Педагогический совет «Моделирование комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ. Методическая разработка на тему: «моделирование развивающей предметно-пространственной среды в доу в условиях фгос»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-

Гавриловская средняя общеобразовательная школа

Модель развивающей предметно-пространственной среды

Подготовила: Носаева И.А

Воспитатель группы дошкольного образования

С.Пересыпкино 1-е

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.

Создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Создавать условия для физического развития;

Создавать условия для творческого самовыражения;

Создавать условия для проявления познавательной активности детей;

Создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Окружающая среда детей должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:

Социально-коммуникативному развитию;

Познавательному развитию;

Речевому развитию;

Художественно-эстетическому развитию;

Физическому развитию;

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

1.Уголок художественной литературы:

Направлен на формирование целостной картины мира, в том числе первичных представлений;

Развитие литературной речи;

В уголке по художественной деятельности: книжки, литературные игры - викторины, сюжетные картинки.

2. Уголок природы:

Его цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями. Оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, тряпочки.

3. Уголок изобразительной деятельности:

Он вмещает много различного материала для развития детского творчества;

Здесь дети могут заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

4. Уголок театрализованной деятельности:

- втеатре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера;

Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей;

В этом уголке находятся: куклы Би-ба-бо, костюмы, маски.

5. Уголок конструктивной деятельности:

В этом уголке представлены разные виды конструктора: мелкие и крупные лего, кубики;

Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально;

Ребята с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их.

6. Физкультурный уголок:

- оборудованный разнообразным материалом для развития двигательной активности детей;

Он направлен на развитие двигательных качеств и способностей;

Комплектация: скакалки, обручи, резиновые мячи разных размеров, корзины для игр, кегли.

7. Центр сюжетно-ролевых игр:

В жизни ребенка дошкольных возраста игра занимает одно из ведущих мест;

Сюжетно-ролевая игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников;

Игровой уголок оборудован: поликлиника, салон красоты, кафе.

8. Музыкальный уголок:

Работа в нем способствует развитию творческих способностей у детей, их музыкальности.

9. Уголок развивающих игр:

Он создан для развития у детей логического мышления и воображения, смекалки и сообразительности, памяти и речи;

В нем собраны различные игры: лото, пазлы, домино, мозаика;

Весь материал подобран с учетом возраста детей.

10. Выставка детского творчества:

Уголок, где выставляются творческие работы детей.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие.

Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность. Но самое главное, развивающая среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Подготовила старший воспитатель

Ахметова М.Ю.

Цель: активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

1. Создание позитивного отношения к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания развивающей предметно-пространственной среды.

2. Изучение и оценка профессиональных качеств личности педагога, выявления уровня профессиональной компетентности.

3. Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.

4. Формирование потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.

Предварительная работа:

  1. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета.
  2. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета.
  3. Семинар-практикум: «Предметно-пространственная среда в ДОУ как условие предоставления качественного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО».
  4. Тематический контроль «Организация предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО».
  5. Анкетирование педагогов по оценке воспитателями предметно-развивающей среды в группе.
  6. Анкетирование родителей «Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении».

План педсовета.

1. Организационный момент:

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;
  2. Вступительное слово. Сообщение темы, цели и задач педсовета – заведующая Шогенова И.Н.;
  3. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации – инструктор по физической культуре Жданова В.В.

2. Теоретическая часть:

  1. Сообщение «Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС ДО» – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;
  2. «Мастерская слова»;
  3. «Педагогический сундучок».

3. Аналитическая часть:

  1. Итоги тематического контроля «Организация предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО» – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;

4. Практическая часть:

  1. Защита дизайн - проектов оформления помещений ДО как единого индивидуализированного пространства образования – творческие группы
  2. Из опыта работы: «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы» - воспитатель подготовительной группы «Елочка» - Жамбекова А.Х.
  3. Круглый стол «Анализ состояния предметно-развивающей среды в ДОУ. Обсуждение проблем и поиск их решения».
  4. Подведение итогов педсовета – старший воспитатель Ахметова М.Ю.;
  5. Рефлексия – педагог-психолог Шигалугова А.А.
  6. Выработка и принятие решения педагогического совета – старший воспитатель Ахметова М.Ю.

Ход педагогического совета

«Предметно развивающая среда –

это система материальных объектов деятельности ребёнка,

это единство социальных и предметных средств».

С. Л. Новоселова

  1. Выполнение решений предыдущего педсовета:
  • Вся рабочая документация приведена в соответствие;
  • Воспитатель Блянихова З.Н. ведет подготовительную работу к участию в конкурсе «Воспитатель года - 2017».
  • Вступительное слово заведующей Шогеновой И.Н.
  • Инструктор по физической культуре Жданова В.В. посетила педагогический совет в образе Незнайки, создавая различные проблемные ситуации.
  • Сообщение «Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС ДО» – старший воспитатель Ахметова М.Ю.
  • Старший воспитатель Ахметова М.Ю. провела с педагогами игру «Мастерская слова», целью которой является: проверить знания педагогами методических рекомендаций по организации среды.

Педагогам были предложены листы с заданием: нужно вписать пропущенные слова, подходящие по смыслу и зачитать рекомендацию вслух, а затем сверить ответ с тем, что написано на экране.

Младший дошкольный возраст

1. Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ……… ………

Ответ. Двигательной активности .

2. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответ. Игровой , эмоциональное

3. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ……….. и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Ответ. с педагогами и со сверстниками .

Средний дошкольный возраст

4. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ……… ………… ………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Ответ. понимать окружающих людей .

5. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ……… и …………… ……………… ……………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. играть и заниматься отдельными подгруппами . Уединения .

Старший дошкольный возраст

6. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ……………, ………… и ……….. сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …… среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Ответ. интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной ;

старшими .

7. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. ……….. ……….: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ. Любимым ; активизирующие познавательную деятельность .

При проектировании предметно - развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

8. Проектирование среды с использованием таких составляющих, как: …………., …………., …………., позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности: ………, …………, ………….. .

Ответ. пространство, время, предметное окружение; рабочая, активная, спокойная.

  1. Старший воспитатель Ахметова М.Ю. провела игру «Педагогический сундучок». В сундучке находятся особенности предметно-пространственной среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.

Вопросы:

На какие зоны необходимо разделить развивающее пространство?

Его можно разделить на три зоны:

  • зону для спокойной по преимуществу деятельности;
  • зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
  • рабочую зону.

Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты.)

От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)

Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды. (Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

Перечислите, основные центры развития в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).

Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).

Средствами наглядности служат?...(натуральные объекты: растения, животные, природные и производст¬венные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;

изобразительные средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т.д.)

Далее Ахметова М.Ю. сделала вывод, что нами были перечислены особенности развивающей предметно- пространственной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева)

  1. Игра «Кот в мешке». Педагогам предлагался мешок, в котором лежат предметы-заместители: куб, кольцо, палочка, пирамида. Педагоги были разделены на 4 команды. Каждая команда вытаскивает из мешка один из предметов-заместителей (что в мешке не оговаривается), в течение 1 минуты они записывают все, чем может быть данный предмет-заместитель в СРИ и после озвучивают весь список. Остальные педагоги проверяют, добавляют, оценивают.
  1. Педагог-психолог Шигалугова А.А. провела рефлексию.

Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Подведение итогов педсовета . Старший воспитатель Ахметова М.Ю.: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? » А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

Проект решения:

  1. Всем педагогам повышать профессиональное мастерство.
  2. Создать оптимальные условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Для этого необходимо:

Обогатить и разнообразить состав образных игрушек – кукол мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;

Обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;

Расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей. В центре особого внимания должны находиться атрибуты мужских ролей;

Создать специальные зоны и комплекты для режиссерской игры;

Пополнить дефицит маленьких кукол разного пола и возраста, а также предметов «кукольной жизни» (дома, мебель, одежда, элементы ландшафта, транспорт и пр.), соразмерных образным игрушкам.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

  1. При создании развивающей предметно пространственной среды в группах и специально оборудованных для учебной деятельности помещений учитывать требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО (содержательной, трансформированной, полифункциональной, доступной, безопасной).
  2. Продолжать внедрять информационно-образовательные технологии (ИОТ) в образовательный процесс детского сада (постоянно).
  3. Расширить состав традиционных игр с правилами для дошкольников.

Срок: до конца учебного года.)

  1. Разнообразить цветы в экологических уголках групп.

(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп,

Срок: до конца марта 2017 года.)

  1. Включить в годовой план 2017-2018 уч. года задачу по организации и оснащению сюжетно-ролевых игр и развитию самодеятельной игры дошкольников (ответственный: старший воспитатель, срок: до 25 августа 2017 года).


Старший воспитатель: Пташкина О.Н.
МБДОУ детский сад № 1 «Березка», 2016 г.
Тематический педсовет
«Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
Форма проведения: «Телемост»
Цель: закрепить и уточнить у педагогов требования ФГОС к РППС дошкольного учреждения. Провести анализ развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:1. Определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах.2. Провести самоанализ состояния предметно-развивающей среды группы каждым педагогом.3. Прогнозирование вопроса моделирования среды.
План проведения педсовета:
Организационный момент.
- Упражнение «Грецкий орех»
- Сообщение темы и цели педсовета.
- Вступительное слово заведующего, актуальность темы.
2. Сюрпризный момент (появление героя «Телемоста»)
3. Теоретическое обоснование темы педсовета.
4. «Телемост»:
- Разгадывание кроссворда
- Игра «Вопрос-ответ»
- Игра «Дизайнер»
- Справка по итогам тематической проверки по созданию РППС, анализ просмотра открытых занятий (формы взаимодействие педагога и детей в развивающей среде). - Творческая мастерская «Педагогические находки».
5. Принятие решения педсовета.
6. Рефлексия.
Ход педсовета
Организационный момент.
Упражнение: «Грецкий орех»
Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все уникальны и задача педагогов создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно, необходимо уметь находить в каждом ребенке его уникальность, его привлекательность, даже пусть у этого одного будет всяких «неровностей» намного больше, чем у других.
Сообщение темы, цели и задач педсовета.
Ведущий: Уважаемые педагоги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего учреждения, построению развивающей предметно – пространственной среды.
Вступительное слово, актуальность темы. Выступление заведующего.
Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Сюрпризный момент.
Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Домовой Кузьма Петрович с котом Мефодием.
Домовой: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я живу в детском саду уже очень давно, вы про меня своим воспитанникам часто читали. Я даже знаю, кто читал, а кто не читал. Слышал я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время.
За все годы, проведенные в детском саду, а жил я не только в вашем, но и в других садах, да и сейчас наведываюсь в разные, когда попросят или, когда самому нужно, так вот, я повидал очень многое. И я знаю, что сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую среду. Ведь на дворе 21 век! А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и РППС?
Ведущий: Ну, что ж Кузьма Петрович, попробуем тебе объяснить.
3.Теоретическое обоснование темы педсовета.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которая бы выполняла функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организованную, коммуникативную.
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня, то педагогам необходимо стремиться использовать инновационные подходы к построению пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая среда в группе, во многом зависят показатели развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, его эмоциональное состояние.
Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для личностно-ориентированного взаимодействия в развивающей предметно-пространственной среде. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья -важнейшие задачи современной педагогики. При построении РППС групп несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования образовательной программы, нормы СанПиН и т.д.
Домовой: Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.
Ведущий: Конечно, дорогой Кузьма Петрович, на современном этапе перехода в инновационный режим развития нам диктуют необходимость пересмотреть подходы к организации комфортной РППС.
Задача педагогов состоит в умении моделировать РППС, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, реализовывать познавательные, эстетические и коммуникативные потребности в свободном выборе, создать условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Она должна быть – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Но у современных детей, как и у детей, которые были 10-20 лет тому назад, основным видом деятельности была и остается игра. Поэтому при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
В среде через игровую деятельность дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Но самое главное –среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Чего очень не хватает современным детям часто из-за чрезмерной опеки взрослых, рассмотрения ребенка со стороны взрослого не как партнера (субъекта), а как объекта, которого должны обязательно научить, обязательно что-то дать и непременно спросить с него, пусть даже этого он не хочет в данный момент. А среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу, самостоятельность, проявления творчества и самодеятельности.
Кот Мефодий: а самостоятельность и самодеятельность в чем?
Ведущий: Во всех видах деятельности: (помогают называть воспитатели)
Игровой,
Двигательная активность
Коммуникативная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Восприятие художественной литературы и фольклора
Продуктивная деятельность
Музыкально-художественная деятельность,
Трудовая деятельность,
которые пронизывают все образовательные области.
Домовой: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям должна соответствовать развивающая среда. Вы мне можете помочь? Мне дети нашего детского сада загадали кроссворд, который можно разгадать, определив описание требований построения РППС.
Ведущий: Конечно, давай мы тебе поможем.
Разгадывание кроссворда: Воспитателям необходимо внимательно посмотреть видео как играют или занимаются дети и угадать, какое требование наиболее существенно выражено в данном видео.
1: полифункциональность - возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
2: доступность - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
3: насыщенность
безопасность
трансформируемостьвариативность
Домовой: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь я могу подсказать и в других садах, как им нужно организовать среду.
Кот Мефодий: Ну если вы все знаете, давайте поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ».
Игра «Вопрос-ответ»:
На сколько и на какие зоны целесообразно разбивать пространство группы?
(активная зона, рабочая зона и спокойная зона).
2). Что относится к продуктивным видам детской деятельности?
(конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.)
3). В какой зоне располагается центр или уголок сюжетно-ролевых игр?
(активная зона).
4). Какие уголки можно расположить в спокойной зоне?
(книжный уголок, релаксации, мини-музеи).
5). Назовите типы материала для познавательно-исследовательской деятельности детей? (объекты и средства для исследования, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал).
Ведущий: А сейчас я предлагаю воспитателям поиграть в игру «Дизайнер».
Игра «Дизайнер»:
Педагоги разбиваются на группы. Каждой группе раздается лист бумаги темного цвета и макеты элементов РППС (для всех групп одинаковые обозначения. Лист бумаги – это пространство группы, на котором обозначено расположение двери и окна. Задача педагогов каждой группы расположить имеющиеся элементы среды в соответствии с требованиями ФГОС. После выполнения макеты групп вывешиваются на мольберте, рассматриваются и обсуждаются. В начале игры можно воспитателям раздать памятки «Организация РППС в соответствии с ФГОС».
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Что должен знать педагог при организации РППС в группе:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Требования к РППС - среда должна быть:
- содержательно насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должны соответствовать возрасту детей группы.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Каждый ребенок должен иметь свободный подход к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, ля достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС.
Домовой: Ну а в нашем детском саду среда полностью соответствует требованиям ФГОС?
Ведущий: К сожалению, нет.
Справка по итогам тематической проверки.
Ведущий: Но создать соответствующую среду в группе это не все, надо уметь взаимодействовать воспитателю с детьми с максимальным использованием данной среды.
Домовой: Да, над многим придется вам поработать, но я думаю, что у вас все получится, потому что педагоги всегда были самыми творческими людьми.
Ведущий: Это действительно так. И сейчас у нас пройдет творческая мастерская «Педагогические находки», где педагоги представят результаты своего домашнего задания: как с минимумом финансовых затрат возможно пополнить или изменить РППС групп.
Педагоги представляют свои педагогические находки.
Домовой: Да, порадовали вы меня. Много интересных идей здесь было представлено, но осталось теперь выбрать каждому лучшую и приемлемую для него, но самое главное выполнимую, и воплотить ее.
Ведущий: Как раз пришло время, Кузьма Петрович принимать решение и начинать воплощать его в жизнь.
Проект решения:
Принять к исполнению рекомендации по справке контроля:
1.1.Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среды в группах ДОУ (по результатам тематического контроля и самоанализа педагогов), используя предложенные творческие находки, привлекая родителей:
- Для развития сюжетно-ролевых игр в группах пополнить среду предметами-заместителями, театральными шапочками, а также разнообразить имеющиеся музыкальные инструменты покупными либо самостоятельно изготовленными.
- Пополнить уголки для продуктивной деятельности фломастерами, восковыми карандашами, различными видами бумаги (кроме белой еще тонированной, цветной разного вида (бархатной, гофрированной), бумажными салфетками, материалами для свободного занятия детей лепкой, аппликацией. А также оборудованием для нетрадиционных техник: шаблонов, штампов, трубочек и т.д. Во всех группах пополнить данные уголки наглядным материалом (картинами, соответствующими тематике программы, иллюстрациями, фотоиллюстрациями и т.д.).
- В группах пополнить уголки экспериментальной и опытно-
исследовательской деятельности приборами-помощниками, медицинскими материалами, разнообразными сосудами из различных материалов, техническими материалы и утилизированные материалы, обеспечить наличие образно-символического и нормативно-знакового материала, познавательной литературой - тематическими альбомами, продумать организацию мини-музеев, а также создание различных коллекций.
- Для обеспечения содержательной насыщенности необходимо в течении
учебного года по возможности пополнять уголки отсутствующими материалами, привлекать родителей к их самостоятельному изготовлению, если таковое возможно.
Воспитателям групп продумать в соответствии с требованиями расположение зон в группе: рабочей, активной, спокойной.
Создать предметную среду групп более гибкой и динамичной, дающую возможность самостоятельно изменять пространство (как педагогами, так и детьми).
(Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок: до конца учебного года)
Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…
СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…)
БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…
МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…
Итог.
Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда педагогам необходимо помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.
Желаю всем творческих успехов.

Марина Зверева
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды

Прежде чем начать работу по изменению развивающей предметно - пространственной среды нужно изучить документы, содержащие нормативные требования. Список на вашем экране, он конечно не весь.

Следующий шаг.

Выбрать программу.

После работы с нормативными документами нужно определиться с образовательной программой, по которой вы будете работать.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. М. Комарова, М. А. Васильева.

Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми вашей группы, составьте список пособий, оборудования, игр и материалов.

Выписать :

Учебно – методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;

Игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;

Специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма и прочее) .

В нашем детском саду этот список оформлен в виде паспорта группы.

Это папка с файлами, которая в течение года дополняется материалами. Сделанными руками воспитателей, детей и родителей, а так же оборудованием, которое приобретается учреждением.

По итогам первого года работы в проекте можем рекомендовать следующее оборудование. В нашей группе за прошедший год хорошо зарекомендовали себя эти модули модули.

Следующим шагом

Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (в спальне, раздевалке и др., придерживаясь принципа не жесткого центрирования.

Это можно сделать как на компьютере, так и на бумаге, как делали мы.

Для начала лист бумаги нужно разделить на зоны : активную, рабочую, спокойную. Затем взять и вырезать, например, из картона условную мебель и расположить ее на этом листе. Это значительно сократит ваше время и избавит от лишней работы по перестановке мебели в группе.

Также при распределении мебели нужно учитывать и возрастные особенности детей.

Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые два-три месяца работы.

Изучите интересы, предпочтения , особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внести коррективы в предметно- развивающую среду с учетом полученной информации и имеющихся возможностей.

Под особенностью ребенка может подразумеваться даже ребенок левша. У нас в группе есть такой ребенок и специально для него были приобретены ножницы для левши.

Следующим шагом

Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года , учитывая при этом содержание образовательной программы, приобретение новых игровых материалов и инициативу детей.

Так в нашей группе образовалось невостребованное пространство. Одна из девочек принесла в группу счетную машинку и буклеты сбербанка, которую ей дала мама – работник банка. Эта машинка вызвала такой интерес, что через 3 дня в группе появился уголок – сбербанк.

Учитывая инициативу и интересы детей, мы поменяли местами центр сюжетно-ролевой игры и создали уголок уединения . В нашей группе он еще называется «центром психологической разгрузки» . Для этого там размещены : баночка - кричалка, мешочек – смеха, расслабляющий коврик.

Группы должна быть не только безопасной, комфортной, но и стимулировать развитие детей , решать образовательные задачи. Для этого в нашем детском саду была создана технологическая карта . Содержание технологической карты меняется согласно тематическому планированию. На экране пример такой технологической карты .

Предметно-пространственная развивающая среда должна стимулировать детскую деятельность. Развивать такие качества как : самостоятельность и инициативность. С этой целью в центры вводятся схемы работы с тем или иным материалом, обозначаются правила работы в центрах, предлагаются игры и задания разных уровней сложности.

Вот такой опыт по созданию предметно – развивающей среды сложился на сегодняшний день в нашем саду. Какие рекомендации мы учтем при формировании развивающего пространства в нынешнем году? Обязательно надо фиксировать на фото все инициативы и изменения в предметной среде . Это позволяет проследить динамику проделанной работы и вовремя заметить ошибки. Спасибо за внимание1

Публикации по теме:

Аналитическая справка создания предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Группу раннего возраста "Капельки" в 2015-2016 учебном году посещали 17 детей в возрасте 2-3 лет, из них 9 девочек и 8 мальчиков. I группа.

Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды «В гостях у Лесовичка» Дизайн-проект создания предметно-развивающей среды "В гостях у Лесовичка". Актуальность. Современное ДОУ - это удивительный мир, где ребёнок.

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

Развивающая предметно – пространственная среда Задачи: повышение профессионального уровня педагога; создание условий для качественной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Галина Панычева
Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Тема : .

Цели : провести системный анализ педагогической деятельности по моделированию комфортной предметно- развивающей среды в возрастных группах ДОО и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Повестка дня :

Выполнение решений предыдущего педсовета .

Вступительное слово.

Создание проблемной ситуации. Актуальность.

Требования к организации предметно- развивающей среды в свете ФГОС .

Итоги самоанализа «Состояние предметно- развивающей среды в группах ДОО ».

Принятие проекта решения педагогического совета .

Предварительная работа :

1. Выявление педагогических инициатив по подготовке и проведению педсовета .

2. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме педсовета .

3. Разработка плана, содержания и сюжетной линии педсовета .

4. Разработка протокола анализа состояния предметно- развивающей среды возрастных групп ДОО.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас всех сегодня на нашем педагогическом совете по теме «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ .

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель : снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом :

1 хлопок - здороваемся как мужчины;

2 хлопка - здороваемся как близкие люди;

3 хлопка - здороваемся как женщины.

Выполнение решений предыдущего педсовета .

Вступительное слово.

Зачем нужна предметно - развивающая среда дошкольнику ?

Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития .

Любая деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения.

Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно – развивающая среда воспитателю ?

Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы .

Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Выступление заведующей ДОО.

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Формирование личности является важной задачей педагогики , так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни . Выработав образ среды , ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями . В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка . Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно- предметную развивающую среду , которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия , сотрудничества, взаимообучения детей.

Создание проблемной ситуации.

Выступление старшего воспитателя.

На дворе 21 век. Как сделать так, чтобы в век Интернета и новых технологий детям интересно было обучаться? Как сделать предметно- развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время в нашем детском саду. Неужели современные педагоги утратили творческую жилку и не способны создавать нечто новое и интересное? Давайте выясним актуальность сегодняшней проблемы.

Ну а теперь, после того как мы с вами немного размялись и сконцентрировали свое внимание я предлагаю вам отправиться в путешествие на необычном поезде. Этот поезд поможет нам собрать «Багаж знаний» и перевезти его в нашу повседневную жизнь.

Начинаем наше путешествие, садимся в свой поезд знаний. Для того чтобы поезд наш отправился в путь нам нужно его разогнать.

Разгоняем поезд (просто хлопаем) .СЛАЙД

И так станция «Теоретическая»

Требования к организации предметно- развивающей среды в свете ФГОС ДО .

Выступление старшего воспитателя ДОО.

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда , в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления , получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития . Но не всякая среда может быть развивающей . Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития , так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды , нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространствен- ной среды дошкольной организации.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами , стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды . Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии .

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза» . Такую возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.

Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки) .

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды , которая может измениться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели , предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть :

сборно-разборная мебель;

игрушечная мебель;

ёмкости для хранения игрушек;

мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения , здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой) .

Следует предусмотреть :

использование игрового спортивного оборудования;

использование игровых столов сложной конфигурации;

мебель-трансформер;

использование вертикальных разделителей;

кукольный театр;

костюмерную;

игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики , речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды . Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды .

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды , украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития » .

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду , которая предполагает наличие :

игровых зон;

зон уединения;

современных игрушек;

развивающих игр ;

дидактического и демонстрационного материала;

материала для продуктивной деятельности;

атрибутики для творческой деятельности;

уголков экспериментирования;

уголка природы;

логопедического уголка;

фонотеки, видеотеки;

спортивного инвентаря и оборудования и т. д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности . Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность , не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе.

СЛАЙ «Паровоз»

Мы с вами продолжаем наше путешествие и вновь садимся в свой поезд знаний. Для того, что бы он поехал нам опять нужно его разогнать.

И так станция «Игровая»

Игра «Сундучок» - проводит

На какие зоны необходимо разделить развивающее пространство ?

От чего зависит предметно-пространственная среда в группе ?

Почему, среда называется развивающей ?

Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды .

Перечислите, основные центры развития в группах .

Какие цвета сочетаются со всеми?

- Средствами наглядности служат… .?

Игра «Кот в мешке»

Вывод : нами были перечислены особенности развивающей предметно- пространственной среды в целом . Выстраивая развивающую среду , воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут… » (Е. И. Тихеева) .

Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО .

Выступление педагогов ДОО Кульковой А . Ш., Журавлевой С. В.

Осуществляется анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды в группах .

Принятие проекта решения педагогического совета .