Преемственность детский сад школа из опыта. Материал на тему: Преемственность ДОУ и школы. Подготовка детей к школе

Мария Царева
Преемственность между детский садом и школой

«Преемственность : детский сад – школа »

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе . Поступление в школу – это , прежде всего, переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется , как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. это связь между различными ступенями развития. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Преемственность между ДОО и школой - процесс , в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения . В тоже время школа , как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника .

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре дошкольной программы и начального школьного образования – важный этап в .

На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной - на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника » (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика) . Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Одним из приоритетных направлений для нашей ДОО - является подготовка воспитанников к школе , обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Данное направление образовательного учреждения основывается на федеральных государственных образовательных стандартах к общеобразовательной программе, основным из направлений которой является внедрение моделей предшкольного образования , обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по программам для детей старшего дошкольного возраста , формирование готовности к обучению в школе .

Наш детский сад № 6 «Дюймовочка» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с учетом программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В структуру образовательной программы ДОО д\с № 6 «Дюймовочка» включен раздел “Преемственность ДОО и школы” , в котором определены цели и задачи преемственности , выделены показатели и критерии “портрета выпускника” детского сада , определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

Комплексная подготовка детей к школе по основной общеобразовательной программе, определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами , она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника , при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа (например проведение викторин, праздников, соревнований, конкурсов, экскурсий разной направленности, организация концертов внутри ДОО и за его пределами, проведение специальных игровых занятий с психологом, встречи с выпускниками и многое другое).

Образовательная деятельность в нашй ДОО выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка. Все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют развитию активности ребенка, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, диалогу, общению, как необходимого компонента учебной деятельности. Воспитанники в детском саду , кроме программных требований к знаниям и умениям, учатся размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать свои предположения, наблюдать и делать выводы. Педагоги ДОО, через специальные упражнения, развивают у детей внимание, память, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, закладывают основы логического мышления, которые тесно связаны с такими приемами, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

В нашем детском саду непосредственно образовательная деятельность (НОД) – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Дети на занятиях общаются, отстаивают свою точку зрения, а не механически отвечают на задаваемые вопросы. Ведь успешность обучения детей в школе напрямую связана с умственной деятельностью и познавательной активностью. Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом, образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры .

Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения : отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой . Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу , приобрести почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое. Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе .

Наше учреждение уже не один год сотрудничает с МБОУ СОШ №22. Преемственность МБДОУ д/с «Дюймовочка» и МБОУ СОШ №22 представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления.

Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства , на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени :

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста) .

Задачи непрерывного образования на ступени начальной школы :

Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.) ;

Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию ;

Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств , индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания).

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОО со школой :

1 этап - поступление ребенка в ДОО :

Учет детей

Медицинское обследование

Адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап : подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа :

Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

Проведение открытых уроков и занятий в ДОО и школе .

Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.

Экскурсии детей подготовительных групп в школу .

Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОО и начальной школе (школьная незрелость , дезадаптация первоклассников в школе и т . д.)

3 этап – плавный переход из ДОО в школу .

Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.

Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОО и школы );

Работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности :

1. Периодически дети совершают экскурсию в школу . Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке . Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

2. За год до поступления детей, администрация школ определяет учителей , которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах , о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу , о роли родителей в сложный период адаптации к школе , о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы , когда их ребёнок находится ещё в детском саду .

3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.

4. Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОО с родителями и их детьми.

5. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе , воспоминаниями о детском саде , общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы , которые посещали наш детский сад , вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу , интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

Проблемы преемственности .

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна . С какими же проблемами сталкивается наш детский сад при обеспечении преемственности детского сада и школы ?

1. Одной из проблем является определение школы для обучения ребёнка территориально, так как не все родители согласны с таким распределением. Наш город не столь большой и порой распределение по территории проживания не имеет особого значения, но Федеральный Закон №310 «О территориальном принципе набора первоклассников в школы » необходимо исполнять, хотя не все родители это приемлют.

2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению . Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал , оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной " логике, вместо развития познавательных процессов.

3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу . А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего , и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологами разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Практика нашей ДОО показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают хорошие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ , выпускники нашей ДОО хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам . Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе .

В конце учебного года педагогом-психологом ДОО проводится диагностика психологической готовности детей к школе , результаты которой показывают, что наблюдается положительная динамика готовности воспитанников детского сада к обучению в школе .

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада , хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Физическое развитие : физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Социально-личностное развитие :

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности ). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) ;

Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие :

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности .

Список литературы

1. Нормативно – правовые документы :

Закон «Об образовании» ,

Концепция модернизации Российского образования,

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено ,

«Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы »,

Письмо Министерства России от 25.03.1994 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы »;

ПРИКАЗ от 23 ноября 2009г. N 655 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ».

2. Статьи :

журнал «Обруч» №1, 1997г

Р. Стеркина, «Поговорим о преемственности » ,

Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы »

Л. Стрелкова «От «школы для маленьких » к школе «маленькой» и «большой» »

Е. Сербина «Преемственность : так в чем проблема?»

Журнал «Начальная школа » №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность »

Журнал «Начальная школа » №1, 2002г :

Н. М. Конышева «Дошкольное детство : подготовка к школе или этап жизни

О. И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного

  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

    Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

    I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

    3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

    4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

    Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

    В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

    Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

    Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

    Проблема преемственности в воспитании и обучении дошколь­ников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Круп­ской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.

    "Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, ког­да одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по­сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски но­вых подходов к проблеме преемственности между школьным и до­школьным образованием.

    В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса. Твор­ческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".

    Основными задачи преемственности являются:

    1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

    2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

    трудовом и эстетическом развитии.

    3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

    4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

    5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

    6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

    Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

    I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

    2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

    3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

    4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

    школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении

    дошкольников;

    5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

    6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

    7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

    8. взаимопосещения утренников и концертов.

    С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

    План преемственности включает следующие разделы:

    I. методическая и организационно-воспитательная работа;

    2. воспитание у детей интереса к школе;

    3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

    4. работа с родителями.

    Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ : общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

    групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

    лектории для родителей ,

    педагогические консультации ;

    семинары;

    открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

    совместные праздники ;

    встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

    б8.Готовность детей к обучению в школе.

    Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педаго­гической литературе понятие готовности определяется как много­гранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.

    Общая готовность к школе включает в себя: личностное, ум­ственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое раз­витие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде­ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенный уровнем психического развития, ко­торое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).

    Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающи­ми взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отноше­ние ребенка к самому себе.

    Нравстненно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста инте­реса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответст­вии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности вхо­дит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированность общественных мотивов поведения, уме­ние планировать своп деятельность.

    В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас зна­ний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., разви­тая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

    Важно развить эстетические чувства, творческое воображе­ние, умение воспринимать содержание разнообразных картин я т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

    Физическая готовность является одним иэ важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

    Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

    По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обу­чения.

    Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

    Наиболее распространенными причинами школьной дезадапта­ции являются:

    неправильное отношение к ученику;

    неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;

    неблаго­приятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);

    неблагоприятная се­мейная микросреда

    Т.В.Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации : ака­демическую, социальную и личностную

    . Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

    Социальная адаптация отражает успешность вхож­дения ребенка в новую социальную группу.

    Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как пред­ставителя новой социальной общности (Я - школьник).

    Школьная дезадаптация выступает как результат преоблада­ния одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), асси­миляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные по­казатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

    Доклад на тему:

    « Цели и задачи преемственности детского сада и школы»

    Л.С Васильева воспитатель

    МБДОУ « Новошешминский д\ сад « Ландыш»

    Новошешминского муниципального района РТ»

    « От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

    В.А. Сухомлинский .

    Задача ФГОС - учить детей самостоятельно учиться.

    Важнейшая задача образования и его основной результат - это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

    Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

    Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.

    Задачи преемственности детского сада и школы:

    Развитие любознательности

    Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи

    Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка

    Развитие коммуникативной (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

    Цель:

    Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

    Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

    Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

    Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально -волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т. е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

    Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:

    высокопрофессиональные специалисты;

    специально организованная развивающая среда;

    методическое обеспечение;

    сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным

    направлениям:

    Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

    Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

    Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

    Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад «Ландыш» тесно сотрудничает со школой: дошкольники ходят на экскурсию в школу. Частые и желанные гости наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Так же привлекаем их к участию в праздниках.

    Проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.

    Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированной у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста - это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском сад необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщают и делают выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

    У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:

    способность действовать по образцу;

    умение слушать и выполнять инструкцию;

    умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;

    умение задавать и отвечать на вопросы;

    умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

    Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению

    Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему

    овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

    Психологическая готовность включает в себя:

    Личностно-социальную готовность

    Интеллектуальную готовность

    Мотивационную готовность

    Эмоционально - волевую готовность.

    Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:

    В дошкольном возрасте ребенок мало играл и общался со сверстниками;

    Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;

    Был тревожным и имел низкую самооценку;

    Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;

    Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.

    Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

    Закончить свой доклад хочу совами В. А. Сухомлинского «. Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. "

    Используемый материал:

    А.Б. Николаева «Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности».

    Н.И. Лехнер «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»

    Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот: учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

    Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

    I) мотивационно-целевой, обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

    3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

    4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

    Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

    Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

    Основными задачи преемственности являются:

    1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

    2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

    трудовом и эстетическом развитии.

    3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

    4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

    5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

    6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

    В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

    Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: 1) содержание совместной работы воспитателя и учителя. Воспитатель подготовительной группы и учитель знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых находятся и будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Воспитатель может посоветовать учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребенку. Учитель же поможет воспитателю заметить, на какие стороны подготовки детей к школе следует обратить особое внимание. 2) Вторая часть плана - ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября. Наблюдение за торжественной церемонией первого дня нового учебного года, после посещения школы можно провести беседу, о том, что такое событие ждет их в след. году. Новое посещение школы может уже быть непосредственно связано с содержанием учебной работы в школе. При этом не обязательно вести детей на урок можно познакомить их с библиотекой, посетить спортивный зал, посетить актовый зал, зайти в пустой класс посидеть за партами. В мае беседу о школе может провести учитель. Вся эта работа равномерно распределяется в течение года, ее не должно быть много. Так как детям нужно оставить возможность узнавать что-то новое и во время обучения.

    План преемственности включает следующие разделы: I. методическая и организационно-воспитательная работа; 2. воспитание у детей интереса к школе; 3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста; 4. работа с родителями.

    Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

    I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

    2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений;

    3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

    4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иобучении дошкольников;

    5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

    6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, о развитии интеллекта, любознательности и т.д.;

    7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

    8. взаимопосещения утренников и концертов.

    Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе; групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.; лектории для родителей, педагогические консультации; семинары; открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе; совместные праздники; встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

    Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательных учреждений, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комфортно в детском саду и на протяжении всего обучения в школе и дальше при поступлении в учебное заведение. Только сегодня у ребенка одни условия, темп и насыщенность деятельности, а завтра все по другому. Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звено образования к другому заключается в ее многоаспектности, проводимые так называемые изменения в образовании еще больше способствующих расхождению во взглядах на протяжении многих лет.

    Участники образовательного процесса очень часто задают вопрос: Может ли быть идеальная преемственности между детским садом и начальной школы? Между начальной школой и основной школой в процессе непрерывного образования?

    Каждое общеобразовательное учреждение по своему решает очень не простую, но важную проблему, без которой не возможно качественно решать образовательные задачи.

    Успехи в школьном обучении зависят от качества знаний и умений сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом уже более высоком уровне.

    Основными задачами дошкольного и школьного образования, является подготовка детей к школе. Поступление в школу это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Основным видом деятельности ребенка, становиться учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти по взмаху волшебной палочки, должно пройти некоторое время пока ребенок осознает себя школьником.

    Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы, формы организации жизни детей, иными словами игровая деятельность не должна исчезнуть с первых дней ребенка в первом классе. Необходима, что бы игровая деятельность постепенно, закономерно уступала ведущее место учебной деятельности. Именно с анализа проблем преемственности и возможности ее решения началась деятельность педагогических дуэтов, она предусматривает совместную работу воспитателей выпускных групп детского сада и школьных педагогов четвертых классов в разработке и проведении совместных занятий, мероприятий направленных на всестороннее развития личности ребенка, участие в методических объединениях, конференциях, семинарах, где обсуждаются вопросы перспективного планирования. Данная работа позволяет учителям получить представления об уровне развития будущих первоклассников. Воспитателям детского сада понять требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс, а родителям заранее познакомиться с будущими педагогами их детей, с программой первого класса, задать вопросы.

    Правильная организованная работа по преемственности это залог успеха обучения детей начальной школы. Из опыта работы по данной теме, можно отметить, что успешной адаптацией воспитанников детского сада способствует развитие любознательности у дошкольников, формирование у детей развитого воображения,

    Что обеспечивается широким использованием сюжетно – ролевых игр, игр драматизаций, конструирование. Развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом, если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретет способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все это ежегодно разрабатываются планы совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования детский сад – начальная школа. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа не навреди, и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Неотъемлемой частью педагогической деятельности является сотрудничество с семьей, что позволяет добиваться значимых результатов во всестороннем развитии ребенка. Для эффективной работы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи. Все лучшее, что может дать семья любовь, заботу, уход, личное общение, детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием и наоборот все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе, самостоятельность, организованность, интерес к знаниям, должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшится качество в воспитании и обучении детей в школе и подготовка к школе в детском саду. Таким образом будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой являющейся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

    Роль родителей в воспитании детей не заменима, никакие педагоги не смогут дать ребенку всего того, что он получит от мамы и папы, родители это первые люди в жизни ребенка, поэтому именно с них он и будет брать примеры подражая им во всём. Это как ничто другое должно стимулировать мам и пап к самосовершенствованию. Лучшая школа для ребенка – это примеры, если в вашей семье, будет царить понимание, мир, спокойствие, уважение, любовь, то ребенок как губка будет вбирать этот пример в себя. Живя в такой гармонии малыш вырастет умиротворенным, спокойным, и достаточно манерным, нужно научить ребенка слушать, думать, размышлять над увиденным и услышанным, уважать мнения других. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл писал, что «детей можно сравнить с зеркалом, они отражают любовь, но не начинают любить первыми» это касается детей до десяти лет, если их одаривать любовью, они ее возвращают, если им ни чего не дается, то им и не чего возвращать. Преемственность создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе, будет способствовать сохранению, укреплению его физического, психического здоровья, а это одна из важнейших задач образования, его основной результат.