Логическими формами мышления являются суждение и. Логическое мышление и его формы

Процесс мышление является предметом изучения двух наук – логики и психологии. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Психология изучает процесс мышления индивида: как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Иными словами, логика изучает мышление со стороны результата, а психология – со стороны процесса, таким образом взаимодополняя друг друга.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: "прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками"; "дом – жилье человека" и т.п. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, так как служат обобщенным отражением действительности.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех предметов и явлений, объединяемых понятием (например: "Все студенты добросовестно готовятся к практическим занятиям"). Частное суждение распространяется только на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию ("Некоторые студенты – спортсмены"). Единичное суждение касается индивидуального понятия ("Пушкин – великий поэт"). Суждения раскрывают содержание понятий: если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких исходных суждений (посылка ) мы получаем другое суждение, т.е. вывод (заключение ), извлекая его из содержания исходных суждений.

Человеку присущи два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение (от лат. inductio – наведение) – это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению. Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio – выведение) – это умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например: "Все металлы расширяются при нагревании. Этот предмет металлический, значит, если его нагреть, он увеличится в размерах".

Разновидностью дедуктивного умозаключения является силлогизм – логическая форма мышления, когда из двух посылок (общей и частной) выводится новое суждение. Силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, следовательно, правильно отражающим объективную действительность.

Существует также умозаключение по аналогии, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект. Таким образом, аналогия (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Умозаключение по аналогии – один из источников научных гипотез.

Индивидуальные особенности мышления

Так же как и все другие психические процессы, мыслительная деятельность людей характеризуется значительными индивидуальными различиями. Наиболее существенные из них – самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота, критичность ума.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности; в широком кругозоре, разносторонних интересах, любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков. Она связана с индивидуальным темпом психической деятельности, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. От быстроты ума следует отличать его торопливость: торопливый человек характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие.

Логические формы мышления.

Физиологические механизмы мышления.

Физиологическим процессом мышления является сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления прежде всœего имеют значения те временный связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми центрами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всœегда детерминируется внешними раздражителями, образующиеся при этом нервные связи отражают действительную связь вещей и явлений. Эти закономерности вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, состоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация - ϶ᴛᴏ и есть момент рождения мысли.

Мышление опирается не только на первоначальные связи. В процессе мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры.

Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить основные взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами, а обобщенными символами.

На базе философских предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими, конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отображаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. К примеру, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всœегда вырыжаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - ϶ᴛᴏ отражение –связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. К примеру, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменениями температуры и объёмом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказыванием чего-то о чем-то. Οʜᴎ утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметам, событиями, явлениями действительности. К примеру, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определœенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Учитывая зависимость оттого, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, к примеру, высказывание: “Киев – столица Украины”. Ложное суждение, напротив - выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, к примеру: “Сумма внутренних углов треугольника в геометрии Евклида не равна двум прямым”.

Суждения бывают общими, частными, единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всœех предметов данной группы, данного класса, к примеру: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всœем, а лишь к некоторым предметам, к примеру: “Некоторые студенты – отличники”; в единичных суждениях – только к одному, к примеру: ”Этот ученик плохо выучил урок”.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, к примеру, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждение. К примеру, Д.И. Менде-

леев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Когда впоследствии эти элементы были открыты и исследованы, то оказалось, что многие теоретически выведенные предсказания (суждения)

Д.И. Менделœеева подтвердились.

В такой умозаключающей, рассуждающей (и, в частности, предсказывающей) работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредствованный характер.
Размещено на реф.рф
Умозаключение, рассуждение - ϶ᴛᴏ и есть основная форма опосредствованного познания действительности. К примеру, в случае если известно, что “всœе сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суждение), то сразу можно умозаключить, ᴛ.ᴇ. сделать вывод, что “данное вещество горюче” (третье суждение выведенное из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственной опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - ϶ᴛᴏ такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, принято называть посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: ”Все сланцы горючи” (общая, или большая, посылка), “Данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая, посылка).

Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, принято называть заключением (“Данное вещество горюче”).

Различают умозаключения двух базовых видов: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключения от частных случаев, примеров и т.д. (ᴛ.ᴇ. от частных суждений) к общему положению (к общему суждению).

К примеру, после того как установлено, что электропроводностью обладают и желœезо, и медь, и алюминий, и платина, и т.д., становится возможным обобщить всœе эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: “Все металлы электропроводны”.

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению. Одним из распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

С помощью такой силлогистической дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Силлогизм – это простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. На базе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всœех базовых мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь процесс доказательства

(к примеру, математической теоремы) строится в конечном итоге как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, силлогизм и всœе остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслитель-

ной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. По этой причине формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного, глубокого, всœестороннего объяснения человеческого мышления.

Предмет формальной логики - ϶ᴛᴏ не всœе мышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже возникшие мысли – понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определœенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одними из примеров такого соотношения или такой формулы. Тем самым формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития этих мыслей – понятий, суждений, умозаключений.

Логические формы мышления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Логические формы мышления." 2017, 2018.

Человеческий мозг - конструкция сложная, до сих пор полностью не изученная. Мы используем совсем небольшой его потенциал, медленно совершенствуясь и иногда не стараясь открыть новые для себя возможности. Но даже эта маленькая часть работы главного органа центральной нервной системы поражает своим запутанным механизмом: операции мышления, его виды и проявления у всех людей бывают такими разными, одновременно при этом подчиняясь одним и тем же законам формирования.

Сравнение

Эту несложную операцию мы делаем каждый день, сами того не замечая. Ведь чтобы иметь представление о том или ином предмете, мы мысленно вычленяем главные его характеристики, выделяя их и подчеркивая. Например, чтоб понять причину неудачного интервью, журналист сосредотачивается на том, какое оно было, при каких условиях записывалось, его особенностях. Выделение этих моментов всегда связано с осознанием задачи, путем сравнения ее с другими более удачными работами.

Мышления мы начинаем применять еще с пеленок. То же сравнение использует малыш, только что родившийся. По определенным признакам - голосу, запаху, осязанию - он отличает маму от других людей.

Сравнивая предметы и явления, мы делаем выводы про их отличия и сходство, противоположность и тождество. В результате мы лучше познаем окружающий мир. Операции мышления нас учат, развивают. Например, сравнивая интервью с репортажем, студент-журналист определяет суть и форму каждого их этих жанров, что позволяет ему в будущем их разделить, отличить и воспроизвести.

Абстракция

Основные операции мышления включают и эту функцию мозга, благодаря которой человек способен не только выделять отдельные характеристики, а также свойства явлений и предметов, но и уметь осознавать их отвлеченно. На основе абстракции формируется понятие. Например, все мы знаем, что пища дает нам силы и здоровье. Благодаря каждодневному употреблению мяса, молока и круп мы живем, двигаемся, работаем. Главное свойство пищи - насыщение и обогащение организма необходимыми веществами. Абстрагируясь от понятия "еда", мы, говоря о необходимости утолить голод, уже подразумеваем продукты питания, даже не произнося их название.

Абстракция помогает человеку устанавливать логические связи между предметами. Вникая вглубь того или иного явления, мы видим его суть, цель, направление и поставленную задачу. Абстракция помогает человеку мыслить обобщенно, целостно, делая выводы и умозаключения. Операции и такие как сравнение и абстракция, способствуют познанию истины.

Обобщение

Эта функция нашего мозга тесно связана с предыдущей, вместе они формируют наше мышление. абстракция и обобщение позволяют человеку распознать и изучить окружающий мир на основе характеристик. Первый вид мозговой деятельности выделяет одно свойство предмета, характерное только ему. На его основе мы делаем вывод, о чем идет речь. Вместо этого, обобщение - это тоже свойство, но характерное не только для данного явления, а и для других. Например, для удара боксера характерна резкость. Мы даём нокауту такое определение уже на основе наших знаний про резкость, которые сформировались у нас во время других жизненных ситуаций: при просмотре футбола, передач про змей, ощущая порывы ветра на улице.

То есть мы узнали, что такое резкость, проанализировав все характеристики данных явлений. Смогли определить, что это процесс, который наступает при быстром и сильном воздействии. Только эта одна операция отражает в нашем сознании всю суть явления: поражение боксера при нокауте наступает именно благодаря резкости его соперника.

Конкретизация

Еще одно свойство мозга, связанное с абстракцией. Конкретизация - ее прямая противоположность. Если на одном конце палки у нас находятся абстракция и обобщение, то на другом - конкретизация. Первые могут быть индивидуальными, вторая же общая для всех. В учебном процессе под конкретизацией подразумевают определенный пример для установленного положения.

Чтобы правильно понимать действительность, нужно уметь владеть всеми этими процессами. Ведь конкретизация не позволяет умственной деятельности уходить далеко от предмета или деятельности. Созерцая явления или события, мы чётко понимаем их суть. Без конкретизации все полученные знания остаются голыми, абстрактными, поэтому и бесполезными. Например, изучив теорию выделения воды из спирта, мы никогда до конца не поймем суть процесса, пока собственными глазами не увидим, что в действительности происходит во время этого действия. Мозг конкретизирует все полученные знания с помощью зрения, осязания и запаха. Человек также часто наводит факты, чтобы конкретизировать то или иное событие.

Анализ

Используется человеком каждый день так же, как и остальные операции мышления. Это отдельное свойство мозга, когда он раскладывает на составляющие явление или предмет. Это фактически расчленение, разборка на детали. Например, бег спортсмена. Мысленно можем выделить такие его элементы, как старт, сам бег и финиш. Это и будет анализ данного процесса деятельности.

Анализируя более глубоко и детально, мы также можем выделить резкость при старте, скорость движения спортсмена, ритм дыхания. Эти составляющие также входят в общую картину под названием "бег". Анализируя, мы глубже узнаем мир, который нас окружает. Ведь во время этого процесса мышления мы выделяем не любые части, а только те, что характерны для определенного явления. Во время того же бега, человек по-разному машет руками, у него разное выражение лица. Но это будет уже конкретизация спортсмена, а не самого бега. Выделять нужно только существенные элементы для каждого предмета или явления.

Синтез

Это прямо противоположная анализу. С помощью синтеза мы, наоборот, из конкретных деталей составляем общую картину происходящего. Он дает нам возможность воссоздать события на основе отдельных фактов. Человек получает из разносторонних деталей цельное понятие о происходящем. Это как собирать пазлы: подставляешь ту или другую часть, лишнее откидываешь, нужное присоединяешь.

Основные операции мышления, такие как идут всегда рядом рука об руку. Только при этом нужно понимать, что ни одно из этих понятий не доминирует, поскольку оба они важны. Всякий анализ предусматривает синтез и наоборот. Очень ярким примером синтеза является расследование преступления. Следователь собирает воедино факты, изучает улики, опрашивает людей, отображает в уме цепочку событий и действий, чтоб прийти к правильному заключению: кто, когда и зачем нарушил закон. Созданная им цельная картина преступления состоит из массы мелких, на первый взгляд незначительных элементов. Поодиночке они не представляют ценности, зато собранные вместе способны изменить ход тех или иных событий.

Виды мышления

Умственная деятельность человека имеет и другие свои проявления. Например, она бывает трех видов, каждый из которых помогает обобщить и одновременно конкретизировать окружающий мир:

  1. Действенное мышление, основанное на прямом восприятии предметов. Возникает во время практической деятельности. Это основа для всех других видов мышления.
  2. Образное. Человек при этом опирается на образы, фантазию и восприятие.
  3. Абстрактно-логическое. Происходит во время выделения связей и свойств отдельных предметов и обретает форму рассуждений и отвлеченных понятий.

Все виды и операции мышления тесно связаны между собой, можно сказать, сплетены в единый узел. Например, при описании тех же исторических событий слова опираются на образы, а воссоздание в уме образов неотъемлемо основано на прочитанных или услышанных фразах. Операции мышления при этом также берут участие в процессе, делая его индивидуальным для каждого человека. Благодаря разным видам умственной деятельности мы открываем пред собой новые горизонты познания.

Формы умственной деятельности

Каждая наша мысль имеет не только наполнение, но и внешнюю оболочку. То есть основные операции мышления всегда выражаются в определенной форме:

  • Понятие. Отражает характеристики, свойства предметов и явлений, их взаимоотношения. Одновременно понятия бывают конкретными и абстрактными, общими и единичными.
  • Суждение. Выражает отрицание или утверждение чего-либо. Отражает связь между событиями и явлениями. Суждения бывают ложными или истинными.
  • тот же вывод, сделанный на ряде суждений. Умозаключения могут быть индуктивными (логический вывод от частного к общему) и дедуктивными (от общего к частному).

Операции и формы мышления - основной способ восприятия и познания мира. Без напряженной работы головного мозга человек бы оставался "овощем", неспособным думать, воображать, чувствовать, двигаться. не предел возможностям "серого вещества". С развитием и совершенствованием его в будущем возможно открытие новых видов, форм и операций мышления.

Основными формами абстрактного (логического) мышления является понятие, суждение, умозаключение

Каждая из названных логических форм будет предметом нашего изучения в следующих разделах. Сейчас мы кратко рассмотрим их с целью освещения понятие логической формы

Отдельные предметы или их совокупности отражаются нашим мышлением в понятиях, которые являются разными по своему содержанию. Например,"учебник"и"преступление"- понятие, отражают совершенно различные предметы мысли. Учебник - это печатный источник знаний основ какой-то науки и служит обучению будущих специалистов. Преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Как видим, эти различные предметы мульт ажаються в мышлении одинаковым способом - как определенная совокупность их общих, существенных свойств и ознавих властивостей і ознак.

Выделяя характерные признаки одного предмета, или повторяющиеся и общие признаки некоторого множества предметов, мы образуем понятие предмета"А"как некую совокупность его существенных признаков"а","b","с"

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия

В форме суждения отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например,"обвиняемый имеет право на защиту"и"Волга не впадает в. Черное м моредає в. Чорне море".

Приведенные суждения различны по своему содержанию, но способ связи составляющих их содержания одинаков - эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принимать принятые в логике символами S (субъект - от латинского - тот, что лежит внизу, находится в основе понятия о предмете суждения) - так обозначается понятие о предмете суждения - и. Р (предикат - от латинского - сказано, признак предмета) - понятие о признаке предмета, получим схему, которая является общей для любого суждения данного типа:"S -. Р", где S и. Р-понятия, входящие в суждение, а знак"-"- означает связь между ними. Во S и. Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком"-"- любую связь (и утвердительный, и отрицательныйі стверджувальний, і заперечний).

Таким образом, суждение является определенным способом отображения отношений предметов действительности, который выражается в форме утверждения или в форме отрицания

Рассматривая умозаключение, с помощью которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного типа вывод осуществляется одним и тем же способом

Например:

Все филологи изучают логику

Мы - студенты-филологи

Мы изучаем логику

Заключение ("Мы изучаем логику") с необходимостью выводится из посылок том, что они связаны общим понятием"филологи"

Таким же образом, то есть благодаря содержательном связи суждений-посылок, можно получить вывод из любых иных по содержанию суждений

Итак, мы выделяем нечто общее в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями

Рассмотрев основные формы мышления - понятия, суждения и умозаключения, мы нашли в них нечто общее, не зависящее от предметного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии и понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловлен этими связями содержание мыслей существует не сам по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключенияхх.

Логическая форма или форма мышления - это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которой содержание существует и отражает действительность

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет такого содержания, который был лишен формы, как и нет такой формы, которая была бы бессмысленным. Но с целью специальное ного анализа мы абстрагируемся от предметного содержания мыслей и сосредотачиваемся на изучении их формы. Логические форм вне их конкретным содержанием и является важнейшей задачей науки логикіки.

Таково общее понятие логической формы

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление - эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” - опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).


Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).


Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”. В единичных суждениях - только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).


Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий. называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения . В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм . Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно”.