гносеология;

Культурология;

Онтология;

Аксиология?

3.27. Существовали ли глобальные проблемы человечества в прошлые века:

3.28. Постепенное движение общества от менее совершенного к более совершенному называется:

Деградацией;

Регрессом;

Перестройкой;

Кризисом;

Трансформацией;

КАК ВОЗНИКЛИ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ? ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ ФИЗИКОВ

Александр ВОЛКОВ

Как возникли законы природы? В былые времена люди полагали,
что они придуманы Богом. Сегодня физики вновь задаются этим вопросом и выдвигают поразительные гипотезы. Что же такое законы природы?

Мы видим, что мир живет по определенным правилам, именуемым "законами природы". Они доступны нашему пониманию. Ученые открывают эти законы и формулируют их. Их поиск давно считается самым важным и почетным долгом исследователей. Прогресс в науке тесно связан с открытием законов природы. Они помогают обобщать факты, объяснять происходящее, прогнозировать будущее. Многим кажется естественным, что в хаосе многообразных процессов, протекающих вокруг нас, угадывается стройный порядок, и он ощутим на всех уровнях от Микрокосма до Макрокосма. Все мироздание живет по законам, скрепляющим его, как тело - скелет.

Но откуда они взялись? Вечны ли они или со временем меняются? Слепо ли подчиняется им природа или может их нарушить? Почему многие из них - особенно законы физики - мы можем формулировать на языке математики? Быть может, сам Бог является математиком, как шутят ученые?

На протяжении веков люди отвечали на эти вопросы, не задумываясь. Законы природы придумал Бог. Они действуют вечно. Стало быть, они возникли в момент сотворения Вселенной, - говоря научным языком, во время Большого Взрыва. И, очевидно, уже тогда они были "идеальными". Но верится в такое с трудом. Можно ли предусмотреть все заранее? Для чего в момент зарождения Вселенной нам нужен закон, который "следил" бы за тем, чтобы некоторые металлы при температуре, близкой к абсолютному нулю по шкале Кельвина, теряли свое электрическое сопротивление? О каких сверхнизких температурах шла речь в тот миг? О каком абсолютном нуле? В том беспрестанно кипевшем "первородном супе", что наполнял народившийся космос, не могло быть и речи о сверхпроводимости!

А если ответить по-другому? Может быть, законы природы "не сотворены" никем? Что если они исподволь формировались на протяжении многих миллионов лет? Мы знаем, что природа претерпевает эволюцию. Живые организмы приспосабливаются к окружающему их миру и соответственно меняются. Возможно, подобная эволюция происходит и в космосе. Элементарные частицы (протоны, электроны, нейтрино и иже с ними) каким-то образом "приспосабливаются" друг к другу. Возникают определенные "правила общежития" данных частиц. Некоторые правила забываются, некоторые усваиваются все четче - они и становятся "законами природы". Так, например, считает биолог Руперт Шелдрейк. Впрочем, он уже давно заклеймен как представитель псевдонауки, придумавший теорию "морфогенетических (формообразующих) полей".

Подобные идеи впрямь противоречат знаниям, накопленным астрофизикой. Свет отдаленных галактик доносит до нас вести о том, какие законы действовали вскоре после "сотворения мира". Спектральные линии световых лучей свидетельствуют, что звезды в ту эпоху подчинялись тем же законам, что и сейчас.

От веры в высший разум до высшей математики

Для древних греков не существовало законов природы. В их представлении Природа вела себя так же хаотично, как человеческое общество. Отдельные атомы, - им соответствовали греческие города-государства, - блуждали, сталкивались друг с другом, на короткое время соединялись, а потом их непрочные союзы вновь распадались.

Как следствие, античным ученым удалось открыть, пожалуй, лишь три физических закономерности, которые заслуживают названия "законов природы": закон рычага, закон отражения света Евклида и, наконец, знаменитый закон Архимеда ("На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила..."). Впрочем, ни Архимед, ни другие ученые того времени не называли эти воззрения "законами", а говорили, как и в математике, о "принципах", "аксиомах" и "теоремах". Со времен Пифагора считалось, что в основе миропорядка лежит некая математическая гармония. Во всяком сложном естестве имеется своя простая логика. Так образ "принципов", правящих миром, стал изначально складываться из математических элементов - цифр и операций над ними.

Вообще же лишь в средневековой Европе человек задумался о том, что в природе действуют свои неумолимые законы. Да и как было не думать об этом? Ведь мир пребывал во власти строгого Бога, ревностно следившего за тем, как соблюдаются его заповеди-законы. Для Августина Блаженного они были чем-то вроде привычки Господа творить то, а не иное, - привычки, которой Он в любой момент мог изменить, дабы явить желанное чудо.

Законы лишь на какой-то миг (что сотни или тысячи лет перед вечностью, как не одно мгновение?) ограничивали всемогущую волю Господа, но вовсе не отменяли ее. Законы, насажденные Творцом, постижимы, а чудеса, как всякое исключение, лишь подтверждают суровую правоту правил.

В эпоху Возрождения религия и естествознание были все так же тесно переплетены друг с другом. Враждебные отношения ученых и богословов не стоит переоценивать. Науку и веру сплачивала глубокая, внутренняя общность. Их плодотворная связь не утрачивается и в дальнейшем. Так, Ньютон был истово верующим человеком, а Лейбниц усматривал в законах природы непреложную волю Господню. Само их существование свидетельствовало, в какой гармонии живет мир и как прекрасно все, что творит Бог. Верил в высший разум и Альберт Эйнштейн. Без этой веры вряд ли могла зародиться мысль о "формуле мироздания", описывающей все явления явления, что происходят в нашем мире.

Деятельность многочисленной плеяды ремесленников и инженеров эпохи Возрождения заставила людей Нового времени по-иному взглянуть на законы, данные Богом. Можно было не только подчиняться им, но и использовать их во благо себе, придумывая приборы, действующие по этим законам, вторгаясь в процессы, протекающие по этим законам, наконец, управляя самой природой, подчиняя ее себе, заставляя себе служить. Господь мог бы вмешаться в наш диалог с природой, лишая ее иногда возможности жить по закону, данному от века, и заставляя жить по закону Чуда Божьего. Но раз этого нарушения вековых правил не наблюдалось, новые поколения ученых решили, что Бог бездействует потому, что... Он умер, Его нет в природе, Он не от мира сего. Не допускавший все последние века исключения из правил мироздания, Бог был исключен из самого мироздания, как лишняя в нем сущность. Сухие строки формул заменили его. Но остается открытым вопрос: откуда мы знаем, что математический язык в точности - "один к одному" - отражает действительность? Уже сейчас для ее описания используются сложнейшие формулы, которые лежат на грани разумного. Что дальше?

Реалисты, конструктивисты и все-все-все

Гипотеза о существовании в природе неких законов оказалась настолько эффективной, что ученые продолжали ее придерживаться, даже когда предполагаемый творец законов - Бог - был упразднен. Изгнание Бога лишь осложнило вопрос происхождения законов. Вечно ли они существуют? А, может быть, их "вечно" придумывают? В спорах о сущности законов природы выделяется несколько партий.

Реалисты, или платоники, полагают, что законы природы существуют независимо от наших формулировок и определений. Они реальны, как стулья, полемически писал в своей книге "Мечта о единстве Вселенной" нобелевский лауреат Стивен Вайнберг: "Я отстаиваю реальность законов природы... Если мы говорим, что какой-то предмет реален, то тем самым просто выражаем своего рода уважение к нему. Мы полагаем, что к данному предмету надо отнестись вполне серьезно, поскольку не в нашей власти всецело контролировать его, а значит, мы в какой-то мере сами можем испытать его влияние".

Разумеется, законы природы заслуживают куда большего уважения, чем любые предметы. Ведь последние все же не могут ускользнуть из-под нашей власти. Мы вольны переставить стул, передвинуть стрелку часов, раздробить каменную глыбу, а вот повлиять на законы природы не можем. Сколько мы ни наблюдаем за Солнцем, мы не в силах изменить, например, силу его притяжения. Мы зависим от законов природы, а они от нас - нет. Эти законы не выдуманы нами, а открыты. И, подобно тому, как пустынный остров, затерянный в океане, существовал задолго до того, как его увидел человек, так и законы природы были математичны еще во время оно, а не только с тех пор, как их открыли. В этом убеждены и некоторые современные ученые, например, американский физик Александр Виленкин, выросший в СССР: "Надо полагать, что законы физики существовали "еще до того", как возникла Вселенная". По его мнению, сам факт рождения и становления Вселенной априори предполагает наличие определенных законов, по которым будет протекать ее развитие. Эта точка зрения близка традиции Платона, который верил в то, что за пределами видимого нами мира реально существует мир идей.

Позитивисты и номиналисты убеждены в обратном. "Я не соглашусь с Платоном, - заявляет Стивен Хоукинг. - Физические теории - это лишь математические модели, которые мы конструируем. Мы не можем задаться вопросом, что такое действительность, ведь мы не в силах проверить, что реально, а что нет, не прибегая к помощи разного рода моделей". Подобное мнение не ново. Физик и философ Эрнст Мах, ставший когда-то объектом нападок первого классика ленинизма, призывал ограничиваться лишь простыми математическими описаниями эмпирических про¬цессов. А философ Людвиг Витгенштейн в "Логико-философском трактате" полемично заявлял, что "в основе всего современного мировоззрения лежит ошибочное убеждение в том, что так называемые законы природы суть объяснения явлений природы".

Прагматики, избегая крайностей, присущих сторонникам обоих научных лагерей, считают законы природы неким полезным подспорьем, помогающим довольно точно описать природные феномены. "Меня интересует модель, которая наиболее эффективно объяснит наблюдаемые факты, - подчеркивает американский физик и космолог Пол Стейнхардт. - Соответствует ли она реальности, это пустой вопрос. Модели всегда упрощают реальность. По сути дела, нам не очень даже важна реальность сама по себе. Мы нуждаемся, прежде всего, в модели, которая описывает многообразие сложных феноменов с помощью самых простых концепций, понятных нашему разумению и позволяющих предсказывать происходящее". Выступая перед студентами, Стейнхардт часто приводит следующий пример. По телевизору идет трансляция футбольного матча. В таком случае, пробуя предсказать, что произойдет в следующий момент, лучше всего полагать, что цветовые пятна на экране - это подобия футболистов, и дальше руководствоваться знанием футбольных правил и закономерностями игры как таковой. Конечно, можно прибегнуть к "более реалистичной" модели - вспомнить об особенностях электронно-лучевой трубки, об электромагнитных полях - в общем, обо всем том, что порождает цветовые сигналы на экране монитора. "Но знание этих основ электроники окажется бесполезным, если мы захотим понять, что произойдет в футбольной игре в следующую минуту. Итак, выбор модели зависит от того, какие задачи мы ставим перед собой. Реальность - это не всегда то, что вам хотелось бы, а вам хотелось бы понимания".

Конвенционалисты относятся к законам природы еще радикальнее. Для них они - не просто полезное подспорье, придуманное людьми, но еще и отражение определенных норм и традиций, укоренившихся в обществе. По их мнению, природа живет по законам, навязанным ей людьми, например, кастой богословов или ученых. Если утрировать сказанное, нет разницы в том, вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, важно лишь, какое мнение складывается об этом в обществе, а оно переменчиво, как и судьба закона, описывающего отношения нашей планеты и светила.

Конструктивисты, или инструменталисты, рассматривают законы как средство описания природы. Они считают, что вести речь об истине или лжи бессмысленно и надо оценивать законы природы по другим критериям - практичны они или нет, понимая эту практичность в буквальном смысле слова, а именно, можно ли на их основе конструировать различные приборы, механизмы и измерительные аппараты. Натурфилософия в таком понимании - это прикладная техника, "набор новейших технических ноу-хау", заявляет Петер Яних, профессор философии Марбургского университета и автор книги "Границы естествознания: познавать значит действовать". По его словам, "пресловутые законы природы - это всего лишь высказывания о функционирующих машинах, высказывания, которые можно без особых преобразований использовать как инструкции по конструированию разного рода машин".

Подобные полемичные мнения, естественно, вызывают резкий отпор у тех, кто удивленно вопрошает: "Что можно сконструировать при помощи теории относительности или уравнения Шредингера? И разве планеты движутся вокруг Солнца только ради того, чтобы мы юстировали по ним наши телескопы и совершенствовали их конструкцию?"

На этом фоне куда более практичными выглядят соображения "реалистов". Ведь, с их точки зрения, можно объяснить, почему одни научные теории являются истинными, а другие - ложными. Природа - вот безжалостный, неподкупный судья, решающий, верна теория или нет. Не бывает нескольких отличных друг от друга, но одинаково истинных теорий, описывающих некий феномен. Непременно одна из них берет верх, а другие, несмотря на всю свою убедительность, оказываются ложными. Мы тянемся к истине, мы ищем ее. Но как выглядит истина в нашем толковании?

Как придумать закон?

Простейшие законы природы - такие, как "зависимость силы тяготения от квадрата расстояния", - мы еще можем представить себе чисто геометрически. Но что прикажете делать с общей теорией относительности или квантовой физикой? С какой стати Матушке-Природе ведомы столь сложные конструкции, что они недоступны разумению большинства людей? Что если мы заблуждаемся, считая, что природа следует каким-то формулам? Закономерности ведь можно разглядеть в любом нагромождении случайных фактов.

Возможно, многие закономерности, принимаемые нами за неумолимые законы, являются лишь следствием нашей способности отыскивать определенные схемы в любых наблюдаемых процессах. Она укоренилась в нас еще в каменном веке. Чтобы выжить в ту эпоху, человеку приходилось выказывать недюжинную наблюдательность. От его взгляда не должна была уклониться ни одна подозрительная деталь - ни сломанная ветка, ни примятая трава. Иначе легко было стать жертвой хищника. У страха глаза велики, и наши далекие предки порой замечали опасность там, где ее вообще не было. Отыскивали знак зверя там, где не ступала его нога.

Вот и мы часто видим то, чего нет. Быть может, квантовая физика и астрология имеют больше общего, чем полагают многие. В том и другом случае - глядя в гороскоп или взирая на уравнение - мы хотим видеть то, что эти формулы обещают нам. И мы это видим.

Возможно, читатели не знают, что уравнение Шредингера, важнейшее уравнение квантовой физики, весьма вольно трактует реальность. Вот что сказано о нем в "Берклеевском курсе физики" Э. Вихмана: "Теория уравнения Шредингера... основана на нескольких сильных допущениях, из которых мы отметим главные:

1) частицы не рождаются и не исчезают: в любом физическом процессе число частиц данного типа остается постоянным;
2) скорость частиц достаточно мала; лишь в этом случае возможно нерелятивистское приближение.

Мы считаем перечисленные допущения сильными, так как, во-первых, из опыта известно, что процессы рождения и аннигиляции частиц действительно происходят, а во-вторых, любая фундаментальная теория должна принимать во внимание принципы специальной теории относительности".

Так что, было бы поспешно заявлять, что законы квантовой физики идеально отражают действительность. Можно лишь отметить, вновь процитировав Э. Вихмана, "что применение теории Шредингера к атомным и молекулярным явлениям оказалось чрезвычайно успешным. В этой области ее следует считать, несмотря на ограниченность, хорошим приближением". Она достаточно верно предсказывает поведение элементарных частиц.

Итак, законы физики, равно как и гороскопы, имеют обыкновение "предсказывать" - нужно лишь правильно сформулировать их, сделав определенные допущения. На практике мы вынуждены пренебрегать многими факторами, мешающими проявлению этих законов. Так что, они определенно идеализируют природу и зачастую следуют особенностям нашего мышления. Порой мы го¬товы скорее придумать законы, чем их открыть.

Возьмем, к примеру, "закон сохранения энергии". Что будет, если он перестанет вдруг соблюдаться - в Микромире ли, в Макромире? Нас это не смутит. В его незыблемости мы уверены. Мы тут же, походя, выдумаем новую форму энергии - какую-нибудь энергию вакуума, - избавляющую нас от любых сомнений. И вот уже энергетический баланс восстановлен.

Так, например, когда масса видимой Вселенной оказалась недостаточной, чтобы соблюдались известные нам законы, пришлось "открывать на кончике пера" темное вещество, а затем и темную энергию. Логика рассуждений заставила нас признать, что мироздание на 95% состоит из материи, которая почти никак не заявляет о своем присутствии. Подобные открытия побуждают некоторых заявлять, что вся физика - фикция.

Когда время течет из будущего в прошлое

Вот любопытная гипотеза, объясняющая эволюцию законов природы. Представим себе камень, брошенный в воду. Он порождает волну, которая распространяется во времени и пространстве - направляется в будущее и бесконечность. Мы видим эту волну в следующую секунду в метре от нас; она бежит вперед, дальше... Уравнение, описывающее поведение подобных волн, имеет два решения. Первое из решений - "запаздывающее" - описывает поведение волны так, как ее видит наблюдатель. Можно прибегнуть к такой формуле: "Некие сигналы, испускаемые настоящим, воздействуют на будущее". Но есть и другое решение уравнения - "опережающее". Оно описывает все с точностью до наоборот. Откуда-то из бесконечной дали и из будущего к нам направ¬ляется некая едва различимая рябь. Наконец, достигнув "здесь и сейчас", она сгущается. Происходит сингулярное событие: из воды вылетает камень. Можно прибегнуть к такой формуле: "Настоящее улавливает некие сигналы, испускаемые будущим». Для этой волны время течет в обратном направлении.

На первый взгляд, подобное описание действительности есть сущая бессмыслица. А что если это не так? В свое время этой проблемой занялись два ведущих американских физика, Ричард Фейнман и Джон Уилер. Их интересовало, может ли существовать Вселенная, в которой встречаются оба описанных нами типа волн: волна, устремленная в будущее, и волна, что возвращается из будущего и воздействует на настоящее. Полученный результат таков: если предположить, что все волны действуют по принципу "фифти-фифти", то есть одна и та же волна наполовину "запаздывает", наполовину "опережает" будущее, то нет ничего невозможного в том, что будущее воздействует на наш сегодняшний мир. Самое удивительное, что подобный мир, воссозданный искусством математики и пребывающий под властью собственного будущего, мы не можем отличить от того мира, который нас окружает, и который мы видим перед собой. Мы живем в этом мире.

Американский физик Джон Крамер разработал гипотезу, которую он назвал "гипотезой встречи времен". Если атом испускает фотон, то из этого следует, что когда-нибудь этот фотон неминуемо будет поглощен. Первое событие - рождение фотона - может состояться только в том случае, если состоится второе событие - его поглощение. Оба события излучают волны, которые распространяются во времени. Одна направляется в будущее, другая спешит в прошлое. Посреди пространства и времени они встречаются. Итак, фотон может существовать лишь в том случае, если подтвердится, что оба важнейших для него события реальны, что он родится и погибнет.

(Как тут не применить эту гипотезу к человеческой судьбе? Из нее явствует, что все события, способные принести человеку смерть, - от глобальных катастроф до не рожденных пока микробов, - излучают определенные волны, которые беспорядочно минуют нас, пока, наконец, одна нас не заденет. Поясним этот процесс следующим сравнением. Представим себе, что рядом с улицей, по которой мы ежедневно ходим, спрятался слепой безумный автоматчик, изо дня в день стреляющий наугад очередями. Когда-нибудь его пуля непременно "заденет и поглотит вас". Так что все вокруг нас насыщено "миазмами" смерти, испускаемыми будущим.)

Законы природы могли бы возникать, как световые частицы. Если предположить, что те адресуются к самим себе, пребывающим за пределами нашего времени - в далеком будущем мире, то и законы природы мы вправе рассматривать с двух точек зрения. Первая - это привычная для нас причинно-следственная связь событий в настоящем. Это - "детерминированный" подход к мирозданию. Другая точка зрения - "телеологическая": будущее влияет на настоящее. Волны проникают в будущее и при¬бывают оттуда. Посреди пространства и времени они встречаются и создают некий порядок: законы природы. Так сходятся две гипотезы: законы природы формируются исподволь, постепенно, но с другой стороны, их творит будущее.

Впрочем, если все эти рассуждения покажутся вам слишком туманными, то почему бы тогда не согласиться с кредо британского историка Томаса Карлейля: "Я не притязаю на постижение Вселенной - она чересчур велика для меня".

"Законы природы сотворили наш мир"

(Из интервью немецкого физика Петера Мительштедта* журналу "Bild der Wissenschaft")

Можно бесконечно рассуждать о том, что такое законы природы и существуют ли они в реальности. Вы посвятили им целую книгу, которая так и называется - "Законы природы". Что вы понимаете под этим термином?

Мительштедт: Законы природы определяют ход природных процессов. Описывая природу, мы прибегаем к помощи универсальных законов, а также конкретных начальных условий. Последние характеризуют частные случаи и единичные факторы, а законы выявляют нечто общее в протекающих процессах.

Что отличает законы природы?

Мительштедт: Они больше, чем просто законы логики или математики, а потому их можно опровергнуть эмпирическим путем. Конечно, последние действуют и в материальном мире, но они не являются подлинными законами природы. Многое, что мы принимаем за законы природы, оказывается при более пристальном рассмотрении логико-математическими законами. Особенно это касается квантовой механики.

Законы природы есть только в физике или, например, в биологии тоже?

Мительштедт: Законы физики описывают универсальные категории материального мира. Это законы времени и пространства, это фундаментальные законы, обуславливающие поведение материи. Они действуют везде, в том числе в биологии. Существование же особых законов, применимых, например, только в биологии, - законов, которые нельзя свести к законам физики, - я считаю крайне невероятным.

Для многих философов законы природы сродни платоновским идеям - они существуют где-то за пределами нашего материального, пространственно-временного мира. Для других это - всего лишь полезное подспорье, помогающее описывать наблюдаемый нами мир, или даже особые категории нашего сознания. А каково Ваше мнение на сей счет?

Мительштедт: Законы природы - это артефакты, с помощью которых мы пытаемся постичь реальность во всей ее сложности и целостности. В природных феноменах мы отличаем простое и универсальное (законы) от сложного и характерного (начальные и краевые условия).

А можем ли мы понять, является ли наш мир продуктом законов природы или же наоборот?

Мительштедт: Законы природы, которые мы стремимся выявить и сформулировать, должны действовать независимо от места и времени во всех возможных мирах. Они действовали еще до рождения нашего мира, и будут действовать до его скончания, да и после того. Так что именно они определили становление нашего мира - они сотворили наш мир.

* В 1965-1995 годах Петер Мительштедт был профессором кафедры теоретической физики Кельнского университета. В 2005 году в соавторстве с философом Паулем Вайнгартнером выпустил книгу "Законы природы".