Когда были открыты высшие женские курсы. Науки женское лицо. Высшие женские курсы. «Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Женское образование в России появилось только в конце XIX века, первое учебное заведение переродилось в Педагогический Университет. Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов . Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены - женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом - в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию, но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году, в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений, прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году, было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В. И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) - историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет - медицинский. Таким образом, структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы, по сути, стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся - восемь с лишним тысяч человек - Курсы уступали только Московскому университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре - профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас - переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией - одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет - педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом № 1) и учебный корпус на Малой Пироговской, № 29.

Отказав женщинам в получении высшего образования в государственных университетах, и столкнувшись с сильным женским противодействием этому решению – правительство было вынуждено не препятствовать общественной инициативе в виде Высших женских курсов. Они открывались в крупных городах как частные учреждения под ответственность научного деятеля, пользующегося доверием правительства. Первые такие курсы появились в Москве, благодаря профессору В.И. Герье (1872), а через несколько лет – в Санкт-Петербурге под патронажем профессора К.Н. Бестужева-Рюмина (1878).

В 1861 г. В.И. Герье был ещё слишком молод, чтобы принимать участие в историческом заседании Совета Московского университета, обсуждавшем вопрос о женском образовании. Но он уже имел опыт приёма экзаменов у выпускниц женских гимназий, стремящихся работать домашними учительницами, и представлял себе потребность и запрос общества.

Главную цель В.И. Герье видел НЕ В ПРИОБРЕТЕНИИ ЖЕНЩИНАМИ ПРОФЕССИИ, А В ИХ ПРОСВЕЩЕНИИ, ведь женщина – «почётный член общества, МАТЬ И ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА ГРАЖДАН».

«Мы предлагаем КУРСЫ НЕ ФАКУЛЬТЕТСКИЕ, НО курсы предметов ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», – сказал 1 ноября 1872 г. на открытии курсов С.М. Соловьёв . Можно заметить только, что ректор Московского университета не изменил свой взгляд на женское образование – ведь десять лет назад, в 1861 г., он ПРОГОЛОСОВАЛ ПРОТИВ. Интересно отметить, что курсам было отдано здание Первой мужской градской гимназии, которую, в своё время, окончили сам С.М. Соловьёв, М.П. Погодин , Н.В. Бугаев , Н.А. Умов , В.П. Сербский и другие выдающиеся умы.

В связи с данной установкой в первоначальном составе лекторов преобладали гуманитарии: А.Н. Веселовский , П.Г. Виноградов , В.О. Ключевский , С.М. Соловьёв , Н.И. Стороженко , Н.С. Тихонравов , Л.М. Лопатин .

В 1905 г. В.И. Герье на посту директора курсов сменил С.А. Чаплыгин . В 1906 г. был открыт медицинский факультет. А с 1915/1916 уч.г. Московские высшие женские курсы ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ И ВЫДАВАТЬ ДИПЛОМЫ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ.

В сентябре 1918 г. решением Совета Народных Комиссаров РСФСР курсы Герье были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ.

История сохранила имена некоторых выпускниц Московских женских курсов – не в последнюю очередь, благодаря славе их мужей. Муза писателя И.А. Бунина – Вера Муромцева, Белла Розенфельд – художника М. Шагала. Правило сработало и в обратную сторону. Сын первой выпускницы курсов Елизаветы Дурново-Эфрон Сергей Эфрон стал мужем знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, дочери И.В. Цветаева , основателя Музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина .

Поэтическим даром была наделена Мариэтта Шагинян, математическим – Ольга Цубербиллер, преподававшая много лет в Институте тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова. На кафедре геологии Московского университета под руководством А.П. Павлова (кроме его жены) работала Вера Варсанофьева.

Для многих научных работников их жёны становились не только квалифицированными помощницами, но и превращались в самостоятельных успешных исследователей: пример тому, М.В. Павлова – выпускница Киевского института благородных девиц.


Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы открылись 20 сентября 1878 г. в здании Александровской гимназии. Профессорско-преподавательский состав был просто блестящим. Женщинам читали лекции Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов , Вл. Соловьёв, А.Н. Бутлеров, О.Ф. Миллер, И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, А.Е. Ферсман, А.Е. Фаворский, А.Н. Бекетов (бывший фактическим руководителем курсов). Когда в 1906 г., на курсах в Москве был открыт медицинский факультет, в Петербурге – юридический, дававший женщинам право на работу в области статистики.

Первой женщиной, получившей разрешение преподавать на курсах (в то время как С.В. Ковалевской это запретили!), стала выпускница-математик В.И. Шифф. Бестужевские курсы окончила Л.Н. Запольская, читавшая математику на курсах Герье в Москве.

Столичное местоположение наложило отпечаток на функционирование курсов. Население Санкт -Петербурга постоянно участвовало в различных как промонархических, так и антимонархических политических акциях – выступлениях, демонстрациях, кружках. Бестужевки Н.К. Крупская, А.И. Ульянова, Л.А. Фотиева составили в своё время ближайшее окружение В.И. Ленина.

Отметим, что и личность самого К.Н. Бестужева-Рюмина , выпускника юридического факультета Московского университета, не так проста. С одной стороны лояльный профессор истории, согласившийся взять на себя ответственность за создание Высших женских курсов, с другой стороны – племянник декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, казнённого за участие в восстании 14 декабря 1825 г.

Поступавшие на Бестужевские курсы сдавали свидетельство об окончании среднего учебного заведения, справку из полиции о политической благонадёжности, разрешение родителей и 50 рублей в год (с 1889 г. – 100) за слушание лекций.

Первый выпуск 1882 г. – 4 человека из 26.

По окончании курсов выдавалось свидетельство, указывавшее какие предметы были сданы по избранному факультету. Оно не давало никаких прав и для устройства на научную работу следовало сдавать государственный экзамен в университете.

Первые женщины добились этого права в 1911 г. – 13 экзаменов за полный курс университета.

В 1913 г. свидетельство об окончании курсов прировняли к университетскому.

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин

В 1918 г. Бестужевские женские курсы стали 3-м Петроградским университетом, а в 1919 г. объединились с Петроградским университетом.

В МГУ работали бестужевки-профессора: математик П.Я. Кочина , филолог Е.С. Истрина , историк С.И. Протасова .

Рассеянные по стране, выпускницы Бестужевских курсов, старались не терять связи друг с другом.

Университет активно помогал московским бестужевкам готовиться к празднованию 85-летия (1963) и 90-летия alma mater. Женщины собирали архивный и иллюстративный материал, встречались со студентами и преподавателями в Доме культуры на ул. Герцена, а в феврале 1961 г. в Доме культуры на Ленинских горах была организована тематическая выставка. В 1978 г., к 100-летию курсов, бестужевки направили ректору МГУ А.А. Логунову благодарственное письмо .


Говоря о курсистках, невозможно не вспомнить картину «Курсистка», написанную художником-передвижником Н.А. Ярошенко в 1883 г. Портрет находится в Киевской картинной галерее. Неожиданное заключается в том, что это действительно портрет – раз, и ПОРТРЕТ БЕСТУЖЕВКИ – два.

Анна Константиновна Дитерихс
1859–1927

Сестра генерала А.К. Дитерихса, одного из руководителей Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.

Слушательница Бестужевских курсов, увлекалась философией.

Писательница – «Один против всех» (1909), «Подвиг. Восточное сказание» (1912), «Из воспоминаний о Л.Н.Толстом» (1926).

Жена В.Г. Черткова, лидера толстовского движения.

«Был я в Петербурге… Один из старинных знакомых затащил меня в мастерскую какого-то молодого художника. Поглядел я, по обыкновению, с каким-то деревянным благоговением на всю эту обстановку мастерской… и вдруг ожил, очувствовался.
Увидел я одну маленькую картинку. Картинка эта ничем особым не замечательна.
Вот она: девушка лет пятнадцати-шестнадцати, гимназистка или юная студентка, бежит “с книжкой под мышкой” на курсы или на уроки. Таких девушек “с книжкой под мышкой”, в пледе и мужской круглой шапочке всякий из нас видел и видит ежедневно. Одни из нас просто определяют это явление: “бегают на курсы”, другие – “что идут против родителей”, иногда “помирают не своею смертью”. И вот художник, выбирая из этой толпы “бегущих с книжками” одну, самую ординарную, обыкновенную фигуру, тонко подмечает и передаёт зрителю самое главное. Чисто женские девичьи черты лица, проникнуты на картине присутствием юношеской светлой мысли.
ВОТ ЭТО-ТО СЛИТИЕ ДЕВИЧЬИХ И ЮНОШЕСКИХ ЧЕРТ В ОДНОМ ЛИЦЕ, В ОДНОЙ ФИГУРЕ, ОСЕНЁННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛЬЮ, СРАЗУ ОСВЕЩАЛО И ОСМЫСЛИВАЛО И ПЛЕД И КНИЖКУ И ПРЕВРАЩАЛО В НОВЫЙ, НАРОДИВШИЙСЯ, НЕБЫВАЛЫЙ И СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (курсы профессора В. И. Герье).

Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879 года по новому Уставу - 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, основными предметами считались русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Первоначально входившие в число обязательных предметов - физика, астрономия, математика, гигиена - с 1879 года были сокращены. Занятия были платными: 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых . В общем объёме поступавших финансовых средств плата за обучение составляла более 75%; часть средств составляли добровольные пожертвования; с 1875 по 1882 год Московская купеческая управа выделяла по 500 рублей в год на 10 стипендий .

Курсы работали в помещении на Волхонке в 1872-1873 годах, затем, в 1873-1876 годах, - в помещении Музея прикладных знаний на Пречистенке (д. 32) и в 1877-1888 годах - в здании, специально выстроенном для Политехнического музея.

Число слушательниц на курсах было по тем временам довольно высоким: в первый год по открытии курсов доходило до 70, затем до 1878 года оно колебалось между 103-107, а с 1879 года количество слушательниц, постепенно возросло в 1884 году до 213, в 1884-1885 учебном году - до 256.

В 1881 году была введена новая гуманитарная дисциплина - история философии.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в Уставе было специально оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно профессора университета). Среди первых преподавателей были: профессор Ф. А. Бредихин (физика, астрономия), профессор А. Н. Веселовский (русская литература), профессор П. Г. Виноградов (история средних веков), профессор В. О. Ключевский (русская история), ректор Московского университета, профессор В. С. Соловьёв и Л. М. Лопатин (история философии), В. И. Герье (история), профессор Н. И. Стороженко (всеобщая литература), профессор Н. С. Тихонравов (древняя русская литература) , Ф. И. Буслаев (история искусств). С 1877 года историю русского языка и древнерусскую литературу преподавал В. Ф. Миллер . Позже политэкономию преподавал А. И. Чупров , а физику - А. Г. Столетов ; историю зарубежной литературы - профессор А. А. Шахов .

В попечительный комитет курсов входили (Е. К. Станкевич (в девичестве - Бодиско (1824-1904), жена А. В. Станкевича), К. Т. Солдатенков , Е. И. Герье.

За 16 лет курсы выдали 41 диплом, которые давали право на преподавание в высших классах женских гимназий, и 322 студентки сдали выпускные экзамены, что давало право преподавания в младших классах гимназий .

В 1882-1885 годах на курсах училась Мария Павловна Чехова и после окончания их 18 лет была преподавательницей истории и географии в частной московской женской гимназии Л. Ф. Ржевской.

Выпускницей Высших женских курсов была Зинаида Иванова (Н. Мирович), писательница.

Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив приём девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов.

Второй период (1900-1918)

Новые курсы уже не были частным заведением, получая часть средств от Министерства народного просвещения .

На курсах преподавали выдающиеся учёные - В. И. Вернадский (со своим учеником В. В. Карандеевым), С. А. Чаплыгин, С. С. Намёткин , Н. Д. Зелинский , А. А. Эйхенвальд , Б. К. Млодзиевский , А. Н. Реформатский , И. А. Ильин , А. В. Цингер , Б. А. Кистяковский и др. Одной из первых женщин-профессоров стала выпускница курсов О. Н. Цубербиллер (автор многократно переиздававшегося учебника по аналитической геометрии).

С 1910 года профессор Н. Д. Виноградов стал читать курс истории педагогических учений .

1911 год стал этапным в жизни Московских высших женских курсов. В связи с разразившимся конфликтом между Московским университетом и министром народного просвещения Л. А. Кассо (получившем название Дела Кассо) Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых приступили к работе на МВЖК. В целом к 1912 году на курсах работало 227 профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов, более трети которых имели учёные степени доктора или магистра, в том числе: бывший ректор Московского университета А. А. Мануйлов , астроном П. К. Штернберг , математик Н. А. Извольский , биологи М. А. Мензбир и Н. К. Кольцов , физиологи М. Н. Шатерников и Л. С. Минор , философы Л. М. Лопатин ,

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

  • - высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 -...

    Педагогический терминологический словарь

  • - в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье в Москве и Бестужевские в Санкт-Петербурге...

    Современная энциклопедия

  • - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Женское образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 ...
  • - стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге и в Москве в 1869...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. "Люба... поступила на эти курсы... высшие, кажется, они называются... Это теперь начинает входить в моду"... Зачем это обеспеченной девушке из общества? Не понимаю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - мн., Р. ку/рсов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КУ́РСЫ, -ов. Название нек-рых учебных заведений. К. стенографии. К. кройки и шитья. К. по повышению квалификации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ку́рсы мн. Учебные группы, кружки, дающие знания по какой-либо узкой специальности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - В"ысшие ж"енские к"...

    Русский орфографический словарь

  • - Курсы науки, ученія. Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. «Люба... поступила на эти курсы... высшіе, кажется, они называются... Это теперь начинаетъ входить въ моду».....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Часть третья ВЫСШИЕ КУРСЫ

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Высшие Курсы "Выстрел"

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и

7. Высшие Литературные курсы

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

7. Высшие Литературные курсы Темный зигзаг внутреннего пути пришелся на студенчество. После школы Даниил Андреев собирался поступить в университет, но даже к экзаменам "сына контрреволюционного писателя" не допустили. В 1924 году он поступил в Высший Литературно -

Курсы

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Курсы На курсы (повышения квалификации и переквалификации) обычно направляют руководящие кадры, бухгалтеров и специалистов, которым по роду деятельности надо повышать свой профессиональный уровень. Таких курсов много и они весьма разнообразны по специализации,

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Высшие стадии, а также высшие состояния Какова же вторая ведущая роль религии в современном и постсовременном мире? Она состоит в том, чтобы не только открывать доступ к оранжевым и более высоким стадиям, но также и делать созерцательные состояния стержневым элементом

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Петербурге в конце 50-х годов возникли кружки передовой студенческой молодежи, участницами которых становятся молодые прогрессивно настроенные женщины: М. В. Трубникова (дочь декабриста В. П. Ивашева), Н. П. Суслова,

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин

автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин 1924 год. Н. Н. Головин пишет труд «Мысли об устройстве будущей российской вооружённой силы: общие основания». Н. Н. Головин распространяет свой труд среди групп галлиполийцев по всей Европе.1925 год. Организовано 52 кружка «Курсов высшего

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина 1931 год, 31 января. Начинаются чтения по «Высшим военно-научным курсам» Н. Н. Головина в Белграде под руководством генерала Генштаба А. Н. Шуберского.Первый выпуск состоится в 1936 году, 20 сентября, в Русском доме. Курсы окончили 77

Высшие военно-научные курсы

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военно-научные курсы Головин Николай Николаевич (1875–1944), ГШ генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба. Написал книги: «Авиация в минувшую войну и в будущую» (1922), «Тихоокеанская проблема XX столетия» (совместно с адмиралом А. Бубновым –

Высшие женские курсы

БСЭ

Высшие педагогические курсы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ Группа молодых офицеров, прослуживших 2–3 года, была обязана пройти обучение особенностям военной разведки. Туда мы отправились на военной машине и прибыли в назначенный срок. На контрольно-пропускном пункте нас

954. Высшие женские курсы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? - Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. - Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,

Первый зал Музея истории МПГУ посвящен истории первого в мире высшего специального учебного заведения для женщин – Московских высших женских курсов (МВЖК) профессора Владимира Ивановича Герье , давших импульс развития педагогическому образованию в России. Логика экспозиции музея основана на историко-хронологическом принципе, в связи с чем первому залу отводится роль не только сугубо информационная, но и формирующая образ самого учреждения – храма науки, развитие и процветание которого происходит за счет тесного сотрудничества зрелых ученых-педагогов и их молодых учеников.

Экспозиционное пространство зала включает витрины, стенды, диораму «Заседание Ученого совета МВЖК», копию картины Н.А. Ярошенко «Курсистка», рабочий стол учительницы начала ХХ в.

Первая витрина экспозиции иллюстрирует славное начало высшего женского образования в России и мире. В Европе полноценное высшее образование являлось прерогативой студентов-мужчин. Единственным исключением являлся Цюрихский университет в Швейцарии (см. фото 1), первой русской выпускницей которого стала Надежда Прокофьевна Суслова (см. фото 2). В России до 1872 г. женщина не имела право получать высшее образование.

На этом фоне фотография профессора В.И. Герье, помещенная в центре, призвана продемонстрировать величину и значимость этой личности для возникновения и развития Высших женских курсов в Москве. Комментируя фотографии и документы, относящиеся к началу работы МВЖК, экскурсовод знакомит посетителей с тем, как сам В.И. Герье понимал цели и задачи основанного им учреждения, с трудностями, которые ему пришлось преодолеть, реализуя свою идею. Открытие и развитие учебного заведения стало делом жизни Владимира Ивановича и его семьи. Супруга В.И. Герье (см. фото 3) стала одним из меценатов курсов; дочь Софья Владимировна обучалась на МВЖК.

Положение о Курсах, обложка которого помещена в экспозиции (см. фото 4), – результат долгого согласования и редактирования, участие в котором принял сам министр народного просвещения граф Д.А. Толстой. «Утверждаю, в виде опыта, на четыре года» , – такова была высокая резолюция, положившая начало новому для мирового опыта женскому высшему учебному заведению.

Церемония открытия МВЖК состоялась 1 ноября 1872 г. в здании Первой мужской гимназии на Волхонке, в парадной зале (см. фото 5). Курсы, существовавшие на частные пожертвования, не располагали средствами для покупки собственного здания, поэтому учреждение неоднократно переезжало, арендуя сначала помещения Политехнического музея (см. фото 6), позднее – дообщественного деятеля Всеволожского в Мерзляковском переулке (см. фото 7).

Фундаментальность образовательного процесса на Курсах обеспечивали профессора Императорского Московского университета (в наст. вр. МГУ им. М.В. Ломоносова). Фотографии плеяды блестящих профессоров и приват-доцентов Императорского Московского университета, известных ученых и педагогов, основателей собственных научных школ и направлений, позволяют представить ту интеллектуальную среду, в которую погрузились первые курсистки. Обратимся к некоторым из них. В центре экспозиции – фотография именитого историка Василия Осиповича Ключевского (см. фото 8), профессора Императорского Московского университета, подготовившего специальный лекционный курс для МВЖК. Читая свои лекции, изобилующие живыми, яркими образами исторических персонажей и событий, он словно разворачивал перед курсистками неоднозначное и самобытное историческое полотно со взлетами и падениями его героев, прославивших Отечество. С теплотой выпускницы МВЖК вспоминали лекции юного Владимира Сергеевича Соловьева (см. фото 9), начавшего свою педагогическую карьеру на Курсах. Сложность восприятия философских проблем нивелировалась образностью мышления и эмоциональностью лектора. Одним из первых практические занятия с курсистками стал проводить основатель курсов Владимир Иванович Герье, особое внимание уделявший формированию навыков самостоятельного научно-исследовательского поиска у своих учениц. За строгостью и требовательностью профессора скрывалось желание развить таланты курсисток, оценить знания, способствуя их преумножению. Курсы не имели профильной подготовки, однако анализ перечня читаемых дисциплин убеждает нас в том, что они носили историко-филологический профиль. Тем не менее дирекция Курсов ратовала за широкую образовательную базу студенток, которую обеспечивали профессора – специалисты в области астрономии, физики, статистики, химии и др. наук (см. фото 10–20).

Важной вехой в развитии МВЖК стало строительство в 1906–1913 гг. собственных корпусов на Девичьем Поле. Это место в начале ХХ в. представляло собой пустырь на окраине Москвы, о чем говорит панно, помещенное над входом в зал. Предоставленный Московской городской управой земельный участок был отведен под строительство Аудиторного и Физико-химического корпусов, Анатомического театра (см. фото 21–23). Архитектором Аудиторного корпуса, открытого в 1913 г., выступил академик архитектуры Сергей Иустинович Соловьев , спроектировавший здание в стиле неоклассицизма: величественные колонны, пастельные тона, монументальность. Сочетание классических традиций и достижений научно-технического прогресса позволило создать образ будущего храма науки. Так, стеклянную крышу («световой фонарь»), закрепленную целым комплексом металлических конструкций, спроектировал известный архитектор Владимир Григорьевич Шухов .
Курсистки принимали активное участие в революционном движении, выступая вместе со студентами Императорского Московского университета на митингах и демонстрациях. В 1886 г. профессору Герье было сообщено о необходимости закрытия Курсов, в 1888 г. состоялся последний выпуск. Долгих 12 лет преподаватели Курсов были вынуждены работать в частных лицеях и гимназиях, читать лекции при Обществе воспитательниц и учительниц. Только в 1900 г. В.И. Герье получил разрешение возобновить деятельность МВЖК. Работа Курсов началась в составе двух факультетов – историко-филологического и физико-математического. Позднее, в 1906 г., был открыт медицинский факультет. Срок обучения был увеличен с 3 до 4 лет.
Содержание второй витрины не ограничивается портретной галереей преподавателей МВЖК, ведь процесс обучения предполагает диалог, тесную взаимосвязь учителя и ученика. В связи с этим боковые сектора витрины посвящены двум первым выпускницам курсов – Елизавете Петровне Дурново-Эфрон и Анне Егоровне Серебряковой-Рещиковой . Обе девушки были близкими подругами, но судьбы их различны и, увы, печальны. Елизавета Петровна – мать семерых детей (среди которых супруг поэтессы Марины Цветаевой – Сергей Яковлевич Эфрон), была революционеркой, участницей группы «Черный передел». Дважды, скрываясь от полиции, она была вынуждена бежать за границу. В Париже она покончила с собой. Анна Егоровна 25 лет работала агентом Тайной полиции, о назначении ей персональной пенсии перед императором ходатайствовал сам П.А. Столыпин. С приходом к власти большевиков она была арестована, помещена в исправдом. К концу жизни ослепла, не получала поддержки близких, т.к. собственный сын подал заявление об отказе от матери. Скончалась Анна Егоровна в тюрьме. Это лишь малая часть трагической судьбы революционного прошлого Курсов и всей страны, в которой курсистки МВЖК сыграли не последнюю роль.


Педагогический состав курсов в начале ХХ в. пополнился новыми именами. В 1911 г. в результате попытки министра народного просвещения Л.А. Кассо ограничить автономию университетов ряд профессоров и приват-доцентов Императорского Московского университета покинули его стены и перешли на работу на МВЖК. Среди них был Николай Дмитриевич Зелинский – создатель первого в мировой истории угольного противогаза, спасшего в Первую мировую войну миллионы жизней русских солдат. Николай Дмитриевич одним из первых откликнулся на печальный итог битвы при Ипре – первой с применением химических газов. Мировая наука искала эффективный абсорбент, и русский ученый предложил простой и дешевый метод, позволявший нейтрализовать (абсорбировать) вредные испарения. На МВЖК начал свою работу Дарвиновский музей, основатель которого профессор Александр Федорович Котс вел практические занятия по анатомии животных и читал курс лекций по дарвинизму. Вскоре коллекция чучел животных и птиц, хранившаяся в скромной квартире ученого, переехала в Аудиторный корпус МВЖК. Постоянно увеличиваясь, она вскоре заняла весь третий этаж корпуса, в коридорах и аудиториях которого стояли витрины с чучелами. Курсистки разделяли страстное увлечение профессора, участвуя не только в препарировании, но и в изготовлении чучел. Фотографии А.Ф. Котса с супругой (его ученицей) и др. курсистками МВЖК представлены в витрине (см. фото 25–26). В 1913 г. А.Ф. Котс принял решение передать коллекцию МВЖК, решив, что столь богатое собрание не может принадлежать одному человеку. К тому времени она была перемещена в отдельное здание Музея (1907 г.), директором которого до конца своей жизни (1964 г.) был А.Ф. Котс. Тесные связи с Дарвиновским музеем наш Музей сохраняет и поныне. Примером взаимодействия двух коллективов стала выставка «Ровесники», проходившая в 2012 г. в Дарвиновском музее. Фотоотчет об этом событии представлен во временной экспозиции зала.
В 1905 г. Курсы оказались вовлеченными в вихрь революционных событий. Основатель МВЖК В.И. Герье, консерватор по убеждениям, стремившийся оградить своих учениц от революционных влияний, лишился поста директора, однако не оставил без своего внимания Курсы: для успешных в обучении курсисток им и его супругой была введена именная стипендия. Получив возможность самим выбирать директора, курсистки избрали Владимира Ивановича Вернадского – выдающегося отечественного кристаллографа и минеролога. Но он вскоре был избран помощником ректора Императорского Московского университета и поэтому оставил пост директора МВЖК. Состоялись новые выборы, в результате которых Курсы возглавил Сергей Алексеевич Чаплыгин (см. фото 24) – крупный ученый и хороший администратор, которому удалось улучшить учебно-научную и административно-хозяйственную часть МВЖК. Его исследования в дальнейшем послужат развитию отечественного самолетостроения. В 1929 г. он будет избран академиком АН СССР.

Состав профессоров МВЖК позволял обеспечивать высокий уровень преподавания, способствовал повышению авторитета Курсов и привлекал на них большой поток слушательниц. Работой МВЖК в тот период руководил Ученый совет во главе с ректором Императорского Московского университета академиком С.М. Соловьевым . Одно из заседаний Совета представлено на диораме, помещенной в центре экспозиции зала. На переднем плане выделяются фигуры С.М. Соловьева и директора Курсов С.А. Чаплыгина, ведущих оживленную беседу. Их окружают преподаватели, также вовлеченные в обсуждение перспективных научных исследований, насущных проблем работы МВЖК, учебы и поведения отдельных курсисток. Заседание проходит в Зале Ученого совета Аудиторного корпуса. Традиция сохраняется: в настоящее время заседания Ученого совета МПГУ проходят в этих стенах, хранящих память о событиях начала XX столетия.
Среди преподавателей МВЖК выделялась фигура профессора Ивана Владимировича Цветаева (см. фото 27) – крупного коллекционера и ценителя античной древности. Его коллекция положила начало собранию Музея изящных искусств (в наст. вр. – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), основателем которого стал Иван Владимирович.

Вторая половина экспозиции позволяет персонифицировать историю МВЖК через учебу и быт его выпускниц. Перед посетителями зала – рабочий стол учительницы начала ХХ в. На нем можно увидеть печатную машинку, письменный прибор, записную книжку учительницы, учебные книги для подготовки к занятиям. Здесь же расположен в раскрытом виде выпускной альбом студенток медицинского факультета (1912 г.), в котором представлены фотографии выпускниц и преподавателей, а также фото из клиник МВЖК – детской, акушерской, хирургической, анатомического театра. Перелистывая альбом, посетители знакомятся с учебной деятельностью медицинского факультета МВЖК, его сотрудниками и выпускницами.

Рабочий стол невозможно представить без его обладательницы. Возможно, ею была выпускница Бестужевских женских курсов Анна Дитерихс , ставшая моделью для художника Н.А. Ярошенко при написании картины «Курсистка». Ее копия хранится в зале. Перед нами скромно одетая девушка, укрывшаяся темной шалью от непогоды. Обычное лицо с правильными чертами вряд ли бы привлекло посторонний взгляд, если бы не глаза. Одухотворенный, сосредоточенный и в то же время немного отрешенный взгляд девушки, спешащей на занятия и прижимающей охапку книжек, привлекает наше внимание. Перед нами образ курсистки – девушки, стремящейся не только к знаниям, истине, но и к справедливости в обществе. Глеб Успенский увидел в «Курсистке» «новый народившийся небывалый и светлый образ человеческий».

Учебная деятельность курсисток представлена на отдельном стенде. Особый раздел – поступление на Курсы. В соответствии с требованиями времени девушки сдавали не только аттестат, две фотографии, автобиографию и справку о состоянии здоровья, но и свидетельство генерал-губернатора о нравственном поведении и политической благонадежности (см. фото 28), разрешение старшего мужчины в семье или супруга (см. фото 29). Эти документы позволяют сформировать представление о дискриминации женщины, которая вынуждена была доказывать свое право на получение высшего образования.

Расписания учебных занятий, списки слушательниц, экзаменационные ведомости по различным предметам, индивидуальные экзаменационные листы, предметные книжки и студенческий билет начала ХХ в. – все эти неизменные атрибуты учебного процесса может увидеть посетитель. Фотографии читальни, курсисток на учебных занятиях, учебных клиник МВЖК, коллективные фото с преподавателями позволяют представить атмосферу, в которой учились и работали девушки.

В стеклянной витрине находятся приборы и медицинские инструменты, которыми пользовались во время занятий курсистки физико-химического и медицинского факультетов. Здесь же слайды для «волшебных фонарей», транслировавшиеся на белое полотно с помощью диапроектора (также представлен в экспозиции зала). Среди нанесенных на стекло изображений – шедевры русской живописи, зарисовки художников, а также пособия по ботанике и микробиологии (строение бактерий, клеток и пр.). Принципы иллюстративности и наглядности применялись и на занятиях по истории искусств, которые проводил упоминавшийся выше И.В. Цветаев. Посвятивший себя изучению мирового искусства, он стремился сформировать художественный вкус у своих учениц, демонстрируя им гравюры, зарисовки скульптурных композиций. Коллекция ученого представлена в витрине.

Следующий стенд посвящен быту и досугу курсисток. Занятия на Курсах продолжались с раннего утра до позднего вечера, питание организовано не было. В заключении врача, датированного 1904 г. (см. фото 30–31), констатировалось, что среди курсисток массово распространены желудочно-кишечные заболевания. Позднее были открыты чайная и столовая, сельный дом с организованным питанием и прачечными (см. фото 32). На стенде представлены фотографии интерьеров домашних комнат и комнат в сельных домах. Предъявив корешок свидетельства и две фотографии, курсистка могла получить билет III класса со скидкой для проезда из пригорода в Москву (см. фото 33).


Обучение продолжало оставаться платным, тем не менее среди курсисток из дворянства и купечества стали появляться девушки из семей средних чиновников. Для помощи нуждающимся студенткам было создано Общество взаимопомощи. Денежные средства изыскивались за счет продажи книг и открыток, печатавшихся в собственной типографии (образцы печатных изданий представлены в экспозиции).

Как уже говорилось, курсистки были активно вовлечены в революционное движение первых десятилетий ХХ в. Несмотря на надзирательниц, следивших за политической благонадежностью девушек (среди них госпожа В.М. Поццо, педантично исполнявшая свои обязанности, письмо к ней курсисток представлено на стенде), они регулярно задерживались полицейскими на студенческих демонстрациях и митингах. О политических убеждениях курсисток и их участии в революционных событиях свидетельствуют донесения полицейских, расположенные на стенде. Среди экспонатов – письмо В.И. Герье к отцу одной из курсисток, задержанных во время митинга в Манеже. Являясь консерватором по убеждениям, В.И. Герье постоянно вступал в конфликты со своими ученицами, пытаясь воспрепятствовать их революционным увлечениям. В 1903 г. директору Курсов была нанесена публичная пощечина курсисткой Свиридовой, обвинившей Владимира Ивановича в сотрудничестве с полицией. Она была задержана и доставлена в полицейский участок, однако В.И. Герье обратился с заявлением о прекращении ее преследования. Он писал: «Я считаю несовместимым… ни с моими личными убеждениями, ни с моей многолетней педагогической деятельностью в области женского образования привлечение к судебной ответственности девушки…» (полный текст прошения представлен на стенде).

Образ курсистки-революционерки типичен для того времени. Смысловое завершение он получает в галерее фотопортретов выпускниц МВЖК – деятельных участниц Революции 1917 г. Среди них – супруги известных большевиков, революционерки О.П. Ногина (см. фото 34) и Н.Н. Тиц-Скворцова (см. фото 35).

О признании важной роли МВЖК в революционных событиях 1917 г. свидетельствуют посещения курсов В.И. Лениным, Н.К. Крупской и Н.А. Семашко . В.И. Ленин трижды выступал в 9-й аудитории Аудиторного корпуса, которая стала носить его имя. Супруга вождя, известный советский педагог, поддерживала тесные связи с преподавательским коллективом Курсов, многократно их посещала.

Логическим завершением экспозиции становится фотогалерея выдающихся выпускниц МВЖК (ввиду ограниченности экспозиционного пространства помещено лишь несколько фотографий). Среди них: первая женщина – доктор геолого-минералогических наук В. Варсанофьева , супруга известного писателя, лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина В. Муромцева ; супруга и муза известного художника М. Шагала Б. Розенфельд ; советская поэтесса М. Шагинян ; Н. Ладыгина-Котс – супруга упоминавшегося ранее А.Ф. Котса, зоопсихолог; О. Цубербиллер – одна из первых женщин-математиков; Е. Белоцерковская – заслуженный учитель школы.

В сентябре 1918 г. МВЖК решением СНК РСФСР (см. фото 36) были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ. На стенде представлены фотографии, иллюстрирующие учебную деятельность и повседневную жизнь студентов и преподавателей Университета.

В 1919 г. вуз покинул С.А. Чаплыгин, возглавлявший МВЖК–2-й МГУ с 1905 г. Пост директора 2-го МГУ занял С.С. Наметкин (см. фото 37) – основатель нефтехимической науки, в дальнейшем академик АН СССР. В 1924 г. вуз возглавил А.П. Пинкевич (см. фото 38) – выдающийся отечественный педагог, организатор высшей педагогической школы в СССР.

Важнейшим событием в истории 2-го МГУ стало открытие педагогического факультета, определившее направление деятельности и дальнейшую судьбу Университета на долгие десятилетия. С окончанием гражданской войны ключевой в политике большевиков была борьба за ликвидацию безграмотности населения. В связи с этим было закономерным решение о подготовке квалифицированных учителей в системе университетского образования. Первый в стране педагогический факультет был организован на базе 2-го МГУ, в котором сохранились высококвалифицированные кадры, научно-педагогические традиции и неплохая материальная база. Основателем и его первым деканом стал известный педагог-психолог К.Н. Корнилов (см. фото 39).

Высокую планку, поднятую профессорско-педагогическим составом МВЖК, поддерживал и коллектив 2-го МГУ. Со студентами работали талантливые педагоги и ученые, научные достижения которых в дальнейшем обеспечили им высокие звания и общемировую известность: А.В. Шестаков (см. фото 40) – автор первого массового учебника по истории СССР для 3–4-х классов средней школы, доктор исторических наук, академик АН СССР, специалист по аграрной истории России; М.В. Нечкина (см. фото 41) – доктор исторических наук, академик АН СССР и АПН СССР, специалист по истории декабристов и революционного движения в России XIX в., В.П. Кащенко (см. фото 42) – именитый врач, дефектолог и педагог; Л.С. Выготский (см. фото 43) – известный отечественный психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.


Послушать выступление выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева в Главном корпусе МВЖК – 2-го МГУ в 20-х гг. XX в. – собиралось столько народа, что очередь желающих тянулась далеко за пределы корпуса.

Став в ходе своей истории признанным лидером в системе высшего педагогического образования, МПГУ внёс весомый вклад в развитие народного образования, науки и культуры. Традиции университета, слава его научных школ, качество и уровень образования его воспитанников закладывались такими корифеями, как Д.Н. Анучин, Ф.А. Бредихин, В.И. Вернадский, А.Н. Веселовский, П.Г. Виноградов, В.И. Герье, Ю.В. Готье, И.И. Жегалкин, Н.Д. Зелинский, Н.К. Кольцов, В.О. Ключевский, М.К. Любавский, М.А. Мензбир, Б.К. Млодзеевский, П.И. Новгородцев, Д.М. Петрушевский, А.Н. Реформатский, Н.И. Стороженко, С.М. Соловьёв, В.С. Соловьёв, П.Н. Сакулин, Н.С. Тихонравов, С.А. Чаплыгин, П.К. Штернберг, И.В. Цветаев, А.А. Эйхенвальд и др.

Лучшие традиции МВЖК – 2-го МГУ – МГПИ – МПГУ хранили, развивали и приумножали выдающиеся учёные В.Н. Бочкарёв, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский, С.С. Намёткин, А.П. Пинкевич, В.И. Пичета, А.В. Шестаков и др.

Первый зал лишь приоткрывает завесу удивительной эпохи Курсов профессора В.И. Герье рубежа XIX – XX вв., дальнейшую историю развития МВЖК–МПГУ посетители смогут увидеть через экспонаты других залов Музея истории МПГУ.