Презентация на тему однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения (презентация к уроку) презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах

После кризиса эпохи Возрождения наступила эпоха надежд и иллюзий. Одним из направлений, в котором выразилась эта идея, стал Классицизм.


Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX веков, способность служить эталонам совершенства. За эталоны берутся произведения античных авторов.

Развитие классицизма как художественного направления определялось монархическим государством. Центр заинтересованного внимания смещается на театр, а основными формами воздействия на художественную культуру становятся нормативная эстетика и монаршее покровительство.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д"Обиньяк (1604-1676) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д"Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.

Первое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната.

Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток.


Последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров , которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) — воплощали исторические события и рассказывали о великих личностях и их подвигах; низкие (комедия, сатира, басня) — рассказывали о жизни простолюдинов. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Все театральные произведения состояли из пяти актов и были написаны в стихотворной форме.

К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.). Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина.

Наиболее яркие представители театра французского классицизма:

Пьер Корне́ль (фр. Pierre Corneille, произносится как Корней; 6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж) — французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии (1647).

Жан Расин
Второй великий трагический драматург эпохи французского классицизма - Жан Расин (1639-1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры "Сида" Корнеля.

Федра. Но тщетно было всё — и фимиам, и кровь:

Неисцелимая пришла ко мне любовь!

Я, вознося мольбы богине Афродите,

Была погружена в мечты об Ипполите,

И не её — о нет! — его боготворя,

Несла свои дары к подножью алтаря.

Тесей. Мой сын! Преемник мой!

Он сгублен мной самим!

Как страшен гнев богов, как неисповедим!..

Жан Расин. «Федра»

Тит. Так что же, Тит злосчастный? Ведь Береника ждет.

А ты придумал ясный безжалостный ответ?

Чтоб устоять в борьбе,

Найдёшь достаточно жестокости в себе?

Здесь слишком мало быть и стойким, и суровым —

К слепому варварству отныне будь готовым!

Жан Расин. «Береника»

Мольер — французский поэт и актер; основоположник классицистской комедии. Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой.
Сценический опыт Мольер приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, «весь Париж» хотел посмотреть спектакли новой труппы. Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но постепенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию — «Тартюф,или Обманщик». Главный персонаж — пройдоха и обманщик, лицемер и сладострастник — носил сутану, и властьимущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию «Общество Святых даров».

Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам автор играл доверчивого Оргона — жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы.

Опыт Мольера-драматурга неотделим от опыта Мольера-актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике.
После «Тартюфа» Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера — вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в «Дон Жуане», мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в «Мизантропе» (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал «смехом сквозь слёзы» — ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, — за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и): Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары. однородные определения

1. Обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными. однородные определения

2. Обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны; Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым. однородные определения

3. Характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком; Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные». однородные определения

4. В условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению. однородные определения

5. Представляют собой художественные определения – эпитеты; Круглые, рыбьи глаза. однородные определения

6. Образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак; Радостное, праздничное, лучезарное настроение. однородные определения

7. За одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом; Чёрные, | гладко причёсанные | волосы. однородные определения

Обратите внимание! а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы); б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится. однородные определения

8. Стоят после определяемого слова; Волосы чёрные, причёсанные. однородные определения

9. Второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно. Нормальное, мирное сосуществование государств. – нормальное, то есть мирное сосуществование государств. однородные определения

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и. неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения: неоднородные определения

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. (Товарный поезд является длинным). неоднородные определения

1. Характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям: Большой каменный дом «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; Белые круглые облака «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; Пузатое ореховое бюро «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым; неоднородные определения

чаще выражаются: местоимением и прилагательным; Мой старый дом. качественным и относительным прилагательными; Большой каменный дом. относительным прилагательным и одиночным причастием; Запущенный фруктовый сад. относительными прилагательными. Авторские черновые наброски. неоднородные определения

Запомните: несогласованные определения обычно являются однородными, то есть разделяются запятыми. Однородными обычно являются сочетания согласованных и несогласованных определений. Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.

При выяснении однородности - неоднородности определений возможна вариативность. “ Стоял жаркий солнечный день” “ жаркий ” и “ солнечный” - неоднородные обозначают разные признаки: жаркий - температура; солнечный - отсутствие облаков и освещенность

“ Стоял жаркий, солнечный день” “ жаркий ” и “ солнечный” - однородные признаки разные, но они взаимосвязаны и взаимообусловлены: день жаркий потому, что солнечный, а если солнечный, то жаркий.

1. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) белые голубые шары; 2) старый дубовый пол; 3) новая шелковая блузка; 4) большой чёрный камень.

2. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) Мрачный угрюмый взгляд; 2) Глиняные деревянные игрушки; 3) Старый господский дом; 4) Красные синие флаги.

3. Укажите пример с пунктуационной ошибкой: 1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях. 2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой. 3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков. 4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

4. В каком предложении нужно поставить запятую? 1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными? 1) старая; 2) разбитая; 3) фаянсовая; 4) белая.

Проверь: 1. - 1) 2. - 3) 3. - 1) 4. - 4) 5. - 3)





Однородные определения 1. Однородны определения, которые выражают отличительные признаки разных предметов: Красные, желтые, лиловые, белые флоксы. Английский, французский, итальянский языки. 2. Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, причем характеризуют его с какой-то одной стороны: Громкий, пронзительный свист Свежие, мягкие булочки Мягкий, рассеянный свет фонаря




Только качественными прилагательными обычно Глубокий, протяжный, огромный вздох вырвался у него из груди – и сердце разбилось. Только относительными и только притяжательными прилагательными реже Тканые, вязаные, плетеные изделия Лисьи, беличьи, норковые шапки Сочетанием прилагательных с причастиями: Толстый, раскормленный кот Тихий, еле слышный, приглушенный звук Сочетанием прилагательного с последующим причастным оборотом: С вершины холма открывался изумительный, поражающий воображение вид Однородные определения выражаются:




Неоднородные определения Неоднородны определения, которые выражают РАЗНЫЕ признаки предмета: Старинный жестяной фонарь Прохладный серый рассвет Маленькая зеленая гусеница Неоднородны определения, выраженные числительным(или местоимением) и прилагательным: Мой дорогой друг Его ужасные глаза Первый тяжелый осенний туман…


Неоднородные определения выражаются: Обычно качественными и относительными(или притяжательными) прилагательными Теткин любимый мопс Новая соломенная шляпа Резкий северный ветер Реже только качественными прилагательными У него были косматые седые бакенбарды; из-под его сомбреро спускались длинные седые волосы… Сочетанием прилагательных с причастиями Пушистый раскормленный кот Сочетанием причастного оборота с последующим прилагательным Тронутые морозом кленовые листья

Слайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и

неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Слайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)

1.Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

2. Нет пускай послужитон в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и делмоих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Слайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения.

«удар мой верен был и скор»

« и помнил я кольчуги звон, и

блеск ружья, и гордый

непреклонный взор, и молодых

моих сестер»

«узнать, для воли иль тюрьмы

на этот свет родимся мы»,

«то вдруг стихал он, то сильней

он раздавался в тишине»,

«простая песня то была, но в

мысль она мне залегла»,

как будто сам я был рожден в

семействе барсов и волков».

Слайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и

опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Слайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).
  • Равно непосредственно относятся к определяемому существительному.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и).
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
  • Слайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.

    Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни.

    У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Слайд 8

    САМОПРОВЕРКА

    Однородные определения

    • черными, светлыми глазами,
    • приличной и благовоспитанной барышни,

    Неоднородные определения:

    • смугловатого круглого лица,
    • с небольшим тонким носом,
    • большими мягкими глазами,
    • мягкими курчавыми волосами,
  • Слайд 9

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

    Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями

    Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями

    Слайд 10

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.)

    Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.

    (А. Толстой.)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.)

    Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения.

    Произведите морфологический разбор слов певуч и русский.

    Объясните постановку тире во втором высказывании.

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

    Cлайд 3

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ) 1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. 2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

    Cлайд 4

    ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения. «удар мой верен был и скор» « и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестер» «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «то вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине», «простая песня то была, но в мысль она мне залегла», как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».

    Cлайд 5

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

    Cлайд 6

    ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и). Равно непосредственно относятся к определяемому существительному. Произносятся с перечислительной интонацией. Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения). НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Характеризуют предмет с разных сторон. Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию. Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и). Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).

    Cлайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Cлайд 8

    САМОПРОВЕРКА Однородные определения черными, светлыми глазами, приличной и благовоспитанной барышни, Неоднородные определения: смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, большими мягкими глазами, мягкими курчавыми волосами,