Бестужев рюмин константин николаевич. Бестужев-Рюмин Михаил Павлович

14 (26) мая 1829 г. в с. Кудрешки Горбатовского уезда Нижегородской губернии в старинной дворянской семье родился Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, академик Петербургской Академии наук , русский историк и публицист, основатель Высших женских курсов в Петербурге .

Образование Константин Николаевич получил в частном пансионе Л. Ф. Камбека, а затем воспитывался в Благородном пансионе при Нижегородской гимназии. В 1851 г. он окончил юридический факультет Московского университета , но юриспруденцией никогда серьёзно не занимался. В студенческие годы будущий исследователь испытал сильное влияние русских историков Т. Н. Грановского , К. Д. Кавелина, С. М. Соловьёва .

С середины 1850-х гг. К. Н. Бестужев-Рюмин стал помощником редактора газеты «Московские ведомости», пробовал издавать свой журнал «Московское обозрение», а с 1859 г. начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки».

В 1864 г. К. Н. Бестужев-Рюмин стал членом Археографической комиссии и вступил в члены Русского Исторического общества. Тогда же он начал преподавать русскую историю будущему императору Александру III и членам императорской семьи, а также составил для народного чтения книжки «О крещении Руси», «О Владимире Мономахе и его потомках», «О злых временах татарщины», «О том, как росло Московское государство». В 1865 г. учёный был избран доцентом по кафедре русской истории Санкт-Петербургского университета и спустя три года получил степень почётного доктора за диссертацию «О составе русских летописей до конца XIV в.». С 1867 по 1871 гг. Бестужев-Рюмин преподавал русскую историю также в Историко-филологическом институте. Стройная концепция, живые, яркие образы, прочувствованные характеристики придавали большую увлекательность его университетским лекциям; в основу преподавания легло строгое изучение источников, осторожное взвешивание противоположных теорий.

Проведя тщательное изучение русских летописей, учёный доказал, что «Повесть временных лет» является летописным сводом, составленным в XII в. Он провёл текстологический анализ по определению мест позднейших вставок в летописи и показал, что источники древнейших сводов были составлены из ранее созданных отдельных сказаний, погодных записей, списков, редакций и других летописных заметок. Таким образом, Бестужев-Рюмин существенно расширил хронологические представления о начале летописания на Руси и воссоздал широкую картину его распространения.

Будучи убеждённым сторонником женского образования, Бестужев-Рюмин с 1871 г. стал читать лекции по русской истории на Владимирских (Алларчинских) женских курсах. А в сентябре 1878 г. стал официальным учредителем и первым директором Высших женских курсов, которые получили название «Бестужевских».

Главным вкладом К. Н. Бестужева-Рюмина в науку стала критическая разработка проблем источниковедения и историографии. Его основной обобщающий двухтомный труд «Русская история» представлял собой свод источников и их позднейших интерпретаций. У него было много учеников, но принцип «научной объективности», которым он руководствовался, стал причиной отсутствия у исследователя так называемой школы. Он никем систематически не руководил и чувствовал, что к такому руководству был не способен.

В 1884 г. из-за болезни К. Н. Бестужев-Рюмин вынужден был отказаться от преподавательской и общественной деятельности. Тем не менее, в 1890 г. он был избран действительным членом Императорской Академии Наук по Отделению русского языка и словесности.

2 (14) января 1897 г. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин скончался от воспаления лёгких.

Лит.: Бестужев-Рюмин К. Н. Биографии и характеристики. СПб., 1882; Бестужев-Рюмин К. Н. Князь Володимирский Всеволод Мономах и потомки его, Мономаховичи, или о временах княжеских смут и усобиц. СПб., 1865; Бестужев-Рюмин К. Н. О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском. СПб., 1864; Бестужев-Рюмин К. Н. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868; Бестужев-Рюмин К. Н. О том, как росло Московское княжество и сделалось русским царством. СПб., 1866; Бестужев-Рюмин К. Н. Письма К. Н. Бестужева-Рюмина о Смутном времени. СПб., 1898; Бестужев-Рюмин К. Н. Русская история. Т. 1. СПб., 1872; Т. 2. Вып. 1. СПб., 1885; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. С. М. Соловьёва «История России с древнейших времён. Т. XXV » (М., 1875). СПб., 1877; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. Ф. И. Леонтовича «Очерки истории литовско-русского права. Образование территории Литовского государства» (СПб., 1894). СПб., 1896; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. Н. М. Павлова «Русская история от древнейших времён. Первые пять веков родной старины (862-1362 гг.). Т. 1» (М., 1896). СПб., 1896; Бестужев-Рюмин К. Н. Рец. на соч. П. В. Голубовского «История Смоленской земли до начала XV века» (Киев, 1895). СПб., 1898; Киреева Р. А. К. Н. Бестужев-Рюмин и историческая наука второй половины XIX в. М., 1990; Малинов А. В. К. Н. Бестужев-Рюмин. Очерк теоретико-исторических и философских взглядов. СПб., 2005; Платонов С. Ф. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин // Русский исторический журнал. Кн. 8. Пг., 1922; Шмурло Е. Ф. Очерк жизни и научной деятельности К. Н. Бестужева-Рюмина. 1829-97. Юрьев, 1899.



Историк; род. в 1829 г. в деревне Кудрешках Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Первоначальное образование (до 11 лет) получил дома, причем уже в этом раннем возрасте предметами его занятий были Плутарх, Карамзин, современные поэты, с Пушкиным во главе, и иностранные языки. Найдя в отцовской библиотеке много исторических книг (в особенности - по русской истории), он рано пристрастился к этого рода чтению; в особенности сильное впечатление произвел на него Карамзин, о котором он и впоследствии, с профессорской кафедры, всегда отзывался с благоговением, как о первом нашем историке-художнике. "По Истории Государства Российского, - писал он в 1866 году, - мы знакомились с тем, что совершалось в дальние годы; в живых образах являлись нам и великие подвиги и позорные деяния; яркие образы запечатлевались в памяти и на всю жизнь становились светлыми маяками..."

В 1840 году Бестужев-Рюмин поступил в Нижегородскую гимназию, где в числе его товарищей был известный впоследствии профессор Московского университета С. В. Ешевский, а в числе учителей - известный писатель П. И. Мельников, которому ученики его были очень многим обязаны. Мельников, редактировавший одно время "Нижегородские губернские ведомости", привлекал наиболее даровитых учеников к литературным занятиям; под его влиянием и Б.-Р. выступил в 1847 г. на литературное поприще - статьей о "Выбранных местах из переписки" Гоголя. Окончив в том же году курс гимназии, Б.-Р. поступил на юридический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции Соловьева, Погодина, Редкина, Кавелина, Буслаева, Морошкина, Грановского и Кудрявцева, и здесь же окончательно определилась его будущая специальность. По окончании университетского курса Б.-Р. остался в Москве, некоторое время был учителем в кадетских корпусах, в 1856-59 гг. - помощником редактора "Моск. ведомостей", а в 1859 - одним из редакторов журнала "Моск. обозрение", в котором, между прочим, напечатал статью "Современное состояние русской истории как науки". В конце этого года он переехал в Петербург и сделался постоянным сотрудником "Отеч. записок", где явилось немало его статей (между прочим - об истории Соловьева, о сочинениях Кавелина, "Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе" - первое по времени обстоятельное и беспристрастное критическое изложение славянофильства). В это же время вместе с Тибленом он перевел знаменитую книгу Бокля "История цивилизации в Англии" и был одним из редакторов "Энциклопедического словаря" Краевского. В 1863-64 гг. был редактором "Записок" Географического общества и членом Археографической комиссии; в 1864 составил для народного чтения книжки: "О крещении Руси", "О Владимире Мономахе и его потомках", "О злых временах татарщины", "О том, как росло Московское государство". С 1865 занял кафедру русской история в СПб. университете, от которого в 1868 г. получил звание почетного доктора за исследование "О составе русских летописей до конца XIV века". В 1872 году вышел первый том его "Русской истории" (до конца XV столетия, с обширным пропедевтическим введением), тотчас же переведенный на немецкий язык (Митава, 1873); первый выпуск 2-го тома "Истории" (до смерти Ивана Грозного) появился только в 1885 году, и затем этот капитальный труд уже не продолжался. С 1865 по 1882 г. Б.-Р. участвовал в разных журналах и в "Русском энциклопедическом словаре" проф. Березина. В 1882 г. он собрал и издал некоторые из своих статей особой книгой, под заглавием "Биографии и характеристики". С 1878 года по 1882 Бестужев-Р. был председателем Славянского благотворительного общества и в то же время стоял во главе основанных им (1878) в Петербурге Высших женских курсов. В 1882 г. после тяжкой болезни он уехал в Италию, где прожил до 1884 г., а осенью этого года оставил университет. Затем, оставаясь членом Археографической комиссии, он был года полтора редактором "Известий Славянского благотворительного общества", а в послание годы помещал и помещает исторические статьи и рецензии в "Журн. Мин. нар. просвещения" и "Русском вестнике". С 1890 г. - член Академии наук. Капитальным трудом К. Н. Бестужева-Рюмина и солидным вкладом в науку является его "Русская история". В ней он является строгим, серьезным ученым, неуклонно верным принципу исторической объективности. Он представитель и поборник всестороннего изучения истории внешней и особенно внутренней и враг философских теорий, всегда более или менее тенденциозных; в своем изложении он прежде всего дает полный критический обзор источников русской истории, начиная с памятников быта (археологических) и оканчивая памятниками литературы и бытописания; затем переходит к указанию и изложению всех научных трудов и исследований, отмечая их с большой библиографической точностью, так что начинающему заниматься русской историей сразу дается здесь и сырой материал, и различные формы и способы его обработки. Собирая и сопоставляя все труды по русской истории, автор занимает по отношению к ним совершенно спокойное и беспристрастное положение и по возможности воздерживается от решительных приговоров. При изложении событий он везде отделяет историю "былевую" (т. е. внешние факты) от истории "бытовой", или культурной, и дает последней несравненно больший объем, с особенным вниманием останавливаясь на формах жизни семейной, общественной, государственной, религиозной и литературной. При этом везде указываются важнейшие источники и пособия, сопоставляются мнения ученых по каждому отдельному вопросу, и общий вывод является результатом обширного и всестороннего предварительного изучения.

{Брокгауз}

Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (дополнение к статье)

Историк; умер в 1897 г.

{Брокгауз}

Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич

(1829-1897) - историк. В 1851 окончил юридический факультет Московского ун-та, в 60-х гг. начал читать лекции в ун-те. В 1878-82 заведовал Женскими курсами в Петербурге; в 1890 избран академиком. Испытав при установке своих научных воззрений сильное влияние сперва Карамзина, а затем своих учителей по ун-ту - Грановского, Соловьева и др., Б.-Р. не выработал сколько-нибудь оригинальной оценки русского исторического процесса и является в этом отношении идеалистом-эклектиком. Крупные труды его - докторская диссертация "О составе русских летописей" (1868), представляющая собою тонкий и осторожный анализ "начальной летописи", и неоконченная "Русская история", дающая интересные оценки документов и исследований, с тою же характерной для Б.-Р. осторожностью в собственных суждениях, граничащей с расплывчатостью.

Лит.: Шмуpло, Б. Р., Очерк жизни и деятельности К. Н. Бестужева-Рюмина, 1899.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич" в других словарях:

    Бестужев Рюмин, Константин Николаевич (1829 1897), историк. Родился в сельце Кудрешках, Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Он вырос под сильным влиянием Евангелия, Илиады, Орлеанской Девы Жуковского, Евгения Онегина, Плутарха и… … Биографический словарь

    - (1829 1897) российский историк, академик Петербургской АН (1890). В 1878 82 возглавлял петербургские Высшие женские курсы (названные его именем). Труды по русской истории, историографии … Большой Энциклопедический словарь

    Русский историк. Родился в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1851). С 1865 профессор кафедры русской истории… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев Рюмин. Константин Николаевич Бестужев Рюмин … Википедия

    - (1829 1897), историк, академик Петербургской АН (1890). В 1878 1882 возглавлял петербургские Высшие женские курсы (названы его именем). Книги «Русская история» (т. 1 2, 1872 1885), «Лекции по историографии...» (1882). * * * БЕСТУЖЕВ РЮМИН… … Энциклопедический словарь

    К. Н. Бестужев Рюмин … Энциклопедия Кольера

    - (1820 1897) историк, профессор С. Петербургского университета, с 1787 г. председатель Славянского благотворительного общества, хороший знакомый Ф. М. Достоевского. Один из инициаторов организации Высших женских курсов и член Общества для… … Словарь литературных типов

    Историк; ум. в 1897 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Константин Николаевич Бестужев Рюмин Константин Николаевич Бестужев Рюмин (1829 1897) русский историк. К. Н. Бестужев Рюмин родился 14 мая 1829 года в деревне Кудрешки Горбатовского уезда Нижегородской губернии в старинной дворянской семье.… … Википедия

Книги

  • О составе русских летописей до конца XIV века , Константин Николаевич Бестужев-Рюмин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

(1829 - 1897)
Родился в сельце Кудрешках, Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Он вырос под сильным влиянием Евангелия, "Илиады", "Орлеанской Девы" Жуковского, "Евгения Онегина", Плутарха и Карамзина. Влияние последнего на Б.-Рюмина было очень велико: по "Истории Государства Российского" он учился "высокой нравственности", "любить родную землю, любить добро, ненавидеть зло, презирать ложь, лесть и коварство" ("Биографии и характеристики", 205). Нижегородской гимназии и Александровскому институту Б.-Рюмин обязан не столько фактическими знаниями, сколько выработкой литературных вкусов, привычкой к серьезному чтению; один из учителей, П.И. Мельников, будущий автор "В лесах", закрепил в нем любовь к историческому знанию. В эту пору Б.-Рюмин бредил Жорж Занд, жил под обаянием Белинского, вчитывался в Пушкина, ставшего навсегда его любимым поэтом. Первыми печатными работами Б.-Рюмина были критические отзывы о Фонвизине, Озерове, Крылове и об "Избранных местах из переписки" Гоголя ("Нижегородские Губернские Ведомости", 1847). Студенческие годы в Московском университете, на юридическом факультете (1847 - 1851), совпали с реакцией в общественной жизни и с блестящим развитием профессуры в университете. Лекции Редкина, Крылова, Морошкина, Кавелина, Соловьева, Кудрявцева, Грановского, Шевырева, Буслаева, Леонтьева, Каткова, занятия под руководством Погодина определили навсегда умственные интересы Б.-Рюмина. Однако самое обилие крупных научных величин имело невыгодную для Б.-Рюмина сторону: в круговороте взаимно враждебных, притом сильно и ярко выраженных направлений разобраться молодому уму было нелегко. Не примкнув вполне ни к одной школе, Б.-Рюмин испытал на себе воздействие их всех, что впоследствии в значительной степени помешало ему выработать в оценке русской исторической жизни собственную положительную систему. Уступчивый по природе, он и в кардинальном вопросе своего времени - спор "западников" и "славянофилов" - не занял определенной позиции. В этом отношении едва ли не самое сильное влияние оказал на него Грановский, "натура в высшей степени художественная, удивительно изящная, гармоническая, нежная, сосредоточенная": присущее Грановскому стремление к примирению крайностей, убеждение в том, что "время формулировать мнения и взгляды для нас еще не приспело", и вытекающая отсюда медленность в решении "стать в ряды которой либо из враждовавших между собою литературных партий" (Кавелин) - все это характеризует научную и общественную деятельность Б.-Рюмина, всегда исходившего из мысли, что "только разностороннее воззрение может привести к истине". Эта боязнь односторонности и была причиною бледности его научного "я". Материальная необеспеченность и зависимость от случайного заработка долго мешали Б.-Рюмину, по выходе из университета, выйти на ту дорогу, куда влекло его призвание. Последовательно учитель в семье Чичериных (1851 - 54), в кадетских корпусах (1854 - 56), помощник редактора "Московских Ведомостей" под редакцией В.Ф. Корша (1856 - 59), один из редакторов прекратившегося на 2-м номере "Московского Обозрения" (1859), по переезде в Петербург постоянный сотрудник "Отечественных Записок" (1859 - 1865), редактор отдела русской и славянской истории в "Энциклопедическом Словаре" (1861 - 53) и "Записок Императорского Русского Географического Общества" (1863 - 64), он только в 1865 г., заняв кафедру русской истории в Петербургском университете (1865 - 84), получил возможность всецело посвятить себя научной работе. В противоположность Соловьеву, Костомарову, позже Ключевскому, лекции Б.-Рюмина были не столько изображением прошлого под известным углом зрения и освещением всей совокупности явлений исторической жизни русского народа, сколько критическим анализом чужих взглядов и построений. Научный скепсис и недоверчивое отношение к теориям вообще идут у него рука об руку с заботливым желанием предохранить своих слушателей от соблазна jurare in verba magistri. В основу преподавания его легло строгое изучение источников, разбор чужих мнений, особенно спорных, осторожное взвешивание противоположных теорий. Уже первые работы, выдвинувшие его и подготовившие ему путь к кафедре, носят характер преимущественно историографический. Таковы большие статьи: "Современное состояние русской истории как науки" ("Московское Обозрение", 1859, N 1), о сочинениях Кавелина ("Отечественные Записки", 1860, N 4, 6, 8), об истории Соловьева ("Отечественные Записки", 1860, N 9; 1861, N 1), "Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе" ("Отечественные Записки", 1862, N 2, 3, 5). Главный труд Б.-Рюмина - "Русская история" (т. I, СПб., 1872; т. II, вып. I, главы I - IX, СПб., 1885; глава X 2-го тома - "Обзор событий от смерти царя Иоанна Васильевича до избрания на престол Михаила Федоровича Романова" - "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1887, N 7,8), - оригинально задуманный, вырос из лекций и преследовал цель "представить результаты, добытые русской исторической наукой в полтораста лет ее развития, указать на пути, которыми добывались и добываются эти результаты, и, вместе с тем, ввести в круг источников, доступных в настоящее время ученой деятельности". Идеею исторической справедливости и объективности обусловлено желание "дать поболее материалов и указаний для образования собственного суждения". Источники, многоразличные оценки и обработки их, библиография занимают в книге видное место, причем сам автор по возможности избегает высказывать свое собственное суждение. Прием, в силу которого преподаватель сам держался в тени, а вперед выдвигал мнение других, создать школы не мог, тем более что в основном понимании русской истории Б.-Рюмин шел, несмотря не некоторые отличия, лишь вслед за Соловьевым. Не высказав новой, оригинальной мысли, Б.-Рюмин, однако, ярко выразил, последовательно провел и внедрил в сознание принцип всестороннего изучения явлений прошлого, строго научного объективизма, опорой которому служат предварительная критика и тщательный анализ фактов; в этом его заслуга и право на определенное место в русской науке. Уделяя в изложении фактов первое место быту, верованиям и умственному развитию каждой эпохи, Б.-Рюмин практически подтвердил свое положение о важности критического изучения источников обширными и ценными трудами "О составе русских летописей до конца ХIV в.", СПб., 1868 (диссертация, давшая автору звание доктора русской истории, детально выяснившая и оправдавшая старый тезис Строева о древних русских летописях как сборниках, сводах). Кладя в основу исторической работы критику и всесторонний анализ, Б.-Рюмин, при громадной памяти и обширной начитанности (он был большой знаток Библии, Данте, Шекспира, русской литературы, древней и новой), обладал талантом изложения: стройная концепция, живые, яркие образы, прочувствованные характеристики придавали большую увлекательность его университетским лекциям. В 1877 - 82 годах Б.-Рюмин принимал деятельное участие в работах Славянского Благотворительного общества, сперва как один из его сотрудников, позже в качестве главного руководителя; тогда же всей душой отдался он делу Высших женских курсов, основанных при его ближайшем участии (1878) и закрепивших за собой имя "бестужевских". Тяжелая болезнь совершенно расшатала его здоровье и положила конец продуктивной работе. С 1884 г. Б.-Рюмину пришлось отказаться и от профессуры, и от общественной деятельности. Избрание в ординарные академики (1890) было лишь данью его прежним заслугам: большого следа по себе в Академии Наук он не оставил. Наиболее выдающиеся труды Б.-Рюмина (кроме выше отмеченных), в которых полнее рисуются сильные и слабые стороны его как ученого: 1) четыре популярных рассказа (первые два под общим заголовком: "Про былое на Святой Руси"): а) "О крещении Руси, о Владимире Св., о сыновьях его и об монастыре Печерском", СПб., 1864; б) "О злых временах татарщины и о страшном Мамаевом побоище", СПб., 1864; в) "Князь Волод. Всеволод. Мономах и потомки его, Мономаховичи, или о временах княжеских смут и усобиц", СПб., 1865) "О том, как росло Московское княжество и сделалось русским царством", СПб., 1866; 2) "Вступительная лекция в курс русской истории" ("Отечественные Записки", 1865, N 2); 3) "Вступительная лекция в публичный курс русской истории" ("Заря", 1870, N 2); 4) "Несколько слов по поводу поэтических воспроизведений характера Ивана Грозного" ("Заря", 1871, N 3); 5) "Причины различных взглядов на Петра Великого в русской науке и русском обществе" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1872, N 6); 6) "Чему учит русская история" ("Древняя и Новая Россия", 1878, N 1); 7) "Биографии и характеристики. Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг", СПб., 1882; 8) разбор "Истории русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям", М.О. Кояловича ("Журнал Мин. Нар. Просв.", 1885, N 1); 9) "Теория культурно-исторических типов" ("Русский Вестник", 1888, N 5); 10 и 11) биография царя Ивана Грозного и статья о русских летописях в 82-томном "Энциклопедическом словаре" Брокгауза-Ефрона; 12) биография Н.М. Карамзина в "Биографическом словаре русских деятелей", изд. Императорского Русского Исторического Общества; 13) "Письма К.Н. Б.-Рюмина о Смутном времени", СПб., 1898. Ему принадлежит также перевод "Истории цивилизации в Англии", в издании Тиблена (СПб., 1863 - 1865). - Подробную биографию Б.-Рюмина с перечнем трудов (425 N) и указанием литературы о нем, см. у Е. Шмурло, "Очерк жизни и научной деятельности К.Н. Б.-Рюмина. 1829 - 1897", Юрьев, 1899. - Ср. "Воспоминания К.Н. Б.-Рюмина (до 1860), изданные акад. Л.Н. Майковым", СПб., 1900. Е. Шмурло

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Образование. Начало карьеры

К. Н. Бестужев-Рюмин родился 14 мая (26 мая по новому стилю) 1829 года в деревне Кудрёшки Горбатовского уезда Нижегородской губернии в старинной дворянской семье . Известность получили его братья Валериан (1834-1890, прокурор в Самаре, затем председатель окружного суда в Острогожске) и Василий (1835-1910, генерал-лейтенант). Ещё более известен их дядя Михаил Бестужев , казнённый в 1826 году на Кронверкской набережной.

Среднее образование получал: в частном пансионе Л. Ф. Камбека , в Благородном пансионе при Нижегородской гимназии, который в 1844 году был преобразован в (1840-1845); в Нижегородской гимназии (1845-1847). В 1847 году Бестужев-Рюмин поступил на словесный факультет Московского университета, но почти сразу перешел на юридический . В студенческие годы испытал влияние Т. Н. Грановского , К. Д. Кавелина , С. М. Соловьева . После окончания университета (1851) он никогда больше не занимался юриспруденцией. С середины 1850-х годов началась журналистская деятельность Бестужева-Рюмина: он был помощником редактора «Московских ведомостей» , пробовал издавать свой журнал «Московское обозрение» (деньги на издание дал А. И. Лакс), в 1859-1865 годы сотрудничал в журнале «Отечественные записки» .

Первыми статьями Бестужева-Рюмина в области русской истории стали отзывы на работы Б. Н. Чичерина , С. М. Соловьева , в которых он выступил в поддержку государственной школы. Он много работал над переводами, в частности, перевел двухтомный труд английского историка и социолога Г. Т. Бокля «История цивилизации в Англии». В 1861-1869 годах Бестужев-Рюмин - редактор отдела русской и славянской истории в «Энциклопедическом словаре» А. А. Краевского , в 1863-1864 годах - редактор «Записок Императорского Географического общества» , в 1865 году был избран членом Археографической комиссии и вступил в члены Русского Исторического общества. В 1864 году Бестужев-Рюмин был приглашён преподавать русскую историю в царской семье, что свидетельствовало о признании его научных заслуг.

Научные занятия

Несмотря на то, что Бестужев-Рюмин не имел еще магистерской степени , ему предложили занять кафедру русской истории в Петербургском университете . Сверх того он был назначен экстраординарным профессором . Параллельно Бестужев-Рюмин работал над магистерской диссертацией «О составе русских летописей до конца XIV века» .

Изучение русского летописания

Проведя тщательное изучение летописей, Константин Николаевич убедительно показал, что «Повесть временных лет » является летописным сводом, что свод был составлен в XII веке и его могут быть определены. Бестужев-Рюмин поставил своей целью показать, из каких именно частей состояли летописные своды. Он провел текстологический анализ по определению мест позднейших вставок и показал, что источники древнейших сводов были составлены из ранее созданных отдельных сказаний, погодных записей, списков, редакций и т. п. летописных заметок. Это доказывало, что летописание на Руси началось не с ПВЛ, что свод XII века является уже известной формой обобщения более древнего исторического материала. Большая часть ПВЛ относится к или XI веку . Этот памятник Бестужев-Рюмин назвал архивом, где хранятся следы погибших произведений первоначальной литературы. И поэтому то, что считалось взглядом известного летописца, нужно признать взглядом книжников целой эпохи. Таким образом, Бестужев-Рюмин существенно расширил хронологические представления о начале летописания на Руси. Более того, он обнаружил существование и не вошедших в свод материалов, которые дошли в составе более поздних сводов -XVII веков . Он сумел определить и выделить эти несохранившиеся источники, собрал их и дал в качестве приложения к книге со своими комментариями. Так же Бестужев-Рюмин воссоздал широкую картину географии летописания. Стоит подчеркнуть, что Бестужев-Рюмин указывал на возможность субъективной позиции летописца, на его политическую тенденциозность.

Источниковедение

С / учебного года Бестужев-Рюмин стал читать специальные курсы по источникам русской истории и по историографии . Большая смысловая нагрузка лежала на общем методологическом введении, едином для общеисторического и специальных курсов. Оно, фактически, стало само отдельным курсом. Специальные лекции Бестужева-Рюмина нашли отражение в сжатом виде во Введении к 1-му тому его «Русской истории», где автор ставил задачу дать «понятие об истории», указать пути, которыми добиваются научные результаты, ввести в круг имеющихся источников и познакомить с научной обработкой истории.

В лекциях по источникам русской истории Бестужев-Рюмин придавал большое значение источникам как самостоятельному объекту изучения, то есть тому, что впоследствии сложилось в специальную историческую дисциплину - источниковедение. Он неоднократно высказал мысль о том, что материалом для историка служат не только исторические факты, описанные в летописях и грамотах, но и сами эти летописи и грамоты, поскольку в них выразились понятия известного времени, что черпая из источников сведения, необходимо изучать и воззрения писавшего.

Бестужев-Рюмин впервые сказал об отличии исторического источника от исторического исследования. Понятие «источник» Константин Николаевич неразрывно рассматривал с понятием «историческая критика», которое определял как сравнительное изучение текстов, как проверку одного другим.

Много внимания уделял учёный вопросу об определении степени достоверности летописных известий и датировке составления записей. Вместе с тем Бестужев-Рюмин говорил о важности для науки не только подлинных источников, но и ложных, которые могут быть ценны для изучения «внутренней истории».

Одним из первых Константин Николаевич дал полную классификацию источников, в основу которой были положены их внутреннее содержание и форма: летописи , отдельные сказания, жития святых , записки, письма, памятники юридические и акты государственные, памятники словесности - устной и письменной, памятники вещественные, сказания иностранцев . Каждая группа имела развернутую характеристику.

В лекциях по источникам и по историографии Бестужев-Рюмин отводил место истории археографии, обращал внимание на принципы публикации источников.

Историография занимала особое место в течение всей научно-исследовательской и профессорско-преподавательской деятельности Бестужева-Рюмина. Он был первым историком России, для которого историография стала доминантой.

Наиболее значительной работой Бестужева-Рюмина 1850-х годов была статья «Современное состояние русской истории, как науки», опубликованная в «Московском обозрении» за 1859 год . Формально она представляла собой рецензию на первые восемь томов «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева. Но в действительности её содержание было значительно шире. По существу, в ней впервые давалась краткая история развития русской исторической науки с XVIII века до современного автору времени. Большое историографическое значение имеют статьи Бестужева-Рюмина «Различные направления в изучении русской народности», «Методы исторических занятий», цикл из трех статей «Славянофильское учение и его судьбы в русской литературы», в которых учёный отходит от западничества и называет славянофильское учение одним из самых важных явлений в истории умственного развития России. Учёный разрабатывал все основные виды историографических работ: изучение последовательного развития исторической науки, проблемная историография и персоналии.

Курс русской истории

Главный труд Бестужева-Рюмина - «Русская история». Первый том «Русской истории» (до конца XV столетия) вышел в 1872, первый выпуск 2-го тома «Истории» (до смерти Ивана Грозного) появился в 1885 году . В этой работе учёный выступил противником теоретических умозаключений и сам избегал высказывать категоричные суждения. Автор планировал дать сжатую историю от древнейших времен до начала XIX века включительно. Первый том открывает краткое Предисловие и обстоятельное введение методологического характера. Изложение конкретной истории начинается описанием расселения, религии, быта и условий жизни славян и их соседей. Затем оно делится на три периода (варяжский, удельный, татарский) и должно было быть доведено до середины XV века . Это время автор называл началом нового периода в жизни Русской земли, когда на двух её половинах начинали слагаться два государства - Московское на Востоке и Литовское на Западе. Процессы, происходившие в Московском княжестве от Ивана Калиты до Василия Тёмного , вошли в 1-й том. Глава о Литве, написанная, в книгу не вошла из-за большого объема.

Бестужев-Рюмин стал первым историком, кто в общем курсе по русской истории уделил самостоятельное место истории Великого княжества Литовского. Во втором томе изложение доведено до смерти Ивана IV . Вскоре была закончена глава о событиях начала XVII века . В какой-то степени дополняют «Русскую историю» и так называемые письма Бестужева-Рюмина о Смутном времени , изданные уже после смерти автора. Периоду начала XVII века Бестужев-Рюмин всегда уделял большое значение, видя в Смутном времени объяснение многого и для предшествующего, и для последующего. Из-за ухудшения здоровья он не смог закончить третий том. Все рассматриваемые в книге вопросы начинались с обзора существовавших в науке мнений, в примечаниях указывались первоисточники и литература. В его работе на первом месте стояла внутренняя история (бытовая). Много внимания Бестужев-Рюмин уделял развитию земских учреждений (общинному самоуправлению) в Московском государстве.

Исходя из положения Соловьева об истории как народном самосознании, Бестужев-Рюмин утверждал, что только более постоянное, более прочное может быть предметом народного самосознания, только его движение, изменение составляют сущность народной жизни, определяют её рост и развитие. Следовательно, вся внешняя история, подвергнутая беспрерывным изменениям, должна отойти на второй план. На первом плане должна быть более стабильная внутренняя история, так как она преимущественно характеризует общество и народ. Бестужев-Рюмин считал, что история есть изображение развития народа - говорил о составе общества, управлении, суде, верованиях, литературе, о материальном состоянии.

Заслуга ученого состоит в том, что он не ограничивался рассмотрением ведущих княжеств, а равномерно прослеживал историю всех удельных княжеств по отдельности, показывая особенности каждого из них.

Последние годы жизни

С 1860-х годов Бестужев-Рюмин отходит к славянофильскому направлению, хотя вначале критикует его религиозно-философские концепции. В лекциях 1880-х годов учёный занялся проблемой выяснения предпосылок и причин возникновения



Историк; род. в 1829 г. в деревне Кудрешках Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Первоначальное образование (до 11 лет) получил дома, причем уже в этом раннем возрасте предметами его занятий были Плутарх, Карамзин, современные поэты, с Пушкиным во главе, и иностранные языки. Найдя в отцовской библиотеке много исторических книг (в особенности - по русской истории), он рано пристрастился к этого рода чтению; в особенности сильное впечатление произвел на него Карамзин, о котором он и впоследствии, с профессорской кафедры, всегда отзывался с благоговением, как о первом нашем историке-художнике. "По Истории Государства Российского, - писал он в 1866 году, - мы знакомились с тем, что совершалось в дальние годы; в живых образах являлись нам и великие подвиги и позорные деяния; яркие образы запечатлевались в памяти и на всю жизнь становились светлыми маяками..."

В 1840 году Бестужев-Рюмин поступил в Нижегородскую гимназию, где в числе его товарищей был известный впоследствии профессор Московского университета С. В. Ешевский, а в числе учителей - известный писатель П. И. Мельников, которому ученики его были очень многим обязаны. Мельников, редактировавший одно время "Нижегородские губернские ведомости", привлекал наиболее даровитых учеников к литературным занятиям; под его влиянием и Б.-Р. выступил в 1847 г. на литературное поприще - статьей о "Выбранных местах из переписки" Гоголя. Окончив в том же году курс гимназии, Б.-Р. поступил на юридический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции Соловьева, Погодина, Редкина, Кавелина, Буслаева, Морошкина, Грановского и Кудрявцева, и здесь же окончательно определилась его будущая специальность. По окончании университетского курса Б.-Р. остался в Москве, некоторое время был учителем в кадетских корпусах, в 1856-59 гг. - помощником редактора "Моск. ведомостей", а в 1859 - одним из редакторов журнала "Моск. обозрение", в котором, между прочим, напечатал статью "Современное состояние русской истории как науки". В конце этого года он переехал в Петербург и сделался постоянным сотрудником "Отеч. записок", где явилось немало его статей (между прочим - об истории Соловьева, о сочинениях Кавелина, "Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе" - первое по времени обстоятельное и беспристрастное критическое изложение славянофильства). В это же время вместе с Тибленом он перевел знаменитую книгу Бокля "История цивилизации в Англии" и был одним из редакторов "Энциклопедического словаря" Краевского. В 1863-64 гг. был редактором "Записок" Географического общества и членом Археографической комиссии; в 1864 составил для народного чтения книжки: "О крещении Руси", "О Владимире Мономахе и его потомках", "О злых временах татарщины", "О том, как росло Московское государство". С 1865 занял кафедру русской история в СПб. университете, от которого в 1868 г. получил звание почетного доктора за исследование "О составе русских летописей до конца XIV века". В 1872 году вышел первый том его "Русской истории" (до конца XV столетия, с обширным пропедевтическим введением), тотчас же переведенный на немецкий язык (Митава, 1873); первый выпуск 2-го тома "Истории" (до смерти Ивана Грозного) появился только в 1885 году, и затем этот капитальный труд уже не продолжался. С 1865 по 1882 г. Б.-Р. участвовал в разных журналах и в "Русском энциклопедическом словаре" проф. Березина. В 1882 г. он собрал и издал некоторые из своих статей особой книгой, под заглавием "Биографии и характеристики". С 1878 года по 1882 Бестужев-Р. был председателем Славянского благотворительного общества и в то же время стоял во главе основанных им (1878) в Петербурге Высших женских курсов. В 1882 г. после тяжкой болезни он уехал в Италию, где прожил до 1884 г., а осенью этого года оставил университет. Затем, оставаясь членом Археографической комиссии, он был года полтора редактором "Известий Славянского благотворительного общества", а в послание годы помещал и помещает исторические статьи и рецензии в "Журн. Мин. нар. просвещения" и "Русском вестнике". С 1890 г. - член Академии наук. Капитальным трудом К. Н. Бестужева-Рюмина и солидным вкладом в науку является его "Русская история". В ней он является строгим, серьезным ученым, неуклонно верным принципу исторической объективности. Он представитель и поборник всестороннего изучения истории внешней и особенно внутренней и враг философских теорий, всегда более или менее тенденциозных; в своем изложении он прежде всего дает полный критический обзор источников русской истории, начиная с памятников быта (археологических) и оканчивая памятниками литературы и бытописания; затем переходит к указанию и изложению всех научных трудов и исследований, отмечая их с большой библиографической точностью, так что начинающему заниматься русской историей сразу дается здесь и сырой материал, и различные формы и способы его обработки. Собирая и сопоставляя все труды по русской истории, автор занимает по отношению к ним совершенно спокойное и беспристрастное положение и по возможности воздерживается от решительных приговоров. При изложении событий он везде отделяет историю "былевую" (т. е. внешние факты) от истории "бытовой", или культурной, и дает последней несравненно больший объем, с особенным вниманием останавливаясь на формах жизни семейной, общественной, государственной, религиозной и литературной. При этом везде указываются важнейшие источники и пособия, сопоставляются мнения ученых по каждому отдельному вопросу, и общий вывод является результатом обширного и всестороннего предварительного изучения.

{Брокгауз}

Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (дополнение к статье)

Историк; умер в 1897 г.

{Брокгауз}

Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич

(1829-1897) - историк. В 1851 окончил юридический факультет Московского ун-та, в 60-х гг. начал читать лекции в ун-те. В 1878-82 заведовал Женскими курсами в Петербурге; в 1890 избран академиком. Испытав при установке своих научных воззрений сильное влияние сперва Карамзина, а затем своих учителей по ун-ту - Грановского, Соловьева и др., Б.-Р. не выработал сколько-нибудь оригинальной оценки русского исторического процесса и является в этом отношении идеалистом-эклектиком. Крупные труды его - докторская диссертация "О составе русских летописей" (1868), представляющая собою тонкий и осторожный анализ "начальной летописи", и неоконченная "Русская история", дающая интересные оценки документов и исследований, с тою же характерной для Б.-Р. осторожностью в собственных суждениях, граничащей с расплывчатостью.

Лит.: Шмуpло, Б. Р., Очерк жизни и деятельности К. Н. Бестужева-Рюмина, 1899.