Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению. Что читать вслух. Качественное восприятие информации - залог успеха

Существует масса авторских методик лечения заикания, но большинство из них основано на традиционных уже известных, но несколько доработанных программ. Эффективные же методики, обычно создаются людьми, которым в свое время удалось самостоятельно избавиться от собственного дефекта речи. Программы того, как избавиться от заикания они прорабатывали годами, совершенствуя упражнения, оттачивая приемы, которые помогли непосредственно им самим.

Мы предложим Вам две кардинально различные авторские методики, содержащие разные взгляды и позиции авторов на способы избавления от него навсегда. Методики профессора Мэлкома Фрейзера и профессора Андроновой-Арутюнян признаны в мировом медицинском сообществе, имеют массу положительных отзывов и, главное, положительных примеров избавления от заикания.

Методика Фрейзера

Первое, что Вам необходимо понять – это то, что причина заикания заключается в Вашем страхе. И чем больше Вы стараетесь не заикаться, тем больше заикаетесь. Отбросьте панику, прекратите истерику, примите собственные дефекты речи, как данность. Признайте свои недостатки и прекратите их стесняться. В большинстве случаев, как только человек ставит собеседника в известность о том, что он заикается, половина проблем отпадает сама собой, а то и все разом. Если нет, со второй половиной можно бороться по программе самостоятельной коррекции речи.

Для начала проведите экспериментальное упражнение, которое позволит Вам почувствовать уверенность в успешности излечения. Оно даст немедленную помощь, хотя и не будет иметь продолжительного эффекта.

Эксперимент

Суть упражнения заключается в так называемом «медленном старте» , говоре в медленной, протяжной манере. «Скользите» около секунды по первому звуку каждого из слов, а потом спокойно продолжайте протягивать слоги и слова. Несколько удлиняйте практически все гласные и согласные звуки, замедляя переход от одного к другому. Таким образом, речевые органы друг с другом соприкасаются очень легко, расслабленно. Не будет ни дыхательных прерываний, ни повторений звуков.

Гласные звуки растягивать легко, а вот с согласными нужно будет потренироваться в одиночестве. Произносите взрывные согласные, такие как «д», «т», «б», «п» медленно легко соприкасаясь мышцами языка и рта. Например, произнося слово «кот»: на звуке «к» – легкое соприкосновение и медленный переход на гласную «а». Не прекращайте практиковаться, пока не выработаете сноровку. Произносите звуки слов перетеканием, неразрывно, пытаясь прикрепить окончание одного слова к началу следующего.

Говорить на публике, со скоростью 30 слов в минуту первое время Вам будет неловко. Но пусть Вас это не смущает, скажите собеседнику правду, что так Вы пытаетесь избавиться от заикания – он поймет и поддержит Вас. Поверьте, что со стороны Ваша речь выглядит, не настолько медленно, как Вам кажется. Постепенно Вы увеличите скорость до нормального общения. Когда Вы ощутите определенные успехи – приступайте к основным правилам избавления от заикания.

12 правил, как избавиться от заикания:

№1. Говорите медленно. В любой ситуации научитесь говорить неторопливо, выговаривая тщательно каждое слово, вне зависимости от того, что заикаетесь ли Вы в данный момент или нет. Привыкните к этому. Запомните: нельзя напрягаться во время разговора.

Не старайтесь выпалить мысль до того, как запнетесь – так Вы запнетесь наверняка, а Ваша быстрая речь, даже и без заикания так и останется непонятой. Рекомендуется делать небольшие паузы во время разговора между предложениями или фразами. Так Вы ослабите напряжение мышц. В любом случае речь, которая состоит из коротких законченных фраз, разделяющихся паузами, звучит хорошо даже в устах человека с «без проблемными» речевыми функциями.

Практикуйтесь по 10 минут ежедневно. Просто читайте вслух или расскажите своему отражению в зеркале какую-то историю, но обязательно неторопливо и взвешенно. Большинство заикающихся боятся пауз смущения. Поэтому научитесь делать паузы специально, так Вы сможете держать речь под собственным контролем (это чувство Вам понравится), а случайные паузы перестанут волновать.

Возьмите за правило первое время записывать на аудионоситель свою речь, например, разговор по телефону. Потом Вы прослушаете ее и сами сможете оценить ошибки, сделать соответствующий вывод, понять, почему это произошло, и исправить их. Если есть возможность записать видео – еще лучше!

№2. Заикайтесь легко. О «медленном старте» мы уже говорили, используйте его, не выдавливайте из себя слова. Сложные словоформы, слова, произносить которые Вы боитесь, начинайте говорить протяжно, нараспев. Пытаясь «выталкивать» слова, Вы зажимаете губы или плотно прижимаете к небу язык, преграждая тем самым путь потоку воздуха. Это все равно, что наливать воду из закупоренной бутылки. Не зажимайте губы, не напрягайте язык и челюсти – заикайтесь спокойно, расслабленно, со знанием дела. Вы оцените разницу.

Потренируйтесь нарочито напрягать и расслаблять речевые мышцы – овладейте над ними контролем. Практикуйте экспериментальное упражнение хотя бы по 5 минут в день, наедине с собой. Кроме этого, попробуйте каждый вечер, например, стоя у зеркала моделировать разнообразные жизненные ситуации, особенно уже знакомые Вам, те, когда Вы ощущали проблемы с речью. Проиграйте ее еще раз, но в расслабленном состоянии.

Выполнение этого правила поможет снизить напряжение и стресс при разговоре, что качественно улучшит Вашу речь.

№3. Долой притворство. Перестаньте притворяться, что Вы не заикаетесь. Маскарад не помогает, а лишь затрудняет общение. Пытаясь скрыть собственное заикание, Вы только увековечиваете его. Сообщите слушателям, что Вы заикаетесь и примите факт, что сейчас Вам доведется немного позаикаться. Избавившись от стыда и смущения навсегда – Вы избавитесь от заикания!

Конечно, это непросто, но это может полностью изменить Ваши представления о проблеме речи и позволит более здорово, целостно и объективно относиться к ее решению. Не бойтесь ранить свое самолюбие, если Вы долго боялись раскрыться и тщательно пытались скрыть эту проблему, Вы скорее испытаете гордость за себя от собственной храбрости. Подойдите к этому с юмором, сообщите, например: «сейчас будут небольшие запинки из-за технических неисправностей» – это ослабит возможное напряжение и создаст атмосферу непринужденности.

№4. Избавьтесь от вредных привычек. Вы наверняка знаете, какие жесты, движения тела, выражения лица или мимики свойственны Вам во время заикания. Если нет, понаблюдайте за собой у зеркала, спросите близких – такие движения есть у всех заик. Избавьтесь от них – это будет первым шагом избавления от автоматических рефлексов, которые сопровождают заикание. Эти движения – побочные признаки заикания, освободившись от которых Вы станете лучше говорить. Во всяком случае, первое время, Вы будете вынуждены тщательно контролировать свои движения, а это отвлечет Вас от мыслей о том, как Вы говорите, заикаетесь ли. За это время речевой аппарат привыкнет к нормальному произношению звуков, автоматически настроится на речь без заикания.

Если избавиться от вредной привычки сложно, начните ее контролировать. Для начала делайте эти движения специально, в моменты, когда не заикаетесь. Затем немного меняйте способ движения на более медленный или в другом направлении. Научитесь делать это осознанно, т.е. управлять своей привычкой, и Вам будет по силам сдерживать ее или изменять.

Например, если Ваша голова дергается вправо во время заиканий, попробуйте общаться с друзьями по телефону стоя у зеркала и контролируя процесс. Сначала специально дергайте ею на словах без запинок, но медленнее. Во время заикания старайтесь сместить акцент и заставьте ее дергаться влево. Вы очень скоро поймете, что ощущение беспомощности Вас покинуло, что Вы больше не раб, а хозяин своих привычек. Тогда Вы избавитесь от них без труда.

№5. Не бойтесь трудностей. Не нужно избегать произношения трудных слов, стремиться заменить их другими или просто откладывать сложный разговор. Привычка избегать слов только усилит страх и усугубит проблему. Многие специалисты-логопеды считают, что это самое важное в лечении заикания, способное дать потрясающий эффект даже в очень сложных случаях. Не питайте свои страхи, не давайте себе время для раздумий, научитесь говорить то, что Вы хотите и тогда, когда хотите!

Если Вы довольно часто прибегали к подобным ухищрениям, начните с уже известного Вам приема – научитесь делать это специально. Составьте список слов или проблем, от которых Вам бы хотелось отстраниться и методично их отработайте. Составьте речь из нелюбимых слов, используйте их нарочно, продолжайте даже заикаясь. Вам полезно много разговаривать. Попробуйте говорить больше в стрессовых, сложных ситуациях. Изыскивайте каждый день одну такую ситуацию и вступайте в разговор. Идите атакой на собственные страхи.

№6. Смотрите в глаза. Не отворачивайтесь в сторону, не избегайте прямых взглядов в глаза собеседника. Естественный, непрерывный контакт поможет снизить чувство смущения или стыда. Постарайтесь научиться, не отводить взгляда во время заикания, начните с родственников и друзей. Такое межличностное общение всегда происходит успешнее, этим приемом пользуются хорошие ораторы и известные политики.

Прорепетируйте разговор со своим отражением, смотрите в свои собственные глаза, сымитируйте сильное заикание и не отрывайте взгляда. Делайте это, пока не получится.

Затем позвоните кому-нибудь и продолжайте смотреть в отражение своих глаз. Не нужно фиксировать немигающий взгляд, смотрите естественно.

№7. Не останавливайтесь. Продолжайте говорить, даже если запнулись. Не зацикливайтесь на неудачном звуке, не возвращайтесь на неудавшиеся слова, не прерывайте дыхания. Если ожидаете заикания, на каком-то сложном слове, произнесите его медленно и плавно. Важно поддерживать постоянный поток воздуха, несущего Вашу речь.

№8. Говорите с интонацией. Когда предыдущие правила стали Вам удаваться, переходите на разговор, окрашенный эмоциональными красками, говорите с интонацией, мелодично, с ударениями на смысловых словах. Старайтесь отходить от монотонности, меняйте громкость и темп речи. Потренируйтесь, используя какие-нибудь речевки, они, как правило, насыщенны интонационными и эмоциональными составляющими.

№9. Работа с нормальной речью. Последите за тем как Вы говорите нормально, когда не заикаетесь. Какие делаете движения, какое положение принимаете. Эти моменты – Ваши ориентиры для успешного общения. Они поднимут Вашу уверенность. Прокручивайте их в памяти, специально имитируйте, когда думаете, что можете начать заикаться. Полюбите себя таким и лелейте это чувство, позволяя ему почаще «выбираться» наружу.

№10. Говорите! И еще раз говорите, делайте это как можно больше и чаще. Практикуйтесь при любой возможности, идите на контакт, высказывайте свое мнение, делитесь своими мыслями, сделайте телефон Вашим другом. Просто позвоните в магазин, узнать есть ли у них какой-то товар. Хватит молчать, Вы и так делали это слишком долго.

№11. Проанализируйте свое заикание. Изучите его беспристрастно – Вы уже готовы к этому. Определите, что именно Вы делаете неправильно, что происходит с речевыми мышцами в этот момент. Поняв, что именно не так, Вы сможете избавиться от неправильных и ненужных движений артикуляционного аппарата. Когда Вы будете в состоянии оценить происходящее, Вы узнаете много нового, раскроете тайны Вашей проблемы, поймете, как избавиться от заикания раз и навсегда.

Скопируйте эти движения, сравните их с правильными. Произнесите слово с заиканием, повторите несколько раз, отметив все особенности, а затем произнесите его же без заикания. Задержите речевой блок, заикайтесь, пока не поймете, как именно это происходит, пока не сможете сымитировать этот спазм самостоятельно, по собственному желанию. Вам в помощь опять может пригодиться зеркало или же видеозапись. Выясните, как двигаются мышцы рта, языка, гортани, что именно Вам мешает говорить не запинаясь.

Со временем Вы выясните, что эти движения являются однотипными, что заикаетесь Вы по шаблону. Вы наверняка сильно напрягаете губы в момент заикания и делаете массу излишних движений речевыми мышцами. Теперь Вы сможете избавиться от них так же, как на четвертом этапе избавились от побочных вредных привычек (жестов, мимики), сопровождавших дефекты речи. Ведь заикание – это то, что Вы делаете с собой сами, это то, что Вы способны сами же изменить.

№12. Коррекция блоков. Приступайте к избавлению от ненужных и неправильных действий Вашего речевого аппарата. Существует три способа такой коррекции, которые исправляют ошибки, провоцирующие заикание, учат, как избавиться от заикания непосредственно в момент необходимости:

  • 1. Стирание;
  • 2. Выход из тупика;
  • 3. Установка.

Стирание.

Этот прием пригодится непосредственно в момент блока, сильного сбоя речи:

  • 1) Слово, на котором запнулись необходимо закончить. Произнести его до конца, прибегая к уверткам, не уклоняясь от его произнесения.
  • 2) Как только Вы его произнесли, сделайте паузу.
  • 3) Постарайтесь максимально расслабить речевые мышцы, в особенности мышцы гортани. Пусть язык просто вяло лежит во рту, Ваши губы должны быть свободны, челюсть слегка приоткрыта. Ощутите, что напряжение проходит, а дыхание нормализуется. Научитесь делать это за доли секунды.
  • 4) Вспомните, что произошло и проанализируйте ситуацию. Что Вы не так сделали, что было неправильно?
  • 5) Вспомните, как можно медленным произношением исправить этот звук.
  • 6) Представьте, как Вы это делаете, произнесите его в уме – легко и свободно, изменяя тем самым саму модель заикания. Возможно, Ваш собеседник и потеряет интерес к беседе, но Вас это не должно беспокоить. Не торопитесь, продолжайте готовиться к дальнейшему разговору.
  • 7) Теперь Вы на самом деле готовы произнести это слово, исправив все недостатки.
  • 8) Делайте это медленно и плавно. И главное – сохраняйте дыхание, для того, чтобы продолжить медленно переходить от звука к звуку.

Не переживайте, что это может занять много времени, для этого вполне достаточно 2-3 секунд. Пусть Вас не смущает некоторая искусственность произношения слов, на которых Вы запинаетесь. Окружающие достаточно умные люди и поймут, что Вы пытаетесь справиться с проблемой, а это достойно уважения.

Выход из тупика.

В этом варианте коррекции ошибок, нужно не делать паузу, не останавливаться, чтобы начать сначала, как в «Стирании». Напротив, продолжайте заикаться, одновременно замедляя свою речь, нарочито протягивая звук. Так Вы стабилизируете звук, не собьете дыхания, остановите дрожание мышц, превращая повторения в один протяжный звук.

Проделав это, Вы осознаете, что можете самостоятельно контролировать длительность блокировки речи, мягко «выходить» из тупиковой ситуации. Старайтесь удерживать заикание, пока не почувствуете, как берете контроль в собственные руки. На этом этапе уже нужно понимать, как корректировать движения мышц. Прекратите протягивание звука и приступайте медленно корректировать движение речевых мышц. Если не получается это сделать, вернитесь к технике «Стирания».

Установка.

Освоив все вышеприведенные методы и способы выхода из блока, принимайтесь к установочной коррекции. Этот метод позволит в дальнейшем предотвращать заикание предупреждать его появление. Лучший способ того, как избавиться от заикания – предотвратить его.

Чувствуя приближение заикания, сделайте паузу, чтобы спланировать собственные действия. Используйте накопленный опыт, до того как заикание произойдет:

  • 1) Как уже говорилось – сделайте паузу. Успокоиться и мысленно прорепетируйте произношение этого слова. На это уйдет пара секунд максимум.
  • 2) Постарайтесь расслабить мышцы речевого механизма. Почувствуйте, как напряжение уходит.
  • 3) Теперь вспомните механизм заикания на этом звуке и Ваши ответные действия.
  • 4) Вспомните, как Вы во время тренировок справлялись с этими ошибками, как управляли речевыми мышцами.
  • 5) Прокрутите это в уме. Произнесите про себя все слово медленно, плавно, неторопливо.
  • 6) Нормализуйте дыхание и произнесите слово без заикания, копируя действия и ощущения произведенные мысленно один в один.
  • 7) слово произносите мелодично, слегка преувеличивая коррекцию. Обращайте внимание на свои положительные ощущения, а не на звучание слова.

Совершенствуясь в техниках коррекции, Вы сможете добиться уверенности в собственных силах, в способности контролировать, быть хозяином своей речи.

Методика Андроновой-Арутюнян

Данный метод учит, как избавиться от заикания, делая это посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. В отличие от предыдущей, методика Андроновой-Арутюнян может помочь не только взрослым, но вылечить заикание у детей.

Для этого ведущую руку положите на колено, слегка согнув пальцы. Произнося первый слог или слово фразы, прижмите к колену большой палец и держите его до окончания слова или словосочетания. Продолжая произносить слоги и слова, прижимайте соответственно следующие пальцы: указательный, средний и т.д.

Движения руки корректируют темп и ритм речи. Это несколько замедляет речь поначалу, и человек зависит от руки, но вскоре от этого можно будет отказаться, а речь будет плавной и без вспомогательных приемов. Для полного выздоровления нужно пройти полный курс, состоящий из 4 этапов. Эта методика подразумевает участие логопеда для наблюдения со стороны и определения ошибок, требующих исправления. Но если Вы будете достаточно внимательны и последовательны вполне можете справиться и самостоятельно. Используйте видео и аудио записи для анализа ошибок или просто зеркало. Но ошибки нужно исправлять обязательно, иначе результата не будет.

Первый этап подразумевает наработку навыков спокойствия во время речи, умения расслабляться, избавляться от нервных ощущений, мышечного напряжения речевого аппарата. Это первый шаг к тому, как избавиться от заикания.

Суть второго этапа – в обучении большого пальца технике правильного положения. Для эффективности этого приема используйте следующие упражнения:

  • 1. Сядьте и расслабьтесь. Кисти рук свободно положите на колени, слегка, встряхнув. Подтяните кисти к середине бедра и слегка согните, представьте, что Вы будете играть на пианино. На этом этапе необходимо добиться действительного расслабления кистей рук, полного отсутствия напряжения.
  • 2. Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Надавите медленно и легко большим пальцем на бедро, но не напрягайте руку. Одновременно с этим произносите любой слог. Отрепетируйте так, чтобы большой палец стал как бы регулятором звука: при нажатии на бедро Вы произносите звук, при более сильном надавливании – звук громче и наоборот. Движения руки не должны сопровождать голос, напротив, они должны слегка опережать его – это очень важный момент! Если все сделать правильно, человек уже сможет без запинок говорить по слогам.

К третьему этапу нужно приступать, когда человек уже синхронизировал свою речь с движениями руки, до свободного произнесения слов и коротких выражений, освоив предыдущие упражнения в совершенстве.

Упражнение № 1.

Исходное положение: расслабленная рука на бедре. Выполните нажатие большим пальцем и проговорите первый слог. Далее продолжайте нажимать по очереди пальцами на бедро, произнося последующие слоги.

Нажатие каждого пальца при этом должно быть строго синхронизировано с каждым слогом. А «пусковым механизмом» является Ваш большой палец – не отпускайте его до окончания слова или словосочетания. А остальные пальцы – расслабляются сразу же, как только выполняют свою функцию – как только Вы произносите слог или слово в предложении. Закончив, встряхните и опустите кисть на бедро. Так Вы приучите ее к расслаблению и сами сможете расслабиться.

Осваивая этот прием, постепенно увеличивайте скорость движения пальцев и уменьшайте время на расслабление. Используя данную методику леча заикание у детей, придумайте какие-нибудь речевки, чтобы тяжелая работа была похожа на игру.

Упражнение №2.

Теперь нужно научиться делать ударение в словах, а потом и в целых предложениях. Для начала научитесь делать ударение на первом слоге, нажимая сильнее и продолжительнее соответственно большим пальцем. Затем на словах с ударением на втором слоге – делая особый нажим указательным пальцем ведущей руки, и так далее.

Не делайте резких движений, Для Вашей речи важна плавность перехода, как от слога к слогу, так и от слова к слову. Освоив эту методику, Вы сможете перейти уже к полноценным фразам и предложениям, более продолжительным и сильным нажатием пальца выделяя их логический смысл.

На четвертом этапе можно приступать к работе над текстами. Используйте для начала короткие речевки, истории, или сказки, отлично Вам знакомые. Разделите текст на слова и фразы, между которыми можно успевать расслаблять руку, т.е. делать небольшие паузы и, так сказать, «переводить дух». Освоив это можно переходить к более сложным текстам и уменьшать промежутки между расслаблениями. На этом же этапе человек уже полностью избавляется от заикания и начинает работать над общением без использования руки, осваивать выразительность своей речи.

Для этого, как и для любого другого метода очень важны тренировки в реальной жизни. Если не применять на практике свои знания, достичь существенных результатов невозможно. Не бойтесь общаться, на первом этапе избавиться от страха помогут разнообразные вспомогательные хитрости, по типу синхронизации с пальцами, но Вам просто необходимо много общаться, выговариваться, если хотите.

В большинстве случаев избавиться от заикания у детей в раннем возрасте не составляет особенных проблем, как правило, любой метод дает очень хороший результат. Поэтому затягивать с лечением не стоит, не откладывайте решение проблемы с речью. Если же Вы уже упустили момент – ни один из них не будет лишним, пробуйте разные методики, того как избавиться от заикания, сочетайте массажи и психологические приемы. А главное помните: никто кроме Вас самих не сможет Вас вылечить, именно Вы – полноправный и бесспорный хозяин своей речи.

В речи малыша появились задержки и паузы? Постоянные упражнения, терпение и ваша любовь - вот что нужно для победы.

В чем причина недуга? Проанализируйте, в каких ситуациях малыш заикается (когда не уверен, напуган, взволнован).
На ясность произношения влияют черепно-мозговые травмы. Причиной заикания может стать страх. Кроху способны напугать лай собаки, внезапно погасший свет. Старайтесь оградить ребенка от возможного риска. У чрезмерно впечатлительных детей опасный недуг возникает из-за излишней родительской строгости и ссор в семье. Малыши часто боятся воды, высоты, пауков - чего и кого угодно. Опасен даже злодей из мультфильма.
Если вы чересчур быстро разговариваете между собой и с ребенком, он не успевает за вами и начинает запинаться. Не способствует плавной речи и общение крохи с заикающимися детьми или взрослыми. Не спешите разучивать с ребенком иностранные слова, считать до ста и рассказывать о Римской империи. Чтобы добиться похвалы родителей, карапуз старается изо всех сил. Но наступает момент, когда ему не хватает слов, чтобы высказать свою мысль. Тогда в его речи появляются запинки.
Пусть все взрослые говорят медленно, разборчиво, по очереди, с приятными интонациями. Ставьте ребенку такие вопросы, которые требуют простых, коротких ответов. Кроха о чем-то рассказывает? Выслушайте его с интересом и до конца. Имейте в виду: заикание усиливается, если ребенок устал, болеет, чем-то напуган или раздражен. В такие моменты не требуйте от него многого и не исправляйте его речь. Когда же у малыша хорошее настроение, не пытайтесь с выражением повторять с ним стихи, постоянно расспрашивать об окружающих вещах. Превратите повседневные занятия в игру, во время которой вы общаетесь тихо-тихо. Это успокаивает нервную систему. Поддерживайте такой режим около месяца.
Пойте с ребенком дуэтом. Но во время таких концертов произносите слова так, как удобно крохе, - шепотом или громко, скандируя или нараспев. Подбирайте легкие песенки с большим количеством гласных и с медленным темпом. Лучше, чтобы сильная доля приходилась на первый слог («Голубой вагон»).
Нужно разрабатывать мышцы губ, щек и языка. Пусть малыш чистит зубы щеткой дважды в день, а потом весело полощет рот. Покажите ему, как, смотрясь в зеркало, надо надувать щеки и перекатывать воздух из одной в другую. Развитие речи также зависит от мелкой моторики, поэтому давайте ребенку игрушки с шариками внутри. Купите шнуровки, складывайте мозаику. Научите малыша застегивать пуговицы и завязывать бантики.

Л. Я. Симонов, врач логопед

Некоторые люди обладают естественным красноречием, дарованным природой. Остальным приходится овладевать ораторским искусством самостоятельно или на тренингах. Цель ораторской речи – донести информацию, убедить в своей правоте и побудить слушателей к дальнейшим действиям.

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Как говорил французский писатель-философ :

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, даже несмотря на то, что это тяжело.

Хочешь, чтобы твоя презентация или важная речь прошла идеально? Воспользуйся этими простыми способами, чтобы прокачать свое выступление.

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе.

Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.




Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.

Упражнения

Как правильно читать вслух

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

3. Как читать вслух

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики

Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

Проверьте, есть ли мусорные звуки “э-ээ”, “м-мм”.

7. Учитесь на одном тексте

Более полезно перечитывать один и тот же текст , нежели постоянно читать новые страницы.

Так вы будете видеть свой результат.

8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос.

Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

Наверное вы знаете, что мы себя слышим “внутренним ухом” (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей – “внешним ухом”. И вдруг – мы и себя услышали “внешним ухом”. Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и “возмущается”: “Это не я говорю! Это чужой человек!”.

9. То же самое можно сказать и о видео.

Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: “Ужас какой!”. Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

10. Сделайте анализ своей речи.

Поставьте себе новые задачи. И… читайте, читайте, читайте вслух.