План мероприятий по повышению качества питания. План мероприятий по совершенствованию школьного питания обучающихся. Основные направления работы
Логопедические упражнения и игры
Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах
1. Повтори слова.
1.1. Шила — сила,
шагнуть — согнуть,
широк — сырок,
Маша-масса,
каша-касса,
шипеть — сопеть,
крыши- крысы,
пошел — посол,
нашить вносить,
прошила – просила,
шкала – скала,
шрам – срам,
ушко – узко,
брошки – броски,
фарш – фарс.
1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.
1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.
- Рассмотри картинки.
2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].
2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.
2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.
3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.
Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.
- Повтори слова в прямом и обратном порядке.
Саша — сушки — спешка.
Смешной — душистый — послушный.
Спешить — слушать — смешить.
- Игра «Третий лишний».
Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.
Саша — шест — суша (2-1-2).
Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).
Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).
- Продолжи по образцу.
5.1. Образец. Смех — смешной.
Пух — (пушистый),
шерсть — (шерстяной),
масштаб — (масштабный),
успех — (успешный),
дух — (душистый),
уши — (ушастый),
роскошь — (роскошный).
5.2. Образец. Сносить — сношенный.
Скосить — (скошенный),
сшить — (сшитый),
смешать — (смешанный),
услышать — (услышанный),
сушить — (сушеный),
спросить — (спрошенный).
5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.
Смешной — (еще смешнее),
успешный — (еще успешнее),
старший — (еще старше),
роскошный — (еще роскошнее),
послушный — (еще послушнее),
сухой — (еще суше).
- Назови слово по описанию.
Жаркая, сухая пора — (сушь).
Сухие деревья, хворост — (сушняк).
Ученик старших классов — (старшеклассник).
Ученик 6 класса — (шестиклассник).
Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).
Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).
Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).
Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).
Специалист, управляющий поездом, — (машинист).
Работница, пасущая скот, — (пастушка).
- Игра «Чей предмет?».
Шорты Саши – (Сашины шорты).
Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).
Рожок пастуха — (пастуший рожок).
Пальто старухи — (старушечье пальто).
- Произнеси слова и объясни, что они означают
Засушиваешь — подсушиваешь – высуши
Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.
Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.
Переставляешь — выставляешь — подставляешь.
- Игра «Кому нужны эти предметы?».
Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.
Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.
Штанга нужна штангисту,
Шахматы — шахматисту,
Рожок — пастушке,
Клюшка — старушке,
Соска — малышке,
Машинка — сынишке.
А у тебя получилось так же?
- Игра «Чем отличаются слова?».
Сутки — шутки,
миска — мишка,
каска — кашка.
- Игра «Хитрые слова».
11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),
Паша — (Саша),
кошки — (сошки),
ушить — (сшить),
ушиб — (сшиб),
Машенька — (Сашенька).
11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?
Шить — (сшить),
ушить — (сушить),
пешка — (спешка),
уши — (суши),
выше – (свыше),
ушки — (сушки).
11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?
Бесшумный — (шумный),
сушить — (шить),
мишутка — (шутка),
красотка — (сотка),
стишок — (шок),
висок -(сок),
прошила — (шила),
Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышит пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка, споткнулся Иванушка у серого камушка.
Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.
По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
Ох, орешки хороши, ты не мешкай, поспеши!
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу, дала Саше вкусной каши: «Садись, гостья желанная, остынет каша манная».
Соловушка, соловушка, веселая головушка!
Тише, тише, тише, тише, и тиха, и неслышна на деревья и на крыши опустилась тишина.
У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьет для малыша.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Шустрый кот осенними листьями шуршит, возле стога с сеном мышек сторожит.
Дифференциация звуков С - Ш в предложениях, самостоятельно составленных по модели
Представь, что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную остановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?
Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.
Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофер, шахтер, паспортист, космонавт.
♦ 6 данном упражнении все фразы, которые составляет ребенок, содержат сложные звуковые комбинации. Однако модель у предложений единая, что заметно облегчит их проговаривание.
Дифференциация звуков С - Ш в забавных инсценировках
Послушай забавные сценки. Разыграй их вместе с родными. Пусть одну из ролей сыграет взрослый, а другую - ты. Если будешь говорить четко и выразительно, тогда лучится маленький спектакль.
Пылесос, пылесос! - Шел по лесу шустрый Мишка,
Ты куда суешь свой нос? На него свалилась шишка.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, - А на нас, а на нас
Вашей пылью я дышу! Пусть сорвется ананас!
Мышка, мышка, что не спишь? - Тише, мышка, не шуми,
Что соломкою шуршишь? Навостри-ка уши,
Я боюсь уснуть, сестрица, Тише, мышка, не шурши,
Кот усатый мне приснится! Тишину послушай!
Шустрый Миша сушит сушки, - Слышу! Слышу! Две букашки
Миша высушил штук шесть. Спать устроились в ромашке!
Как смешно спешат старушки Под простынки влезть хотят,
Сушек Мишиных поесть! Лепестками шелестят.
Дифференциация звуков С - Ш в стихотворных текстах о животных
Послушай забавные истории в стихах. С выражением проговори каждое из них.3атем перескажи своими словами и объясни, что же смешного в этих историях.
Болотная лягушка - Заходи, сороконожка,
Купила саксофон, Посиди со мной немножко, -
Умеет за лягушку Так шептал усталый шмель,
Прекрасно квакать он! Приглашая влезть на ель.
Веселые мыши забрались на крышу К дому мышка подошла,
И лезут упрямо все выше и выше: Лапкой двери поскребла,
«Совсем не боятся они высоты», - Заглянула - нет ли кошки,
Решили, взбираясь за ними, коты. И уселась на окошке.
Ветер елками шумит, Черепаха всех смешит,
Ежик наш домой спешит. Потому что не спешит,
Вдруг из леса вышел волк, И куда спешить тому,
На ежа зубами - щелк. Кто всегда в своем дому?
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Спал заяц в лесу, не мешал никому, У широкого моста
Вдруг что-то упало на спину ему. Пес поймал в реке кита,
Помчался трусишка, от страха дрожа, Спрятал за окошко,
И где-то в кустах потревожил ежа, Съела его кошка,
И крикнул испуганный зайка тогда: Помогали два кота...
Спасайся кто может! Случилась Нет большущего кита!
беда!
Дифференциация звуков С - Ш в скороговорках
Четко проговори скороговорки сначала медленно, а затем быстро, сохраняя четкость произношения звуков С - Ш.
В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.
За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.
Испекла Иришка куклам по коврижке, сладкие коврижки для Сашки и Маришки.
Кукушка кукушонку сшила капюшон, смешной капюшон, и кукушонок в нем смешон.
Мышка Сашка скушала кашку, в мышкиной плошке больше ни крошки.
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.
Наша серая кошка сидела на крыше, ваша серая кошка сидела выше.
Нет шестой кошки в Сашином лукошке.
Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.
По шоссе идет старушка, у старушки в сумке сушка.
Соня с Сашей шли за Глашей.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не пришила.
Сшила Саша Сашке шапку.
У нашего сынишки старые пустышки.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны, слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.
Дифференциация звуков С - Ш в рассказах
Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!»
НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ
Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полны с верхом. Нести их было слишком тяжело. Муж устал от непосильной ноши. Стоя у вагона поезда, он с трудом дыша Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкаф Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд.
ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, - полмешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. «Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»
Конспект индивидуального логопедического занятия для 2 класса
Тема: Дифференциация звуков [С]-[Ш].
Цель : научить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные : закрепление правильное произношение звуков [с] и [ш];дифференцирование звуков [с] и [ш] по акустическим и артикуляционным признакам в слогах и словах, предложениях; определение их при проведении звуко-слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие : развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и слухового внимания, совершенствование грамматического стоя речи, обогащение словарного запаса учащихся и стимулирование детей к полным речевым высказываниям посредством различных тренировочных упражнений и обучающих игр.
Коррекционно-воспитательные :воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; формирование контроля за собственной речью, воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование : тематические картинки, карточки с заданиями, зеркало, тетрадь и ручка.
План занятия:
I. Организационный момент
Приветствие
II. Основной этап
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Объявление темы урока
Тренировочные упражнения
III. Подведение итогов занятия
IV. Домашнее задание
ХОД ЗАНЯТИЯ :
Деятельность ребенка |
Оборудование |
||
I. Орг.момент |
Пишет школьник Паша Шапка, шайба, каша Мышка, мошка, шутка, Шахматы, мишутка. А теперь в другом стихотворении: Самолет построим сам, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. |
Здоровается, определяет звуки Ш, С. | |
II. Основной этап Артикуляционная гимнастика |
Давай вспомним, что нужно делать для того, чтобы правильно произносить эти звуки. Начинаем нашу зарядку для языка и губ: «Улыбочка», «Заборчик», «Блинчик» счет до 5/ остудили, «Чистим зубки» (с внутренней стороны вверху/внизу; с внешней стороны), прижали язык к нижним зубам, «Чашечка» (счет до 10), «Вкусное варенье» (5 раз), «Маляр» (5 раз), «Лошадка» |
Ребенок делает артикуляционную гимнастику. | |
Дыхательная гимнастика |
А что нужно еще, чтобы звуки нашей речи правильно звучали и были понятны окружающим? Правильно дышать: 1. «Кучер»: логопед и ребенок по очереди исполняют роль лошадки (цокают) и кучера (при сомкнутых губах говорят «тпру-у-у») - развиваем силу выдоха. 2.“Греем руки”: дуем на ладошки, меняя силу выдоха. |
Ребенок делает дыхательную гимнастику. | |
Объявление темы занятия. |
Сегодня будем различать звуки С и Ш. |
Ребенок дает утвердительный ответ. | |
Анализ артикуляции звуков Характеристика звуков |
Давай вспомним, как получаются эти звуки и дадим им характеристику: Произнеси звук [с] «Песенку змеи» - ШШШ. Теперь давай дадим характеристику этим звукам: (общее – согласные, глухие, парные; различие – звук С – бывает твёрдый и мягкий, а звук Ш – всегда твёрдый). А какими буквами обозначаются эти звуки? Давай их назовем и напишем: буква [эс] и буква [ша]. |
Ребенок слушает, произносит звуки. Звук «С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха. Голосовые складки не работают. Покажем Ребенок дает характеристику звука [С] – согласный, звонкий, твердый. Ребенок дает характеристику звука [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок называет и прописывает звуки. |
Зеркало, тетрадь, ручка |
Дифференциация С-Ш в слогах |
1. Игра ”Старый и молодой попугай”: повторяй за мной как попугай: Из тебя получился замечательный молодой попугайчик! 2. Теперь читаем слоги по таблице слева направо: 3. Постарайся повторить за мной чистоговорки: СА-СА-СА – под сосной живет лиса. ША-ША-ША – мы шагаем неспеша. СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу. ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу. СО-СО-СО – у машины колесо. ШО-ШО-ШО – летом очень хорошо. СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы осы. Ты отлично справилась! |
Ребенок повторяет. Ребенок читает. Ребенок повторяет. |
Таблица со слогами |
Дифференциация С-Ш в словах |
4. Если я скажу слово со звуком [c], ты должна опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], ты поднимаешь ручки вверх: СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ, СУП, ШИНА. Ты очень внимательная! Умница! 5. Сравним пары слов по звучанию и по смыслу: Карточка №1 КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ. 6. Теперь впиши, пожалуйста, недостающие буквы и назови лишнее слово: Карточка № 2 …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка. Воспроизведи этот ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке). Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась! 7.Закончи слово, добавив слог СА или ША: Карточка № 3 ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-…. Отлично справилась! 8.Дети выбирают картинки, в названии которых есть звуки [С, Ш], раскладывают их на две группы и определяют место звука в слове (ребенку предъявляются картинки). Хорошо получилось! 9. Нужно ответить на все вопросы полным ответом: Кто поднимает штангу? (штангист) Кто играет в шахматы? (шахматист) А кто играет в хоккей? (хоккеист) Кто водит поезда? (машинист) А кто водит такси? (таксист) Кто играет на пианино? (пианист) Кто играет на гитаре? (гитарист). Какие у нас получились слова (такси – таксист, гитара - гитарист)? – однокоренные. 10. Рифмовки-путаницы: Помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно. Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры. Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке» Конфету дали «маске». У тебя все получилось! |
Ребенок поднимает/опускает руки. Ребенок объясняет смысл слов. Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. Ребенок раскладывает картинки в две стопки. Ребенок отвечает. Ребенок восстанавливает правильный порядок звуков и слов. |
Карточка с заданием Карточка с заданием, тетрадь, ручка Карточка с заданием Предметные картинки |
Дифференциация С-Ш в предложениях |
11.Измени словосочетания по образцу: Карточка №4 Ты носишь – я ношу Ты спешишь – Ты спишь – Ты рисуешь – Ты сыплешь – Ты сеешь – Я ношу – ты носишь Я прошу – Я спешу – Я рисую – Я сыплю – 12.Составь словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика: Карточка №5 Веселый шоссе Ясное пастушок Сухое солнышко Интересное кошка Серая путешествие Ты все правильно подобрала! 13.Придумай предложения с данными словосочетаниями: Карточка №6 Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем. У тебя получились замечательные полные предложения! |
Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. Ребенок выполняет задание. |
Карточки с заданиями |
III. Итог занятия |
Какие звуки мы сегодня различали? Повторим правило. Что вам понравилось на занятии? Как ты оцениваешь свою работу (если все получилось – подними правую руку вверх, если не все – правую руку на уровень груди, ничего не получилось – правую руку опусти вниз). |
Язык кверху…шш. Язык книзу…ссс. Ребенок отвечает. Ребенок оценивает себя. | |
IV. Домашнее задание |
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы: Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку. |
Таблица со слогами
Карточка №1
КАШКА-КАСКА; МИШКА – МИСКА; МАШКА – МАСКА; КРЫСА – КРЫША; СУТКИ – ШУТКИ; УСЫ – УШИ; БАСНЯ- БАШНЯ;)
Карточка № 2
…ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.
Карточка № 3
ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….
Карточка №4
Ты носишь – я ношу
Ты спешишь –
Ты спишь –
Ты рисуешь –
Ты сыплешь –
Ты сеешь –
Я ношу – ты носишь
Я прошу –
Я спешу –
Я рисую –
Я сыплю –
Карточка №5
Веселый шоссе
Ясное пастушок
Сухое солнышко
Интересное кошка
Серая путешествие
Карточка №6
Вкусная лапша, душистый ландыш, катаешься на санках, моешься под душем.
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы:
Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ет гру…у. Па…ту…ок …пе…ит домой. Се…тра …шила Са…е руба…ку.
План мероприятий по совершенствованию школьного питания обучающихся
Цель:
1.Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
2.Обеспечение 100% охвата школьников рациональным и сбалансированным горячим питанием в целях сохранения и укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
1. Задачи :
1.Способствовать формированию здоровой личности.
2.Внедрить новые формы организации питания.
3.Обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса.
2. Участники реализации комплексного плана
Участники | Функции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Администрация | · контроль организации питания и качества пищи · поддержание безопасных условий приема пищи · контроль за состоянием обеденного зала и состоянием пищеблока · регулярный мониторинг качества питания · разработка мероприятий по увеличению охвата школьников горячим питанием · просветительская работа по распространению санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса, основ здорового образа жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое обеспечение
Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся
4-е направление – Работа с родителями по вопросам организации школьного питания
5-е направление - Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы Лунева Г.И.
Приказ №9 от 23.03.2015
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИ Ю ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ МКОУ ПЕРЕВАЛЕНСКОЙ ООШ №2
ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Информационная справка
Практика организации питания в нашей школе убедили нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье.
Столовая оснащена оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.
В школьном пищеблоке большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется необходимое холодильное оборудование, предназначенное для хранения разного вида продуктов, причем каждого вида отдельно. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до их непосредственног о приготовления. Кроме того, в обязанности работников пищеблока входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиен ических норм.
В школьной столовой работает 1 человек, имеющий стаж работы. Ношение спецодежды для работника пищеблока является обязательным. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно - гигиенические нормы.
Школьная столовая укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиен ического режима, используются средства дезинфекции в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологическ их норм. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное умывальниками и сушилками для рук.
Большое внимание имеет эстетический вид приготовляемых блюд, поэтому наш повар уделяют этому огромное внимание.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Используется 10-дневное цикличное меню, утвержденное рекомендовано департаментом образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, управлением Роспотребнадзора.
В школе ведутся журналы. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия.
Цель плана мероприятий по совершенствовани ю организации школьного питания: создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
1. Способствовать формированию здоровой личности.
2. Добиться увеличения охвата обучающихся горячим питанием.
3. Внедрить новые формы организации питания.
4. Обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса.
Участники реализации плана мероприятий:
Организация контроля за питанием
Участие родительских комитетов классов
Совет школы
Администрация:
Пропаганда санитарно-гигиен ических знаний среди участников образовательного процесса
Контроль организации школьного питания
Педагогический коллектив:
Совещания;
Семинары;
Организация внеурочной занятости учащихся в занятости кружках и секциях;
Пропаганда здорового образа жизни
Медицинский работник (по согласованию с Подгоренской ЦРБ):
Уроки здоровья
Индивидуальные беседы
Контроль за здоровьем обучающихся
Контроль за состоянием столовой и пищеблока
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Организационно-а налитическая работа, информационное обеспечение
Основные мероприятия |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
1. Организационные совещания организация питания учащихся; организация дежурства и обязанности дежурного учителя и учащихся в столовой; организация питьевого режима учащихся |
Сентябрь, декабрь |
Директор Лунева Г.И. Повар Шабанькова М.И. |
100% охват учащихся 1- 9 классов организованным горячим питанием |
2. Совещание классных руководителей по организации горячего питания |
1 раз в четверть |
Директор Лунева Г.И. |
Проведение мониторинга питания |
3. Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания |
1 раз в четверть |
Директор Лунева Г.И. |
Контроль организации питания |
4. Заседание Совета школы по организации питания с приглашением классных руководителей 1 - 9-х классов по вопросам: охват учащихся горячим питанием; соблюдение санитарно - гигиенических требований; профилактика инфекционных заболеваний; мониторинг организации горячего питания |
Октябрь, февраль |
Совет школы |
Повышение охвата горячим организованным питанием учащихся; |
5. Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, проведение целевых тематических проверок |
В течение года |
Администрация, бракеражная комиссия |
Протоколы проверок |
Методическое обеспечение
Основные мероприятия |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
1. Организация консультаций для классных руководителей 1-9 классов; культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиен ических требований организация горячего питания - залог сохранения здоровья |
В течение года |
Медицинский работник |
Выпуск информационных бюллетеней и методических рекомендаций, повышение информационной просвещенности учащихся, педагогов и родителей |
2. Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся |
В течение года |
Администрация |
|
3. Совершенствовани е нормативно - правовой базы, методической и технологической документации по организации школьного питания |
В течение года |
Администрация |
Пакет документов, соответствующих санитарному законодательству и законодательству по защите прав потребителей |
Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся
Основные мероприятия |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
1.Проведение классных часов по темам: режим дня и его значение; культура приема пищи; острые кишечные заболевания и их профилактика |
Сентябрь, ноябрь, март |
Классные руководители |
Методические разработки классных часов, повышение информационной просвещенности учащихся, педагогов и родителей |
2. Конкурс газет среди учащихся «О вкусной и здоровой пище» |
Учитель ИЗО |
Выставка газет |
|
3. Конкурс среди учащихся «Хозяюшка» |
Учитель технологии классные руководители |
повышение информационной просвещенности учащихся, педагогов и родителей |
|
4. Анкетирование учащихся: Школьное питание; Скажи мне, что ты ешь; Развитие школьного питания; В здоровом теле - здоровый дух; Завтракал ли ты? |
октябрь, февраль, апрель |
Классные руководители |
Результаты анкетирования, оценка культуры питания учащихся |
5. Цикл бесед «Азбука здорового питания» |
1 раз в четверть |
Классные руководители |
Пакет методических разработок, повышение информационной просвещенности учащихся, педагогов и родителей |
6. Работа по оздоровлению обучающихся в летний период (каникулярное время) |
Классные руководители |
Программа работы лагеря |
|
7. Акция «Поставь оценку блюду» |
1 раз в месяц |
Классные руководители |
Повышение качества питания школьников |
8. Размещение информации об организации школьного питания в Интернет - представительств е школы |
Постоянно |
Зам. директора |
Открытость информации для участников образовательного процесса |
Работа с родителями по вопросам организации школьного питания
Основные мероприятия |
Исполнители |
||
1. Проведение классных родительских собраний по темам: совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни дома. Питание учащихся. профилактика желудочно-кишечн ых заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний. Итоги медицинских осмотров учащихся |
сентябрь декабрь, март |
Классные руководители |
Разработки родительских собраний, повышение информационной просвещенности родителей |
2. Индивидуальные консультации медсестры школы «Как кормить нуждающегося в диетпитании», «Личная гигиена ребенка» |
По запросам родителей, классных руководителей |
Медицинский работник |
повышение информационной просвещенности родителей |
3. Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи» |
1 раз в четверть |
Классные руководители, социальный педагог |
Разработки лекций, повышение информационной просвещенности родителей |
Организация работы по улучшению материально-техн ической базы столовой, расширению сферы услуг для учащихся и родителей
Основные мероприятия |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
1. Разработка новых блюд, изделий, их внедрение в систему школьного питания |
в течение года |
Не менее 5 новых блюд за полугодие |
|
2. Приобретение нового оборудования для школьной столовой (по мере необходимости) |
В течение года |
Администрация |
|
3. Организация питьевого режима |
Постоянно |
Соответствие оборудования требованиям санитарного законодательства |
|
4. Проведение С-витаминизации третьих блюд школьного питания |
Постоянно |
||
5. Обеспечение учащихся молочными продуктами |
Постоянно |
Уменьшение заболеваемости среди учащихся |
Программа производственног о контроля организации питания обучающихся.
Объект производственног о контроля |
Периодичность |
Ответственный |
Учетно-отчетная форма |
1. Устройство и оснащение пищеблока |
1 раз в год - август |
Директор Лунева Г.И. |
Акт готовности к новому учебному году |
2. Соблюдение санитарного состояния пищеблока |
Ежедневно |
Повар Шабанькова М.И. |
|
3. Условия хранения поставленной продукции |
Ежедневно |
Повар Шабанькова М.И. |
Температурная карта холодильного оборудования |
4. Качество поставленных сырых продуктов |
Ежедневно |
Повар Шабанькова М.И. |
Бракеражный журнал |
5. Контроль за ассортиментом вырабатываемой продукции, качеством полуфабрикатов и готовой продукции |
2 раза в год |
Повар Шабанькова М.И. |
|
6. Контроль суточной пробы |
Ежедневно |
Повар Шабанькова М.И. |
Журнал учёта суточной пробы |
7. Качество готовой продукции |
Ежедневно |
Повар Шабанькова М.И. |
Журнал готовой продукции |
8. Соответствие веса отпускаемой готовой продукции утвержденному меню |
1 раз в месяц |
Повар Шабанькова М.И. |
|
8. Соответствие рациона питания обучающихся примерному 10- дневному меню |
1 раз в месяц |
Повар Шабанькова М.И. |
|
9. Поточность производственных процессов |
1 раз в полгода |
Повар Шабанькова М.И. |
|
10. Соблюдение личной гигиены учащихся перед приемом пищи |
Ежедневно |
||
11. Соблюдение санитарных правил при мытье посуды |
1 раз в неделю |
Повар Шабанькова М.И. |
|
12. Проверка организации эксплуатации технологического и холодильного оборудования |
Ежеквартально |
Директор Лунева Г.И. |
|
13. Контроль за организацией приема пищи обучающимися |
1 раз в неделю |
Дежурный учитель по столовой, классные руководители |
НОРМАТИВНО-ПРАВО ВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Анализ нормативных правовых документов законодательства Российской Федерации, регламентирующих организацию питания обучающихся в образовательных учреждениях, позволяет сделать вывод о преемственности нормативного правового регулирования в сфере организации школьного питания.
Основными положениями нормативных правовых документов, регламентирующих организацию школьного питания являются:
требования к форме организации горячего питания в общеобразователь ных учреждениях в зависимости от численности учащихся;
требования к организации обслуживания учащихся горячим питанием, график организации питания учащихся;
требования к помещениям и материально-техн ическому оснащению школьных столовых;
требования к качеству и условиям хранения продуктов школьного питания;
основные принципы организации рационального питания учащихся (соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма);
требования к формированию меню, основанные на удовлетворении физиологической потребности школьников в пищевых веществах;
оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня;
сбалансированнос ть питания по содержанию основных пищевых веществ;
совершенствовани е организации производства и управления школьным питанием;
контроль организации школьного питания.
Перечень документов пищеблока:
должностные инструкции сотрудников;
сборник технологических нормативов, рецептур блюд кулинарных изделий для школьного питания;
калькуляционные карты;
документы, подтверждающие качество и безопасность пищевых продуктов (удостоверение качества, сертификат соответствия, ветеринарное свидетельство);
санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе, журнал здоровья;
журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
журнал проведения витаминизации третьих блюд;
журнал готовой пищевой продукции;
журнал учета скоропортящейся продукции;
журнал бракеража готовой кулинарной продукции
инструкции по охране труда и технике безопасности (при кулинарных работах, при приготовлении дезинфицирующих растворов и т.д.)