16 задание егэ по русскому теория. Знаки препинания при причастном обороте. Алгоритм выполнения задания

Несомненно, все предлоги и доводы, которыми было прикрыто вторжение войск в Чехословакию под пристальным разбором с позиций современной исторической науки выглядят более, чем надуманными. Поэтому в данном контексте нас должен интересовать другой вопрос: когда было принято решение о вводе войск в Чехословакию в действительности?

Как мы уже писали, видимо, какой-то сценарий предполагал ввод войск в начале мая. Это подтверждается и воспоминаниями участников тех событий. Так, подполковник в отставке В.П. Сунцев подчеркивает, что их подразделение, дислоцированное в Бернау, недалеко от ЧССР, было поднято по боевой тревоге 8 мая. Однако вскоре всех распустили по отпускам. Непосредственная подготовка операции «Дунай» началась 21 июня 1968 года. К 20 августа основные подразделения советских войск вышли на начальные рубежи наступления. Однако как же объяснялось это действие общественности?

17 августа, когда все уже было решено, в ЦК КПЧ направляется письмо из Москвы с обоснованием грядущего вторжения. Там подчеркивается, что все, что будет происходить далее, обусловлено неправильным поведением самой КПЧ. Так, КПЧ обвиняется в нарушении всех данных ей ранее обещаний, как то: овладение СМИ и практическое осуществление регулярного их контроля, пресечение оппозиционных некоммунистических группировок, недопущение массового оппозиционного движения и т.д. «Мы видим, что положение дел не изменилось», так завершался этот документ. Попутно 17 августа советский посол С. Червоненко встретился с президентом Чехословакии Л. Свободой и сообщил в Москву, что в решающий момент президент будет вместе с КПСС и Советским Союзом. В тот же день группе «здоровых сил» в КПЧ были направлены подготовленные в Москве материалы для текста Обращения к чехословацкому народу. Именно это обращение, как нам кажется, является самым интересным документом того этапа противостояния СССР и Чехословакии. В нем всячески подчеркивалось, что сам социализм в ЧССР находится в опасности, что спасть нужно чехословацкий народ, что партия допустила ряд серьезных ошибок и стратегических просчетов. Именно исходя из этого, а также просьб (в тексте отступление, пропуск для фамилий), «мы решили оказать военное содействие». Все эти документы были заготовлены заранее, просчетов быть не должно было. Места для фамилий в документе были оставлены пустыми, т.к. не было еще известно, кого из высшей партийной элиты ЧССР в Кремле решать сделать ответственными за расправу над собственной страной.

Собственно, события хода самого ввода войск являются темой самостоятельного исследования. Мы лишь отметим, что дата ввода войск была назначена на вечер 20 августа, когда проводилось заседание Президиума ЦК КПЧ. Интересно, что И.Г. Павловский был проинформирован о своем назначении на пост командующего группировкой войск лишь за три дня до вторжения. Утром 20 августа 1968 г. офицерам был зачитан секретный приказ о формировании главного командования «Дунай». Главкомом был назначен генерал армии И. Г. Павловский, чья ставка была развернута в южной части Польши. Ему подчинялись оба фронта (Центральный и Прикарпатский) и оперативная группа «Балатон», а также две гвардейские воздушно-десантные дивизии. В первый день операции для обеспечения высадки десантных дивизий в распоряжение Главкома «Дунай» выделялось пять дивизий военно-транспортной авиации.


В 22 часа 15 минут 20 августа в войска поступил сигнал «Влтава-666» о начале операции. В 23.00 20 августа в войсках, предназначенных для вторжения, была объявлена боевая тревога. По каналам закрытой связи всем фронтам, армиям, дивизиям, бригадам, полкам и батальонам был передан сигнал на выдвижение. По этому сигналу все командиры должны были вскрыть один из пяти хранящихся у них секретных пакетов (операция была разработана в пяти вариантах), а четыре оставшихся в присутствии начальников штабов сжечь, не вскрывая. Во вскрытых пакетах содержался приказ на начало операции «Дунай» и на продолжение боевых действий в соответствии с планами «Дунай-Канал» и «Дунай-Канал-Глобус», подразумевавшими быстрое занятие Праги. Были атакованы аэродромы, произведено десантирование советских войск. Как уже говорилось неоднократно, идеологический аспект этих действий был провален абсолютно. Местное население, хотя и не оказало широкомасштабного сопротивления агрессору, но все же не пошло с ним на сотрудничество: руководителей-консерваторов же, приведших в страну русских, объявили предателями. В совершенно секретном документе КГБ СССР этот момент изображен весьма критически: «Ввод союзных войск в Чехословакию в пропагандистском отношении был подготовлен крайне неудовлетворительно. В течение первой недели нахождения наших войск в стране фактически не предпринималось активных попыток организовать широкую контрпропаганду против яростной, квалифицированной и хорошо подготовленной пропаганды антисоциалистических сил. В принципе при проведении таких военно-политических акций, как акция, осуществленная 21.08.1968 г., работа пропагандистского аппарата должна заглушать лязг танковых гусениц. В августовских событиях продвижение советских танков проходило в полном пропагандистском безмолвии. Существовал какой-то пропагандистский вакуум, который максимально благоприятствовал контрреволюционным силам…».

Международно-политический аспект своего вторжения СССР подготовил несколько лучше, хотя и его аналитики КГБ потом признают неудовлетворительным. Было подготовлено коммюнике для ООН на случай осуждения СССР как агрессора, насквозь лживое. В заявлении, подготовленном заранее для марионеточного правительства, говорилось, что «воинские подразделения социалистических стран вступили на территорию ЧССР на основании просьбы правительства этого государства, которое обратилось за помощью к союзным правительствам, включая помощь вооруженными силами, ввиду угроз, созданных внешней и внутренней реакцией социалистическому общественному строю». Особенно подчеркивалось, что все действия социалистических государств и их армий строго регулируются положениями ООН и будут немедленно прекращены, как только будет устранена причина ввода войск. Это возымело своеобразное действие – резолюцию против СССР через ООН провести не удалось. В принципе, Кремлю предстояло решить один-единственный вопрос – вопрос о власти.

Естественно, Кремль планировал опираться на «здоровые силы», консервативное крыло в КПЧ. С этой целью в СССР были привезены ключевые политические деятели ЧССР. К тому моменту в Москве уже было известно о том, что по инициативе Пражского городского комитета КПЧ досрочно, на территории завода в Высочанах (район Праги) начались подпольные заседания XIV съезд КПЧ, правда, без делегатов из Словакии, не успевших прибыть. Представители консервативно настроенной группы делегатов на съезде не были избраны ни на один из руководящих постов в КПЧ.

Советское руководство было вынуждено искать компромиссное решение. Вывезенные в СССР члены руководства ЦК КПЧ были доставлены в Москву. Президент Л. Свобода также прибыл в Москву вместе с Г. Гусаком, в тот момент являвшимся заместителем главы правительства. 24-27 августа 1968 года в Москве состоялись переговоры. Советские руководители стремились подписать с чехословацкими руководителями документ, в котором бы прежде всего оправдывался ввод войск как вынужденная мера по причине невыполнения обязательств чехословацкой стороны, принятых по итогам переговоров в Чиерне-над-Тисой и Братиславе, и неспособности предотвратить возможный государственный переворот «контрреволюционных сил». Также требовалось объявить решения съезда КПЧ в Высочанах недействительными и отложить созыв нового съезда партии. Переговоры проходили в обстановке нажима и скрытых угроз. Тем не менее, внимательный анализ документов позволяет выявить две кардинальные линии в тех переговорах. Если Дубчек сопротивлялся до последнего, говорил, что все, совершенное СССР было несправедливым, что он согласился на переговоры лишь ради предотвращения кровопролития, то Свобода и Гусак бодро рапортовали своим новым патронам, а Гусак даже заявил (в то время, как в его Словакии, в Кошице, советские солдаты расстреливали ополценцев), что если Съезд КПС пройдет отдельно, то на нем будет оказана поддержка Москве. Трудно сказать, чего в этих заявлениях больше – стремления построить в выгодный момент собственную политическую карьеру или обыкновенного ужаса перед кремлевскими бонзами.

В итоге, переговоры окончились подписанием Московского соглашения, которое официально именовалось «Программой выхода из кризисной ситуации». Оно насчитывало 15 пунктов, полностью перечеркивало достижения Пражской весны и вносило изменения в политическое устройство государства. Итак, Советский Союз подавил попытку реформирования социализма в Чехословакии. К власти были возвращены консервативные силы, а попытка построения социализма с человеческим лицом стала историей политической неудачи.

Главным выводом по последнему этапу нашего исследования является то, что СССР, осуществляя военное вторжение, совершенно провалил его идеологическую составляющую, попрал национальный суверенитет Чехословакии, подорвал международный авторитет ОВД, обозначил новый этап в «доктрине Брежнева».


Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1) Актуальность рассмотрения процессов, связанных с реакцией СССР на попытку реформирования социализма в Чехословакии, обусловлена тремя факторами уникальности этих процессов: фактором новизны (т.к. кризис был первым серьезным кризисом ОВД), фактором прогностическим (т.к. модель взаимодействия государств, продемонстрированная СССР и Чехословакией, была много раз использована потом, фактором внутренним (советское государство и его различные органы предстали перед судом всего мира).

2) Для полноценного исследования данной темы необходимо задействовать документальные и мемуарные источники, вспомогательными источниками могут быть материалы прессы. Среди документальных особенную ценность представляют Постановления Политбюро ЦК КПСС, среди мемуарных – воспоминания участников событий.

3) Имеет смысл говорить о двух наиболее распространенных точках зрения, сложившихся в ходе научной дискуссии к современному этапу. Во-первых, это работы, представляющие вторжение как неизбежное противопоставление угрозам социалистическому строю, справедливое и вынужденное. Во-вторых, это критические работы, содержащие резко негативные оценки произошедшим событиям, характеризующие СССР как агрессора.

4) На первом этапе Пражской весны, границы которого мы обозначаем маем 1968 года, политика СССР переходит от одобрения Александра Дубчека и попустительству смещения Антонина Новотного к критике в СМИ процессов, связанных с реформированием социализма, на данном этапе – без угроз и ультиматумов, без возложения всей ответственности за кризис на руководство КПЧ. Следует отдельно подчеркнуть, что Александр Дубчек, несомненно стал лидером КПЧ при участии СССР, а противовесом ему был избран президент ЧССР Людвиг Свобода.

5) На втором этапе Пражской весны – с начала мая по конец августа СССР перешел к тактике прямых угроз, многостороннего давления на Чехословакию, сплочения остальных соцстран, противопоставленного ей. На этом этапе четко обозначился волюнтаризм советского союза в принятии такого рода решений, спровоцированный отчасти недостатком качественной информации. Однако вместе с тем, полный отказ от взаимодействия с КПЧ тогда еще не стоял на повестке дня. Решение о вводе войск было принято, скорее всего, в июне 1968 года, а точный состав подразделений формировался вплоть до начала августа.

6) Третий этап – от подготовки вторжения в Чехословакию до Московского соглашения – был ознаменован применением силовых мер воздействия, размещения воинских гарнизонов стран ОВД в Чехословакии. Это осуществлялось при полном провале идеологической и дипломатической подготовки данных акций. Сразу после них, Кремль сформировал угодное себе правительство, которое ценой отмены завоеваний Пражской весны, спасло страну от кровопролития.





Задание 16 2018 по русскому языку, теория и практика.

Обособленное – это значит выделенное запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце предложения). Здесь необходимо повторить, что же такое определение, дополнение и обстоятельство.

Определение второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос как(ой, ая, ое, ие)?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: как? когда? каким образом? и т.д.

Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей.

В задании 16 обособленное определение - это причастия, прилагательные, причастные обороты.

Обособленные обстоятельства - это деепричастия, деепричастные обороты.

Определение

Выделяется запятыми

Пример

Причастный оборот после определяемого слова
Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся.
Причастный оборот и до, и после определяемого слова, если относится к местоимению
|Расстроившаяся из-за сына|, она никак не могла взять себя в руки.
Причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение(причины, условия, уступки)
Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул.
(почему? по какой причине?)

Два и более одиночных согласованных определения, стоящие после определяемого слова
Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках.
Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово – личное местоимение
Он, сытый, быстро заснул.
Сытый, он быстро заснул.

Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения
Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень.
Несогласованное определение обособляется, если определяемое слово:
1) местоимение;
2) имя собственное

1) Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
2) Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот:
1) Если определяемое слово стоит после него (кроме исключений).
Лежащая на полу книга была открыта на пятой странице.
2) Если определение входит в состав сказуемого(составного именного).
Она была красивая.
3) Если стоит после неопределенного местоимения.
Я обязан рассказать вам что-то важное.


Обстоятельство

Выделяются запятыми

Пример

Деепричастные обороты и деепричастия, сохранившие глагольность(значение добавочного действия)
Он бежал, крича мне что-то.
Поев, ребёнок заснул.

Обстоятельство с предлогом несмотря на
Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
Сравнительные обороты с союзами как, будто, точно, словно, как будто, что, чем, нежели и др. подобными
Облака плыли над самой землёй низко, неспешно, как ватные.
Это не танец: двигается, как деревянная.

Не обособляются деепричастия и деепричастный обороты
1) Если они потеряли свою глагольность и имеют значение образа действия
Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. - бегут как?
В метро я ехал стоя. (это положение в пространстве, а не добавочное действие)

2) Если включаются во фразеологический оборот (устойчивые словосочетания)
В трудные дни он работал с нами не покладая рук.
Он скрепя сердце отдал мне конфету.


Приложение

Как одиночное, так и распространённое приложение, если определяемое слово местоимение
Он, отличный врач, очень помог мне.
Распространённое приложение, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным
Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу родню.
Если приложение «оторвано» от определяемого слова
Дверь открыл сын наших соседей, пятилетний малыш.
Одиночное нераспространённое определение, если определяемое слово существительное с пояснительными словами
Он увидел своего сына, малыша, и улыбнулся.
Любое приложение, если стоит после определяемого слова - имени собственного
Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.
Обособление, выраженное именами собственными, если служат для уточнения или пояснения
А устроил пожар сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.
Приложение, если стоит перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение
Архитектор от Бога, Гауди не мог построить обычный собор.
1) Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется.
Полученный ответ рассматривается как согласие.
2) Не обособляется также приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны.
Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга.

Дополнение

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения - исключения или замещения.
Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

!!!Не забывайте: любые члены предложения могут быть однородными. Обособленные члены – не исключение. Чтобы не ошибаться при постановке запятой, см задание 15 (однородные члены предложения).

Шестнадцатое задание ЕГЭ также проверяет знания выпускников в области пунктуации. За него можно получить один первичный балл. Для подготовки к данному заданию предлагаем ознакомиться с теоретическим материалом, приведенным на этой странице.

Теория к заданию №16 ЕГЭ по русскому языку

Знаки препинания при причастном обороте

После согласованных определений, находящихся после определяемого слова, ставится запятая Опера, написанная известным композитором, пользуется большой популярностью среди слушателей.
После согласованных определений, находящихся перед определяемым словом, запятая не ставится Написанная известным композитором опера пользуется большой популярностью среди слушателей.
Запятая ставится после причастного оборота, стоящего до или после определяемого слова, выраженного местоимением Уставший от долгой дороги, я сразу заснул.
Я, уставший от долгой дороги, сразу заснул.
Запятая не ставится перед и после союза «и», соединяющего несколько причастных оборотов Искусство эпохи барокко, начавшейся в 16 и завершившейся в 18 веке, изучается в школах и университетах.

Знаки препинания при деепричастном обороте

Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда выделяются запятыми Он, улыбаясь, шел мне навстречу.
Если два деепричастных оборота, относящихся к одному сказуемому, соединены союзом «и», то запятая перед и после союза не ставится Читая учебник и делая пометки в тетради, мальчик смог запомнить материал намного быстрее.
Если деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, запятая ставится на их границах Он постоял немного, глядя на море, и, оглянувшись, пошел дальше. (первый оборот относится к слову «постоял», а второй – «пошел»)
Если деепричастный оборот стоит после союзов «и, но, что», то ставятся две запятые: после союза и после оборота Он зашел в класс и, ничего не сказав, сел на свое место.
Если деепричастный оборот стоит после союза «а» он выделяется запятыми Он любил читать книги, а встречаясь с друзьями, всегда рассказывал им о том, что прочел.
Деепричастные обороты, являющиеся устойчивыми выражениями, не выделяются запятыми. Он работал не покладая рук.

Другие случаи обособления

Обстоятельство с предлогом «несмотря на» отделяется запятыми Мы решили отправиться в путь, несмотря на дождь.
Сравнительные обороты со словами «как, будто, точно, словно, как будто, что, чем», отделяются запятыми У него был такой вид, будто он выиграл в лотерею.
Обособленные дополнения с предлогами «кроме, исключая, включая, вместо, помимо, за исключением», обособляются запятыми Никто, включая его, не знал ответа на поставленный вопрос.
Обособленное приложение выделяется запятыми Моя сестра, хороший парикмахер, стрижет всех своих друзей.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Анализируем предложения. Расставляем знаки препинания в предложении в соответствии с правилами пунктуации русского языка.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №16 ЕГЭ по русскому языку

Шестнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Возвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге, реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами, готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже, прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий. Под цифрой 1 запятая не ставится, так как он стоит в середине деепричастного оборота. На месте цифры 2 ставим запятую, так как она отделяет деепричастный оборот. Запятые на месте цифр 3 и 4 выделяют причастные обороты, стоящие после определяемых слов.

Ответ: 2, 3, 4.

Первый вариант задания

В Ливерпуле(1) в 1910 году(2) открылась так называемая русская библиотека(3) располагавшая богатым собранием книг на русском языке.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. В Ливерпуле в 1910 году открылась так называемая русская библиотека, располагавшая богатым собранием книг на русском языке. Запятая отделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Обстоятельство, выраженное указанием даты, не обособляется, так как не является уточнением: в начале стоит обстоятельство места (в Ливерпуле), затем обстоятельство времени (в 1910 году).

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Сорренто(1) М. Горький снял виллу(2) просторную, но не роскошную(3) к которой вела дорога(4) шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. В Сорренто М. Горький снял виллу, просторную, но не роскошную, к которой вела дорога, шедшая среди цитрусовых плантаций и виноградников. Под цифрой 1 запятая не ставится, так как обстоятельство, выраженное существительным с предлогом без дополнительного значения причины, не обособляется. Цифра 2 обозначает запятую, отделяющую однородные одиночные определения. На месте цифры 3 запятая отделяет придаточную часть сложноподчиненного предложения от главной. На месте цифры 4 ставим запятую, отделяющую причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

Ответ: 2, 3, 4.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре(1) минимализм(2) интерпретируемый в широком смысле(3) как экономия художественных средств(4) нашёл применение во всех видах искусства.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Необходимо расставить все знаки препинания и указать все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашёл применение во всех видах искусства. Под цифрой 1 запятая отделяет деепричастный оборот. Цифры 2 и 4 обозначают запятые, выделяющие причастный оборот, стоящий после определяемого слова. На месте цифры 3 запятая не ставится, так как союз как можно заменить в качестве .

Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

2. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

3. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.

4. Владимир (1) махавший косой не переставая (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.

5. Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

6. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

7. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

8. Опустившая (1) голову Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

9. Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

10. Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

11. Уже в наше время исследователи творчества Э. А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

12. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

13. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

14. В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

15. Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

16. Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

17. Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

18. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных дождём (4) стволов деревьев.

19. Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая (4) зимнюю стужу.

20. Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

Знаки препинания при однородных членах

Однородные члены предложения - это слова,которые являются одним и тем же членом предложения, зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены в предложении разделяются запятой , если:

  1. между однородными членами нет союзов. Например: Наш путь лежит через Воронеж, Рязань, Пензу.
  2. между однородными членами есть повторяющиеся союзы: и...и, или...или, не то...не то и т.д. Например: Мы собрали и одежду, и книги, и посуду.
  3. Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др. Например: Перед нами появились не только мужественные воины, но и прекрасные амазонки.

Запятая между однородными членами не ставится в следующих случаях:

  1. между однородными членами есть одиночные союзы и, или, да (в значении и ). Например: Надень пальто или куртку.
  2. однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами. Например: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.

Однородные и неоднородные определения.
Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются. Например: Бестужев снял с её руки зелёную вязаную перчатку.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Обобщающие слова – слова, имеющие общее значение для всех однородных.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ними ставится двоеточие. Например: Снег лежал всюду: на крышах, на скамейках, на траве.
  • Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то между ними ставится тире. Например: В театре, в цирке, в кино - везде мне было скучно.
  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но дальше предложение продолжается, то после ряда однородных ставим тире. Например: Во всех мировых столицах: Лондоне, Париже, Риме - есть свои достопримечательности.

  • Решай с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай