День профтехобразования статьи в газетах. Классный час: История профобразование в России. Краткая история праздника

Уважаемые преподаватели и мастера производственного обучения, учащиеся системы профессионально-технического образования!

Примите искренние поздравления с важным для всех нас праздником, который ещё раз напоминает о важности подготовки квалифицированных кадров для всех сфер деятельности людей. Терпения Вам, здоровья и благополучия!

Немного истории

В период Второй мировой войны с целью подготовки резерва квалифицированных рабочих кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР» была создана сеть ремесленных и железнодорожных училищ с двухгодичным сроком обучения и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) с шести- и десятимесячным сроком обучения. В специальных ремесленных училищах срок обучения составлял 3-4 года, в художественных - 3 года.

Подготовкой кадров в системе Государственных трудовых резервов руководило Главное управление трудовых резервов.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР», Совету Народных Комиссаров СССР предоставлялось право ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.

В порядке призыва (мобилизации) председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет, а городские Советы депутатов трудящихся обязаны были ежегодно выделять молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

Учащиеся находились на казарменном положении и состояли на полном государственном обеспечении (питание, обмундирование, общежитие, учебники, учебные пособия). На содержание учебных заведений Государственных трудовых резервов с октября 1940 до 1950 года Советское правительство затратило свыше 36 млрд руб.

Все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считались мобилизованными, обязаны были проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР (с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях) и пользовались отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы на государственных предприятиях.

Только в мае 1941 года учебные заведения Государственных трудовых резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,48 млн молодых квалифицированных рабочих. Всего за период 1941-1951 годы система подготовки дала народному хозяйству СССР около 6,3 млн молодых квалифицированных рабочих.

Призыв (мобилизация) молодежи в ремесленные и железнодорожные училища, входящие в систему Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР» был отменён в 1953 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1953 года «Об отмене призыва (мобилизации) молодёжи в ремесленные и железнодорожные училища».

В 1959 году все учебные заведения, входившие ранее в систему Государственных трудовых резервов и большинство ведомственных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1-2 года. В том же году учебные заведения Государственных трудовых резервов были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.(wikipedia.org)

В России отмечается праздник профессионально-технического образования .

История профессионально-технических образовательных учреждений в России насчитывает свыше 300 лет. Первые документальные свидетельства об организации подобных учебных заведений относятся ко времени правления Алексея Михайловича.

Высококвалифицированные кадры нужны в любой отрасли производства. Отсутствие таких специалистов становится проблемой для всей экономики государства. Решением этой задачи уже заинтересовались и в органах федеральной власти. Спрос на специалистов технической направленности, которые могут работать со сложным оборудованием на высокотехнологичных производствах, растет с каждым днем, и авторитет средних профессиональных учебных заведений начинает возрождаться.

2 октября 1940 года Президиумом ВС СССР был ратифицирован указ «О государственных трудовых резервах СССР», который разделил все училища на три вида. В школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) подготовка велась 6 или 10 месяцев, а в ремесленных и железнодорожных училищах – 2 года. Существовали также специальные ремесленные училища, в которых срок обучения длился от 3-х до 4-х лет, а в художественных – 3 года. Набирали в эти учреждения двумя путями: призывом или по желанию.

2 октября является датой ежегодного празднования Дня профтехобразования. Традиционно в этот торжественный день во всех средних специальных технических учебных заведениях проводятся линейки, а студенты организовывают поздравительные концерты для преподавателей.

Сегодня в РФ более 200 тыс. студентов обучаются в 2500 учреждениях начального и среднего профессионального (технического) образования.

Сегодня праздник не простой,
А твой профессиональный!
Желаю жизни золотой,
Чтоб не была она банальной.
Удачи море, воз успехов,
Большой пакет с деньгами,
А в душу – радостных эмоций
Размерчиком с цунами.
Идя по жизни, раздавать
Тебе желаю знания,
Тебя сейчас я поздравляю
С днем профтехобразования!

Другие праздники и памятные даты 2 октября

Еще в XX веке люди с нетерпением ждали прихода почтальона, который приносил им заветное письмо. Сегодня эти бумажные листы почти полностью заменили электронные письма. 2 октября 1971 года Р. Томлинсон …

30.09.2016

В регионе многое делается для обеспечения доступности получения среднего профессионального образования. Из 22 муниципальных районов и городского округа 7 имеют на своей территории профессиональные образовательные организации: Великий Новгород, Старорусский, Маловишерский, Чудовский, Боровичский, Валдайский, Новгородский районы, в 6 районах сохранена подготовка кадров на базе филиалов организаций.

В 2016 году подготовку кадров более чем по 60 профессиям и более 70 специальностям среднего профессионального образования осуществляют:18 - областных организаций;1 - негосударственная и 3 филиала в составе образовательных организаций высшего образования.

Общий контингент обучающихся профессиональных образовательных организаций области насчитывает более 12600 человек, в том числе по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - около 3200 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена - более 9400 человек.

В системе среднего профессионального образования области осуществляют педагогическую деятельность более 820 работника, в том числе в подведомственных профессиональных образовательных организациях - 245 человек.

Стоит отметить, что в системе профтехобразования серьезное внимание уделяется обеспечению доступности образования инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Так, в Боровичском педагогическом колледже созданы условия для обучения инвалидов по зрению с нанесением тактильных полос на пути движения и дублированием основных надписей шрифтом Брайля. В Технологическом колледже создана доступная среда для обучения детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Они обучаются по программам «Гостиничный сервис» и «Прикладная информатика». Данное учреждение является в Новгородской области базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку всей региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи. По сути, этот указ сыграл решающую роль в создании единой государственной системы профессионально-технического образования.
Это праздник преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся профессионально - образовательной системы, которая дает и им путевку в жизнь.

Добавим, история появления профтехобразования идет со времен царской Руси.Первые учебные заведения, дававшие профессиональную подготовку, появились в России в начале 18 века по инициативе Петра Первого при Тульском оружейном заводе, олонецких и уральских горных заводах, в Москве при ткацкой фабрике «Прохоровская трехгорная мануфактура». Для получения рабочих профессий в училища отбирались способные люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Окончившим полный курс обучения присваивалась квалификация ученого мастера.

В России День профтехобразования отмечают 2 октября ежегодно. Это неофициальный праздник, но студенты и преподаватели российских учебных заведений массово его отмечают. Проводятся торжественные концерты и линейки. Этот праздник ещё называют Днём молодого работника. На сегодняшний день в России около 200 тыс. студентов получают образование в специальных технических учебных заведениях.

История системы профтехобразования берёт своё начало ещё во времена правления Петра I, в начале XVIII столетия. Пётр I желал дать образование всем людям, независимо от статуса и материального положения. Именно он впервые создаёт профессионально-технические училища при ткацкой фабрике в Москве, при уральских горных заводах, при Тульском оружейном заводе. На обучение туда принимали способных детей мастеровых и крестьян, а также солдат. Те, кто смог полностью пройти обучение, получали квалификацию мастера.

Стали активно строиться и развиваться фабрики, мануфактуры. Резко возросла потребность в мастерах, которые могли бы освоить работу на новом оборудовании. Нужны были учреждения, где такие мастера смогли бы обучаться.

К началу XX столетия при фабриках и мануфактурах создавали большое количество цехов, где неопытным и молодым специалистам объясняли правила работы на станках и принципы их действия. Образовательные учреждения стали появляться во всех крупных городах. Молодые работники имели прекрасную возможность следить за работой опытных мастеров, учиться у них, перенимать опыт и в дальнейшем трудиться на благо страны.

К 1920 году в России были подготовлены миллионы квалифицированных работников благодаря системе фабрично-заводского ученичества. Но, промышленность ширилась, сельское хозяйство развивалось, и даже эта система не смогла в полной мере обеспечить непрерывный приток новых специалистов.

Расцвет профессионально-технического образования в России

В России необходимо было за небольшой период времени основать систему профессионально-технического образования, которая смогла бы готовить специалистов для новых и действующих предприятий, а также для замены работников, которые в случае военных действий ушли бы защищать страну.

Приказ о создании трудовых резервов был принят 2 октября 1940 года. Молодые люди от 14 до 16 лет призывались на учёбу в железнодорожные и ремесленные училища, а молодёжь от 16 до 17 лет должны были посещать школы фабрично-заводского обучения. Эти училища создали за очень короткий период времени. Молодёжь шла туда обучаться как на добровольной основе, так и путём мобилизации. Студенты были на полном содержании государства. За это мастер, закончивший обучение, должен был проработать 4 года на госучреждении.

В России система профтехобразования после этого не стоит на месте. В 2013 году ПТУ преобразовали в техникумы и колледжи.

В наши дни, 2 октября в День профтехобразования, педагогам выдают гранты и премии, проводятся ярмарки, семинары и лекции, праздничные концерты, выставки, студенты показывают свои умения. Этот праздник затрагивает также и фабрики, концерны и заводы.