Вестготы где жили. Какие они, древние готы. Окончательное падение государства

Вестго́ты (тервинги, визиготы; лат. visigothi) - германские племена, западная ветвь готов . В 4 веке вестготы отделились от готов, приняли участие в Великом переселении народов, вторгались на территорию Римской империи, основали королевства в Галлии и Испании. В 3-4 веках н.э. готы жили в Северном Причерноморье, на территории Дакии они занимались земледелием. В 376 году под натиском гуннов они перешли Дунай и получили разрешение поселиться на территории Римской империи. Притеснения местных властей привели к восстанию готов, в 378 году они разгромили войском императора Валента под Адрианополем, сам император был убит в сражении. В 382 году преемник Валента император Феодосий I Великий заключил мир готами и поселил их в Мезии в качестве федератов . В 395 году под предводительством Алариха готы покинули Мезию и двинулись сначала на юг в Грецию, а затем в Италию, куда неоднократно вторгались, начиная с 401 года. Кульминацией стало разграбление Рима в 410 году. В том же году Аларих умер, а его преемник Атаульф увел вестготов в южную Галлию, а в 415 году вестготы появились в Испании.

В 418 году патриций Константин, позже ставший императором Восточной Римской империи Константином III, заключил с вестготами договор о поселении их в качестве федератов в провинции Аквитания Секунда в нижнем течении рек Гаронны и Луары. С этой датой связывают основание Вестготского королевства, цетром которого стала Тулуза. Вскоре умер вождь вестготов Валия. Его преемника Теодориха I, погибшего в сражении с Аттилой на Каталаунских полях в 451 году, считают первым вестготским королем.
Вестготы настойчиво стремились расширить подконтрольную им территорию, на правах федератов они оставались до 475 года, пока сын Теодориха I Эйрих не провозгласил себя независимым королем. Эйрих составил кодекс законов, написанный на латыни. Во второй половине 5 века вестготы покорили большую часть Испании. Эйрих был ярым приверженцем арианства, его сын Аларих II придерживался политики веротерпимости. В 507 году он потерпел поражение в войне с франкским королем Хлодвигом и погиб в битве при Пуатье. Вестготы лишились владений в Галлии, за исключением Септимании, узкой полоски земли, протянувшейся вдоль побережья от Пиренеев до Роны, со столицей в Нарбонне. Испания стала основной частью владений Вестготского королевства, королевский двор сначала обосновался в Барселоне, а с 554 года находился в Толедо. В середине 6 века византийцы попытались разгромить Вестготское уоролевство, но потерпели неудачу, хотя южное побережье Испании оставалось в их власти до 620-х годов.
Вестготы, представлявшие в королевстве господствующую этническую группу, конфисковали у части местных землевладельцев две трети их пахотных земель. Тесное соприкосновение с римскими порядками и культурой способствовало романизации вестготов, постепенно они смешались с местным испано-римским населением и были ассимилированы им. Вестготские короли ощущали себя преемниками Рима , копировали церемониал и законодательство Римской империи. Изначально короли придерживались арианства. При Леовигильде (572-586) усилилось взаимопроникновение между готской и испано-римской знатью, сам король был женат на сестре католических епископов Леандра и Исидора Севильских, занимавших кафедру в 579-600 и 600-636 гах и превративших Севилью в просветительский центр. Королю Леовигильду наследовал его сын Рекаред (586-601). В 589 году он созвал собор в Толедо, где было осуждени арианство; Испания приняла Никейский символ веры. Католическая церковь получила в Вестготском королевстве исключительное влияние; собираемые в Толедо церковные соборы приобрели значение высшего государственного органа. Под влиянием церковного клира сложилось общее законодательство, ознаменовавшее окончательное слияние вестготов и испано-римлян. При короле Рецесвинте (652-672) был принят правовой кодекс «Liber Judicorum», построенный по образцу Кодекса Юстиниана.
Королям Свинтиле (621-631), Хиндасвинту (641-652), Вамбе (672-680) пришлось бороться за прочность королевской власти со своеволием церковного клира и местной знати. Внутренняя непрочность страны проявилась в 711 году, когда на Пиренейский полуостров вторглись арабы: после первого же поражения короля Родериха местная знать прекратила сопротивление. Король Ардон, избранный в 713 году на северо-востоке страны, сражался с арабами до 717-718 годов, а к 725 году все Вестготское королевство покорилось завоевателям, за исключением небольшой территории в Кантабрийских горах - будущей Астурии.

Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.

Благочестивый мятежник

Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.

Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).

Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.

Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.

В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.

Испания при вестготах

В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.

Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта» , – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.

В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.

Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.

В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:

«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».

Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.


Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)

Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.

«Равноапостольный» король

В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.

Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.


Реккаред на церковном соборе принимает католичество

По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.

Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.

Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг» . Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».

В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.

Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:

«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».

Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.


Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов

Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.

Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.

Время раздоров

Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.

Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».

Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.

Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:

«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.

Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.

[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»

Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.


Толедо (гравюра XIX века)

Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.

Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.

Витица и его сыновья

Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.

Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.

Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).

В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.

С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.

Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.

Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.

Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.

Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.

Окончание следует.

4 387

Политическая арена конца IV века

Западную Римскую империю буквально разрывали на части варварские племена. Из ненадежных римских союзников, так называемых федератов, германцы превращались в реальных претендентов на Римское наследство, они хотели быть повелителями Европы. С Римом они считались постольку, поскольку это было нужно для получения законной базы для своих завоеваний, для борьбы с другими племенами.

При этом варвары быстро и охотно перенимали социальные, политические, юридические и культурные устои великой державы, признавая за римлянами несомненный авторитет во всех этих областях. Эпоха была так насыщена событиями, что сейчас ее история с трудом воспринимается даже знатоками прошлого. Слишком много имен, слишком запутанные отношения, и все это на фоне великого переселения народов…

Появление вестготов

Новые государства со своими королями возникали то тут, то там, причем через некоторое время границы их меняли свои очертания до неузнаваемости. Среди наиболее сильных игроков на геополитической арене того времени следует назвать вестготов. Всего за двадцать лет (с 395 г.) они преодолели огромное расстояние от Балканского до Пиренейского полуострова, захватили и разрушили Рим, расселились в Южной Франции, приняли непосредственное участие в испанских делах. Их было несколько десятков тысяч, но обладая высокой подвижностью и воинственностью, даже такое, по современным меркам незначительное, количество людей серьезно влияло на историю всего континента.

Итак, преемник Алариха Атаульф повел своих людей в Галлию. Он, в отличие от предшественника, смог договориться с римским императором Гонорием. Вестготам были переданы территории в Западной и Юго-Западной Галлии между Гаронной и Луарой с городами Бордо, Тулуза и Пуатье. При этом выход к Средиземному морю остался за Римом. Главной задачей для вестготов было своевременное получение хлеба.

В долгих походах и войнах представители племени в значительной степени растеряли навыки земледелия, так что продовольственный вопрос стоял перед ними довольно остро. Римляне же обещали варварам регулярное снабжение зерном. Впрочем, через некоторое время эту часть договора им пришлось разорвать из-за мятежа в Африке. Вестготы вынуждены были двинуться из Галлии в Испанию. Через два года (в 415 г.) они возвращаются на галльские земли, заключив новый договор с Римом. Королем вестготов в этот момент является Валия. Выполняя обязательства по этому договору, вестготы в 416 г. снова отправляются в Испанию, где успешно борются против вандалов и аланов.

Основание Вестготского королевства

После завершения этой войны в 418 г. они возвращаются в Аквитанию Вторую (та самая провинция в Южной Галлии, которая была предназначена для них по условиям договора). Валия умирает еще до возвращения, и новым королем становится Теодорих I. 418 г. и считается годом основания Вестготского королевства. Столицей государства становится богатая Тулуза.

Вестготы были расселены вперемежку с коренным романизированным населением. Поначалу аборигены должны были лишь снабжать стоявших как бы на военном постое федератов. Но с окончательным поселением здесь вестготов Рим предписывает провести раздел земель. По этому закону варвары отбирали у римлян две трети пахотных земель, половину лесов и лугов. Вестготы постепенно преодолевали остатки родового строя и традиционной военной демократии, переходя к более цивилизованным формам хозяйствования. Однако требования нового времени и смешение их обычаев с классическими римскими привели к развитию новых отношений богатых и бедных, колонов и землевладельцев, складывалось раннефеодальное государство.

При этом с течением времени собственно готский национальный культурный элемент был явно побежден романским, что и неудивительно, учитывая, что в момент расселения в Галлии в начале V в. вестготов (среди которых было уже немало не только готов) было лишь около 60-80 тысяч человек. Государственной религией королевства было арианство, сменившееся ортодоксальным католицизмом лишь в конце VI в. При этом исследователи отмечают необыкновенно важную для ранних варварских королевств роль епископов в управлении государством.

В целом же вестготы к моменту распада Римской империи гораздо дальше большинства других германцев продвинулись в своем политическом, социальном и культурном развитии. Несколько следующих десятилетий вестготское королевство старалось расширить свою территорию. В первую очередь им нужно было получить выход к Средиземному морю, что было связано с захватом городов Нарбонн и Арль. Римляне долго не давали этого сделать. Приходилось вестготам бороться и с другими пришлыми племенами. Например, с гуннами, которые в середине V в. предприняли попытку подчинить себе едва ли не всю Западную Европу.

В этой войне Теодорих, не колеблясь, стал на сторону римлян и их полководца Аэция. В битве на Каталаунских полях в 451 г. вестготы составляли, вероятно, наиболее боеспособную часть войска антигуннской коалиции. Аттила, вождь гуннов, был разбит, но и вестготский король пал на поле брани. Некоторое время после этого вестготские короли проводили проримскую политику, но с дальнейшим ослаблением империи возобновили экспансию как на юг, так и на север. В 470-е годы войска короля Евриха вышли к устью Роны и успешно действовали на Луаре, начала проводиться завоевательная политика в Испании.

В 475 г. римский император заключил с Еврихом мирный договор, по которому признал последние завоевания вестготского короля и его полную независимость. В следующем году после свержения последнего императора Западной Римской империи Еврих ввел армию в Арль. Завоеванием Прованса закончилась вестготская экспансия в Галлии. Продолжать движение за Рону и Луару Еврих не захотел, да и не смог - здесь ему пришлось бы вести жестокие войны с франками, бургундами, римскими легионами Сиагрия. Кроме того, вестготы уже обладали плодороднейшими и самыми обжитыми территориями Галлии. Еврих умер в 484 г. К этому моменту площадь королевства вестготов составляла 700-750 тысяч км2, население - около 10 миллионов.

Новые войны

Это было крупнейшее государство, образовавшееся на развалинах Рима. Относительное спокойствие последнего десятилетия при Еврихе быстро сменилось новыми войнами и проблемами. Началась экспансия франков, вынашивал идеи обшеготского государства могущественный король остготов Теодорих Великий (вестготы помогали ему завоевать Италию, а он активно вмешивался во внутренние вестготские дела, впрочем, помогая в борьбе с внешними врагами).

В битве при Пуатье в 507 г. вестготы были наголову разбиты франкским королем Хлодвигом, им пришлось освободить большую часть территорий в Галлии вместе со столичной Тулузой, оставив за собой лишь узкую полоску средиземноморского побережья. Тогда началось массовое переселение в Испанию. Центр государства был перенесен на Пиренейский полуостров, где было создано, по сути, новое королевство, долгое время управляемое уполномоченными Теодориха Великого. Вскоре новому государству пришлось бороться с могущественными византийцами, подавлять сопротивление сохранявших независимость крупных испанских городов (например Кордовы), решать проблемы со свевами и договариваться с франками…

Вестготское королевство просуществовало до завоевания его арабами в начале VII века.


Судьба вестготов сложилась более счастливо. Франки вытеснили их из Юго-Западной Галлии в начале VI в., но в Испании они жили спокойно. Им никогда серьезно не угрожали ни королевство свевов на северо-западе, ни византийцы на юге; к тому же в VII в. и те и другие ушли из Испании.
Подобно остготам в Италии, вестготы сохранили существовавшую в Испании римскую административную систему и приспособили ее, в несколько упрощенном виде, для своих нужд: во главе войск, городов
и провинций встали представители племенной аристократии. Короли вестготов, ранее просто военные вожди, превратились теперь в абсолютных правителей, которые, подобно римскому императору, издавали законы и собирали налоги. Даже придворный церемониал копировал византийский образец. Конечно, отдельные представители крупной знати вступали в конфликт с королем и на протяжении VI в. не раз пытались убить или низложить очередного правителя. Однако это уже не могло изменить природу королевской власти, в основных чертах сходную с властью римского императора.
Как происходило приспособление варварских обычаев к римским традициям, лучше всего видно на примере права. Системати- зиция и кодификация права - одно из самых значительных и самых характерных достижений поздней Римской империи. Практически все германские государства, которые стали наследниками империи, даже самое недолговечное королевство бургундов и самое варварское - лангобардов, тоже кодифицировали свое законодательство. Идея кодификации принадлежала римлянам, и показательно, что почти всегда эту задачу они выполняли, даже если законы касались германских обычаев. Однако и само содержание законов вестготов в значительной мере было заимствовано из римских юридических сборников V в. В некоторых отношениях правовой кодекс вестготов даже превосходил римские и германские образцы. В частности, законы, определявшие положение и права женщин, были шагом вперед по сравнению с примитивным германским правом и строгим патернализмом римского права. Вместе с тем в большинстве случаев законы вестготов сочетали эти два элемента, - таков, например, закон о кровной мести. Кровная месть подразумевает, что за вину одного человека отвечает весь его род; с помощью такого механизма в примитивных обществах, лишенных централизованной власти, решалась проблема воздаяния за убийство или причинение ущерба, совершенного отдельным человеком. Все германские кодексы стремились свести к минимуму взаимные убийства, вводя денежные выкупы, размер которых зависел как от свойства причиненного ущерба, так и от социального положения пострадавшего. Лишь вестготы в своем законодательстве пошли дальше и ввели в закон о кровной мести римский правовой принцип, гласивший: за преступление должен отвечать лишь тот, кто его совершил, но не его семья или род. Это были серьезные попытки ограничить кровавую практику общества воинов. Однако они не могли совершенно устранить кровную месть, которая еще много веков будет терзать европейское общество.

Больше столетия ариане-вестготы жили изолированно от римско- католического населения Испании; по их законам смешанные браки были запрещены. Однако в течение VI в. эти законы постепенно отменялись, и многие перешли в католичество. В 587 г. король Реккаред принял католичество и приказал сжечь все арианские книги. Неизвестно, было ли это обращение совершено по внутреннему побуждению, но несомненно, что оно в громадной степени укрепило силу монархии. Отныне король фактически стал управлять Испанской церковью, назначая ее епископов (подобно тому, как раньше он назначал ариан- ских епископов). Короли регулярно созывали церковные соборы в Толедо, на которых присутствовали высшая знать и духовенство, а председательствовал сам король; ясно, что и здесь образцом послужила византийская практика. Никто из других германских королей не имел такой власти над своей церковью. Именно в этом периоде берет начало специфически испанская традиция строжайшей католической ортодоксии, соединенной с властью короля над церковью и реальной независимостью от пап в Риме. Именно в русле этой традиции испанская монархия издала свои первые и крайне суровые законы против евреев, к которым до тех пор власти относились вполне терпимо. Теперь в отношении к ним появились предубеждение и опаска - как к людям чуждой веры, не желающим подчиняться государству.
Несмотря на абсолютистские претензии вестготской монархии, ей так и не удалось до конца решить спор о власти с представителями крупной знати. На рубеже VII-VIII вв. королевский трон вновь стал «яблоком раздора» между различными группировками знати. Поэтому, когда в 711 г. из Северной Африки в Испанию вторглись мусульмане-берберы, их радостно встретили не только евреи и простолюдины, но и значительная часть знати, безрассудно надеявшаяся, что сможет использовать завоевателей в своих интересах.
Вестготам, как и остготам, в конечном счете не удалось сохранить свое государство. Однако наследие, оставленное ими Испании (во многих отношениях, разумеется, достаточно проблематичное), в любом случае было гораздо значительнее, чем то, которое остготы оставили Италии.

Еще по теме Вестготы:

  1. I. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  2. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  3. Ранняя история вестготов до их вторжения в Римскую империю (376 г)
  4. Передвижения вестготов в пределах Римской империи (376-418 гг).
  5. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.

Аларих I (готск. 𐌰𐌻𐌰𐍂𐌴𐌹𐌺𐍃/Alareiks - «Могущественный король», лат. Alaricus I; умер в 410) - вождь и первый король вестготов в 382-410 годах.
Аларих, если верить Клавдиану, родился примерно в 370 году, или немногим позже, на острове Певке, лежащем в устье Дуная. Аларих принадлежал к роду Балтов (то есть «Отважных»). Со слов Клавдиана юного Алариха владеть оружием и стрелять из лука «вместо отца» учил воспитатель, что позволяет сделать вывод о том, что Аларих рано потерял отца.

Если искать выдающегося и обладающего высоким статусом вестготского вождя, имя которого перекликалось бы с именем Алариха и который умер в конце 70-х годов IV века, то напрашивается имя Алавива, который вместе с Фритигерном, но, будучи названным «первым», привёл вестготов в Римскую империю, и, по всей вероятности, умер до 377 года. Хотя это только предположение, так как более точные сведения до нас не дошли.
Хотя договор 382 года положил конец войне вестготов с Империей, обстановка на Балканском полуострове оставалась нестабильной. Вестготы не хотели превращаться в мирных пахарей и беспокоили окрестности грабительскими набегами. В то же время, по-видимому, определённый вес среди вестготов приобрела антиримская партия. Между 391 и 394 годами время от времени происходили сражения, и хотя вестготы постоянно терпели неудачи, общая ситуация становилось всё более и более неопределённой.

В конце лета или осенью 391 года соединения, в которые кроме готов входили и другие варвары, перешли через Балканы и двинулись на юг: вероятно, они хотели установить отношения с варварами, сторонниками узурпатора Максима, после казни последнего укрывшихся в труднодоступном районе в устье Аксия (совр. Вардар) западнее Фессалоники. Главой этого предприятия был гот из Мёзии Аларих, имя которого встречается здесь впервые. Неизвестно, был ли он тогда вождём всего племени. Вероятно, Аларих первоначально был провозглашён герцогом, то есть - полководцем. Во главе войска император Феодосий Великий лично отправился против врага, но пренебрёг мерами безопасности на марше. Римские войска были застигнуты врасплох на Гебре (Марице) и разбиты, так что искусному командующему Промоту лишь с огромным трудом удалось спасти императора. Затем этот полководец продолжил операции против Алариха, которые не позже конца 391 года стоили ему жизни. Преемником Промота стал Стилихон, который в 392 году победил и окружил Алариха, однако по приказу императора после заключения союза вынужден был его отпустить.
17 января 395 года умер Феодосий I Великий и союз, заключённый в 392 году, прекратил своё существование, так как один из партнёров по договору ушёл из жизни. К новому союзу никто не стремился, и готы подняли открытое восстание. Аларих был провозглашен следовавшими за ним племенами их «королём». Его приходу к власти, несомненно, способствовало происхождение из рода Балтов, знатнейшего готского рода после Амалов, и всё же только военные успехи дали ему в глазах соплеменников право именоваться «Могущественным Королём».
Из всех героев "варварских" по отношению к Риму и христианскому миру народов Аларих, пожалуй, больше всего известен своими "делами". Ведь именно он со своими воинами, и никто другой, всего за несколько дней опустошил Вечный город с его культурными ценностями, которые собирались в городе на берегу Тибра многие и многие столетия. Такие "геройские" поступки в мировой истории никогда не забываются.

"Великий варвар" родился на острове Пейке в устье Дуная, принадлежал к роду Балтов. О его личных качествах говорит тот факт, что, когда ему не было еще и двадцати лет, вестготы избрали Алариха своим королем вместо умершего Феодосия Великого. Военным же вождем этого германского народа он до того уже был.

Аларих с вестготами воевал очень много. После неудачного похода на Константинополь, опустошил Македонию и Фессалию. Через оставленное без прикрытия Фермопильское ущелье германцы ворвались в Грецию. Город Афины спасся от разорения варварами только благодаря богатому выкупу. Города Коринф, Аргос и Спарта были опустошены. Когда на помощь Греции пришел полководец правителя Западной Римской империи Стилихон, высадившийся во главе сильного войска близ Коринфа, вестготы вынуждены были отступить в Эпир.

Восточно-римский император Аркадий, недовольный вмешательством в его царственные дела полководца Стилихона, заключил мир с королем воинственных вестготов. Он назначил Алариха наместником Восточной Иллирии. Но тот не собирался быть императорским губернатором, давно вынашивая план вторжения собственно в Италию. Осуществление этого плана началось в 400 году.

Вторгнувшись на север Италии, вестготы по пути занялись осадой и взятием небольших укрепленных городов, которые неизменно подвергались разграблению. Это сильно замедлило темп их победного продвижения по Апеннинам. Полководец Стилихон получил хорошую возможность собрать большое римское войско, усиленное отрядами наемников из "варварских" племен.

Король вестготов, потерпев два поражения в 402 году - при Поленции и Вероне начал отход в Иллирию. Армия Стилихона не стала преследовать вестготов, удовлетворившись их изгнанием из Италии. Чтобы удержать воинственно настроенного предводителя "варварского народа", правитель Западной Римской империи заключил с Аларихом договор, по которому он назначался наместником всей Иллирии с огромным ежегодным жалованьем в 400 фунтов золота.

Однако в 408 году правитель Рима отказался от уплаты огромного выкупа за безопасность государственных границ. Произошло убийство полководца Стилихона. Король вестготов Аларих вторично вторгся в Италию, где, не встретив сильного сопротивления, дошел до Вечного города и осадил его. Начавшиеся болезни и голод вынудили римлян вступить в переговоры с "варварами". Их вождь продиктовал императору свои условия и, ожидая их безусловного выполнения, распустил воинов из осадного лагеря для добывания по стране военной добычи.

Но в Риме выставленные королем вестготов условия, после бурных дебатов приняты не были. Тогда Аларих собрал свое огромное войско и в 409 году вновь осадил Рим. Действовал он на удивление умело и знающе: "варвары" заняли гавань Остия, и древний город лишился всякой помощи извне.

После этого римляне, предвидя для себя в качестве осажденных большие беды, провозгласили военного вождя германцев главным военачальником Западной Римской империи. Императором же они провозгласили городского префекта Аттала. Вскоре Аларих рассорился с ним и лишил его императорского титула.

Войско вестготов в третий раз подступило к крепостным стенам Вечного города и, благодаря измене, ворвалось в него через Саларские ворота. Это случилось 25 августа 410 года. Несколько дней продолжалось самое варварское разграбление древнего города, когда погибло бессчетное количество бесценных произведений искусств. То, что нельзя было увезти с собой, предавалось огню, разбивалось, рубилось.

Опустошив Рим, вестготы обрушились на Южную Италию и начали готовиться к высадке на Сицилию и Северную Африку. Однако разразившаяся на море буря потопила много судов, и королю пришлось отказаться от задуманного предприятия. Вскоре "разоритель Вечного города", находившийся в расцвете "своей славы", умер.

Как гласит легенда, тело Алариха было опущено вместе со многими сокровищами на дно реки Бузенто. Этот рассказ по сей день будоражит воображение кладоискателей. Вестготы после прощания со своим удачливым монархом избрали королем его зятя Атаульфа, тоже участвовавшего в опустошении Рима.

АЛАРИХ I
(Alaricus, Alarich) (ок. 370 - конец 410) - король вестготов с 395. Вторгся во Фракию, взял Афины, опустошил Коринф, Аргос, Спарту. Римский имп. Аркадий заключил с А. I мир и назначил его наместником Иллирии, где в качестве федератов были поселены вестготы. В 401 А. I поднял восстание и вторгся в Италию, но дважды разбитый в 402 Стилихоном (при Полленции и Вероне) отступил. В 408 - вторично в Италии, трижды осаждал Рим; 24 авг. 410 взял "вечный город" и подверг его 3-дневному разгрому. Умер в Юж. Италии, готовясь к походу в Сицилию и Африку. Нашествие А. I способствовало ликвидации Зап. Римской империи.